Складывание и сгибание бумаги и картона.
Сгибание бумаги:
сгибание по надрезам;
выглаживание специальной гладилкой.
Сгибание картона:
намётка сгибов графитным карандашом;
надрезание сгибов по линейке с помощью ножа-резака;
сгибание по надрезам, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер;
оклеивание рёбер для прочности бумагой (если требуется).
Возможно при сгибании тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиться продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом провести ребром гладилки или обушком клинка ножа и согнуть.
Сгибание в процессе изготовления коробок, футляров, моделей геометрических тел, макетов и т. п. Демонстрация образцов.
Резка бумаги и картона
Инструменты:
ножницы, нож-резак, подрезная доска, металлические линейки разных размеров, графитный карандаш.
Резка бумаги и картона по прямым линиям ножом-резаком:
нанесение меток резки графитным карандашом;
расположение бумаги на подрезной доске лицевой стороной вниз;
линейку возможно сильнее прижать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено;
рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка для нажима на нож в процессе работы;
клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.
Резка бумаги и картона по криволинейным контурам ножницами:
нанесение меток резки графитным карандашом, применение шаблонов и лекал (если нужно);
резка небольшим участком;
концы ножниц разводятся широко;
вырезаемая деталь располагается слева от ножниц, а линия реза проходит по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом;
листы бумаги, чтобы они не смещались, скрепить по краям канцелярскими скрепками или булавками.
Складывание бумаги при резке ножницами:
при массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе;
если деталь имеет ось симметрии, то бумагу сложить пополам, вычертить на ней половину детали так, чтобы о Наклеивание бумаги.
Правила наклеивания бумаги:
намазывать клеем всегда нужно наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание;
смазать клеем и некоторое время подержать чтобы бумага намокла и набухла;
при склеивании двух деталей из бумаги или картона намазывать клеем более тонкий материал;
при соединении «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества смазывать клеем обе кромки;
при намазывании бумаги клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги;
намазываемый лист или деталь придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места.
Способ смазывания клеем узких полосок «от доски».сь симметрии совпала с линией сгиба, вырезать и распрямить.
Склеивание деталей:
после укладки смазанной клеем детали на место приклеивания прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони от середины к краям по направлению волокон, положить под пресс до окончания приклеивания.
Что нужно учитывать при составлении шрифтовой композиции текста? Основные факторы шрифтовой композиции.
При выполнении шрифтовой работы художник продумывает общий формат текста, длину и высоту строк, цвет фона и букв. Всегда надо помнить, что удобочитаемость шрифта обязательна как для короткой надписи, так и для длинной. Не только начертания букв, но и способы их композиционно-ритмического объединения в строке обладают эмоциональной выразительностью. Например, для передачи движения применяется диагональное расположение строки, повествования - горизонтальное. Творческий замысел и оригинальное решение композиции делают информацию запоминающейся. Шрифтовая композиция может содержать орнаменты или простые рисунки, которые дополняют текст. Например, в качестве информации о профиле магазина используют эмблемы предприятий торговли.
При составлении шрифтовой композиции необходимо учитывать следующее:
1) Шрифт, которым будет оформляться содержание текста ;
2) Компоновку текста на заданном формате ;
3) Размер шрифта и расположение букв в словах .
При написании шрифтовой композиции текста существует правило: главное выделяется наиболее выразительно; все остальное дополняет главное, так чтобы в целом получилось законченное композиционное целое.
Буклет - несброшюрованное и непереплетённое, а многократно или однократно сфальцованное (сложенное) печатное издание. Может иметь различные размеры и варианты фальцовки, но в развёрнутом состоянии его размер не должен превышать размера стандартного типографского печатного листа; Не имеет соединяющих элементов (пружин, клея, скрепок, ниток, скобок и т.д.). Читается как сфальцованным, так и разложенным.
Создание буклетов необходимо при проведении рекламной компании фирмы, политических и общественных мероприятиях. Главная задача буклета - при ограниченном размере издания донести до читателя максимальную информацию о фирме.
Виды разработки буклета, в зависимости от задач:
тематическая; информационная; информационно-иллюстративная; общественно-политическая; иллюстративная; рекламная.
Размер буклета разный:
Лифлет (буклет, вмещающийся в коверт);
Проспект (отпечатанный на листе большого формата) и т.д.
Буклеты могут и издаваться в комплекте с электронными каталогами на CD/DVD или с электронными презентациями компании.
При изготовлении буклета могут использоваться вырубка, высечка, выборочная лакировка, особый сорт бумаги или картона и т.д.
При создании буклета надо учитывать тематическая направленность издания и стиль фирмы. При проведении рекламной компании и наличии других рекламных продуктов (каталогов, проспектов, диспенсеров, листовок, CD/DVD и т.д.) в создании буклета необходимо выдерживать общий стиль оформления.
При разработке буклета его создатели должны подобрать иллюстративный и текстовой материал максимально полно отражающие тематику издания.
Оформление фирменного буклета, текст, иллюстрации в краткой и доступной форме должны представить содержимое издания до читателя.
Элементы фирменного оформления буклета: логотип; стиль; шрифт.
Этапы создания буклета: разработка дизайна макета; обработка иллюстраций; вёрстка; подготовка к печати.
Дополнительные отделочные операции при печати буклета:
УФ-лакирование; вырубка; тиснение фольгой; блинт; конгрев; печать пантонными красками.
Стиль разработки оформления буклета может быть выполнен как в классическом оформлении так и в оригинальном с использованием различных полиграфических материалов.
Печать буклетов производится на мелованой или офсетной бумаге из листа формата А4 (297х210 мм) или А3 (420х297 мм), с 1, 2 и более фальцами (сгибами).
Печать полноцветная с двух сторон (4+4). Плотность бумаги для печати буклета выбирается от 115 до 300 г/м. Для буклетов, предназначенных для особых случаев, применяется плотная бумага или картон с использованием вырубки и высечки.
Способы печати буклетов:
офсетный;
Цифровой.
При изготовлении буклетов офсетным способом обеспечивается наилучшее качество полиграфии. Тираж может быть разный (от 100 штук, офсет от 200 штук).
Лифлет - лист формата А4 с двумя фальцами (сгибами).
Способы этой группы служат для соединения отдельных частей изделия, полученных рассмотренными выше способами, в целое изделие, обычно по соединительному шву. Соединительным швом называют элемент конструкции, служащий для скрепления её частей в целое изделие или заготовку. К таким способам относятся: склеивание, сваривание, брошюрование, склепывание и сшивание. Возможны сочетания этих способов: склеивание с последующей сшивкой или наоборот- сшивка с последующим применением склеивающей ленты.
Склеивание
Это соединение частей материала при помощи клеящего вещества. Преимущества этого способа заключаются в высокой производительности склеивающего оборудования и простоте клеенаносящего устройства.
Прочность клеевого шва зависит от адгезионных свойств клея, жесткости склеиваемых материалов и структуры поверхностного слоя склеиваемых материалов. При хорошей склейке разрушение клеевого шва чаще всего происходит за счет расслоения бумаги или картона. Как правило, склеивание по клапану производят с креплением его с внутренней стороны изделия, что обеспечивает более прочный шов.
Различают прямое и непрямое склеивание. При прямом склеивании клеящее вещество наносится на части материала и схватывается непосредственно при соединении этих частей. При непрямом - клеящее вещество предварительно наносится на материал в виде ленты, но делается пригодным для склеивания только после нагрева или смачивания. Если используется нагрев, этот способ склеивания называют гуммированием.
Классическое клеенаносящее устройство (рис. 2.14) состоит из обогреваемой ванны, наполненной клеем, в который частично погружен клеенанося- щий валик. Толщина наносимого слоя клея регулируется специальным валиком, а избыток клея снимается с него шаберным валиком и возвращается в ванну. Нанесение клеящего вещества на материал в виде пятен различной конфигурации производят с помощью клеевого клише (рис.2.15). В отдельных случаях подачу клея на материал производят с помощью регулируемых форсунок.
Соединительный шов, образованный с помощью клеевой ленты, имеет то преимущество, что позволяет отказаться от соединительного клапана. Это дает значительную экономию материала, особенно при изготовлении тары малого размера. Кроме того, при использовании клеевой ленты практически не образуется уступов с внутренней или наружной стороны изделия. Прочность шва в этом случае определяется прочностными показателями ленты и её адгезией к поверхности изделия.
Для склеивания применяются различные виды клеевых лент: гуммированная бумажная лента; армированная лента; хлопчатобумажная липкая лента; липкая лента из полиэтиленлавсановой пленки и другие. Выбор клеевой ленты определяется видом упаковки, её назначением и материалом. Для изделий, где требуется высокая механическая прочность, применяют в основном армированные клеевые ленты на бумажной или полимерной плёнке.
Для получения многослойного тарного картона используют клеильные машины. Клеильные машины (рис. 2.16) рассчитаны на склеивание от двух до шести полотен картона. Рабочая ширина машины колеблется от 1,1 до 2,2 м. Скорость машины зависит от числа склеиваемых слоев, вида применяемого клея и составляет от 15 до 120 м/мин. Машины снабжены размоточными устройствами (раскатами) 1 с откидными боковыми держателями и приспособлением для смены рулонов без останова машины (сплайдер). На раскатах рулоны картона устанавливают так, что после склейки покровные слои оказываются наружными слоями. Через систему валиков картон поступает в клеильные устройства 2, где на него наносится слой клея. Клеильные устройства снабжены индивидуальными приводами для возможности изменения числа оборотов клеенаносящего валика, т.е. регулировки количества наносимого клея.
При выработке двухслойного картона клей наносится на внутреннюю поверхность верхнего слоя. При выработке трехслойного картона и более нанесение клея на слои производится так, чтобы после его высыхания коробление было минимальным.
|
Прессовая часть клеильной машины состоит из двух -
четырех прессов 3, рассчитанных на постепенное увеличение линейного давления по
ходу по
лотна до 50 кН/м. Прессованием достигают пропитывание картона клеем и его
равномерного распределения по ширине полотна.
План изучения темы:
7.1 Наклеивание как технологическая операция.
7.2 Р азновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.
7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.
7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение операции «наклеивание».
Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем .
Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании ? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой .
Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация ?
Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).
Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении ?
Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации ?
Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах ? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации ?
При ответе используйте материалы задания 2.
Задания:
Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА .
Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» .
Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» . Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.
Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».
Литература:
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 26-29, 111-126.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.- метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 30-33, 47.
Касабуцкий, Н.И. Дидактические материалы по изобразительному искусству (1-6 кл.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Касабуцкий. – М.: Беларусь, 2007. – С. 35-37, 40-43.
Касабуцкий, Н.И. Композиция: учеб.-метод. пособие / Н.И. Касабуцкий. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 68 с.
Никодели, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 8-10.
Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 44-45, 59-63, 65.
Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.
Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 23-34.
Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. – М.: Просвещение, 1983. - С. 58-67.
Щемель, Т.Н. Мастерим с фантазией. Нетрадиционное использование клея ПВА в детском творчестве / Т.Н. Щемель // Пачатковая школа. – 2011. - №4. – С. 71-72.
Основные правила трудового обучения, изучаемые в начальных классах (памятки).
Правила рабочего человека.
Правила работы на уроках трудового обучения.
Правила техники безопасности с инструментами. Техника безопасности при работе ножницами.
Техника безопасности при работе ножом.
Техника безопасности при работе шилом.
Техника безопасности при работе циркулем.
Техника безопасности при работе иглой.
Правила работы клеем.
Сгибание и складывание
Терминология
См.- С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Сгибание и складывание. Значение операции.
Правила сгибания и складывания
Бумаги
Картона
Резание. Значение операции.
Правила резания
НОЖНИЦАМИ
НОЖОМ
Склеивание бумаги и картона.
Виды клея, удобные для работы на уроках трудового обучения.
ПВА, декстриновый, казеиновый, бустилат, обойный и т.д. (удобны все виды клея, которые можно развести водой).
Неудобен канцелярский клей. Он старит бумагу (бумага желтеет).
ПРАВИЛА наклеивания бумаги или картона.
КЛЕЙСТЕР
МУЧНОЙ
Муку развести небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, без комков. Заварить крутым кипятком, быстро вливая кипящую воду или наоборот и помешивая раствор.
Соотношение: 1 часть муки, 4-6 частей воды
Можно подержать содержимое на слабом огне, постоянно помешивая, если клейстерообразная масса получилась слабой.
Чтобы клейстер не закис, нужно добавить немного борной или ацетилсалициловой кислоты.
КРАХМАЛЬНЫЙ
Размешать крахмал с небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны.
Непрерывной струёй лить кипяток, без перерыва быстро и тщательно размешивать раствор. Когда раствор загустеет и станет полупрозрачным, продолжать приливать кипяток до получения клейстера нужной густоты (при этом учитывать, что при остывании клейстер становится немного гуще).
Соотношение: 1 часть крахмала, 12-15 частей кипятка.
Хорошо, если к крахмалу предварительно подмешать немного муки. Получится крахмально мучной клейстер.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам