Синестезия в психологии человека: как воспринимать мир не так как все? Всё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета

Брайтон (Англия) - Примерно у одного из 23 человек некоторые чувства связаны между собой, что позволяет им автоматически воспринимать, например, в цвете некоторые цифры и буквы или звуки, а определенные слова смогут иметь у них вкус или запах. Эта особенность восприятия называется синестезией. В недавнем исследовании ученые из Великобритании показали, что такие способности могут приобрести и взрослые. Оказывается, этот процесс может даже увеличить соответствующий коэффициент умственного развития.

Как отмечают в журнале "Scientific Reports" исследователи во главе с доктором Дэниелом Бором (Daniel Bor) и доктором Николасом Ротеном (Nicolas Rothen) из Университета Сассекса, синестезия - все еще абсолютно непонятное состояние неврологии. Уже много лет ученые обсуждают, зафиксировано ли это "чувственное переживание" в соответствующих генах или оно вызвано определенным влиянием окружающей среды, например, игрушками с разноцветными цифрами и буквами.

Развивает ли синестезию игрушка с разноцветными буквами?

Для исследования ученые разработали девятинедельную программу обучения синестезии. Ее целью было проверить, могут ли этим состоянием овладеть взрослые, не имевшие раньше таких способностей.

Как показали стандартные тесты контроля синестезии, у 14 испытуемых после обучения появилась сильная буквенно-цветовая ассоциативность. Кроме того, многие участники сообщили о связи с определенными буквами других качеств, например, X описывался после обучения как "скучный", а W - как "спокойный".

Еще одним неожиданным результатом исследования стало наблюдение, что после обучения IQ испытуемых вырос на 12 пунктов по сравнению с предыдущими результатами и данными участников контрольной группы, не проходивших тренировки.

Восприятие при синестезии

"Важнейшим выводом нашего исследования является то, что оно показывает совершенно новые способы восприятия окружающей нас среды и это может быть уже достигнуто путем простого, хотя и детального, обучения, - отметил Бор. - Полученный познавательный толчок может привести к развитию клинических методов обучения лечению детей с СДВГ или взрослых, больных слабоумием".

"Следует также подчеркнуть, что мы не утверждаем, что мы сделали из не-синестетов настоящих синестетов, - объясняет Ротен в заключение. - Когда мы снова исследовали наших участников через три месяца после обучения, их полученный ранее навык ассоциировать буквы с цветами, большей частью, снова исчез. Тем не менее, наше исследование показывает, что синестезия включает в себя, вероятно, важный компонент развития, проявляющийся у большинства синестетов уже в раннем детстве".

Оригинал взят у zherazborki в Как видеть звук и слышать запахи?

Представьте себе мир в котором вы видите цифры и буквы разноцветными, в котором музыка и голоса кружатся вокруг вас в водовороте разноцветных форм. Знакомьтесь с синестезией- неврологическим феноменом, при котором два или более вида чувств сливаются воедино. Он встречается у четырех процентов населения. Синестет может не только слышать чей-то голос но и видеть его, чувствовать его вкус или ощущать в виде прикосновения.

Разные участки мозга, выполняя разные функции, у синестетов имеют больше "перекрестных" нейронных связей. Люди, которые испытывают синестезию, помимо обладания огромным творческим потенциалом, имеют поразительные способности к запоминанию и воспроизведению информации. Особенность их восприятия позволяет мозгу "смешать" данные, полученные с нескольких органов чувств, перед тем как анализировать их.


Синестезия не позиционируется как заболевание или расстройство, хоть и может иметь совершенно причудливые формы восприятия, не совсем понятные обычному человеку. Прежде чем разбираться возможно ли вызвать у себя синестезию искусственно, давайте разберемся именно с формами.

Существует несколько более-менее изученных форм синестезии:

Графемно-цветовая синестезия.


Цветовые ассоциации на отдельную графему (еденицу письменности:букву или цифру) или на написанные слова текста.

С помощью такого "дополнительного восприятия", очевидно, проще замечать детали текста, воспринимать, запоминать и воспроизводить его.


Хроместезия (или Фонопсия).


Цветовая ассоциация на звуки. Звук порождает ощущение цвета и "выглядеть" это может по-разному. Некоторые синестеты могут воспринимать музыку, как фейерверк, другие-как вибрирующее движение разноцветных линий. Как цветные волны от источника звука.

