Собираемся в детский сад - что нужно? ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д. В каком возрасте отдают ребёнка в садик

Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить.

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера.

Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Эта ситуация очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко,а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 – подъем, умывание, одевание; 8:30 – крайнее время для прихода в сад; 8:40 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и «заторможенность», как будто эмоций нет вообще. В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

Особенности речи

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3–4 недели, но может растянуться на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка . Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад. Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью . Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой . Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Впервые отправляя ребенка в детский сад, молодые родители не очень понимают, какой набор вещей собрать малышу. Список необходимых принадлежностей и одежды стоит составить и приобрести заранее, чтобы не покупать в последний момент первое попавшееся. Итак, что нужно ребенку в детский сад?

При поступлении в детский сад туда сразу можно отнести нужные вещи - они хранятся в отдельных секционных шкафчиках

Практичная и удобная одежда, обувь

Главным критерием выбора одежды для детского сада является ее удобство. Ребенку должно быть комфортно находиться в вещах, поэтому изначально рекомендуется отказаться от узких брюк, синтетических костюмов, нарядов со сложным кроем и многоярусными юбками.

Для малышей ясельного возраста и детей младшей группы стоит позаботиться о дополнительном полном комплекте одежды (трусики, носки или колготки в холодное время года, кофточка, брюки или юбка).

Оптимальным комплектом одежды для мальчиков является:

  • Майка (в холодное время года, но может не использоваться, если ребенок не привык к ней).
  • Футболка или реглан (на хлопчатобумажной основе, с достаточно широкой горловиной для удобного надевания).
  • Колготки, носочки подходящего размера с натуральным составом.
  • Бриджи (удлиненные шорты). Модели на резинке, без молний, пуговиц, лучше длиной до колена (защитят при возможном падении).

Подобный набор одежды удобен тем, что ребенок легко сможет самостоятельно (или при минимальной помощи воспитателя) переодеться на прогулку: снять бриджи, надеть теплый свитер и теплый комбинезон. Если в качестве верхней одежды используется термокомбинезон, важно предупредить воспитателя о том, что надевать под него.

Комплект одежды для девочек практически не отличается от аналогичного для мальчиков: вместо шорт можно предложить юбку на широкой резинке или сарафан, который ребенок сможет самостоятельно снять при необходимости. Подбирая гардероб для девочки, стоит отказаться от вариантов, излишне декорированных всевозможными бусинами, бантами.



Наряжать ребенка в сад не стоит - одежда должна быть удобной и практичной, чтобы ребенок мог сам ее снять или надеть

Для нахождения в группе оптимальная обувь – тапочки с задником на нескользящей подошве. Детям постарше подойдет обувь с липучками, которая надежно фиксирует стопу. Отказаться изначально стоит от моделей по типу сланцев, резиновых шлепок, которые могут спровоцировать падение во время бега или активных игр в группе. Хорошим выбором являются тапки с ортопедической стелькой, в которых предусмотрены супинаторы для правильного расположения стопы и распределения нагрузки.

Одежда для прогулок

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

На прогулку детей выводят обычно в той одежде, в которой их привели родители утром, поэтому имеет смысл заранее выбирать такую верхнюю одежду, которую ребенок сможет надеть самостоятельно без проблем. Для зимы и демисезонного периода нужно позаботиться о дополнительной паре варежек (не перчаток), т.к. есть большая вероятность, что они останутся мокрыми.

Рукавицы лучше прикрепить на резинку, которую нужно продеть через петлю на воротничке: это позволит быстро вытащить варежки и просушить их на батарее во время сонного часа. Тогда вечером кроха пойдет домой в сухой теплой одежде.

Оптимальная модель шапки для ребенка младшего возраста – это шлем. Шарф стоит выбирать средней длины, его можно заменить манишкой, надежно закрывающей шею малыша от холода и не мешающей ему во время игр (рекомендуем прочитать: ). Если все же используется шарф, завязывать его лучше сзади. Альтернативой шлему могут быть модели теплых шапок с фиксаторами в виде липучек, варианты на завязках неудобны в том плане, что ребенку сложно будет надеть или снять их, а воспитателю одевать их ребенку - долго.

Итак, в разные сезоны года стоит позаботиться о таких вещах:



Летом ребенку обязательно нужен головной убор - шляпка или панамка

Одежда для занятий

В детском саду проводится ряд занятий с малышами, наиболее популярные из которых – это музыкальные и спортивные. На творческих занятиях дети поют, танцуют. Для них ребенку необходимо приобрести чешки подходящего размера (обычные кожаные или вязаные). Для спортивных тренировок понадобится удобные кеды или кроссовки (без шнурков).

Дети младших групп на спортивные занятия обычно ходят в той же одежде, в которой находятся в саду. Старшим дошкольникам может понадобиться специальный комплект одежды для занятий спортом (футболка, шорты или спортивные штаны, которые будет удобно одевать). В качестве оптимального материала для подобных комплектов выступает хлопчатобумажная ткань, хорошо пропускающая воздух.

Одежда для праздничных мероприятий

В каждом саду регулярно поводятся всевозможные утренники, праздничные мероприятия, на которых дети должны выглядеть по возможности нарядно. Для мальчика универсальным комплектом такой одежды является:

  • Белая рубашка.
  • Жилетка (по желанию). Этот элемент гардероба может заменить пиджак.
  • Классические брюки (или темные шорты).
  • Белые носочки (колготки в холодное время года).

В гардеробе девочки для праздничных мероприятий удобно иметь два нарядных платья: одно длинное, (можно пышное), второе – попроще. Первый вариант – это универсальный выбор для новогодних праздников и мероприятий, в которых по сценарию не будет танцевальных номеров (в длинном платье девочке будет неудобно), второй – классический наряд на любой праздник в садик. Его надевать можно и для фотографирования.



Желательно подобрать девочке нарядное, но при этом удобное платье, которое не будет сковывать движения

Маркировка детской одежды

Нередко возникают ситуации, когда ребенку надевают в саду не его вещь. Чтобы воспитателям легче было ориентироваться в гардеробе каждого ребенка, рекомендуется маркировать такие вещи. Среди наиболее практичных и доступных способов маркировки можно выделить следующие:

  • Простая надпись шариковой ручкой. Достоинства: быстрый метод, не требующий дополнительных вложений. Недостатки: недолговечность, на темных тканях надпись может быть не видна, первый раз после стирки может понадобиться обновить маркировку.
  • Использование специального маркера для одежды или готовых термонаборов. Достоинства: долговечное нанесение, эстетичный внешний вид. Недостатки – необходимо время на маркировку, стоимость готовых термоблоков (наносятся при помощи утюга) достигает 250 и выше рублей (за комплект из 50 этикеток).
  • Именная вышивка. Достоинства: красиво, оригинально, долговечно. Недостатки: способ занимает много времени, необходимы навыки ручной вышивки.
  • Готовые штампы. Достоинства: быстрый способ крепления, долговечность. Недостатки: внешний вид готовых изделий с маркировкой.
  • Термонаклейки с именными надписями. Достоинства: имеют оригинальный и аккуратный дизайн, не портят внешний вид одежды. Недостатки: больше подходят для верхней одежды.


Использование бирок помогает предотвратить потерю одежды ребенка в садике

Дополнительные вещи для сада

Полезным будет и наличие дополнительных вещей для группы, особенно если ребенок первый раз отправляется в сад:

  • Чистый носовой платок (или несколько).
  • Полиэтиленовый пакет для грязного белья.
  • Нагрудник (для ясельных и младших групп, чтобы не пачкалась одежда во время приемов пищи). Отдать предпочтение стоит вариантам из непромокаемой легко очищаемой ткани.
  • Непромокаемая пеленка или обычная клеенка для кроватки (для ясельного возраста).
  • Салфетки (сухие и влажные), туалетная бумага, бумажные полотенца.
  • Резинки для волос и расчески (девочкам).
  • Любимая игрушка ребенка, с помощью которой можно его при необходимости отвлечь, успокоить.

Канцелярия для занятий в саду

Перечень всего необходимого для творческих и развивающих занятий обычно предлагают воспитатели. Стандартно в такой набор входят следующие позиции:

  • Для лепки: мягкий пластилин, пластиковая досочка.
  • Для рисования: альбом, цветные карандаши, гуашь или акварель, кисточки, стаканчик для воды. Дополнительно могут значиться листы для свободного рисования, раскраски (в ясли с крупными деталями).
  • Для аппликаций: цветная бумага, картон, ножницы, клей с кисточкой.
  • Для занятий письмом, математикой: тетради, счетные палочки, прописи.


