Пасхалия. Постное меню на Великий пост по дням. Определение даты празднования

Какого числа Пасха в 2016 году

Для всего православного мира самым светлым, значимым и ожидаемым днем в году является праздник Пасхи. Вряд ли какой-то другой день может сравниться именно с этим праздником, когда все радуются тому, что Христос воскрес.

Отовсюду звучат поздравления, даже совершенно незнакомые люди на улице становятся в этот день ближе друг к другу. В этот день весь, кажется становиться ярче, добрее и светлее, все плохое уходит. Люди искренне радуются и избавляются от всех злых помыслов. Такой день очень торжественный как для каждой страны, так и для всех православных в мире и каждой семьи в отдельности. Хозяйки с удовольствием готовят праздничные обеды, за столом собирается вся семья.

Дата Пасхи 2016

Какого числа Пасха в 2016 году уже известно. Для всего православного мира она наступит 1 мая. Эта дата для всех жителей бывших Советских Республик уже является праздником солидарности трудящихся, пусть сегодня многие считают это пережитками прошлого, но все же праздничные демонстрации, как правило, в такие дни очень многолюдны. Пасха наступит в самый разгар весны, когда сама природа будет радоваться тому, что Христос воскрес. Перед светлым праздником Пасхи идет очень строгий Великий пост, он направлен на духовное очищение людей. Ограничения в пище помогут душе стать светлее и в полной мере подготовиться к столь светлому празднику, значимость которого нельзя недооценивать. От искушений в еде стоит воздерживаться, начиная с 14 апреля и до 1 мая. Именно в праздник разрешается полакомиться любимыми традиционными блюдами и действительно оценить, насколько остро можно чувствовать удовольствия от любимых блюд.

Пасха в 2016 году у православных соединит в себе несколько праздников, а, значит, у всех будет несколько лишних выходных дней, чтобы в полной мере насладиться общением с семьей, когда никуда не нужно спешить и торопиться. К сожалению, в быстром ритме жизни такие простые радости иногда могут быть просто недоступными.

Значение слова Пасха

Если внимательно изучить историю, то подобный праздник существовал задолго до возникновения традиционного и современного трактования такого события. Иудейские племена предпочитали таким словом называть отел скота еще 5 тысячелетий назад. Немного позже такое понятие стали применять к празднику урожая, и после этого Пасхой называли освобождение евреев из рабовладельческого строя Египта. Евреи назвали пасхой избавление, которое им даровал Моисей, а православные люди стали считать пасху днем победы и воскрешения Иисуса Христа и признали его спасителем всего мира, потому что он умер за все человеческие грехи. Православный праздник наступает после иудейского, потому что Спаситель был распят на кресте именно в тот вечер, когда иуде готовили традиционного ягненка к празднику, а вот воскрешение Христа произошло уже после наступления праздника евреев.

У всего христианского мира и сегодня нет точной даты праздника, потому что каждый год ее число напрямую зависит только от циклов Солнца и Луны. Дата праздника напрямую зависит от того когда наступает первое воскресенья после полнолуния, что было после весеннего равноденствия. Такие подсчеты можно сделать и самостоятельно, если внимательно посмотреть на лунный календарь. Астрологи сегодня предоставляют четкую информацию по всем солнечно - лунным фазам.

Православный праздник

Праздник Пасхи в том традиционном виде, к которому все привыкли, на Руси появился только после того, как был принят обряд крещения всего народа. Иисус Христос был принят как истинный Боги спаситель всего народа. Правда, не все традиции были сразу такими же, как сейчас, поскольку люди долго жили в язычестве, и некоторые отголоски такой веры еще могли прослеживаться. Постепенно все это стиралось с памяти народа, вера во Христа только укреплялась, и постепенно начали возникать те традиции и обычаи, которые сегодня кажутся привычными.