Некоторые слыша речь, "окрашивают" слова. И их цвет и оттенки определяется не только высотой звучания, но также и эмоциями. Очевидно, что используя эту особенность восприятия проще запоминать и воспроизводить музыкальные произведения, ведь в процессе задействована и зрительная память, несмотря на то, что "цветовые картины звука" рисуются воображением. Легче помнить информацию воспринятую на слух: беседы, лекции, деловое общение. Это очень полезно в обычной, повседневной, жизни.


Кинестетико-слуховая синестезия.


Звуковая ассоциация на визуальный раздражитель. Способность "слышать" звук видя двигающийся предмет.


Синестезия числовых форм (локализации последовательностей) и "числовых линий".


Это два типа синестезии, которые бывают путаются обывателями. Синестезия локализации последовательностей подразумевает то, что человек, находя в чем-то числовую закономерность,-может видеть числовые последовательности в виде точек в пространстве. Такие люди могут визуально "наблюдать" вокруг себя цифры часов, дни недель, месяцы, годы, вокруг себя. Они выстраиваются в некой разумной последовательности, и (например) 2000 год будет визуально казаться дальше, а 2016 ближе. У таких людей хорошо развита визуальная и пространственная память. Они хорошо ориентируются, вспоминают события которые с ними происходили даже очень давно. И также-неплохо считают, потому-что также могут "проецировать" вокруг себя последовательности чисел, например, где 1 будет ближе, а 9 -дальше.


Синестезия "Числовых линий" это немного другое. Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Это свойство психики так и называется «мысленной числовой линией» (mental number line). Но особенности раннего воспитания могут изменить эту структуру "линии" и в дальнейшем человек, задумываясь о числах в воображении видит некую субъективную модель (фактически созданную им самим в процессе раннего обучения) . Взгляните на числовые линии, нарисованные синестетами:

Числовая линия которая являлась Френсису Гальтону, при малейшем упоминании о счёте и числах. Цифры от 1 до 12 имели в этой числовой линии, в представлении самого Гальтона- аналог циферблата и всегда сопоставлялись с часами.

Числовая линия была впервые описана сэром Френсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей» (The Visions of Sane Persons , 1881).


А вот так выглядит числовая линия у человека имеющего в дополнение еще и графемно-цветовую синестезию.

Иллюстрация из книги "Среда цвета Индиго" (Wednesday Is Indigo Blue, 2009, Ричард Цитович и Дэвид Иглман).

Люди с особенной "числовой линией" очень способны к счету, хорошо запоминают даты, номера, счета. Все,что связано с числами дается им легче, благодаря тому, что в счете и в запоминании используется "визуальная" информация. Соответственно в работу включается также и "зрительная" память.


Акустико-тактильная синестезия.


Чувственная ассоциация на звуки. Определенные звуки могут вызывать разные тактильные ощущения в разных частях тела (прикосновения, покалывания).


Порядковая и лингвистическая персонификация.


Синестезия персонификаций возникает обычно наряду с графемно-цветовой синестезией. И отличается тем, что буквы и цифры привязываются не к цвету, а к образам. Чаще это образы людей и животных. "4-это добрый, но здоровый и грозный лев, а 5-приветливый негр, 9-безумно сексуальная девушка в красном с длинными ногами...". Благодаря ярким образам такие люди также неплохо запоминают информацию связанную с числами. Но как и предполагалось, такие люди в счёте не превосходят синестетов с необычной "числовой линией" и синестетов с локализациями числовых последовательностей. Потому-что у последних визуализация подчинена логическому порядку, в котором можно ориентироваться, делая математические вычисления. А добрый лев и безумная красотка в красном такой возможности дать не могут.


Мисофония.


Звуко-эмоциональная синестезия. В этом плане: мы все синестеты, но нужно сказать, что конкретно Мифосонию определяют как неврологическое расстройство и упоминают именно в негативном аспекте. Это расстройство подразумевает, что определенные звуки вызывают у человека яркие отрицательные эмоции: страх, ненависть, гнев и так далее.. Не очень-то клево слышать скрип дверей и хотеть при этом пристрелить кого-нибудь.


Эмпатия прикосновений.


Эмпатия прикосновений тоже упоминается как расстройство. Задумывались ли вы, почему вам неприятно смотреть на хирургические операции, избиения.., на наказания и пытки? Это происходит потому, что в нашем мозге есть, так называемые "зеркальные нейроны", они позволяют нам видя ситуацию как бы "примерить" ее на себя. Человек который страдает от эмпатии прикосновений чувствует на себе прикосновения которые он видит. Он может смотреть на то как вы прикасаетесь к руке другого человека и чувствовать прикосновение к своей руке. Может быть смотреть порно и здорово, но в повседневной жизни- вам бы вряд ли это понравилось. Такие люди не могут смотреть на уколы, не могут видеть даже просто разделку мяса, им в прямом смысле больно видеть как кто-то падает с велосипеда.. Все эти мелочи сильно усложняют жизнь..


