Что в жизни человека значит одежда. Роль одежды в жизни человека. Загляни в мир фантазии и творчества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь

Педагогический проект

в средней группе "Алёнушка"

«Роль одежды для здоровья человека».

Наталья Николаевна

2014

Введение.

Человек сам выбирает, что и когда надеть, не всегда осознавая, что стремится сделать более выразительными или незаметными некоторые черты, свои психологические и социальные качества и здесь непосредственно играет большую роль влияние одежды на человека.

Элементы одежды прежде являются знаками групповой принадлежности. Понимание своего места в той или иной социальной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений определяет характер общения и взаимодействия.

В былые времена это было настолько важно, что люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император, и если кто из подданных делал попытки измерить желтый халат, то мог поплатиться за это своей жизнью. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все: длину и ширину платья, длину носка обуви, количество и характер украшений для представителя каждого социального класса. Понятно, что по одежде житель средневековья сразу мог определить социальный статус каждого человека.

Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою ​​специальную одежду. Но и теперь связь костюма и социальной роли остается достаточно сильным. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род ее занятий. При этом мы опираемся на качество костюма, которое прямо связана с его стоимостью, соотношением с модой, дефицитностью, элитарностью и т.д. Оценка стиля одежды бессознательно переносится на оценку личности.

Возможность распознать человека по его одежде не нужно переоценивать. Ведь костюмы, платья подобного фасона носят разные люди, наделенные индивидуальными особенностями. Кроме того, существует мода, которую почти невозможно соотнести с психологией личности. Поэтому в манере одеваться проявляется две тенденции: стремление к интеграции, общности с другими; стремление утвердить собственное «Я», выделиться из массы.

Форма одежды – лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. В жизни человека эстетика одежды имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Неряшливость в одежде равноценная нравственному самоубийству. Умение одеваться является наукой и искусством и зависит от привычек и чувств. Как говорил Оноре де Бальзак: «Дело не столько в костюме, сколько в умении его носить».

Актуальность.

Все чаще и чаще жителям нашей страны приходится задумываться о безопасности одежды, которую они носят. В эпоху внедрения все новых текстильных материалов стало известно, что одежда может не только полезно влиять на здоровье человека, но и оказывать негативное и зачастую вредное воздействие на него. Современные магазины одежды пестрят стильной одеждой изготовленной из самых различных материалов. К сожалению, не всегда нам достоверно известно и нам сообщается о том, из каких материалов изготовлена одежда. Нередко потребитель сам с достаточной степенью лояльности относится к понятию "влияние одежды на здоровье человека" и, отдавая предпочтение лишь эстетическим качествам продукта, утверждая, что любая "красота требует потерь или жертв".

Как показывают данные статистики, увеличение заболеваемости отмечается именно в холодное время года, что связано с неправильным выбором одежды для данного сезона года. Следует понимать, что ношение одежды не по сезону заметно сказывается на гомеостазе организма. Нередко переохлаждения приводят к развитию цистита, радикулита, оофорита и даже эндометрита. Данные воспалительные заболевания достаточно часто ведут к развитию бесплодия, что отражается на статистике нашей страны. По данным министерства здравоохранения, в нашей стране более 35% семейных пар бесплодны по тем или иным причинам. Совершенно ясно, что неправильно подобранная модная одежда играют немаловажную роль в данном процессе. Современные модные аксессуары для девушек должны не вредить здоровью, а защищать его.

Для достижения этих целей необходимо особенно тщательно подходить к вопросам выбора одежды. Всем известно, что вид примененной текстильной ткани одежды имеет решающее влияние на функциональных качествах одежды. Применяемые синтетические материалы обладают прекрасными эксплуатационными свойствами, но имеют важнейший недостаток, который заключается в нарушении теплообмена в организме человека. Современная модная одежда может быть достаточно привлекательной и выполненной из таких натуральных материалов, как шерсть, шелк, лен, хлопок. К сожалению, некоторые производители применяют вредные для здоровья красящие материалы, которые содержат в своем составе тяжелые металлы, всасывание которых через кожные покровы неминуемо ведет к поражению почек и кроветворной системы человека.

ДОУ при взаимодействии с родителями должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня , который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму . Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий . При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

А также в работу по сохранению и укреплению здоровья детей входят знания, которые мы даём им по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Проблема:

Недостаточное формирование знаний детей о необходимости правильно одеваться для сохранения своего здоровья;

Недостаточное формирование понятий о разновидностях одежды (сезонная, профессиональная, спортивная, нарядная, домашняя и т.д.);

Недостаточная информированность родителей по данной теме.

Вид проекта: групповой, творческий, информационный, игровой.

По времени проведения:

Среднесрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Сформированные у детей умения заботиться о своем здоровье самостоятельно т.к., здоровье является главной ценностью человеческой жизни.

Понимание детьми значимости одежды для человека: защищает от жары и холода, дождя и ветра.

Сформированные умения детей бережно относиться к одежде, аккуратно складывать, не пачкать её.

Проявление признательности и уважения к труду взрослых, которые затратили много труда, чтобы сшить одежду.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду: пополнить уголок ряженья, внести атрибуты и одежду для ролевых игр, оформить дидактический материал и игры для знакомства с тканями и видами одежды.

2. Подобрать детскую художественную литературу и иллюстрации по данной теме.

3.Подготовить информацию для родителей о влиянии одежды на оздоровление и воспитание ребёнка. Приобщить родителей к реализации проекта.

Цель: Формирование у детей представления о необходимости правильно одеваться для сохранения своего здоровья.

Задачи:

Познакомить детей с основным назначением одежды человека в зависимости от времени года, его занятий в данное время.

Формировать понятия об особенностях профессиональной одежды людей.

Создать условия для развития у детей умения применять знания при правильном одевании.

Развивать коммуникативные качества личности.

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, создающих одежду.

Создать положительный эмоциональный настрой через игру.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Познание»: формировать знания детей о значимости одежды для человека через занятия, экскурсии, беседы.

