Мичио каку верит в существование бога. Кто не знает Митио Каку? Интервью с физиком-футурологом Митио Каку

Профессор физики и доктор философских наук Митио Каку уже не первое десятилетие простым языком объясняет, что такое физика, как могут быть устроены космолеты, на которых мы полетим в космос, и зачем заниматься генетическим редактированием на Венере. По своей известности на этом поле Митио Каку, пожалуй, может конкурировать разве что со - с поправкой на то, что Хокинг все-таки крупный ученый, а Каку - популяризатор науки, хоть и преподающий последние несколько десятилетий в различных американских университетах.

Первое, что бросается в глаза читателю, открывшему книгу - гигантский список людей, с которыми Митио Каку консультировался при написании «Будущего человечества». Только нобелевских лауреатов в списке больше десяти, а различных профессоров и других популяризаторов науки - до 200 человек, среди них даже научные журналисты, бизнесмены, астронавты и инженеры НАСА. Все, что ему рассказали лучшие ученые современности, Митио Каку с легкостью передает обычным языком. Это довольно редкий навык даже для жанра научпопа - с такой страстью и предельной ясностью рассказать об устройстве квантовой связи или разнице между теориями сознания, при этом абсолютно не теряя глубины текста.

Обложка книги Митио Каку «Будущее человечества: колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия»

Книга Каку больше напоминает не классический нон-фикшн, а написанную очень легким языком научную работу, все повествование которой крутится вокруг основной мысли автора: людям нужно покинуть Землю. Вокруг этого стержня уже строятся аргументы и доводы, Каку именно сквозь эту призму рассматривает различные гипотезы и теории, которые позволят это сделать, а также рассказывает об открытиях в биологии, генетике и философии, не говоря, конечно, про физику и химию - с их помощью люди и смогут покинуть Землю. Или все же нет.

Зачем человечеству покидать Землю

Красной линией через все повествование Каку идет концепт, что людям все же придется покинуть Землю - или погибнуть, как когда-то это произошло с динозаврами и вообще с 99,9% от всех существовавших на нашей планете видов. Причины разные - кого-то не устроило резкое изменение климата после очередного извержения супервулкана, кто-то, как динозавры, не смог приспособиться к новой Земле после падения крупного метеорита более 100 млн лет назад. Каку сразу отмечает, что человечеству до сих пор довольно сильно везет - за все время существования нашего вида Землю обходят крупные катаклизмы, которые могли бы уничтожить все живое на планете, а в некоторых случаях и просто полностью ее разрушить.

«После извержения вулкана Тоба большинство людей просто исчезло с лица Земли, нас осталась буквально горстка - около 2 тыс. человек. Именно этой группе грязных и оборванных людей суждено было стать нашими предками, теми Адамами и Евами, чьи потомки со временем заселили всю планету. Все мы едва ли не клоны, братья и сестры, взявшие начало от крохотной, но очень живучей группы людей, которую целиком бы в наши дни поместил конференц-зал любого современного бизнес-центра», - рассказывает Каку об извержении супервулкана Тоба в Индонезии около 75 тыс. лет назад. Это стало самым катастрофическим событием на Земле за последние 25 млн лет - в течение нескольких лет температура на планете упала на 15 °C, что чуть не привело к гибели человечества.

Еще одной причиной, по которой людям придется покинуть Землю, Митио Каку считает развитие человечества. Люди как вид с геометрической прогрессией увеличивают свою популяцию в среднем на 1 млрд каждые 12 лет. Рано или поздно нам не обойтись без войны из-за недостатка еды, доступа к чистой воде и перенаселенности некоторых регионов - это может отбросить человечество на десятки лет назад. Каку рассматривает также и потепление, которое с каждым годом все сложнее и сложнее останавливать, и повышение уровня океана.

Если не Земля, то что?

Ближайшим форпостом человечества станет Луна - она ближе всего находится к Земле. Это позволит общаться с базами на Земле без задержек, гравитация позволяет человеку не терять огромное количество мышечной массы, а состав лунного грунта практически идентичен земному. Тут важна и стоимость экспедиций по строительству лунных баз - абсолютно все материалы, людей, роботов и жизненно необходимые для существования человека на другой планете вещи в первое время придется везти с Земли. Луна ближе всего к нашей планете, что существенно снижает стоимость подобных запусков по сравнению, например, с марсианскими.

Следующим пунктом строительства баз станет Марс, считает Митио Каку. Уже сейчас во многих отношениях о поверхности Марса мы знаем больше, чем о поверхности Земли.

