Гиноцид, или китайское бинтование ног. Необычный обычай или бинтование ног в китае

Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.

Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого они начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".

Размеры "лотосовой ножки" стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".

Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими "лотосовыми ножками".

Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Хоть это и трудно представить европейцам, "лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения."Раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Как утверждают журналисты, которым доводилось беседовать с женщинами- большинство из них по-прежнему гордились своими бинтованными ногами.

Древний обычай бинтования ног зародился в Древнем Китае примерно в десятом веке нашей эры, но точная дата его появления до сих пор неизвестна. Маленьким девочкам в возрасте четырёх-пяти лет начинали бинтовать ступни, что приводило к сильнейшей деформации костей. В китайской древности изменённые ступни считали главным достоинством женщины.

Легенды о возникновении обычая

Существует несколько разных версий того, как появились «золотые лотосы». Основные из них таковы:

  • Танец имераторской наложницы. Однажды император потребовал у своей наложницы, чтобы та забинтовала ступни белым шёлком – ноги девушки должны были стать похожими на полумесяц. После этого девушка исполнила особый танец, который назвали «танцем лотоса». Придворные женщины быстро распространили моду на ноги-лотосы, что и послужило началом этой традиции.
  • Просьба любимой наложницы императора. Другая версия рассказывает про наложницу императора, принадлежавшего династии Шан. Девушка страдала от неприятного недуга – косолапии. Чтобы её стопы перестали казаться окружающим уродливыми, она попросила императора издать особый указ, по которому ноги всех девушек в стране полагалось подвергнуть бинтованию. Закон был принят, а процедура наложения бинтов настолько прижилась, что просуществовала почти тысячу лет.

Распространение китайской традиции и формы бинтования ног

Данная традиция существовала только на территории Китая. Самому жестокому бинтованию, приводившему к перелому костей, подвергались девочки из богатых и знатных родов. В бедных слоях населения женщины участвовали в работе, им было необходимо иметь возможность свободно передвигаться, поэтому при наложении повязок бинты оставляли слегка расслабленными.

Традиция бинтования была наиболее распространена в народе хань, который составлял большую часть населения Китая. Другие народности относились к форме женских ступней не столь фанатично. Народ хакка, проживавший на юго-востоке страны, не проводил обряд бинтования вовсе. Вплоть до законодательного запрета бинтование практиковали мусульманские общины, хотя встречались отдельные исламские высказывания о том, что обычай идёт против Бога.

Технология бинтования

Сохранились записи воспоминаний известного китайского революционера, который, видя страдания сестры, проходившей через обряд бинтования ног, просил мать прекратить зверства. Но мать отвечала ему: «Если у твоей сестры будут большие ноги, то она станет осуждать нас, когда вырастет». Эта традиция была неотъемлемой частью детства китайских женщин. К бинтованию преступали в возрасте четырёх-пяти лет, иногда немного старше. Чаще всего бинтовать ступни начинали в зимнее время года, поскольку переносить боль при низкой температуре легче. Также холод препятствовал возможному заражению.


Для того, чтобы нога достигла «идеальной формы», требовалось около трёх лет. Всего было четыре стадия бинтования.

  • Начальный этап. Для начала готовился специальный травяной отвар, смешанный с кровью животных, в котором омывались ноги девочки. Ногти удалялись настолько, насколько это было возможно. После этого ступню сгибали до состояния, когда пальцы на каждой ноге максимально перегибались и ломались. Сверху накладывались бинты. Девочку заставляли как можно больше ходить, чтобы её нога приняла требуемые размеры.
  • Второй этап. Бинты затягивались сильнее, их чаще меняли, поскольку было необходимо удалять омертвевшие ткани. Подошвы ног массировали, а иногда и били – это должно было придать им гибкость. Также использовали различные благовония для омовения.
  • Третий этап. Переднюю часть ноги притягивали к пятке. Часто это приводило к тому, что кости девочки ломались заново.
  • Четвёртый этап. На заключительном этапе ногу бинтовали таким образом, чтобы сформировался довольно высокий подъём ноги. Чем сильнее был изгиб ноги, тем привлекательней считалась девушка.

Постепенно боль от деформации ступней уменьшалась. Но для сохранения ноги китайским женщинам требовалась накладывать бинты на протяжении всей жизни.

Настоящая пытка

«Пара бинтованных ног стоит ванну слёз» — так говорит древняя китайская мудрость. Перебинтованные ноги приносили страдания не только в период формирования «идеальной ступни», но и на протяжении всей жизни. Девочки, ранее жившие полноценной жизнью и игравшие в подвижные игры, навсегда лишались этого. Многие навсегда утрачивали возможность самостоятельно передвигаться.

Из-за того, что процедура приносила ребёнку нестерпимую боль, бинтование редко поручалось матери – любящая мать не могла видеть, какие страдания испытывает дочь. Но бывали и исключения. Так, одна китаянка вспоминала о своём прохождении через древний обычай: «Мать не разрешала мне менять бинты и вытирать гноящуюся ногу, поскольку считала, что, избавившись от лишнего мяса, моя нога приобретёт изящество.»

Сохранилось много фото, свидетельствующих о страшных повреждениях, сопутствующих достижению «идеальной ноги».

Последствия для здоровья

Такая процедура не только приносила девочке чудовищные страдания, но также имела ряд серьёзных последствий для здоровья:

  1. Заражение крови. Обряд вёл к замедлению кровообращения, поэтому некроз тканей был почти неизбежен. Иногда инфекция затрагивала кости, из-за чего пальчики девочки отмирали и отпадали. Если ступня была шире, чем обычно, то некроз могли провоцировать специально – для этого в ногу втыкали стёкла. Заражение крови иногда приводило к летальному исходу.
  2. Ногти. Часто они врастали в ногу. Из-за этого возникало воспаление, девушка испытывала сильные боли. Вросшие ногти требовалось полностью удалять.
  3. Хрупкость костей. Сломанные кости начинали срастаться спустя несколько лет, но всю жизнь были подвержены травмам и легко ломались.
  4. Затруднение движения. Любое движение для женщины было затруднительным. Труднее всего было стоять и вставать с сидячего положения. Те девушки, у которых были ступни самого маленького размера (обычно это были представительницы знати), были неспособны перемещаться без чужой помощи до самой смерти – их переносили слуги.
  5. Проблемы со здоровьем. Частым последствием было развитие остеопороза. Также из-за неправильного распределения тяжести тела бедра отекали. Эта отечность считалась у мужчин желанной и привлекательной.

Восприятие мужчинами

На протяжении долгих веков ножка «Золотых лотосов» была символом сексуальной привлекательности женщины у китайцев. Чем меньше ступня у девушки, тем выше были шансы найти хорошего мужа.

Хотя увидеть ногу без обуви было мечтой многих мужчин, редко кому это доводилось. Обнажённая нога считалась предельно неприличным зрелищем. Сохранилось предостережение для мужчин от одного китайского автора: «Если вы снимете обувь и развяжете повязку, то ваше наслаждение от эстетичности ног будет навсегда уничтожено».


Из-за того, что перебинтованные ноги затрудняли перемещение, девушка становилась беззащитной и зависимой от мужа. К маленькой женской ноге относились, как к искусству – существовал определённый набор эстетических правил о том, как должна двигаться обладательница «Золотых лотосов». Если женщина уверенно держалась на ногах, она считалась непривлекательной.

Восприятие женщинами

Поскольку размер ступни играл ключевую роль для заключения удачного брака, китайские женщины с терпением относились к древнему обычаю.

Вот несколько причин, по которым девушки проходили через эти муки:

  1. в выборе невесты ключевую роль играло то, насколько маленький размер у её ножки;
  2. если у китаянки ноги не подвергались деформации, она становилась всеобщим объектом для насмешек. Её шансы найти хорошего мужа почти сводились к нулю;
  3. среди женщин бытовало мнение, что маленькие перебинованные ножки – залог здоровья и женщины, и её будущих детей.

Туфли-лотосы

Для китайских женских ног выпускалась обувь, носившая название «туфли-лотосы». Их размер был настолько маленьким, что туфелька умещалась на ладошке. По задумке, форма этой обуви должна походить на нераспустившийся бутон лотоса.


Носы этих туфель были остроконечными, часто присутствовал небольшой каблук, чтобы ещё сильнее визуально уменьшить ногу. Изготавливалась обувь из хлопка или шёлка, иногда расшитого растительными узорами. Многие женщины самостоятельно занимались изготовлением лотосовых туфель.

Ночью также полагалось надевать специальные туфли. Они были меньше по размеру, чем дневные, но их подошва была немного мягче. На таких туфлях часто вышивали эротические картинки.

Промышленное производство туфель-лотосов прекратилось в 1999 году, поэтому найти в современных магазинах лотосовые туфли с маркировкой «Made in China» не представляется возможным. Посмотреть на эти башмачки сегодня можно только в этнографических музеях Китая, а также на многочисленных сохранившихся фото.

Влияние на моду

В 18 веке во Франции неожиданно возникает мода на китайский стиль. Эта мода распространилась и на китайские ножки – начинается повальное увлечение маленькими туфельками, имеющими сходство с туфлями-лотосами. Новые туфли получили название «мюли». Носить их было неудобно, и поначалу их использовали только в домашнем гардеробе. Постепенно мюли стали обувью для праздничных мероприятий и важных событий. Не только женщины носили эти неудобные туфли – мода коснулась и мужчин.

Любовная философия

На протяжении долгих веков лотосовые ножки в Китае были эротическим символом, воспетым во многих областях искусства. Считалась, что любое прикосновение к ноге доставляет женщине поистине невероятное удовольствие. Но для того, чтобы девушка с деформированными ногами всегда оставалась желанной, ей следовало соблюдать особые правила этикета:

  1. не поднимать кончики пальцев во время ходьбы;
  2. никогда не ослаблять пятки при движении;
  3. не шевелить подолом юбки;
  4. во время отдыха ноги обязаны оставаться неподвижными.

Эти и многие другие правила превращали женщину с ногами-лотосами в произведение искусства и объект мужского поклонения.

Критика обычая и его исчезновение

В разные времена появлялись люди, высказывающие свой протест протеев древнего обычая. Но первый запрет на калечащий обряд был выпущен императором лишь в начале двадцатого века. Он был связан как с ростом недовольства традицией среди населения страны, так и с отношением европейцев, считавших обряд варварством.

Окончательно «золотые лотосы» были запрещены после прихода к власти коммунистической партии.

Несмотря на то, что китайская культура имела огромное влияние на Японию, обычай почти не затронул эту страну. Японские девушки носили очень неудобную деревянную обувь, которая сильно затрудняла передвижение. Но подобная обувь, хоть и причиняла ощутимый дискомфорт, не приносила значительного вреда здоровью и не вела к деформации ступней.

Современность

Сегодня в мире живут лишь единицы женщин, обладающих «золотыми лотосами». Всем им более 90 лет. Вот что вспоминает одна из них про то, как в Китае бинтовали ноги девочкам: «В старые времена внешность женщины не играла роли, если она обладала забинтованными ногами. Ноги были важнее всего, поэтому мы все прошли через эту пытку».

После законодательного запрета обряд престали проводить даже в самых глухих провинциях Китая, поэтому традиция полностью ушла в прошлое.

Заключение

По подсчётам, через этот обряд за время его существования прошло более миллиарда китайских женщин. Китайский лотос – одна из самых страшных жертв, на которую девушки шли ради достижения идеала красоты.

Странный обычай бытовал в Китае более тысячи лет — девушки бинтовали ноги. По легенде, дошедшей до наших дней, император, Ли Юй потребовал от наложницы исполнить «танец лотоса», предусматривающий бинтование ног белой шелковой тканью. Танец Яо Нян произвел фурор, а представительницы из высшего общества стали копировать поведение. С того момента понятие «лотосовые ножки» плотно вошло в быт. Фотографу Джо Фаррелл удалось снять легендарное поколение китайских женщин, испытавших на собственном опыте древнюю традицию.

Бинтовали ноги девочкам, до момента полного формирования стопы. Сильно согнутая стопа вдавливала пальцы в подошву, под прессом пальчики ломались. Следом накладывали плотно повязки и бинты.


Размер ноги характеризовал принадлежность дамы к обществу избранных, считалось, высокопоставленная леди не должна ходить самостоятельно. Следовательно, необычный обычай могла позволить только знать, где слабость женщины считалось за честь.


Идеальная ножка должна была составлять всего 10 см в длину.


Сама процедура бинтования была невероятно мучительной. Девочки практически не могли самостоятельно ходить, а тем более играть в подвижные игры.


Для Су Кси Ронг бинтование ног было единственной возможностью выйти замуж. Сама бабушка бинтовала Су ноги, а если та пыталась снять бинт, то в качестве наказания ей срезали кожу с ног.


К сожалению, «лотосовые ножки» лишили Су возможности ходить


А для Си Инь Чжинь бинтование ног было вполне привычной процедурой. С раннего детства ее ноги были в тугих повязках, так что приняли форму практически кукольных туфелек.


А это стопа 103-летней Чжан Юнь Инь.


