"идеальный детский сад" материал на тему. Эссе «Мой идеальный детский сад Мой идеальный детский сад эссе

  • E-mail
  • Как мы представляем идеальный детский сад будущего

    Лозунг «Все лучшее детям!» воплощен в жизнь. Детский сад – светлый, просторный, удобный, современный дом-дворец для детей, где каждый ребенок понят, принят, любим окружающими взрослыми. В здании установлена система «Умный дом», которая сама выбирает наилучший микроклимат нахождения детей. На крыше - солнечные батареи и ветряные мельницы для экологических источников энергии. При подъезде к детскому саду оборудованы: подземная парковка для родителей, тротуарные дорожки для пешеходов, современное освещение. У дошкольного учреждения свой большой удобный автобус, на котором можно передвигаться с детьми по городу и области. На крыше детского сада находится минипланетарий с телескопом, лабораторией и огромным 3D экраном.

    К каждой возрастной группе пристроена прогулочная веранда с подсветкой, которая имеет систему трансформенных окон, закрывающихся на холодный период. Веранда оборудована как большой зимний сад, где находятся: солярий, уголок зимнего леса, террариум с пресмыкающимися и пресноводными, декоративные фонтаны, фитобар, удобные плетёные кресла, оборудованы мини-центры для исследовательской и элементарной трудовой деятельности. На территории детского сада имеется дендропарк, мини – зоопарк с детёнышами домашних животных, создан интересный ландшафт: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, песочные дворики, оздоровительные тропы; для детских забав и развития имеется большое количество игровых площадок.

    В ДОУ создана современная здоровьесберегающая среда : физкультурный и тренажерный залы, батутная комната, бассейн, детский боулинг, кабинет ЛФК, медицинский и массажный кабинеты. На территории ДОУ находятся: спортивный стадион, велосипедная дорожка, оборудование для спортивных игр детей (футбол, баскетбол, настольный теннис, городки и др.), крытый каток; оборудован современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами, мостами, тоннелями и детским автопарком. В ДОУ работает система детских кафе, где дети и родители с диетологом и педиатром имеют возможность выбрать себе меню по состоянию здоровья и вкусовым пристрастиям.

    Групповые помещения имеют большую площадь, при их разработке учтены интересы мальчиков и девочек, оснащены современным развивающим оборудованием и игрушками из экологически чистых материалов, игровые зоны имеют разноуровневые подиумы, современно оснащены все центры развития. В ДОУ имеется большое количество дополнительных залов и помещений. В кабинете психолога – все для релаксации детей и персонала (свет и музыка, массажные кресла и уютное место для общения). Комната природы представляет собой 3D кинотеатр, в котором по замыслу воспитателя можно увидеть слона, кита или оказаться, к примеру, в джунглях, на берегу океана, услышать звуки и запахи природы. В детском саду функционируют: сенсорная комната, игротека, киностудия и кинозал, галерея детского творчества, театральная мастерская…..

    Детям, живущим в этом детском саду, предоставлена свобода выбора детской деятельности, партнера, атрибута, в играх, на занятиях, в нравственных поступках. Количество детей в ДОУ – в норме. При входе в детский сад висит большой дисплей, на котором отражены все группы и дополнительные помещения, а так же расписание занятий, игр и системы дополнительного образования на день и неделю вперед. Ребенок вместе с родителями выбирает вид деятельности, которому он отдает предпочтение. Родители и представители окружающего социума являются полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, благодаря чему создается единое социокультурное образовательное пространство. В семейной гостиной объединяются родители и дети, которые вместе творят, проводят оздоровительные досуги, смотрят и обсуждают кинофильмы и подводят итоги прожитого дня, недели, месяца. Детский сад работает как открытая самоорганизующаяся система.

    С детьми работает команда единомышленников, счастливых людей, которые формируют доброжелательный психологический климат вокруг ребенка. Взрослый – играющий, заинтересованный партнер. Он использует современные образовательные технологии, в том числе и технологии эффективного общения. Профессия педагога становится престижной. В основе деятельности лежит любовь к профессии и детям. Педагог получает достойную заработную плату.

    Детский сад будущего – конкурентноспособное учреждение. В нём созданы условия для развития инновационных процессов, ведётся мониторинг потребности населения в образовательных услугах, создан привлекательный имидж. Деятельность дошкольного учреждения ориентирована на духовно – нравственное воспитание всех участников образовательного процесса, в нём созданы условия для формирования целостной личности ребёнка, способной занять индивидуальное место в мире и самореализоваться в будущем как зрелая личность.

    Являясь директором частного детского сада в Москве, она однажды попросила меня написать что-то типа рекомендаций воспитателям. Начав писать, я параллельно написала рекомендации для родителей о том, как компенсировать разлуку... Ну и дальше вы знаете.

    В этой статье я всё-таки хочу написать про то, каким мне видится дружелюбный с точки зрения психо-эмоционального развития ребёнка детский сад.

    (с) libellulla

    Обстановка

    Конечно, лучше всего, когда садик находится в частном доме. Дом, двор, небольшие комнаты, - такая обстановка будет максимально приближена к домашней.

    Если сад организован на базе стандартного детского сада, то надо постараться поменьше водить детей по коридорам, поменьше пользоваться иными помещениями, кроме группы, а группу обустроить минимально похожей на "учреждение".

    Спальню хорошо бы разделить ширмами или над каждой кроваткой построить шалаш. Чтобы у каждого малыша был его отдельный домик, где бы он мог не только спать, но и прятаться в случае, когда ему хочется побыть в одиночестве. Постельное белье лучше попросить родителей приносить из дома, причём будет лучше, если на нём предварительно несколько ночей поспит ребёнок или родители. Знакомые домашние запахи будут успокаивать малыша, помогут ему чувствовать себя в безопасности.

    В группе у ребёнка должно быть как можно больше вещей, которые напоминают ему о доме и родителях: фотографии в шкафчике, своя посуда для еды, хорошо, когда дети приносят в сад свои игрушки и книги.

    С едой обычно в частных садах проблем нет, детей стараются кормить пищей, похожей на домашнюю и учитывать их предпочтения и аллергии. Хорошо, если у ребёнка, как и дома, будет возможность перекуса в любое время, а не строго по часам. Про личную посуду я уже писала, лучше, если родители принесут её из дома. И сидеть лучше всем за одним большим столом, как дома, а не за несколькими маленькими столиками.

    Все развивающие занятия лучше проводить в помещении группы. Желательно, чтобы занимались с детьми люди, к которым дети привязаны, их воспитатели. Если занятия проводит специалист со стороны, то нужно помнить, что каждый раз, прежде чем начинать работать с детьми, ему надо под них подстроиться, «завладеть» (глаза, улыбка, кивок) и только после того, как будет получено их согласие на то, чтобы ими руководили — приступать к занятиям.

    Если ребёнок не готов с вами заниматься, не привязан к вам, нет у него настроения — ни в коем случае не заставлять, и не воспринимать его нежедание как вызов вашим педагогическим талантам. Оставьте малыша в покое, и в следующий раз вам будет легче добиться его расположения. Потому что чем больше вы будете настаивать, тем больше он будет сопротивляться.

    Персонал

    Все взрослые, призванные заботиться о ребёнке, просто обязаны находиться в позиции заботливой альфы.
    У каждого ребёнка должна быть одна-единственная ведущая привязанность — его «главный взрослый» - и через эту привязанность ребёнок будет в дальнейшем знакомиться со всеми остальными взрослыми. Этот взрослый для ребёнка будет безопасной базой, человеком, к которому можно обратиться по любому вопросу, с любой проблемой, взрослый, которого ребёнок будет считать «своим», (Эй, Семёновна, а твой-то коленку разбил!). Если в группе одновременно работают два воспитателя, то группу лучше поделить на два клана (прайда, команды), чтобы у каждого ребёнка была своя «тётя».

    Очень важно помнить, что все привязанности ребёнка должны быть на одном полюсе. Это значит, в коллективе не должно быть никаких противопоставлений друг-другу или родителям, никакой конкуренции между воспитателями. Вы все — из одной деревни, где все дети — ваши, несмотря на их происхождение и принадлежность тому или иному клану.

