Едв трудоспособным вдовам погибших военнослужащих. Военная пенсия по случаю потери кормильца. Попали в окружение

Уже несколько месяцев волгоградские вдовы и родители погибших военнослужащих получают ощутимую денежную прибавку. С мая к их прежней сумме ежемесячной денежной выплаты было добавлено в среднем от 123 до 1207 рублей.

– Раньше данная категория граждан получала ежемесячную денежную выплату как инвалиды или члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, – говорит управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Владимир Сальный. – И это положение дел не устраивало как самих жителей, так и органы Пенсионного фонда. Конституционный Суд России ликвидировал правовой пробел и вынес определение, согласно которому вдовы и родители погибших военнослужащих получили право на повышенный размер ЕДВ, установленный для участников Великой Отечественной войны. А это в свою очередь значительные суммы. К сведению, в настоящее время участники ВОВ, отказавшиеся от соцпакета, получают ЕДВ в размере 2012 рублей, сделавшие выбор в пользу набора соцуслуг – 1455 рублей.

Что же касается порядка выплаты нового размера ЕДВ, то для этого необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, дата гибели военнослужащего должна быть не позже 16.01.1995 года. Во-вторых, вдовы и родители уже имели право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, и реализовывали это право до 01.01.2005 года. В-третьих, наличие удостоверения или справки о праве на льготы установленной формы, справки или извещения о гибели военнослужащего. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы (решения суда, пенсионные удостоверения, справки о реализации прав на льготы до 01.01.2005 года и др.).

Стоит отметить, что органами Пенсионного фонда была проведена кропотливая работа по установлению жителей региона, имеющих право на повышенную выплату. В результате более 1400 волгоградских вдов и родителей погибших военнослужащих стали получать ЕДВ в новом размере.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ!

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.

Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего - это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств госбюджета. Из него же получают отставники обычные пенсии. Правилами установлен особый порядок исчисления материального содержания родственников военных.

Условия начисления содержания по утрате кормильца

Пенсия в связи с утратой кормильца выплачивается родным:

  • сержантов;
  • матросов;
  • солдат;
  • старшин.

Родственники погибших военных могут рассчитывать на определённое содержание от государства, если смерть кормильца наступила в период:

  • в период прохождения военной службы по призыву;
  • не позже трехмесячного срока по ее окончании;
  • позднее 3 месяцев, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы ;
  • не позднее пяти лет после завершения получения пенсии военного.

Вид самой службы (контракт или призыв) не влияет на наступление права на выплаты. От него зависит лишь размер пособия.

Важно: если умерший совершил преступление, что установлено судом, то иждивенцам назначается социальная пенсия.

Кому назначают данный вид госпособия


Существует ряд условий, касающихся получателя пенсии по утрате. На него не могут претендовать трудоспособные граждане. Им необходимо самостоятельно заботиться о собственном содержании.

Важно: основным условием получения господдержки, связанной с утратой кормильца, является нетрудоспособность претендента.

Согласно действующей нормативно-правовой базе начисляется такое пособие следующим лицам:

  1. детям военных:
    • несовершеннолетним;
    • до достижения 23-летнего возраста при условии получения образования очно;
  2. другим лицам в возрасте до 18 либо 23 лет, являющимся внуками, братьями либо сестрами погибшего, при тех же условиях;
  3. супругам;
  4. родителям;
  5. бабушкам или дедушкам военного, если у них нет иного дохода (в том числе, иной пенсии);
  6. нетрудоустроенным родственникам, воспитывающим малолетних (до 14-летия) детей (внуков, братьев, сестер) умершего.

Особые права на военную пенсию

Законом определены ситуации, когда поддержка оказывается родственникам вне зависимости от факта прежнего иждивения. К их числу относятся:

  • несовершеннолетние дети умершего;
  • его отец или мать, супруга при условии, что иных поступлений данные лица не имеют;
  • родители и супруги погибшего срочника.
Внимание: к погибшим приравнивают военнослужащих, пропавших без вести во время боевых действий. Их родственникам также начисляется соответствующее содержание.