Такая деформация стоп должна была сделать супружескую жизнь счастливей, но на самом деле только усложняла жизнь девушек.


Когда в 1949 году к власти пришли коммунисты, им удалось добиться полного запрета на бинтование ног


А до того переломного момента женщины всю жизнь были вынуждены бинтовать себе ноги и даже ломать их снова и снова.


При этом разбинтовывать ноги было тоже крайне больно. Пуэ Хуи Инь начали бинтовать ноги в 7 лет, в 12 лет требовалось снять повязки, но она уже не могла этого сделать, ведь без утягивания стопы еще сильней начинали болеть. По этому и по сей день она туго стягивает ноги.


Гуо Тинг Ю в 15 лет начала самостоятельно бинтовать себе стопы, пытаясь добиться идеала красоты.


Эти женщины — последнее поколение, испытавшее ужасы и муки древней китайской традиции

Будьте интересными вместе с

Китайские девушки с малых лет точно знали, что обеспечит им безбедную жизнь и блестящий брак. «Лотосовые ножки» - вот пропуск в счастливую жизнь для каждой девушки. Именно поэтому родители с малых лет особым способом бинтовали ножки своим дочерям, добиваясь, чтобы стопа была, как можно меньше. Британскому фотографу удалось запечатлеть женщин, которые на себе испытали все прелести этой древней китайской традиции.

Британский фотограф Джо Фаррелл один из очень немногих, кому удалось запечатлеть на фото, как выглядит «лотосовая ножка» китаянок. Традиция бинтования ног практиковалась в Китае с Х до начала ХХ века. Как правило, маленьким китаянкам начинали бинтовать ноги особым способом с 4-5 лет. После отмачивания в теплой травяном настое и крови животных, пальцы прижимали к подошве и плотно привязывали хлопковыми бинтами.




Считалось, что будет лучше, если бинтовать ступни будут не родители, поскольку те могли из чувства жалости не затягивать бинты с необходимой силой.




К 10-летнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», после чего их учили правильной «взрослой» походке. Ещё года три, и они становились девицами «на выданье».




Размер ноги китаянки был важным условием при заключении брака. Невеста с большой, не изуродованной ногой подвергалась унижению и насмешкам. Они сразу попадали в реестр простолюдинок, которые должны трудиться в поле и поэтому не могу позволить себе бинтовать ноги.




При выборе невесты родители жениха в первую очередь интересовались размером ноги девушки, а уже потом тем, как она выглядит.




Именно «лотосовая ножка» считалась главным достоинством невесты. А во время бинтования ног матери утешали дочерей, рассказывая об ослепительных перспективах брака, которые напрямую зависят от красоты ноги.




Начиная с 1600-годов подобную традицию неоднократно пытались запретить, но она просуществовала до начала 20-го века. Вот что говорили китайские мужчины про обладательниц «лотосовых ножек»:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…»

«Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…»




Фотограф Джо Фаррелл поставил цель найти в Китае женщин с "лотосовой ножкой". В отдаленном селении в провинции Шаньдун ему удалось найти старушку Чжан Юнь Ин, которой с детства бинтовали ноги. И она оказалось не единственной - в селении жили ещё две её подруги, обладательны

Также в селении жили ещё две её подруги, перенесшие в детским возрасте такие процедуры, но они фотографироваться отказались.

О бинтовании ног в Китае. Кто-то считает, что эта тема избита, кто-то с каждой такой статьей открывает что-то новое для себя. И это верно. Много информации не бывает. Сегодня я хотел бы взглянуть на проблему маленьких ног в Китае с несколько необычной стороны — со стороны защитников этого обычая и сторонников мнения, что бинтование ног есть один из аспектов самобытной китайской культуры и не стоит относиться к нему, как к чему-то варварскому и ужасному.

Не так давно я в университете брал курс, который назывался “Китай до 1800 года”. Одна из особенностей западного образования состоит в том, что преподаватели всячески поощряют студентов мыслить критически и переосмысливать, казалось бы, непреложные истины. Этот курс не стал исключением. Одной из книг, которую мы проходили, была Every Step A Lotus: Shoes For Bound Feet (2001) профессора Колумбийского университета Дороти Ко.

