Казахская свадьба — традиции и обычаи. Сватовство казахской невесты. Құдалық - визиты сватов

Сватовство – один из интереснейших обычаев, особо почитаемый нашими предками, пришедший из далекого прошлого. Со временем многие тонкости данного ритуала забылись, некоторые изменились, однако основные принципы остались прежними, и с каждым годом сватовство обретает все большую популярность. У каждой народности обряд сватовства имеет свои особенности, традиции и индивидуальность.

Обычаи у русских

Русское сватовство – это первоначальная церемония свадебного сговора, в процессе которого жених (или же его родня) посредством свата предлагал девице (чаще – ее родителям) замужество. Главная цель любого сватовства – это получение согласия на бракосочетание .

Сват (сваха или сваты) – самый важный человек на сватовстве. На Руси он пользовался особым почетом, поскольку соглашение на брак зависело главным образом от него.

Сватами становились близкие родственники жениха или же специально обученные для этого люди , которых нанимали для такого важного действа. Свату вменялось в обязанность порой даже разыскивать подходящую для конкретного жениха невесту . Но обычно он занимался лишь поиском информации о конкретной девице: какая у нее внешность, характер, умения, а также какое приданое за ней и в чем дается. Бывало и так, что жених мог увидеть невесту лишь в день их свадьбы , поэтому такие сведения порой оказывались для него крайне важными. С обрядом сватовства было связано множество примет, поскольку любые суеверия имели под собой какую-то реальную основу и всегда принимались во внимание при любом важном деле. Сватовство на Руси проводили только в благоприятные дни, особо ценились 3, 5, 7 и 9 числа . Нельзя было намечать данное мероприятие на постные дни (среду и пятницу), на 13 число любого месяца, а также масленичную неделю, поскольку это сулило беду и различные неприятности. Свататься ехали после захода солнца, чтобы никто не сглазил. Запрещалось по пути с кем-либо встречаться или разговаривать . А после ухода сватов женщины в доме жениха связывали ухваты и кочерги вместе, что должно было принести удачу в задуманном деле. Войдя в дом, сват крестился на образа и садился под потолочную балку (матицу). Переговоры велись с отцом невесты, если же его не было – с ее братом или матерью. Диалог начинался иносказательно, основная тема сразу не затрагивалась . Говорили о погоде, покосе, других делах, а в итоге обозначали цель своего визита: «Пришли мы в гости не гостить, а пир подымать. Есть у вас товар, а у нас есть купец – станем родство заводить». С ответом практически никогда не торопились , оговаривались делами и просили зайти сватов в другой раз.

За потребованное на раздумье время родители невесты узнавали все о женихе и делали выводы, подойдет ли он для их дочери или же нет.

Когда сваты приходили вторично, за честь благодарили, угощали напитками, которые разливала сама девица, к которой сватались, чем давали возможность сватам внимательно ее рассмотреть. За вечер невеста могла несколько раз менять наряды, показывая себя в наиболее приглядном свете. Иногда девица показывала свои умения, таланты, мастерство в плетении кружев, шитье, вышивке. Вдоволь налюбовавшись красавицей и ее поделками, сваты начинали славить жениха, рассказывали о его доме, хозяйстве, достатке, пытались выторговать побольше приданого. Существовало и «официальное сватовство» , когда все было уже решено и оставалось обговорить основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся свадьбы. Такое сватовство могло быть как первым (когда стороны хорошо знали друг друга и были уверены в ответе), так и третьим (на него шли уже не только сваты, но и родители жениха, часто с ним самим). Большой воли невесте на Руси не давали, и часто она не имела права голоса на сватовстве . Жених тоже не всегда мог повлиять на решение родителей. Однако иногда он мог проявить свое желание и отказаться жениться. Также интересно, что на Руси в старину сватались не только парни, но и девицы . Однако в народе это не прижилось, и поэтому в основном всегда говорится об обычаях сватовства со стороны жениха.

Сватовство по казахским обычаям

Казахские праздники отличались яркостью, богатым смысловым наполнением и наиболее полно отражали сущность характера этого народа – гостеприимного, открытого, вольного. Все эти прекрасные черты нашли свое отражение и в их свадебных обрядах. Сватовство у казахов начиналось с заблаговременного соглашения, особое внимание уделяли родне невесты – важно, чтобы девушка не оказалась кровной родственницей, не допускалось пересечение генеалогических ветвей пары вплоть до седьмого колена . После выяснения родства и других немаловажных аспектов, связанных с самой невестой, ее родней и общим положением их семьи, отец жениха посылал к отцу невесты свата. Им являлся родственник или же уважаемый людьми человек, которого направляли к родне невесты в роли жаршы (глашатая, вестника). Иногда посылали целую делегацию из нескольких человек .

Тот, кому досталась почетная должность свата, садясь на лошадь, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, а на второй – выпускал на сапог.

Это действо должно было помочь в обретении снисходительности отца невесты к юноше. Также это давало понять семье девушки, по какому поводу пришел в их дом этот человек. Сватовство организовывали исключительно в «счастливый день»: обычно таковым считались среда и четверг , однако существовали и личные «удачливые» числа. Первый визит не должен быть продолжительным, поскольку на нем выясняется, прежде всего, согласие на предстоящий брак. Если стороны все устраивает, согласовывается день следующего, официального сватовства, и тогда организовывается застолье (по традиции, обязательным блюдом на столе родственников невесты является шурпа или сорпа из баранины), в итоге которого оговаривают все нюансы предстоящей свадьбы. Особое внимание уделяется калыму – (на сегодняшний день данный обычай часто считается анахронизмом и включает в себя деньги на покупку мебели или непосредственно ее саму). При официальном сватовстве, согласно казахским обычаям, родственники со сторон жениха и невесты обменивались подарками. Дарами со стороны жениха являлись:

  • калым – 47 голов скота (калым-мал), что преобразовалось в обычай помещать в коржун (мешочек, украшенный лентами и монетами) дары из 47 небольших предметов, среди которых популярны конфеты, сухофрукты, мясо;
  • ткань на (либо деньги на его покупку – как более современный вариант);
  • платок на голову (в настоящее время обычно ограничиваются фатой);
  • обручальное кольцо .

Дары со стороны невесты включали:

  • свату – гвоздь-халат (шеге шапан), что должно было помочь скрепить предварительный договор;
  • всю домашнюю утварь для устройства быта молодой семьи, включая посуду, постельное белье, ковры и тому подобное.

Родители девушки одаривали и сватов, чем и завершалось сватовство. После соглашения сторон приводят живого барана, на его забой гости дают благословение – бата. Из баранины готовится традиционное казахское угощение – ет (мясо по-казахски) . Сватов угощают куйрык баур (печенью с салом курдючным), что устанавливает факт родственных отношений. Женщины со стороны невесты по окончании сватовства осыпают сватов шашу – конфетами, монетами, печеньем, зерном и тому подобными мелочами. Окончание сватовства оформляется распространенными обрядами, например, вложением руки невесты в руку жениха и их благословением.

Обычаи сватовства невесты на Украине

Сватовство на Украине начиналось стандартно: выбирались сваты и засылались в дом предполагаемой невесты. Сватовство совершалось тайно и после захода солнца (чтобы не сглазили). Сваты с хлебным караваем, завернутым в рушник, отправлялись в дом невесты, по дороге хранили молчание. Приехав в дом, разговор вели иносказательно, не упоминая конкретно о цели своего визита. Обычно говорили «У вас – товар, у нас – купец». С первого раза в большинстве случаев согласия на брак не давали. В результате, когда предложение принималось, хлебный каравай оставался в доме невесты, при отказе его забирали с собой . При благополучном сватовстве сваты договаривались о дне смотрин, помолвки и свадьбе. Также обсуждали брачный договор. Жених должен был в состоянии обеспечить безбедное существование своей невесты, за нее же получал приданое. Успешные переговоры заканчивались рукобитьем. Особенностью сватовства на Украине (в отличие от, например, Руси) являлось то, что невесте давалась особая свобода выбора: она могла сама решить – выходить ей замуж за сватающегося жениха или же нет .

При отказе сватам вручали гарбуз (тыкву), а сваты или опозоренный молодой человек в этом случае могли закрыть дверь в дом девицы спиной, что предвещало ей незамужнюю жизнь.

Если же парню невеста была не по нраву, он не пил из стакана воды, который по традиции ему подносили родители девушки. Когда она ему нравилась – он выпивал воду залпом и полностью. Заканчивалось сватовство тем, что гостей со стороны жениха перевязывали рушниками, которые были вышиты невестой собственноручно, и садились за стол праздновать. Еще один интересный исторический факт из жизни казаков. Девица могла сама посвататься к парню, даже была способна спасти жизнь осужденного на казнь казака. Ей было достаточно сказать: «Он женится на мне, отпустите его». Грешно ей было отказать в этом.

Сватовство по татарским обычаям

Татарское сватовство начиналось с традиционного сговора между родней жениха и сватом (яучы). На торжество несли с собой курендек (дары), а мать невесты выкладывала в ответ золотые украшения. Семье будущей невесты непременно подносили пирог (нугай бялещ), вдобавок свахи несли с собой поднос с конфетами, орехами, изюмом и кусочками сахара. После ухода гостей все эти сласти делились между родней невесты, что служило своеобразным оповещением о ее сватовстве. При согласии родителей невесты на брак велись переговоры обо всех организационных вопросах, приданом невесты, размере калыма . После того как стороны урегулировали все нюансы, невеста считалась сосватанной (ярашылган кыз), и в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, готовил дары для невесты и ее родни, а также предметы домашнего обихода . Невеста же приводила в порядок свое приданое, которое начинала собирать где-то с 12-летнего возраста . В основном это была одежда, сшитая и вышитая ею собственноручно для себя и будущего мужа. Родственники с обеих сторон занимались подготовкой к самой свадьбе.

Какие же действия на сватовстве подразумеваются . Об этом подробно говорится в нашей статье. В следующей имеется небольшое видео с прикольным свадебным конкурсом. Перейдя по этой ссылке , вы прочтете основные принципы составления прикольного сценария выкупа невесты.

На сегодняшний день многие традиции ушли в небытие или же претерпели изменения, и уже очень редко можно встретить сватовство, проходящее по исконно русским, казахским, украинским или татарским обычаям, но тем не менее очень многие стараются сохранить традиции наших предков, и это достойно особого уважения! А если хорошенько постараться, то и современное сватовство можно обыграть по старинным обычаям, ну или максимально близко к таковым. Как – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=LbpSqcpYCBM

Сватовство у казахов - это довольно сложный, но очень интересный процесс, включающий в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), смотрины (кыз кору), сватовство (куда тусу) и окончательный договор (бата аяк). Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи, хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

Сватовство у казахов не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Женитьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревле существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства у казахов был довольно непростым, но очень интересным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции сватовства у казахов. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты преподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр. Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюжонком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк (в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Современная казахская свадьба сохранила многие традиции. В частности, неизменными остались этапы заключения брачного союза. Расскажем об их истории и смысле для новобрачных.

Фото: Свадебный фотограф в Караганде - Василий Хименко

Вот традиции, которые включает в себя казахская свадьба:

Сватовство («куда тусу»)

Многие пары по сей день предпочитают выполнять этот обряд.

Его суть заключается в приезде молодого человека в дом избранницы со сватами и знакомстве с родителями.

Раньше этому предшествовал сговор («кыз айттыру»): родители заранее сами подыскивали пару своему чаду. Порой жениха или невесту выбирали еще до рождения детей.

Современные пары знакомятся и выясняют намерения друг друга сами.

Знакомство с родителями зачастую проходит традиционно: сватов и будущего жениха торжественно принимает семья невесты. Сватающаяся сторона дарит подарки, а принимающая отвечает им гостеприимством и угощениями.

Традиционным блюдом от родственников невесты является «куйрык бауыр», который готовят из печени и курдючного сала.

При отъезде жениха и сватов родители невесты, как правило, тоже преподносили подарки. Когда-то это были драгоценные металлы, украшения, одежда и животные.

Сейчас презенты в основном имеют символическое значение, хотя некоторые неукоснительно следуют традициям.

Существует в свадебных традициях казахов и ответный визит родителей невесты к сватам и жениху, называемый «бата аяк». Он символизирует окончательный договор о свадьбе.

Уплата выкупа («калын мал»)

В некоторых семьях до сих пор чествуется древняя традиция уплаты выкупа за невесту. Раньше калым выплачивали рогатым скотом и лошадьми.

Современный «калын мал» куда более разнообразен. Он может предоставляться как в денежном эквиваленте, так и в виде предметов роскоши: украшений, шуб, ковров и т. д.

Также в современном Казахстане есть и другой обряд, замещающий выплату калыма: если в семье жениха есть лошадь, родители невесты могут в любой момент забрать ее. Если лошади не имеется, семья выплачивает ее стоимость.

Праздник в честь молодых («урын той»)

Согласно традициям, веселью и празднеству предшествовало первое свидание жениха с невестой («урын келу»).

В современном мире этот обычай уже неактуален, а вот праздник после него многие устраивают.

Это молодежные гуляния, во время которых некоторые невесты традиционно одаривают братьев и сестер жениха подарками.

Приезд жениха за невестой

В день свадьбы жених при полном параде приезжал за своей суженой к ее родительскому дому.

По традиции молодой должен быть одет в национальный наряд, самый богатый среди своей свиты, чтобы сразу выделяться на их фоне.

Некоторые современные пары отдают дань этому обряду и надевают на свадьбу традиционные костюмы. Для жениха это головной убор (борик) и праздничный шапан.

Перед тем как увидеть невесту, жениху полагается выполнить ряд заданий. Если он не может или отказывается от этого, то выплачивает штраф.

Традиция в виде своеобразного квеста на пути к невесте до сих пор жива среди молодежи: задания для молодого придумывают друзья и родственники пары.

Фото: Организация идеальной свадьбы самостоятельно

Облачение невесты («саукеле кигизу»)

Пока жених пробирается к своей любимой, невесту собирают на бракосочетание в отеческом доме.

Традиционно ее облачают в платье и надевают на голову свадебный головной убор (саукеле), символизирующий начало новой жизни невесты в качестве законной супруги.

С древних времен было принято, что саукеле надевает на невесту уважаемая женщина. Приглашая ее для этого обряда, жених одаривает женщину дорогим презентом.

Проводы невесты («қыз ұзату тойы»)

Раньше проводы невесты сопровождались подарками для родных жениха и его самого. Чаще всего родители невесты преподносили в дар одежду («капка салар»).

Жених тоже не оставлял будущих родственников без презента, после чего их союз окончательно благословляли.

Современные проводы невесты обросли новыми традициями, часть из которых заимствована из западных свадеб. Так, например, некоторым невестам выстилают дорожку из лепестков белых роз, на прощание дают напутствия родные и подруги.

Некоторые семьи, следуя традициям, собирают для невесты сумки с подарками (қоржын), в которые кладут различные безделушки вроде бижутерии и платков.

Их невеста раздаривает женщинам на свадьбе, а те в свою очередь передают дочерям для удачи в их личной жизни.

Также в некоторых областях Казахстана сохранился обычай прощальной песни сынсу, которую невеста исполняет своим родным, покидая их дом.

Свадебный обряд

Многие современные казахские свадьбы проводят в РАГСе. Также сохранилась традиция заключать брачный союз согласно мусульманскому обычаю («нике кию») в мечети.

Есть и тенденция заключать духовный союз после гражданского: мулла совершает обряд непосредственно перед банкетом, призывая всех гостей стать свидетелями союза двух любящих людей.

Редкая традиционная свадьба обходится без песни «Жар-жар».

Также сохранился обычай под названием «беташар», подразумевающий знакомство с родственниками жениха.

Так как в современном мире родные видят невесту на свадьбе не в первый раз, обряд имеет скорее символическое значение.

Молодой представляют родственников, она кланяется каждому из них, а они в свою очередь преподносят паре денежные подарки.

Сохранился на свадьбах и древний обычай снимать с невесты саукеле (или в более новой интерпретации - фату) и повязывать на голову платок в знак того, что теперь девушка принадлежит к числу замужних женщин.

Современная свадьба в Казахстане не обходится и без новых традиций, принятых во многих других странах наподобие совместного разрезания праздничного торта и других новшеств.

Если вам интересно, как проходит сам свадебный той, то нынешнее гуляние практически целиком зависит от фантазии молодоженов и нанятого тамады.

Национальные игры, которые раньше проводились с большим размахом, сейчас куда менее актуальны.

Празднования, растянутые на несколько дней, тоже во многом отошли в прошлое. Современная свадьба в большинстве случаев укладывается в один день.

В остальном современные пары из Казахстана остаются верны традициям и стараются чтить древние обряды.

Так, например, на свадебных торжествах обязательно чествуют старшее поколение и устраивают богатое веселое застолье.

А какие традиции вы видели на современных казахских свадьбах?

Казахская свадьба – момент волнующий и оттого требующий заблаговременной подготовки. Потому что женитьба молодого мужчины всегда волновала не только его родителей, но и других родственников. Будущую невестку выбирают все семьей, зачастую даже раньше, чем отпрыск законодательно получит возможность жениться. Ищут не только умную и красивую девушку, обязательно оценивают ее семью, по благосостоянию и реноме. В том случае, если на семейном совете кандидатура невесты была одобрена – сваты едут в гости к ее родителям, чтобы поговорить о возможном браке и договориться о мелочах.

Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Существует несколько разновидностей казахского сватовства «кыз айттыру». Иногда решение о будущем бракосочетании принимают родители детей, которые еще даже не родились. Такие договорные браки свидетельствуют о давней дружбе семей и их хороших взаимоотношениях. Сватанье до рождения носит название «бел куда». Если дети уже родились и их сватают прям с колыбели, то это традиция «бесик куда». Часто бывает так, что люди, выдавшие замуж свою дочь за сына сватов, женят и своего сына на дочери сватов. Это двойное сватовство принято называть «карсы куда». Когда женятся уже взрослые дети, осознанно выбирая себе пару – сватовство «куда тусу» носит больше формальный, нежели обрядовый характер.

Традиции казахской свадьбы запрещают браки между женщинами и мужчинами, которые представляют один род. Родственные связи в казахской семье учитывают вплоть до седьмого предка. Так же у казахов запрещены неравные браки – жених может быть женщины только на 25 лет, а невеста может быть старше мужчины всего на 8 лет. Если возраст брачующихся выходит за эти рамки – разрешение на брак попросту не выдается.

Договорное «кыз айттыру», в условиях казахского жизненного уклада, это своеобразная гарантия счастливой и образцовой семьи.

Церемониальные смотрины у казахов называются «кыз кору». Этот обычай предусматривает возможность выбора невесты одним мужчиной среди нескольких претенденток. Особенно этот ритуал практикуется в зажиточных и богатых семьях. На специфическом «кастинге» девушек принято встречать почтительно. Те девушки, которые добровольно соглашались на участие, должны были выразить свое согласие и устроить между собой соревнования, состязаясь в различных искусствах. В тоже время, в ходе смотрин девушки тоже имели шанс по достоинству оценить будущих женихов. Если во время встречи молодые люди понимали, что понравились друг другу – мужчина посылал сватов в дом к избраннице. Но не всем разрешалось выбрать себе пару по своему вкусу, такую привилегию имели только дети из влиятельных семейств.

Современное сватовство у казахов уже не столь категорично, все же современность накладывает свой отпечаток. Договорные браки и «базарный» выбор невест уходят в прошлое, уступая место настоящей любви.

Сватовство по казахским обычаям подразумевает обмен подарками в знак уважения одной семьи к другой. Называется такой подарок «шеге шапан». После обоюдного договора и уточнения нюансов бракосочетания, сваты преподносят его будущим родственникам. Со стороны родителей парня – это «каргыбау», который может выражаться во всем, что связано с лошадьми, от уздечки и поводьев, до породистого скакуна. Отец невесты накидывает торжественный шапан на плечи доверенному лицу, представляющему самого жениха. Когда посланец возвращается в дом жениха в новом шапане – встречающие благодарят его и осыпают деньгами и сладостями.

«Куда тусу», незыблемое и обязательное сватовство у казахов. Традиция настолько древняя, что нынешние свадьбы просто не могут быть проведены без предварительных мероприятий. Когда решение о женитьбе принято двумя взрослыми молодыми людьми, то ритуал сватанья происходит немного иначе, чем при договорном браке. Отец жениха и его самые близкие родственники едут в дом к девушке. То, что происходит во время таких посещений – весьма интересно, а действия людей многоступенчаты и ритуально обоснованы. Приезд сватов со стороны юноши называется «куда тусер». Отец невесты приглашает на этот день в гости все свое многочисленное семейство. Сватов принимают с помпой и торжественностью, и после официального согласия на начало церемонии – обмениваются подарками и приветствиями. Самый главный сват «бас куда», а отцы будущих молодоженов «бауыздау куда».

Предсвадебная подготовка: приданое, смотрины и калым

Свадебные обряды у казахов предписывают «бас куда» опекать невесту как до, так после свадьбы. Теперь она будет обращаться к нему не иначе как «агаеке», а он, в свою очередь, отныне обязан проявлять постоянную заботу об этой девушке. Уже будучи женой, молодая всегда будет почитать и уважать главного свата. «Куда тусу» — самая высокочтимая, особая и значительная традиция, несущая в своем обряде национальный казахский колорит.

Подготовка к свадьбе у казахов начинается с «бата аяк», окончательного соглашения между двумя делегациями сватов. Получив приглашение, отец молодожена едет в дом девушки и уточняет с ее родителями дату торжества, размер калыма и свадебный подарок «каде жора». В современном обряде существует два типа «бата яак»:

  • Бата кесимиз – точное количество калымного добра и полный объем затрат на свадьбу не подсчитуются. Они будут определены позже, с учетом всех текущих обстоятельств.
  • Бата кесимиди – окончательный договор, по которому принимается решение о точной дате бракосочетания, количеству калыма и затратам не проведение торжества.

В качестве выкупа на казахской свадьбе могут быть предоставлены различные дары: «бак жаксы» — золотые или серебряные слитки, верблюдицы и кобылы с потомством; «орта жаксы» — лучшие представители племенного поголовья; «аяк жаксы» — баран, корова, лошадь и прочий скот.

Свадебный обряд у казахов включает в себя еще один обычай, который касается сватовства. Во время дружеского обеда между семьями молодые женщины селения могу устраивать сватам различные козни, как-то подкидывание на ковре, поднятие вверх тормашками за ногу, обливание водой из колодца, пришивание частей одежды свата к кошме и другие каверзы. По традиции сваты должны откупиться от этих девушек небольшими подношениями, но могу и отказать. Обижаться на проделки нельзя, в противном случае сторона невесты будет обижена. Таким образом сватовство превращается в веселое ролевое мероприятие.

Приданое невесты у казахов не уступает по своему объему и разнообразию наполнения калыму, выплаченному женихом. То есть, материальная ценность калыма и приданного должна быть примерно одинаковой. Это делается для того, чтоб девушка, вошедшая в чужой дом, не чувствовала себя в нем ущемленной или обделенной. А муж и его родственники не могли бы упрекнуть невестку или ее семью в бедности.

После того, как смотрины невесты перед свадьбой окончены, сваты покидают ее дом. Отец невесты дарит им напутственные «кииты», причем самый ценный из них должен предназначаться отцу жениха, в независимости от того, был ли он в числе приезжавших. Со своей стороны, родственники жениха так же одаривают посетивших их сватов со стороны невесты «киитами», но эти подарки имеют меньшую материальную ценность, так как существует еще и необходимость уплаты калыма.

Что бы провести казахскую свадьбу в России необязательно выплачивать «калын мал», но обычай дарить «кииты» нерушим. Да и все остальные традиционные характеристики национального торжества сохранились. Вплоть до приготовления ритуального угощения из курдючного сала и печени – «куйрык бауыр». Именно его совместное поедание свидетельствует о принятии договоренности и налагает на обе стороны особые обязательства. После такого застолья пути назад уже нет, в противном случае – отступивших ждет общественное порицание и выплата неустойки.

Свадебный антураж и обряд прощания с родными

Свадебная одежда у казахов является важным декоративным элементом торжества. А «саукеле», традиционно главный атрибут костюма невесты. Это самый дорогой элемент праздничного убранства, который символизирует начало новой жизни. На обряд одевания под названием «саукеле кигизу» приглашаются сваты, которые должны дать сове благословение будущей жене. Этот головной убор может быть украшен рубинами, кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Шьется «саукеле» из очень дорогих тканей, расшивается бисером ручной работы, бахромой, золотыми или серебряными монетами. Дополняет образ невесты красивое платье, сложного кроя, декорированное отделкой.

«Куйеу киими» — наряд жениха, он обязательно должен быть украшен казахскими свадебными узорами. Будущий муж выглядит торжественно и величаво, чтоб окружающие смогли безошибочно определить кто главный на этом празднике. По давно заведенному обычаю – одежда жениха должна радикально отличаться от сопровождающих его мужчин. На головной убор прикрепляются перья филина, одеваются сапоги на высоком каблуке и красный чапан. В обязанности дружка на казахской свадьбе входит словесный спор с теми, кто пытается нарочито высмеять пестрый наряд жениха.

Девушка непосредственно перед замужеством в сопровождении женге обходит по кругу своих близких и родственников, как бы прощаясь с ними. Дружка на казахской свадьбе играет далеко не последнюю роль, ведь именно она сопровождает невесту во время всего торжества. Принимая вместе с ней поздравления и отвечая на колкости и замечания в адрес новобрачной.

Казахский обряд кыз узату заключается в символических проводах девушки. В этот день в ее семье принято грустить и радоваться одновременно. Сваты небольшой группой в 5-7 мужчин приезжают, чтобы забрать невесту. Обычно это происходит вечером, и как только они переступили порог дома – начинаются веселье, танцы, песнопения и гуляния. Танец на казахской свадьбе имеет большое значение, невеста и ее подружки выражают через движение все свое сожаление о прощании с отчим домом, и надежу на лучшую жизнь в семье мужа.

На ранней заре девушку отправляют из дому вместе с прибывшей делегацией. Сватам вручаются «подарки провожатых». Согласно приметам казахской свадьбы – чем яснее и ярче утро, тем полноценнее и счастливее будет жизнь молодой жены.

Что еще почитать