«Около трех четвертей земной поверхности покрыто океанами, тогда как на Марсе их нет. Космические аппараты на орбите Марса сфотографировали практически каждый метр его поверхности и снабдили нас подробнейшей картой рельефа. Сочетание льда, снега, пыли и песчаных дюн рождает на Марсе диковинные геологические формации, которых на Земле никогда не увидишь. Прогуляться по Марсу - мечта любого туриста», - считает Каку.

При этом он сразу же отмечает, что на Марсе людям жить будет намного сложнее, чем даже на Луне. Из-за очень низкого атмосферного давления температура закипания жидкости намного уменьшается. Когда в скафандре астронавта появится хотя бы малейшая трещина от микрометеорита, кровь закипит в теле практически мгновенно - несмотря на низкую температуру на поверхности Марса. Именно тут и нужны инженерные приспособления для строительства гигантских куполов для жизни людей, генное редактирование поселенцев для повышения возможности существования на Марсе и даже самая распространенная теория среди поклонников идеи колонизаторства - терраформирование планеты. Сейчас больше всего обсуждений идет вокруг концепции терраформирования Красной планеты - Илон Маск несколько раз уже предложил, под каким углом над полюсами Марса взорвать бомбы, чтобы атмосфера начала уплотняться, а давление расти.

Каку рассуждает и о возможном строительстве баз в поясе Койпера, в облаке Оорта и даже в соседних галактиках, до которых сейчас мы не можем добраться по нескольким причинам - короткой человеческой жизни и отсутствия технической возможности создать необходимые двигатели для преодоления таких расстояний.

Как это сделать?

Вопрос реализации человеческих амбиций - самый сложный на сегодняшний день. Каку уверен, что уже в конце XXI века начнется строительство марсианских баз, а в конце XXII люди освоят отрицательную материю, построят варп-двигатели и смогут перемещаться по Мультивселенной через кротовые норы. Сейчас мы можем только возобновить лунную программу, которая закрылась несколько десятков лет назад из-за снижения финансирования НАСА, разрабатывать роботов, которые могут смешно передвигаться по помещениям или развозить еду, а также разговаривать с голосовыми помощниками. Все это в дальнейшем приведет к развитию космических технологий, которые упростят строительство лунных баз, к путешествию в космос и, самое главное, изменит отношение человечества к прогрессу.

Митио Каку считает, что невозможно изучать Вселенную до тех пор, пока жители Земли не придут к единому мнению относительно этики роботов, клонирования человека, искусственного интеллекта и генного редактирования. «Концепции разума и сознания настолько затуманены моральными, философскими и религиозными спорами, что у нас просто нет строгих общепринятых рамок, в которых их можно было бы рассматривать. Прежде чем продолжить разговор о машинном интеллекте, необходимо дать ясное определение самосознанию», - отмечает Каку, рассуждая о самостоятельности и появлении роботов с мышлением.

Дипломы исчезнут за ненадобностью - прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками.

В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка. Американский физик японского происхождения, провёл ряд исследований в области изучения чёрных дыр и ускорения расширения Вселенной. Известен как активный популяризатор науки. В активе учёного - несколько книг-бестселлеров (многие переведены на русский язык, в т.ч. «Введение в теорию суперструн», «Физика невозможного», «Физика будущего»), циклы передач на BBC и Discovery . Каку - преподаватель с мировым именем: он профессор теоретической физики в нью-йоркском Сити-колледже, много путешествует по миру с лекциями. Недавно Митио Каку рассказал в интервью изданию «Власть Денег», каким он видит образование будущего.

В своей книге «Физика будущего» вы пишете, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass . Какие еще глобальные изменения произойдут в сфере обучения?

Митио Каку. Самое главное - учёба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть - и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой - освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.

В таком случае отпадет необходимость и в экзаменах, и в преподавателях?

М. К. Безусловно, мы станем более автономными, будем брать большую ответственность за свою жизнь, соответственно, не понадобятся какие-либо «контролирующие органы». Люди станут образовывать сами себя, причём реально осознавая, какие именно знания им нужны. А если необходима консультация, они получат ее, например, у «умной» стены. Очень скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, будут располагаться повсеместно: в квартирах, офисах, на улицах. Достаточно будет приблизиться к стене и сказать: «Я хочу поговорить с профессором биологии». И тут же на стене появится ученый, который может дать вам всю нужную информацию. Такая система будет применима не только в области образования, но и в других сферах: медицине, юриспруденции, дизайне, психологии и пр. Конечно, реальные специалисты, например хирурги, будут нужны, но простые проблемы можно будет решить виртуально. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся.

Смогут ли люди быстро перестроиться на самообразование, онлайн-обучение?

М. К. Университетские онлайн-курсы уже существуют, это действительно блестящая идея. Правда, процент бросивших учёбу на таких программах пока очень высок. Это связано с тем, что люди еще не перестроились, не научились работать без наставника по принципу «только ты и монитор компьютера», у них нет высокой мотивации. С другой стороны, онлайн-система только зарождается, ее нужно корректировать. Но развивается и совершенствуется она довольно быстро, и, безусловно, именно за ней образование предстоящих 50 лет. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».

Сейчас подтверждением полученного багажа знаний является диплом. Каким образом в будущем специалист будет подтверждать свою компетентность в той или иной области?

М. К. Дипломы исчезнут за ненадобностью - прежде всего потому, что образование перестанет ограничиваться какими-либо временными и пространственными рамками. По всей видимости, появятся центры сертификации, в которых специалисты будут сдавать квалификационные экзамены, определяющие набор навыков и компетенций. В зависимости от результата человек получит или не получит определенную должность. Вероятно, со временем введут также унифицированную шкалу баллов - их количество позволит занять определенное положение в обществе. Соответственно, университеты становятся поставщиками услуг, которые сами эти услуги не оценивают. В США, Канаде, Японии, Европе очень популярна система портфолио, когда за время учёбы человек накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и предоставляет их работодателю. В будущем накопленный интеллектуальный багаж станет одним из ключевых элементов системы образования, а информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.

Если от взрослых можно ожидать сознательного подхода к образованию, то дети вряд ли будут учиться без постоянного контроля…

М. К. Будут активно развиваться детские образовательные сервисы. В ближайшие 10-15 лет возможности того, что сейчас называют внесистемным образованием, станут безграничны. В частности, будет такой сервис, как педагогика онлайн. Причем онлайн - это не значит, что все сидят перед компьютерами и глядят в мониторы: меняется сама среда, в которой люди живут, и интерфейсы, которые с ними взаимодействуют. Города будущего, наполненные информационно-коммуникационными решениями, станут сами по себе активными участниками новой образовательной среды. В частности, станут предлагаться большие игры для детей, которые на протяжении многих дней и месяцев будут проходить в реальных городских или специально подготовленных пространствах. Учебники научатся начинять искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы - фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности каждого конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет - шесть или шестьдесят. Таких разработок очень много, они постепенно внедряются.

Сейчас, чтобы стать хорошим специалистом, нужно нарабатывать базу знаний и приобретать опыт. Что нужно будет для того, чтобы стать успешным человеком в будущем?

М. К. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. Не зря Тони Блэр любит говорить, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт. Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность.

Большинство футурологов предрекают, что львиную долю рабочих мест скоро займут роботы. Что останется человеку?

М. К. Самыми денежными будут биотехнологии, нанотехнологии и искусственный интеллект. Меняется не только система образования, но и система работы. Совсем скоро не останется людей на фабриках, зато появится много новых специальностей в интеллектуальной сфере. Самое главное - вовремя сориентироваться и переключиться. Проблема большинства людей в том, что они инертны и ни шагу не могут сделать без оглядки на толпу. Первое, чему нужно научиться, если вы хотите добиться успеха в будущем, - не бояться быть непохожим на других, брать на себя полную ответственность за свою жизнь, не страшиться в один день все изменить и последовать по новому пути.

Сейчас уровень безработицы высок как никогда, в первую очередь среди молодежи. Стоит ли списывать это только на мировой кризис или доля вины лежит в том числе и на неэффективной системе образования?

М. К. Действующая система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим их для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных. С какой стати владельцу бизнеса принимать на работу выпускников: мало того, что у них нет надлежащих знаний, так еще и отсутствует опыт. Как результат, в большинстве ведущих мировых компаний доминируют 50-60-летние. А ведь они будут продолжать учиться - как только люди будут спокойно доживать до 120 лет и следовать неизбежной, по моему мнению, концепции непрерывного образования. Поэтому сейчас специалисты образовательной сферы кардинально пересматривают учебные программы по естественным наукам, которые имеют непосредственное отношение к технологиям будущего.

Но ведь далеко не все имеют склонности к интеллектуальному труду. Благодаря каким талантам не склонный к умственной деятельности человек сможет выжить в мире роботов?

М. К. Ни один высокоразвитый искусственный интеллект не в состоянии полностью заменить человека. У нас на самом деле гораздо больше преимуществ перед машинами, чем мы себе может представить. К примеру, у роботов отсутствует образное мышление, у них нет сознания, интуиции. Поэтому они, скажем, не могут заменить фондовых брокеров, для которых главное не интеллект, а интуиция. Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе - то есть предполагается не автоматическое исполнение функций, а изменение подхода на разных этапах. В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование. Чем бы человек не занимался, у него ко всему должен быть творческий подход, живое воображение, способность быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и хорошо развитая интуиция.

Какие изменения ожидают человеческий интеллект в связи с развитием современных технологий - от медицины до кибернетики?

М. К. Вполне реально, что до 2050 года будет создан сверхразум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях. К примеру, совсем недавно интернациональная команда ученых в рамках европейского проекта Human Brain Project с инвестициями в $1 млрд создала уникальную карту человеческого мозга Big Brain , показывающую его детализированную структуру с точностью до 20 микрометров. Такой анатомический атлас не только упростит работу неврологов и нейрохирургов, поможет лечить тяжелые заболевания, но и предоставит возможность увидеть, как мозг обрабатывает эмоции, воспринимает информацию. Это существенно ускорит процесс создания сверхразума, а также позволит максимально безопасно совершенствовать и стимулировать естественные когнитивные процессы, нарабатывать базу знаний. Мозговые чипы, обеспечивающие непрерывную подачу информации, - технология недалёкого будущего.

Книга все-таки больше понравилась, чем нет, но… Есть таки что-то, мешающее мне относиться к описанному автором будущему с неомраченным восторгом. Заодно и к книге, потому как тут нельзя разделить «о чем написано» и «как написано». Весь интерес и ценность – в идеях и образах развития будущего человечества.

Главное, что пришлось по вкусу: все, о чем пишет Митио Каку, уже сегодня реально существует. То есть существовало на момент написания книги, а сейчас, возможно, так и вовсе шагнуло вперед. Описываемые автором научные достижения и разработки в самых разных областях уже воплощены как минимум на уровне прототипов, что позволяет прогнозировать их дальнейшее развитие и совершенствование. Охват областей человеческого знания впечатляющий: медицина, нанотехнологии, энергия, космические путешествия, компьютерные технологии… Хотя без последних не обходится уже сегодня ни одна из сфер жизни, а уж в будущем компьютеры и подавно захватят мир. Вообще, если сделать максимально краткую выжимку из всех предсказаний, то будущее человечества – это натотехнологии и компьютеры. Нанотехнологии в первую очередь. И если применительно к медицине это действительно радует (ну разве не круто, что датчики в твоей собственной ванной смогут обнаружить первые признаки болезни еще на клеточном уровне?), то тотальная компьютеризация некоторых других сфер жизни вызывает у меня куда меньший энтузиазм. Хотя, похоже, она неизбежна.

Приведу вот какой пример из книги. Каку, описывая будущее компьютерных технологий, рассказывает об изобретении контактных линз, которые будут обеспечивать связь с интернетом. Кроме того, в этих линзах также может появляться трехмерное изображение человека. Таким образом, пишет Митио Каку, любой одинокий человек получит возможность связаться с такими же людьми по всему миру и сыграть, например, с ними партию в бридж. Чудо-линзы создадут иллюзию присутствия игроков в твоей комнате. Представьте себе, каждый сможет избежать одиночества! Серьезно? Вот уж не думаю, что есть нечто худшее, чем когда после такой иллюзии ты вновь оказываешься в пустой комнате (которая, собственно, всегда такой и оставалась). Я совсем не исключаю того варианта, что во мне зреет зерно отъявленного технофоба, и что я лет через тридцать решу разводить кур в глухой деревне, в то время как все прогрессивное человечество будет общаться посредством собственных голограмм. И ретроградом прослыть не хочется, но вот не вдохновляет меня этот сценарий автора.

Еще меня слегка удивляет абсолютный оптимизм Каку относительно благополучного развития всех описанных им технологий. Я понимаю, конечно, что он этим живет, но, по-моему, подход к некоторым проблемам, могущим возникнуть, несколько поверхностный и легкомысленный. Вот, например, есть идея создать нанороботов, которые будут совершенно незаметно выполнять кучу полезной работы и при этом самовоспроизводиться. Замечательная перспектива, но всегда есть опасность, что роботы взбесятся, начнут бесконтрольно размножаться и тому подобное. Как быть тогда? Ну, отвечает автор, можно придумать специальных роботов-убийц, которые будут уничтожать сошедших с ума наноботов. Ну конечно же. У меня одной возникает вопрос, что делать, если уже роботы-убийцы выйдут из-под контроля?

Читается книга легко и вполне увлекательно. В деле популяризации науки Митио Каку определенно на своем месте – хотя бы уже потому, что умеет понятно объяснить сложные вещи. Но повторений многовато. И я бы исключила последнюю главу – «Один день в 2100 году», представляющую собой квинтэссенцию всего описанного выше. Просто к этому моменту вы все это читали уже раза по три, поэтому глава выглядит довольно скучной.

Что еще почитать