Ребенок аудиал. Дети — аудиалы, визуалы, логики, кинестеты. Что нужно знать родителям. Ребенок-визуал: признаки и особенности воспитания

Каждый человек по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют людей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т.д.).

Конечно, данная классификация условна, к тому же людей, которые полностью соответствуют какому-либо одному типу, встретить сложно, однако даже в раннем возрасте можно говорить о преобладании у ребенка определенного вида восприятия.

Почему же необходимо знать, к какой категории относится ваш малыш? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а родителям станет проще выстраивать с ним отношения.

Чем же отличаются дети разных типов восприятия и как определить ведущий канал получения информации?

Поговорка «В одно ухо влетело, в другое вылетело» точно не про таких детей. Полученная информация надолго задерживается, хорошо перерабатывается, превращается в логичные выводы и гипотезы. Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать.

В развитии детей с аудиальным типом восприятия общение играет огромную роль, вот почему родителям следует почаще разговаривать с ними с раннего детства. Аудиалы любят заниматься в небольших группах, поскольку в этом случае воспитатель или учитель сможет выкроить достаточно времени на каждого воспитанника.

Со стороны кажется, что ребенок-аудиал немного надоедлив – он любит рассказывать в деталях, что произошло в детском саду или школе, а садясь за домашнюю работу, начинает вслух обсуждать решение задачи.

Кстати, проговаривание вслух своих действий является отличительной чертой людей с аудиальной модальностью.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов:

  • постарайтесь создать малышу спокойную атмосферу для игр и учебы – отдельное пространство, изолированное от громких звуков, мешающих сосредоточиться;
  • не настаивайте на обучении чтению, если ребенок предпочитает слушать вас, а не самостоятельно листать книгу;
  • при общении используйте голосовые возможности: в вашей речи обязательно должны быть паузы, интонационно окрашенные выражения, выделенные громким голосом слова;
  • приобретайте или скачивайте аудиокниги, музыку (не обязательно классические произведения);
  • школьнику можно приобрести самый простой диктофон, он пригодится и при дальнейшем обучении;
  • научите ребенка проговаривать последовательность действий не только вслух, но и шепотом или в уме;
  • поощряйте желание детей посещать курсы изучения иностранных языков, поскольку большая часть занятий посвящена разговорной практике.

Читайте также: Сказкотерапия или Как ваши дети смогут стать героями сказки?

Особенности ребенка-визуала

Дети с визуальным типом восприятия лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т.д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Его мыслительный процесс имеет ряд отличительных особенностей: воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами.

Школьникам-визуалам проще запомнить объяснения педагога, если он дублирует задания на школьной доске или на схемах.

Таким детям намного легче увидеть и зрительно зафиксировать слова, чем понять правила, почему необходимо писать именно так.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов:

  • создайте для них комфортные для домашнего обучения условия – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (скрепки, карандаши, маркеры, блокноты);
  • особое внимание уделяйте развитию речи, общительности, чувства коллективизма, физической координации;
  • в раннем возрасте развешивайте в комнате стикеры и картинки с названием предметов, это поможет при обучении чтению;
  • разработайте каталоги по самым разным областям знаний – карточки со схемами, рисунками являются лучшим способом изучения для такого ребенка;
  • повесьте на стену или магнитную доску карты, плакаты, макеты, объясните, как с ними работать, если малыш прежде ими не пользовался;
  • разрешите детям подчеркивать цветными карандашами или маркерами важные абзацы в книгах, журналах, также приобретите для визуалов черновики, в которых можно будет рисовать, чертить или просто черкаться.

Особенности ребенка-кинестетика

Такой малыш является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Игрушки детей этого типа восприятия, к сожалению, недолговечны – их быстро разбирают на части. Да и в школе кинестетик любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия.

Читайте также: 6 очень важных книг для любой мамы

Малыш перед сном не станет слушать сказку, если мама при этом не будет гладить или обнимать его. Он сильно привязан к родителям, растет «ручным» ребенком и даже в школьном возрасте любит забираться на колени к родителям.

