Чему научил рассказ вельд. Проблемы по произведениям рэя брэдбери. Мбоу «кукшумская оош»

Названия произведений и поднимаемые проблемы в них.

«451 градус по Фаренгейту»
Общество потребления, индифферентность, утрата способности к творчеству и
самостоятельной мысли.

«И грянул гром»
Эффект бабочки (теория хаоса), «жадность до добра не доведёт», ничто не остается без последствий.

«Вино из одуванчиков»
Детальное описание природы. Память, счастье, радость и открытия каждого дня жизни.

«Вельд»
Детская жестокость, замена реального мира технологиями, родительская небрежность в воспитании.

«Всё лето в один день»
Детская жестокость. Борьба с инакомыслием, зависть. Чувство стыда и раскаяния.

«Будет ласковый дождь»
Мир после людей, постапокалипсис, отсутствие самосознания у машин.

Рэй Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые»
Значимость человеческих корней, предков.Круговорот жизни в разных формах. Адаптация людей к новой среде

«Здесь могут водиться тигры»
Единение природы и человека, жестокое обращение с природой, эксплуатация природных ресурсов.Мир вокруг создаем мы сами.

«Карлик»
Человеческая жестокость, противопоставление внешней уродливости и внутренней красоты в человеке.Форма и содержание не всегда соответствуют друг другу

«Корпорация Марионетки»
Замена человека машиной, чтобы избежать проблем. Семейные ценности, очеловечивание машины.

«О скитаниях вечных и о земле»
Поиск смысла жизни. Последняя возможность реализовать свой дар.

«Помнишь Сашу?»
Любовь родителей и детей, как донести красоту мира тому, кто его никогда не видел.

«Попрыгунчик в шкатулке»
Родительская гиперопёка, изоляция от внешнего мира. Есть ли смысл жизни в уютной клетке?

«Р -значит ракета»
Детские мечты и реальное воплощение, привязанность к малой родине и близким людям.

«Ревун»
Одиночество, безысходность, грусть.

«Синяя бутылка»
Погоня за счастьем, потеря цели в жизни. Сложно понять, о чем ты мечтаешь на самом деле. Поиск ради поиска.

Рэй Брэдбери «Тот, кто ждёт»
Безысходность, цикличность.

«Улыбка»
Уничтожение культурного наследия, человеческая жестокость и сумасшествие, предрешённость.

«Обратно в будущее» («Кошки-мышки»)
Тоталитаризм, отсутствие свободы выбора человека, ничтожность его перед милитаристским государством.

«Уснувший в Армагеддоне»
Раздвоение личности, беспомощность. Смертельно опасная самоуверенность.

«Фрукты с самого дна вазы»
Паника, кошмар убийства. Любое преступление оказывается наказуемым.

«Шлем»
Человеческие взаимоотношения, внешняя и внутренняя красота.

«Я никогда вас не увижу»
Человеческие взаимоотношения.

«Завтра конец света»
Фатализм, смирение перед неизбежным.

«Каникулы»
Исполнение желаний принесло осознание горечи утраты, невозможность существования человека вне общества.

«Бетономешалка»
Мир обывателей и потребителей, пороки современного общества, массовая культура, общественное мнение, сила стереотипов.

«Третья экспедиция»
Чувства сильнее доводов разума, прошлое -самое уязвимое место в душе, стоит ли один счастливый вечер всей жизни?

«Зелёное утро»
Умение ценить жизнь, делать добро, не ожидая ничего взамен.

«Ночная встреча»
Нахождение общего языка и взаимопонимания, пересечение параллельных
миров.

«Мёртвый сезон»
Жестокость, изощрённая месть, получение желаемого и осознание его ненадобности.

«Безмолвные города»
Потребительство.

«Долгие годы»
Проблема одиночества, отчаяния, создание счастья собственными руками.

«Превращение»
Реакция на непознанное, ксенофобия, ожидание чуда и простой обыватель.

«Наказание без преступления»
Порог внутреннего «запрета» на убийство, правовой парадокс, само по себе намерение совершить грех является грехом, этическое отношение общества к убийству.

«И всё-таки наш...»
Проблема выбора родителями «другого» ребёнка, ответственность и любовь
родителей к детям.

«Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
Сказочное воплощение мечты, иногда нужен только повод, чтобы сделать
решительный шаг, ценность дружбы.

Рэ́ймонд Ду́глас (Рэй) Брэ́дбери (англ. Raymond Douglas (Ray) Bradbury; 22 августа 1920 года, Уокиган, США - 5 июня 2012 года, Лос-Анджелес) - американский писатель.

За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.

Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Дом для счастья.Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"

Цели :

1. Обучать проблемному анализу произведения:

формировать умения видеть средства выражения темы, пути решения

поставленных проблем, умения определять в тексте художественные средства

выразительности, видеть роль детали.

2. Развивать у учащихся творческую активность; умение находить и выделять

главное; умение сопоставлять.

3. Формировать стремление соответствовать этическим и моральным нормам

жизни; умение различать истинные и ложные ценности; развивать духовное

Оборудование:

    рассказ "Вельд”;

    рисунки учащихся.

    Запись песни Е.Крылатова»Прекрасное далеко»

    Сочинения учащихся

    слайд -репродукции на тему «Дом»

    повесть С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука»

Вступительное слово учителя

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились.

Какие рассказы бредбери вы читали?

Давайте вспомним интересные факты из жизни Бредбери.(показываю карточки.дети вспоминают факты)

уникальная память- обладал уникальной памятью.помнил себя чуть ли не с рождения.

Правнук колдуньи- в семье бытовала легнда о колдунье в собственной родословной,будто бы сожженной на процессе над ведьмами

пиджак дяди Лестера -после окончания школы ему не смогли купить пиджак,пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди,который погиб от рук грабителя,Дыры от пуль на животе пиджака аккуратно заштопали.

Произведения Ф.М.Достоевского -был главным автором.

Вместо колледжа- не поступил в колледж.колледж ему заменили библиотеки

Маргарет _жена,всю жизнь помогала работать над книгами

Дети -4 дочерей

профессия -писатель -в 12 лет понял.что хочет быть писателем,и серьезно занимался только этим единственным делом

профессия-кино- за свою жизнь написал множество киносценариев.сомым успешным считается к фильму»Моби Дик» .Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рея Бредбери»

автомобильный номер- в рабочем кабинете к стене прибит автомобильный номер F-451,но сам он за руль никогда не садился,т.к. В детстве видел 2 страшные аварии.жуткие впечатления остались с ним навсегда

Бредбери -поэт- В детстве ходил заниматься в поэтический кружок -не понравилось И вот однажды, когда писателю было уже 41, редактор футбольного журнала E позвонил ему, чтобы заказать статью об футболе). Брэдбери отказался Хотя Брэдбери любил футбол, а его брат в молодости был профессиональным футболистом.

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня - так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они не переводились.

Бредбери-архитектор(показать слайд»

разработал несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим

что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений»

Предсказания Бредбери,которые сбылись (прототип современных социальных сетей в1935,наушники.плеер,радиобраслет,круглосуточные банкоматы,плоские телевизоры,комнаты виртуальной реальности,спутниковое наблюдение,автомобили с искусственным интеллектом.

Некоторое время назад вы писали сочинение на тему Дом для счастья» и рисовали дом своей мечты. Вы писали о своей мечте. Я внимательно прочитала ваши сочинения,которые оказались во многом схожи. В от примерный дом счастья:большой,в нем есть огромный аквариум,кинотеатр 3.5Д,красивая роскошная мебель.различные гаджеты. И ват только несколько работ я отложила.Почему? Скажу в конце урока. А сейчас обратимся к тексту.

Работа с текстом

Деятельность учителя. Вопросы

Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы

1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием "Все для счастья”.В нем есть все,о чем вы мечтали в своих сочинениях. Над проектами домов подобного вида ломали головы лучшие умы человечества. Заметим:абсолютная материальная обеспеченность,полный комфорт,райское существование

Сколько стоит дом?

2С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом?

он стоит 30 000 долларов

мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”.

3. Какими техническими чудесами оснащен дом?

4 Чем он вызывал восхищение хозяев?

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, зубные щетки,полотенца. укачивающие кровати,сопровождающий свет.

Дом "одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

5 Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. "Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”. Почему Джордж не поскупился приобрести это «чудо совершенства»

6Каково назначение детской комнаты по-мнению родителей,врача,создателей комнаты?

7Каков принцип работы комнаты?

8Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

9Что наблюдал отец,заходя в детскую?

Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец.

Источник забавы,развлечение;помочь детям избавиться от неврозов,развивает воображение,помогает изучать психику детей,корректировать ее.

Скрытые одорофоны приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным. Светящиеся комнаты,цветной объемный фильм. Детская точно улавливала телепатическую эманацию(материализация мысли) -достаточно послать мысленный приказ,и он будет исполнен. (выписать на доске)

Они буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. Дети вызывали любимых героев сказок,которые они читали.

«встречал Алису в стране чудес или Фальшивую Черепаху...(стр.3)

10 Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. В каких словах мы это слышим?"

11 Как изменился Джордж?

12 Родителям стало неуютно в собственном доме.Мало того им стало страшно!Почему?(показать слайд)

13 Когда в рассказе грань между выдумкой и реальностью начинает исчезать?И какое это производит впечатление на читателей?

14Почему так случилось? Как на этот вопрос отвечает врач?

Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”.

Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям.

Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них. И это в собственном доме!

Когда они находят в детской комнате кошелек Джорджа и шарф Хедли

Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: "Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.

15. Что, по-вашему, должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача?

Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это нонсенс!

16. В доме поселился страх.

Какие художественные детали при описании вельда использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?

17 Какие выразительные средства использует автор для изображения нарастающей опасности. Найдите эпитеты,передающие,запах,температуру,цвет?Какой цвет преобладает?Найдите метафору,спомощью которой описывается Африка в детской комнате?

а) Постоянные крики из детской.

б) Дверь вздрагивала, "словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться.

в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов.

г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, сушащий запах травы,запах крови;Звуки-шуршащая поступь крадущихся хищников,шумное дыхание львов,далекий топот копыт антилоп;Температура-раскаленный воздух.Сравнения- Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы,пыль-облачко красного перца. Весь последний месяц Джордж "слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников”.

д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников.

Метафора-сейчас перед нами печь,которая дышит убийством

18Родители увидели,что их дети стали несносны:они не слушаются,живут своей жизнью Как они изменились?

19.Родители и дети словно два острова,между которыми нет связи.Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей,их эгоизм через внешность и интонации в диалогах?

Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом.

Во-вторых, научились лицемерить, лгать.

Писатель также обращает внимание на их глаза, "ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно?Интонацией в диалогах:

«резко спросил»,»холодно произнес»,»советую подумать,отец»

20 Почему в комнате,предназначенной для игр и детских фантазий поселились львы и почему дети прячут вельд от родителей?

21 Почему родители хотят запереть от детей их комнату?

22 Что послужило толчком к драматическим событиям?

23 Как отреагировали дети на решение отца?

24 Как вы догадались, ЧТО дети замыслили страшное7

25 Что советовал родителям врач?

26А родители проявили молодушие. Что произошло?

У детей появилась агрессия к родителям и страхи,чтобы сохранить свою силу дети приручают Вельд.

Они утратили контакт с детьми.

Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату.

" Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”.

Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали.

Дети решили притравить своих родителей-кошелек отца.шарф матери.

"немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”.

Родители проявили малодушие и "на минуточку” включили комнату. Дети воспользовались предоставленным шансом,задумав заманить их на смерть

27Какое чувство вы испытали,когда дочитали до конца? Потрясение

28 Вернемся к названию дома героев «Все для счастья».Обитатели дома были несчастны.Почему?

У Даши было индивидуальное задание прочитать отрывки из повести С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука».Нужно было найти точки пересечения с рассказом «Вельд»

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя

Все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, радость познания мира.

Общее -это тема семьи,взаимоотношений родителей и детей,но

В рассказе «Вельд» автор ни разу не назвал их семьей, а в рассказе Асакова это слово читается между строк. В рассказе,написанном в!(веке мама постоянно рядом с сыном,они много разговаривают, мальчик читает много. В рассказе «Вельд» лев,внушающий ужас,а у Аксакова-»признательный лев»-это библейский лев,где святые слова превращали дикого зверя в льва «признательного».И вторй образ -мальчик,одевающий себя сам,-и автоматический шнуровальщик из Вельда».

Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, от равнодушия,от погони за материальными благами,которые дают лишь мнимое счастье, учит критическому осмыслению своих поступков.

Рефлексия.

Выскажитесь о сегодняшнем уроке,используя предложенные начала предложений:

Мне было интересно..

Я научился..

Я понял,как надо.

Мне было трудно..

Я понял,что..

Мои ощущения...

Звучит музыка Е.Крылатова «Прекрасное далеко».Мне кажется,эта песня о «прекрасном далеко»отражает содержание урока.

А сейчас я отвечу.почему несколько работ я отложила..В этих работах я увидела желание сделать такой дом,в который хотелось приходить с друзьями,есть комната,в которой собирается вся семья и занимаются общим делом. Думаю,в таком доме,действительно,все будут счастливы.

Д.З.Захотели ли вы что-нибудь изменить в вашем доме для счастья что-то убрать или добавить.Это ваше домашнее задание.

Я, Граждан Глеб Сергеевич, родился 11.07.1999 г. Живу поселке Каркатеевы Нефтеюганского района, учусь в 8 классе. Мои увлечения: чтение, рисование, люблю сочинять сказки, рассказы. Рецензия на рассказ Рея Брэдбери «Вельд» Прогресс, который убивает Что такое...

Я, Граждан Глеб Сергеевич, родился 11.07.1999 г. Живу поселке Каркатеевы Нефтеюганского района, учусь в 8 классе. Мои увлечения: чтение, рисование, люблю сочинять сказки, рассказы. Рецензия на рассказ Рея Брэдбери «Вельд» Прогресс, который убивает Что такое фантазия? А подсознание? Насколько реальными могут стать плоды нашего воображения? Попробуем дать ответ на эти и некоторые другие вопросы. Рэймонд Дуглас Бредбери – известный американский писатель второй половины двадцатого века. В своих книгах, таких как «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», он поднимает сложные нравственные вопросы, ответы на которые мы находим по мере осмысления сюжетной линии произведений. Главные герои рассказа «Вельд» – обычная американская семья, которая живёт в необычном мире – мире будущего. Не важно, какой это век – XXI или XXIII, но принципы нравственности, морали вечны независимо от времени и места. В привычную жизнь героев рассказа прочно вошли такие удивительные вещи

Я, Граждан Глеб Сергеевич, родился 11.07.1999 г. Живу поселке Каркатеевы Нефтеюганского района, учусь в 8 классе. Мои увлечения: чтение, рисование, люблю сочинять сказки, рассказы. Рецензия на рассказ Рея Брэдбери «Вельд» Прогресс, который убивает Что такое фантазия? А подсознание? Насколько реальными могут стать плоды нашего воображения? Попробуем дать ответ на эти и некоторые другие вопросы. Рэймонд Дуглас Бредбери – известный американский писатель второй половины двадцатого века. В своих книгах, таких как «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», он поднимает сложные нравственные вопросы, ответы на которые мы находим по мере осмысления сюжетной линии произведений. Главные герои рассказа «Вельд» – обычная американская семья, которая живёт в необычном мире – мире будущего. Не важно, какой это век – XXI или XXIII, но принципы нравственности, морали вечны независимо от времени и места. В привычную жизнь героев рассказа прочно вошли такие удивительные вещи, как, например, автоматический дом, где ванная сама вымоет вас, свет включится, как только вы войдёте, и выключится, как только выйдете, а печь сама приготовит обед. Точно так же, как в нашу жизнь вошли автомобили, компьютеры и сотовые телефоны. Но вот вопрос: стал ли прогресс другом человека, какие скрытые опасности он таит в себе? По мере чтения рассказа мы понимаем, что в таком доме труд человека не нужен совсем, дом всё сделает сам. Мало того, что люди, живущие здесь, вскоре обленятся и привыкнут получать всё сразу и в наилучшем виде без каких-либо усилий, так ещё и появляется ощущение, что

они никому не нужны, ничего не значат и ни на что не способны. Особенно в сравнении с этой «автоматической громадиной». Становится страшно, начинаешь думать, что пока ты спишь, «умный и самостоятельный» дом может сделать с тобой все, что угодно. Именно это и понимают мистер и миссис Джордж и Лидия Хедли. Нужно ли человечеству такое, казалось бы «легкое будущее»? Конечно, это не самое страшное. Самая поразительная деталь такого жилища - уникальное детище человеческого разума: «живая» детская комната. Она улавливает любые колебания детской психики и воплощает тайные желания, мысли, мечты и эмоции в реальность. Эта реальность задумана как иллюзия, созданная под воздействием запахов и стереозвуков, а также цветного объёмного фильма, проектируемого на стеклянный экран. Сначала все происходящее воспринимается как фантазия, которая, как мы вскоре поймем, превращается в настоящий кошмар. Фантазия, способная убить вас по вашей же вине. Если автоматический дом может заменить человека в быту, то почему он не может этого сделать и в сердцах близких людей? Дети, для которых создана детская комната, испытывают разные эмоции - от любви до ненависти, между которыми, как известно, может быть всего один шаг. Берегитесь своих эмоций и желаний. Комната вместо того, чтобы избавлять детскую психику от негативных воздействий, поощряет их. Она воспринимает как чувства привязанности и нежности, так и чувства ненависти, которые могут дойти до того, что дети пожелают смерти своим родителям. У обычных детей такие желания мимолетны и тут же исчезают. Вот только комната создаёт иллюзию, что эти желания стали явью... Каков же конец этой истории? Мистер и миссис Хедли собираются уехать прочь из дома, отдохнуть и начать новую жизнь. Но дом просто так не выпускает из своих объятий. Супругов Хедли ждёт ужасная судьба, они заперты в детской комнате собственными обиженными детьми Питером и Венди и затем съедены африканскими львами. Невольными свидетелями и

соучастниками этой трагедии становятся знойный вельд и палящее солнце за стенами автоматического жилья. А что же дети? Они даже не огорчены произошедшим, ведь дом, как видно, уже стал для детей гораздо более важной частью жизни, чем близкие. «Чашечку чаю?» - спрашивает Венди друга семьи Девида Макклина, когда тот приходит проводить Хедли в новую жизнь, жизнь без электроники, на отдых в штат Айова, и видит, как львы доедают добычу у водопоя. На этом хотелось бы закончить мой отзыв. Но главное ещё осталось недосказанным. Смысл рассказа заключается в том, что в слепой погоне за комфортом среди новейших достижений науки и техники, мы не должны забывать, что машины и роботы не могут заменить человеческого тепла и понимания, а прогресс – верного друга и собеседника, и что человек не должен во всём надеяться только на технику. Мне очень понравился этот рассказ. Особенно поразило то, насколько сюжет рассказа реалистичен, благодаря выразительным средствам, таланту писателя, сумевшему заставить читателя задуматься. «Вельд» Рэя Бредбери уже стал обязательным жителем моей книжной полки, соседствуя с произведениями других американских писателей. Граждан Глеб, ученик 8 класса НРМОБУ «Каркатеевская СОШ»

Разделы: Литература

Цели:

  • воспитание толерантности;
  • осуждение жестокости и равнодушия;
  • формирование лингворечевых навыков учащихся.

Оборудование:

  • рассказ “Вельд”;
  • рисунки учащихся.

Вступительное слово учителя

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились. (Заранее прочитаны многие рассказы писателя). Герои Брэдбери, пытаясь разрешить трудные проблемы жизни, порой попадают в драматические ситуации. Так случилось и с персонажами рассказа “Вельд”. (Учитель обращается к детским рисункам, выслушивает юных художников, сравнивает изображения дома, портреты героев.)

Работа с текстом

Деятельность учителя. Вопросы Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы
1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием “Все для счастья”.

С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов.

1. “Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец.

“…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”.

Для развития детей, для их игр приобрели родители дом с уникальной детской комнатой.

2. Каков принцип работы дома?

Чем он вызывал восхищение хозяев?

2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, полотенца… Все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, радость познания мира.

3. Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. “Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”.

Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

3. Дети буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. Скрытые одорофоны приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным.
4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. “Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”. И муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям.

Почему так случилось?

4. Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: “Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.
5. Что, по-вашему, должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача? 5. Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это нонсенс!
6. Родителям стало неуютно в собственном доме. Мало того, им стало страшно! 6. Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них. И это в собственном доме!
7. В доме поселился страх.

Какие художественные детали использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?

7.

а) Постоянные крики из детской.

б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться.

в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов.

г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, шуршащая поступь крадущихся хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы. И запах крови.

Обращаем внимание на сравнения, на эпитеты, на роль глаголов, создающих правдоподобную картину вельда. Весь последний месяц Джордж “слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников”.

д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников.

8. Родители увидели, что их дети стали несносны: они не слушаются, живут своей жизнью. Родители и дети словно два острова, между которыми нет связи. 8. Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом.

Во-вторых, научились лицемерить, лгать.

Писатель также обращает внимание на их глаза, “ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно?

9. Что же послужило толчком к драматическим событиям?

Как отреагировали дети на решение отца?

9. Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату.

“Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”.

Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали.

Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”.
10. Брэдбери назвал дом своих героев “Все для счастья”, но обитатели дома были несчастны: и родители, и дети. Почему?

Что, по – вашему, делает человека счастливым?

10. Ученики высказывают свои мнения, приводя примеры из жизни, из просмотренных фильмов, из книг.

III. Над чем заставил задуматься рассказ?

Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли.

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.

Берегите собственную душу! Урок внеклассного
чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"
Цели:
воспитание толерантности;
осуждение жестокости и равнодушия;


 формирование лингворечевых навыков учащихся.
Оборудование:


рассказ “Вельд”;
рисунки учащихся.
Вступительное слово учителя
Рэй Брэдбери – известный американский писатель­фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы
уже убедились. (Заранее прочитаны многие рассказы писателя). Герои Брэдбери, пытаясь разрешить трудные
проблемы жизни, порой попадают в драматические ситуации. Так случилось и с персонажами рассказа “Вельд”.
(Учитель обращается к детским рисункам, выслушивает юных художников, сравнивает изображения дома,
портреты героев.)
Работа с текстом
Деятельность учителя. Вопросы
Деятельность учащихся. Предполагаемые
1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим
названием “Все для счастья”.
С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили
дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов.
2. Каков принцип работы дома?
Чем он вызывал восхищение хозяев?
ответы
1. “Дети должны получать все самое лучшее”, –
заявил отец.
“…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего
не делать самим”.
Для развития детей, для их игр приобрели
родители дом с уникальной детской комнатой.
2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и
играл”.
Ванна автоматически мыла членов семьи, стол­
автомат послушно подавал различные блюда. В
доме были говорящие часы, чистильщики обуви,
механические губки, мочалки, полотенца… Все это
великолепие незаметно уничтожило в детях
самостоятельность, радость познания мира.
3. Особую гордость семьи Хедли составляла
детская комната. “Сто сорок четыре квадратных
метра, высота – десять метров”.
Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних
ребятишек?
3. Дети буквально не выходили из детской: ведь
она превращает в реальность любую их
фантазию. Скрытые одорофоны приносили волну
запахов, делая вызванный по заказу
фантастический мир осязаемым, реальным.

4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли
почувствовала свою ненужность. “Я здесь вроде
ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”. И
муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить
начал больше обычного, дозу снотворного
увеличил. Но самое страшное, что родители
постепенно стали не нужны детям.
Почему так случилось?
5. Что, по­вашему, должны были предпринять
родители, услышав такое заключение врача?
6. Родителям стало неуютно в собственном доме.
Мало того, им стало страшно!
Почему?
7. В доме поселился страх.
Какие художественные детали использует писатель,
чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?
4. Ответ на этот вопрос убедительно дал врач­
психиатр, приглашенный для консультации:
“Ребенок не может жить без привязанностей. Вы
с женой позволили этой комнате, этому дому
занять ваше место в их сердцах. Детская комната
стала для них матерью и отцом, оказалась в их
жизни куда важнее подлинных родителей”.
5. Во­первых, любым способом наладить
отношения с детьми, ведь им всего по десять лет!
Взрослые люди должны были найти слова любви,
которых так давно не слышали их сын и дочь.
Создав детям идеальные условия для игры,
родители самоустранились от их воспитания,
лишили малышей родительского тепла, перестали
быть для них примером. Родственные связи
оказались разорванными. Семья разрушилась.
Детская любовь и привязанность стали
принадлежать комнате. Это нонсенс!
6. Питер и Венди в последнее время стали играть
в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми
днями слышали чьи­то крики боли и ужаса. Львы
кого­то разрывали на куски, а стервятники
расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети
играли в смерть. Однажды взрослые едва
убежали от львов, ринувшихся на них. И это в
собственном доме!
7.
а) Постоянные крики из детской.
б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”.
Львы пытались вырваться.
в) Глава семьи нашел в детской окровавленный
шарф жены и свой бумажник со следами крови и
зубов львов.
г) Картина вельда неприятная. Едкий запах
животных, шуршащая поступь крадущихся
хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца –
словно прикосновение горячей лапы. И запах
крови.
Обращаем внимание на сравнения, на эпитеты, на
роль глаголов, создающих правдоподобную

8. Родители увидели, что их дети стали несносны:
они не слушаются, живут своей жизнью. Родители
и дети словно два острова, между которыми нет
связи.
Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей,
их эгоизм?
9. Что же послужило толчком к драматическим
событиям?
Как отреагировали дети на решение отца?
картину вельда. Весь последний месяц Джордж
“слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в
кабинете резкий запах хищников”.
д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало
нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава
жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый
цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза
хищников.
8. Во­первых, они перестали играть в добрые
сказки, заменив их кровавым вельдом.
Во­вторых, научились лицемерить, лгать.
Писатель также обращает внимание на их глаза,
“ярко­голубые шарики”, лишенные мысли, не
выражающие никаких чувств. В душах у них –
вельд. Мальчик и девочка продумали и
хладнокровно привели в действие план убийства
самых близких людей, матери и отца. Разве это не
чудовищно?
9. Решение Джорджа уехать всей семьей на
месяц, предварительно отключив все автоматы в
доме, в том числе и детскую комнату.
“Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они
вопили, рыдали, бранились, метались по
комнатам”.
Решение отца они восприняли как убийство
комнаты и очень переживали.
Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о
предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую
комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно
нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных
наклонностей, поощряет их!”.
10. Брэдбери назвал дом своих героев “Все для
счастья”, но обитатели дома были несчастны: и
родители, и дети. Почему?
Что, по – вашему, делает человека счастливым?
10. Ученики высказывают свои мнения, приводя
примеры из жизни, из просмотренных фильмов,
из книг.
III. Над чем заставил задуматься рассказ?
Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди
убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли.

Что еще почитать