    В группе надо создавать обстановку свободную от негативных энергий, когда воспитатели стоят горой за своих детей, а дети — друг-за-друга. Только надо помнить, что позитивная энергия не возможна без негативной, и воплощением негативной энергии скорее всего будет одна из соседних групп. Если на прогулке ваша группа столкнётся с «чужой», то конфликт будет неизбежен. Не надо ругать детей за то, что они не хотят мирно играть с «чужаками», не надо пытаться «дружить» детей из «враждебных» групп. Просто старайтесь избегать пересечения территорий.

    Рутины

    А теперь представьте, что в группу на замену вы зовёте воспитательницу из «стана врага», и предлагаете детям на время к ней привязаться. Прекрасный способ помочь инстинкту привязанности сойти с ума!

    Ещё одна «замечательная» практика — смена воспитателей во время тихого часа, когда дети спят. Это, безусловно, удобно воспитателям, но очень травматично для инстинкта привязанности. Я уже писала, что ребёнку комфортно, когда его «передают» от одной привязанности к другой, причём, с его согласия, а не просто ставят перед фактом: вот новый человек, потрудись к нему привязаться.

    Мама приводит ребёнка в садик , несколько минут дружелюбно беседует с воспитательницей, ребёнок, глядя на маму, чувствует, что опасности нет. После беседы с мамой(папой) воспитательница присаживается, стараясь настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок), когда инстинкт привязанности задействован и ребёнок даёт согласие на то, что теперь его рабочая привязанность — воспитательница, можно начинать свою работу: пригласить зависеть (помочь раздеться, отвести в группу, помочь помыть ручки, посадить за стол, покормить (если нужно, на коленях, из ложечки).

    Когда ребёнок просыпается после дневного сна и видит в группе нового человека, пусть и знакомого, но с которым его интинкт привязанности не включен, мозг пугается, уровень кортизола в крови повышается и инстинкт привязанности расшатывается. Такая передача ребёнка без предупреждения и согласия ребёнка тяжело сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребёнка, на его здоровье.

    Измените расписание работы воспитателей так, чтобы они могли меняться при детях и один воспитатель как бы передавал привязанность ребёнка другому воспитателю, а тот имел возможность включить инстинкт привязанности (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть). Лучше, конечно не менять воспитателя в течение дня. Вообще, чем реже будет меняться состав взрослых вокруг ребёнка, тем лучше.

    Несколько слов о расставании в конце рабочего дня . Родители приходят забирать ребёнка из садика. Прежде, чем отпустить ребёнка, обнимитесь, скажите ему спасибо за сегодняшний день, что вы так рады, что он с вами, обязательно сделайте акцент на следующей встрече (увидимся завтра\послезавтра\через неделю). Если это возможно, выйдите к родителям, поговорите с ними, помогите ребёнку одеться, «передайте» ребёнка родителям. Проследите, подскажите, чтобы родитель не забыл настроиться на ребёнка (глаза, улыбка, кивок, приглашение зависеть). Это сильно облегчит родителям вечер со своим чадом.

    Ритуалы приветствия и расставания настолько важны для сохранения и укрепления привязанности, что я бы выписала их отдельным пунктом в служебные обязанности.

    Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваши глаза загорались при виде каждого ребёнка. Не важно, что это за ребёнок, делайте так с каждым. Считайте, что только что вошедший в комнату ребёнок — имено тот, которого вы ждали всю свою жизнь. И никогда не позволяйте им уйти до того, как вы их обнимите.

    Работа с родителями

    Желательно, чтобы родители понимали, что такое привязанность, о чём идёт речь и что, игнорируя детский инстинкт привязанности, они рискуют здоровьем и развитием своего ребёнка.

    Про утренний ритуал привода в группу я писала выше. Просите родителей приводить детей пораньше, чтобы у вас была пара минут на глазах у детей перекинуться словом с родителями и только потом заняться ребёнком. Не разрешайте родителям убегать из группы не поздоровавшись с воспитателем. Если родители хронически опаздывают, оставляют ребёнка в раздевалке и несутся на работу, договоритесь, чтобы на подступах к садику родители звонили, и кто-то из взрослых мог встретить ребёнка, чтобы хотя бы передать его из рук в руки.