Маленькие кинестетики отдают предпочтение подвижным играм, чтение же они зачастую считают скучным занятием.

Именно такие дети начинают писать раньше, чем читать, вот почему чтению их следует обучать через письмо.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков:

  • для плодотворных занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, набор камней и минералов, глобус и т.д.;
  • приобретите объемистые детские энциклопедии по разным областям знаний, толковые словари, книги о природе;
  • обязательно посещайте с детьми различные выставки, музеи, контактный зоопарк;
  • не заставляйте малыша долго сидеть над заданием, так как у него быстро накапливается усталость, а внимание рассеивается, поэтому чередуйте физические и умственные нагрузки;
  • чтобы запомнить правильное написание какого-либо слова, предложите ребенку записать его несколько раз, в этом случае сработает так называемая нервно-мышечная память.

Как определить тип восприятия у ребенка?

Подросток может пройти тест «Аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцева, ответив на 48 несложных вопросов.

Чтобы узнать ведущий канал восприятия у маленького ребенка, обратите внимание на несколько важных моментов.

  1. Употребляемые слова:
  • Аудиал использует слова, связанные со слухом – «слышу», «звуки», «говорю», «молчу», «громко», «тихо»;
  • Визуалы основной упор в речи делают на слова, связанные со зрением – «смотрю», «вижу», «ярко», «светло», «темно», «наблюдаю»;
  • Кинестетик описывает в речи собственные чувства или движения – «держу», «трогаю», «тепло», «холодно», «чувствую».
  1. Выражение любви к родным:
  • Аудиал выражает эмоции словами, даже не смотря на родителей;
  • Визуалу важно видеть мамино лицо, необходим контакт глаза в глаза;
  • Кинестетикам необходим физический контакт – поцелуй, объятие, поглаживание.
  1. Направление взгляда:
  • При общении ребенок-аудиал чаще всего смотрит прямо;
  • Взгляд визуала направлен вверх;
  • Кинестетики же смотрят преимущественно вниз, как будто под ноги.

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

1.В какие игрушки предпочитает играть ребенок?

А. Игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.
В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.
К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.

2. Как относится к тому, во что одет?

А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.
В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.
К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.

3. Как выражает чувства, любовь к родным?

А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас.
В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.
К. Нужен Физический контакт - объятия, поцелуи.

4. Чем любит заниматься?

А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь.
В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках.
К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.

5. Во что предпочитает играть?

А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.
В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают.
К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.

6. Как ведет себя, когда волнуется, боится?

А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.
В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть.
К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.

7. Любимая воспитательница или педагог - скорее всего это:

8. Что отвлекает его на занятиях больше всего?

А. Сосед бубнит все время что-то под нос.
В. Интересно смотреть в окно.
К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.

9. Как говорит?

А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой.
В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником.
К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.

10. Какие слова использует наиболее часто?

А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный.
В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.
К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.

А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие.
В. Читает сам взахлеб.
К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.

БОЛЬШЕ «А». АУДИАЛ
Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио.
Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.

БОЛЬШЕ «В». ВИЗУАЛ
Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»... Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации — как в кино (у маленьких визуалов бурная и живая фантазия).

Малыши с визуальным восприятием ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

БОЛЬШЕ «К». КИНЕСТЕТИК
Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику,а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Малыш-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени.

Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источни¬ком знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.

Как определить кинестетик, аудиал, визуал

или дискрет ваш ребенок?

Рождаясь, ребенок уже обладает врожденными особенностями, характер его неповторим. Каждый из детей уникален, индивидуален. Для того, чтобы выбрать наилучший метод воспитания, развития и обучения ребенка нужно знать ряд особенностей, которые присущи именно ему. Нужно знать как можно больше о его особенностях и интересах. Может Ваш ребенок любит больше рисовать? А вот собирать пазлы и решать сложные задачки он вовсе не хочет. Тем самым можно сказать, что каждый ребенок требует индивидуального подхода, нужно определиться: кто ваш ребенок?

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

    Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

    Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

    Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

    Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Как же определить кинестетик, визуал или аудиал Ваш ребенок? Для этого можно пройти специальный психологический тест.

ТЕСТ

«Аудиал, визуал или кинестетик»

1. В какие игрушки предпочитает играть ребенок?

А. Игрушки, которые издают различные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.

В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинками. Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.

К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.

2. Как относится к тому, во что он одет?

А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.

В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.

К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.

3. Как выражает чувства, любовь к родным?

А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас.

В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.

К. Нужен Физический контакт – объятия, поцелуи.

4. Чем любит заниматься?

А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь.

В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках.

К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.

5. Во что предпочитает играть?

А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.

В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают.

К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.

6. Как ведет себя, когда волнуется, боится?

А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.

В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть.

К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.

7. Любимая воспитательница или педагог – скорее всего это:

В. Самая миловидная и красиво одетая.

К. Та, от которой приятно пахнет, которую можно потрогать, обнять.

8. Что отвлекает его на занятиях больше всего?

А. Сосед бубнит все время что-то под нос.

В. Интересно смотреть в окно.

К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.

9. Как говорит?

А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой.

В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником.

К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.

10. Какие слова использует наиболее часто?

А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный.

В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.

К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.

А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие.

В. Читает сам взахлеб.

К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.

Анализ анкет.

БОЛЬШЕ «А». АУДИАЛ

Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них - беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Дети - аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо». Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио. Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона - развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, - способность рассказывать только с самого начала.

БОЛЬШЕ «В». ВИЗУАЛ

Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей - визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»... Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации - как в кино (у маленьких визуалов бурная и живая фантазия).

Дети с визуальным восприятием ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети - визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы - школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

БОЛЬШЕ «К». КИНЕСТЕТИК

Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику, а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Ребенок - кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени.

Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источником знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Как создать ребенку-аудиалу хорошие условия для учебы?

    необходимо создать для ребенка спокойную атмосферу, чтобы посторонние звуки не отвлекали его от занятий

    такие дети любят больше слушать, чем записывать, поэтому для них необходимо прочитать учебник или дополнительную литературу для лучшего усвоения материала

    хорошо, когда Ваш ребенок рассказывает, все то, что он понял и выучил на уроках

    можно приобрести ребенку диктофон, чтобы он смог записывать голос, это устройство сможет пригодиться и в дальнейшем обучении в Вузе

    давать ребенку слушать аудио-книги

    нужно учить проговаривать ребенка свои действия при написании диктанта, например, вслух дома и шепотом в классе.

Как создать ребенку-визуалу хорошие условия для учебы?

    визуалам нужно много пространства и времени для обучения. Поэтому необходим большой стол, а так же различные стикеры, маркеры, карандаши, закладки и прочее

    нужна магнитная доска или доска для рисования мелом

    можно купить ребенку учебные плакаты, пусть он сам разместит их по стенам

    нужно купить учебники, где много таблиц и графиков, даны четкие объяснения правил.

Как создать ребенку-кинестетику хорошие условия для учебы?

    нужно обеспечить ребенка нужным набором материалов и создать условия для практических занятий в домашних условиях

    для лучшего усвоения материала, нужно приводить примеры из жизни

    ребенку интересны большие энциклопедии, где он может найти ответы на любые вопросы

    можно смотреть вместе познавательные фильмы и телепередачи

    нужно чаще бывать в музеях и на выставках, на экскурсиях

К каждому из типов нужно подходить индивидуально в любом деле, в том числе и в учебной работе.

- Специалисты говорят:

    от визуала можно требовать быстрого решения задач;

    от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

    от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

- При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

    визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

    аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

    кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

- Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

    с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

    с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

    с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

- Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

    визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

    аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";

    кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия , то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение. Органы восприятия можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

- Учитесь понимать друг друга , тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!

Исходя из характеристики визуалов, кинестетиков и аудилов, можно определить к какому типу относится Ваш ребенок, и помочь ему лучше справляться с выполнением заданий в школе. А так же понять, почему ему интересно именно это, а не другое. Теперь вы сможете лучше понять друг друга! Дети визуалы, аудиалы и кинестетики такие разные, но между тем так похожие – ведь мы их все равно очень любим.

Знание своего типа восприятия и типа восприятия ребенка являются основой простого и успешного обучения. Как узнать тип восприятия ребенка и на что обратить внимание при обучении, об этом в данной статье.

Вы получите конкретные приемы обучения, которые можно применить уже сегодня.

В каждом человеке ярко выражены 4 основных шкалы восприятия информации: на слух, на ощупь или через действия, глазами, логическое.

Насколько широко развито то или иное, говорит нам о том, какой человек по своему восприятию в целом. По восприятию мы делимся на 4 группы: визуалы, аудиалы, кинестеты, логики (дигиталы).

Практически все визуалы используют в собственной речи обороты «смотри», «давай, я тебе покажу». Они не воспринимают на слух как, куда дойти, где направо, где налево повернуть, они, как правило, любят посмотреть на карту, и идут только со 100% представлением.

Вторая по многочисленности группа — кинестеты, которым нужно проделать действие прежде, чем понять его. Как бы мы ни обучали кинестета танцам на своем примере – «смотри, как надо», «смотри, как я делаю», пока он не повторит сам и не освоит физическое действие – он никогда не научится.

Логики понимают четко структурированную информацию, алгоритмы: 1, 2, 3, 4. Только когда они эту информацию таким образом структурируют – у них есть четкое понимание картины. Окружающий мир у логиков строго разбит на иерархию объектов.

Аудиалы – это те люди, которые в собственной речи играют тембром, глубиной, громкостью голоса (все это составляет просодическую (интонационную) сторону речи). Они очень любят слушать и слышать. Монотонная без эмоциональной окраски речь для них не понятна, скучна.

Давайте рассмотрим каждый тип более подробно.

Мы будем рассматривать несколько критериев: как человек ходит; какой у него ведущий тип восприятия информации; каким образом его легче всего научить. Понятно, что у людей то или иное восприятие выражено в большей или меньшей степени.

Определить свой тип восприятия и тип восприятия ребенка важно, так как это влияет на обучение. Если урок (лекция, тренинг) строится с опорой на все 4 типа восприятия людей, запоминают и понимают все. Если при обучении происходит работа только с «визуалкой» (плакаты, схемы), с монотонной речью без четкого определения структуры – запомнят единицы, лишь те, у кого визуальное восприятие развито на высшем уровне.

Итак, как определить какой тип воприятия ведущий:

Кинестеты – перемещаются, как правило, тихо, медленно, незаметно. Например, если кинестет опоздал в театр, на тренинг или на урок, он либо вообще не пойдет в аудиторию, пропустит 1 часть спектакля, лекцию, либо будет ждать и зайдет в перерывах, лишь бы не привлекать к себе внимание.

Воспринимают все через ощущения, любят теплую, приятную к телу одежду. Их мало заботит сочетание цветов или сочетание предметов одежды, однако обязательно ему в этом должно быть комфортно и приятно.

Обувь без каблуков, комфортная, удобная. Кинестету не важна мода, стиль одежды. Возможно, это будут и пуговицы, и молнии, и вещи без аксессуаров. Внимание на это они не обращают. Одежду подарить ему достаточно сложно, угодить практически невозможно. Дизайн их мало интересует, им важно приятно носить вещь или нет.

Обучение проходит через действие. Сколько раз ни повторяй кинестету любым голосом (тихим, громким), какие ни показывай яркие плакаты, пока он сам не возьмет и не проделает действие, он не научится. Можно взять руку и помочь, иначе он не воспримет. Запомнить некоторую последовательность действий кинестеты могут только физически отработав, повторив ее. Для запоминания кинестету может потребоваться написать что-либо самому, перерисовать карту (изображение).