Лексико-гастическая синестезия, "Цветное обоняние", и "Шелест запахов".


При лексико-гастической синестезии есть устойчивые вкусовые ассоциации от образов, слов, звуков. Такие люди могут послушать музыку, чтобы вспомнить вкус любимого блюда. Такой формой синестезии обладают всего 0,2 % населения. Про нее снят документальный фильм «Дерек вкуса ушной серы» .


А цветное обоняние представляет из себя цветовые и эмоциональные ассоциации на запахи. Запах может представляться визуально, примерно так как часто показывают в фильмах, но только более ярко (имея ярко выраженный окрас). И вызывать при этом различные эмоции.


Шелест запахов (ольфакторно-звуковая синестезия)- звуковая ассоциация на запах. Для людей с такой формой синестезии- запах может как бы "звучать".


Аурическая синестезия.


Сопоставление людей и цвета. Люди с аурической синестезией "окрашивают" других людей согласно их внешнему виду, их настроению, эмоциям, которые они вызывают. Это позволяет хорошо помнить личные и деловые встречи, которые были даже очень давно, помнить эмоциональный "окрас" тех встреч. Позволяет хорошо позиционировать себя в отношениях и помогает выстраивать коммуникацию между людьми.

Возможно ли вызвать синестезию искусственно?

На этот счет много споров. Начинаются они с того, что было выявлено: способность к синестезии способна передаваться наследственно, на генном уровне. Долгое время считалось, что кому-то дано а кому-то нет. Но изменения в геноме детеныша проявляются, в числе прочего,- под влиянием окружающей среды родителя. Видимо и родитель, и сама природа-находят этот навык полезным для выживания. И способность к этому навыку передается.


Синестезия, в сути- развитое ассоциативное мышление. Мозг пластичен, некие связи в нем перестроились с момента как вы открыли эту статью еще до того, как вы дочитали этот абзац. В материальном смысле это бесконечная нейронная стройка паутины, из ваших знаний, мыслей,опыта, реакций. Они пересекаются между собой так, что одно вызывает другое. И у графемно-цветовых синестетов прослеживали исходные связи до самого детства, как бы ни смешна была простота этого явления- часто исходными связями становились магниты на холодильнике в виде цифр и букв. У вкусовых синестетов прослеживалась связь до недорогих макарон в форме букв. В детстве они кушали эти макароны и неосознанно связывали "буква-вкус", а мозг в дальнейшем как бы подталкивал: есть и другие буквы,- они тоже должны иметь вкус. Кто-то в детстве решал математические-логические задачи вроде таких:

Детство- это время, когда пластичность мозга очень высока. И синестеты не нарочно, и неосознанно воспитывают в себе ассоциации изначально. Всё то, что происходит после , все новые знания, и весь новый опыт- уже проходит через призму вот этих ассоциаций, воспитывая и только подкрепляя это необычное восприятие. Взрослому воспитать в себе синестезию искусственно будет намного сложнее. Он уже более разумен и может подчинить ассоциации разумной логике. Чтобы это действительно помогало ему в жизни. Но факт в том, что для синестетов-их ассоциации-неосознанны, они появляются без мысленного или волевого усилия. Случаев, когда искусственная синестезия была в той же степени развитой пока не было зафиксировано.


Обладателями лучшей искусственной синестезии являются мнемоники (спорт, смысл которого- скорость и объём запоминания). Мнемоники учатся связывать поступающую к ним текстовую, или звуковую информацию с визуальными образами делая это даже в деталях, даже в мелочах. Например, они могут запомнить порядок колоды карт за минуту, благодаря тому, что складывают информацию в "мнемонический замок" (мысленно запертое хорошо знакомое помещение) . Они представляют себе карлика жонглирующего красными кубиками (валет бубей), и другие образы вроде черной BMW (семерка пик), или клубок опарышей (десять червей) которые находятся по пути их следования из одного конца этого помещения в другой. Джошуа Фор, в книге "Эйнштейн гуляет по луне", рассказывал, как Эд Кук-один из лучших мнемоников современности при первой встрече мысленно представил как Джошуа шутит, и эта шутка разрезает Эда на 4 части. Эд так сделал просто для того чтоб запомнить имя. Джошуа Фор было созвучно с "Joke" (англ. шутка ) и "four" (англ. четыре ). Он говорил, что делает это уже неосознанно,- это вошло в привычку.


Развить же синестезию числовых последовательностей пока не удавалось, но совершенно не факт, что это невозможно. Повара разных стран после многих лет работы чувствовали ассоциацию "вкуса" образа, также опытные сомелье находили закономерность во вкусе и цвете, могли искусственно вызывать ощущения вкуса просто видев вино, чтобы сравнить его с другим. Многие, действительно опытные, музыканты ассоциировали звук с цветами, и с..температурой. Стремились написать произведения, музыкально "описывая", например, просто погоду за окном и стараясь передать ее красоту. Эти слова можно прочитать с пренебрежением,- любой артист так может представлять свои композиции. Но среди профессиональных музыкантов- очень много реальных синестетов. Есть даже примеры, когда композиторы сами описывали это явление, в те времена, когда даже такого термина, как синестезия, еще не существовало.

Развить синестезию, значит- перестроить свое восприятие. Чтобы провести параллель с теми усилиями, которые бы пришлось применить для такой "перестройки"-вот история.


В Лондоне таксист должен получить специальную лицензию, чтобы приступить к работе. Они обучаются в течении 3-5 лет. В течении этого времени они ездят по улицам изучая достопримечательности. По итогам обучения им нужно знать 25000 (!!) улиц, умея составлять оптимальные маршруты, и рассказывать о более чем 1000 (!!) достопримечательностях. Проводились изучения работы их мозга в начале и в конце обучения. Спрашивая начинающего студента,- чем знаменита та или иная достопримечательность, ученые наблюдали, как включалась одна зона мозга, которая вспоминала те или иные факты. Когда те были уже лицензированными таксистами им задавали аналогичные вопросы, ученые видели, как включается сразу несколько зон мозга. Включались зоны, которые отвечали за картографическую и пространственную память. Прежде всего они вспоминали где это. Прорисовывался образ из зрительной памяти, прорисовывались тактильные ощущения. Ведь они посещали ту или иную достопримечательность по нескольку раз, и в разные времена года. И четкие образы заставляли таксистов вспоминать историю достопримечательности в деталях. Несмотря на их огромнейшее количество (более тысячи). Связи их мозга за период обучения (3-5 лет) менялись на 7 %.


В рамках сегодняшнего понимания синестезию развить можно, но потребуется очень долгое время упорной и направленной работы.

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант . Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики . Также можно попробовать гимнастику для глаз . Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если для человека каждая буква имеет свой цвет и запах, а каждый цвет звучит по-своему и может быть мягким, скользким или горьким – то это называется синестезией.

Когда на явление, предмет, событие или символ несколько или, что реже бывает, все органы чувств имеют четкую характеристику. Эти характеристики индивидуальны для каждого «синестета», они не одинаковы для всех.

Виды синестезии

Синестезии включают визуальные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и пространственные впечатления и ощущения в различных комбинациях.

Для обычного человека недоумение – это чувство, а для синестета – оно может быть еще слегка шероховатым, прохладным, соленым, звучать как нота ми и иметь синевато-серый оттенок.

Синестезия нередко проявляется у талантливых людей. Многие известные писатели (Цветаева, Бальмонт, Пастернак, Бодлер, Верлен, Рембо), композиторы (Римский-Корсако, Скрябин, Ференц Лист, Ян Сибелиус), физик Ричард Фейнман были синестетами. Типичный пример синестезии – Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма Александра Скрябина для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, для которой в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии. В 1970-х был популярен «световой орга́н» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Синестезия может передаваться по наследству. В качестве примера можно привести семью Набоковых.

Для чего нужно развивать синестезию?

Синестезия – часть целостного восприятия мира. Известна с древнейших времен, но свое название получила около трех веков назад.

Синестезия – расширенный спектр возможностей для современного человека, но, возможно, была присуща каждому человеку в далеком прошлом. Вполне вероятна связь интуиции и экстрасенсорных способностей с синестезией. Во всяком случае, они все относятся к «досознательному» восприятию человека. Когда человек «улавливает» или обращает внимание на «подпороговые стимулы», предощущения.

Синестезия способствует более яркому творческому самовыражению. Возможно, именно с этим явлением связано влияние некоторых абстрактных картин на восприятие.

Синестезию можно получить не только по наследству, но и развить. Особенно легко это сделать в детстве, когда малыши более чувствительны и восприимчивы. Их ощущения и чувства еще не отмечены ярлыками «хороших» и «плохих», не подавлены или извращены психологическими травмами. Как часто родители относят проявления синестезии своих детей к глупым фантазиям или сказкам.

Как развивать синестезию? С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…

«Мир исполнен соучастий. Природа - нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.

Что еще почитать