Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба. Коммуникативная деятельность в старшей группе

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель : развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то…………...

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель : воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».

Воспитатель 1 квалификационной категории Т.Л. Молодцова,

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Задачи:

Систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

Развивать творческие способности детей, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

Коммуникативная игра «Зимний комплимент».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Прочитаем?! (Да) «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка – зима. Я прошу Вас помочь- собрать снежинку. Составить её можно только выполнив несколько заданий, они на лучиках снежинки». Вы согласны выполнять задания? (Да.) Тогда начнём. Вот и первый лучик, и задание.

Совет — вы можете советоваться с друзьями, просить помощи у гостей.

1 лучик снежинки: Игра «Назови, какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием. ….., помоги приклеить первый лучик снежинки. (Приклеиваем на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.

Вы правы: зима бывает разная — веселая, снежная, морозная, грустная, пушистая, волшебная, загадочная, тёплая, белоснежная.

Первый лучик снежинки вернулся на своё место, а вот и второй лучик снежинки. Давайте послушаем, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 лучик снежинки : Загадки «Природные явления зимой» .

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (ветер)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Прозрачен, как стекло,

А не вставишь его в окно. (Лёд)

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал. (мороз)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
(мороз)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Предложить придумать – составить загадку «О …..- снеге, снежинке, сосульке, морозе», не называя объекта с помощью картинок (приложение 1 –рисунки 1,2,3,4) Миша, помоги, пожалуйста, приклеить, второй лучик снежинки.

3 лучик снежинки: Игра «Назови месяцы зимы».

В этом задании нам придется вспомнить, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль). Верно, сколько их всего? (три), первый месяц зимы какой? (декабрь), второй? (январь), третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Вы знаете, что синоптики в этом году прогнозируют очень «злой» февраль! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!? (Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы. А где можно узнать то, что вы не знаете? (книги, интернет, телепередачи).

Кто сможет объяснить – что значит «злой» февраль! — ответы детей.

Ира, помоги, пожалуйста, приклеить, третий лучик снежинки.

Воспитатель: Ребята, наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание: определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру?! (Да).

4 лучик снежинки: Игра «Зимние приметы».

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети: Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем.

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом —

Значит без сомнения…

Дети: Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети: Будет ясно и морозно.

*Дым столбом – к морозу.

*Звёздное небо – гарантия морозного дня.

*Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Теперь мы всегда сможем определить погоду. Помоги Эвелина приклеить четвёртый лучик снежинки.

5 лучик снежинки: «Зимние забавы».

Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).

— Давайте поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, как играли всем покажем» (одни дети имитируют игру – другие отгадывают).

Помоги Семён приклеить пятый лучик снежинки.

6 лучик снежинки: «Зимние пословицы».

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

*Мороз не велик, да стоять не велит.

*Лето собирает, а зима поедает.

*Береги свой нос в большой мороз.

*В зимний холод всякий молод.

Дети называют и объясняют смысл. Ещё посмотрите – пословица нарисована (« Зима снежная – лето дождливое»). Вы можете её сказать?! Давайте попросим гостей объяснить.

Варвара, помоги, пожалуйста, прикрепить шестой лучик снежинки.

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Нам снежинка приготовила волшебный сюрприз (картинка нарисована свечой). Я предлагаю вам нарисовать за тонировать лист бумаги, а в помощь вам даются краски, кисти, поролон … А чтобы вам лучше трудилось, а включу музыку, которая поможет лучше выполнить работу. (П.Чайковский «Зима. Декабрь»).

Выполнила: воспитатель

Самусенкова Ольга Анатольевна

Непосредственно – организованная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Дружба»

Интеграция образовательных областей : «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель : Обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи

Образовательные:

    развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру,

    умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других,

    развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения,

    формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

    формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

    закреплять умение участвовать в совместной игре,

    продолжать формировать умение из частей составлять единое целое.

    закреплять знания пословиц и стихов о дружбе,

Развивающие:

    развивать у детей способность к сопереживанию,

    желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации,

    развивать социальные чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения,

    умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

    Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

Оборудование и материалы : игрушки 2 мышонка из мультфильма Кот Леопольд, «клубочек дружбы», лепестки ромашки, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И. Шаинского, разрезанные картинки, проектор, презентация слайдов.

Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу о дружбе и друзьях, высказывать свою точку зрения, самостоятельно составить небольшой рассказ на данную тему,игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию, выражает интерес к прослушиванию аудио-песни «От улыбки» И. Шаинского.

Предварительная работа:

Беседы о дружбе, рассматривание иллюстраций, слушание песен о дружбе; организация и проведение с детьми подвижных игр, игр имитаций. Карточки с загадками.

I. Организационный момент

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

В.: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила два мышонка. Они сидел на крылечке, и плакали. Я у них спросила: «Почему вы плачете, мышата? ». А они сказали, что с ними никто не хочет дружить и они вообще не знают, что такое дружба. Давайте, ребята, поможем мышатам и расскажем им о дружбе, что мы знаем. Поможем?

Д.: да.

II . Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба? ».

В.: Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг?

Д.: ДРУЖБА – это когда все играют вместе, не ссорятся.

В.: А вы - дружные ребята?

Д.: да

В.: А почему вы так думаете?

Д.: потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга.

В.: А с чего начинается дружба?

Д.: с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.

В.: Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха?

Д.: желтая, розовая – яркая, сладкого запаха.

В.: С чем можно сравнить крепкую дружбу?

Д.: с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д)

В.: Почему мы называем другом только некоторых людей?

В.: Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

В.: Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?)

Рассказы детей.

(2-3 РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕМ ДРУГЕ ИЛИ ПОДРУГЕ)

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, мышатам, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

В.: Ребята, а вы любите слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

В.: А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

В.: У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. (Дети играют: прокатывают друг к другу клубочек и называют комплимент).

В.: Молодцы, ребята. А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

В.: Ребята, а вы знаете секреты дружбы?

Д.: Да.

В.: Давайте их разгадаем и расскажем мышатам. Хотите узнать первый дружбы секрет?

Д.: да

В.: Тогда слушайте песенку. (Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского)

В.: Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба?

Д.: с улыбки .(Воспитатель берет лепесток от ромашки и прикрепляет на магнитную доску. В ходе занятия должна из лепестков получится ромашка).

В.: Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?

Д.: Который улыбается.

В.: Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и мышатам.

В.: ребята, а какой же второй секрет дружбы? (Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому – держит мальчик зонтик)

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. (второй лепесток)

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них, я буду называть начало пословицы, а вы будете продолжать.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Друзья познаются в беде.

В.: что-то мы с вами заигрались, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Если есть хороший друг»

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Гимнастика для глаз « Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх)

Капай, капель не жалей.

(Смотрят вниз)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи

В.: Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды, и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали части пазлов у других. Это правильно? Ответы детей.

Д.: нет, нельзя отбирать, надо попросить.

В.: молодцы, справились с заданием. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bсем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня. »

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться? Это третий секрет доброты – мир (третий лепесток)

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта .(четвертый лепесток).

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю.

В.: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

В.: Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет?

Д.: Честность. (пятый лепесток)

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, и помогли мышатам и теперь они будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: (дети рассматривают ромашку из 5 лепестков и называют секреты дружбы)

улыбка

помощь

мир

доброта

честность

В.: ребята, вы внимательно слушали ответы детей, а теперь давайте скажем, кому больше, чей ответ понравился. Я передаю палочку – волшебную, и кому ее передам тот и будет рассказывать про понравившийся ответ. (ОЦЕНКА ДЕТЕЙ ДРУГ ДРУГА)

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте в ладоши. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям). Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос). Кому было не интересно, трудно, кто ничего не понял – скрестите руки на груди.

Мы с вами продолжим знакомиться, что такое дружба и вечером почитаем

Стихотворение «Самосвал»

Гулял однажды во дворе я,

И вдруг увидел самосвал!

Такой красивый, красно-жёлтый,

Серёжка, друг, его держал!

Ему машину подарила

На праздник мама. Вот беда –

Ведь я об этом самосвале

Мечтал всю жизнь, мечтал всегда!

Я сразу очень рассердился,

Моим врагом Серёжка стал!

Ведь не ему, а мне был нужен

Тот красно-жёлтый самосвал!

И чтоб Серёжка не зазнался,

Хотел сказать ему тогда,

Что мне ни капельки, нисколько

Машина эта не нужна!

Но тут мой друг меня увидел,

Ко мне он быстро подбежал,

Такой весёлый и счастливый,

Сказал, что очень меня ждал.

И долго мы потом играли...

И вдруг неважно стало мне,

Что самосвал тот подарили

Серёжке, другу, а не мне.

Обсудите с ребёнком:

Хорошо ли завидовать своим друзьям?

Приятно ли тебе, когда друзья с тобой делятся игрушками или вещами?

А как ты можешь это делать?

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться). Мышата благодарят за помощь, и отправляются в гости к коту Леопольду. (мышата дарят коробочку с воздушными шарами)

Литература

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / Авт. – сост. Н.Б. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 399 с.

2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

3. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, 2010. – 192 с.

4. развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения /Авторы-составители О.С. Ушакова, Е. М. Струнина.- М.: Вентана – Граф, 2010. – 192 с.

Цель: формирование уважительного, бережного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о доминирующих интересах и мечтах сверстников своего и противоположного пола;

— способствовать проявлению заботы по отношению к сверстникам;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: дневник старшей группы, оформление которого было начато на этом занятии «Чем похожи мальчики и девочки»; на каждого ребенка — подписанные заранее листы бумаги (1/8 листа А4); цветные карандаши или фломастеры.

Воспитател ь. Ребята, мы с вами начали оформление дневника своей группы (показывает его детям). Замечательный получился дневник! Прочитаешь его и сразу узнаешь, сколько в нашей группе детей, сколько девочек и сколько мальчиков. Оказывается, у наших мальчиков и девочек много общего: они любят играть, петь, танцевать, ухаживать за животными; все дети любят свой дом, родителей. Ребята, а чем отличаются мальчики и девочки?

Дети . Мальчики и девочки любят играть в разные игры, любят читать разные книги, девочки любят рисовать принцесс, а мальчики — машины.

Воспитатель . Правильно, ребята, у девочек и мальчиков разные интересы, мечты. Вот об этом я предлагаю вам рассказать в дневнике нашей группы.

Воспитатель раздает детям листы бумаги (1/8 листа А4).

Нарисуйте свою любимую игру; игрушку; то, что вы больше всего любите рисовать, любимый вид спорта.

Дети по очереди рассказывают о том, что они будут изображать, а затем рисуют. Рисунки вклеивают в дневник, делают соответствующие надписи. Например, добавив рисунки детей по теме «Моя любимая игра», воспитатель пишет: семеро мальчиков и одна девочка нашей группы любят играть в футбол, пять девочек — играть в куклы, любят собак, трое мальчиков любят собирать конструктор.

Оказывается, у девочек и мальчиков нашей группы разные интересы. Какие игры больше любят мальчики нашей группы?

Дети отвечают.

В какие игры чаще играют наши девочки?

Дети отвечают.

Что любят рисовать мальчики? А девочки?

Дети отвечают на вопросы.

Ребята, в нашей группе есть девочка, которая любит играть в футбол, и есть мальчики, которые любят играть в дочки-матери. Интересы друг друга нужно уважать, не следует мешать человеку заниматься тем, что ему нравится. Предлагаю спеть песню о разных интересах мальчиков и девочек.

Дети поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

А сейчас мы продолжим оформлять следующие страницы дневника. Мальчики и девочки любят мечтать, т.е. представлять то, чего еще нет, но может быть. Ребята, расскажите, о чем вы мечтаете, и изобразите это.

Дети по очереди рассказывают, а затем, рисуют на листе бумаги свои мечты. Рисунки наклеивают на следующую страницу дневника.

У девочек и мальчиков нашей группы разные мечты. О чем мечтают мальчики?

Дети. О путешествиях, подвигах.

Воспитатель. Да, ребята, мальчики часто мечтают о путешествиях в дальние страны, подвигах, которые они могли бы совершить, о том, какими смелыми, отважными и сильными мужчинами они станут, когда вырастут. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Ваня.

Ваня читает стихотворение С. Богомазова «Мечтают мальчишки летать». Затем мальчики исполняет песню «Вместе веселей» (муз. Е. Архиповой, сл. М. Лаписовой).

А о чем мечтают девочки?

Дети. О том, какими они будут красивыми, заботливыми мамами, хорошими женами.

Воспитатель . Да, ребята, девочки часто мечтают о том, какими они будут красивыми, добрыми и заботливыми. Послушайте об этом стихотворение. Его нам прочитает Света.

Света читает стихотворение В. Кайданова «С детства мы любим играть и смеяться».

Для оформления следующей страницы нашего дневника расскажите и нарисуйте о том, на кого из сказочных героев вы хотели бы быть похожими?

Дети по очереди рассказывают о том, что хотят изобразить, а затем рисуют своих любимых сказочных героев. Воспитатель приклеивает рисунки на следующую страницу дневника.

Ребята, на кого из сказочных героев хотят быть похожими наши мальчики?

Дети . На храброго Ивана-царевича, на верного и находчивого Буратино.

Воспитатель . На кого из сказочных героинь хотят быть похожими наши девочки?

Дети . На добрую и трудолюбивую Золушку, на заботливую Белоснежку.

Воспитатель . Ребята, а чтобы мечта сбылась, нужно стараться походить на героев любимых сказок: быть щедрыми, послушными, заботливыми, делать так, чтобы радовать собой и своими поступками других людей. Молодцы! Вы сегодня много сделали для оформления нашего дневника. Эту работу мы с вами обязательно продолжим в следующий раз.

Работу по оформлению дневника можно продолжить. Темы могут быть самыми разными: «Как мы растем» (об изменениях роста, массы тела детей), «Мои успехи», «Кем работают мои родители?», «Кем я буду работать, когда вырасту», «Мое любимое занятие в детском саду», «На каком виде транспорта я люблю передвигаться», «Улицы, на которых мы живем», «Достопримечательности села», «Что мы знаем о России?», «Что мы знаем о других странах?», «Что означает слово "мир"?» и т.д.

Ольга Шушкова
Коммуникативная деятельность в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе . Февраль.

Упражнение «Доброта»

Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе . Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

Упражнение «Волшебная подушечка»

Упражнение «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки. Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны) . Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом : «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило : здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы . Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например : «Как хорошо, что ты здесь!» ) Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить :! Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это : "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ : "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность .

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра "Разговор с руками" (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

Составление описательных рассказов об овощах. Коммуникативная деятельность для детей средней группы «Богатый урожай» Тема: «Богатый урожай» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательных рассказов об овощах Задачи: - обеспечить.

Коммуникативная игра-танец «Будем Родине служить» к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста Коммуникативная игра-танец "Будем Родине служить" к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста. Разработал музыкальный руководитель.

Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» "Ожившие игрушки"упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.

Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы «Грамота» в подготовительной группе Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы " Грамота"в подготовительной группе. Тема «Спасение Марьи Царевны» Образовательная область.

Что еще почитать