Аудиалы . Просодика (оформление речи) очень разнообразна. Они говорят либо тихо, либо громко, либо объемно, либо низко, обязательно используют логическое ударение. Они очень любят интонации, следят за ними.

Если проходят и слышат интересную не монотонную речь, они вслушиваются, интересуются. Обучение аудиалов должно проходить именно на своеобразной игре голосом. Крик не любят.

Любят слушать подобную себе речь. При опоздании будут слушать около двери и, по их мнению, в нужный момент (смена выступающего, пауза, аплодисменты) войдут в аудиторию тихо, на цыпочках, стараясь не привлечь к себе внимания. Поздороваются, если это требуется, но непременно тихо, шепотом.

Аудиалов немного, в основном этот тип восприятия сочетается с чем-либо еще.

Тип восприятия можно изменить, если работать с ним. Мы можем сочетать два и более типа восприятия, быть одновременно и аудиалом, и кинестетом.

Логики . Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с логиком. Обычно эти встречи проходят в институтах, университетах. К логикам причислял себя А. Эйнштейн. Речь их однотонна, монотонна, лекторы-логики стоят за кафедрой, они абсолютно не задумываются о том, чтобы кто-либо их слышал. Они все структурируют.

На лекции всегда вначале дают план (подробный), с большим количеством разделов и подразделов. Любят использовать многоуровневые классификации: 1.1., 1.1.1 и т.п. Конспекты, написанные во время лекции логика, понятны, интересны, однако слушать такие лекции скучно и не интересно. Это отличные ученые, на 100% разбираются в науке. Экзамен сдать у таких преподавателей сложно. Одежда функциональна. Например, известный факт: А.Эйнштейн мог выйти из дома в разной обуви (на одной ноге кроссовок, на другой – ботинок). Причем на вопрос и замечание о неправильном выборе обуви, он отвечал, что: «И то, и другое обувь. И там и там, одинаковая по высоте подошва. На левой ноге – левый предмет обуви, на правой – правый. Мне удобно и одной ноге, и другой. Не вижу здесь ошибки».

Не важно, по мнению некоторых логиков, и сочетать по цвету или по парам носки. Есть версия, что именно поэтому существует студенческая примета – одевать на экзамен разные носки (с разных пар, возможно, отличающиеся даже по цвету) для того, чтобы успешно сдать. То есть, чтобы сдать экзамен с легкостью, не пятаки нужно подкладывать в ботинки, а использовать «Метод Эйнштейна» и просто одевать разные носки (с ботинками, боюсь может сработать наоборот). Неизвестно, но возможно так мы становимся немного Эйнштейнами.

Если логик опоздал, он постучится, подождет нужный момент как аудиал, а далее обязательно даст четкую аргументированную причину своего опоздания: «Добрый день, я опоздал, так как 1, 2, 3, 4… Я войду или дождусь окончания лекции?» По этому пути пойду или по другому. Предоставляет выбор лектору – можно войти, войду. Нельзя – нет проблем, останусь. В отличие от логиков, кинестеты даже не задумываются о том, что можно попробовать войти, они лучше останутся за дверью.

Логики имеют на все четкий алгоритм. Все свои действия разбивают на конкретные шаги, например, даже приготовление яичницы, вплоть до выбора специальной сковородки. Есть любимый маршрут, самый короткий обычно, шагов на 50–200 короче удобного. Статичны, редко меняют привычки.

Визуалы – самая многочисленная категория. Визуала Вы узнаете всегда по быстрой и четкой речи. Порой за его мыслью сложно уследить. Часто переключают внимание. Речь сопровождается большим количеством ярких оборотов, эмоциональной окраской. Яркая одежда, прическа. Следят за своим внешним видом.

Визуал, если опоздает на лекцию, всегда позволит себе войти в любой момент. Постучит – не постучит – как получится. Войдет громко, привлечет внимание. Не будет прогуливать или ожидать окончания лекции из-за опоздания. Может сказать: «Извините, продолжайте» и т.п. В отличие от аудиалов, которые будут ждать подходящий момент, не утруждают себя этим. Подошел – вошел. Визуалы смотрят собеседнику в глаза. Используют в своей речь обороты «смотри». Это тот тип людей, которые все воспринимают глазами.

Определить, что у Вашего ребенка больше всего развито можно в процессе наблюдения, и тем самым Вы поймете, что Вам нужно развивать, для того чтобы восприятие окружающей действительности было стопроцентным. Не забывайте, что это 4 шкалы, и выражено то или иное восприятие может быть в разной степени. Однако ведущий тип восприятия выявить возможно и важно.

При обучении мы будем стараться опираться по большей части на визуальный канал, однако для полного понимания необходимо использовать абсолютно все типы восприятия.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку учиться:

  1. Определить тип восприятия.
  2. С учетом ведущего типа восприятия строить систему обучения.
  3. Развивать неявные типы восприятия
  4. Записать ребенка в эффективного обучения, чтобы профессионалы своего дела научили ребенка учиться правильно

В школе спецагентов в перый день все дети проходят специальную диагностику, где мы в том числе определяем ведущий тип восприятия ребенка.

В конце обучения по каждому ребенку наши спецалисты составляют индивидульный план развития, где отмечают — тип восприятия, сильные стороны, на что обратить внимание для лучшего эффекта при обучении ребенка в школе.

Кроме того, в настоящий момент готовится к изданию книга, которая будет отличным подарком и дополнением каждому участнику курса.

Спецагетов часто называют супрелюдьми. Эти люди на первый взгляд совершенно обычные, и никогда не скажешь, что этот человек-спецагент.

Вообще спецагенты живут среди нас. Но каждый день выполняют секретные поручения, миссии, спасают человечество и делают это с невероятной скоростью!

Чтобы стать спецагентом нужно обладать рядом качеств - выдержкой, умом, здоровьем и сверхспособностями.

Многие горят желанием стать агентом спецслужб, но на деле ничего не умеют или не хотят. А ведь здесь необходимы сверхспособности. Например, нужно очень хорошо говорить на нескольких языках мира. Среди спецагентов очень ценится коммуникабельность (умение общаться с людьми), искусство расположить к себе собеседника и умение хорошо владеть языком тела, то есть не только голосом, но и мимикой, осанкой и жестами выразить ему свои желания.

В мире много разных спецагентов: агенты-установщики, вербовщики, оперативные сотрудники, маршрутные агенты, двойные агенты и внештатные сотрудники. Но всех их объединяет одно: отличная память.

Они с одного прочтения запоминают тексты, с одного взгляда запоминают лица и с первого знакомства запоминают имена.

Для суперагента не составляет труда учиться. Он легко может пересказывать тексты, писать сочинения и изложения, грамотно писать, решать задачи и великолепно считать в уме!

В то же время, они не рождаются суперагентами. А ими становятся.

В настоящее время обучают суперагентов суперспособностям уже после окончания школы, в специальных учебных заведениях и попасть туда очень сложно.

Курс «Школа спецагентов» создан для того, чтобы каждый мальчик и девочка, юноша и девушка могли попробовать - как это, быть спецагентом? В курсе ребята узнают, что значит обладать суперспособностями и как их можно развить.

А книга - практический тренажер для мозга, она позволит каждому читателю еще больше раскрыть в себе суперсилу.

После окончания курса «Школа спецагентов», учиться в школе станет легче, учиться в институте станет проще интереснее, работать с информацие - увлекательнее. Кроме того, другие ребята, знакомые и учителя будут поражаться тому, как легко дети запоминают, как красиво могут говорить и обязательно будут спрашивать, где вы этому научились?

В книге, которую получит в подарок каждый участник курса, описаны 6 спецагентов, их суперсила, есть подробная информация, как ее развить, тренажеры для тренировки и связь с школьными буднями.

Таким образом, даже после окончания тренинга у детей будет отличный инструмент, который будет помогать еще долго.

П.С. Книга в отдельную продажу не поступит, это эксклюзивное пособие для участников курса.

Участникам курса книга будет отправлена почтой

Что еще почитать