Список канцелярии для садика включает в себя краски, карандаши, альбомы, пластилин и иные материалы для творчества и развития

Списки с канцелярией чаще всего выдаются родителям в начале учебного года. Дополнительно могут быть нужны и другие материалы, особенно если речь идет об учебных учреждениях с определенным уклоном в учебной программе.

Что не нужно брать в сад?

  • Любую еду, напитки (исключение составляют угощения на день рождения, которые также заранее согласовываются с воспитателями). В список запрещенных продуктов обычно попадают шоколадные изделия, цитрусовые, всевозможные газированные напитки, торты и кексы домашнего производства, сладости.
  • Игрушки (можно оставить небольшую для малыша ясельной или младшей группы, старших воспитанников сада приучают свои игрушки оставлять в шкафчике, не занося их в группу - принесенные из дому игрушки могут стать причиной ссор между детьми, поэтому нежелательны как таковые).


В садике достаточно общих игрушек - по возможности не стоит позволять ребенку брать их из дома
  • Современные гаджеты (мобильные телефоны, электронные игры, музыкальные плееры, планшеты и т.д): любые дорогостоящие аксессуары, игрушки лучше не приносить в сад, о чем воспитатели не раз скажут родителям.
  • Устройства и приборы, наличие которых не согласовано с администрацией сада (медицинские препараты, запрещенные уставом детского учреждения, потенциально опасные вещества).

Что рекомендуется дать с собой малышу в группу, воспитатели обговаривают с родителями, делают акцент на важных мелочах и дают собственные рекомендации, исходя из опыта работы с детьми. Предлагаемые списки всего необходимого могут отличаться в разных учреждениях, поэтому начинать покупки стоит после обсуждения данного вопроса в конкретном детском саду и группе. В некоторых учреждениях существует определенная форма одежды (например, одинаковые спортивные костюмы для занятий гимнастикой). Если четких рекомендаций относительно внешнего вида малыша в детском садике не дают, родители должны руководствоваться тем, чтобы ребенку было максимально комфортно в предлагаемой одежде, по сезону тепло (не жарко).

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Узнайте, что должны сделать родители и что должен уметь малыш, чтобы расставание с мамой принесло ему новые впечатления, а не слезы.

После рождения малыша приоритеты в семье меняются кардинальным образом. Ребенок взрослеет, декретный отпуск заканчивается и мамочка начинает задумываться над тем, как сделать так, чтобы кроха мог без проблем найти общий язык с другими детками в дошкольном учреждении. Молодым родителям важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он как можно быстрее привык к новому ритму жизни и не устраивал истерик воспитателям.

Подготовительный процесс перед садиком

Только от старшего поколения зависит, как кроха сможет воспринять новую окружающую обстановку. Если вы решили, что малыш будет посещать определенный садик, то для начала постарайтесь выяснить, какой режим дня в этом заведении, какие порядки, и начинайте приучать кроху к ним.

Например, женщина привыкла поднимать ребенка с кровати после 10 часов, так как раньше он не просыпается. В садике день начинается с 8 утра, из этого следует, что родительница должна попытаться будить малыша пораньше, в зависимости от того, как далеко находится сад. Первое время карапуз будет пробуждаться со слезами на глазах, но постепенно капризы пройдут, и юный соня привыкнет к новому режиму.

Поход в детский сад должен ассоциироваться у крохи с праздником. Попросите супруга помочь вам, пусть он расскажет ему о преимуществах посещения садика, к примеру, сделает акцент на возможности общаться с другими детками, играть с новыми игрушками, весело проводить время. Возможно, первое время малыш будет с недоверием слушать отца, но со временем это пройдет.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются родители, является дневной сон и питание. Если кроха привык питаться в разное время и его вкусовые предпочтения отличаются от тех, которые приняты в детском учреждении, то мама должна постепенно приучать чадо к тому меню, которое будет в садике. Поменьше сладостей, больше фруктов, вводите в ежедневный рацион различные каши. Старайтесь приучить ребенка к самостоятельному сну в одно и то же время.

Не стоит забывать и о том, что в детском саду неизбежны простудные заболевания. Заранее укрепляйте иммунитет малыша, чтобы они не был подвержен заражению от других деток. Мы уже рассказывали о том, но не будет лишним напомнить о важности закаливающих процедур.

