7. Гостеприимства прав не зная. – В журнальном тексте "Отцов и детей" абзац, в котором говорится об отъезде Базарова из усадьбы Кирсановых после дуэли с Павлом Петровичем (гл. 24), кончался фразой: "Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства". Слова эти были вставлены Катковым или под его нажимом и впоследствии исключены Тургеневым. (
Посмотрела урывками смирновских «Отцов и детей». С удовольствием, жаль, мало. И задумалась: а кто помнит «Отцы или дети» Дмитрия Дмитриевича Минаева и «Рапсодии о нигилизме» Василия Степановича Курочкина? В свое время и то, и другое изрядно скрасило прохождение русской классики строевым шагом по образАм.
Вот Минаев:
Отцы или дети? ( Параллель)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа -
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах - такт и мера,
Величье лондонского "сэра", -
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!" - твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже - дерзость ведь какая, -
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров -
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам -
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей - отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!
А вот Курочкин:
Неожиданно, негаданно,
Как зловещий запах ладана,
Предвещающий покойника,
Словно бес, из рукомойника
Появлявшийся пустынникам, -
Перестав бродить по клиникам
И начальству сдав экзамены,
Юный плотью, духом каменный,
Родом подлый, нрава ярого,
Внук кутейника Базарова
Вдруг в губернию Орловскую
Всю заразу внес бесовскую.
Внес с собою он цинический
Некий запах хирургический,
Весь пропитанный алкоголем
(Вроде запаха, что Гоголем
Укреплен был за Петрушкою);
И лягушку за лягушкою
Истреблять пошел в селения,
Полон духа разрушения.
Чтоб внутри у всякой гадины
Видеть все бугры и впадины,
Обзавелся микроскопами,
Хороводился с холопами,
А в туземные гостиные,
Спокон века благочинные
(Точно так же, как столичные),
Внес манеры неприличные
И намеренно враждебные
Разговоры непотребные.
Расходились все окрестные
Курдюки мелкопоместные,
Петухи любвеобильные,
Все Кирсановы жантильные,
Все Багровы многодушные,
Все Расплюевы послушные,
Собакевичи тяжелые
И Ноздревы развеселые -
И, простившись с домочадцами,
Жен оставивши за святцами,
Вышиваньями, вареньями
И Авдеевых твореньями,
Кто с арапником, кто с палкою,
Кто вороною, кто галкою,
Рты раскрыв, с глазами странными -
Неподвижно оловянными -
Все с испуганными лицами,
На совет слетались птицами.
И неслось их слово дикое:
"Горе, горе нам великое!
Ходит тучею огромною
Гром над кущей нашей скромною,
Деревенскими пенатами,
Самоварами, халатами,
Буколическими нравами
И господскими забавами.
Погибает всё отечество!
Где же наше молодечество?
Мы ль потерпим посрамление!"
И решили во мгновение -
Все, от малого до старого, -
На конюшне драть Базарова.
Словно вишенка на веточке,
Как картинка на конфеточке,
Посреди толпы неистовой
Вдруг, в рубашечке батистовой,
В сюртучке сукна атласного,
Цвета трюфельно-колбасного,
И в шотландской легкой шапочке,
На груди скрестивши лапочки,
Встал Кирсанов - от Кирсанова
Всею лавкою Рузанова,
Всех mille-fleursблагоуханием
Пронеслося над собранием -
И собранье это шумное
Слово слышало разумное:
"Укротитесь, други-братия!
Должно взять мероприятия
Не веками освященные,
А гуманно-современные:
Я приятель с сочинителем -
Он да будет нам хранителем".
Поднялись тут рассуждения:
- Что такое сочинения?
- И какие там писатели?
- И просить их будет кстати ли?
- Петухам-де унизительно... -
Но Кирсанов так внушительно
Объяснил движенье новое,
Что всё общество суровое
С ним к Тургеневу за славою
Устремилось всей оравою.
Так на улице Рогатице,
В неописанной сумятице,
Чадь Новгорода Великого,
Преисполнясь гнева дикого
На Василия Буслаева,
Чтобы в руки мать взяла его,
Подвигалась легионами
Ко вдове честной с поклонами.
Еще Минаев тут: minaev.ouc.ru/ , еще Курочкин тут:
Класс: 10
1 Жизнь и творчество И.С.Тургенева.
2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника”.
История создания сборника; понятие “физиологический очерк”.
“Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др. (по выбору учителя).
3. Роман “Отцы и дети”:
а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов;
б) Аркадий и Евгений Базаров;
Составить таблицу “Споры отцов и детей”:
“Отцы” | “Дети” |
о значении дворянства | |
цитаты | цитаты |
О русском народе,
Об искусстве, о науке,
О любви,
О нигилизме.
в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников), отношения с родителями.
5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо ).
Задание по группам:
Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? (восстановите цепочку: цинизм - ... -... -... мучительное чувство).
Почему не могла “состояться” любовь героев?
6) Анализ эпизода “Смерть Базарова”.
Задание по группам:
8) Творческие задания (по желанию учеников).
9) Темы для сочинений.
1. “Вся биография – в моих сочинениях”
Урок-сообщения десятиклассников об этапах жизни И.С.Тургенева: роль матери в становлении личности будущего писателя; Спасское-Лутовиново – колыбель русской природы (заочная экскурсия по усадьбе); “Записки охотника” - повествование о судьбе русского народа и его бесправном положении, о красоте родной природы; любовь к Полине Виардо; дружба с “Современником”; философские размышления о жизни в “Стихотворениях в прозе”.
2. “Обвинительный акт крепостничеству”: цикл рассказов “Записки охотника” .
История создания сборника: публикация рассказа “Хорь и Калиныч” в январе 1847 г. в журнале “Современник”, положившего начало появления цикла произведений.
Время написания сборника 1847-1852 гг. Результатом публикации за “нарушение цензурных правил” стал арест Тургенева.
Особенности жанра “Записок охотника”: перед нами цикл произведений, состоящий из 25 рассказов и объединенный образом рассказчика. Большинство произведений посвящено жизни крестьян, значительное место занимают пейзажные зарисовки как средства психологической характеристики героев и как средства усиления лиризма.
Понятие “очерк”, “физиологический очерк”: определение можно взять из любого литературоведческого словаря.
Для анализа предлагаются следующие рассказы (на усмотрение учителя): “Хорь и Калиныч”, “Льгов”, “Касьян с Красивой Мечи”, “Бурмистр”, “Певцы”, “Свидание”, “Гамлет Щигровского уезда”, “Живые мощи” и др.
Определить типы характеров крестьян (“полифонизм” образов), идеи произведений.
3. Изучение романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
1) История создания (обстановка в стране во время написания романа: развитие науки, реформы, обострение противостояния социальных сил; прототипы главного героя): в конце 50-х годов в России назревал кризис (крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства). Реформа была необходима, кроме того, в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Работу над произведением Тургенев начал в августе 1860 года, в разгар которой вышел манифест Александра II об отмене крепостного права. И.С.Тургенев учёл сложившуюся обстановку в стране и вывел на литературную арену героя нового типа – разночинца Базарова, чей образ вызвал неоднозначную оценку современников.
Август 1860 г. – август 1861 г. – создание основного текста романа; сентябрь 1861г. – январь 1862г. – внесение многочисленных поправок, связанных с политическими изменениями в стране и работой над образом главного героя (“В этом человеке воплотилось – на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма”); февраль – сентябрь 1862 г. – подготовка романа к печати.
В основу образа Евгения Базарова легло наблюдение, по мнению самого автора, над “живым лицом”: “поразившая меня личность молодого провинциального врача”.
2) Нигилизм (от латинского nihil – “ничто”) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов.
Зародилось понятие в Средние века и было предано анафеме папой Александром II в 1179г. как учение, отвергавшее человеческое естество Христа. В русской литературе понятие “нигилизм” впервые употребил Н.И.Надеждин в статье “Солнце нигилистов” (журнал “Вестник Европы”, 1829 г.). Это слово употреблялось как синоним скептицизма. Понятие не было популярным до тех пор, пока Тургенев в своем романе не назвал нигилистом Базарова. Таким образом, во второй половине XIX века в Российской империи нигилистами стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, также не признавали нормы морали. Понятие приобрело негативное значение. В современном мире распространен термин “правовой нигилизм”, подразумевающий неуважение к праву.
3) Смысл заглавия романа.
4) Конфликт “отцов” и “детей”:
а) Николай Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов.
б) Аркадий и Евгений Базаров.
Цитатная характеристика героев: обратите внимание на то, какими мы увидели героев в первый раз (гл.1-4).
Пользуясь текстом, составьте таблицу (гл. 2, 6, 10)
“Споры отцов и детей”
“Отцы” | “Дети” |
о значении дворянства | |
цитаты | цитаты |
О русском народе,
Об искусстве, о науке,
О любви, о браке,
О нигилизме.
в) Евгений Базаров: портрет (художественная деталь: руки Базарова), характер, отношения с другими людьми (Аркадий, Прокофьич, Кукшина, Ситников). Гл. 2-7, 9-10, 12-13.
5) Любовь в романе (История любви Тургенева и Полины Виардо: “история любви, длиною в целую жизнь...” - инд. сообщение ).
Значение имен: Елена = Нелли = “свет, блеск”; Фенечка, Федосья = “Божья благодать”.
Задание по группам:
1 гр . Павел Петрович и княгиня Р. (любовь-наваждение): гл.7.
2 гр. Николай Петрович и Фенечка (любовь-семья): гл. 11.
3 гр. Аркадий и Катя (любовь-семья): гл.16, 17, 25, 26.
4 гр. Базаров и Одинцова (любовь-страсть):
Вывод: тема любви в романе представлена многолико.
Как вы прокомментируете высказывание И.С.Тургенева: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь; ... обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли... В любви одно лицо – раб, а другое – властелин...”.
Отношения Базарова с родителями.
История жизни Василия Ивановича и Арины Власьевны (гл. 20-21).
Отношение к сыну: найдите слова в тексте, показывающие страстную любовь родителей к сыну. Как Базаров отзывается о своих стариках? Почему считает жизнь родителей “глухой”?
6) Анализ эпизода “Смерть Базарова” (гл.27).
Вывод: И.С.Тургенев показывает Базарова противоречиво.
7) Диспут “Кто ж вам милей: отцы иль дети?”
Задание по группам:
1 гр. Позиция М.А.Антоновича (статьи “Асмодей нашего времени”, “Лжереалисты”, “Промахи”);
2 гр. Оценка Д.И.Писарева (статьи “Базаров”, “Нерешенный вопрос”, “Посмотрим!”, “Новый тип”).
Выдержки из статей.
8) Творческие задания.
9) Темы для сочинения:
Минаев Дмитрий Дмитриевич
Отцы или дети?
Параллель
стихотворение
Читает Георгий Менглет
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой "Отцы" и "Дети",
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили как умели
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
"Кто устоит в неравном споре?"
Которое ж из двух?
Кто победил? кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как снег бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского "сэра", –
Ведь без духов, без несессера
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Феничкой, в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда, при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
"Du calme, du calme!"* – твердит.
* Спокойствие, спокойствие! (Франц.)
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Он в красоте лишь видит формы,
Готов уснуть при звуках "Нормы",
Он отрицает и...
Он ест и пьет, как все мы тоже,
С Петром беседует в прихожей,
И даже с горничной, о боже!
Играть готов идти.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де-Одинцовой
К своей груди прижал,
И даже – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! отцы! отцы!
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ (1835-1889).
Рука об руку с Курочкиным работал в Искре Д. Д. Минаев. Он подружился с В. С. Курочкиным еще в отрочестве, во время учебы в кадетском корпусе, и так же, как его друг, оставил в 1857 году чиновничью службу ради литературы. Он был близок В. С. Курочкину и но своим взглядам. Минаев сотрудничал в самых боевых журналах 60-70-х годов: Искре, Современнике, Русском слове. Он выступал как поэт-сатирик, талантливый переводчик Байрона, Гейне и других поэтов, автор острых политических эпиграмм.Особенно популярны были пародии Минаева, в которых высмеивались сторонники чистого искусства. Часто объектом пародий становились стихи Фета, тонкого лирика и в то же время реакционера в политике. Д. Д. Минаев был привлечен по делу Каракозова и арестован. После закрытия Искры он стремился продолжать ее традиции. Во второй половине 70-х и в 80-х годах в творчестве Минаева возникают настроения тоски, отчаяния. Но поэтом-демократом Д. Д. Минаев остается до конца жизни.
http://russkay-literatura.ru/zhurnalistika
Гео́ргий Па́влович Менгле́т (4 (17) сентября 1912 - 1 мая 2001) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.
Крутоголова Л.Н.,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Соболевская СОШ»
Название предмета Литература
Класс 10
УМК Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М:Просвещение, 2004.
Уровень обучения базовый
Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 7
Место урока в системе уроков по теме 4
Цель урока: формирование личностного отношения к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.
Задачи урока: образовательные:
Проанализировать образы-персонажи. Сопоставить высказывания Е. В. Базарова и П.П.Кирсанова на темы: отношение к нигилизму, аристократии, народу, природе, искусству;
провести наблюдение над умением вести спор данных героев.
развивающие:
способствовать развитию речи обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;
способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;
способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;
развивать умение вести дискуссию, защищать свои убеждения яркими и точными аргументами, формировать деловую культуру общения.
воспитательные:
воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;
воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Планируемые результаты
Техническое обеспечение урока: тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
http :// nsportal . ru / shkola / literatura / library /2012/07/09/ distantsionnoe - obuchenie - literatura -10- klass
Содержание урока
Как грубо ошибаются многие, даже
лучшие из отцов, которые почитают
необходимым разделять себя с детьми
строгостью, суровостью, недоступной
важностью! Они думают этим
возбудить к себе уважение, и в самом
деле возбуждают его, но уважение
холодное, боязливое, трепетное, и тем
отвращают от себяих и невольно
приучают к скрытости и лживости”
В.Г.Белинский
I . Орг. урока.
II . Тест по роману «Отцы и дети» (Приложение).
Тестовые задания на школьной парте. Взаимопроверка
III .Вступительное слово учителя
Работа с эпиграфом к уроку.
Сегодня мы с вами поговорим и поспорим по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может она сегодня уже не актуальна? Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Давайте подумаем и поразмышляем над этими вопросами.
Как по-вашему, актуален сегодня роман И. Тургенева “Отцы и дети”? Почему?
Современный исследователь Ю. В. Лебедев пишет, что «Отцы и дети» - это не только роман, знакомящий читателя с общественной жизнью 60-х годов ХIХ века. Это и роман о необходимости любви - любви сыновней и отцовской, любви человека к своему народу».
Чем вы можете подтвердить или опровергнуть это мнение?
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
IV . Тренинг “Семейные трудности”.
В течение 5 минут необходимо перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни. Перечень семейных затруднений записываете в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы с каждым “затруднением” можно было поставить балл от 1 до 10, по степени значимости, по вашему мнению.
На втором этапе, после озвучивания проблем, составляется общая шкала затруднений, на доске записываются только те проблемы, которые получили большее количество баллов.
V . Обсуждение вопросов.
В результате этого упражнения мы очертили круг проблем, из-за которых нарушается мир в нашей семье.
Как вы думаете, как решать эти проблемы?
Можно ли решить проблему поколений?
Какие вопросы сложно решать детям и родителям? Почему?
Какова роль семьи в развитии и воспитании ребенка?
VI . Работа в группах. Задание на самоподготовку.
1группа
Тема. Образ Евгения Васильевича Базарова (портрет, характер, занятия, манера поведения, образ мысли, отношение к Кирсановым, убеждения)
2 группа.
Тема. Отношения Базарова с родителями (причина глубинного конфликта между ними, их трагедия).
3группа.
Тема. Образ Николая Петровича Кирсанова (портрет, характер, занятия, поведение, отношение к Базарову и Аркадию, убеждения).гл.11,7
4группа.
Тема. Отношения Аркадия с отцом (разногласия и общность взглядов отца и сына, их представление о счастье). Гл1,
VII . Диспут.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема отцов и детей в зеркале двух столетий. «Кто нам милей – отцы иль дети?». По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Конфликт «отцов» и «детей».
1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.
2. Конфликт непримиримых мировоззрений:
а) П. П. Кирсанов-типичный представитель своей эпохи;
б) Евгений Базаров - разночинец-демократ.
3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.
4. Духовное одиночество Базарова.
5. Переосмысление жизни Базаровым.
6. Трагизм и величие положения Базарова.
Примерные ответы на вопросы:
1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.
Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.
2. В центре романа - фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» - Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа - разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика.
Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович - человек дворянской культуры, то Базаров - человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».
3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта - к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова.
4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички.
Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли».
5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.
6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.
VIII . Чтение подготовленным учащимся стихотворения.
Д. Д. Минаев 1 . Стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман.
Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
В его лицо вглядитесь строже:
Какая нежность, тонкость кожи!
Как свет, бела рука.
В речах, в приемах – такт и мера,
Величье лондонского «сэра», –
Ведь без духов, без несессера 2
И жизнь ему тяжка.
А что за нравственность! О боги!
Он перед Фенечкой в тревоге,
Как гимназист, дрожит;
За мужика вступаясь в споре,
Он иногда при всей конторе,
Рисуясь с братом в разговоре,
«Спокойствие, спокойствие!» – твердит.
Свое воспитывая тело,
Он дело делает без дела,
Пленяя старых дам;
Садится в ванну, спать ложася,
Питает ужас к новой расе,
Как лев на Брюлевской террасе
Гуляя по утрам.
Вот старой прессы представитель.
Вы с ним Базарова сравните ль?
Едва ли, господа!
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа.
Как циник самый образцовый,
Он стан madame де Одинцовой
К своей груди прижал.
И даже, – дерзость ведь какая, –
Гостеприимства прав не зная,
Однажды Феню, обнимая,
В саду поцеловал.
Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фресок и кальянов,
Российский Тогенбург 3 ?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров, –
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
Беседа с учащимися по вопросам :
2) Каковы особенности формы стихотворения? (Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на молодое поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!»)
IX . Рефлексия.
Метод “Незаконченное предложение”.
Сегодня я понял, что..
Сегодня я имел возможность…
Сегодня мне было трудно, потому что..
X . Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание
2. Ответить на вопрос ы:
1) Отношение героев к любви, женщине вообще.
2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.
3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.
4) Счастливы ли Аркадий и Катя?
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам