Тренажер для улучшения почерка 13 лет ребенку. Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни. Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма

«Как улучшить почерк?» - таким вопросом задается множество людей, и это отнюдь не работники медицины, а самые обычные граждане, не обращавшие внимание на свой почерк еще со времени обучения в школе. Причин, из-за которых у человека ухудшается почерк, достаточно много. Кто-то начинает больше печатать на клавиатуре и поэтому отвыкает от рукописного изложения мыслей на бумагу, другие же, наоборот, пишут очень часто, вследствие чего совсем не уделяют внимания красоте букв.

Возможно ли изменить почерк?

К тому же достаточно распространена точка зрения, что характер человека влияет на его почерк, следовательно, сколько ни учи его правильному и красивому письму, через некоторое время на бумаге все равно проявятся черты характера. Но вопрос «как улучшить почерк?» все же остается актуальным, поэтому ниже будут описаны методы, помогающие не только изменить некрасиво изложенные на бумаге буквы, но и полностью переделать стиль своего почерка, если имеется на то желание.

Сколько времени потребуется для улучшения почерка?

Навык красивого письма может сформироваться только за счет ежедневных тренировок, длительность которых должна составлять не менее часа в день. Ошибка многих самоучек состоит в том, что после появления первого результата (в данном случае - становления красивого письма) тренировки прекращаются и очень скоро буквы опять некрасиво расползаются по бумаге, даже если используются прописи для исправления почерка. Дело вот в чем: следует отличать навык от умения. Первое формируется более длительное время, но позволяет выполнять заученное действие «на автомате», в то время как «умение» гарантирует только временный результат.

Речь идет об удобном положении тела при письме, правильном держании ручки, спокойной обстановке, так как заниматься придется не меньше часа за раз. Развитие мелкой моторики также играет свою роль в формировании навыка красивого написания текстов. Для этого приобретаются такие вещи, как неокуб или китайские шарики. Так как улучшить почерк? Упражнения, необходимые для этого, описаны ниже.

Первый способ улучшения почерка

От человека потребуются только несколько шариковых ручек и много терпения. Метод заключается в поочередном написании букв алфавита по заданному в прописи образцу. Перед тем как улучшить почерк взрослому, стоит купить ручки различных размеров и форм. Они необходимы для сравнения - кому-то удобнее писать тонкой ручкой с диаметром пишущего шарика 0,7, например.

Попробовав несколько разновидностей шариковых ручек, можно определить для себя наиболее удобную из них и впоследствии покупать именно такие пишущие принадлежности. Оптимальное расстояние от пальцев до листа бумаги равно примерно 1 см. Как улучшить почерк предложенным методом? Одна буква пишется в заглавной и прописной форме до тех пор, пока она не будет полностью совпадать с предложенным в прописи образцом. Переходя к следующей букве, не стоит забывать и о предыдущей, но писать ее следует уже с меньшим количеством повторений.

Второй способ улучшения почерка

Исправление почерка возможно и без использования прописи. Достаточно небольшого текста, написанного от руки, который считается красивым, это уже зависит от предпочтений каждого человека. Используются также разнообразные компьютерные шрифты, копирующие рукописный текст. Распечатав такой шрифт на листе А4, можно наложить на него чистый лист и копировать все, что напечатано. Этот способ хорош тем, что писать нужно целыми предложениями, а значит, и навык придет быстрее, чем если выводить по одной букве, а затем их соединять.

После небольшого улучшения почерка осуществляется переход на письмо под диктовку друга или любого другого человека, готового помочь. После написания проверяются неточности в почерке, различные «кривоватости». Им в последующем и нужно уделить особое внимание. Месяц тренировок подобным образом гарантирует исправление некрасивого письма. Но зачастую люди мучаются вопросом не об улучшении всего почерка, а только о его коррекции.

Как частично изменить почерк

Изменить недостатки почерка просто - достаточно знать, над чем именно стоит поработать. Первоначально берется лист бумаги, на котором собственноручно записывается небольшой отрывок. Просматривая написанный текст, следует проанализировать его на наличие тех букв или их сочетаний, которые портят красоту письма. Уделив внимание именно таким недочетам, можно быстро от них избавиться. Но на что же нужно обращать внимание перед тем, как исправить почерк?

Распространенные ошибки

При анализе написанного обращается внимание на такие ошибки, как:

  • размер букв;
  • наклон (ошибкой является слишком большое отклонение вперед или даже заваливание букв на левую сторону);
  • нажим ручки на бумагу;
  • характер соединения отдельных букв в слове;
  • частичное или полное искажение конкретной буквы до такой степени, что она становится практически нечитабельна, и исправление почерка становится необходимостью.