Какими навыками должен обладать малыш

После того, как вы выбрали детский сад, что нужно знать и уметь вашему малышу, чтобы в новой среде он не чувствовал себя белой вороной? Вот список того, какими умениями должен обладать ребенок перед поступлением в детский сад:

  1. Кушать без посторонней помощи.
  2. Ходить на горшок.
  3. Умываться без помощи воспитателей, вытирать руки и лицо полотенцем.
  4. Не быть конфликтным, самостоятельно играть.
  5. Уметь рассказывать о своих желаниях и нуждах.

Эти навыки относятся к разряду обязательных. Как показывает практика, многие малыши начинают посещать детский сад, при этом не умея ходить на горшок. В этом случае помогают воспитательницы, которые за короткий промежуток времени учат ребенка проситься на горшок.

Стоит отметить, дети болезненно переживают расставание с мамой. Поэтому лучше понемногу приучать ребенка к отсутствию родительницы, оставлять кроху с бабушками или дедушками. Также можно познакомить ребенка с будущей воспитательницей, представив ее как добрую тетю, любящую играть с детками в познавательные игры. Или старайтесь как можно чаще с малышом в общественных местах, чтобы у него исчез страх перед незнакомыми людьми.

Что следует знать об адаптации

Часто взрослые жалуются на то, что дети капризничают и не хотят посещать детский сад. Такое происходит в тех случаях, когда ребенка отдают без предварительной подготовки в государственное учреждение. Единственным правильным решением для родителей является посещение детского сада с малюткой в течение нескольких недель, пока он не привыкнет к новой обстановке.

Отводите кроху в садик на час, но ежедневно, постепенно увеличивайте время пребывания. Если малыш начинает отвлекаться на общение с другими детками или игрушками, то старайтесь незаметно исчезать из его поля зрения.

Не возбраняется брать в сад игрушку (почитайте о том, ) или домашние тапочки, чтобы ребенок мог видеть привычные для него вещи, которые будут ассоциироваться у него с домашним уютом, придавая ему уверенности.

И совсем скоро вы заметите, как малыш с удовольствием по утрам просыпается, чтобы как можно быстрее пойти в садик, провести время с другими детками. Вы же в это время сможете заняться своим любимым хобби, а если у вас его пока нет, выбирайте новое увлечение на нашем сайте.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.



Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.



Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.



Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.



Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.


Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:

  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки - это может серьезно препятствовать процессу адаптации.

По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:

  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.

Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.

Проблема нежелания ходить в детский сад знакома так или иначе практически всем: мы храним в памяти далеко не лучшие воспоминания об утренних подъемах в раннем детстве или уже наблюдаем сцены, устраиваемые по этому поводу нашими собственными детьми. Как с этими непростыми ситуациями справляться?

Пожалуй, нет ребенка, который от первого до последнего дня ходил бы в детский сад с неизменной радостью. Трудности могут возникнуть как в самом начале посещения, так и «ни с того, ни с сего» с уже адаптированным ребенком.

Если ребенок плачет по утрам и просит оставить его дома, если он часами не отпускает маму, приведшую его в группу, - вполне может оказаться, что это лишь капризы, но разобраться в их появлении все равно стоит. Но если малыш стал тревожным и плаксивым без очевидного повода, чаще болеет, плохо спит, и, уж тем более, если стали наблюдаться такие проявления стресса, как рвота, понос, энурез - однозначно пора выяснить, что не так с детским садом.

Словом, у нежелания посещать детсад может быть множество причин. И нам нужно не только выявить их, но и устранить , чтобы доставлять чадо в сад регулярно, эффективно и желательно комфортно для всех.

Конечно же, вы постараетесь расспросить чадо о том, что его беспокоит и почему . Но проблема в том, что далеко не все дети готовы изложить вам свои чаяния в красочных формулировках. Некоторые, кроме недостатка словарного запаса для выражения чувств, еще и усугубляют дело своей застенчивостью, стеснительностью, боязнью наказания или замкнутостью. Если дитя, насупившись, молчит, а воспитатели в ответ на ваши каверзные вопросы разводят руками, придется пойти на хитрость.

