Влияние родителей на конкретные отношения детей. Влияние родителей на формирование детей. Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Эмоциональное выгорание чревато сильнейшим раздражением, злостью, усталостью, отсутствием контроля над эмоциями. Ребенку же необходимы психически здоровые и эмоционально стабильные родители, а это возможно только при переключении с роли на роль: с матери на жену, с жены на дочь, с дочери на подругу, с подруги на коллегу. Именно поэтому так важно не забывать, что вы не только мама и папа, но еще и муж и жена.

    Ребенок же в такой ситуации почти всегда подвергается гиперопеке, что негативно сказывается на его развитии.

    Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей

    Свое недовольство друг другом родители нередко переносят на ребенка. Негативные чувства, которые неосознанно хочется выплеснуть на супруга, перенаправляются на детей в виде нетерпимости, недоверия и даже физических наказаний. Пытаясь воспитывать друг друга, родители не задумываются о том, что используют сына или дочь в качестве эмоциональной разрядки. А между тем, у ребенка, растущего в такой атмосфере, формируется комплекс неудачника из-за постоянной неуверенности в себе и в своих возможностях.

    Влияние родительского отношения на развитие ребенка.

    Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между прародителями и родителями, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Семья для ребенка – место его рождения и основная среда обитания. В семье у него есть близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть.

    Семья один из важных факторов развития личности ребенка. Семья определяет ценности и смыслы ребенка, его отношение к себе, его самооценку, паттерны поведения. Семья определяет его полоролевую идентичность. В семье закладывается «Я» ребенка, его представления о себе, о своих возможностях и способностях. Семья может быть источником психического здоровья и психической травмы ребенка.

    Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.

    «Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь.» (Воспитание любовью и логикой.1995)

    Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реальной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи. Больше всего благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

    Есть определенное отличие семейного воспитания от воспитания общественного. Семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья строится на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы. Проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Это дает ребенку непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

    Эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Недополучивший родительской любви ребенок, вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности.

    Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

    Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства к родителям». (А.И.Захаров).


    Существуют определенные стадии в жизни детей, когда влияние родителей может во многом определить всю их дальнейшую судьбу. Эти основные стадии можно назвать судьбоносными.

    Первой стадией, во многом определяющей жизнь ребенка, является момент зачатия. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».
    Главной Божьей целью соединения двоих в одну плоть, является продолжение человеческого рода, появление новой жизни, рождение новой души. Понятие «душа» тесно связано с эмоциями, восприятием мира через ощущения и сознание, мышление. Поэтому, когда две души соединяются и происходит зачатие новой души, важны их мысли, эмоции, настрой и отношение к зачатию ребенка. Тайна создания Богом новой жизни весьма велика. И творцами ее является не только Господь, но и отец с матерью. Если они хотят иметь наследие, желают появления ребенка, то при формировании новой души закладывается информация о том, что она значима, желанна и любима. Такая позиция родителей закладывает позитивное отношение ребенка к себе и окружающему миру на всю оставшуюся жизнь.

    Если родители соединяются только чтобы удовлетворить похоть плоти с мыслями: «Не дай Бог забеременеть», а это все же происходит, то изначально в душу ребенка закладывается информация о том, что он нежелателен, не нужен, а значит, не любим. Такое отношение и мысли родителей откладывают отпечаток отвержения, низкой самооценки ребенка на весь период его жизни. Мы знаем, что крепость и устойчивость любого строения зависят от кладки фундамента с момента начала строения. Также и при зачатии новой жизни человека это играет огромную роль. С какими мыслями мы воспринимаем беременность, как и что мы думаем о будущем ребенке, такими мыслями будет наполнен он сам и его будущая жизнь.
    Мысли, эмоции, настрой родителей в период зачатия являются фундаментом для последующей жизни ребенка. «Каковы мысли в душе его, таков и он». (Соломон) От наполнения мыслей ребенка зависит, будет ли их ребенок обладать крепким душевным и психическим здоровьем, стабильностью, радостным мироощущением, наполнен любовью и позитивным принятием себя, других людей. Либо будет иметь заниженную самооценку, чувство неполноценности, ненужности себя в этом мире с последующими продолжениями, которые могут «всплыть» в период кубертата в виде: ссор с родителями, уходом в себя, плохую компанию, употребления наркотиков, алкоголя.