Насчет последнего пункта стоит сказать отдельно - для оценки почерка лучше пригласить кого-то, так как привычка видеть собственноручно написанные буквы исключает объективность их оценки.

Найденные недостатки лучше исправлять по одному. Например, при большом наклоне букв вперед и сильном нажиме сначала можно заняться только наклоном, и лишь после его исправления приступить к контролю над расслаблением или, наоборот, усилением нажима кисти.

Улучшение почерка ребенка

Чтобы научить ребенка красиво и правильно выводить на бумаге буквы, обычных учебных пособий, как правило, недостаточно. Связано это с тем, что в тетрадях для улучшения почерка на одну букву отведено примерно по 3 строки, исписав которые, ребенок принимается за вторую, не приобретя навык написания первой. Поэтому, перед тем как улучшить почерк у ребенка, необходимо распечатать прописи, где на одну букву будет выделено неограниченное количество строк.

Но для того чтобы ребенок научился правильно писать букву, примерно на каждой третьей строке должен быть напечатан ее образец, иначе школьник уже через 5-10 строк станет копировать свои же буквы. Следующей ступенью на пути к красивому почерку становится соединение букв в слова и предложения. Используя прописи для исправления почерка и постоянно тренируясь на самых простых предложениях, можно перейти к переписыванию произведений русских поэтов, что поможет ученику не только научиться беглому и красивому почерку, но еще и расширить свой словарный запас.

Изменение почерка в подростковом возрасте

Так как в подростковом возрасте школьнику приходится писать часто и много, почерк портится именно в этот период. Не успевая записывать информацию или стараясь сделать уроки быстрее, подросток индивидуализирует почерк, искажая каждую букву. Это превращается в проблему, когда записи становятся непонятными для окружающих людей или даже для самого подростка. Поэтому вопрос «как улучшить почерк у подростка?» весьма актуален.

Исправить такое положение дел поможет частое переписывание объемных текстов в медленном темпе, который нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания подойдут произведения любых авторов-прозаиков, чей стиль не подразумевает наличия большого количества витиеватостей и множества причастных и деепричастных оборотов. Иначе уже через полчаса подросток сильно устанет от сложной речи, перестав обращать внимание на красоту написания букв, или вообще откажется от такого занятия.

Позаботившись о красоте письма своего ребенка в подростковом возрасте, родители гарантируют ему сохранение этого навыка на всю жизнь.

Скопировать почерк какого-либо человека не так уж сложно, достаточно иметь образец его рукописных текстов и около часа в день на тренировку своего письма. Как уже описывалось выше, написание букв по образцу в медленном темпе дает очень хорошие результаты.

Для более ленивых людей подойдет вариант с частичным копированием чужого почерка. Этот метод заключается в поиске и воспроизведении самых ярких особенностей почерка, заключающихся, например, в наклоне, сильно выраженных отклонениях от нормы определенных букв или нажиме на бумагу.

Для детального же копирования понадобится всего-навсего больше стараний и времени, так как следует обратить внимание на множество особенностей чужого почерка. К ним относятся: наклон, ярко выраженные отклонения от идеала написания каждой буквы, а также их размер в сочетании с расстоянием между словами.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость . Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе .
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв . Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • . Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.

  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др.

Возможные причины неаккуратного почерка:

Нарушение мелкой моторики пальцев. Слабое развитие кисти рук. Чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

    крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Коррекция почерка у детей и методика его исправления у детей

Если все-таки каллиграфия вызывает затруднения у малыша и создает много проблем в учебе, то можно попробовать подкорректировать аккуратность письма. В этом вам могут помочь прописные тетради. В них прочерчены косые линии и показаны примеры написания букв, также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Поможет в исправлении почерка у детей рисование, лепка, игра на струнных и клавишных инструментах.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Как исправить почерк у подростка?

С подростками несколько сложнее, ведь их требуется переучивать, а не обучать письму. Самое главное в работе с подростком – мотивация. Нужно донести формирующейся личности, что разборчивость текста будет необходима ему в дальнейшей жизни. Например, когда он будет учиться в ВУЗе. Писать там под диктовку нужно не только быстро, но и разборчиво. Ведь потом нужно будет уметь прочесть и понять написанное, для того, чтобы выучить материал.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

    слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии; ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе); написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие; путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками; разный наклон и размер букв и слов; слишком слабый или слишком сильный нажим букв; слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

    развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы; развивать способности зрительного восприятия различных форм; развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами; укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка; научить пользоваться ручкой; научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т. д.; убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д; сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку, хорошие тетради, чтобы исьмо было легким и приятным.

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

    расстояние между словами; расстояние между буквами; размер букв; наклон; нажим на бумагу; ровность строк; четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные); стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т. п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.


Почерк – одна из наиболее важных особенностей человека. Умение писать закладывается в раннем детстве и постоянно совершенствуется. Поэтому родителям надо приложить максимум усилий, чтобы у ребенка выработался правильный стиль письма и красивый почерк.

Родители детей младшего дошкольного возраста активно занимаются подготовкой к школе . Они изучают с ребенком буквы, цифры, учат его читать и писать. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение. Побеспокоиться нужно не только об уровне знаний, но и о качестве почерка. Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма

Прежде чем приступить к исправлению плохого почерка, следует произвести его анализ. На чистом листе тетради ребенок должен написать несколько слов, после чего родителям предстоит объективно оценить написанное. Возможные недостатки письма:

  • Буквы слишком большие, маленькие или разной высоты.
  • Буквы расположены без наклона или, наоборот, сильно наклонены вправо или влево.
  • При письме ребенок слишком сильно или слабо нажимает на ручку.
  • Соединение между буквами одного слова неоднородное или отсутствует.
  • Отдельные буквы написаны невыразительно или нечитабельно.

После объективного анализа почерка в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений. Мы научим вас, как сделать почерк лучше, исправив наиболее популярные недостатки письма:

  • Разный размер и высота букв . Научиться писать буквы красиво, чтобы они были идеальной высоты и размера, поможет специальные прописи для почерка. Разлинованные особым образом страницы помогут исправить плохой почерк: ребенок научится писать лучше, не выходя за рамки линий.
  • Исправляем наклон букв . Решить проблемы с неправильным наклоном букв можно, используя тетрадь в косую линейку. Чтобы выработать правильное написание букв и слов под наклоном, надо методически работать над их написанием.
  • Корректировка нажима . Чтобы отрегулировать силу нажима на ручку, надо, в первую очередь, учиться правильно ее держать. Ребенок должен держать ручку непринужденно и не слишком надавливать на нее при письме.
  • Соединение букв . Если соединение букв в слове неоднородно или отсутствует, рекомендуется постоянно упражняться под присмотром взрослых в "безотрывном письме". Прописи для школьников - лучший способ тренироваться в написании соединения букв слова без отрыва от бумаги.
  • Учим ребенка писать отдельные буквы . Если определенные буквы написаны неразборчиво, придется заново учиться писать выпавшие печатные и прописные буквы. Родители должны следить, чтобы ребенок тщательно прописывал все элементы буквы. Чтобы задействовать механическую память ребенка, рекомендуется это делать систематически. Для достижения положительного и стабильного результата надо прописывать буквы, а позже слова по несколько страниц.

Правильное положение тела при письме - залог красивого почерка

Наиболее распространенной причиной некрасивого почерка является неправильное положение тела, рук, ног и осанки во время письма. При наличии этих проблем у детей формируются следующие особенности письма:

  • неправильный наклон букв;
  • непараллельные элементы одной буквы;
  • буквы в словах написаны с наклоном в разные стороны.

Правильная поза и положение ручки способствуют формированию правильной техники письма. Чтобы освоить особенности правильной посадки, правила держания ручки и идеальную технику письма, родители должны выполнять определенные правила и рекомендации.

Итак, как научить ребенка правильной позе за столом или партой? Во время письма ребенок должен сидеть прямо: его туловище, голова и плечи должны быть зафиксированы в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, ноги расположены прямо и согнуты под углом 90%, а стопы ребенок может поставить на пол или на подставку.

Корпус может быть немного наклонен вперед, при этом локти должны лежать на краю стола, а голова не опущена. Если ребенок прислоняется к спинке стула, его локти должны выходить за край стола и находиться на расстоянии до 15 см от тела. Такое положение тела считается идеальным для письма.

Коррекция почерка: изменяем положение тетради

Некрасивый почерк часто является следствием неправильного положения тетради на столе. От этого также зависит четкость почерка. Тетрадь, расположенная с наклоном 10-15°, позволяет правильно сидеть и легко передвигать руку при написании букв. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх. Левой рукой ребенок должен ее поддерживать. Если ребенок правша, тетрадь располагается под наклоном вправо, если левша – влево.