    Попросите родителей принести из дома фотографии семьи, наговоренные на диктофон мамой сказки (для прослушивания можно пользоваться наушниками), какие-то предметы, которые будут напоминать малышу о доме. Часто хорошо работают волшебные предметы (В этой коробочке — волшебная невидимая пыль. Как только ты соскучишься по маме, открой коробочку и обсыпь себя пылью, это будет значить, что мама тебя поцеловала).

    Старайтесь в течение дня почаще добрым словом вспоминать родителей ребёнка. Привлекайте родителей к садиковской жизни: например чья-то мама может раз в неделю прийти на пол-часа и почитать детям книжки, а чей-то папа может помочь смастерить кораблики. Чем чаще и охотнее родители будут появляться в садике, тем комфортнее там будет их ребёнку. Проводите неформальные праздники, празднуйте дни рождения вместе с родителями, делайте пикники и субботники. Такие совместные действия намного важнее официальных отчётно-показательных концертов, где родители являются всего-лишь потребителями.

    Как я представляю идеальный сад будущего.

    Одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление здоровья ребенка. Поэтому детский сад должен работать по программе «Растим здоровых детей». В детском саду должен быть оборудован физкультурный зал с необходимым инвентарем и тренажерами, должен быть бассейн, сухой бассейн, зал лечебной физкультуры, массажный кабинет.

    В детском саду должна быть оборудована уютная комната, например, бирюзового, янтарного, изумрудного или малахитового цвета, как в сказке, для снятия психоэмоционального напряжения.

    В детском саду должно быть всегда тепло и уютно, поэтому в будущем дошкольные учреждения должны перейти на новую систему отопления «Лучистое тепло» (расположение источника тепла на потолке).

    Для всестороннего развития ребенка в детских садах должны быть созданы различные художественные студии, клубы по интересам, большие кинотеатры для коллективных просмотров, «зимние сады», библиотеки, компьютерные классы, у каждого ребенка должен быть комплект развивающих игр Воскобовича, игровизоры, геовизоры.

    В таком детском саду ребенок вырастет самостоятельным и инициативным, психически и физически здоровым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект-занятия по волеологии "Что представляет собой сердце?"

    Конспект – занятия по волеологии«Что представляет собой сердце человека?»Программное содержание:познакомить детей с самым важным органом человека – сердце. Сформировать первоначальное представле...

    Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....

    Развитие творческих способностей детей с помощью активизации фантазии....

    Собрание - студия: Как я представляю своего ребенка в школе.

    Традиционные методы работы с родителями не всегда оказываются эффективными. Родительские собрания строятся в форме беседы, где в основном родители оказываются в роли пассивных слушателей. В детском са...

    Как я представляю себе дальнейшее развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране...

    Хочется ответить словами Н.И.Пирогова, выдающегося хирурга, великого русского ученого: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Я была на Украине в Музее-усадьб...

    Мой выбор, профессии воспитателя, заключается прежде всего в ощущение вечного детства и молодости, возможности постоянно находится в мире сказки, фантазии, добра и любви. А самое главное ты всегда находишься рядом с детьми. Наблюдая за ними ощущаешь как они ждут тебя, копируют твою походку и речь, надеются на помощь и совет. И хоть эти дети не являются родственниками, но про них начинаешь

    говорить «мои дети». Я - воспитатель. Я первый учитель после мамы, который встретил на жизненном пути малышей. И если я настоящий воспитатель, значит у меня в душе существует любовь к детям, гордость за их уникальность и фантазии, желание видеть, удивляться и понимать их.

    Что Вы считаете своим высшим достижением в работе с детьми .

    Высшее достижение в работе с детьми - это когда я стала неотъемлемой частью ребёнка, его детского загадочного таинственного мира, который полон любви, нежности, тепла и заботы, его мыслями, счастливыми глазами, воздухом, теплом и холодком, удачами и неудачами. Достижение в работе с детьми - это каждый шаг. Встретил меня малыш и поздоровался, показал свои умения, улыбнулся щедрой человеческой улыбкой,

    даже немного, по-доброму, пошалил - это уже много значит для меня. Всё это помогает мне верить, что жизнь прекрасна и удивительна, а достижения с моими потрясающими дошкольниками продолжаются.

    Ваши основные принципы работы с детьми.

    Отвечая на этот не сложный для воспитателя вопрос, конечно же сразу можно открыть интернет и умно списать ответы принципов в работе с детьми -это «нормативность», "системности коррекционных, профилактических и развивающих задач","соответствия диагностики и коррекции" и т.д. Всё это конечно верно. Но внутренний смысл всех принципов это нахождение уникального пути развития каждой личности, будь она самой крохотной; это предупреждение трудностей

    развития ребёнка и обогащение его детской необходимо - жизненной позицией; это эффективное многообразие методов и приёмов для детской личности, для формирования у него самостоятельности, инициативности, ответственности, произвольности, самооценки, но и такие как: социальная компетентность, самосознание, правосознание, формирование ценностного отношения к самому себе.

    Как, на Ваш взгляд, дошкольная образовательная организация может решать проблему нехватки детских садов в районе?

    Роль детских садов в нашем современном обществе проста и понятна. Ребенок ходит в детский сад — родители работают, двигают экономику вперед с ее задачами по модернизации и инновациям, планируют очередные пополнения в семье. Нет детских садов — нет экономики, нет пополнениям в семьях.

    Наше МДОУ предлагает решить проблему нехватки детских садов с помощью вариативных форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет:

    группа кратковременного пребывания;

    центр игровой поддержки ребенка;

    консультативный пункт;

    служба ранней помощи;

    лекотека;

    семейный детский сад.

    И самое главное, для решения этой проблемы, должна быть наша инициатива и желание, понимание и поддержка других.

    Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?

    Обычно говорят, что детский сад - второй дом. Идеальный детский сад Будущего должен стать домом не только для ребёнка, но и для его семьи. Где можно показать родителям, что любовь к детям можно выражать по-разному: вместе общаться, играть, слушать музыку, спорить и побеждать, творить и фантазировать. Детский сад Будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим, о и чужим достижениям. Детский сад Будущего

    должен быть счастливым и в нём работать счастливые люди. Он должен быть современным и доступным для всех, будь то дети одарённые, или одинокие, с речевыми нарушениями или инвалиды. Мы взрослые, родители, педагоги должны суметь построить это Будущее. В наших руках - ростки этого будущего.

    Мой подход к работе с детьми.

    В последнее время в дошкольной педагогике много создано новых программ, методик, разработаны развивающие технологии. Но никакая самая лучшая программа, никакая методика, никакая наисовременнейшая технология не будут работать и не дадут результатов, если не будет главного звена — современного профессионального воспитателя. Я нашла подходы, методы и формы организации работы с детьми: инновационные, педагогические, здоровье сберегающие, интерактивные, игровые и информационно-коммуникативные, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.

    Типичная молодая семья в нашей стране, как правило, не задается вопросом: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Если оба родителя работают и не могут рассчитывать на полномасштабную помощь бабушек, то альтернативы детскому саду просто нет. Чаще всего родители озабочены тем, чтобы устроить свое чадо в приличный садик. Именно поэтому до последнего времени в начальных классах школы "садовские" дети считались более адаптированными к учебе, чем "домашние". Они просто составляли подавляющее большинство.

    Мнения психологов о влиянии детского сада на детей довольно противоречивы. Так, например, согласно некоторым подходам ежедневное разлучение с родителями и последующее "воссоединение" семьи порождает у ребенка высокий уровень тревоги. Психологи данного направления считают, что посещение детского сада может породить чрезмерную компенсаторную привязанность ребенка к родителям. Напротив, другие исследователи утверждают, что между "домашними" и "садовскими" детьми нет существенных различий в психическом статусе.

    Проблема влияния детского сада на психику ребенка исключительно сложна. Многое зависит от наличия разумных альтернатив пребыванию ребенка в детском саду, социоэкономического статуса семьи, отношения родителей к своей работе, обстановки в детском саду, и других факторов. К сожалению, мы не располагаем данными исследований, которые принимали бы во внимание все перечисленные параметры.

