Позитивная социализация ребёнка дошкольника. Особенности организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста

Яна Смирнова
Позитивная социализация дошкольника - путь его успешного развития!

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста »

В. А. Сухомлинский.

Социализация ребенка одна из самых главных задач процесса формирования личности дошкольника . Каждому ребенку необходимо помочь войти в мир общества, то есть это касается его умения правильно ориентироваться в доступном ему социальном окружении , правильно выражать свое отношение к миру в соответствии с требованиями общества, а также немаловажно осознавать самоценность собственной личности и других людей.

Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

Давайте рассмотрим, что такое индивидуализация! Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по развитию своего уникального , неповторимого, не похожего на других.

Социализация же в свою очередь - значит процесс освоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, которые позволяет человеку находится в обществе. Исходя из этого, можно сказать что позитивная социализация - это умение ребенка учитывая потребности общества взаимодействовать с окружающим его обществом.

Цели такой социализации следующие :

Создавать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- развивать положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Формировать у ребёнка чувства собственного достоинства, право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время.

Воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающим людям

Приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми : оказание им помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы и так далее.

- развивать чувство ответственности у дошкольников

Формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты с другими детьми и взрослыми.

Введя в ежегодный план работы мероприятия по социализации дошкольников , можно содействовать его успешному развитию .

Публикации по теме:

«Условия успешного развития игры в детском саду» - круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. Тема: Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины все актеры» Уильям Шекспир.

Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район Доклад.

Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников как условие успешного развития речевых навыков Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без) Массаж пальчиков Игры с предметами (Игры с крупой и т. д., Шнуровка,.

Секреты успешного развития речи в раннем возрасте Секреты успешного развития речи в раннем возрасте». Именно об этом я хотела поговорить. Понятно, что о секретах и пойдет речь. Но давайте.

В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и.

«Задача стандарта - позитивная социализация

и индивидуализация личности…

Стандарт - поддержка разнообразия детства»

А. Г. Асмолов.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - документ, который является новым для сферы дошкольного образования , предъявляющий новые требования к дошкольному образованию , к личности педагога, к его профессионализму.

Этот документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка , коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом , меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института : семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка , развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель , родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования . Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я – Человек» (С. И. Козлова и др., «Основы здорового образа жизни» (Н. П. Смирнова и др.) . Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели:

Создавать условия для полноценного социального развития детей ;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т . п.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира . Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта , от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника , но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы , так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников . Направленность воспитательной работы : ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности . Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития . Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями . Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом, дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно» . Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.

В наших группах выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику , он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья . Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов . Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников , например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития . Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром .

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми .

Живой пример воспитателя , его искреннее участие в делах и проблемах детей , умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников .

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей , основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться , стать социально ценной личностью .

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст , и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития , определенных ФГОС , отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Готовность выпускников детского сада к школе - это позитивная социализация, т.е. умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивная социализация дошкольников

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
- эмоциональное благополучие ребенка;
- положительное отношение к окружающим людям;
- коммуникативная компетентность дошкольника;
- развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, - в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример - взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные технологии с оциализации дошкольников Кириши 2017 год Долина М.В., заместитель заведующего по ВР МДОУ «Детский сад №19»

Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей Родители озабочены интеллектуальным развитием детей в ущерб другим сторонам развития личности. Социальная активность детей постоянно прерывается контролем родителей. Отсутствие «дворовой» социализации не заменяется никем и ничем. Школа диктует дошкольному учреждению уделять основное внимание интеллектуальному развитию, а не развитию личности. Заорганизованность педагогического процесса в ДОУ не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. Воспитатели не владеют новыми педагогическими технологиями, такими как развивающее общение, создание проблемных педагогических ситуаций и т.п.

Систематический курс занятий-путешествий, которые посвящены формированию социальных компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые дошкольник в данный момент переживает. С.В. Кривцова «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия»

Е. Рылеева «10 игр для социализации дошкольников »

К лубный час; Ситуация месяца; Проблемная педагогическая ситуация; Социальная акция; Ежедневный рефлексивный круг; Д ети-волонтеры; В олшебный телефон; Развивающее общение. Н.П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации »

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми. А. Фабер, Э Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили »

http://www.obruch.ru Мы на YouTube «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников. «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» Автор: Скоролупова О.А., член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС ДО, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Российской Федерации «Методы развития детской инициативы в ДОО» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ № 27 – Стройкова Л.П.
    “Принципы взаимодействия” (приложение 1)
  2. Размышления о будущем ребенка (анализ анкетирования родителей).
    (приложение 2)
  3. Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему.
    (Алексеева О.А. – старший воспитатель ГБДОУ №27) (презентация 1)
  4. Дети говорят о семье и своем будущем.
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)
  5. Эвристическая разминка. (приложение 3)
  6. Деловая игра. (приложение 4)
    - индивидуальная работа
    - групповая работа над проблемой, обоснование выбора
    - межгрупповая дискуссия, общий вывод, обобщение
  7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете.

Выступление старшего воспитателя – Алексеевой О.А.

Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

Понять и помочь – основной принцип педагога;

Позитивное отношение к жизни;

Стремление к лучшему;

Формирование творческой активности;

Доброжелательное отношение;

Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

Создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

(слайд 9)

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказываютлица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели);

Общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада .

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

Недостаточно терпения, внимания у воспитателей к проблемам детей:

Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых...)

Педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Принятие и соблюдение принципов взаимодействия и развитие диалогического общения всех участников воспитательно-образовательного процесса

СРОК: постоянно

Установление продуктивного, поддерживающего, развивающего взаимодействия (полноценного социального) между педагогами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников учитывая выбранную стратегию через:

Разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей, гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

СРОК: апрель 2013г.

Включение родителей в педагогическую (просветительскую) деятельность

Что еще почитать