    Вторая стадия жизни ребенка – это жизнь в утробе матери. Ребенок является на этот период одним целым с матерью. Поэтому любые смены настроения, тревоги, страхи, волнения также переживаются маленькой душой. Если будущая мать постоянно испытывает стрессы, у ребенка идет поражение на уровне центральной нервной системы. Эти дети впоследствии крикливы, страдают бессонницей, могут отказываться от естественного вскармливания. Также в этот период следует особо беречься от различных инфекционных заболеваний, т.к. некоторые из них, такие как корь, скарлатина, краснуха вызывают повреждения психического развития, ДЦП, появление аномалии, которые связаны с недостатком развития слуха, зрения и двигательной активности. Для будущей матери и ребенка очень важна психологическая и моральная поддержка отца в этот период. Настроение обоих родителей, состояние их души, также тесно связано с душой ребенка и имеет те же последствия, положительные или отрицательные, в зависимости от отношения родителей, как и в момент зачатия. Часто нежелание иметь ребенка другого пола (например: «я хочу только девочку», а родился мальчик), впоследствии может сказаться на сексуальной ориентации ребенка, а также быть связано с чувством отвержения. Матери следует помнить, что малейшие смены настроения также переживает внутри ребенок, только для него эти переживания воспринимаются во много раз сильнее.Отцу также необходимо проявлять непрестанную заботу о комфортности будущей матери. Если хорошо будущей матери, то также хорошо и будущему ребенку в ее чреве.

    Третья стадия – период рождения ребенка. Идет отделение его от матери при появлении на свет. Хотя физически они уже разделены, но продолжают быть связаны в душевной сфере. Как прошли роды у матери, могут во многом определить дальнейшую судьбу новорожденного ребенка. Для ребенка роды являются большим стрессом. Ему надо пройти сложный и первый для него путь, и если женщина в этот период будет отвергать внутренне ребенка и думать только о себе, причиненной ей боли, это значительно затруднит этот процесс для него. Последствие таких родов может проявиться в боязни детей оставаться в одиночестве, трусости, излишней привязанностью к матери. Особая капризность, малодушие, боязливость, себялюбие часто являются результатом стресса, пережитого во время родов. Когда родители не ждали ребенка, не радовались ему, не пеклись о нем и роды были нежелательными, душевные потрясения младенца усугубляются. Дети, пережившие душевный и физиологический стресс, впоследствии находят утешение в таких физиологических средствах как табакокурение, наркотики. Важным моментом является выбор имени ребенку. В библейские времена этому придавалось большое значение. Выбор имени имел также судьбоносный характер, выявлял отношение родителей к ребенку и определял во многом его дальнейшую судьбу.

    Четвертая стадия охватывает период от момента рождения до трех лет ребенка. Многие педагоги, ученые считают, что все основные этапы будущего развития ребенка закладываются в этот период. Не зря существует поговорка: «Ребенка воспитывают, пока он лежит поперек кровати, когда вдоль – уже поздно». Поэтому крайне важно матери не оставлять надолго в этот период ребенка. В некоторых культурах мать никогда не покидает ребенка до 5 лет. Чем меньше возраст ребенка, тем больший он испытывает душевный стресс при разлуке с матерью. «Он испытывает состояние ужаса, страха, подобно падению в пропасть» (Гармаев). Недаром африканские и вьетнамские матери привязывают ребенка к себе и постоянно носят с собой. В этот период ребенок постоянно нуждается в нашем присутствии, ласке, объятиях. По мнению врачей и психологов, любой ребенок нуждается в объятиях как минимум 4 раза в день (также и взрослый человек). Ему очень важно знать, любим ли он, слышать эти слова любви каждый день то нас. Если родители этого не делают, дети испытывают голод по любви, эмоциональную и духовную нужду. Часто родители слишком заняты удовлетворением физического голода детей, состоянием его тела: похудел он или слишком поправился? Но редко кто знает и вспоминает об эмоциональном голоде детей, который так же как физический может привести к необратимым процессам в жизни ребенка.

    Пятая стадия влияния родителей на жизнь детей приходится на возраст 13 лет. Это период полового развития ребенка, который сопровождается интенсивным ростом различных частей тела. Детям бывает очень тяжело и трудно в этот период. Им кажется, что их тело «сошло с ума» или превратилось в «сплошные ноги». Непропорциональность и некрасивость тела и одновременно желание нравиться другому полу часто вызывает внутренний конфликт. Сознание не всегда успевает за изменениями тела. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость становятся спутниками взросления ребенка, периода кубертата. В связи с перестройкой организма, «бурлением гормона», подростку трудно бывает объяснить свое непредсказуемое поведение. Порой для него самого является неожиданностью его резкое сопротивление родителям, крики, хамство и прочее. Крайне важно в этот период для родителей продолжать проявлять такт, уважение и любовь к подростку, каким бы «провокационным» не было его поведение. На все его негативные проявления являть любовь. Взрослым следует смотреть на вызывающее поведение подростка как на временную болезнь. При умелом и терпеливом подходе взрослых ее течение пройдет легче, быстрее и менее болезненно для детей. Несмотря на взрывчатость, неуживчивость подростка в это период, не переставайте говорить ему слова любви, проявлять уважение. Скажите ему, как он ценен и важен для вас, что если бы перед вами поставили всех детей, какие только есть на свете и разрешили заново выбрать себе ребенка, то вы непременно выбрали бы только его (ее). Правильное отношение родителей к детям в подростковый период служит им единственным твердым основанием, крепким причалом для их бурных переживаний роста, гормональных страстей. Чем стабильнее будет поведение родителей, тем спокойнее и защищеннее будут чувствовать себя дети. Проявлением любви и уважения вы поможете им избежать множества неправильных действий и поступков в этот период и заложить правильный фундамент для дальнейших отношений.

    Не всегда плохое поведение подростка является только проявлением особенности его возраста. Иногда этим источником являются сами родители. Бывают не только проблемы с поведением у детей. Бывают проблематичные родители. То, как вели себя родители по отношению к ребенку или друг к другу, начинает в этом возрасте проявляться у детей. Они начинают разворачивать опыт поведения, накопленный за эти годы в семье. Присмотритесь повнимательней, может вы увидите в его неприятном поведении отражение своего поведения, ранее допущенное вами по отношению к нему или другим членам семьи? Может это нам самим порой надо покаяться перед Богом за свое поведение, а не наказывать и стыдить детей?

    Шестая стадия является моментом, когда мы отпускаем наших детей в период их замужества или свадьбы. Нам бывает очень тяжело отпускать самое дорогое, во что было вложена вся наша жизнь. Отдать эту жизнь в ее собственные руки и вручить другому, благословить и отпустить, перестать контролировать и руководить дальнейшей жизнью детей – важный момент в становлении дальнейших отношений детей и родителей. Это стадия прекращения активного воздействия и влияния родителей на детей. Если дети нас уважают, ценят и любят и мы действительно смогли стать авторитетом для них за годы совместного проживания, они сами будут искать нашего совета и встречи с нами. Никогда не будьте навязчивы. Чтобы наш сын (дочь) смогли прилепиться ко второй половине и стать одно с ней, а не с нами одно, мы должны отпустить и отдать их жизнь в их руки. Пытаясь удержать бразды правления новой семьи, мы разрушаем ее, не даем ей родиться, сплотиться в одно целое.
    Седьмая стадия характеризуется влиянием детей на родителей. Можно назвать ее стадией жатвы. Когда мы пожилые, благословляют ли нас наши дети? Какой плод смогли вырастить мы? То, что мы сеяли, то и пожнем. Если мы были благочестивой матерью (отцом), были благословением для наших детей, то теперь наши дети будут благословением для нас. Если мы только ругали, были недовольны, всегда придирались и часто унижали наших детей, то мы не сможем пожать полноты родительского урожая радости и ощутить их благодарность, уважение и любовь по отношению к нам.

    Часто отношения раздоров, ссор и проклятий передаются из рода в род, из поколения в поколение. Это является своеобразным кругом, который трудно разорвать. Чудо Евангелия, благая и радостная весть заключается в том, что Господь, Иисус Христос может восстановить развалины, исцелить разбитые сердца, возобновить отношения, собрать воедино семью, разрушить родовое проклятие и научить правильным, красивым, благочестивым отношениям родителей и детей.
    Господь, помоги всем нам осознать важность порученного Тобою самого большого дела для каждого человека на земле – родить новую душу и воспитать из нее личность. Помоги нам понять и осознать драгоценность и уникальность каждого человека на земле. Прости нам наше незнание, самолюбие, эгоизм и гордость. Научи нас Твоей мудрости и любви. Аминь.

    Давно известно, что все счастливые семьи начинаются с хороших отношений между родителями. Когда мы постоянно в напряжении и стрессе, без конца воюем с партнером, это неизбежно сказывается на наших отношениях с детьми. Неоспоримый факт: конфликты между родителями наносят вред психике детей, критично снижают качество их жизни.

    Если вы расстроены и тревожны, методы воспитания, которые вы применяете к своим чадам, могут быть далеки от педагогики. Чаще всего люди становятся более жесткими и непоследовательными. Не это не только вопрос воспитания. Постоянно сражаясь с партнером в несчастливых отношениях, мы часто теряем эмоциональное равновесие. Открываться детям или чутко настраиваться на их нужды становится все сложнее. Не присутствуя эмоционально рядом, вы не можете заботиться и поддерживать их, не можете направлять.

    Постоянные конфликты между родителями в браке часто становятся причиной поведенческих и эмоциональных проблем, включая депрессии, у детей.

    Но не только конфликты травмируют младшее поколение. Эмоциональное разобщение между партнерами часто приводит к отдалению одного из них от детей. Психолог из Рочестерского университета Мелисса Стердж-Эппл утверждает, что особенно это справедливо для отношений отцов с их отпрысками. Когда мужчина отстраняется от супруги, он во многих случаях начинает также закрываться от своих детей.

    Если смотреть с положительной стороны, то партнерам, в отношениях которых царит мир, легче быть хорошими родителями. Дать детям безопасную базу и тихую гавань. Младшее поколение, в свою очередь, легче учится справляться с эмоциями и налаживать отношения с другими людьми. Море научных данных подтверждает, что дети, растущие в атмосфере безопасной близости, счастливее. К тому же они имеют более развитые социальные навыки и легче переносят стрессы. И это вовсе не сентиментальный бред, а самый настоящий научно доказанный факт.

    Лучшее, что вы можете сделать для своих детей, - построить собственные счастливые отношения.

    С давних пор психотерапевты твердят: стать хорошими родителями можно лишь двумя способами. Мы должны либо вырасти в любящей и безопасной семье и иметь счастливое детство, либо отработать со специалистами свои не такие безоблачные ранние годы. Но есть и другие возможности. Даже те, чье детство оставило им груз в виде эмоциональных проблем, не отработанных с психотерапевтами, способны стать прекрасными родителями, построив прочный и счастливый брак с партнером. Тревожные и неуверенные в безопасности отношений женщины, выходя замуж за чутких и способных выстраивать близкие отношения мужчин, становятся открытыми, чуткими и любящими матерями их совместным детям. Любовь партнера помогает им справляться с родительскими обязанностями.

    Безопасность и надежность ваших отношений с партнером распространяется не только на ваши отношения с младшим поколением, но и на будущие отношения ваших детей. Рэнд Конгер и его коллеги-психологи из университета штата Айова в течение четырех лет наблюдали 193 семьи с детьми-подростками и пришли к следующему выводу. По тому, сколько тепла и поддержки проявляют родители друг к другу и насколько они внимательны к детям, можно прогнозировать поведение младшего поколения в романтических отношениях через пять лет. Юноши и девушки из семей с чуткими и заботливыми родителями уделяли больше внимания своим партнерам и выстраивали более прочные и счастливые отношения, нежели их менее обласканные сверстники.

    Живя с супругом в любви и согласии, мы создаем готовый сценарий романтической связи для своих детей и их партнеров.

    Прочные отношения между супругами не только вопрос личного удовольствия и блага. Они важны для общества в целом. Прочные отношения подразумевают крепкие, счастливые семьи. А последние означают лучшее общество, более отзывчивое и участливое.

    Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение,которое взрослые считают правильным,и наказывая за нарушение установленных правил,родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм,соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям,ориентируется на их пример,старается стать таким же,как они. В-третьих,понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы,родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

    Семейная социализация не сводиться к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

    (Д. Баумринд, 1975) .

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ “Я”. Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосозн

    анную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь,она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

    Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом — пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других — от ребенка к родителям.

    Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета:

    в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

    Что еще почитать