Традиции и обычаи праздника

От славян до наших дней осталось понятие Страстной недели. Это неделя перед самой Пасхой, именно она является заключительной частью Великого поста и является самой строгой. Люди верили и продолжают верить, что именно в эти 7 дней душа способна очиститься и подготовиться к светлому празднику. К душевному очищению добавляется еще и телесное. Человек должен действительно понять какое событие будет происходить, в день праздника нужно быть чистым перед Господом и самим собой. Это очень важно. Так же, как и в прежние времена, именно в эту неделю ни одна церковь не проводила и не проводит таинство венчания и крещения. В такой период не поминают святых и усопших. Весь православный мир старается очиститься, чтобы обновленным встретить своего спасителя и вознести ему благодарность за то, что взял всю боль и вину людей на свои плечи. Чудо воскресения Иисуса не утрачивает своей значимости независимо от того, сколько прошло лет.

Довольно много традиций связано именно с этой неделей, но самым ярким днем все же и сегодня можно считать четверг. В этот день до рассвета следует принять ванну и очистить себя, а потом и весь дом, именно такая традиция послужила названием Чистый четверг. Несколько столетий назад люди верили, что если в этот день искупаться в реке, то сила воды наполнит тело здоровьем, смоет все болезни и неприятности. В таких купаниях все принимали участие, независимо от того, какая была температура воды. Также по народному поверью стоило обмыться «серебряной» водой в этот день. Нужно было всего лишь положить монету в воду накануне вечером, а утром использовать такую воду для купания. После утренней службы домой нужно обязательно принести свечу и ею выжечь охранные кресты на окнах и дверях. Люди верили, что освященная свеча не даст возможность плохому и злому войти в дом. Довольно интересное поверье относилось к поваренной соли. Согласно традиции небольшой сверток с солью следовало отправить в печь и хорошо ее там прижечь. Жар и пламя печи очищало такой продукт от злой и предательской руки Иуды. Многие верили, что такая закаленная соль действительно обладает целительными свойствами и способна избавлять не только от болезней, но и от чужого злого сглаза или даже порчи. Сегодня, конечно, мало кто может найти печь, чтобы в ней закалить такую соль. Именно в Чистый четверг уже можно было начинать красить яйца и печь куличи.

Праздничное застолье

Пасха в 2016 году начинается первого мая, празднования будут продолжать еще несколько дней, и следует обязательно воспользоваться возможность поехать в гости к родным и друзьям, разделив с ними радость воскрешения Спасителя. Традиционно после богослужения вся семья возвращалась домой и садилась за праздничный стол. Его обязательно покрывали накрахмаленной белой скатертью и в первую очередь разлаживали ту еду, которую освятил батюшка. Первое освященное яйцо обязательно следует разделить между всеми членами семьи, даже если каждому достанется совсем маленький кусочек. После яйца всех нужно угостить творожной пасхой и вкусным куличом. Только после того, как все члены семьи попробовали главные и освященные продукты, на стол можно было ставить остальные праздничные блюда.

В этот день нужно было отдыхать и телом и душой. Вкусные и сытные угощения, родные люди и самые теплые поздравления. Такая атмосфера должна царит в каждом доме в праздничный день. В гости обязательно следует пригласить друзей, или самим отправиться к ним с пасхальными подарками. Обязательно следует подарить святое яйцо, кулич, обменять троекратным поцелуем.

После торжественной праздничной службы священники в деревне могли ходить со двора на двор и поздравлять своих прихожан, разделяя с ними такой замечательный праздник. Вечером раньше можно было услышать звуки живой музыки, сегодня, конечно, все стало технически усовершенствовано, но праздничная атмосфера и сегодня царит в каждом доме до самого утра, как и много лет и лае столетий назад. В небольших поселках и деревнях и сегодня можно встретить довольно популярный обычай. Хозяева оставляли немного освященной еды и обязательно закапывали ее в своем поле, огороде в саду, прося Господа даровать земле урожай, а их дому благополучие.

В России Пасха будет отмечаться тоже 1 мая, поэтому приятные майские каникулы будут соединены с великим и самым светлым праздником в году.

Праздничные поверья

Сила Пасхи казалась для людей столь светлой и необъятной, что с этим праздником связано очень много верований. Еще предки верили, что если внимательно присмотреться ко всем людям, которые пришли на торжественную службу, то можно легко увидеть ведьму или даже беса, их легко в толпе выдадут рога или хвост. Такая чистая и святая энергия праздника просто не давала нечисти пройти по земле, и отправляла ее преисподнюю. Во время службы, да уже и в кругу семьи можно было мысленно обратиться к Господу и рассказать о своих самых заветных мечтах. Если человек будет просить от души, а сердце наполнится верой и светом, то пасхальное желание обязательно исполнится.

Многие специально откладывали для себя те яйца, которые куры снесли в четверг перед праздником. Такое яйцо могло даровать здоровье и силу, а вот если сохранить еще и скорлупу, а потом закопать ее там, где выпасается скот, то никакие болезни или другие напасти будут хозяйству нестрашны.

Крашанки

Без традиционных крашанок просто нельзя себе представать праздник. В каждой семье есть свои секреты. Даже самые маленькие детки с удовольствием принимают участие в создании шедевров на скорлупе яиц. Используются различные пищевые красители, сегодня придумано множество техник росписи. Некоторые специально делают уникальные крашанки и потом дарят свои гостям. Можно в качестве сувенира сделать декоративное яйцо. Такой подарок понравится, и будет бережно храниться, как напоминание о празднике.

Пасха в 2016 году наступит 1 мая, в это время вся природа уже расцветет, поэтому прекрасный стол можно переместить на природу и целый день благодарить Господа за его доброту, за то, что есть вкусная и сытная пища на столе, что в семье мир и счастье. Обязательно нужно уметь быть благодарными за каждый момент счастья, который происходит в жизни. В такой светлый праздник нужно открыть свое сердце и душу навстречу вере в Иисуса Христа, добру и счастью и тогда все желания и просьбы Господь услышит.

Похожие материалы




Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).

Даты пасхального воскресенья:

Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля

Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).

Пасхальный агнец

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).

Пасха в Новом Завете

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»

Прекращение ветхозаветных жертв

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.

Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.

Первый Вселенский собор

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.

Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».

Средние века и Новое время

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:

«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.

В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.

G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник

Пасха в церковном году

К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:

По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:

Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;

Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)

Пасха - Светлое Христово Воскресение:

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;

Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:

На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):

На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

Пасхальное богослужение

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальный огонь

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

Пасхальная трапеза

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».

Пасхальные яйца. Творожные пасхи

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).

Пасхальный крестный ход

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.

Пасхальный звон

В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.


Пасха празднуется всем христианским миром. В этот день мы восхваляем победу Господа нашего Иисуса Христа над Тьмой, Грехами и злом, а также его Воскресение, что является символом победы над Смертью.

Дата Пасхи назначается в первое воскресенье, что следует за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. Из этого вытекает, что праздник по сути не привязан к традиционному календарю и каждый год отмечается в разное время. Так какого числа Пасха в 2016 году ? Ниже дан ответ отдельно для Православного и Католического праздника.

Католическая Пасха в 2016 году

Центром этого главного праздника всего христианского мира западного обряда является Италия.

Здесь очень щепетильно относятся к её проведению. В Средние века факелами разносили огонь, что разжигали в церкви накануне вечером, по домам. Что символизировало Свет, который подарил Христос Человечеству и он защитил нас от Зла.

Перед Пасхой хозяйки проводят в своём жилье генеральную уборку. Она проводится очень тщательно.

Пасха начинается с праздничного завтрака, на который собираются все члены семьи. Завтрак очень обилен — и на стол ставятся самые изысканные блюда. Главным символом Пасхи являются яйца. Они символизируют продолжение жизни, а также плодородие. Их окрашивают в различные яркие цвета и они дарятся детям.

После завтрака следует через некоторое время обед, что сопровождается ещё более изысканными праздничными блюдами.

Православная Пасха в 2016 году

Самый главный праздник христиан восточного обряда.

Его начинают праздновать в ночь с субботы на воскресенье назначенной даты. Службы проходят во всех церквях и люди собираются с вечера, поздравляют друг друга, молятся. Утром начинают разговляться после Великого поста. На столы ставятся крашеные яйца, куличи и пасхи (приготовленные из творога, изюма). У каждой хозяйки обычно имеется свой уникальный домашний рецепт этого блюда.

Истоки и традиции праздника

Этот праздник был официально признан ещё в 325 году н. э. на І Вселенском Соборе. Но корни Пасхи тянутся намного глубже официального признания и простираются до праздника Пейсах, что отмечается еврейским народом в память об исходе их предков из Египта. Это событие было связано с 10 египетскими казнями. Последняя из них отняла жизни у первенцев в каждой семье Египта, кроме семей иудеев.

Памятуя о таком милосердии Бога, иудеи каждый год приносят в жертву ягнёнка. Обязательным условием является то, чтобы он был мужского пола, ему был 1 год, без пороков. Этого ягнёнка испекают на огне и в пасхальную ночь в семейном кругу съедают полностью, закусывая мацой, а также различными горькими травами и не преломляя его костей.

Однако, когда был разрушен Храм, то такое жертвоприношение стало невозможным и теперь осталась традиция кушать мацу.

В раннем христианстве Пасху праздновали после Пятидесятницы, проводя специальные поминальные Литургии, которые были похожи на Тайную вечерю. В этот день христиане вспоминали о том, что Христос отдал свою жизнь за человечество.

Некоторые источники говорят о том, что христиане каждую пятницу считали днём, в который они скорбят о смерти Христа, а в воскресенье они радовались тому, что он воскрес.

Потом наметилось некоторое разделение в выборе даты празднования Пасхи. В Малой Азии христиане назначали каждый год дату 14 ниссана, по иудейскому обычаю. Так они ждали прихода Мессии.

Однако в других церквях начали определять дату Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолуния, что последовало за весенним равноденствием.

Первый Вселенский собор положил начало определению даты, отличной от иудейской.

Светлого Вам праздника от администрации сайта « » !

Опубликовано 27.04.16 12:40

Пасха 2016: традиции и обычаи праздника, чего нельзя делать на Пасху-2016, а также многое другое читайте в нашем материале.

Пасха 2016 года: какого числа православная Пасха?

vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

Праздник Пасхи - Светлого Воскресения Христова - является, пожалуй, одним из главных в православном мире. Он символизирует собой искупление грехов человека перед Господом путем смерти Иисуса Христа на кресте и победу добра над злом через его чудесное воскресение.

Пасха в 2016 году отмечается 1 мая. Каждый год эта дата выпадает на разные дни и колеблется с 4 апреля по 8 мая.

Пасха в 2016 году: традиции и обычаи

Празднование Пасхи в 2016 оду сопровождается инткббээ большим количеством христианских традиций, многие из которых возникают в богослужениях. Так, верующие встречают Светлое Христово Воскресение во время ночного богослужения в церкви.

Православные поздравляют друг друга с Пасхой словами: "Христос воскрес!", на что полагается ответить: "Воистину воскрес!". После этого нужно трижды поцеловаться. Также после этого часто происходит обмен крашеными яйцами.

Одним из наиболее трепетных моментов в праздновании Пасхи является схождение Благодатного огня в главном храме Иерусалима. Этот огонь разносится по всем остальным храмам, от которого затем прихожане зажигают свои свечи и стараются в течение года поддерживать его дома в лампадах.

Окончание Великого поста в 2016 году: Пасха

Пасха завершает собой Великий Пост. В этот день начинается разговение. Верующие употребляют в пищу традиционные для этого праздника вареные яйца, творожную пасху и куличи.

Также церковь разрешает принятие небольшого количества алкоголя в день празднования Пасхи.

Пасха в 2016 году: чего нельзя делать?

На Пасху нельзя посещать кладбище. По православной традиции, усопших поминают через неделю - на Красную горку или в день Радоницы.

Говоря о том, чего нельзя делать на Пасху в 2016 году, нужно отметить, что в этот день разговляться следует лишь тем, кто в той или иной мере держал пост. Это можно делать уже после трех часов ночи, но не стоит вставать рано утром и тут же бежать к пасхальному столу.

Пасха - великий христианский праздник. Дата праздника не привязана к определенной и высчитывается согласно лунному календарю. Христианская Пасха, связанная с событием воскресения Иисуса Христа, названа в честь ветхозаветного праздника Пасхи, ознаменовавшего исход еврейского народа из Египта и освобождение от рабства.

Как рассчитать дату православной Пасхи?

История Пасхи берет свое начало с 325 года - даты Первого Вселенского собора, унифицировавшего дату празднования этого светлого дня. До Вселенского собора Воскресение Иисуса Христа праздновалось в разные дни, поэтому возникла необходимость выбрать единый для всех день празднования. Таким днем был установлен первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Причина данного решения кроется в нежелании отмечать Христианскую Пасху вместе с Ветхозаветной Иудейской Пасхой.

Как вычислялась иудейская Пасха

  • Основой является лунный календарь.
  • Основной единицей является месяц с количеством дней 29 или 30.
  • Полнолуние припадает на 14-й день каждого месяца.
  • В календарном году 12 месяцев, поэтому он на 10 дней короче солнечного года. А если в году 13 месяцев, то календарный год на 20 дней длиннее солнечного.
  • Чтобы зафиксировать дату праздника, требуется корректировка лунного и солнечного календаря. Для этого периодически добавляется 13-й месяц. Решение об этом принимает первосвященник. Каждый год должен начинать весенний месяц, в который на полях появляется первый урожай ячменя. Такой месяц называется нисан.

Поэтому начало месяца нисан в разных регионах может припадать на различные даты. В связи с этим евреев начал интересовать лунный календарь, по которому легче определить дату весеннего равноденствия.

Вычисление христианской Пасхи

Для отцов Первого Вселенского собора более важным было единство всех Церквей, а не астрономические данные. Именно поэтому православная Пасха определяется по первому воскресенью после полнолуния, которому предшествует равноденствие. Праздник отмечается всем православным миром в один день. А простота расчета даты Пасхи помогает каждому человеку самостоятельно определить, когда в этом году будет отмечаться праздник.

Когда в 2018 году православная Пасха?

Каждый год великий христианский праздник отмечается в разное время. При этом разброс дат составляет практически месяц. Это связано с тем, что дата празднования Пасхи зависит от положения небесных тел. В 2018 году эта дата припадает на 8 апреля.

Католическая пасха в 2018 году

Центром празднования Пасхи является Италия. В этой стране относятся к празднованию католической Пасхи особенно щепетильно. В Средние века по домам разносили огонь, который разжигали по случаю праздника во всех церквях. Этот огонь символизировал Свет, и приносил в дом здоровье, счастье и защиту от зла.

Перед праздником принято делать в доме генеральную уборку. А сам праздник начинается с утреннего застолья, за которым собирались самые близкие члены семьи. При этом завтрак должен быть обильным и изысканным. В него обязательно входят яйца, которые предварительно окрашиваются в яркие цвета.

Причины несовпадения даты Пасхи с православной

  • До 1582 года дата католической и православной Пасхи рассчитывалась по одному алгоритму, поэтому их даты совпадали.
  • Различие между датами Пасхи связано с различием в дате церковных полнолуний. Дело в том, что после раскола, который разделил христианство на две ветви, алгоритм расчета цикла Луны у православных и католиков стал отличаться. Поскольку дата Пасхи определяется в том числе исходя из лунного цикла, празднование православной и католической Пасхи может приходиться на разное время.
  • Дата православной Пасхи не должна совпадать с датой иудейской ветхозаветной Пасхи, тогда как для католиков это правило не действует.

Возможно, в скором времени произойдет очередная церковная реформа, которая позволит всему христианскому миру отвечать великий праздник Пасху вместе. А пока православные и католические христиане могут самостоятельно вычислить дату Пасхи заранее, чтобы спланировать празднование Светлой Пасхи.

Что еще почитать