Что же такое агрессия?
Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.
Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.
Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.
Такие свойства характера могут быть у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей.
Так же читайте:
Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.
Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними - и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняется отношение и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.
Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.
Первой причиной агрессивного поведения подростков признают конституционную предрасположенность. То есть таким может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.
Вторая причина подростковой агрессивности кроется в формировании такого поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.
Третьей причиной, по которой может сформироваться человек с агрессивными повадками, может быть семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, их баловство взрослыми, нередки оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.
Четвёртый случай, когда подросток может стать агрессивным, подразумевает ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотиков. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.
Пятой причиной возникновения агрессивного характера подростков является состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.
Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.
ЗА ГРАНЬЮ НОРМАЛЬНОСТИ
Стоит ли тогда простым обывателям удивляться, когда подрастающее поколение агрессивно реагирует на их замечания, причём не только вербально, раскрывая все прелести матерного языка, но и физически.
Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности. Они способны на многое:
ударить пожилого человека кулаком в лицо, плюнуть в него, высмеять, повалить на землю и запинать до смерти (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);
истязать, уродовать бродячих кошек и собак («А чо? Они разве кому-то нужны? Избавляем общество от звериного мусора…»);
издеваться над бомжами («Они - отбросы общества, пусть знают свое место!»);
избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);
надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);
отомстить бывшему возлюбленному (так, одна девушка с компанией друзей избивала и унижала) или возлюбленной (например, подросток нанёс несколько ножевых ранений своей "неверной Джульетте").
Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать "нормой" подросткового поведения?
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ
Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Под агрессией, прежде всего, понимают действия.
Некоторые психоаналитики рассматривают агрессию как продолжение инстинкта смерти, стремления к разрушению, описанного Фрейдом.
Австрийский ученый Конрад Лоренц в своей монографии доказывал, что агрессия - не зло, а природный инстинкт, способствующий выживанию вида, а вовсе не направленный на его самоуничтожение.
Исследователь агрессии А. Басс определяет её «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».
Агрессивность же - свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой индивидом, так и неосознаваемой. Психологи выделяют несколько видов проявления агрессивного поведения:
2. Косвенная
3. Негативизм
4. Обида, зависть, ненависть
5. Подозрительность
6. Чувство вины
7. Вербальная агрессия
8. Раздражение
Как видим, у агрессии разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.
Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, - возникает в процессе социального научения.
НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ
Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия - своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.
Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.
Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...
Другая по дороге в детский сад учит:
Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.
Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.
Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.
В подростковом возрасте, являющемся переходом из детства во взрослость, промахи воспитания становятся наиболее очевидными.
ПОДРОСТКИ
Уретральный подросток проявляет агрессию в виде гнева в случае несправедливости по отношению к его стае, ущемления его вольной, ничем не ограниченной особы, обращения к нему не по рангу - сверху вниз (например, похвала).
Его гнев проявляется ярко, он не знает границ, рамок. Уретральный вектор не довольствуется половинной мерой. Тут ярость - так ярость, любовь - так любовь.
В школе уретрального подростка видно сразу, он улыбается особой улыбкой, ходит уверенной походкой, зачастую с расстёгнутой рубашкой, ему невольно смотрят вслед. Учителя называют его неформальным лидером, заводят ему индивидуальный дневник по оцениванию поведения, он его носит, спокойно получает двойки и с таким видом смотрит на педагогов, что ощущается полное бессилие взрослых перед этим сорвиголовой.
Ключ к уретральному ребенку - быть его регентом, обращаться к нему за поддержкой, помощью, советом, делегируя ему свои полномочия. Ни в коем случае не стоит ввязываться в перетягивание одеяла на себя, давить на него, требовать беспрекословного послушания - вы всё равно проиграете.
Уретрального подростка лучше всего сделать старостой класса, он поведёт за собой коллектив, и именно так вы сможете максимально продуктивно направить его энергию в позитивное русло. Когда в классе есть уретральный ребенок, на самом деле - это счастье, можно спокойно ему перепоручить контроль за дисциплиной класса, нацеливание детей на высокие учебные достижения и хорошую сплоченность коллектива.
Он милосерден по своей природе, и сделать его своим союзником, а не врагом достаточно просто. Он не обидчивый, отходчивый, понимающий.
Если же в классе два уретральных вождя, то закономерно, что они будут враждовать, причём конфликт будет сопровождаться агрессией. Закончится всё дракой, где будут биться не на жизнь, а на смерть. Лучше предотвратить на корню повод для агрессии - перевести их в разные классы, определить им разную территорию и поле деятельности.
Анальный подросток при правильном развитии врожденных способностей - послушный, покладистый ребёнок, уважающий мнение старших. Обратной стороной анального подростка является вербальная агрессия, злопамятность, мстительность, обидчивость, вымещение внутреннего напряжения на домашних животных, садизм.
Для анального ребёнка огромное значение имеет его мама, если она мало уделяет ему внимания, не хвалит за выполненные дела, то он чувствует, что его не любят, и обижается на всех - сначала девочек, а потом женщин. Пинает одноклассниц по попе, обзывает их грязными ругательствами, может обматерить учительницу.
Кожный ребёнок агрессивно распихивает всех локтями, он амбициозен, быстро находит способы выкрутиться из любой ситуации. Он проявляет агрессию, когда не получает желаемого, например, высокую оценку (ему за неё обещали велосипед), когда ущемляются его амбициозные планы. Пытается спорить с учителем, "качает" права, как быстро срывается, так же быстро забывает о содеянном. Кожники требуют равных условий для всех, бессознательно чувствуя, что обгонят всех, не любят проигрывать и их принцип: «Для победы все средства хороши».
Надо отметить, что отрицательными сторонами кожного подростка при неправильном его развитии является отсутствие самодисциплины, неумение себя контролировать, ограничивать (например, он не может сорганизоваться, чтобы прийти в школу вовремя).
Агрессивно себя ведёт при потере каких-либо материальных ценностей, ведь они для кожника - некий фундамент психологического комфорта.
Мышечный подросток ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим только при неправильном воспитании. От рождения этот ребёнок крайне спокоен, его нормальное состояние - монотония. Агрессию он начинает проявлять, если его переводят в состояние «война», отдавая в спортивную секцию, где тот разве что получит все шансы для попадания в криминальную среду, так как спорт не развивает в мышечнике главного – умения позитивно применять свою силу.
Правильным развитием для такого ребёнка является приучение к труду, даже к тяжёлой физической работе. Инициируя свою эрогенную зону – мышцы, он таким способом получает удовольствие от самого процесса работы и впоследствии становится «мирным строителем».
Мышечный подросток один никогда не устроит драку, его направляет кожник и он вместе с мышечными сотоварищами способен совершить насилие. Милый, добродушный мальчик, никогда бы плохо про него не подумали...
Мышечнику важно быть накормленным, сытым, выспавшимся для хорошего настроения. Удовлетворение естественных человеческих потребностей для него - самая большая радость в жизни.
Так, группа подростков напала на прохожего возле гаражей, избила его, забрала деньги. Кожный предводитель банды купил себе на ворованные средства часы, а мышечники на выделенную им часть - еды, причём простой, грубой - сосиски в тесте набрали в большом количестве. Наелись от пуза. Малолетние преступники, остро нуждающиеся в трудотерапии.
Верхние вектора оказывают существенное влияние на агрессивность подростков. Зрительный вектор добавляет эмоциональности в агрессивное поведение: "Саша закатила истерику, когда увидела меня с другой девушкой, потом схватила её за волосы, кричала и дралась".
Звуковые подростки больше всего подвержены аутоагрессии, внутреннее напряжение от взаимодействия с внешним миром они переживают глубоко в себе до тех пор, пока накопившийся клубок противоречий, непонимания в один момент не выплеснется в виде неожиданного для окружающих суицида.
Оральный подросток проявляет агрессию обязательно вербально, он легко перекрикивает всех остальных сверстников и его уничижительные прозвища "прилипают" обычно на всю жизнь.
Обонятельный вектор добавляет в агрессивное поведение подростка продуманности - мы не только не докажем причастность его к содеянному, но и не будем его подозревать. Незаметный, едва уловимый ребёнок, выполняя свою главную функцию "выжить во что бы то ни стало", подставляя других, скрывает улики собственного социально неодобряемого поведения.
Итак, агрессивность подростка - это тревожный звоночек для родителей и педагогов. Что-то они делают не так. Нужно пересматривать свое отношение к ребёнку, к методам его воспитания.
РЕЗЮМЕ
Эффективным средством, помогающим справиться с агрессивным поведением подростка, является осознание родителями двух постулатов:
1. Нужно правильно воспитывать ребенка, в соответствии с его врождёнными векторами, чтобы он стал Человеком, впитал в себя культуру.
2. Необходимо уметь понимать глубинные причины агрессивности подростка и научить его снимать негативные чувства, не нанося ущерб как психический, так и физический другим людям.
К примеру, осознавая ценность тишины для звукового ребёнка, родителям требуется создать для него комфортные, спокойные условия, чтобы возвращаясь со школы, у него была возможность побыть наедине с самим собой.
Родительская любовь становится наиболее действенной и адресной, если проявлять её системно, только тогда ребёнок чувствует, что его любят и это снимает агрессию: обнимать кожного подростка, хвалить анального, восхищаться уретральным, создавать тесную эмоциональную связь со зрительным, выслушивать орального и т. п.
Агрессивность подростков не является неизбежностью, многое зависит от нас - их воспитателей.
Презентация на тему: "Подростковая агрессивность." - Транслит презентации:
Слайд 2 |
агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. |
Слайд 3 |
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту. |
Содержание статьи:
Подростковая агрессия - это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка - это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.
Подростковый возраст - это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения - большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.
Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.
К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:
Главные биологические причины агрессии в пубертате:
Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:
Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве. Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь. Он выбирает силовые методы решения проблем.
Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление. Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.
Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:
Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:
Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:
Как избавиться от подростковой агрессии - смотрите на видео:
Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.
Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.
А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.
Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.
Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.
Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.
Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.
Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.
Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.
Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.
На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.
Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.
Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.
Подростковая агрессия в последнее время стала очень важной социальной темой. В новостях часто мелькают репортажи о том, как дети проявляют друг к другу жестокость, бьют и унижают своих сверстников, а иногда и взрослых людей. Многие родители боятся столкнуться с такой семейной проблемой, потому что не знают, как найти выход из этой ситуации. Так в чем же причины этой агрессии? Можно ли её избежать, к кому обращаться за помощью?
Агрессия в подростковом возрасте – разновидность девиантного поведения среди подростков, которая часто является защитной реакцией психики на неблагоприятные жизненные обстоятельства.
Находясь в состоянии агрессии, дети начинают проявлять жестокость, ругаются, ввязываются в драки. Некоторые таким образом пытаются защититься от недоброжелателей, другие просто пытаются заработать авторитет с помощью физической силы.
Есть взрослые, которые считают подростковую агрессию нормой для периода взросления, и отказываются с ней бороться, надеясь, что злость и жестокость в ребенке исчезнет сама по мере взросления. Действительно, иногда агрессивность проходит, но случаются и такие ситуации, когда жестокий ребенок вырастает в озлобленного и неприятного человека с пошатнувшимся психическим здоровьем.
Стоит помнить, что забота о развитии и здоровье ребенка лежит на родителях и опекунах. Каким бы взрослым не старался казаться подросток, в душе он еще эмоциональный и чувствительный ребенок, который только начинает формироваться в самостоятельную и цельную личность, способную понять свои эмоции и разобраться со своими чувствами.
Подростковая агрессивность – сложное психологическое явление, поэтому первое, что необходимо узнать об агрессии – её причины.
Причины подростковой агрессии можно разбить на несколько групп:
Самое большое влияние на ребенка оказывает его окружение, а особенно его семья. Именно семейные причины являются самыми распространенными факторами, провоцирующими в ребенке агрессию. Тяжелым бременем для подростка является неблагоприятная обстановка в семье. Алкоголизм или наркомания у родителей, недостаток любви и внимания, публичные унижения и оскорбления, физическое и эмоциональное насилие, отсутствие интереса и участия в жизни чада – частые провокаторы внутренних проблем у подростка. Многие дети испытывают сильнейший стресс, который перерастает в озлобленность, когда они наблюдают за разводом родителей, за склоками и руганью между взрослыми. Но не всегда плохие и безучастные родители провоцируют психическую проблему. Часто случается так, что взрослые, пытаясь быть хорошими и правильными родителями, прикладывают слишком много сил, что перерастает в серьезные проблемы. Агрессия и протест у подростка могут быть вызваны чрезмерной опекой и контролем, при которых он не может проявлять даже минимальную самостоятельность в принятии решений.
Личностные факторы могут возникать как самостоятельные причины, так и как следствия других проблем. К ним можно отнести чувство одиночества, стыда, вины, которые выходят за грань нормы, страх и фобии, не имеющие основания. Сюда можно отнести и особенности характера, например, неуверенность в себе, замкнутость, впечатлительность, эмоциональность. Гормональная перестройка организма, являющаяся последствием переходного возраста, может спровоцировать внутренние проблемы.
