Основные приёмы работы в кружке. Склеивание бумаги и картона Окраска бумаги набрызгом

Складывание и сгибание бумаги и картона.

Сгибание бумаги:

сгибание по надрезам;

выглаживание специальной гладилкой.

Сгибание картона:

намётка сгибов графитным карандашом;

надрезание сгибов по линейке с помощью ножа-резака;

сгибание по надрезам, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер;

оклеивание рёбер для прочности бумагой (если требуется).

Возможно при сгибании тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиться продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом провести ребром гладилки или обушком клинка ножа и согнуть.

Сгибание в процессе изготовления коробок, футляров, моделей геометрических тел, макетов и т. п. Демонстрация образцов.

Резка бумаги и картона

Инструменты:

ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.

Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:

нанесение меток резки графитным карандашом;

расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;

линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;

рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;

клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:

нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);

резка небольшим участком;

концы ножниц разводятся широко;

вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;

листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Складывание бумаги при резке ножницами:

при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;

если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.

Правила наклеивания бумаги:

намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;

смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;

при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;

при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;

при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;

намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.

Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.

Склеивание деталей:

после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.

Что нужно учитывать при составлении шрифтовой композиции текста? Основные факторы шрифтовой композиции.

При выполнении шрифтовой работы художник продумывает общий формат текста, длину и высоту строк, цвет фона и букв. Всегда надо помнить, что удобочитаемость шрифта обязательна как для короткой надписи, так и для длинной. Не только начертания букв, но и способы их композиционно-ритмического объединения в строке обладают эмоциональной выразительностью. Например, для передачи движения применяется диагональное расположение строки, повествования - горизонтальное. Творческий замысел и оригинальное решение композиции делают информацию запоминающейся. Шрифтовая композиция может содержать орнаменты или простые рисунки, которые дополняют текст. Например, в качестве информации о профиле магазина используют эмблемы предприятий торговли.

При составлении шрифтовой композиции необходимо учитывать следующее:

1) Шрифт, которым будет оформляться содержание текста ;

2) Компоновку текста на заданном формате ;

3) Размер шрифта и расположение букв в словах .

При написании шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое.

Буклет - несброшюрованное и непереплетённое, а многократно или однократно сфальцованное (сложенное) печатное издание. Может иметь различные размеры и варианты фальцовки, но в развёрнутом состоянии его размер не должен превышать размера стандартного типографского печатного листа; Не имеет соединяющих элементов (пружин, клея, скрепок, ниток, скобок и т.д.). Читается как сфальцованным, так и разложенным.

Создание буклетов необходимо при проведении рекламной компании фирмы, политических и общественных мероприятиях. Главная задача буклета - при ограниченном размере издания донести до читателя максимальную информацию о фирме.

Виды разработки буклета, в зависимости от задач:

тематическая; информационная; информационно-иллюстративная; общественно-политическая; иллюстративная; рекламная.

Размер буклета разный:

Лифлет (буклет, вмещающийся в коверт);

Проспект (отпечатанный на листе большого формата) и т.д.

Буклеты могут и издаваться в комплекте с электронными каталогами на CD/DVD или с электронными презентациями компании.

При изготовлении буклета могут использоваться вырубка, высечка, выборочная лакировка, особый сорт бумаги или картона и т.д.

При создании буклета надо учитывать тематическая направленность издания и стиль фирмы. При проведении рекламной компании и наличии других рекламных продуктов (каталогов, проспектов, диспенсеров, листовок, CD/DVD и т.д.) в создании буклета необходимо выдерживать общий стиль оформления.

При разработке буклета его создатели должны подобрать иллюстративный и текстовой материал максимально полно отражающие тематику издания.

Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.

Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.

Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.

Дополнительные отделочные операции при печати буклета:

УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.

Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.

Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).

Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.

Способы печати буклетов:

офсетный;

Цифровой.

При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).

Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).

Способы этой группы служат для соединения отдельных частей изделия, полученных рассмотренными выше способами, в целое изделие, обычно по соединительному шву. Соединительным швом называют элемент конструкции, служащий для скрепления её частей в целое изделие или заго­товку. К таким способам относятся: склеивание, сваривание, брошюрова­ние, склепывание и сшивание. Возможны сочетания этих способов: склеива­ние с последующей сшивкой или наоборот- сшивка с последующим при­менением склеивающей ленты.

Склеивание

Это соединение частей материала при помощи клеящего вещества. Пре­имущества этого способа заключаются в высокой производительности скле­ивающего оборудования и простоте клеенаносящего устройства.

Прочность клеевого шва зависит от адгезионных свойств клея, жесткости склеиваемых материалов и структуры поверхностного слоя склеиваемых материалов. При хорошей склейке разрушение клеевого шва чаще всего происходит за счет расслоения бумаги или картона. Как правило, склеива­ние по клапану производят с креплением его с внутренней стороны изде­лия, что обеспечивает более прочный шов.

Различают прямое и непрямое склеивание. При прямом склеивании кле­ящее вещество наносится на части материала и схватывается непосред­ственно при соединении этих частей. При непрямом - клеящее вещество предварительно наносится на материал в виде ленты, но делается пригод­ным для склеивания только после нагрева или смачивания. Если использу­ется нагрев, этот способ склеивания называют гуммированием.

Классическое клеенаносящее устройство (рис. 2.14) состоит из обогревае­мой ванны, наполненной клеем, в который частично погружен клеенанося- щий валик. Толщина наносимого слоя клея регулируется специальным ва­ликом, а избыток клея снимается с него шаберным валиком и возвращается в ванну. Нанесение клеящего вещества на материал в виде пятен различной конфигурации производят с помощью клеевого клише (рис.2.15). В отдель­ных случаях подачу клея на материал производят с помощью регулируе­мых форсунок.

Соединительный шов, образованный с помощью клеевой ленты, имеет то преимущество, что позволяет отказаться от соединительного клапана. Это дает значительную экономию материала, особенно при изготовлении тары малого размера. Кроме того, при использовании клеевой ленты практически не образуется уступов с внутренней или наружной стороны изделия. Проч­ность шва в этом случае определяется прочностными показателями ленты и её адгезией к поверхности изделия.

Для склеивания применяются различные виды клеевых лент: гуммиро­ванная бумажная лента; армированная лента; хлопчатобумажная липкая лента; липкая лента из полиэтиленлавсановой пленки и другие. Выбор клее­вой ленты определяется видом упаковки, её назначением и материалом. Для изделий, где требуется высокая механическая прочность, применяют в основном армированные клеевые ленты на бумажной или полимерной плён­ке.



Для получения многослойного тарного картона используют клеильные машины. Клеильные машины (рис. 2.16) рассчитаны на склеивание от двух до шести полотен картона. Рабочая ширина машины колеблется от 1,1 до 2,2 м. Скорость машины зависит от числа склеиваемых слоев, вида приме­няемого клея и составляет от 15 до 120 м/мин. Машины снабжены размо­точными устройствами (раскатами) 1 с откидными боковыми держателями и приспособлением для смены рулонов без останова машины (сплайдер). На раскатах рулоны картона устанавливают так, что после склейки покровные слои оказываются наружными слоями. Через систему валиков картон посту­пает в клеильные устройства 2, где на него наносится слой клея. Клеильные устройства снабжены индивидуальными приводами для возможности изме­нения числа оборотов клеенаносящего валика, т.е. регулировки количества наносимого клея.

При выработке двухслойного картона клей наносится на внутреннюю по­верхность верхнего слоя. При выработке трехслойного картона и более на­несение клея на слои производится так, чтобы после его высыхания короб­ление было минимальным.


Прессовая часть клеильной машины состоит из двух - четырех прессов 3, рассчитанных на постепенное увеличение линейного давления по ходу по­
лотна до 50 кН/м. Прессованием достигают пропитывание картона клеем и его равномерного распределения по ширине полотна.

План изучения темы:

7.1 Наклеивание как технологическая операция.

7.2 Р азновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.

7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.

7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте определение операции «наклеивание».

    Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем .

    Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании ? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой .

    Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация ?

    Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).

    Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении ?

    Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации ?

    Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах ? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации ?

При ответе используйте материалы задания 2.

Задания:

    Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА .

    Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» .

    Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» . Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.

    Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».

Литература:

    Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 26-29, 111-126.

    Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.- метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 30-33, 47.

    Касабуцкий, Н.И. Дидактические материалы по изобразительному искусству (1-6 кл.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Касабуцкий. – М.: Беларусь, 2007. – С. 35-37, 40-43.

    Касабуцкий, Н.И. Композиция: учеб.-метод. пособие / Н.И. Касабуцкий. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 68 с.

    Никодели, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 8-10.

    Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 44-45, 59-63, 65.

    Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

    Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 23-34.

    Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. – М.: Просвещение, 1983. - С. 58-67.

    Щемель, Т.Н. Мастерим с фантазией. Нетрадиционное использование клея ПВА в детском творчестве / Т.Н. Щемель // Пачатковая школа. – 2011. - №4. – С. 71-72.

Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).

Правила рабочего человека.

  • Каждый работает на своём рабочем месте.
  • Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
  • Во время работы держи рабочее место в порядке.
  • Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
  • Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
  • Главное правило: «Работайте дружно!»

Правила работы на уроках трудового обучения.

  • Работу начинай только с разрешения учителя.
  • Употребляй инструменты по назначению.
  • Во время работы держи инструменты правильно.
  • Перед работой и во время работы размести инструменты в нужном порядке.
  • Рабочее место содержи в чистоте.
  • Во время работы не разговаривай.
  • Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
  • Во время работы строго соблюдай технику безопасности.

Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.

  • Пользуйся ножницами с закруглёнными концами. Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении, в чехле.
  • При работе внимательно следи за направлением реза.
  • Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держи ножницы лезвиями вверх.
  • Не оставляй ножницы в открытом виде.
  • Не режь ножницами на ходу.
  • Не подходи к товарищу во время резания.
  • Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Техника безопасности при работе ножом.

  • Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.
  • Не работай тупым и неисправным ножом.
  • Не держи нож лезвием вверх.
  • Передавай нож товарищу ручкой вперёд.
  • Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с бортиком.
  • При обстругивании реек держи руку выше лезвия. Резать можно только от себя.
  • Пользуйся ножом с закруглённым лезвием.
  • Не применяй складной нож с испорченным или слишком тугим шарниром.

Техника безопасности при работе шилом.

  • Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом.
  • Используй шило только по назначению.
  • Не прокалывай шилом твёрдые предметы с гладкой поверхностью.
  • Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня,
  • Работай только на подкладной доске.
  • Делай прокол, осторожно вращая ручку. Не применяй липших усилий.
  • Расширить отверстие можно на вису.
  • Передавай товарищу шило ручкой вперёд.

Техника безопасности при работе циркулем.

  • Используй циркуль по назначению.
  • Храни циркуль в определённом месте.
  • Не оставляй в открытом виде.
  • Не держи иглой вверх.
  • Передавай товарищу, держа за ножки.

Техника безопасности при работе иглой.

  • Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.
  • Во время работы держи иглы в игольнице.
  • Запасные иглы храни в игольнице.
  • Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы.
  • При шитье пользуйся напёрстком.
  • Не применяй игл вместо булавок.
  • Оставляй иглу с ниткой, так её легче найти.

Правила работы клеем.

  • Держи клей в удобной упаковке, чтобы он не разливался или не закрывалось отверстие.
  • Ставь клей на стол в положенном месте.
  • Крышку открывай перед работой.
  • Операции наклеивания выполняй кисточкой. Притирай деталь салфеткой.
  • Не нажимай на открытую упаковку с клеем, держа её отверстием вверх.
  • Следи за тем, чтобы клей не попадал в глаза, нос, на ранки или на одежду. При попадании клея в глаза или в нос тщательно промой их большим количеством воды.
  • Закончил работу, закрой упаковку с клеем.

Сгибание и складывание

Терминология

См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

  • Согнуть (см. гнуть) - придавать чему-нибудь дугообразную, изогнутую форму.
  • Сложить - положить вместе в известном порядке.
  • ОРИГАМИ - художественное складывание изделий из бумаги.
  • Фальцовка - (от нем. - сгибать) последовательное сгибание отпечатанных листов в книге.
  • БИГОВКА - получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба.

Сгибание и складывание. Значение операции.

  • Операция: согнуть, сложить.
  • Вид работы: оригами.
  • Вид разметки.

Правила сгибания и складывания

Бумаги

  • Складывай бумагу только на столе, но не на вису. Сгибай бумагу от себя. Положи лист так, чтобы линия сгиба проходила слева направо.
  • Начало линии сгиба наметь левой рукой, затем всю линию прогладь правой слева направо.
  • Сгибай лист в два приёма: сначала сгиб делай еле заметным, если противоположные стороны листа точно совпадут, то линию сгиба прогладь гладилкой. Гладилка - это хорошо отполированная деревянная, костяная или пластмассовая пластинка. В качестве гладилки можно использовать ручку, карандаш, счётные палочки и т.д.
  • Если сложенный лист бумаги нужно сложить ещё раз, поверни его так, чтобы первая линия сгиба была слева.

Картона

  • Картон сгибают по надрезам, сделанным до половины его толщины со стороны обратной той, в которую надлежит сгибать (ножницами, шилом, ножом). Получение углубленных бороздок на картоне по линиям сгиба называется биговкой .
  • Для получения плавного изгиба лист картона кладут на стол лицевой стороной вниз. Придерживая его ребром линейки, захватить за выступающий из-под линейки край и тянуть его вверх и немного в сторону. Чем сильнее нажимать на линейку и чем круче по отношению к столу поднимать картон, тем сильнее он изогнётся. Не следует пытаться сразу получить необходимую заготовку. Лучше повторить операцию несколько раз.

Резание. Значение операции.

  • Развивает мускулатуру мелких мышц пальцев и координирует движения.
  • Операции: вырезать, разрезать, прорезать, надрезать.
  • Вид работы: симметричное вырезывание, художественное вырезывание.

Правила резания

НОЖНИЦАМИ

  • Ножницы держи правильно : острый конец ножниц внизу, головка винта слева. В кольца вставляют большой и средний пальцы, указательным пальцем снизу придерживают и направляют работу инструмента.
  • Материал держи удобно для работы : большие листы бумаги - на столе, небольшие - в воздухе, над столом, слегка согнув их желобком, чтобы бумага не провисала.
  • Режь бумагу по правой стороне линии разметки.
  • При резании по кривым линиям поворачивай заготовку навстречу ножницам.
  • Детали по наружному контуру вырезай против часовой стрелки, по внутреннему - по часовой стрелке, при вырезывании угла внутри заготовки выполняй операцию в два приёма
  • При резании по прямой линии смотри на линию разметки впереди концов ножниц. При резании по кривой линии смотри на то место, в котором проходит резание.
  • Концы ножниц не разводи широко и не своди их до конца
  • При резании бумаги, сложенной в два и более слоев, слегка наклоняй ножницы вправо.

НОЖОМ

  • Резать на ровной подкладной доске. Пользоваться металлической фальцлинейкой.
  • Под разрезаемую бумагу подложить картон или несколько слоев бумаги.
  • Линия разреза должна идти вдоль волокон древесины.
  • Бумагу по линиям сгиба резать острым ножом способом «на себя» или «от себя».

Склеивание бумаги и картона.

Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.

ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).

Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).

ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.

  • Уложи деталь на лист бумаги (подкладной лист) продольной стороной слева направо изнанкой вверх. Лист, испачканный клеем, заменяют новым.
  • Склеивание начинать от больших деталей к меньшим.
  • Клей наносить на более тонкий из склеиваемых материалов.
  • Толстая и плотная бумага требует более густого клея.
  • Клей наноси быстро тонким слоем и без пропусков по всей поверхности заготовки плавными движениями кисти вдоль волокон.
  • Кисть следует держать с лёгким наклоном в сторону движения и перемещать от середины листа к краям.
  • Детали, намазанные клеем или клейстером, содержащим много воды, выдерживают 1.5-2 минуты, до полного намокания и только тогда приклеивают.
  • Укладывая намазанную клеем деталь на место, подгони сначала кромку одной из её продольных сторон.
  • Прикрыть деталь чистым листом бумаги и тщательно притереть её от середины листа к краям, следя за тем, чтобы бумага везде плотно пристала к картону и нигде не оставалось бы пузырьков воздуха.
  • Сушить изделие под прессом.
  • Чтобы уменьшить деформацию, картон лучше оклеивать с обеих сторон.
  • Чтобы склеить детали из картона, места склеивания нужно ЗАЧИСТИТЬ (почертить острым предметом, сделать поверхность шероховатой).

КЛЕЙСТЕР

МУЧНОЙ

Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.

Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды

Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.

Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.

КРАХМАЛЬНЫЙ

Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.

Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).

Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.

Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.


Что еще почитать