Образовательная область «Коммуникация»: развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, пополнять словарный запас (название материалов, название видов одежды людей).

Образовательная область «Социализация»: создать условия для усвоения опыта общественной жизни, активного познания социальной действительности, воспитывать у детей чувство уважения к труду взрослых, создающих одежду.

Образовательная область «Здоровье»: формировать знания детей о бережном отношении к своему здоровью.

Образовательная область «Художественное творчество»: учить детей лепить девочку в зимней шубке из пластилина; учить делать аппликацию («Платье принцессы», «Тёплый шарфик»); учить рисовать («Узоры на шубе Деда Мороза»; «Узоры на рукавичке»).

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: познакомить детей с произведениями художественной литературы по данной теме.

Гипотеза:

Если формировать у детей представления о значимости одежды для людей и необходимости правильно одеваться для сохранения здоровья, то у детей сформируются умения заботиться о своем здоровье самостоятельно.

Принципы.

- Принцип научности. Формировать у детей реальные и конкретные представления об одежде людей, знания об окружающем мире так, чтобы материал был бы понятен детя м.

Принцип развивающего обучения. Пробудить у детей интерес к назначению одежды, поддерживать желание учиться и узнать новое. Отбор знаний об одежде должен производиться с учётом целей и задач о.о. «Познание» и о.о. «Социализация».

Принцип доступности. Необходимо устанавливать связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Отбор содержания знаний о назначении одежды должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей среднего дошкольного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Материал об одежде подбирать таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей.

- Принцип наглядности. Обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка через предметную (создание развивающей среды) и изобразительную (иллюстрационный материал) наглядность.

- Принцип активности и сознательности. При знакомстве с разными видами одежды применять такие методы и приемы, чтобы дети проявляли активность и самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Активизировать познавательные способности, мышление и поведение ребенка.

- Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении. Опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка. Создать условия для всестороннего развития каждого ребенка.

Формы реализации проекта:

Познавательно-исследовательская деятельность :

беседы; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; продуктивная деятельность; решение проблемных ситуаций; моделирование; реализация проекта.

Коммуникативная деятельность :

беседы; ситуативный разговор; речевые ситуации; отгадывание загадок; игры (сюжетные с правилами), дидактические игры.

Роль педагога заключается в проведении анализа воспитательной образовательной работы в данном направлении и определении содержания проекта.

Работа с детьми заключается в следующем :

- создать проблемную ситуацию: “Что будет со здоровьем человека, если он будет неправильно одеваться?”;

Выявить знания детей о значимости одежды для человека;

Обсудить с детьми основные назначения одежды человека в зависимости от времени года, его занятия в данное время (спорт, прогулка, отдых);

Познакомить с характерными особенностями профессиональной одежды (поваров, докторов, пожарных);

Обогатить знания детей о разновидностях тканей для одежды;

Познакомить с произведениями детской художественной литературы по данной теме;

Организовать изобразительную деятельность по данной теме;

Создать условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Пожарники», «Моряки», «Столовая».

Рассказать о необходимости бережно относиться к труду взрослых, создающих одежду.

Работа с родителями подразумевает :

Привлечение к подбору иллюстраций и художественной литературы об одежде;

Беседы с родителями о необходимости сменной одежды в группе и запасной одежды для прогулок;

- оформить консультации для родителей о значении детской одежды;

Привлечь родителей к участию в конкурсах.

Адресность использования данного проекта.

Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ в своей работе в интеграции образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Этапы и содержание проекта « ».

Реализуемые задачи

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных

областей

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Непосредственная

образовательная

деятельность

недели

I этап - Информационно-накопительный

Поставить перед детьми проблему.

Решить проблему (обозначить детскую цель).

Уточнить и расширить знания детей об одежде.

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Вызвать у родителей интерес к проекту, привлечь их к помощи в осуществлении проекта.

Познание,

социализация,

коммуникация,

чтение художественной

литературы,

здоровье.

Чтение: «Самый красивый наряд на свете» (японская сказка).

Общение на тему: "Где мы берём одежду».

Наблюдение за одеждой человека в зависимости от занятия в данное время (игры группе, занятия по ФИЗО, сон, прогулка) .

Беседа: "Какую роль играет одежда в жизни человека».

Рисование: «Украсим рубашку коми узором».

Дидактическая игра: «Виды одежды»(нижнее бельё, спортивная, рабочая, нарядная…)

Рассматривание альбома «Профессии».

Здоровый образ жизни».

Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о значимости одежды для человека.

Подбор демонстрационного материала, художественной литературы по теме проекта.

Объяснение родителям цели проекта.

1 неделя

II этап - Организационно-практический

Учить детей называть и различать одежду по внешнему виду.

Приобщать родителей к реализации проекта.

Продолжать знакомить детей с деятельностью врача, учить заботиться о больном.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга.

Познание,

социализация,

коммуникация,

художественное

творчество, чтение художественной литературы,

здоровье.

Чтение: «Как рубашка в поле выросла».

Дидактическая игра "Художник» (описание одежды ребёнка).

За учивание считалочек: «Заяц на рынке купил ботинки»; «У Ивана три кафтана».

Игры: "Угадай по описанию", "Узнай профессию по одежде".

Чтение стихов: Н. Саконской “Где мой пальчик?» «Одевание».

Беседа: "Если хочешь быть здоров".

Аппликация: «Тёплый шарфик»

Дидактические игры : " Что надо врачу", "Назови предмет".

Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за профессиональной одеждой медсестры, повара, физрука.

НОД: "Труд швеи".

Настольная дидактическая игра: "Кем быть"

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери".

Настольно-дидактическая игра: «Одень куклу».

Раздать родителям задание: сшить для кукол одежду (зимнюю, демисезонную, спортивную).

Консультация для родителей: «

2 неделя

Рисование «Узоры на шубе деда Мороза».

Беседа: "Какая бывает одежда".

Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».

III этап - Презентационно – завершающий

Рисование «Красивое платье».

Беседа: "Какая бывает одежда".

НОД: "Труд швеи".

Лепка: «Девочка в зимней шубке».

Сюжетно-ролевая игра"Магазин одежды».

Рассматривание одежды на иллюстрациях в книгах и журналах «Мода» .

Дидактическая настольная игра: "Кем быть", "Важные профессии".

Обобщить представления детей о названии и видах одежды.

Учить лепить девочку в зимней одежде.

Обогатить словарный запас детей.



Познание,

социализация,

коммуникация, художественное творчество, безопасность,

здоровье,

чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок про одежду.

Дидактическая игра: "Едем на работу".

Чтение : Е. Благинина «Как у нашей Ирки". В.Степанов “Арифметика”.

НОД: «Знакомство с тканями для одежды».

Аппликация «Платье принцессы».

Дидактическая игра "Угадай, что пропало".

Дидактическая игра "Оденем куклу на работу".

Беседа: «Как мы ухаживаем за своей одеждой».

Дидактическая игра: "Угадай профессию по костюму".

Раскрашивание раскраски «Мода для кукол».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери".

Настольно-дидактическая игра: «Одень куклу».

Сюжетно-ролевая игра:

" Больница", «Столовая».

Консультация для родителей: «

Привлечь родителей к подготовке развлечения «Праздник красивых платьиц и рубашек».

3 неделя

IV этап - Контрольно-рефлексивный

Дидактическая игра: "От слова к слову"

Рисование, лепка витаминок по желанию детей.

Сюжетно-ролевая игра:

" Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу", "Кукла поправилась".

Предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме проекта, развивать память. внимание.

Расширять знания детей о

роли одежды для здоровья человека.

Поддерживать интерес детей к сюжетно-ролевой игре.

Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье

Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Дидактическая игра "Для чего этот предмет".

Беседа "Если ты заболел"

Чтение: « Портниха ножницы взяла».

Провести развлечение «Праздник красивых платьиц и рубашек».

Дидактическая игра "Угадай, что пропало"

Дидактическая игра "Оденем куклу на работу"

НОД: « Роль одежды для здоровья человека ».

Дидактическая игра: "Подбери материал для одежды"

Раскрашивание раскраски «Мода для кукол»

(по желанию детей).

Сюжетно-ролевая игра:

" Скорая помощь», «Парикмахерская».

Оформление фотостенда «Праздник красивых платьиц и рубашек».

Консультация для родителей: « Семь родительских мифов о замерзающем чаде».

4 неделя

Результаты проектной деятельности:

- развлечение для детей «Праздник красивых платьиц и рубашек».

Пошив родителями одежды для кукол (зимней, демисезонной, спортивной).

Выводы по реализации проекта:

В ходе нашего проекта дети узнали много нового об одежде; научились различать её по назначению, по материалу; познакомились с профессией швеи; пополнили словарь названиями видов одежды. Родители стали активнее интересоваться жизнью детей в группе, больше стали прислушиваться к советам воспитателей по подбору одежды для детей.

Обеспечение проектной деятельности:

Подбор методической литературы.

Перспективный план работы по теме « Роль одежды для здоровья человека ».

Подбор художественной литературы об одежде.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Дидактические игры.

Выставки книг, рисунков, поделок.

Проведение бесед и консультаций с родителями.

Методическое обеспечение:

И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004№4.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина/.

Зайцев Г. К. Уроки Айболита.- СПб, 1995.

Клюева Н.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.

О. В. Дыбина “Занятия по ознакомлению с окружающим миром” (в средней группе) д/сада

И. В. Алёшина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью” (средняя группа)

- “Хрестоматия для дошкольников ” Н. С. Борисова

Приложение 1.

Стихотворения :

Н. Саконская “Где мой пальчик? ”

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Мой мишка”

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

«Одевание».

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет.

Собирайся, детвора,

Уж гулять идти пора!

Будем сами одеваться,

На прогулку собираться.

Вот колготки, посмотри,

Они сшиты изнутри.

Ты, дружок, не зевай,

Налицо их одевай.

Если девочка опрятна,

На нее смотреть приятно.

Если мальчик аккуратный,

Будет он всегда опрятный.

Портниха ножницы взяла,

Иголки, нитки, ткани.

И сшила яркий сарафан

И мне, и кукле Тане.

Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять - для маленьких зайчат,

А четыре - для волчат.

Ёжик шапки шьет толково,

Девять шапок у портного.

Мы во всем порядок любим,

Быстро раздеваемся.

Мы уже совсем большие,

Сами раздеваемся.

Никогда не забываем

Мы одежду просушить,

И почистить, и повесить,

Аккуратно в шкаф сложить.

В. Степанов “Арифметика”.

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

Здесь, один, а где второй,

Правый лапоть мой с дырой!

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя два опять,

Можно по лесу гулять.

Загадки про одежду .

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
(Валенки )
***
Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(
Панама )
***
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(
Брюки )
***
Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.
(
Рубашка )
***

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит.
(Рубашка )
***

Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
( Плащ )
***
Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(
Галоши, сапоги )
***

Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
(Пальцы и перчатки )
***

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
( Тапочки )
***
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(
Шарф )
***
Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела.
(
Шарф )
***
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка -
Держит две косички.
(
Бантик )
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(
Шуба )
***
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(
Шляпа )
***
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(
Варежки )
***
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(
Варежки )
***
А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
(
Варежки )
***

Удав-ползун отточил зуб,
Кольцом скрутился
Да в хвост вцепился,
Из этого круга
Выбраться трудно:
Нужно круг разбить –
Хвост от зуба отцепить.
(Ремень )
***
То, чем женщины подчёркивают талию.
(
Пояс )
***
Сижу верхом, не ведаю на ком.
(
Шапка )
***
Яркая, короткая
Тканая бородка
По рубашке бежит –
На груди лежит.
(
Галстук )
***

Варежки для ног
(Носки )
***
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять

( Резиновые сапоги )

Приложение 2.

