Как развивать логическое мышление ребенка? Развитие мышления у детей

В этой статье:

Воспитание и образование ребёнка – это две базовые составляющие одного системного процесса, включающего целый комплекс инструментов общего и специального назначения. Выбор тех или иных инструментов влияет как на весь процесс, так и на отдельные его этапы. Развитие логического мышления у ребёнка является частью образовательной составляющей и влияет на его воспитание.

Родители мечтают не только о том, чтобы их ребёнок вырос здоровым и крепким – они также хотят видеть в нём незаурядную личность, успешного человека в будущем. Поэтому, наряду с физическим развитием, большое внимание уделяется воспитанию и образованию ребёнка. С раннего возраста важно развивать у ребёнка творческие способности, уделять большое внимание развитию его умственных способностей и логического мышления.

Зачем ребёнку логическое мышление?

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малыша к следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
  • Очень внимательны;
  • Обладают хорошей памятью;
  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • Очень общительны и любознательны;
  • Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Для общего развития В обучении В процессе воспитания
· Хорошо развитая речь;

· Рассуждение, способность спорить аргументированно;

· Концентрация внимания на поставленной задаче или имеющейся проблеме;

· Стремление преодолевать трудности;

· Развитие творческого потенциала;

· Креативность мышления.

· Анализ;

· Сравнение;

· Синтез;

· Классификация предметов, явлений, действий, событий и их свойств, признаков;

· Умение построить алгоритм работы и использовать его для быстрого достижения цели.

· Использование отрицательной частицы «не».

· Коммуникативные навыки;

· Уверенность в себе, в своей правоте и убеждениях;

· Понимание коллективной ответственности;

· Уважение другой точки зрения;

· Помощь и поддержка слабым сверстникам;

· Ответственность за порученное дело;

· Уважение к людям старшего поколения;

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:


В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

    • Выделять общие признаки у группы предметов/явлений/событий, что составляет основу классификации;
    • Разделение предметов/явлений/событий по классам на основании выделенных признаков.
    • Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Большая часть современных программ и методик дошкольного образования базируется на отношении к ребёнку как к личности – уникальной, творческой и способной к саморазвитию. Важная роль в этом процессе отводится его способности мыслить, рассуждать, отстаивать свои убеждения с помощью соответствующих аргументов.

Результат обучения и воспитания детей
напрямую зависит от способности взрослых людей (педагогов/родителей) правильно организовать и руководить этими процессами и всеми видами деятельности детей. Характер каждого вида деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе определяет не только его психологический облик, но и базис психологических новообразований, необходимых ему для перехода с одной возрастной ступени на следующую.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

      • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже
или разбирают устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку.

Дети обычно легко собирают пирамидку и машинку, складывают в коробочку выбранные палочки. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма. Эти логические операции ещё не чётко связаны между собой.

      • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. Умственные способности ребёнка станут более специфическими – тонкими, «дробными» и обобщёнными.

В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах,
машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

К примеру, малыш в 3 года, осматривая куклу, должен уметь показывать, где у неё нога, голова, рука и туловище. Он должен уметь объяснять, для чего нужны кукле эти части тела. Аналогичное задание малыш может выполнить, если вы попросите его показать глазки, ушки, ротик и носик у куклы.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил.

Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

      • Дети 4-5 лет

В процессе игры важно акцентировать внимание детей не только на распознавании у игрушек «ножек», «лапок», «хвостов» и т.д., но и на их характерных отличиях. Именно эти отличия
являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, малыш уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

      • Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, как
«Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания, которые малыш получил. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза. В данном случае малыш должен посредством осмысленных связей умело объединить новые знания, полученные о животном или игрушке.

Мы рассмотрели характеристику способностей к синтезу у дошкольников в разных возрастных группах. Навык логической операции «классификация» у детей этих же групп также характеризуется по определённым уровням и закономерностям. Психологи, используя на практике слова, картинки и предметы, выделяют у детей 3 основных уровня классификации с присущими им закономерностями.

Эти закономерности связаны с особенностью мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Малыши мыслят слишком конкретизированно, поэтому для осмысления предмета им необходимо видеть сам предмет и наглядно понимать действие, связанное с ним.

Дети старшего дошкольного возраста способны мыслить независимо
от того, есть у них этот предмет в наличии или находится лишь в их воображении.

Развивая логическое мышление и навыки логических операций у ребенка, родители должны использовать весь потенциал малыша. Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, перед сном – старайтесь всё время обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.

Несколько слов о развитии речи

Не забывайте, что речь играет важную роль в развитии, образовании и воспитании ребенка, она оказывает большое влияние на его мыслительную деятельность и способность воспринимать информацию. Степень развития речи и её значение для малыша можно проследить в каждом игровом, образовательном или трудовом процессе.

Обратите внимание на то, как малыш рассказывает вам о произошедших событиях, как связывает несколько событий между собой и выявляет причинно-следственные связи.
Больше внимания уделяйте его рассуждениям относительно чего-либо, оцените его словарный запас и способность посредством речи передать максимум эмоций и впечатлений, переполняющих его.

Значение игр в развитии логического мышления у детей

Особенностью развития малышей дошкольного возраста считается
разный уровень и темп их общего развития. Так, у одной группы детей дольше выявляются признаки младшего возраста, их поведение и логическое мышление несколько замедлено. У другой группы детей этого же возрастного периода можно зафиксировать резкий скачок «взросления». Учитывая это, необходимо позаботиться о том, чтобы обучающий и игровой материал соответствовал не возрасту, а уровню развития ребёнка. Игра – это главный вид деятельности дошкольников, в процессе которого они познают мир.

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.


Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.


Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.


Игры III уровня

Игры детей этой возрастной категории уже всегда осмысленны и по форме напоминают собой один из видов трудовой деятельности.

Если малыш играет с конструктором, то результатом его работы становится некий бытовой
предмет – дом, машина, шкаф и прочие вещи, полезные или необходимые в быту. Через призму игры он совершенствует движения своих рук и все умственные операции, которыми уже владеет.

Если ребёнок играет с куклами или мягкими игрушками, то, как правило, он моделирует семью, в которой игрушки выполняют функцию членов семьи. Роль игрушек может также заключаться в имитации отношений:

        • «доктор – пациент»;
        • «милиционер – хулиган»;
        • «продавец – покупатель» и т.д.

В процессе игр такого типа малыш учится налаживать социальные связи и вступать в отношения с другими субъектами социума.

Детям старшей дошкольной группы интересны игры на:


Нельзя позволять малышу зацикливаться на играх одного типа – для гармоничного развития он должен играть в разные игры.

Важно!

Если в семье более одного ребёнка, ориентироваться в выборе совместных игр для них следует на возраст каждого малыша. Если вы будете выбирать игры с учётом возраста младшего ребёнка, то у старшего ребенка может пропасть интерес к игре. Если игры
будут рассчитаны только на старшего малыша, младшему будет сложно с ним играть.

Мышление ребенка продолжает развиваться, он пытается установить простейшие отношения и связи между объектами, интересуется окружающим миром. Важно, чтобы малыш не утратил этот интерес и нашёл применение свои навыкам для дальнейшего их развития и совершенствования. Чтобы помочь ему быстрее освоить новые навыки и связи, психологи рекомендуют организовать для него своеобразный «сенсорный центр».

Это игровое место, где будут собраны материалы и предметы, которые ребёнок сможет изучать с помощью своих органов чувств. Это предметы, отличающиеся по запаху, свойству материалов, из которых они изготовлены, шумовым эффектам и пр. Малышу полезны игры, рассчитанные на детское восприятие и экспериментирование. Это работа с глиной, пластилином, песком, зеркалом, красками, мыльной пеной, для которой также следует выделить место в квартире.

Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие.

Малыш с развитым логическим мышлением становится более уверенным в себе, умеет донести другим людям собственные чувства и мысли.

Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого малыша специфичен. Как слабых, так и сильных детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

Начиная развивать мышление ребенка, Вы должны четко понимать, как работает его сознание. Наш мозг делится на два полушария. Левое полушарие – аналитическое. Оно отвечает за рациональное логическое мышление. Человек с развитым левым полушарием мозга отличается последовательностью, алгоритмичностью и абстрактностью мышления. Он мыслит эвристически, синтезируя в своем сознании отдельные факты в целостную картину. Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за склонность человека мечтать и фантазировать. Люди с развитым правым полушарием мозга очень любят читать, сами сочиняют рассказы, проявляют способности в различных видах искусства – поэзии, живописи, музыке и т.д.

Существует множество примеров с ярко развитым правым или левым полушарием. Но психологи считают, что изначально родители должны стараться гармонично развивать в ребенке и логику, и креативность. А уже в ходе занятий стоит присматриваться к тому, как ребенок мыслит, чтобы понять, что ему дается легче. Например, образно мыслящий малыш автоматически начинает решать задачку по математике с рисунка, а ребенок с аналитическим мышлением начинает рисовать домик со схематичного наброска. Обязательно учитывайте характер мышления крохи в дальнейшем его обучении.

Теперь немного теории. Несмотря на свою сложность и объемность, мышление человека делится на 4 основных вида:

  1. наглядно-действенное
  2. образное
  3. логическое
  4. творческое

Маленький ребенок, который стремится все ощупать и попробовать, ломая машинки и отрывая руки у кукол, руководствуется наглядно-действенным мышлением. Оно присуще всем детям, а порой сохраняется и у некоторых взрослых людей. Но такие люди уже ничего не ломают, а наоборот, конструируют прекрасные автомобили или делаю гениальные операции, закрепляя за собой звание «золотые руки».

Образное мышление у детей

Образное мышление у детей предполагает оперирование фигурами и образами. Оно начинает развиваться у малышей в дошкольном возрасте, когда они строят модели из конструктора, рисуют или играются, представляя что-нибудь в уме. Развитие образного мышления у детей наиболее активно проходит в возрасте 5-6 лет. И уже на основе образного мышления, у детей начинает формироваться логика. Развитие мышления в детском саду основано на формировании у детей умения создавать в своем сознании различные образы, запоминать и воспроизводить ситуации, тренировке памяти и визуализации. В школьном возрасте также полезно периодически проделывать такие упражнения. Но поскольку школьная программа уделяет больше внимания аналитической и логической составляющей, родители должны , рисуя, создавая поделки из различных материалов, а также читая и придумывая интересные истории.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Школьник учится анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Но, к сожалению, развитие логического мышления у детей в школе совершенно не имеет никакого элемента творчества. Все очень стандартно и шаблонно. В тетрадке пятиклассника Вы можете найти сколько угодно задач, решенных по действиям, и ни одной, решенной нестандартно. Хотя для таких сравнительно простых задач может быть много вариантов решения. Но учителя не уделяют этому внимания, так как время уроков ограничено и у детей нет возможности посидеть и подумать.

Это должны делать родители. Не заставляйте ребенка «для тренировки» решать десять однотипных примеров, лучше сыграйте с ним в шахматы или в монополию. Там стандартных решений просто не существует, и шаблонных вариантов Вы там точно не найдете. Именно это поможет ребенку развить логику. А сильная логика в комбинации с неожиданными, нестандартными и творческими решениями поднимет его мышление на новый уровень.

Как же развить в ребенке креативность? Самое простое, что Вы должны помнить, - развитие творческого мышления у детей происходит в момент общения. Именно при коммуникации с другими людьми (беседуя лично, читая книгу или, например, слушая аналитическую передачу) в сознании человека происходит сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос. И только в результате общения у человека может выработаться собственное мнение, а это не что иное, как творчество. Человек, который четко осознает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов, – действительно творческая личность. Но чтобы Ваш ребенок это понял, просто рассказать ему об этом недостаточно. Он должен сам прийти к этому выводу, проделав множество упражнений.

И этому в школе тоже не учат. Поэтому родители должны заниматься с ребенком дома, чтобы сделать его мышление оригинальным, ассоциативным и гибким. Это не так уж и сложно. Вы можете складывать из одних и тех же геометрических фигур совершенно разные картинки, конструировать фигурки людей и животных из бумаги, или просто возьмите самый обычный и понятный предмет домашнего пользования и попытайтесь вместе с ребенком придумать для него как можно больше новых нестандартных вариантов применения. Фантазируйте, выдумывайте новые упражнения, мыслите творчески сами и обязательно научите этому своего ребенка. И тогда в Вашем доме все чаще начнут звучать счастливые и громкие возгласы «Эврика!».

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Так называют процесс познания действительности, который основывается на формировании отношений и связей между явлениями, событиями, предметами в окружающем мире. Любознательность детей направлена на изучение того, что их окружает, построение собственной картины внешнего мира. Детское мышление пребывает в постоянной связи с речью. И чем ребенок активнее, тем больше он спрашивает взрослых, задавая множество разнообразных вопросов.

Итак, узнаем об особенностях развития мышления в разные возрастные периоды формирования личности.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

В этом возрасте мыслительный процесс основывается на представлениях. Дитя может мыслить о том, что оно знает и чувствует, по своему опыту. Поэтому в дошкольном возрасте дети оперируют представлениями и образами вне ситуативно. Их мысли приобретают абстрактность, то есть выходят за пределы конкретной ситуации. Это и расширяет границы их познания.

Между речью и детским мышлением устанавливаются более тесные взаимосвязи. Они приводят к формированию развернутого мыслительного процесса, то есть рассуждений. В этом возрасте речь уже выполняет функцию планирования, что позволяет активно развиваться мыслительным операциям. Обычно рассуждение дошкольника начинается с вопросов. Их наличие - свидетельство проблемности мышления, поскольку отражает возникшую перед ребенком практическую задачу. В этом возрасте вопросы детей имеют познавательный и любознательный характер. За невинными, на первый взгляд, детскими дилеммами кроется стремление постигать проблемы бытия, законы окружающего мира, взаимосвязи и причины разных происходящих процессов.

Вопросы ребенка - это то, что он не может видеть и знать, что требует объяснения папы и мамы. Они рождаются также при нарушении уже сформированных представлений. Так, например, в дошкольном возрасте дети не могут осознать и понять проблему смерти. Зная из личного опыта, что после болезни наступает выздоровление, дети не понимают, почему умирают бабушки и дедушки, что с ними, точнее с их телами происходит в дальнейшем. И в этом вопросе важно сформировать у ребенка представление о смерти как закономерном процессе, сделать это грамотно, без моральных травм. При этом даже самое доступное объяснение взрослых чревато еще массой вопросов.

Их дети задают и для того, чтобы убедиться, что они сами сделали правильные выводы. Дети с этим всегда обращаются к самому авторитетному взрослому (бабушке, маме), чтобы тот подтвердил их компетентность. Далее, уже в раннем школьном возрасте, количество таких обращений будет возрастать, если родители смогут поддерживать здоровую моральную взаимосвязь с детьми. Ведь иногда „отмашки” папы с мамой заставляют дитя искать ответы на свои вопросы в среде сверстников, старших братьев или сестер, и эти ответы не всегда тактичны, адекватны и морально правильные.

Дошкольник пытается определять назначение предметов, устанавливать связи между признаками и предназначением объектов, предметов. В процессе такого познания возрастает понимание причинности. Так, в 6 лет дети уже легко делают выводы о последовательности природных явлений: небо темное, гремит гроза, сорвался ветер, будет дождь. В понимании причинности ребенок от внешних переходит к выделению внутренних причин. Это дает ему возможность строить собственные предположения, теории, что развивает не только опыт, но и самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Позже оно будет называться его креативностью.

К началу младшего школьного возраста у ребенка формируются зачатки мировоззрения, начальное понимание логики, что способствует формированию понятийного мышления. А развитие мыслительных операций служит основой умения согласовывать суждения друг с другом. Это и есть зачатки дедуктивного мышления.

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

В этом возрастном периоде мышление становится центром психического развития ребенка. Оно будет определяющим среди других психических функций ребенка.

Овладевая знаниями, навыками, умениями, младший школьник приобщается к научным понятиям начального уровня. Его умственные операции уже меньше связаны с практической деятельностью, с наглядностью. Дети этого возраста, имея определенный багаж знаний, овладевая приемами мыслительной деятельности, учатся анализировать события. Они обретают способность мыслить и действовать в уме, анализировать личные рассуждения.

В младшем школьном возрасте формируются основные мыслительные приемы и действия. Это обобщение, сравнение, выделение признаков явлений и предметов, определение понятий, резюмирование.

Неполноценность мыслительной деятельности отображается на знаниях младшего школьника. Они оказываются фрагментарными, иногда ошибочными, что осложняет обучение. Поэтому родителям и педагогам необходимо уделять внимание работе по формированию основных приемов мыслительной деятельности детей. Это позволяет добиваться полного овладения словесно-логическими приемами мышления. И первое, что нужно научить юного школьника, - умение выделять свойства предметов, их разнообразие. Служат этому навыки сопоставления и сравнения. Когда ребенок научится выделять множество разных свойств предмета, то нужно переходить к такому элементу логического мышления как формирование понятия его отличительных и общих признаков. Затем можно переходить к умению отличать существенные (то есть важные) и несущественные (второстепенные) признаки и свойства.

В младшем школьном возрасте формируется умение делать правильные выводы. Для этого нужно подводить к обобщениям, пониманию того, что связь между основанием и следствием есть не всегда. И это уже совершенно другой этап мышления, отличающийся от дошкольного возраста. Логические приемы, усвоенные младшими школьниками при изучении одной темы, в дальнейшем применяются и для усвоения других школьных предметов в виде готовых познавательных средств.

Развитие мышления старших школьников

В этом возрасте вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, возникает потребность разобраться в собственном „ я” и своем окружении.

Познавательные и мыслительные процессы старших школьников базируются на дифференциации дисциплин, овладении научными понятиями, системой знаков, которые формируют теоретическое мышление. Учеба позволяет старшему школьнику устанавливать связи между получаемыми знаниями, контролировать мысли, управлять ими. Старшие школьники учатся оперировать гипотезами, предположениями, критически и объективно их оценивать. В этом возрасте четко прослеживается самостоятельность в учебе. В подростковом и старшем школьном возрасте уже можно четко разделить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам.

Они умеют использовать приемы запоминания знаний, логически их распределять.

Развитие мыслительных способностей во многом зависит от головного мозга и зрелости нервной системы. Память как основа мышления и логики становится более продуктивной, произвольной, потому что увеличиваются синаптические связи между волокнами мозга.

У старших школьников развивается темперамент, который характеризует скорость протекания мыслительных процессов. Так, холерики соображают, анализируют, делают обобщения быстро. Флегматики и меланхолики характеризуются медленными мыслительными процессами. То есть в старшем школьном возрасте устанавливается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Благодаря нему и достигается успешность в будущей профессиональной сфере и самореализация.

Старшие школьники отличаются от младших креативностью своего мышления, эмоциональными переживаниями в познавательной деятельности, особенно в тех сферах, которые им интересны.

Развитие мышления у детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

Любые дефекты физического развития накладывают отпечаток на формировании мышления детей. Плохо слышащий, видящий малыш не может приобретать жизненный опыт, знания с теми же темпами, что и здоровый ребенок.

Дети с нарушением слуха и зрения отстают в развитии мыслительных процессов, поскольку они просто не могут подражать взрослым, копировать их действия, умения, приобретать жизненно-необходимые навыки.

Нарушение этих двух функций - это и затруднения в формирование речи, развитии познавательной деятельности в целом.

Обнаружением компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха занимаются сурдопсихологи. Поэтому без их помощи нормальное развитие мыслительных процессов такого ребенка не возможно, как и получение достаточного образования. Французский философ Мишель Монтень еще в 16 веке говорил о том, что глухота является более тяжким физическим недостатком, чем слепота, лишая человека главного - общения как возможности познавать мир и развиваться.

Сегодня распространенной формой коррекционной помощи со слабослышащими малышами или теми, у кого нарушен слух, является обучение в специализированных детских общеобразовательных учреждениях.

Дети с нарушением интеллекта характеризуются очень низким уровнем умственных способностей, в том числе и мышления. У них отсутствуют активность, овладение предметной деятельностью, познание как основа формирования мыслительных процессов. К трем годам такие дети не выделяют себя, у них нет представлений об окружающем мире, отсутствуют желания. Они существенно отстают в речевом, психическом, социальном развитии. К концу дошкольного возраста у таких детей не развивается произвольное внимание, запоминание, память. Ведущей формой их мышления является наглядно-действенное. Но даже и оно не достигает уровня развития здоровых детей.

Таким образом, если к концу дошкольного возраста такие мальчики и девочки не прошли специальное обучение, то и готовность к учебе на уровне элементарных мыслительных процессов у них отсутствует.

Специально для - Диана Руденко

Тренируйте соответствие. Игры на соответствие могут повысить перцептуальное рассуждение за счет развития способности у детей распознавать и сравнивать визуальную информацию. Существует практически бесконечное число способов тренировать соответствие, но, для начала, попробуйте:

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Поработайте над способностью выявлять различия. Часть образного мышления включает способность на лету различать и определять, что относится к определенной группе предметов, а что – нет. Существует много простых тренировок, которые могут помочь детям развить эти навыки. Например:

  • Попробуйте использовать картинки "Найди лишний". Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов - скажем, три яблока и карандаш - и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.
  • Тренируйте визуальную память. Покажите детям картинки, затем скройте все или часть из них. Попросите их описать, что они видели. В качестве альтернативы, покажите детям какое-то количество предметов, отложите в сторону и попросите назвать столько, сколько они смогут.

    • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.
  • Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

    Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

  • Учите детей, где право, где лево. Ориентация в том, где право, где лево, является частью перцептуального и зрительного восприятия. Объясните разницу между левой и правой стороной на руках ребенка, беря за основу ту, которой он пишет. Укрепите знания, попросите ребенка взять предмет в левую руку своей или помахать правой рукой – используйте все, что приходит на ум.

    • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.
  • Что еще почитать