Льготные условия назначения содержания некоторым категориям граждан


В статье 30 закона № 4468-1 от 12.02.1993 определены льготные права на содержание от государства родителям и супругам погибших защитников Отечества. Они применяются, если смерть последнего произошла:

  1. из-за ранения, которое получено во время боевых действий на фронте;
  2. в период пленения врагами Родины;
  3. во время исполнения воинского долга за рубежами страны;
  4. при непосредственном исполнении обязанностей военнослужащего.

Льготное условие заключается в уменьшении возраста претендента на пять лет:

  • жена и мать умершего получают содержание после наступления 50-летия;
  • муж и отец - 55-летия.

Кроме того, законом предусмотрено назначение данной выплаты каждому из претендентов, отвечающих льготным условиям. Были ли эти люди до смерти защитника Родины его иждивенцами, не учитывается.

Внимание: такой же льготный порядок назначения пенсионного содержания применяется к супругу погибшего, воспитывающего общего ребенка до 8-летия. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, характеризующие претендента, как:

  • возраст;
  • трудоспособность;
  • наличие или отсутствие места службы.
Скачать для просмотра и печати:

Величина пенсионного содержания по утрате кормильца-военного в 2020 году


Размер назначения иждивенцам напрямую связан с двумя обстоятельствами:

  • причиной, вызвавшей смерть защитника Родины;
  • видом службы, которую он проходил.

Родственники офицеров и солдат, служивших по контракту, получают содержание, зависящее от величины денежного довольствия военного:

  1. 50% - если смерть вызвана ранами (воинской травмой);
  2. 40% при гибели от заболевания, полученного на работе.

Размер пособия, начисляемого родным срочников, исчисляется на основании установленного показателя социальной пенсии:

  • 200% при смерти кормильца от воинской травмы;
  • 150% - от болезней, полученных на службе.

Внимание: сумма соцпенсии составляет 5180,24 руб.

  1. Таким образом, вследствие гибели срочника от ранения его иждивенцы станут получать по 15540,72 руб. каждый.
  2. Если солдат умрет от заболевания, то сумма госпособия составит 12950,60 руб.
  1. Семейство военнослужащего Хламова А.Г. воспитывает двоих детей:
    • Алину, удочеренную в младенчестве, 7 лет;
    • Дмитрия, рожденного в браке, 3 лет.
  2. Жена военного никогда не трудилась, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
  3. В 2017 году Хламов А.Г. погиб при исполнении воинского задания в Сирии.
  4. Так как причиной смерти является ранение во время исполнения долга защитника Отечества, то иждивенцы получают право на содержание из средств госбюджета.
  5. Размер его устанавливается в 200% социального пособия.
  6. Следовательно, жена Хламова А.Г, его усыновленная дочь и родной сын станут получать ежемесячно по 15540,72 р. каждый.

Таким образом, совокупный доход семейства составит 31081,44 руб. При назначении пенсионных выплат не учитывается возраст и трудоспособность супруги погибшего.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Повышение размера госпособия по утрате


Увеличенные выплаты по утрате установлены законом в таких случаях:

  • жителям Крайнего Севера повышается размер кратно районному коэффициенту (при условии проживания в соответствующем регионе);
  • инвалиды 1 группы дополнительно получают 100% (статья 30 закона № 4468-1);
  • такая же надбавка положена престарелым иждивенцам, перешагнувшим 80-летний порог;
  • детям-инвалидам и инвалидам с детства положено повышение размера господдержки на 32%.
  1. Муж гражданки Степановой И., проживающей в городе Воркуте, погиб во время участия в военной операции.
  2. Степанова И. является инвалидом с детства 2 группы. Трудового стажа не имеет, никогда не работала.
  3. На законных основаниях ей назначена господдержка в связи с утерей кормильца в размере 15540,72 р.
  4. Выплата увеличивается:
    • на 32%, как инвалиду с детства;
    • кратно районному коэффициенту на 160%.
  5. Размер пенсии по утрате кормильца подсчитывается следующим образом:
    • (15540,72 р. + 15540,72 р. х 32%) х 1,6 = 32822 р.
Внимание: региональный коэффициент применяется ко всем социальным начислениям пенсионера, живущего на соответствующей территории.

Порядок назначения господдержки иждивенцам погибших воинов


Чтобы получить положенную социальную поддержку из средств госбюджета претендентам необходимо подать заявку с пакетом подтверждающих такое право документов в Пенсионный фонд России (ПФР):

  1. лично:
    • на приеме у специалиста в местном отделении;
    • в многофункциональном центре;
  2. по почте;
  3. посредством интернет-соединения:
    • на портале госуслуг;
    • на официальном сайте
      ПФР;
  4. через представителя (необходима официальная доверенность).
Важно: законодательно не установлены ограничения по времени заявления о своих правах для семей погибших защитников Родины.

Пакет документов


Для подтверждения законности оснований на выплаты необходимо предоставить такие бумаги:

  1. удостоверение личности:
    • паспорт;
    • свидетельство ребенка о рождении;
    • иное;
  2. документ, удостоверяющий отсутствие военнослужащего:
    • свидетельство о его смерти;
    • решение суда о пропаже без вести;
  3. справки, подтверждающие родственные узы:
    • о браке;
    • о рождении;
    • об усыновлении;
    • иное по обстоятельствам;
  4. прочие документы:
    • справки о составе семейства;
    • сведения о доходах либо их отсутствии;
    • о получении очного образования и другие.
Важно: если кормилец являлся военнослужащим-контрактником, то направлять пакет документов следует в государственный орган, где он осуществлял службу (Министерства обороны, внутренних дел и другие).

Как производится выплата содержания иждивенцам умерших воинов


Пенсионерам предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ получения средств. А именно:

  • через почтовое отделение;
  • на банковскую карту или счет;
  • посредством услуг организации, осуществляющей доставку денег (при наличии договора с плательщиком).
Внимание: при необходимости получатель имеет право сменить способ доставки пенсии. Для этого необходимо оповестить плательщика в письменном виде, указав новые реквизиты для переводов.

О сроках осуществления назначений пособия по утрате кормильца


Данный вид господдержки оказывается бывшим иждивенцам с даты гибели защитника Родины.
Устанавливается оно на время нетрудоспособности:

  • до совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста (если подтвержден факт очного получения образования);
  • до отмены инвалидности;
  • гражданам пенсионного возраста - бессрочно.
Внимание: при обращении за поддержкой позже года с момента наступления права на нее, осуществляется выплата начисленной пенсии за период не более 12 месяцев к дате обращения.

Когда выплаты содержания по утрате кормильца-воина прекращаются


В статье 241 закона № 4468-1 описаны ситуации, при наступлении которых право на господдержку утрачивается пенсионером. К ним относятся следующие изменения:

  • смерть получателя;
  • трудоустройство;
  • признание человека трудоспособным:
    • совершеннолетие (либо 23-летие при определенных условиях);
    • отмена инвалидности и другое.
Внимание: последняя выплата осуществляется в месяц наступления перечисленных обстоятельств.

О праве на вторую пенсию


Родным воинов, погибших на срочной службе, разрешено получать сразу две пенсии
. К таким лицам относят:

  • родителям военнослужащих, которые погибли при прохождении военной службы по призыву или умерли после увольнения с военной службы из-за военной травмы;
  • вдовы военнослужащих, погибших на военной службе из-за военной травмы, и не вступившие в новый брак .

Перечисленным лицам может быть установлена другая выплата из средств ПФР, а именно пенсия:

  1. страховая пенсия по старости (по инвалидности);
  2. социальная пенсия по старости (по инвалидности);
  3. пенсия за выслугу лет;
  4. социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Внимание: второе пенсионное обеспечение назначается на основании личного заявления в установленном законом порядке.


С татьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" с 2005 г. установлен принципиально новый вид социальной поддержки семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Данная выплата введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ взамен "натуральных" льгот, предоставляемых ранее семьям погибших военнослужащих (бесплатный проезд на общественном транспорте, льготное обеспечение лекарствами, освобождение от уплаты некоторых налогов и др.).