Изменить почерк ребенка и сделать его красивее можно в любом возрасте. Главное, надо запастись терпением и методично прописывать упражнения, которые предложены в специальных учебных прописях. При этом не забывайте контролировать положение ребенка, его осанку, как он держит ручку и расположение тетради. Выполняя все рекомендации, в скором времени вы будете гордиться каллиграфическим почерком своего ребенка.

Комментировать статью "Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк"

Сколько лет ребенку то? У старшего почерк зависит от ситуации. В свое время было ему было сказано что сниженные оценки за контрольные по причине почерка мной будут восприняты очень негативно. В итоге контрольные у него как будто другой человек писал...

Исправление почерка. Репетиторы. Образование детей. Поделитесь положительным (или отрицательным) опытом исправления почерка, заканчиваем 4 класс, уже есть конкретные проблемы - не все готовы разбирать его каракули и снижают оценку (что справедливо - никто...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Учителя были в шоке от результата. Тем более, боюсь, в скором времени письмо руками отомрет само. как исправить почерк? Почерк - 4 класс - посоветуйте пособие. Поделитесь положительным (или отрицательным...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Учитель ругает за почерк. Как сделать почерк лучше и красивее. Правильное положение тела - залог красивого почерка. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Возможные недостатки манеры письма у ребенка Как сделать почерк лучше и красивее Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

Для первого класса вообще нормальный почерк, сама так писала. С 1го класса 9 лет прошло и почерк у меня хоть и не идеальный, но вполне читаемый. Против того, что у детей есть стимул стараться, что у родителей есть возможность ориентироваться в успеваемости своих...

Почерк -хелп. Школьные проблемы. Образование детей. Исправление почерка. Ребенок, как удав спокойная, учится самостоятельно на 5 и 4, больше на 5 У ребенка почерк и так не очень (ну ничего не могу сделать, у старшего тоже такой же) так он еще стал помарки глупые делать.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как исправить почерк? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и В первом классе вела другая учительница и когда пришла эта, то страшно ругалась, какой у...

Почерк становится лучше,когда начинают проходить чертежный шрифт по черчению. Но можно же этим заняться и без школы, если есть желание У моей дочери после 7 кл почерк стал явно лучше, не как в прописях, но хотя бы буквы стали одинаковые. Но у нее хорошего почерка...

Почерк 1 класс - как помочь. Школа. Ребенок от 7 до 10. Почерк 1 класс - как помочь. Дочь первоклассница, основные трудности-прописи, никак у нее не получается писать с правильным наклоном, вроде объясняю, показываю, иногда слабо рисую карндашом, чтобы поняла, ка...

Ребенок 8 лет.Второклассник.С особенностями эмоционального развития. Дисграфия.Выраженные нарушения межполушарных связей. Неделю назад резко,буквально в одночасье,изменился(ухудшился­) почерк.

Как исправить почерк? Почерк у дочки не просто испортился - это какая-то курица лапой чертит, да еще пролетая на большой скорости. Сравниваю с первым классом - просто разные люди. Учительница писала два месяца замечания в тетрадях: "небрежно", "старайся"...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее. После объективного анализа манеры письма в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений.

Логопед, постановка почерка?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее Правильное положение тела - залог красивого почерка Корректировка почерка: изменяем положение...

Дефекты почерка и их причины. Нужна консультация психолога. Детская психология. У ребенка вполне взрослого обнаружилась такая вещь - любое слово начинает писать нормальными буквами, а заканчивает мельчайшими.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как понять: у ребенка просто плохой почерк или вам достался школьник с дисграфией? С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.

У ребенка почерк и так не очень (ну ничего не могу сделать, у старшего тоже такой же) так он еще стал помарки глупые делать. Подскажите как найти специалиста по коррекции почерка, ребенку 13 лет. Я тренировалась, переписывала тексты из книг так, чтобы было красиво...

Как исправить почерк??? Раздел: Школы (исправление почерка у детей задания). Коррекция почерка. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать ? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу - основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок , то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами - все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы - серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки . Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники ,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку ? Необходим расслабляющий . И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием - прививаем школьнику восприятие красоты букв . Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать , эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время , которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным , красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма . И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома - возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку . Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка , особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником . В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы , стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда - проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики , ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга - абстрактно-логическое, задача правого - развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у , особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама- Натали рассказывает : «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то... Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».


Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

Что еще почитать