Обучение и воспитание в развитии человека. обучение и воспитание

Расстановка ударений: ВОСПИ`ТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕ`НИЕ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности. В. о. - дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения. В сов. школе в процессе В. о. осуществляются осн. задачи коммунистического воспитания.

Крупные мыслители и педагоги прошлого, обобщая практику обучения и образования, указывали, что обучение всегда является в той или иной мере воспитывающим. Нем. бурж. педагог И. Ф, Гербарт утверждал: "Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств" ("Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении", М., 1906, с. 199), Вследствие буржуазной ограниченности своих педагогических взглядов Гербарт не сумел понять диалектику взаимоотношений между воспитанием и обучением, рассматривая обучение лишь как средство воспитания. Решающую роль в системе В. о. он отводил религии.

Передовые русские педагоги и мыслители подчёркивали исключительную ценность науки для воспитания подрастающих поколений. Н. И. Пирогов писал: "...Наука нужна не для одного только приобретения сведений... в ней кроется,- иногда глубоко, и потому для поверхностного знания незаметно,- другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести" (Избр. пед. соч., 1952, с. 229). Придавая большое значение В. о., К. Д. Ушинский писал, что ученье - есть могущественнейший орган воспитания. Н. Г. Чернышевский отмечал, что научное образование не только даёт знания и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства у человека.

Научное решение вопроса о сущности В. о. и условиях достижения его необходимой эффективности даёт марксистско-ленинская теория воспитания. Воспитывающий характер обучения есть выражение объективно существующей связи между обучением и воспитанием. Обучение всегда воспитывает. Но характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие уч-ся определяются идейной направленностью обучения, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами уч. Работы. Воспитывает весь процесс обучения в целом, а не к.-л. особые "воспитательные моменты". Эффективность В. о. зависит от того, как объективные возможности уч. предметов сознательно и в необходимой системе раскрываются учителем, какие методы обучения он применяет.

В антагонистич. обществе В. о. отражает классовые узкокорыстные цели господствующих классов. Бурж. теория и практика В. о. целиком служат укреплению бурж. идеологии и капиталистических общественных отношений. В бурж. школе существует неразрешимое противоречие между обучением и воспитанием детей трудящихся. Науч. знания находятся в конфликте с бурж. целями воспитания - формировать у подрастающих поколений антинаучное идеалистич. мировоззрение, воспитывать их в духе примирения классовых интересов и полного подчинения капиталистич. порядкам. Одно из самых распространённых в настоящее время течений субъективного идеализма - экзистенциализм - откровенно отрицает важное значение науки и науч. знаний. По мнению экзистенциалистов, науч. знания поверхностны и относительны, а методы науч. познания крайне несовершенны. Один из известных франц. экзистенциалистов А. Камю писал: "Земля ли кружится вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли - это совершенно безразлично, это пустой вопрос" ("Le mythe de Sisyphe", P., 1942, p. 16), Отрицание роли науки и науч. мышления, фальсификация объективных науч. знаний - яркое проявление классовой сущности бурж. воспитания в процессе обучения.

В обществе, строящем коммунизм, обучение должно быть и является коммунистически воспитывающим, оно направлено на осуществление всестороннего развития личности уч-ся. Воспитательные задачи школы на совр. этапе коммунистнч. строительства определяются Программой КПСС. Па недопустимость разрыва между обучением и воспитанием указал Июньский (1963) пленум ЦК КПСС. Важнейшее условие достижения задач коммунистич. воспитания - научность обучения. Всё содержание уч. занятий должно быть безупречно в научном отношении. В речи на 3-м съезде РКСМ В. И. Ленин подчёркивал, что коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, к-рые выработало человечество.

Научность обучения неразрывно связана с коммунистич, идейной направленностью процесса обучения. "Целевая установка, которую мы преследуем в нашей школе,- указывала Н. К. Крупская,- дать знания, необходимые для перестройки жизни на социалистических началах. Все отрасли науки должны быть поставлены на службу социалистическому строительству. И преподаватель должен подходить к преподаванию науки именно с этой точки зрения. Он должен вскрывать перед ребятами связь между теорией и ее практическим применением в интересах соцстроительства" (Пед. соч., т. 3, 1959, с. 555).

Вооружая школьников системой подлинно научных знаний о природе и обществе, обеспечивая их переработку в сознании уч-ся, сов. школа помогает уч-ся выработать основы коммунистич. мировоззрения, сформировать собственные взгляды и убеждения, усвоить принципы морального кодекса строителя коммунизма, превратить великие и благородные идеи коммунизма в личное достояние. Школа и учитель, обучая детей, воспитывают их волю и характер, формируют эстетич. вкусы и эмоции школьников. Обучение, поощряющее творческие силы уч-ся, самостоятельность в ученье и труде, способствует развитию мышления, речи, воображения и других познавательных способностей.

В 1 - 4-х классах школы дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей социалистич. Родины, о Коммунистич. партии Советского Союза. Вооружая младших школьников элементарными знаниями о природе и обществе, школа систематически приучает детей рассматривать изучаемые явления во взаимной связи и развитии, находить их ближайшие материальные причины. На конкретных примерах детям показывается могущество человеческого знания, помогающего использовать и преобразовывать природу в интересах народа, коммунистич. строительства. В процессе В. о. дети приобретают элементарные понятия о коммунистич. нравственности, у них воспитываются чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы и товарищества, коллективизма, честность и правдивость, навыки организованности и дисциплины. Связь обучения с трудом способствует выработке уже с ранних лет коммунистич. отношения к труду, к общественной собственности (см. Начальная школа).

В средних и старших классах школы на основе углублённого и систематич. изучения естественно-математических и гуманитарных предметов повышается уровень всей работы по формированию у подростков науч. мировоззрения и усвоению ими норм коммунистич. нравственности. Преподавание основ естественно-математич. наук (математики, физики, химии, биологии, физич. географии) подводит уч-ся к осознанию идеи материальности объективного мира, познаваемости закономерностей его развития, идеи о взаимной связи и обусловленности явлений природы, их непрерывном развитии, изменении под влиянием естественных причин. Эти же уч. предметы и общетехнич. дисциплины знакомят уч-ся с преобразующей природу деятельностью сов. людей, с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию молодёжи в духе советского патриотизма.

Изучение основ общественных наук (истории, обществоведения, лит-ры, экономич. географии) подводит школьников к марксистскому пониманию явлений общественной жизни. Они убеждаются в том, что духовная жизнь общества, общественное сознание есть отражение материальной жизни общества, общественного бытия, что история развития общества есть, прежде всего, история развития способов производства и вместе с тем история самих производителей материальных благ - история трудящихся масс. У школьников воспитывается уверенность в неизбежной победе коммунизма, готовность принять активное участие в коммунистич. строительстве. Велико значение гуманитарных предметов и в нравственном воспитании и эстетическом воспитании уч-ся.

В обучении нельзя ограничиваться хорошим усвоением материала, имеющегося в учебниках. Как бы ни были жизненны изложенные в них знания, они не могут отразить всего богатства бурно развивающейся жизни. Необходимо в связи с логикой изучаемого уч. материала систематически знакомить уч-ся с политич., хозяйственной и культурной жизнью Сов. Союза, с трудом сов. людей, с жизнью и борьбой народов зарубежных стран, с достижениями и проблемами совр. науки.

Воспитывающий характер обучения обеспечивается не только идейно-воспитательной направленностью содержания обучения, но и методами и организационными формами уч. работы, способами движения уч-ся от незнания к знанию. Обращаясь к молодёжи, Ленин следующим образом определял пути подлинного усвоения знаний: "...на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить умение взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования" (Соч., т. 31, с. 264).

Методы обучения должны помочь уч-ся осознать материальность объективного мира, причинную обусловленность явлений, законов развития природы и общества. Активная познавательная и практич. деятельность уч-ся в уч. процессе, усиление роли самостоятельных и практич. работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения (см. Активизация процесса обучения, Сознательность и активность).

Воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение уч-ся знаний о природе и общественной жизни, о моральных нормах поведения, но и обязательно требует формирования коммунистически направленного, личностного отношения уч-ся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений, Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности уч-ся по претворению коммунистич. идеалов в жизнь. Проведённая по инициативе КПСС перестройка системы нар. образования на основе укрепления связи школы с жизнью, трудом, с практикой коммунистич. строительства создаёт новые, исключительного принципиального значения, условия для успешного осуществления принципа В.. о. (см. ст, Коммунистическое воспитание).

Лит.: Крупская Н. К. Пед. соч, в 10 тт., т. 3, М., 1959; Данилов М. А. и Есипов Б. П. Дидактика, М., 1957, с. 116 - 24; Моносзон Э. И. Об усовершенствовании преподавания гуманитарных предметов, "Советская педагогика", 1962, № 4.

Э. И. Моносзон. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

При к-ром достигается орга-нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу. Один из принципов обучения. Термин чВ. о.» введён в педагогику И. Ф. Гербартом.

Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная пед. проблема. Я. А. Каменский признавал огромную воспитывающую обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж. Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию»), подчиняя ему обучение. И. Г. Песталоцци связывал умственное с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Гербарт считал обучение осн. средством воспитания. К. Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравств. воспитания.

Современная отеч. пед. теория рассматривает обучение и в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактич. аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитат. функций. Образоват. аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий - с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания; воспитательный - с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащегося, вовлечённого в пед. процесс, характерно взаимодействие между пед. условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.

Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как пед. модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретич. уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен - он специально и целенаправленно разрабатывается и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.

Связь обучения и воспитания с точки зрения организации пед. деятельности определяется тем, что в воспитании главное - приобретение воспитанниками личного жизненного опыта. Существуют разные трактовки различий между обучением и воспитанием, предполагающие и разные пути объединения их в единый процесс. Согласно одной точке зрения, обучение обслуживает познават. и играет ведущую роль в формировании мировоззрения, а воспитание (в узком смысле) направлено гл. обр. на организацию идейно-политич., трудовой, обществ. и др. деятельности и формирует нормы нравственности и права. Др. позиция исходит из определения воспитания (в широком смысле) как целенаправленной, специально проектируемой и организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества. Двумя составляющими этой деятельности являются обучение как деятельность по передаче социального опыта обучающими посредством преподавания и его обучающимися в ходе учения, и воспитание (в узком смысле) как деятельность по непосредств. включению обучаемых и воспитуемых в жизнь. В пед. действительности эти виды деятельности сливаются. Однако обеспечить такое единство можно только путём специально организо-ные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углублённым изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям - воспитание детей с установившимися в определённой области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее чётко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.

При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определённая иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в её структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.

По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. - ориентация на ребёнка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.

Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки её исходной (малой) концепции и ознакомления с её осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается всё большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.

Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребёнку душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. - явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей, за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьёй, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознаётся ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворённости уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.

Развитие В. с. - педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при её зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признаётся самочувствие ребёнка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.

Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.

Лит.: К а р а к о в с к и и В. А., Воспитай гражданина, Ми987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1-2], Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: и современность. Тезисы докл., Владимир. 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, при котором достигается органическая связь между приобретаемыми учащимися знаниями, навыками, умениями и формированием их личности. В. о. находит отражение в содержании, организационных формах и методах обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Воспитывающее обучение - это обучение, которое направлено не только на формирование знаний, навыков, умений, но и на воспитание личности учащегося – его характера, чувств, воли, способности и интересов. Воспитывающее обучение позволяет обогатить учебный процесс… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Обучение, при к ром достигается орга нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу … Педагогический словарь

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Школа представляет собой подлинное общественное воспитательное учреждение. Я говорю воспитательное учреждение; следовательно, каждый, кто обучает, делает больше, чем дрессирует, чем обращается с человеком, к^к с машиной; он также воспитывает обучая. Он делал бы это даже, если бы того не хотел. Итак, помимо всех прочих мероприятий, благодаря которым в общественных школах непосредственно достигается дисциплина учеников, помимо неизгладимого, сильного, иногда магического, влияния воспитанного взрослого на ребенка, в обучении, как таковом, содержится воспитательная сила. А именно: поскольку правильно обучают, постольку и воспитывают. Вся деятельность школы есть не что иное, как воспитание ученика для всего его призвания: как человеческого, так и гражданского, которые неразрывно связаны между собой, составляя единое, неделимое целое. Время искусственных разделений прошло. Раньше много говорилось о раздельном образовании для неба и для земли. Первое считалось принадлежащим по праву церкви; во втором разрешали принимать некоторое участие школе; и взирали с состраданием на нее и на ее презираемое всеми влияние на детей, если она отваживалась стремиться к более высокой цели. Эти времена прошли и не могут возвратиться. Школа стремится не к более высокой, а к самой высокой цели и не уступит в этом отношении своего значения и своего мест%а никакому учреждению. Она закладывает основы и действует развивающе уже только потому, что обучает; само собой разумеется, в правильном направлении, что постоянно следует заранее предположить, когда судишь о вещах, людях и учреждениях. Обучение есть часть, отрасль воспитания: подчиненное органически связано с тем, чему оно подчиняется, в части содержится жизнь целого. Обучение занимается умственным воспитанием, развитием представлений и понятий, мыслей и идей, понимания и знаний, - короче говоря, приобщает учащегося к сокровищу, обладание которым делает человека человеком. Мы не будем недооцени вать нравственные добродетели (мы ставим их высоко), но быть благодарным, любящим, добрым может и животное, мыслить же может лишь человек. Этому учит школа: она дисциплинирует ум, наполняет его правильными мыслями; мысль (не нужно только полагать, что речь идет о выученном наизусть, чисто внешнем) управляет сердцем и волей. Одним словом - принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. В применении к учебному материалу это означает, что дидактика есть прикладная педагогика. Дело воспитателя закончено, если воспитанник может и имеет намерение продолжать свое воспитание; учитель справился со своей задачей, если ученик научился и желает продолжать свое интеллектуальное образование. Обучать - значит воспитывать. Воспитывающее обучение - плеоназм 81. Это выражение можно допустить лишь там, где приходится бороться с неправильными взглядами. Всякое подлинное обучение - воспитательное или, если хотите, воспитывающее обучение; но тогда также и обучающее воспитание. Воспитание обращено на бытие, обучение на мышление. Но мышление есть также бытие, бытие разума, истинно живое бытие, т. е. деятельность разума. Чистое воспитание стремилось бы выработать из человека то, что оно считает правильным; обучающее% воспитание хочет так просветить его, настолько завладеть им и так настроить его, чтобы он познал цель воспитания и самодеятельно к ней стремился. Чистое обучение хочет научить человека; воспитывающее обучение хочет побудить учащегося постоянно самому усваивать понятия и мысли. Чистое воспитание, чистое обучение обращаются с человеком, как с вещью, котирую делают; обучающее воспитание и воспитывающее обучение обращаются с ним как с существом, которое должно сделаться самостоятельным и разумным. Следовательно, они являются правильными способами - воспитание есть обучение, обучение - воспитание. Как человек един, так и вся относящаяся к нему деятельность представляет собой единство. Ее можно расчленить только в теории, подобно тому, как единую способность человека мы разделяем на многие способности: мысль, чувства, волю. У развитого во всех отношениях человека существует гармония между способностями или функциями души. При таком совершенстве он думает то, что чувствует и чего хочет; он чувствует то, что думает и чего хочет; он хочет того, что думает и чувствует. Этого состояния добиваются воспитание и обучение в их наивысшем единстве; этого хочет школа. Можно ли возлагать на нее ответственность за то, что она еще не достигла цели? Может ли она при данных обстоятельствах достигнуть большего, чем заложить основание этому? Большего она на самом деле даже не может хотеть, так как ее смысл заключается именно в том, чтобы вести воспитанника до тех пор, пока это необходимо, т. е. пока он не будет способен и не пожелает продолжить и закончить свое воспитание.

Что еще почитать