Консультация для родителей:

«Семь родительских мифов о замерзающем чаде».
Как надо одевать малыша на прогулку? Специалисты считают, что в этом простом деле существует множество устойчивых заблуждений.

В холодную погоду ребенка всегда надо одевать потеплее. Дети, которых кутают, чаще болеют. Если ребенок ходит и бегает, сто одежек ему не к чему, тело перегревается и достаточно даже легкого сквознячка, чтобы простыть.

Одежда должна плотно прилегать к телу. Самое надежное средство защиты от холода - воздух. Надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет лёгкая, но достаточно теплая одежда. Обувь не должна быть тесной. Большой палец ступни должен свободно шевелиться.

Одевать малыша надо полегче, а когда он замерзнет, сам даст об этом знать. К сожалению, дети до 3-4 лет не могут дать знать о переохлаждении. Единственный сигнал опасности - бледность и желание спать. Если малыш начал зевать -немедленно домой.

В мороз дольше часа гулять нельзя. Строгого правила нет. Длительность прогулки зависит от закаленности ребенка и температуры на улице.

Если у малыша замерзнут уши, будет отит. Совсем необязательно. Отит, или воспаление внутреннего уха, возникает из-за того, что евстахиевы трубы, соединяющие ухо с носоглоткой, у детей шире, чем у взрослых, и выделение из носа легко туда попадает, неся с собой инфекцию. Поэтому усердное "пеленание" головы в платочки и ушанки не поможет. Лучше позаботьтесь о шее и затылке, именно там происходит основная "утечка" тепла. А уши надо закалять - не надевать плотно прилегающие головные уборы.

Замерзшего ребенка надо немедленно согреть. Согреть нужно, но не в пожарном порядке. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль, повредить кровеносные сосуды и даже нарушить работу сердца. Лучше переодеть малыша в теплое сухое белье, уложить в постель и укрыть одеялом.

Простуженному нельзя гулять до полного выздоровления. Если нет температуры, гулять надо обязательно. С больным ребенком лучше гулять за ручку, следя при этом, чтобы он дышал носом, а не ртом.

Консультация для родителей:

« Влияние цвета одежды на ребенка».

Психологи утверждают, что цвет одежды влияет на самочувствие ребенка, на его здоровье. В зависимости от цвета одежды окружающее по-разному воспринимают малыша. Родители, наверное, замечали, что не все цвета подходят малышу. Какому ж цвету отдать предпочтение, при выборе одежды для карапуза? С помощью определенных цветов можно поднимать настроение ребенку и даже повышать защитные функции организма – иммунитет.

Красный цвет – это цвет лидерства, энергичности, решительности, безкомпромистности (порой даже неуместной). Самый сильный цвет, цвет победителей. Сопутствующие черты – агрессивность и завышенная самооценка. Поэтому в гардеробе детей до 1 года красный цвет не желательный. Если ребенок стеснительный, не уверенный, страдает заниженной самооценкой – обязательно нужно приобрести, хотя бы несколько красных вещей. Это может быть платье, футболочка, спортивный костюм, бантики, шарфик, штанишки и т.д.

Красный цвет активно используется в цветотерапии и дает положительный результат. Красный цвет будет помогать ребенку мобилизировать свои силы в сложных ситуациях. Присутствие красных вещей в гардеробе мальчика просто необходимо – по своему психологическому исполнению этот цвет мужской. Для девочек красные вещи так же важны, но только в разумны пределах – красный цвет будет формировать определенный характер «железной леди» – она всегда будет принимать решения самостоятельно.

Синий цвет немного слабее красного, не такой агрессивный. Он обладает положительными качествам: ответственность, собранность, коллективизм. Синий – традиционно мужской цвет. Очень энергичным, подвижным и эмоциональным мальчикам этот цвет поможет держать себя собранно, научит отделять важное от второстепенного. В одежде необщительных детей не стоит использовать синий цвет.

Зеленый – цвет жизни. Этот цвет должен быть основным в гардеробе и мальчиков и девочек. Ему присущи положительные черты: трудолюбие, жизнелюбие, выносливость. Негативные черты: интуиция слабая и сильно развит практицизм, который мешает развиваться творчеству. Если родители хотят вырастить творческую личность – им придется полностью исключить зеленые вещи, если же намерены вырастить удачного прагматика – зеленый будет основополагающим цветом. Лучше найти компромиссное решение.

Цвет мудрецов – оранжевый . Присутствие этого цвета необходимо в гардеробе как девочек так и мальчиков – это цвет психического и физического здоровья. Полезно одевать в вещи оранжевого цвета детям нервным и физически слабым. Но этот цвет нужно использовать в сочетании с другими цветами, иначе эффект будет минимальным, или даже, нулевым.

Основным цветом в гардеробе ребенка можно назвать желтый цвет– это цвет солнца, цвет праздника. Он обладает положительными чертами – оригинальностью, оптимизмом, непосредственностью чувств и эмоций. Отрицательные черты – переменчивое настроение и эмоции. Не стоит полностью исключать желтый цвет из гардероба ребенка, дабы не лишать его радости жизни и ощущения праздника. Часто родители в силу своих психологических проблем полностью игнорируют этот цвет или, наоборот, одевают ребенка во все желтое. Психологи не рекомендуют так поступать, потому что ребенок постоянно будет находиться в приподнятом настроении и, повзрослев, будет не готов к трудностям жизни.

Розовый – истинно женственный цвет. Это цвет утонченности и нежности. Некоторые родители дополняют гардероб мальчика розовыми вещами. В таком случае розовый цвет наделяет своего обладателя женскими качествами: мягкостью и нежностью, что в дальнейшем сформирует неправильную модель поведения. В неполных семьях, где малышку воспитывает преуспевающая мама.

Розовый цвет может быть полностью исключен из гардероба. Как правило, у мамы этот цвет ассоциируется с зависимостью от мужчин. Необходима психологическая коррекция, по той причине, что у дочери есть право на свой жизненный сценарий.