С 1 января по 31 декабря 2005 г. ЕДВ семьям погибших военнослужащих производилась в размерах с уменьшением на 450 руб. На удерживаемые 450 руб. получателям предоставлялся набор социальных услуг. Семьям погибших военнослужащих, имеющим право на получение ЕДВ, было предоставлено право до 1 октября 2005 г. подать заявление об отказе в предоставлении им набора социальных услуг (социальной услуги) на 2006 г. Указанным гражданам ЕДВ в последующие годы производится в размере, указанном в п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", с учетом индексации (изменения) суммы ЕДВ и стоимости набора социальных услуг, периодически осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и п. 5 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено осуществление индексации ЕДВ в порядке и сроки, определенные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации базовой части трудовой пенсии по старости.

Во исполнение указанных норм в прошедшие после принятия данных законодательных положений годы периодически проводилась указанная индексация (см. таблицу 6).

Таблица 6

Индексация ЕДВ, осуществляемой членам

семей погибших военнослужащих

Получатели
ЕДВ

Размер ежемесячной денежной выплаты (в руб.)

с
01.01.
2005

с
01.01.
2006

с
01.04.
2006

с
01.04.
2007

с
01.04.
2008

с
01.07.
2008

с
01.04.
2009

с
05.05
2009

Члены
семей
погибших
военно-
служащих

699,82

Порядок осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294.

Порядок, утвержденный данным Приказом, регулирует процедуру обращения членов семей погибших военнослужащих за ЕДВ, рассмотрения территориальным органом ПФР этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении за ЕДВ, определяет правила установления, начисления и организации доставки ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот порядок распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на ЕДВ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЕДВ назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания.

Полномочным органом, на который возложена обязанность осуществления ЕДВ семьям погибших военнослужащих, является ПФР. В этих целях территориальный орган ПФР выполняет следующие функции:

1) разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации;

2) принимает заявление об установлении ЕДВ со всеми необходимыми документами;

3) дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных для подтверждения права на ЕДВ, а также оценку правильности оформления этих документов;

4) регистрирует членов семей погибших военнослужащих, имеющих право на ЕДВ, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

5) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;

6) сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

7) принимает решения о назначении ЕДВ, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ЕДВ на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;

8) производит начисление суммы ЕДВ с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;

9) производит зачет излишне выплаченных получателю сумм ЕДВ вследствие недобросовестности этого получателя или счетной ошибки.

Члены семей погибших военнослужащих подают письменное заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по своему месту пребывания. Члены семей, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, могут подать заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания.

Члены семей погибших военнослужащих, получающие пенсию по случаю потери кормильца в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела. Члены семей, проживающие в стационарном учреждении социального обслуживания, обращаются за ЕДВ в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

В тех случаях, когда член семьи военнослужащего, которому назначается ЕДВ, является недееспособным, заявление подается по месту жительства его опекуна (попечителя). В том случае, если законным представителем недееспособного члена семьи является соответствующее учреждение, в котором недееспособный гражданин пребывает, заявление указанного лица подается администрацией данного учреждения в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Члены семей погибших военнослужащих могут обращаться за ЕДВ непосредственно либо через представителя. Дата приема заявления регистрируется в специальном журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.

Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами от гражданина, обращающегося за ЕДВ, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой заявителю территориальным органом ПФР.

Заявление о назначении ЕДВ подается по следующей форме:

Образец

(наименование территориального органа Пенсионного фонда

Российской Федерации)

ЗАЯВЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ

(фамилия, имя, отчество)

1. Принадлежность к гражданству: гражданин Российской Федерации,

иностранный гражданин, лицо без гражданства (нужное подчеркнуть)

2. Адрес места жительства:

__________________________________________________________________________

(указывается почтовый адрес места жительства, места пребывания,

Фактического проживания)

Наименование? ?Дата? ?

Документа, ? ?выдачи? ?

Удостоверяющего? ? ? ?

Личность? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? ?

????????????????????????????????????????????????????

Место? ?

Кем выдан? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

3. Сведения о законном представителе несовершеннолетнего или

недееспособного лица:

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________

(почтовый адрес места жительства, места пребывания, фактического

Проживания, телефон)

????????????????????????????????????????????????????

Наименование? ?Дата? ?

Документа, ? ?выдачи? ?

Удостоверяющего? ? ? ?

Личность? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? ?

Номер документа? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

Место? ?

Кем выдан? ?рождения? ?

????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????

Наименование? ?

Документа, ? ?

Подтверждающего? ?