Стоит оговориться, что профессор Ко является ведущим экспертом в гендерной истории Китая. Она рассматривает обычаи и традиции Азии в рамках феминизма и гендерной теории. Профессор Ко предлагает взглянуть на различные культурные практики с точки зрения эксплуатации женского тела и того, как эти практики отразились на роли женщин в обществе. Все мы, читая истории о бинтовании ног в Китае, содрогаемся и морщимся. Еще бы, садистские подробности, смакующие описания этой «антропологической диковинки», изобилующие сломанными костями, кровью, гноем и вонью, вполне могут составить конкуренцию трешевым фильмам ужасов в стиле «Атака помидоров-мутантов» и «Месть человека-угря и его друга Сосиски».

И всё вроде бы верно, чего переть против правды, всё же по большому счету так и было. Да, было, и даже относительно недавно – до середины ХХ-го века, — переломанные кости, ужасный запах от разбинтованных ног, летальные исходы. Однако можно задать себе вопрос: неужели на протяжении веков в Китае все матери и отцы были садистами и получали удовольствие от этой ужасной процедуры над собственными детьми? Неужели в этом была абсолютная необходимость и без этой добровольной пытки все женщины были обречены оставаться старыми девами? Если бы все женщины резко воспротивились этому, неужели нельзя было бы отменить эту традицию?». Наверное, не особенно-то и хотели…

Так вот, в своей книге Дороти Ко как раз рассматривает ситуацию с этой точки зрения. Я нашел ее достаточно интересной, аргументированной, опирающейся на здравый смысл и однозначно достойной на существование. Начать следует с того, что вся кутерьма вокруг процесса бинтовки ног была растиражирована западными медиа, и «лотосовые ножки» остаются в сознании обывателей символом подавления китайских женщин и их угнетённого положения в обществе. Однако Ко подчеркивает, что в эпоху Тан бинтованные ноги в восприятии китайцев того времени подчеркивали грацию и красоту их обладательниц.

Наибольшей заботой любой семьи в Китае было удачное замужество дочерей. Замужество или женитьба рассматривались как социальный контракт между семьями. Так вот, Ко говорит, что матери были крайне заинтересованы в том, чтобы выдать дочерей замуж наиболее удачным образом, то есть, за представителя хорошей семьи. Короче говоря, важно было сделать девочку как можно более привлекательной физически для жениха. А крохотные, кукольные ступни были эстетическим совершенством в глазах китайских мужчин, символом женственности и добропорядочности женщины, так же как и её определённого социально-экономического статуса. Мать должна была научить девочку быть женщиной в мужском мире и извлекать максимальную выгоду из своего положения. Для этого ей приходилось бинтовать ноги. Есть версия, что боль от бинтования ног должна была предвосхитить боль от деторождения. Сам этот процесс рассматривался как красивый и очень важный ритуал в жизни девочки, напоминающий один из этапов инициации у мальчиков в различных культурах. Для этого использовались невероятно красивые и дорогие принадлежности.

Процесс этот был крайне интимным. Обычно бабушки, мамы, другие родственницы и «сочувствующие» закрывались в комнате с девочкой, мыли ей ноги дорогими отварами и смазывали различными ароматными маслами. Мужчинам вход туда был строжайше запрещен. Обычно накануне процедуры матери смазывали ноги девочки специальными настоями, которые должны были ускорить процесс заживления, и распаривали кости, чтобы уменьшить боль. Обряд не рассматривался как болезненный урок, нацеленный на то, чтобы показать женщинам их место в обществе, как любят смотреть на это современные феминистки. Более того, Ко настаивает на том, что сама процедура бинтования ног не была обязательной, в отличие от маньчжурских косичек для мужчин. Дело, как говорится, было хозяйское: хочешь бинтуй, не хочешь — женись на бедном крестьянине и работай всю жизнь в деревне вместо того, чтобы передвигаться в паланкине и иметь кучу слуг. Хозяин – барин. Однако маленькие ступни были женским ключом к восхождению по социальной лестнице.

Ко указывает, что 24 августа в Сучжоу был праздничным днем и отмечался с большим размахом. Существовало поверье, что 24 августа отличный день для того, чтобы начать процесс бинтования. Если люди праздновали этот день, значит, они верили в его важность и рассматривали его скорее как нечто хорошее и важное в жизни, нежели что-то плохое. Женщины учили своих дочерей как делать туфли дома, это была семейная традиция. Весь ритуал рассматривался как нечто позитивное, а не как что-то болезненное и то, чего любящие матери хотели бы избежать для своих дочерей.