Голубой цвет – это слияние белого и синего. Сохраняются все положительные черты синего, но дополняет и своими такими как, спокойствие, выдержанность, преданность, верность. Не случайно младенцев-мальчиков одеваю в вещи голубого цвета – мальчики, как правило, рождаются более слабыми. Голубой цвет создает ощущение комфорта, повышает иммунитет, снимает психическое и физическое напряжение. В гардеробе девочки этот цвет лучше сделать второстепенным.

Коричневый – цвет земли, его называют королем консерватором и прагматиков. Этот цвет вбирает в себя качества хорошего хозяина, пусть несколько приземленного, но твердо стоящего на ногах. Коричневый необходим в гардеробе ребенка, пусть в качестве не основного, но второстепенного цвета.

Самый нейтральный по своему восприятию и влиянию – белый цвет . Положительные качества – открытость, наивность, чистота, искренность. Этот цвет незаменим в гардеробе ребенка, особенно в праздничные дни. Но в белом малыш более уязвим и беззащитный. Поэтому нужно совмещать белый цвет с основными цветами, особенно если ребенку предстоит первый раз появиться в коллективе.

Черный цвет – цвет небытия. Этот цвет не относят к цвету детства и психологи не рекомендуют использовать в гардеробе малышей.

Консультация для родителей:

« Влияние одежды на формирование личности ребёнка в обществе».

Одежда для детей - не просто дань моде, но и способ направить путь развития личности ребёнка в нужное русло. От стилистической направленности многое зависит, в том числе и отношение сверстников к вашему чаду. Любая одежда, особенно для маленького ребёнка, должна выполнять сразу две функции - эстетическую и защитную. Детская одежда замечательно выполняет все заданные функции, важно лишь подобрать наиболее качественную одежду. Поверьте, ребёнку совсем не всё равно, какие вещи одевать в школу, в детский сад, на прогулку. С зарождением собственной личности появляется и потребность в выборе чего-то уникального, неординарного. Именно с данной целью и стоит позволить малышу сделать выбор самостоятельно, это касается расцветки одежды, её фасона. Единственное ограничение - одежда не должна наносить вред его здоровью, а также здоровью окружающих, и при этом быть по карману вашему семейному бюджету. Есть множество скрытых сигналов, которые можно распознать, обращая внимание на одежду ребёнка. Если малыш предпочитает носить одну и ту же вещь постоянно, вполне очевидна нехватка внимания и уверенности в себе со стороны родителей. Детские куртки бывают множества видов, поэтому у малыша всегда должно быть их несколько. Проследите, какая из вещей ему нравится больше, как часто он одевает ту или иную вещь. На статус ребёнка в коллективе зачастую влияют модные вещи. Мода - это отнюдь не плохо, однако если ваше чадо фанатично следит за модой, это может стать для вас тревожным сигналом. Такой ребёнок чаще всего ведётся на поводу у других, не умеет делать собственный выбор, отличается неуверенностью в себе, требует повышенного внимания со стороны окружающих. Если же малыш предпочитает вызывающие цвета, множество аксессуаров, а также любит быть в центре внимания - возможно в будущем из него получится отличный дизайнер и художник. В любом случае, всегда уважайте выбор вашего ребёнка, советуйте, но не относитесь к этому критично. Именно выбор поможет ребёнку лучше закрепиться в коллективе, и найти в нём своё место.

Консультация для родителей:

«Здоровый образ жизни »

Здоро́вый о́браз жи́зни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека , достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».

Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека . Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения.

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, уверенным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

Поведенческие факторы, влияющие на здоровье:

Рациональное питание;

Физическая активность;

Общая гигиена организма;

Закаливание;

Отказ от вредных привычек.

Таким образом, вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Утраченные знания. Дохристианский и христианский подход.

Сегодня можно найти такое представление о развитии человечества, которое говорит не о прогрессе человека, его интеллекта, объёма усвоенных знаний, здоровье физическом и психологическом, а о... регрессе. То есть, некоторые наблюдатели считают, что каждое следующее поколение является не улучшением человеческой "породы", а ухудшением её. С этим связано также и представление о тех знаниях, которые человечеством были с течением времени утрачены. Примитивизация человеческого интеллекта, по крайней мере, в общей массе, налицо. Утрата знаний коснулась и такого атрибута, как одежда. Сегодня для выбора одежды у нас один критерий - её величество мода. Но правильно ли это? Заглянем вглубь веков.
Наши далёкие, ещё дохристианские, предки хорошо знали, какую одежду следует носить. Покрой, наличие вышитых или нашитых орнаментов, их расположение, имели глубокий обережный смысл. Человек слаб перед всемогуществом Бога и силами созданного Им мира. Ещё не понимая источника жизни - единого Бога, люди в древности поклонялись силам природы, что никак не противоречит христианскому мировоззрению с единственной оговоркой, что поклонение было направлено на творения, а не Творца. Это поклонение носило двоякий характер: а) умилостивления злых духов, которых люди принимали за богов; б) защита от них.
Особенно много обрядов и обычаев связано с рубахой. Именно рубаха являлась самым сильным оберегом. Неспроста первой пелёнкой для младенца была рубаха отца. Считалось, что снятая с отца рубаха — самый мощный оберег для ребёнка, защищала его от болезней, передавала преемственность рода и даровала любовь отца. Для девочки позднее пелёнки и рубашки шились («рубились») из рубахи матери.
Этот обряд стоит того, чтобы присмотреться к нему повнимательней и сегодня. Связываю я это с тем, что стремление уберечь новорождённого ребёнка, мы несём его скорее крестить. И современные священники крестят. На самом деле в старину крещение производилось только тогда, когда подросший ребёнок был в состоянии самостоятельно осознать и сердечно желать своё посвящение Богу, Его крестному пути к Спасению. Поэтому в древности крестили детей лет 6-7 от роду, когда они могли своими устами осознанно произнести молитву отречения от злых сил. В обряде обёртывания новорождённого ребёнка в отцову рубаху нет, на самом деле, никакого язычества, а только признание передачи родовых (генетических) признаков от родителей (отца) к ребёнку, так сказать, энергетическим путём. Тем более, если родители - крещёные убеждённые христиане, православные, то сила нашего главного оберега - креста - переходит «энергетическим» образом через рубашку родителя и на ребёнка.
Здесь хочу отметить, что все эти «манипуляции», ничего общего с каноническими религиозными правилами не имеющие, составляют, тем не менее, основу обрядового поведения человека, в том числе и в «эпоху православия». Это бытовое, поведенческое выражение верований в Высшую, Божественную силу. Существуют же кроме храмовых песнопений и этнические, народные песни с «божественным» содержанием. Никакого суеверия или язычества в этом нет, если есть вера в Единого Бога и Святую Троицу.
Ещё один важный элемент одежды - пояс. Во все времена и во всех почти народах пояс тоже имел сакральное значение. Он, украшенный символическими знаками силы (в том числе, и древним образом креста), передавал эту силу своему хозяину или хозяйке. Он удерживал от разслабления, в духовном смысле - от разнузданных мыслей и поведения: почему и сохранилось понятие «разпоясаться» в смысле хулиганить, вести себя грубо, вызывающе, чрезмерно нагло. Поэтому при рождении ребёнок получал свою самую первую собственную вещь - пояс, как символ будущего достойного, разумного, сдержанного поведения и ограды от тех сил, которые провоцируют на плохое. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пелёнки.
Вышивке и украшению рубах придавалось особое значение. Вышивка на рубахе — это язык мудрости наших предков, через которой внешние силы как бы передают человеку связь с космосом, мужество, духовный стержень, а также поддержку в совершенствовании определённых качеств, что зависит от выбора обережного символа.
Наши предки уделяли внимание не только вышивке символов, но и их расположению на рубахе, традиционным было размещение их по кругу — ворот, пояс, рукава, подол. Это также было неспроста, так как на местах расположения обережных символов у человека находятся животворящие центры, которым нужна защита и гармонизация, и через которые человек получает жизненную силу, энергию и благословение внешних сил.
Украшение покровов символами прослеживается и в христианских традициях. Взглянем на шитые пелены, иконы, воздухи, священнические одеяния. Они усеяны священными символами: ангелами, херувимами, крестами, голгофами и т. п.
Вышивка именно крестом даже в дохристианской Руси была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Широкой каймой разшивалась также область груди, пищевода, сердца («живы» или «живота»).
То же можно сказать и о покрое. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Нигде и никогда в истории вы не встретите в обычаях кроя одежды неровных, «рваных» подолов, выемок или напусков. Это всегда ровные, параллельные земле, богато орнаментированные края одежды.
Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «символически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» (то, что носят вокруг «жерла» - горла) или «оплечье».
А юбка или длинная рубаха для женщины имела главной идеей кроя - максимально обеспечить беспрепятственное прохождение земных и космических энергий вдоль всего тела. Я здесь не вижу никаких противоречий с поздней христианской народной трактовкой символического значения юбок, сарафанов и женских рубах, потому что во все времена роль женщины была и остаётся - продолжать человеческий род.
Сегодня уровень развития физики указывает на те «энергии», которые нами в примитивном понимании христианства (в качестве его противопоставления дохристианскому, якобы «дикому» периоду истории) не принимались в расчёт, отбрасывались и даже осуждались. А не атавизм ли это: вульгарно-материалистическое понимание мироздания, оставшееся нам с коммунистических времён?..
Давайте рассмотрим роль одежды в жизни человека, кратко касаясь некоторых моментов понимания сакральности в одежде христианского периода.
О вышивке, к сожалению, и других символических украшениях-оберегах сегодня говорить не приходится. У нас главный оберег - наш нательный крест, мощевик, иконка, пояс с молитвой «Живый в помощи».
Но вот пояс и в христианстве остаётся символом того же сдерживания злых сил, намерений, духов как в человеке, так и вовне, недопущения порабощения духами человека. Великая святыня - Пояс Пресвятой Богородицы тому яркое доказательство. Пояс - обязательный атрибут одежды монаха, с теми же символическими значениями.
Обязательной частью одежды считался головной убор. Особенно для женщины. Корни обычая убирать голову, волосы, лежат в древности.
Распущенные волосы никогда не считались правильной «причёской», кроме как в детстве. Всем известны однокоренные слова «разпуствшийся», «разпущенность», «разпустёха», а также выражение «опростополосился» (сглупил, дал маху на позор окружающим). Разпущенные длинные волосы сегодня - признак неуважения к окружающим, потому что на вечеринке, в общественном транспорте, в студенческих многолюдьях волосы часто оказываются на одежде других людей. У некоторых есть болезни волос, которые проявляются в их выпадении, перхоти и прочих неприятных вещах.
Принято было, чтобы девушки носили длинные косы, убранные венчиками, очельями, лентами, замужние женщины обязаны были носить закрытые головные уборы, которые символизировали собой подчинённое (в данном случае - мужу) положение.
В храме - само собой - обязательно следовало быть с покрытой головой: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (Кор 11: 5 5). Женщина как бы подчиняет себя Богу, святым, а главное, носит головной убор в памятование и уподобление Матери Божией.
Об одежде и её сакарльном сысле у священников и монахов говорить не будем. У нас другая тема.
Обрежный смысл одежды в других народах тоже основан на сохранении физического, психического, нравственного здоровья взрослых и их детей. Посмотрим на мусульман: никогда или почти никогда вы не увидите оголённую женщину-мусульманку, беззастенчиво разгуливающую по улице. Чтобы не стать соблазном для похотливых взглядов мужчин, они даже часто закрывают лицо, не говоря уже о руках, ногах и шее.
Для чего столько обережных условностей в быту простых мiрских людей? Да причина всё одна и та же. Главной целью всех мудро созданных условностей в одежде - продолжение рода. Но не просто продолжение, а рождение ЗДОРОВОГО потомства.
Для нас, православных, самые здоровые, умные и развитые дети рождаются от целомудренных родителей в венчаном браке.
А теперь посмотрим, как мы одеваемся: эти голые пупки, эти спущенные штаны, юбки «выше талии», без меры оголённые телеса, разпущенные волосы или обритые головы (Самсон утратил свою волшебную силу, когда Далила обрезала его волосы. Значит, есть мистическое значение в длинных волосах, только не распущенных). Сплошь и рядом соблазн для мужчин. Всё располагает к свободе сексуального партнёрства. К этому и призывает современная мода, которой так бездумно и слепо следуют наши девушки.
А что говорит нам православная этика поведения? "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею" (Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32).
А чем прелюбодеяние опасно для женщины или, тем более, девушки? Рождается порченое потомство (не признаваемый у нас закон телегонии).
По закону телегонии, качество первого мужчины, недостаточно тщательно выбранного, имеет огромное значение. От профессионального вора рождаются дети с врождённой склонностью к воровству, от алкоголика - соответственно, от насильника - само собой тоже (это могут быть отсроченные свойства детей от совершенно другого мужчины). Через учение о волновой генетике можно девушку "оплодотворить" и на расстоянии, одним только похотливым взглядом. Поэтому предупреждение Иисуса Христа очень актуально сегодня и подтверждается научно.
Вот, оказывается, родить здорового ребёнка не так просто, потому что на его внутриутробное развитие влияет абсолютно всё: алкоголь, электромагнитные волны, радиоволны, эмоции матери и окружающих её людей, музыка, случайный испуг, конфликты в семье, живопись, свободные нравы, девственность или разпущенность жениха и невесты, нескромные взгляды мужчин, вредные привычки, даже нехорошие (равно как и замечательные) поступки матери, отца, родственников, когда-то бывшие. Да-да! Если отец участвовал в вооружённом конфликте или убивал кого-нибудь - то это тоже скажется на зачатом впоследствии малыше.
Ну, и конечно, на здоровый геном ребёнка влияет одежда. И не в последнюю очередь. Она, одежда, - многое может рассказать о своём хозяине или своей хозяйке: характере, настроении, интеллекте, привычках и даже о намерениях.
Скажу больше: вся современная мода с её безстыдством и вычурностью направлена на сдерживание прироста здорового населения. А теория заговора, так усиленно осмеиваемая, есть не что иное, как та же самая тайна беззакония, направленная против Богоустановленного порядка и христианских смыслов.
Скромная одежда открывает душу, а нескромная - тело.
Чтобы долго не занимать времени и места, отсылаю всех интересующихся к опубликованным в интернете материалам. Закон телегонии не признан учёными. Но это до времени, потому что открытие волновой генетики снимает вопрос о недоказуемости телегонических процессов в человеческой среде:

«По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.

В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).

В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и её восприятия в процессе общения с другими людьми.

Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.

Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.

Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.

Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье…

Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».

При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.

По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.

Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.

Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.

Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.

Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.

В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).

В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и «осень».

При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же… Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end"a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах… Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.

«Умение одеваться, следить за собой – один из важнейших элементов общей культуры человека», - утверждает Вячеслав Зайцев.

Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам, что, куда и когда одевать.

Мода предоставляет каждому широкое поле для творчества и поиска тех штрихов, красок, которыми каждый из нас пишет свой портрет, выявляя собственную индивидуальность, представляя себя так или иначе и в зеркале собственного воображения, и в зеркале взглядов окружающих нас людей. Каким он будет, наш портрет – правдивым или приукрашенным, - зависит от нас. Костюм лишь отразит наши собственные вкусы и привязанности, компетентность или неосведомленность, и наконец, нашу общую культуру и умение оценить самих себя.

Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. Недаром говорят, что «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».

Современный человек, с одной стороны, ищет максимально простую, удобную одежду высокого качества; а с другой, больше задумывается над смысловой нагрузкой костюма, желая выразить свою индивидуальность.

В конкретных образах мы отражаем окружающий нас мир с его изменениями и катаклизмами. Чтобы не отстать от своей эпохи и не превратиться в обывателей, мы должны быть диалектиками и все время неустанно познавать, переосмысливать, пропускать через свой мозг миллионы бит информации. Творчество в создании одежды – это отражение процессов, происходящих в обществе, экономике, политике, живописи, литературе, искусстве, технике, архитектуре, науке.

«Весь секрет в том, чтобы не слепо подчиняться моде, а подчинять ее себе, подбирая именно то, что идет только вам», - утверждает В. Зайцев.

Поэтому в моде воцарился образ здоровой, счастливой женщины, одновременно сильной и беззащитной.

Культура одежды включает в себя не только модный по форме костюм, но и манеру ношения его, которая обязательно должна находиться в гармонии с высокой духовной культурой человека. Исторически с помощью одежды подчеркивали достоинство и общественное положение человека (принадлежность владельца к определенному сословию).

Мода имеет тенденцию к быстрому изменению.

Моду остановить невозможно, как невозможно остановить движение времени, движение мысли человека, художника, творца. Потому в самой природе человека лежит стремление к постоянному обновлению и совершенствованию. Но зато можно изучить законы развития этого феномена, и руководствуясь ими, управлять этим феноменом и направлять. Художники и дизайнеры не выдумывают моду, а лишь доводят образ человека до полного совершенства, подчеркивая его индивидуальность.

В последнее время в современной индустрии моды все более актуальной становится тема экологии – это проявляется в использовании натуральных красителей, сырья, а также в разработке новых экологически чистых синтетических материалов.

Есть мнение, что мода – «увлечение и прихоть для бездельников». В прессе и на телевидении с одной стороны навязывается мнение, что «читательница глянцевых журналов» - имя нарицательное; с другой стороны – навязывается всепоглощающее слепое подражание моде.

Хотелось бы подчеркнуть, что для многих людей, специалистов в этой сфере, мода – это профессия – ежедневная, творческая работа.

И все же важно понимать, что именно мода диктует нам - что, куда и когда одевать.

В наступившем году Обезяны основательно стоит подойти к выбору одежды. Чтобы понравиться огненной Обезьяне желательно надевать вещи, в которых присутствуют такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, золотой, коралловый, перламутровый, бордовый, коричневый, рыжий, шоколадный. Все оттенки этих «языков пламени» приветствуются как на женщинах, так и на мужчинах.

На этот раз к наряду для главной вечеринки года нужно подойти со всей ответственностью. Яркие краски и некоторые маскарадные костюмы - необходимое условие. Однако в образе постарайтесь совместить одновременно экстравагантность и безупречность.

Женщинам в новогоднюю ночь стоит надеть вечерние платья. Можно получить из сейфа фамильные драгоценности (или приобрести по случаю украшения из натуральных камней), смело открыть плечи или спину. Необычные прически - то что нужно, забудьте о скромности и естественность, приготовьтесь блестеть!

Готовые образы к Новому 2016 году

К красному платью подойдут аксессуары золотого цвета - украшения, обувь и клатч. Прекрасно будет смотреться шпилька такого же цвета, она должна быть без пайеток, бусин и перьев.
Короткое платье шоколадного цвета хорошо сочетается с обувью и сумочкой бежевых приглушенных оттенков. В макияже в таком случае стоит сделать акцент и на глаза, и на губы.

Желтое платье сочетать желательно с обувью белого и золотистого цвета. Стоит отметить, что гармонично оно будет смотреться на женщинах со смуглой кожей и темными волосами.
Если вы решили одеться в длинное платье оранжевого цвета, то постарайтесь в макияже сделать акцент на глаза, а помаду или блеск лучше подобрать нейтрального спокойного цвета.

Платье золотистого цвета лучше надевать с обувью и сумочкой телесного оттенка. Также такой наряд прекрасно сочетается с коралловыми туфлями и приглушенным апельсиновым клатчем.

Мужчинам стоит присмотреться к приталенных пиджаков или костюмов. Кроме того, чтобы быть в тандеме со своей второй половинкой, лучше надеть рубашку в тон ее платья.
С одеждой рыжего цвета стоит быть аккуратным. Цвет сам по себе очень заметный и яркий, поэтому не нужно обременять образ аксессуарами и макияжем - всего по минимуму.
Неплохо будут смотреться рубашки и платья, которые обрамлены золотистой или серебряной каймой. Серебряная будет ассоциироваться с блестящим который переливается на солнце снегом, а золота - с драгоценностями.
Любители головных уборов, могут закончить свой образ оригинальным шляпкой белого цвета, который подойдет к любому наряду или в тон сумочки. Не забывайте о правиле «трех цветов».

Как бы не звучало это банально, но знакомясь с человеком, в первую очередь обращают внимание на то, как он одет. Ведь не зря говорят: встречают по одежке. Хорошо это или плохо, правильно или нет, - но так есть и так, наверное, будет всегда. Люди так устроены, что судят друг о друге по внешнему виду.

Поэтому отмахиваться от такого положения дел не стоит и одеваться нужно так, чтобы внешний вид соответствовал вашему внутреннему содержанию.

Если вы хотите подражать известной личности или звезде, десять раз подумайте, подходит ли именно вам стиль этого человека, или будете выглядеть смешно и нелепо. То, что хорошо одному, другому может быть категорически противопоказано. Если вам все-таки очень хочется подражать своему кумиру, будьте готовы к тому, что воспитанные люди будет усмехаться вам вслед, а лишенные чувства такта - просто замучают вас насмешками. То же самое касается и моды. Высокая мода диктует стиль во всем и некоторые женщины, да и мужчины такие есть, слепо следуют модным тенденциям, не слишком заморачиваясь, как выглядят в дорогущем наряде. Главное, считают модники, соответствовать и идти в ногу со временем. Но, не помню кто сказал, но сказал правильно: чтобы быть модно одетым, надо на один шаг отставать от нее.

Это тоже полезно знать: Какие последствия имеют отрицательные эмоции для здоровья человека

Следующая функция одежды - показать вашу принадлежность к определенному кругу. Необязательно идя в ресторан надо одеваться слишком просто, если вы не принадлежите к рабочему классу. Это никому не нужно. Смысл в том, что одежда должна соответствовать ситуации: не пойдете же вы в лес за грибами в вечернем платье, или на работу в наряде, в котором бегаете на дискотеку. Это очень важно. Результаты исследований показывают, что если человек одет соответственно ситуации, окружающие более охотно выполняют его просьбы и отвечают на вопросы. Думаю, смысл понятен.

Одевая ту или иную одежду, следует учитывать, какую информацию о себе вы хотите сообщить окружающим: одежда может украшать, привлекать внимание, защищать физически или психологически, может помочь самоутвердиться, может показать вашу принадлежность к определенной национальной или религиозной группе.

Это тоже полезно знать: Что значит счастливая семья для человека

Учитывать следует и то, как вы себя будете чувствовать в той или иной одежде. Слишком глубокое декольте на блузке или платье, одетое на первое свидание, если вы не привыкли носить именно такую одежду, скорее всего, испортит вам настроение и впечатление о вас мужчины, так как будете чувствовать себя в нем сковано, постоянно что-то поправлять или неосознанно прикрывать вырез.

Если вы хотите оставить о себе хорошее впечатление, следите, чтобы одежда была чистой и опрятной. Вы можете быть одеты в недорогое платье и выглядеть привлекательно, но вряд ли вам простят неряшливость.

Не обязательно, чтобы выглядеть привлекательно и с помощью одежды располагать к себе окружающих, следует покупать одежду в дорогих бутиках. Главное помните, куда и зачем идете, какое впечатление хотите о себе оставить и соответственно ответам подбирайте одежду.

Что еще почитать