Полномочия? ?

Законного? ?

Представителя? ?

????????????????????????????????????????????????????

Номер документа? ?Дата выдачи?

????????????????????????????????????????????????????

В том случае, если законным представителем является юридическое

лицо, то дополнительно указываются банковские реквизиты учреждения:

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

4. Прошу назначить мне ежемесячную денежную выплату:

(указываются статьи, дата и

На ежемесячную денежную выплату)

в соответствии с Федеральным законом: ____________________________________

(указываются статьи, дата и

N соответствующего федерального закона)

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

Дата? Подпись заявителя?

????????????????????????????????????????????????????

Данные, указанные в? Подпись специалиста?

Заявлении, ????????????????????????

Соответствуют документу, ? ?

Удостоверяющему личность? ?

?????????????????????????????????????????????????????

К заявлению прилагаю следующие документы: ?

?????????????????????????????????????????????????????

Перечень?

?????????????????????????????????????????????????????

1. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

2. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

3. шт.?

?????????????????????????????????????????????????????

?????????????????????????????????????????????????????

5. Обязуюсь сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера

ежемесячной денежной выплаты, а также об обстоятельствах, влекущих

прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Расписка-уведомление

Заявление и документы гр. ________________________________________________

????????????????????????????????????????????????????

Принял?

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

__________________________________________________________________________

(линия отреза)

Расписка-уведомление

Заявление и документы гр. ____________________________________

????????????????????????????????????????????????????

Принял?

? ?????????????????????????????????

Регистрационный? Дата приема? Подпись?

Номер заявления? заявления? специалиста?

????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????

К заявлению члена семьи погибшего военнослужащего, обратившегося за назначением ЕДВ, должны быть приложены документы:

Удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

О признании членом семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо приравненных к ним лиц;

О месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

Удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);

О смерти кормильца;

Подтверждающие родственные отношения с погибшим (умершим) кормильцем;

Подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

Подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи имеет право на пенсию по случаю потери кормильца.

Для подтверждения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение ЕДВ предъявляются следующие документы:

а) в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство заявителя предъявляется паспорт этого лица или заменяющий его документ (удостоверение личности, военный билет и т.д.);

б) в качестве документа, подтверждающего место жительства лица, обратившегося за ЕДВ, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации);

в) в качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за ЕДВ, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление;

г) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;

д) в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для лица без гражданства, выданный органами внутренних дел Российской Федерации;

е) документом, подтверждающим регистрацию в системе государственного пенсионного страхования, является страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ;

ж) в качестве документов, подтверждающих статус члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий либо военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, принимаются удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 и утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР от 18 октября 1989 г. N 345, либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", либо справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу указанных в настоящем пункте ветеранов;

з) в качестве документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества, предъявляются: свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;

и) в качестве документов, подтверждающих брачные отношения, предъявляются: свидетельство о браке, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств;

к) в качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти;

л) в качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда;

м) в качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя лица, которому устанавливается ЕДВ, предъявляется удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, положения (уставы) учреждений, предусмотренные ст. 35 ГК РФ, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения;

н) в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений МВД России и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта;

о) факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта;

п) документом, подтверждающим, что нетрудоспособные члены семьи имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, является справка территориального органа ПФР по месту их жительства.

В подтверждение права на ЕДВ принимаются копии документов, содержащих достоверные сведения и выданных компетентными органами или должностными лицами. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.

ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Решение о назначении ЕДВ в размере, предусмотренном Федеральным законом "О ветеранах", выносится территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

В случае отказа в удовлетворении заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

ЕДВ назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ЕДВ, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В случае несогласия гражданина, обратившегося за ЕДВ, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Решение как территориального органа ПФР, так и вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано в суде.

Документы получателя ЕДВ, являющегося пенсионером, брошюруются в выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР. На получателя ЕДВ, не являющегося пенсионером, заводится выплатное дело, хранящееся в территориальном органе ПФР, в которое брошюруются его документы.

ЕДВ начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается ветераном в территориальный орган ПФР ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.

При подаче заявления иным способом установление личности и проверка подлинности подписи ветерана осуществляются нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ, либо органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Для начисления ЕДВ территориальным органом ПФР открывается лицевой счет на каждого получателя этой выплаты. Лицевой счет оформляется на лицо, которому установлена ЕДВ. Пенсионеру, состоящему на учете в территориальном органе ПФР, открытие дополнительного лицевого счета не требуется, начисление ЕДВ производится в соответствующем разделе лицевого счета этого пенсионера.

В том случае, когда лицо, которому назначается ЕДВ, является несовершеннолетним или недееспособным, в лицевой счет вносятся сведения о законном представителе этого лица.

Начисление сумм ЕДВ в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела и иных документов, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, включая исполнительные документы.

В том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в следующем году сумма ЕДВ выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги).

Приостановление, продление и возобновление ЕДВ производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления ПФР и Минтруда России от 16 февраля 2004 г. N 15п/18.

ЕДВ прекращается:

1) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть получателя либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

2) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ЕДВ.

Начисленные суммы ЕДВ, которые не были востребованы своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением.

ЕДВ, не полученная членом семьи погибшего военнослужащего своевременно по вине органов, осуществляющих указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы ЕДВ за прошедшее время определяются с учетом информации о предоставлении получателю набора социальных услуг (социальной услуги).

Суммы ЕДВ, причитавшиеся члену семьи погибшего военнослужащего и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Доставка начисленных сумм ЕДВ осуществляется за текущий календарный месяц. Доставка начисленных сумм ЕДВ пенсионерам, состоящим на учете в территориальном органе ПФР, производится одновременно с пенсией. Доставка ЕДВ пенсионеру осуществляется через организацию, доставляющую ему пенсию.

Член семьи погибшего военнослужащего вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку ЕДВ, и письменно уведомить об этом территориальный орган ПФР. Члену семьи, законным представителем которого является соответствующее учреждение, ЕДВ может перечисляться на счет указанного учреждения.

Получателям, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, ЕДВ производится территориальным органом ПФР в общеустановленном порядке.

Доставочные документы на суммы ЕДВ оформляются в порядке, установленном для выплаты и доставки трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Члены семьи, имеющие право на получение ЕДВ, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ЕДВ.

Сравнительный анализ ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" показывает, что между указанными статьями имеется противоречие с точки зрения круга лиц, имеющих право на ЕДВ.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Однако в ст. 23.1 данного Федерального закона указывается, что право на ЕДВ имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда.

Не все знают, какие существуют льготы родителям погибших военнослужащих срочной службы и как правильно ими пользоваться.

Важно изучить детально основные положения закона, который регламентирует виды помощи, предоставляемые родным военного, отдавшего жизнь при прохождении службы.

Льготы для родителей и жен погибшего военнослужащего затрагивают не только медицинскую сферу, но и жилищную .

На какие жилищные льготы можно рассчитывать?

Родители и супруги тех военных, которые погибли вследствие получения ранения или увечья, выполняя свой долг перед Отечеством, могут рассчитывать на следующие жилищные льготы:

  1. Семьи погибших, нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право подать заявку на улучшение жилья в местные органы и рассчитывать на внеочередное приобретение квадратных метров.
  2. Семьи погибшего или пропавшего без вести военного не выселяют из квартир и домов, занимаемых на данный момент ими, без предоставления другого жилья, соответствующего всем нормам проживания.
  3. Дополнительно предоставляется компенсация на оплату услуг ЖКХ или ТСЖ в размере 50%. Данными льготами можно воспользоваться независимо от того, кто именно из членов семейства является основным квартиросъемщиком.
  4. Если семья погибшего военного проживает в доме без центрального отопления, то она имеет право на оформление помощи в размере 50% на покупку твердого топлива. Нормы потребления для каждого региона проживания в этом случае устанавливаются на законодательном уровне.
  5. Родители или вдовы погибших могут рассчитывать на получение кредитного займа на льготных условиях, направленного на строительство частного или кооперативного жилья. Данный заем можно потратить на покупку дачного домика или благоустройство уже имеющихся садовых наделов.
  6. Семьи погибших военных наделены правом на приоритетное вступление в выбранные жилищные кооперативы или на получение необходимых строительных материалов для возведения частного дома.
  7. Если семья погибшего имела долги за ремонт и реконструкцию жилья, то, согласно действующему законодательству, родственники имеют право на компенсацию всех расходов.
  8. Денежное пособие на оплату жилья в размере 50% могут получать родители и вдовы умершего военнослужащего. Выплачивается оно по программе социальной поддержки и не привязывается к домам определенного жилищного фонда.

Вернуться к оглавлению

Медицинские и иные льготы

Льготы семьям погибшего военнослужащего затрагивают не только жилищную сферу, но и налогообложение, медицину:

  1. Бесплатное получение лекарственных средств для семей погибших по рецептам, выписанным специалистом.
  2. Бесплатные консультации и лечение в медицинских учреждениях, к которым они прикреплены по месту работы.
  3. Законное право на пользование отпуском в удобное время года, а также на получение внеочередного отпуска сроком до 14 дней без сохранения оплаты труда.
  4. Приоритеты в обеспечении путевками в санаторий, дома отдыха для работающих или безработных родителей. Для вдов военнослужащих, скончавшихся от полученных ранений и профессиональных заболеваний, а также других членов семьи, которые опекают детей погибшего, существует приоритетное право на получение и оформление путевок в санатории и дома отдыха для совместного оздоровления с детьми.
  5. Получение на льготных условиях путевок для детей погибших военнослужащих в оздоровительные лагеря.
  6. В соответствии с действующими нормами налогообложения семьи умерших военных имеют право на льготное начисление налогов, льготу по уплате пошлины в случае выдачи им права на наследство.
  7. Для родителей и жен, которые не вступили в брак после потери мужа, детей и других иждивенцев, независимо от уже оформленных и получаемых социальных выплат, предусмотрена пенсия по потере кормильца. Супруга, вступившая повторно в брак, такое пособие на детей получать не имеет права.
  8. Если требуется оформление кого-либо из членов семьи погибшего в специализированные медицинские учреждения, то данная процедура проходит на условиях первоочередности.

Вернуться к оглавлению

Льготы для детей и родственников погибшего

Льготы родителям погибшего военнослужащего срочной службы на этом не заканчиваются. Льготы матери погибшего военнослужащего и отцу:

  • ежемесячная помощь в размере 927 рублей;
  • льготное пенсионное обеспечение;
  • преимущества при вступлении в различные некоммерческие объединения;
  • если члены семьи погибшего имеют жилищные проблемы, то они могут рассчитывать на получение жилья согласно нормам и правилам, установленным законодательно.

Важно отметить, что в случае потери близкого человека, отдавшего жизнь ради защиты Отечества, родители, вдовы и дети имеют право на бесплатный проезд к месту захоронения и обратно домой (один раз в год, группой не более 3 человек). Данная льгота не распространяется на проезд в такси. Для урегулирования данного вопроса стоит обращаться в Администрацию города и органы социальной защиты.

Льготы вдове погибшего военнослужащего при исполнении определяются в индивидуальном порядке, учитывая при этом период прохождения службы погибшего, его звание и занимаемую должность.

Все льготы и права для вдов военнослужащих действуют до того момента, пока женщина не вступила в законный брак повторно.

Для детей, братьев, сестер погибшего действует положение о начислении и выплате соответствующей денежной помощи в связи с гибелью кормильца. Данное пособие выплачивается до тех пор, пока лица не достигли 18-летнего возраста или обучаются на дневном отделении учебного заведения. Если дети, внуки, братья и сестры погибшего признаны инвалидами при условии наличия других трудоспособных родителей или опекунов, то они подлежат внеочередному определению в специализированные медицинские учреждения с выплатой пособия, определенного законодательством.

На оформление и выплату второй пенсии могут рассчитывать дедушка и бабушка, достигшие пенсионного возраста, если военнослужащий являлся их кормильцем. Рассматривается ситуация оформления второй пенсии для инвалидов, если они на данный момент не получают своевременную помощь от других родственников.

По законодательству РФ родители, дети и вдовы погибших военнослужащих имеют право не только на денежные пособия, но и на иную помощь. Поэтому важно знать все варианты льгот, чтобы вовремя подать заявку на их получение.

Что еще почитать