Многие психологи и педагоги сегодня рекомендуют дома с ребенком играть в детский сад . В игру он неосознанно будет переносить ситуации реальной жизни - и многие проблемы могут всплыть на поверхность. Аналогичным действием могут обладать и придумывание сказок с персонажами, похожими на самого ребенка и его окружение . Правда, сказки лучше подходят для детишек, которые уже довольно хорошо разговаривают. Понаблюдайте, обижают ли друг друга персонажи, помогают ли друг другу, приходит ли кто-то на выручку, если у них сложности, как они ведут себя в тех или иных (конечно, подсказанных вами) ситуациях. Обратите внимание, нравится ли малышу в целом такая игра или он категорически отказывается погружаться в эти переживания.

Направляя сюжет такой игры или истории, вы можете не только узнать, что происходит в жизни отпрыска, когда он находится вне вашего внимания, но и сформировать позитивное отношение к садику, людям, там находящимся, и процессам, которые в нем происходят. И это отношение малыш (по крайней мере, до 3-4 лет) вполне способен перенести в реальную жизнь. Потому что дети в раннем возрасте игру, сказку и реальность разделять еще не умеют. У них нет ассоциативного мышления, и все, что с ними происходит - по-настоящему или понарошку - для них равно по значению.

Метод «проигрывания» ситуаций можно применять и как способ подготовить ребенка, когда вы еще только собираетесь отдавать его в детский сад. А также в других стрессогенных ситуациях вроде походов к врачу или просто в незнакомые места.

Как еще можно повлиять на решение ребенка посещать дошкольное заведение?

Первое и главное - дать понять ребенку, что вы на его стороне, но садик - это неизбежность. Для некоторых детей хорошим приемом является объяснение, что садик - это очень важное дело. Это его работа, как у взрослого. Мама идет на свою работу, а малыш - на свою, в сад.

Если ребенок плачет в момент расставания с мамой в раздевалке, но, как только за ней закрывается дверь, успокаивается и в течение дня ведет себя нормально, значит дело лишь в кратковременной эмоции расставания. Ее можно облегчить, если ребенка в садик будет отводить менее эмоциональный член семьи или тот, к кому ребенок не так сильно привязан, как к маме: папа, бабушка, старшие дети.

Не забывайте, оставляя чадо в детсаду, сказать, что вы за ним обязательно придете. Скажите, в какое время это произойдет (сразу после полдника, во время вечерней прогулки, сразу после тихого часа), и не опаздывайте.

Никогда при ребенке не ведите озабоченных разговоров о воспитателях, обстановке в детсаду, не выражайте тревогу или волнение по поводу его трудного привыкания к садику. И ни в коем случае не проявляйте сомнения или слабину в момент утреннего расставания. Дети очень хорошо чувствуют напряжение или неуверенность родителей. Один раз сдавшись под напором капризов, вы моментально станете объектом детской манипуляции, и в следующий раз уговорить отпрыска остаться в саду без истерик будет гораздо сложнее.

И напротив - почаще с гордость рассказывайте другим взрослым в его присутствии о том, какой он молодец, какой уже большой и ответственный, как помогает вам, посещая детский сад.

Расспрашивайте ребенка о том, что происходит в саду, внимательно слушайте, задавайте вопросы, проявляйте интерес - словом, стимулируйте его делиться происходящим и впечатлениями. Не только для того, чтобы получать информацию, но и для того, чтобы малыш чувствовал, что вы думаете о нем, даже когда уходите.

Старайтесь беречь поделки и рисунки, которые дитя приносит из детского сада. Особенно если это подарки вам. Они будут закреплять положительные эмоции о пребывании в саду, когда ребенок находится дома.

Почаще напоминайте, что садик - это здорово: там много игрушек, там друзья и интересные занятия, там дети поют песенки, рисуют, играют, гуляют.

Еще до начала посещения детского сада стоит научить малыша элементарным навыкам самообслуживания: проситься в туалет, самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки. Это нужно не только для того, чтобы облегчить воспитателям и нянечкам работу, но и для того, чтобы избежать насмешек сверстников и неприятных конфузов, которые могут его ранить. Научите его просить о помощи взрослых, если ему что-то нужно или возникли затруднения.

Лучше дома поддерживать тот же режим дня, что и в саду, в том числе в выходные. Тогда у ребенка не будет дополнительных стрессов, связанных с адаптацией к распорядку дня.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Что еще почитать