Однако также важно заметить, что женщины часто использовали хитрости и на самом деле их ноги был намного больше, чем выглядели со стороны. Известны случаи, когда женские ступни не были забинтованы вовсе, но со стороны выглядели, как бинтованные. Важно помнить, что мужья практически никогда не видели голых ступней своих жён. Они могли видеть все что угодно у женщины, но не голые ноги. Ноги считались самым главным и секретным, что есть у женщины, и мужчина не мог осквернить женщину прикосновением к её ногам. Это давало место для хитростей. Например, существовали туфли, с более высоким каблуком и подъёмом, которые визуально делали ногу маленькой за счет высокого подъёма и колодки. Туфли выглядели, как ботиночки, в которых было сложно увидеть, где заканчивается ступня, а где начинается голеностоп.

Китайские бинтованные ножки – это всего лишь один из исторических примеров проявления традиционной гендерной роли. А сколько их было и до сих пор есть во многих странах! Причём, даже в наше время и в гораздо более изуверских формах. Чего стоит одно только так называемое «женское обрезание», практикующееся повсеместно во многих странах Африки и Азии! От мужского обрезания женское отличается так же, как стрижка ногтей — от ампутации. И вправе ли мы обвинять средневековое китайское общество в жестокости и косности мышления, если наш современник, некий доктор (!!!) Нахид Тобия в своей книге «Женщина в арабском мире» пишет буквально следующее: «Потеря гениталий – не такая уж дорогая цена, чтобы удачно выйти замуж» ?! И традиция эта настолько живуча, что даже иммигрировав в такие развитые и социально безопасные страны, как Великобритания, Франция, Германия и США, выходцы из этих стран продолжают ухитряться практиковать эту, зверскую с точки зрения Запада, процедуру, несмотря на то, что она официально запрещена в этих странах. Неужели бедных детей и юных девушек волокут насильно, сковав цепями, к пыточным столам? Осмелюсь предположить, что данная процедура, несмотря на её очевидную болезненность и возможные жуткие последствия, всё-таки кажется самим жертвам благом, сулящим заманчивые выгоды, перевешивающие в их сознании временную боль. И именно поэтому они не бегут в полицию с истошными криками: «Помогите! Убивают!», а сами соглашаются на это испытание.

Не поймите меня превратно! Я не одобряю все эти членовредительские практики. Я всего лишь провожу антропологические параллели. А как вы относитесь к деформации черепа у младенцев в некоторых племенах на территории Африки, Латинской Америки и даже, подумать страшно, у древних сарматов на территории Крыма? Или к ещё одному «милому» обычаю народов, проживающих на территории Мьянмы и Таиланда, — удлинять шею женщин с помощью металлических обручей для создания «эстетического наслаждения» у местных мужчин – экстаз под местным названием «шея жирафа»! Если потом, через несколько лет ношения таких «украшений» у женщины снять эти «бусы», её шея просто сломается, так как атрофировавшиеся к тому времени мышцы будут не в состоянии поддерживать на весу такую длинную шею.

Как итог всего вышесказанного, хотелось бы сказать следующее. И женщины, и мужчины всегда и в любом обществе стремились быть сексуально и матримониально привлекательными друг для друга. Думаю, что и для современных западных женщин ношение шпилек, обтягивающих юбок и тесных лифчиков не является апофеозом комфорта и наслаждения, иначе они бы и дома, в одиночестве, носили бы то же самое. Никто не спорит, что обычай бинтования ног в Китае был не самым гуманным. Однако для того чтобы делать выводы о чем -либо, нужно посмотреть на проблему с разных сторон. Уметь учитывать аргументы и контраргументы. В отношении исторического явления бинтования ног, важно взглянуть на вопрос с точки зрения женщин, и женщин не современных, а живших в те времена и с теми реалиями. Нельзя к одной эпохе и культуре применять стандарты других и судить иную культуру через призму своей. Судить и делать выводы о культуре может только носитель этой культуры, но никак не аутсайдер и чужак, ибо он не видит всей картины и не в силах ее осознать. Так и тут, важно понимать и уважать точку зрения, что, возможно, женщины Китая того времени не рассматривали акт бинтования как нечто варварское и унизительное, нацеленное на то, чтобы покалечить их. Имеет смысл пересмотреть привычное, пренебрежительное, отношение к практике бинтования ног, и взглянуть на это явление под другим углом, для более детального анализа и суждения.

Дороти Ко заканчивает свою книгу фразой: «Я абсолютно убеждена в том, что нам следует воспринимать бинтование ног не как бессмысленный акт нанесения увечий, а осознанную практику, преследующую ясные цели в глазах самих женщин.»

Что еще почитать