Кто же вам милей отцы иль дети. Минаев Д.Д. "Отцы или дети?". Материалы для учителя

1. Дмитрий Дмитриевич Мина́ев (1835 – 1889) – русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре».
...Рассказывали, что однажды на волжском пароходе Минаев встретился с провинциальным любителем юмористической поэзии. Они разговорились. Провинциал стал расспрашивать Минаева о столичных писателях. Одобрительно отозвавшись о стихах, печатающихся под псевдонимом "Обличительный поэт", он спросил, не знает ли Минаев их автора. Минаев ответил, что автор этих стихотворений – он сам. Молодой человек очень обрадовался возможности побеседовать со знаменитым поэтом и попросил позволения пожать ему руку. Затем он поинтересовался, не знает ли его собеседник, кто такой "Отставной майор Михаил Бурбонов", и, услышав, что это тоже он, молодой человек уже с вызовом спросил: "А вот недавно новый какой-то объявился. Общий друг. Из молодых, должно быть... Пожалуй, и это вы?" Получив ответ: "Я, я! Представьте себе!", он окончательно решил, что его мистифицируют, и незаметно исчез. (Лихачев В. Из давнего и недавнего былого // "Слово". 1909,13 мая.) ()

7. Гостеприимства прав не зная. – В журнальном тексте "Отцов и детей" абзац, в котором говорится об отъезде Базарова из усадьбы Кирсановых после дуэли с Павлом Петровичем (гл. 24), кончался фразой: "Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства". Слова эти были вставлены Катковым или под его нажимом и впоследствии исключены Тургеневым. (

Посмотрела урывками смирновских «Отцов и детей». С удовольствием, жаль, мало. И задумалась: а кто помнит «Отцы или дети» Дмитрия Дмитриевича Минаева и «Рапсодии о нигилизме» Василия Степановича Курочкина? В свое время и то, и другое изрядно скрасило прохождение русской классики строевым шагом по образАм.
Вот Минаев:

Отцы или дети? ( Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он отрицает и...

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Российский Тогенбург?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров -

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти...

Кто нам милей - отцы иль дети?

Отцы! отцы! отцы!

А вот Курочкин:

Неожиданно, негаданно,
Как зловещий запах ладана,
Предвещающий покойника,
Словно бес, из рукомойника
Появлявшийся пустынникам, -
Перестав бродить по клиникам
И начальству сдав экзамены,
Юный плотью, духом каменный,
Родом подлый, нрава ярого,
Внук кутейника Базарова
Вдруг в губернию Орловскую
Всю заразу внес бесовскую.

Внес с собою он цинический
Некий запах хирургический,
Весь пропитанный алкоголем
(Вроде запаха, что Гоголем
Укреплен был за Петрушкою);
И лягушку за лягушкою
Истреблять пошел в селения,
Полон духа разрушения.

Чтоб внутри у всякой гадины
Видеть все бугры и впадины,
Обзавелся микроскопами,
Хороводился с холопами,
А в туземные гостиные,
Спокон века благочинные
(Точно так же, как столичные),
Внес манеры неприличные
И намеренно враждебные
Разговоры непотребные.

Расходились все окрестные
Курдюки мелкопоместные,
Петухи любвеобильные,
Все Кирсановы жантильные,
Все Багровы многодушные,
Все Расплюевы послушные,
Собакевичи тяжелые
И Ноздревы развеселые -
И, простившись с домочадцами,
Жен оставивши за святцами,
Вышиваньями, вареньями
И Авдеевых твореньями,
Кто с арапником, кто с палкою,
Кто вороною, кто галкою,
Рты раскрыв, с глазами странными -
Неподвижно оловянными -
Все с испуганными лицами,
На совет слетались птицами.

И неслось их слово дикое:
"Горе, горе нам великое!
Ходит тучею огромною
Гром над кущей нашей скромною,
Деревенскими пенатами,
Самоварами, халатами,
Буколическими нравами
И господскими забавами.
Погибает всё отечество!
Где же наше молодечество?
Мы ль потерпим посрамление!"
И решили во мгновение -
Все, от малого до старого, -
На конюшне драть Базарова.

Словно вишенка на веточке,
Как картинка на конфеточке,
Посреди толпы неистовой
Вдруг, в рубашечке батистовой,
В сюртучке сукна атласного,
Цвета трюфельно-колбасного,
И в шотландской легкой шапочке,
На груди скрестивши лапочки,
Встал Кирсанов - от Кирсанова
Всею лавкою Рузанова,
Всех mille-fleursблагоуханием
Пронеслося над собранием -
И собранье это шумное
Слово слышало разумное:

"Укротитесь, други-братия!
Должно взять мероприятия
Не веками освященные,
А гуманно-современные:
Я приятель с сочинителем -
Он да будет нам хранителем".

Поднялись тут рассуждения:
- Что такое сочинения?
- И какие там писатели?
- И просить их будет кстати ли?
- Петухам-де унизительно... -
Но Кирсанов так внушительно
Объяснил движенье новое,
Что всё общество суровое
С ним к Тургеневу за славою
Устремилось всей оравою.

Так на улице Рогатице,
В неописанной сумятице,
Чадь Новгорода Великого,
Преисполнясь гнева дикого

На Василия Буслаева,
Чтобы в руки мать взяла его,
Подвигалась легионами
Ко вдове честной с поклонами.

Конец 1-й песни

Еще Минаев тут: minaev.ouc.ru/ , еще Курочкин тут:

Класс: 10

1 Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.

История создания сборника; понятие “физиологический очерк”.

“Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др. (по выбору учителя).

3. Роман “Отцы и дети”:

  1. история создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя);
  2. понятие “нигилизм”: происхождение, теория;
  3. смысл заглавия романа;
  4. конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов;

б) Аркадий и Евгений Базаров;

Составить таблицу “Споры отцов и детей”:

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

О русском народе,

Об искусстве, о науке,

О любви,

О нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников), отношения с родителями.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо ).

Задание по группам:

  • 1 гр. Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение);
  • 2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья);
  • 3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья);
  • 4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть).

Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (восстановите цепочку: цинизм - ... -... -... мучительное чувство).

Почему не могла “состояться” любовь героев?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова”.

  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова?

Задание по группам:

  • 1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
  • 2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

8) Творческие задания (по желанию учеников).

9) Темы для сочинений.

Материалы для учителя

1. “Вся биография – в моих сочинениях”

Урок-сообщения десятиклассников об этапах жизни И.С.Тургенева: роль матери в становлении личности будущего писателя; Спасское-Лутовиново – колыбель русской природы (заочная экскурсия по усадьбе); “Записки охотника” - повествование о судьбе русского народа и его бесправном положении, о красоте родной природы; любовь к Полине Виардо; дружба с “Современником”; философские размышления о жизни в “Стихотворениях в прозе”.

2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника” .

История создания сборника: публикация рассказа “Хорь и Калиныч” в январе 1847 г. в журнале “Современник”, положившего начало появления цикла произведений.

Время написания сборника 1847-1852 гг. Результатом публикации за “нарушение цензурных правил” стал арест Тургенева.

Особенности жанра “Записок охотника”: перед нами цикл произведений, состоящий из 25 рассказов и объединенный образом рассказчика. Большинство произведений посвящено жизни крестьян, значительное место занимают пейзажные зарисовки как средства психологической характеристики героев и как средства усиления лиризма.

Понятие “очерк”, “физиологический очерк”: определение можно взять из любого литературоведческого словаря.

Для анализа предлагаются следующие рассказы (на усмотрение учителя): “Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др.

Определить типы характеров крестьян (“полифонизм” образов), идеи произведений.

3. Изучение романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

1) История создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя): в конце 50-х годов в России назревал кризис (крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства). Реформа была необходима, кроме того, в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Работу над произведением Тургенев начал в августе 1860 года, в разгар которой вышел манифест Александра II об отмене крепостного права. И.С.Тургенев учёл сложившуюся обстановку в стране и вывел на литературную арену героя нового типа – разночинца Базарова, чей образ вызвал неоднозначную оценку современников.

Август 1860 г. – август 1861 г. – создание основного текста романа; сентябрь 1861г. – январь 1862г. – внесение многочисленных поправок, связанных с политическими изменениями в стране и работой над образом главного героя (“В этом человеке воплотилось – на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”); февраль – сентябрь 1862 г. – подготовка романа к печати.

В основу образа Евгения Базарова легло наблюдение, по мнению самого автора, над “живым лицом”: “поразившая меня личность молодого провинциального врача”.

2) Нигилизм (от латинского nihil – “ничто”) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов.

Зародилось понятие в Средние века и было предано анафеме папой Александром II в 1179г. как учение, отвергавшее человеческое естество Христа. В русской литературе понятие “нигилизм” впервые употребил Н.И.Надеждин в статье “Солнце нигилистов” (журнал “Вестник Европы”, 1829 г.). Это слово употреблялось как синоним скептицизма. Понятие не было популярным до тех пор, пока Тургенев в своем романе не назвал нигилистом Базарова. Таким образом, во второй половине XIX века в Российской империи нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали нормы морали. Понятие приобрело негативное значение. В современном мире распространен термин “правовой нигилизм”, подразумевающий неуважение к праву.

3) Смысл заглавия романа.

  • Почему роман назван “Отцы и дети”, а не по имени главного героя “Базаров”?
  • Докажите, что тема “отцов и детей” вечна.

4) Конфликт “отцов” и “детей”:

а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов.

б) Аркадий и Евгений Базаров.

Цитатная характеристика героев: обратите внимание на то, какими мы увидели героев в первый раз (гл.1-4).

Пользуясь текстом, составьте таблицу (гл. 2, 6, 10)

“Споры отцов и детей”

“Отцы” “Дети”
о значении дворянства
цитаты цитаты

О русском народе,

Об искусстве, о науке,

О любви, о браке,

О нигилизме.

в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников). Гл. 2-7, 9-10, 12-13.

5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо: “история любви, длиною в целую жизнь...” - инд. сообщение ).

Значение имен: Елена = Нелли = “свет, блеск”; Фенечка, Федосья = “Божья благодать”.

Задание по группам:

1 гр . Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение): гл.7.

  • Как вы относитесь к словам Базарова? “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина...”.
  • Какие эпитеты помогут охарактеризовать отношения Павла Петровича и княгини Р.? Что дало героям это чувство? Как изменился Кирсанов после смерти княгини Р.?
  • Почему в дальнейшем Павел Петрович интересовался Фенечкой? (гл.24)

2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья): гл. 11.

  • История Фенечки.
  • Что ищет каждый из братьев Кирсановых в отношениях с женщинами?

3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья): гл.16, 17, 25, 26.

  • Влюбленность Аркадия в Одинцову и последовавшая затем его любовь к Кате Локтевой. Зачем автор прибегает к данному приему, демонстрирующему смену чувств Аркадия?

4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть):

  • Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (гл.6, 14, 17).
  • Найдите цитаты и восстановите цепочку: цинизм – любопытство конфуз – досада – испуг – преувеличенная развязанность – стремление понравиться – смущение – мучительное чувство (гл.14-16).
  • Анна Сергеевна Одинцова: история жизни (гл.15)
  • Почему не могла “состояться” любовь героев? (гл.16, 18)
  • Анализ эпизода “Дуэль” (гл.24): какую роль сыграла дуэль в судьбе героев?

Вывод: тема любви в романе представлена многолико.

Как вы прокомментируете высказывание И.С.Тургенева: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь; ... обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли... В любви одно лицо – раб, а другое – властелин...”.

Отношения Базарова с родителями.

История жизни Василия Ивановича и Арины Власьевны (гл. 20-21).

Отношение к сыну: найдите слова в тексте, показывающие страстную любовь родителей к сыну. Как Базаров отзывается о своих стариках? Почему считает жизнь родителей “глухой”?

6) Анализ эпизода “Смерть Базарова” (гл.27).

  • С кем же близок Базаров? В ком находит понимание? Являются ли для него теперь такие понятия, как “дружба”, “любовь к женщине”, “родительская любовь”, значимыми?
  • Какие качества Базарова проявились в данном эпизоде? Подтвердите цитатами из текста (мужество, сила воли, сила любви, жалость к родителям, убежденность в своих взглядах).
  • Как вы понимаете слова критика: “Умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг”?
  • Почему Тургенев таким образом завершает жизнь Базарова? Автор мог оставить героя в живых, но не счёл это жизненно важным. Почему?
  • В чём заключается символический смысл этого эпизода?
  • Каково отношение Тургенева к своему герою? (“Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я сам этого не знаю, люблю я его или ненавижу!” )

Вывод: И.С.Тургенев показывает Базарова противоречиво.

7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”

Задание по группам:

1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);

2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).

Выдержки из статей.

8) Творческие задания.

  • Написать письмо от имени одного из героев другому (например, письмо Одинцовой Базарову) с сохранением стиля.
  • Вставьте своё определение и прокомментируйте его: “Этот...Базаров”.
  • Могла ли любовь спасти Базарова?

9) Темы для сочинения:

  1. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  2. “Страстное, грешное и бунтующее” сердце Базарова (По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”).
  3. “Мысль семейная” в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  4. Тема любви в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Отцы или дети?
Параллель
стихотворение

Читает Георгий Менглет

Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)

Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.
http://russkay-literatura.ru/zhurnalistika

Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 - 1 мая 2001) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.

Крутоголова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Соболевская СОШ»

Название предмета Литература

Класс 10

УМК Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М:Просвещение, 2004.

Уровень обучения базовый

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 7

Место урока в системе уроков по теме 4

Цель урока: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.

Задачи урока: образовательные:

    Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;

    провести наблюдение над умением вести спор данных героев.

развивающие:

    способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

    развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Планируемые результаты

Техническое обеспечение урока: тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

http :// nsportal . ru / shkola / literatura / library /2012/07/09/ distantsionnoe - obuchenie - literatura -10- klass

Содержание урока

Как грубо ошибаются многие, даже

лучшие из отцов, которые почитают

необходимым разделять себя с детьми

строгостью, суровостью, недоступной

важностью! Они думают этим

возбудить к себе уважение, и в самом

деле возбуждают его, но уважение

холодное, боязливое, трепетное, и тем

отвращают от себяих и невольно

приучают к скрытости и лживости”

В.Г.Белинский

I . Орг. урока.

II . Тест по роману «Отцы и дети» (Приложение).

Тестовые задания на школьной парте. Взаимопроверка

III .Вступительное слово учителя

Работа с эпиграфом к уроку.

Сегодня мы с вами поговорим и поспорим по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.

Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?

Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» - это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви - любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».

Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.

IV . Тренинг “Семейные трудности”.

В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.

На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.

V . Обсуждение вопросов.

В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.

Как вы думаете, как решать эти проблемы?

Можно ли решить проблему поколений?

Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?

Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?

VI . Работа в группах. Задание на самоподготовку.

1группа

Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения)

2 группа.

Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).

3группа.

Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7

4группа.

Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,

VII . Диспут.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».

1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.

2. Конфликт непримиримых мировоззрений:

а) П. П. Кирсанов-типичный представитель своей эпохи;

б) Евгений Базаров - разночинец-демократ.

3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.

4. Духовное одиночество Базарова.

5. Переосмысление жизни Базаровым.

6. Трагизм и величие положения Базарова.

Примерные ответы на вопросы:

1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

2. В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.

Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович - человек дворянской культуры, то Базаров - человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».

3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.

4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».

5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.

6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.

VIII . Чтение подготовленным учащимся стихотворения.

Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Величье лондонского «сэра», –

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Гуляя по утрам.

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Переродившийся Инсаров, –

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

Беседа с учащимися по вопросам :

2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)

IX . Рефлексия.

Метод “Незаконченное предложение”.

Сегодня я понял, что..

Сегодня я имел возможность…

Сегодня мне было трудно, потому что..

X . Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание

2. Ответить на вопрос ы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

Что еще почитать