    Как бы там ни было, реальность состоит в том, что пребывание ребенка в детском саду является широко распространенным явлением не только у нас, но и в высокоразвитых странах. Женщины все чаще не желают отказываться от профессиональной карьеры даже в тех случаях, когда речь не идет о чисто финансовой необходимости. Разумеется, в этом случае гораздо разумнее отдать ребенка, не достигшего шестилетнего возраста, в детский сад, чем оставлять его дома в одиночестве или на попечении престарелого или больного члена семьи. Ниже мы попробуем, основываясь на исследованиях западных психологов, ответить на вопрос: каким должен быть "идеальный детский сад", в максимальной степени отвечающий задачам нормального полноценного развития личности ребенка? В какой степени реальное положение с детскими учреждениями в нашей стране расходится с "идеалом" читатель без труда увидит сам.

    Мы рассмотрим три основных параметра:

    1. Физическое окружение

    2. Требования к персоналу

    3. Цели или "идеология" детского сада.

    Физическое окружение

    Ребенок, проводящий в детском саду 5-9 часов ежедневно в течение пяти дней недели, нуждается в обстановке, которая удовлетворяла бы широкий спектр его потребностей. Желательно, в частности, чтобы эта обстановка была максимально приближена к той, с которой он сталкивается дома. Если это типично городской ребенок, привыкший видеть из окна своей комнаты здания, деревья на улице, двор с играющими в нем детьми, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее в детском саду, наблюдая из окна примерно тот же вид, а не автомобильную стоянку или скоростное шоссе. Стабильность окружения дает ребенку раннего возраста ощущение уверенности и спокойствия.

    Развитие его "Я" требует привычности и предсказуемости как в сигналах физического окружения, так и в межличностных отношениях.

    Физическая обстановка детского сада должна отвечать стремлению ребенка к автономии и активности. Следует обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком элементарных повседневных действий.

    Расположенные в пределах досягаемости для ребенка вешалки, выключатели, книжные полки, оборудование в туалетах и т.п. служат этим целям. Если же помещение детского сада не приспособлено для этого, а средств на переоборудование нет в наличии, следует предусмотреть безопасные подставки и лесенки.

    Потребность детей в физической активности требует соответствующей организации пространства. Детям нужно достаточно места для подвижных игр в плохую погоду (большая комната, гимнастический зал и т.п.). Это помещение не должно быть заставлено мебелью или тренажерами, не оставляющими детям шанса вволю побегать без риска получить травму. И не только бегать, но и прыгать, карабкаться и взбираться. Конечно же ребенку нужно предоставить возможность проделать то же самое на свежем воздухе.

    "Садовских детей" нельзя причислить к категории лиц, слишком трепетно относящихся к мебели, стенам и обоям. Не следует их за это бранить, порождая чувство вины, тем более, что они все равно будут ломать, рвать и портить. Куда лучше при проектировании детского сада предусмотреть использование материалов, способных в течение длительного времени вынести физическую и творческую активность юных исследователей пространства. Хотя детей нужно предупреждать о необходимости бережного отношения к стенам и стульям, чрезмерное ограничение активности чревато формированием ощущения враждебности окружающей обстановки.

    Достаточную возможность для проявления безудержной активности детей следует дополнять наличием зон для тихого отдыха и одиночества. Ребенку нужно место, где он мог бы уединиться от группы шумных сверстников, поиграть в одиночестве, просто "прикорнуть на минутку", причем - не только во время "тихого часа". Таким образом, дети учатся сверяться со своими "внутренними часами", уклоняясь от общения с окружающими, когда возникает желание от них отдохнуть.

    Персонал

    Требования к персоналу очевидно не менее значимы и разнообразны, чем к физической обстановке детского сада. Дети трех-пятилетнего возраста, прежде всего, нуждаются в постоянстве персонала. Лучше всего, когда по утрам ребенка встречают в детском саду одни и те же лица, помогая осуществить тревожный и напряженный для малыша переход из дома в детсад. Утром дети обычно несколько дезориентированы и напряжены, поэтому многие из них покидают домашний уют, мягко говоря, без охоты, а то и "с ревом". Знакомые лица в детском саду помогают ребенку снять чрезмерную тревогу. Идеально, когда одни и те же люди окружают ребенка на протяжении всего периода посещения детского сада, по крайней мере - не менее полугода. Учитывая протяженность дневного пребывания ребенка в саду, вряд ли возможно обеспечить присутствие одной смены персонала в течение всего этого времени. Работа с детьми очень утомительна, что порождает необходимость двухсменного режима для персонала. При этом лучше если смена происходит не резко, а постепенно. Скажем, персонал второй смены приходит к обеду и помогает первой смене, после чего та покидает детский сад.

    Хотя бы один человек из обслуживающего персонала, например - заведующий детским садом, должен оставаться там на протяжении всего дня. Это обеспечивает преемственность в решении проблем, разворачивающихся с утра до вечера (какой-то ребенок неважно себя чувствует, в группе назревает конфликт между детьми и т.п.).

    Постоянство персонала должно разумно сочетаться с его разнообразием. Имеется в виду, прежде всего, наличие в составе сотрудников, работающих с детьми, как женщин, так и мужчин. Последнее звучит весьма фантастично в наших условиях. Наличие в повседневном окружении ребенка как мужских, так и женских моделей поведения облегчает решение задачи половой идентификации и существенно расширяет диапазон видов игровой активности.

    То же самое можно сказать о представительстве людей разных возрастов в персонале детского сада. Люди старшего возраста при этом обеспечивают потребности ребенка в зависимости и уходе, в то время как молодые сотрудники, студенты и вчерашние школьники, привносят в деятельность детского сада энтузиазм, энергию и свежие идеи. Они служат моделями для формирования "Я-концепции" ребенка.

    Разнообразие личностей, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, способствует развитию индивидуальных различий между детьми. Свойственная каждому ребенку пластичность настроения, а также вариативность характеров маленьких "клиентов" будут в этом случае подкрепляться, а не наказываться. Если ребенок сегодня печален и тревожен, ему нужны заботливость и ласка, которые он привык получать от своей бабушки. Тот же ребенок завтра может искать новых, активных форм приложения своей фантазии и безудержной двигательной силы, в чем ему скорее поможет молодой сотрудник воспитатель. В программе работы должны быть предусмотрены визиты и посещения детского сада интересными людьми, потому что дети любят гостей у себя дома. В любом случае желательно время от времени "разрушать" привычность и удручающую предсказуемость повседневной рутины.

    "Идеология" детского сада

    Люди, совместно разрабатывающие и осуществляющие проект детского сада, должны достичь согласия относительно его базовых целей. Физическая среда "идеального" детского сада призвана служить двум основным целям: отражать и усиливать присущее ребенку чувство принадлежности к местной общине и развивать самостоятельность и независимость, необходимые для последующего психологического развития ребенка.

    Существование детского сада должно содержать следующие два основных "послания" ребенку. Во-первых, детский сад создан потому, что община признает высокую значимость трудового вклада его родителей, ценность их профессиональной деятельности. Тот факт, что его отец и мать заняты на работе, должен быть для ребенка источником гордости за них, а не поводом для тревоги или чувства неполноценности. Общество осознает свою ответственность за то, чтобы дети работающих родителей получили сполна любовь, заботу и поддержку, необходимые каждому достойному гражданину. Дети должны чувствовать, что детский сад принадлежит им, как членам общины, что он создан ради удовлетворения их потребностей. В результате, вместо того, чтобы чувствовать себя брошенными или оторванными от родителей, они учатся расширять диапазон своего доверия на всю общину в целом. Формирование в сознании ребенка представления о детском саде как "расширении круга семьи" может быть достигнуто различными способами. Уже было сказано о предпочтительности сходства "садовской" физической обстановки с домашней. Детям следует предоставить возможность совершать прогулки и путешествия по близлежащим улицам, паркам, памятным или интересным местам в окрестностях их "нового дома". Весьма полезен в этом смысле "обмен визитами" с группами из других местных детских садов, позволяющий детям убедиться, что не только они пользуются услугами детского сада.

    Этим же целям служат контакты детей с жителями близлежащих домов, посещение семей своих друзей по детскому саду и т.п. Эти усилия помогут детям сформировать устойчивую связь между собственным опытом и своим местом в общине.

    Второе "послание" детского сада ребенку должно выражать заинтересованность взрослых в развитии их независимости и самостоятельности. Эта задача содержит самый серьезный "вызов" персоналу детского сада. Ответственность сотрудников за большую группу детей, одновременно находящихся под их присмотром, зачастую порождает своеобразный консерватизм, тенденцию к серьезному ограничению активности детей и свободы их действий. Развитие самостоятельности, напротив, предполагает свободу экспериментирования и связано с определенным риском. Исключительно важно, чтобы ребенок "садовского" возраста имел возможность "пробовать что-то новое", даже если на этом пути его ожидают "синяки и шишки". Найти тонкую грань между свободой действий и зоной "гарантированной безопасности" - серьезная творческая задача для персонала. На самом деле дети не меньше нас, взрослых, озабочены своей безопасностью и при необходимости умеют беречь себя. Сотрудники детского сада, склонные к гиперопеке детей ради избежания малейшего ущерба их здоровью и безопасности, должны помнить, что психологическое развитие ребенка - процесс куда более хрупкий и уязвимый чем их физическое развитие.

    Иным аспектом независимости является выражение тех уникальных свойств, которые характеризуют формирующуюся личность. Ситуация длительного вынужденного пребывания в группе чревата внедрением жестких норм конформизма. Строгие правила поведения в группе, как хорошо знают педагоги, облегчают управление и руководство ею, но подавляют проявления индивидуальности. Здесь вновь возникает задача найти "золотую середину" между строгой дисциплиной и неуправляемым шумным хаосом в классе или игровой комнате. Мы уже упоминали, что частично компромисс достигается разнообразием людей и видов активности, предусмотренных программой детского сада.

    Особые усилия следует направить на то, чтобы поощрить детей к развитию их сильных сторон и в то же время внушить им мысль, что они "имеют право" на собственные слабости.

    Окружение, призванное развивать независимость, должно одновременно с этим "нагружать" ребенка некоторыми обязанностями и чувством ответственности за происходящее. Дети должны чувствовать, что их присутствие в детском саду и их вклад в его работу являются весьма существенными и важными для общины. Пусть дети работают в саду, ухаживают за цветами и растениями, участвуют в приготовлении и сервировке обеда, расставляют столы и стулья; ребенку следует предоставить участок пространства, который он сможет украсить по своему вкусу (ящик для одежды, например); дети могут участвовать в уборке помещения, вытирать пыль, помогать взрослым в мытье окон и зеркал, работать с пылесосом и т.д. Сферой самовыражения детей может стать планирование игр и занятий для всей группы, составление открыток и посланий товарищам по группе, которые не посещают детский сад по болезни, посещение лечебных учреждений и домов престарелых с выступлениями перед их обитателями. Это далеко не полный перечень видов реального участия ребенка в жизни общины, позволяющих ему испытать чувство компетентности, столь необходимое для подлинной независимости.

    Чтобы не возникло впечатления акцента на индивидуализме в проекте "идеального детского сада", стоит упомянуть важную роль ситуации "группового сотрудничества" для детей 3-4 летнего возраста. Удовлетворение потребности в независимости и автономии должно сопровождаться коллективными действиями, которые помогают ребенку преодолеть чрезмерный эгоцентризм. В ходе повседневного взаимодействия со сверстниками ребенок учится конструктивному сотрудничеству, сопереживанию, учету интересов и потребностей других людей, выражению симпатии и сочувствия, а также и "сорадованию", что может быть еще трудней. ("Сорадование, а не сострадание создает истинных друзей" - писал Ф.Ницше). Когда независимости ребенка ничто не угрожает, он обретает истинную возможность заглянуть за пределы собственных потребностей и предвидеть интересы и намерения других. Если в "идеальном детском саду" удается выработать подобный опыт межличностного взаимодействия, это означает, что общество бросает зерна подлинно гуманистической морали в благодатную почву.

    Петр Лунев, руководитель психологической службы группы компаний "Ист Лайн"

    Что еще почитать