Ситуационные причины могут быть самыми разнообразными, с ними труднее всего разобраться, так как один неприятный момент провоцирует целую череду психологических проблем. К этим факторам можно отнести перенесенные заболевания, умственные и физические нагрузки, повлекшие истощение и упадок сил, неправильное питание, чрезмерное увлечение компьютерными играми, межличностные конфликты в школе, среди друзей.
Агрессия у подростка – очень личное и индивидуальное явление, в каждом случае симптомы могут быть разными, совершенно не схожими, хотя причины возникновения могут совпадать.
Специалисты в области психологии выделили два типа агрессии у детей:
Открытая агрессивность проявляется в виде нанесении вреда окружающим, вандализме, жестоком обращении с животными. Таким образом подросток пытается выпустить свою злость, заслужить авторитет среди сверстников. Открытая агрессия часто приводит детей в плохие компании, где они начинают пить, курить, употреблять запрещенные вещества, занимаются грабежами и разбоями. Многие, не находя понимания и отклика в семье, уходят из дома.
Скрытая агрессия проявляется во внутренних терзаниях ребенка. Он испытывает озлобленность и неприязнь к своему окружению, может быть недоволен семьей, учебой, друзьями, при этом внешне сохраняет спокойствие. Негативные чувства, которые не находят высвобождения, провоцируют образование новых внутренних конфликтов. Агрессия может обернуться стрессами, депрессией, нервными срывами и психозами.
Озлобленность у ребенка может проявляться в различных формах. Это может быть:
Диагностика подростковой агрессии является целым комплексом мер по выявлению проблемы. Взаимоотношение ребенка с окружающим миром – важная часть становления его личности, поэтому ошибки в этой среде недопустимы.
За помощью можно обращаться к психологам или психотерапевтам. Специалисты есть в муниципальных больницах, частных клиниках, во многих школах есть кабинет психолога.
Диагностика девиантного поведения начинается с личной беседы, в ходе которой специалист узнает проблемы ребенка, волнующие его моменты, складывает для себя полную картину отклонения. Чаще всего беседы проводятся и с родителями, чтобы представлять проблемную ситуацию с каждой стороны.
Далее следует анкетирование, в ходе которого подросток дает ответы на отвлеченные вопросы, которые позже психолог интерпретирует в нужную для себя информацию. Существует множество техник помимо анкетирования: тесты, рисунки, информационные шкалы, наблюдение.
Сбор всей информации необходим для определения точной причины возникновения агрессивности, построения метода борьбы с ней.
Все дети абсолютно индивидуальны, поэтому к ним должен быть применен индивидуальный подход.
Агрессия в подростковом возрасте чаще всего лечится одним, но проверенным способом – психотерапией. Сеансы назначают с целью психокоррекции поведения, отношения ребенка ко всей сложившейся жизненной ситуации. Иногда требуется один сеанс терапии, в ходе которой разъясняются ошибки в поведении ребенка, указывается на его необъективность, предлагаются альтернативные методы решения внутренних проблем.
В запущенных случаях терапия может длиться неделями или месяцами. Сеансы проходят как индивидуально, так и в присутствии близких, тех, кто обратился к специалисту за помощью. Чаще всего агрессия направлена именно на родителей, поэтому психологу нужно своими глазами увидеть реакцию ребенка на взрослого, их взаимоотношения. Многие психологи проводят анализ семейных взаимоотношений, чтобы понять, что дестабилизировало гармонию между близкими людьми.
Хороший результат в коррекции поведения дает приобщение подростка к новому, значимому делу. Это может быть просто хобби или общественные полезные работы. Главная цель – достижение у ребенка чувства общности и нужности.
Никто не застрахован от возникновения агрессии у ребенка, ведь дети ранимы, чувствительны, впечатлительны и эмоциональны сами по себе, забота об их психологическом здоровье лежит полностью на взрослых. Поэтому, попытайтесь следовать некоторым рекомендациям, которые помогут ребенку направлять свою энергию в нужное русло:
Агрессия у подростков не появляется из ниоткуда, она всегда имеет причину, которую нужно как можно скорее найти. Психическое здоровье – одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка, его перевоплощения во взрослого и рассудительного человека. Будьте внимательны к своим детям с раннего возраста, вкладывайте в них самые положительные и радостные эмоции. А если вы все таки заметили, что подросток начал испытывать проблемы – не паникуйте, не показывайте свой страх и растерянность, а проявите заботу и понимание, протяните руку помощи, чтобы ребенок понял, что он не останется наедине со своими проблемами.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам