Легенды об амазонках. Фотосессия с нашим фотографом в студии

Образ женщин-амазонок волнуют воображение мужчин и сегодня. Им приписывают искусное владение оружием и знание приемов ведения боя. Миф это или реальность? Храбрыми воительницами называли менад (почитательниц Диониса), скифских воительниц и жительниц Южной Америки.

Воинствующая лоза

Миф о женщинах, которые жили в обособленном социуме, считается одним из самых древних. Его возникновение относят к Минойской цивилизации, которая была утеряна на рубеже III и II веков до нашей эры. Именно женщин-воительниц связывают с понятием матриархата и культом Великой богини. Артемида считалась покровительницей охотниц-амазонок. Ее брат Дионис также стал божеством, которому поклонялись эти вольнолюбивые женщины.

Женскому воинству, которое поклонялось богу виноделия, и украшало свои полуобнаженные тела виноградной лозой, приписывали разные безумства. Мифы об их набегах наводили ужас на современников. Безумствующие менады (впоследствии вакханки) устраивали оргии, принося в жертву животных. Они разводили кострища и в бешеном танце прыгали через них. Это зрелище не могло не пугать мирных жителей.

Мифология гласит, что Орфей был растерзан страшными женщинами лишь за то, что стал невольным свидетелем их ужасных мистерий. Другая версия мифа повествует о том, что божественный юноша был убит ими за то, что не упомянул Диониса в своей песне. Считается, что и царь Перфей был умерщвлен менадами, когда преследовал женское воинство, в надежде отбить у них свою мать.

Социальными предпосылками вакханалий считается попытка женщин раз в год убежать от рутины и давления патриархального общества. Именно в дни, когда славили Диониса, женщины могли позволить себе выйти за рамки обыденного образа и проявить свою натуру. Они плясали до изнеможения и славили своего бога обильными возлияниями. Только в эти дни они могли не опасаться расправы за такое поведение.

Воительницы Средней Азии

Описания вакханалий немного не вписываются в концепцию жизни гордых женщин, ушедших от устоев патриархата. Скорее такие праздники могли проводить ведьмы на Лысой Горе. Дочери Ареса, по преданиям были статными женщинами, которые понимали свое предназначение. Когда Геракл выкрал пояс царицы Ипполиты (предводительницы амазонок), он поставил этот подвиг в ряд с убийством Немейского Льва и победой над Лернейской Гидрой.

Что касается географического расположения женского царства, античные авторы сообщали об их проживании на побережье Черного моря и Приазовья. Исследователи связывают это со столкновением греческой культуры с другими народами, еще сохранившими признаки матриархата. Сравнивая образ среднестатистической греческой женщины, которая была полностью покорна мужу, редко выходила из женской половины дома и не имела собственного мнения по многим вопросам, свободолюбивые дикарки, искусно использующие оружие, казались эллинам чуть ли не фантастическими существами.

У берегов Амазонки

С открытием новых земель страна мифических воительниц перемещалась все дальше к окраине карты. Если в начале повествования о них, страна женщин-охотниц располагалась на просторах Причерноморья, то с течением времени их местом обитания называется Индия. В средневековье упоминается о племени девственниц в Южной Африке и малоизведанных островах Индийского океана.

В 1539 году, после возвращения участников похода Гонсало Хименеса де Кесада с территории современной Колумбии, появилась информация о народе женщин, которые создали свой социум, изгоняя мужчин. Путешественники рассказали, что американские феминистки уже тогда использовали купленных рабов для зачатия детей. В случае рождения мальчика, его отдавали отцу и изгоняли из племени. Рожденные здесь девочки воспитывались племенем.

В воспоминаниях участников экспедиции, которой руководил конкистадор Франсиско Орильяна, можно найти упоминание об ожесточенной битве с амазонками. Стоит отметить, что уже тогда такие рассказы воспринимались со скепсисом.

Скифские легенды

История амазонок (вымышленная или реальная) продолжается у берегов Черного моря и Приазовской Меотиды. Считалось, что они обитали на берегах реки Танаис (современный Дон). Геродот считал, что воительницы прибыли сюда из Малой Азии. Здесь их захватили эллины, которые повергли племя в сражении у реки Фермодонта. По преданию, побежденных женщин перевозили на кораблях. Но те напали на своих обидчиков и отбили суда. Не умея управлять судами, женщины сбились с курса и не смогли вернуться домой. Когда ветер пригнал корабли к Приазовью, амазонки угнали табун лошадей и стали нещадно грабить Скифские земли.

Через 4 сотни лет после повествования Геродота римский историк I века до нашей эры, Помпей Трог, писал о том, что амазонки – это скифские жены, ушедшие с мужьями из Причерноморья в Малую Азию. Здесь все мужчины были истреблены, а женщины стали защищать свои земли от вражеских набегов. Есть версия, что именно скифские и сарматские женщины, которые научились воевать, помогая своим мужьям, и стали прототипом пылких амазонок.

Эта версия подтверждается находками, собранными в ходе раскопок этой местности. Многие из них подтверждают истинность слов Геродота. Здесь находились множественные женские захоронения. Рядом с останками было обнаружено большое количество оружия (преимущественно легкие топорики). Тела усопших носили следы травм, которые могли быть получены в бою. Обнаруживались повреждения черепной коробки, раздробленные ключицы и кости конечностей. Скорее всего, эти травмы наносились колющим или рубящим оружием. В некоторых костях даже были обнаружены наконечники стрел. Многие исследователи отмечали увеличение фаланг на двух пальцах. Это могло свидетельствовать о постоянных упражнениях в стрельбе из лучного оружия.

Есть предположение, что в средние века на смену скифским воительницам пришли хазарские. Значительная часть захоронений хазарских женщин содержала оружейные элементы. Некоторые из них погребались в полной боевой амуниции. В комплекте вооружения этих дам были луки, стрелы, ножи, небольшие мечи и сабли. Хоронили их в некотором отдалении от общих кладбищ. Для них сооружались отдельные могилы. В то же время большинство женщин предавались земле в сопровождении зеркал, предметов быта и украшений. Часто женщины ложились в одну могилу со своими мужьями. Среди захоронений воительниц не прослеживается такая тенденция.
СкопироватьСкопировать HTML-код

Образ амазонок – женщин-воительниц, которые в искусстве владения оружия дадут фору любому воину, волнует мужчин уже не первую тысячу лет. Кого только не видели под этим мифом: менад Диониса, скифских воительниц и даже индианок Южной Америки.

Воинство лозы

Миф об амазонках считается очень древним – его относят к утерянной Минойской цивилизации с острова Крит, то есть к концу III-II до нашей эры, связывая с культом Великой богини и матриархатом. В качестве доказательства приводят культ богини Артемиды – охотницы-девственницы, которая считалась покровительницей амазонок, а также с ее постоянным спутником, по некоторым версиям, ее мужской ипостасью, Дионисом.

Античных поклонниц Диониса нередко ассоциируют с амазонками. Женское воинство древнегреческого бога виноделия и безумства действительно внушало ужас в современниках. В полуобнаженном виде, в шкурах животных и с виноградными листьями менады, что переводится буквально как «безумствующие», менады и, впоследствии вакханки, носились по окрестностям, пугая население и превращаясь во временное стихийное бедствие. Источники описывают, как они в полубессознательном состоянии устраивали оргии, танцевали со змеями, выхватывали горящие бревна из костра и совершали ритуальные жертвоприношения животных.

Впрочем, дело не всегда ограничивалось братьями нашими меньшими. Известен миф об Орфее, который был растерзан менадами то ли за то, что стал свидетелем их мистерий, то ли за то, что, воспевая богов, пропустил Диониса. Его судьбу разделил и царь Перфей, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою мать, одурманенную Дионисом.

Могли ли менады стать прообразом Амазонок у античных авторов? Что ж, это было вполне возможно, учитывая, что социальной причиной вакханалий принято считать побег женщины от повседневных забот и устоев патриархального общества. Хотя бы на время. Все остальные дни в году женщине предстояло быть тихой, примерной и законопослушной. В дни прославления Диониса она могла отбросить все запреты, оставив позади дом, семью, обязанности, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога, не боясь расправы за свои вольные действия.

Амазонки Средней Азии

И тем не менее, описания вакханалий скорее напоминает последующую картину средневекового шабаша ведьм где-нибудь на лысой горе, нежели статных женщин-воительниц, дочерей Ареса, наводящих ужас и так восхищающих эллинов. Даже Геракл, который хитростью завладел поясом царицы амазонок Ипполиты, ставил этот подвиг в один ряд с победой над немейским львом и лернейской гидрой.

Да и если вернуться к древнегреческим историям об амазонках, их месторасположение античные авторы размещали где-то на периферии своей ойкумены, то есть на побережье Черного моря и Приазовья. Скорее всего, это может быть связано со столкновением греков с другими культурами, где еще сохранились черты матриархата. Если сравнивать с греческой женщиной, которая в классический период большую часть времени робко сидела в женской половине дома – гинекее, и была обязана беспрекословно подчиняться своему покровителю, свободолюбивые дикарки могли показаться эллинам фантастическими существами, наравне с сиренами, одноглазыми аримаспами или грифонами.

У далекой "Амазонки"

По мере открытия новых земель и расширения границ человеческой ойкумены, легендарная страна прекрасных воительниц отодвигалась все дальше на окраины карты. Вначале их родиной было Причерноморье, затем Индия, в средневековое время – центральная и Южная Африка, а также неизведанные острова Индийского океана. С открытием Нового Света, у поклонников древнего мифа появилась еще одна надежда.

Так, испанские чиновники, Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявшие участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада на территории современной Колумбии, в 1539 году рассказывали об одном народе женщин: «живущих сами по себе без проживания у них мужчин». Согласно записям путешественников, американские амазонки зачинали детей от купленных ими рабов, и если рождался мальчик – отправляли его обратно к отцу, который тоже не задерживался среди них, если девочка, прилежно воспитывали ее.

В отчете другой экспедиции, под командованием конкистадора Франсиско Орильяны, первооткрывателя реки Амазонки, некий монах Гаспар де Карвахаль упоминал о своей героической битве с амазонками. Правда, и на его время нашлись скептики. Испанский автор «Истории Индий» Франсиско Лопес де Гомара, в ответ на все впечатляющие рассказы путешественников заметил, что: «И другие, помимо Орильяны, рассказывали ту же басню об амазонках с того времени, как были открыты Индии, но никогда подобная вещь не была видана и никогда не будет видана. Из-за этого обмана некоторые уже пишут и говорят «река амазонок», и много партий собираются туда отправиться». Так, мечта о легендарном племени дала новое название крупнейшей в мире реке.

«За Танаисом рекой»

Неужели племена амазонок всего лишь плод фантазии греческих авторов? В наше время, когда «все острова давно открыты», легендарных воительниц осталось искать разве что только в прошлом. В таком случае, вернемся к истокам, а точнее к берегам Черного моря и Меотиде (Приазовье), там, где протекает река Танаис, сегодня известная как Дон. Геродот рассказывал, что амазонки прибыли в этот регион из Малой Азии, где их захватили эллины в сражении на реке Фермодонте.

Однако женщины, которых погрузили на корабли, напали на греков в открытом море и захватили суда. Правда, в морском деле они, судя по всему, уступали своим захватчикам – не умея управлять кораблями и ориентироваться в море, они не смогли вернуться домой. Отдавшись на волю ветру, они причалили к Приазовью, где захватили табун лошадей и принялись грабить Скифскую землю.
Почти через 400 лет после Геродота римский историк Помпей Трог, в I веке до нашей эры сообщал, что амазонки – это жены скифов, ушедших из Причерноморских земель в Малую Азию к реке Фермодонт. Там все мужчины-скифы были убиты, а женщины взялись за оружие, успешно защитив свои земли от врагов.

Возможно, именно скифские и сарматские женщины, которым нередко приходилось воевать рука об руку с мужчинами, стали прототипом для распространения мифа об амазонках. В конце концов, грекам приходилось постоянно сталкиваться и с теми и с другими.

Скифские курганы юга России, которые археологи планомерно раскапывают вот уже с XIX века, подтверждают, что многое из сочинений Геродота и других античных авторов – правда. В них находят множество захоронений вооруженных женщин. На их останках нередко обнаруживаются следы боевых травм – повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием. Иногда даже наконечники стрел, застрявшие в костях. У многих наблюдается изменение фаланг на двух пальцах правой руки, что свидетельствует о постоянной стрельбе из лука.

В средневековье, на смену скифским амазонкам, очевидно, пришли хазарские. Около 30% женских хазарских захоронений всех возрастов сопровождались оружием, преимущественно топориками. Останки некоторых юных женщин-воительниц были обнаружены с полным комплектом вооружения: луками со стрелами, ножами и даже саблями. Кстати, хоронили таких «амазонок» отдельно от мужчин, в специально сооруженных для них могилах, в то время как обычных женщин, которых в иной мир сопровождали зеркала и украшения, нередко помещали в парное захоронение.

Женщина-воин, дева – воительница – именно так называют окружающие настоящую амазонку. Сильные, смелые, независимые, красивые, но в то же время такие привлекательные и не доступные… Эти девушки жили по своим правилам, не считаясь с обществом и окружающими. В их глазах читается вызов, а по жилам бежит горячая кровь. В сердце нет места любви и разочарованиям, а душа не страдает от одиночества. Они очаровывали мужчин, использовали их, выбрасывали из своей жизни с легкостью.
В наше время не осталось настоящих амазонок. Но в крови каждой девушки есть что-то дикое, безрассудное. И прочувствовать это следует к фотосессии в стиле «Амазонка».

Фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева
фото: Маргарита Карева

фото: Маргарита Карева фото: Victoria Bee


Давайте разберем, что нам необходимо для фотосессии в стиле «Амазонка». Начнем с костюма. Всеми известный стандарт одежды амазонки выглядит как обтягивающий корсет, короткая юбка, широкий пояс и много метала. Как вариант – корсет можно заменить лифом. Цвет одежды – черный, коричневый, золотой, металлик, оливковый. Иногда встречаются амазонки «в мехах» и с леопардовой расцветкой. Здесь все зависит от видения образа, который необходимо отобразить. Материал костюма должен быть натуральным – это дает дополнительный намек на дикость натуры. Обувь подойдет как открытая (босоножки), так и закрытая (сапожки). Можно хоть босиком. Главное – что б это было женственно и сексуально. Дополнить образ можно повязкой или жгутом на голове и массивными украшениями: ожерелье, браслеты, серьги.
Не спешите идти в след стандартам! При желании, всегда можно привнести нечто новое в образ. Корсет или лиф можно заменить белым облегающим коротким платьем, оголяющим одно плечо. Кстати, юбка не обязательно должна быть короткой – длинна в пол отлично подойдет! Только позаботьтесь, чтобы были вырезы, оголяющие ваши ноги. Амазонке должно быть удобно ходить на охоту!
Главное достоинство женщины-воина, а заодно и атрибут фотосессии в стиле «Амазонка» - оружие. Меч, арбалет или лук со стрелами будут отлично выглядеть в руках этих девушек! Нож, кинжал или копье так же займут достойное место в образе. А как оригинально будет смотреться в кадре веревка! Главное – пусть в ход фантазию.
Макияж амазонки должен быть ярким, дерзким. Здесь отлично подойдет стиль Smoky eyes. В качестве эксперимента можно попробовать макияж в натуральных тонах. Волосы распущены, слегка вьющиеся. Небрежная прическа – это так в их стиле! А еще можно просто собрать в высокий хвост.









Фотосессию в стиле «Амазонка» принято проводить на природе. Вот дева-воительница охотится на диких зверей, а вот она купается в озере… Но современные амазонки проводят военные операции не только в лесу, но и в каменных джунглях. Заброшенный склад, крыша высотки или просто обычная улица – при желании можно выбрать любое место.
Не стоит забывать, что в образе модели на фотосессии в стиле «Амазонка» должен присутствовать вызов. Вызов окружающим, вызов природе, вызов врагам. Воинственно вздернутый подбородок, оружие в твердой руке, а в глазах читается вызов. Именно модель должна донести весь образ в кадр. И если все сделано правильно, то вас порадуют отличные фотоснимки!

Рис. 1. Метопа Храма Е в Селинуите.Геракл ухватил амазонку за волосы. Греция , около 460 г . до н . э . Palermo , National Archaeological Museum.

Амазонки хотя и кажутся легендарным племенем - ведь с ними воевал такой же легендарныйГеракл - но во всех мифах содержатся некоторые элементы реальности.

Рассказы греков об амазонках известны со времен Гомера.Невероятного в женских союзах нет ничего - и сами-то греки поклонялись таким богиням, которые амазонок напоминают - кпримеру, охотнице Афродите (которую будто бы амазонки считали своей покровительницей) или воинственной Афине. Вспомним очень активную роль в мире мифов менад, гарпий и прочих опасных созданий женского пола. Женщина в обустроенном греческом мире может, и считалась уже охранительницей очага, но, к примеру, спартанки воспитывались так, что без особого труда могли б сыграть роль амазонок.

Интересно, что по легендам амазонки напали на Аттику, перейдя Геллеспонт холодной зимой, когда он покрылся льдом. Такие холода были, в самом деле, в ранние времена Древней Греции, что устанавливается по реконструкциям климатических данных. Но об этом как-нибудь в иной раз.

Вдобавок есть много изображений этих воительниц.

Вот детали изображенийможно для начала исследовать. В чем смысл? Да в том, что художники могли - в некоторых случаях - видеть этих амазонок или хотя б знать некоторые подробности о них, которые не так разработаны в мифах.

И вот что можно найти на некоторых изображениях.

На рис. 1.Геракл схватил амазонку за волосы. На воительнице очень короткая туника (такая встречается еще неоднократно), в левой руке короткий кинжал.

На рис. 2 амазонка одета похоже, снова в тунику но голова защищена так называемым аттическим (а на самом деле карийским, то есть малоазиатским по происхождению) шлемом. Щит амазонки вроде б аргиевского типа (такой появился в Греции в VIII веке до н.э), выпуклый, укрепленный металлом. Левой рукой Геракл перехватывает нечто на поясе амазонки, куда она тянет правую руку (кинжал?), правой он готов нанести удар дубиной. На амазонке, кстати, полы туники необычны, они из полос, и вдобавок связаны с широченным поясом. То есть это, вероятно, легкие доспехи из кожи.

Рис. 2 Деталь росписи краснофигурного киликса. Геракл убивает амазонку.Аттрибутирется, как работа мастера Онесима, то есть между 505 and 480 гг. до н.э. London , British Museum .

Рис. 3.Геракд бьется с амазонкой Чернофигурная гидрия, около530 г. до н.э. . Staatliche Antikensammlungen, Munich , Germany

На рис. 3 амазонки, вероятно, изображены в архаического вида шлемах, что-то вродекожаных предшественников греческих шлемов, которые можно было укрепить, скажем, кабаньими клыками или защитить металлическими пластинами. « Геродот , описывая одеяния и вооружения персидских полчищ в книге 7, говорит про лисьи шапки (шлемы?) на головах фракийцев . Также он говорит про кожаные шлемы других племен. Значит еще в начале V в. до н. э. такие шлемы не были экзотикой». http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/145576 .

Интересно, что если на всех амазонках пятнистые туники (скифские?), то на одной нечто вроде коротких шортиков. Очень любопытная деталь.

Щиты круглые,Одна вещь, правда, удивляет - как на рис. 1 Геракл правша, амазонки все левши. Но, возможно, это просто прием художника, пытающегося развернуть к нам, зрителям, свое изображение. Но, к примеру, про рис. 4 я б сказал, что ситуация повторяется , амазонка левш а,если я правильно понимаю, что она повернута к нам спиной.

Рис. 4. Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею.Чернофигурная амфора .

(Black-figured amphora (wine-jar) signed by Exekias as potter and attributed to him as painter
Greek, about 540-530 BC Made in Athens, Greece; found at Vulci (now in Lazio, Italy)
Achilles killing the Amazon Queen Penthesilea)

Рис. 4 интересен контрастами. Мрачный убийца Ахилл в дорийском шлеме, амазонка в чем-то гибридном. На Ахилле доспехи, царица в скифском платье (и штанах?) с узким пояском. Все же признаки ведут нас в самом деле в Малую Азию и еще дальше, в Скифию.

Рис . 5 . Редкое изображение амазонки в штанах . Аттический белый алабастрон , около

. 470 BC, British Museum , London

Очень любопытно изображение амазонки на рис. 5. Во-первых, тут она изображена в штанах. Штаны в те времена носили скифы, поскольку ездили на конях, и штаны берегли ноги от натирания. Во-вторых, можно видеть, что«туника» - в самом деле, боевые кожаные доспехи, вероятно, и с металлическими вставками. Шлем у амазонки на левой руке, что и должно бы быть в норме, и он с ширмой снизу, дополнительной защитой для ног. В той же руке амазонка держит кожаный шлем, похожий на изображение с рис. 3.

Рис . 6. Конная амазонка на краснофигурной амфоре420 г. до н.э.

На рис. 6 мы можем снова видеть скифские штаны, но и вся одежда амазонки - скифская. Правда, нет никакого вооружения. Из рис. 7 мы получаем сведения о том, что женщины варваров носили татуировки.

Рис 7 Право бьет бесправие молотком - на аттической краснофигурной амфоре около 550 - 500 гг. до н.э.

Dike ( justice personified) beats Adikia (injustice) with a hammer. Adikia is depicted as a tattoed barbarian woman.Museum Collection: Kunsthistorisches Museum, Vienna , Austria

Рис . 8. Барельеф из Галикарнасса . Бьются две женщины, Амазонияи Ахиллеа. Барельеф воспринят, как доказательства существовании женщин-гладиаторов в римские времена. Имена не обязаны иметь отношения к амазонкам.Хотя, возможно, их под амазонок старались стилизировать.

На рис 8 нечто, что говорит ужео римском правлении, и оно совсем не об амазонках.

Суммируя, мы могли бысказать, что амазонки, может,и существовали когда-то,и потому попали в воспоминания греков. Их противопоставляют грекам по части вооружения, азиатской одежде, длинным волосам,ездена конях. Но последнее - уже от знакомства греков со скифами и их женщинами. Сливаются два рода впечатлений - мифология и реальность.
Отмечу также, что на изображениях борьбы с Гераклом и Ахилллом амазонки архаичны, у них более старые виды вооружения и доспехов. Они противоставляются новому в, технологическому прогрессу, достигаемому греками. Но амазонки, возможно, и сами были когда-то невероятно прогреччивной формой - их кинжалы могли быть из железа, а не из бронзы, как у ахейцев, их тактика достаточно эффективной.

Что еще почитать