Волшебный песок и мелкая моторика рук. Виды терапии для развития детей — песочная Что необходимо для песочной терапии дома

Игры с песком и водой.

Вариант комплектации:

Для игр с песком нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы разных цветов и двух размеров), палочки, грабельки.

Для игр с водой - набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики и др.), сачок, черпачок, разноцветные пластиковые мячики, набор игрушек из разных материалов - для игры «что плавает?», набор цветных камешков, ракушек и т. п.

«Пальчиковый бассейн»

Пальчиковый бассейн легко сделать в домашний условиях: В большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль слоем в 6-8 см.

«Стираем платочки»

Взрослый читает стихотворный текст, ребенок выполняет соответст-вующие движения руками:

Мама и дочка стирали платочки.

Вот так! Вот так!

(движения раскрытой ладонью по дну бассейна в направлении вперед-назад, пальцы разведены)

Вот так! Вот так! (Движения кистью в направлении слева-направо).

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так! Вот так! (Движения кистью вверх-вниз над бассейном).

«Пальчики разбежались»

Ребенок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы (не отрывая ладонь от «дна» пальчикового бассейна).

«Пальчики побежали»

Рука опирается на дно «бассейна», кисть приподнята. Передвижение по дну «бассейна», перебирая пальчиками («пальчики побежали вперед»).

«Солим щи»

Перетирающие движения тремя пальцами — большим, указательным и средним. (С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.).

«Соберем все бусинки»

Бросьте камешки в песок. Сначала предложите собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

«А орешки не простые»

Приготовьте тару с ограниченными ячейками, разные сорта орехов.

Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один орех и кладет его в пустое отделение. Ребенок ощупывает орехи и сортирует их по видам. Усложнить можно, играя с закрытыми глазами.

«Пишем и рисуем»

На поднос насыпать тонким слоем песок или манку.

Тренируем движение руки и развиваем тактильные ощущения.

Предложить нарисовать пальчиком или палочкой круг, овал и т.д. или посмотреть, что там спрятано.

«Дорожки и узоры из песка»

Сыпем тоненькую струйку песка на асфальт, на землю, на цветную бумагу.

Отпечатки на мокром песке штампов, игрушек.

Протаптываем узкие и широкие дорожки на песке или на взрыхленной поверхности.

Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»)

Цель : развитие внимания, координации движений.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает немного камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать клад. Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать это, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

Игра «Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Вначале двигая рукой ребенка, показать как надо набирать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки и плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу когда ее остается мало (надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать эти упражнения с размешиванием.

Игра «Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов - размером, формой.

Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Игра «Печем печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

В центре «Песок - вода» в одной емкости находится сухой песок, в другой - влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого - можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

Игра «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что то происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Сачком или черпачком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Теплый - холодный»

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».

Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого. Желательно резиновые или пластмассовые (например, утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики - красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т. п.).

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давайте их искупаем». Ребенок опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок в емкость с теплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Для игры-экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.). Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предме-ты и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель : активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в нее бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега до другого. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка, на звук, который при этом получается: «ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует неровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П -П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь - «П». Предлагает попробовать подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны приносить детям радость.

Игра «Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда мелкие плавающие предметы: пробочки, веточки и т.д. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выложить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито держим в правой руке.

Игра «Была лужа - и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: пролив воду, ребенок сможет сам за собой убрать. Сначала научите детей переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратить внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игра «Разложим по порядку»

Высыпать в мисочку бусинки двух цветов по 5-7 штук, справа от мисочки поставьте две тарелочки.

«Давай в одну тарелочку сложим все красные бусинки, а в другую - все синие. Мишка любит красные конфетки, а зайчик красные». Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показать). Если какие - то бусинки упадут на стол, попросите собрать их с помощью совка. Обязательно довести эту работу до конца - этот навык очень важен.

«Море волнуется»

Волны - взбиваем мыльную воду. Надувные игрушки, мячики зажимают в руке и отпускают ее на дно. Отпускаем мячик и он выпрыгивает из ванночки.

«Игры с тенью»

На направленный луч света на стену подставляем пальчики, ручки, делаем разные фигуры и смотрим, на что похоже - развитие воображения.

Всем привет!

Сегодня хочется поговорить о таком развлечении, как Радужный песок.

Наверняка многие родители уже занимались играми в него со своими чадами. Я купила своему ребенку его сама, осознанно, хотелось попробовать и узнать, что же это за чудо песок такой, как с ним играть и какая от него польза.

У меня это Радужный песок от фирмы LORI из серии Домашняя песочница .


Коробка картонная, внутри 4 круглые упаковки по 140 гр. песка четырех цветов: зеленый, синий, красный, желтый. Внутри так же были 2 формочки и инструкция. Цена 340 рублей в обычном магазине детской одежды и игрушек.


Инструкция подробная, есть часть для взрослых, правила работы с радужным песком, а так же предостережения о том, что при попадании в глаза, их необходимо немедленно промыть, родители должны следить за тем, чтобы ребенок не брал песок в рот.


На коробке указан возраст 3+, но хочу предостеречь родителей, бабушек и дедушек, кто покупает, дарит или просто играет в радужный песок с детками до трех или даже до 4-5 лет (тут зависит от ребенка конечно), нужно быть абсолютно уверенным в ребенке, что он не будет лизать песок, облизывать пальцы (этот песок не липнет к руками, но мелкие частицы остаются на коже).



Изготовлен радужный песок в городе Ярославль, на упаковке указаны ГОСТ и ТУ, но почему - то нет значка Ростеста. Нет информации о токсичности песка.

Еще один момент - запах радужного песка. Запах очень резкий, неприятный, химический. Возможно такой запах вызывают добавленные в кварцевый песок полимеры, как раз для того, чтобы песок приобретал такую консистенцию - вроде бы на вид обычный песок, но частички песка как -будто примагничиваются к друг другу, за счет этого радужный песок не сыпется, а льется, сухой, а принимает и держит любые формы.




Для развлечения ребенка радужный песок очень подходит, ребенку нравится его трогать, держать в руках, мять его как пластилин, делать разные фигурки, да просто "переливать" его из руки в руку. Впервые мой ребенок попробовав играть этим песком, был в полном восторге и удивлении, как такое может песок! Но, конечно же, я объяснила своей дочери 5 лет, что это особый, "волшебный" песочек.



Мы играли вместе, вместе использовали формочки и лепили просто руками.

Еще плюс цветного радужного песка в том, что можно смешивать имеющиеся цвета и получать новые!




Для того чтобы играть с радужным песком необходимо придумать песочницу, в нашем случае была не нужная картонная коробка с высокими стенками, это важно! Песок настолько мелкий, а ребенок не всегда аккуратен, что приходится собирать влажной тряпкой песок со стола и с пола, у нас он так же был на одежде.

У Радужного песка от фирмы LORI из серии Домашняя песочница есть несколько недостатков, как я уже сказала, это сильный неприятный запах, прилипание мелких частичек к коже и одежде, и отсутствии информации о токсичности.

Несмотря выявленные недостатки хочу порекомендовать родителям, бабушкам и дедушкам почаще заниматься с детьми такими занятиями с таким песком! Они хорошо развивают мелкую моторику, дают простор для фантазии и творчества ребенка (да и взрослого), а также я считаю, что успокаивают психику ребенка, когда он работает с такими материалами, как радужный песок! Но прошу вас, будьте бдительны, и следите за тем, как играет в радужный песок ваш ребенок, не отходя от него, даже если ему уже 5 и более лет!

Спасибо за внимание и увлекательных вам игр!

В этой статье:

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3. «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Развитие сенсорных представлений и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка

Пояснительная записка
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.
Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.
Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
Основные развивающие функции кинетического песка:
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
В данной программе представлены игровые задания с детьми младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка для развития сенсорных представлений.

Цели и задачи, принципы реализации программы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.
Цель программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений); развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.
Задачи программы:
Обучающие
- Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;
- Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка;
- Знакомить детей с основными цветами, используя кинетический песок разного цвета;
- Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;
- Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;
- Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие
- Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
- Развивать речь ребенка;
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательные
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке);
- Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
- Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
- Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.
Психотерапевтические
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.
Ведущие принципы программы:
Принцип системности – структуриврование содержания программы по уровням сенсорного развития ребенка и разделам знакомства и закрепления с основными сенсорными эталонами;
Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные способности и интересы ребенка, создание условий для творческого самовыражения;
Принцип интереса – поддержание интереса ребенка в ходе лепки с кинетическим песком через использование игровых приемов, использование различных предметов (форм, стек, скалок, мелких игрушек и т.д.) для лепки, элементов украшения поделок, обыгрывание поделок;
Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - планомерный переход от простых форм к более сложным, сочетающих с себе несколько элементов;
Принцип создания творческой атмосферы – с одной стороны кинетический песок сам располагает к свободному творению, с другой стороны педагог творчески стимулирует детей к созданию продуктов лепки;
Принцип интеграции художественно-творческой деятельности, познавательного и речевого развития – при работе с песком дети развивают художественные навыки, развиваются представления о сенсорных эталонах, а также речь детей младшего дошкольного возраста.
Принцип психолого-педагогической поддержки – все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения;
Принцип дозированной помощи и невмешательства – оказание помощи при лепке осуществляется или по просьбе ребенка, или по его разрешению.
Принцип арт-терапевтического подхода – работа с песком положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, снимает напряжение, негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу, способствует саморегуляции, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы педагогической деятельности
Развитие сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста проводится в форме непосредственно организованной образовательной деятельности длительностью 10-15 минут в зависимости от возраста детей.
Количество детей в группе при работе с кинетическим песком должно быть ограничено 8-10 человек.
В качестве основных форм работы с детьми являются фронтально-групповые занятия, когда вся группа детей выполняет одно и тоже задание; подгрупповые: работа над поставленной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных или занятий вдвоем рекомендовано для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Данная программа рассчитана на 28 академических часов (октябрь-апрель), что предполагает проведение НООД 1 раз в неделю.

Структура НООД
Каждое занятие имеет следующую структуру.
Вводная часть.
Приветствие – различные приемы прикосновения к песку, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую деятельность.
Основная часть.
Проблемная ситуация или приход персонажа, обозначение темы НООД.
Пальчиковая гимнастика по теме НООД.
Лепка.
Заключительная часть.
Рефлексия – анализ продуктов деятельности.
«Ритуал выхода» - различные варианты прощания с песочной средой.

Тематический план программы
№ п/п Месяц Направление сенсорного развития Название НООД и цели
1. октябрь знакомство «Что такое песок?»
Познакомить детей с обычным песком.
2. знакомство «Играем с песочком»
Познакомить детей со свойствами песка.
3. знакомство «Волшебный песок»
Познакомить детей с кинетическим песком.
4. знакомство «Готовим печенье и кексики»
Познакомить детей со свойствами кинетического песка.
5. ноябрь цвет «Разноцветные куличики»

6. форма «Печенье разной формы»

7. величина «Большое и маленькое ведерко»

8. закрепление «Лепка по интересу»

9. декабрь цвет «Конфетки разного цвета»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
10. форма «Конфетки разной формы»
Знакомство детей с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник.
11. величина «Построим башню»
Знакомство детей с величинами: большой и маленький.
12. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
13. январь цвет «Разноцветные пирожные»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
14. форма «Найди предмет такой же формы»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки с формой куличика.
15. величина «Спрячь большой, спрячь маленький»
Учить детей соотносить величину предметов: большое ведерко с большим куличиком, маленькое ведерко с маленьким куличиком.
16. февраль цвет «Ведерко и песок»
Учить детей соотносить цвет песка с цветом ведерка.
17. форма «Домик для фигуры»
Учить детей соотносить форму домика с формой фигуры.
18. величина «Пирожки для Матрешки»
Учить детей соотносить величину предметов: большой матрешке – большой пирожок, маленькой матрешке – маленький.
19. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
20. март цвет «Крыша для домика»
Учить детей соотносить цвет домика с цветом крыши.
21. форма «Угадай, чей след»
Учить детей соотносить форму пластиковой формочки со следом на песке.
22. величина «Большие и маленькие отпечатки»
Учить детей соотносить величину предметов с их отпечатками.
23. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
24. апрель цвет «Разноцветные звездочки»
Знакомство детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
25. форма «Волшебные бусы»
Учить детей делать формы, опираясь на название фигуры, воспринимаемые на слух.
26. величина «Домики для мишек»
Учить детей определять величину предметов: большой и маленький.
27. закрепление «Лепка по интересу»
Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая цвет, форму и величину предмета.
28. май итоговое «Лепим с мамой или папой»
Учить детей работать в паре с взрослым, проявлять самостоятельность в лепке, самостоятельно придумывая цвет, форму и величину предмета.

Конспект НООД «Разноцветные куличики»
Цель: знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым.
Материал: кинетический песок четырех основных цветов, формочки для куличиков также четырех основных цветов.
Ход НООД:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает кинетический песок разного цвета, лежащий на столе перед ними, говорят, какого цвета песок: красный, синий и т.д.
Проводится игра «Здравствуй-здравствуй!»
Здравствуйте ручки – здравствуйте! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуйте пальчики – здравствуйте! (дети хлопают в ладоши)
Здравствуй песочек – здравствуй! (дети кладут ладони на песок)
Будем играть, строить, лепить? Да! (дети слегка ударяют по песку на столе несколько раз)
В гости к детям приходит кукла Катя и приносит с собой разноцветные формочки для куличиков. Кукла Катя жалуется, на то, что ей подарили такие красивые формочки, но она не умеет делать куличики и просит детей научить ее. Дети соглашаются.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко в глазки (ладони лежат на песке, пальцы раздвинуты)
Светит ребяткам (ритмично водим по поверхности песка ладонями вправо-влево)
Мы поиграем (сжимаем и разжимаем кулачки, как бы прячем пальчики)
С солнышком в прятки!
Воспитатель проводит объяснение и показ способов заполнения формочек песком с помощью пальчиков. Затем переворачивает формочку и делает куличик. Далее дети самостоятельно лепят куличики, используя формочки.
По окончании проводится анализ работ: воспитатель показывает кукле Кате, какие замечательные разноцветные куличики получились. Называет цвета куличиков.
Кукла Катя уходит.
Дети прощаются с кинетическим песком.
Игра «Пока-пока!»
Пока-пока песочек! (дети похлопывают по песку)
Пока-пока песочек! (дети машут песку ладошкой)
До новых встреч!

Конспект итогового НООД детей и родителей «Пирожные для мамы и папы»
Цели:
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную атмосферу при работе.
- Познакомить родителей с итогами работы за год;
- Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста;
- Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.
Задачи:
Создание пластической композиции на тарелочке с 2-3 мелкими деталями разных по цвету, форме и размеру (по замыслу детей и родителей);
Вызвать интерес к созданию пластической композиции из кинетического песка.
Материалы и инструменты: кинетический песок разного цвета, формочки для лепки, стеки, пластмассовые тарелочки для пирожных.
Содержание НООД:
Воспитатель говорит вступительное слово: «Сегодня у нас необычное занятие, к нам в гости пришли ваши мамы и папы. Поэтому будем работать вместе». Родители присаживаются поближе к детям.
Игра «Здравствуй песок!»
Здравствуй наш песочек! (дотронутся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной)
В гости к тебе пальчики спешат (дотронуться поочередно пальцами одной, потом второй руки)
В гости к тебе ладошки спешат (дотронуться до песка ладошками – правой и левой)
Поиграть с тобой хотят! (пропустить песок между ладоней, пальцев)
Воспитатель: «Сегодня мы с Вами будет поварами-кулинарами. Мы будем печь пирожные для мам и пап. Я предлагаю Вам совместно придумать, какие у вас будут пирожные и слепить их из песка, используя формочки»
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Я пеку, пеку, пеку (то одна, то другая рука сверху)
Всем друзьям по пирожку:
Пирожок для мышки, (поочередно загибают пальцы)
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)
Родители и дети самостоятельно лепят пирожные и выкладывают их на тарелочки.
По окончании лепки каждая пара рассказывает про свое пирожное – какого оно цвета, какой формы, какого размера.
Упражнение «Прощание с песком!»
До свидания, песок, будем мы прощаться! (поглаживание ладонями песка)
Но на долго с тобой не будем расставаться! (помахать ладонями)

Список литературы и Интернет-ресурсы:
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: 2007.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: вторая группа раннего возраста - М.: 2015.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб.: 2007.

Организация: МБДОУ «Д.с №360 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Каждый человек хоть раз, но играл в песок, строил замки, стряпал пирожки, а так же, рисовал. Вспомните свои ощущения, когда вы рисуете на песке… Правильно, так спокойно становится, такое на душе умиротворение, мы отдыхаем, ни о чем не думаем, просто выводим на песке фигуры. Когда детский сад купил нам в группу световой стол, я сразу начала штудировать интернет. Публикаций связанных с песочной терапией много, но мне хочется еще раз поговорить о рисовании песком.

В поисках я познакомилась с песочной техникой. В настоящее время песочное рисование уже перестало быть чем-то новым и необычным. Создавая рисунки на световом столе, дети себя познают, развивают координацию движения и в тоже время наслаждаются процессом рисования. Это отличный способ успокоить детей, занять их чем-то увлекательным в непогоду, а между тем, занятия с песком расслабляют и снимают нервное напряжение.

Рисуя двумя руками, ребёнок развивает мелкую моторику, координацию, пластику, память, что улучшает работу мозга, а это залог успешного обучения в школе. Рисование песком дает невероятные возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения. Это возможность расслабиться, снять стресс, напряжение и страхи.

В своей деятельности я интегрировала развитие мелкой моторики и рисование песком, потому что, уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, и чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Использование песочного рисования в педагогической практике для развития мелкой моторики представляет собой учебно-воспитательный процесс, который построен на следующих принципах:

  • доступности – для посещения занятий по песочной анимации и выполнения работ никаких обязательных принадлежностей ребёнку иметь не нужно. Строгими противопоказаниями к методике являются только нарушение целостности кожных покровов рук ребёнка, само агрессия и агрессия (риск попадания песка в глаза);
  • систематичности – позволяет получить и закрепить универсальные учебные навыки и навыки в упражнениях с песком для улучшения мелкой моторики;
  • индивидуальности при работе с каждым ребёнком, учитывая интересы и предпочтения в выборе тем для рисования;
  • актуальности выполняемых упражнений и заданий в соответствии с потребностями ребёнка в развитии сенсорной чувствительности и мелкой моторики рук;
  • последовательности процесса обучения от простых к более сложным манипуляций с песком;
  • привлекательности песочных игр и упражнений для ребёнка и отсутствие его переутомления;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными материалами для создания детьми продуктов творчества с индивидуальным почерком.

Развитие мелкой моторики на практических занятиях включает:

  • теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей);
  • практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью, палочками и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними.

С чего начать рисование песком:

Для начала ребенку необходимо научиться держать материал в кулаке и высыпать его в необходимом количестве. Попросите его взять щепоть песка и повернуть руку так, чтобы он сыпался тонкой струйкой. Покажите, что контролировать его можно, сжимая и разжимая ладонь. Важно – руки ребенка должны быть абсолютно сухими.

Затем изучите вместе, как выглядит тонкий и толстый слой на световом столе. Большая кучка выглядит темной и не пропускает свет. А там, где песка мало – свет яркий. Предложите ребенку пофантазировать, что можно изобразить, используя много и мало материала.

  • Насыпание и заполнение пространства. Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями – тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже – тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее – тем прозрачнее.
  • Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой – облака или пену.
  • Ладонь. С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, изображая нотный стан, струны, провода.
  • Ребро большого пальца. Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.
  • Рисование пальцами. Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь когда задействованы все пальцы, это позволяет активно развивать объемное мышление.
  • Щепоть. Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет – когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.
  • Отсечение лишнего. Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто – ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.

Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.

Игры, которые я использую:

  • Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии» , направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)
  • «Волшебные ладошки». Горячее-холодное, мягкое-твердое.
  • « Отпечатки наших рук» . «Чей это след?» «Археолог». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
  • Игра «Секретик» «Что спрятано в песке?» «Что пропало?» В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик» , а потом сделать похожий.
  • Рисунки на песке. С помощью палочки, пальчика или других предметов можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Важно вызывать активность и желание детей овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому я варьирую их. Следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте. Тогда каждое занятие не будет простым повторением предыдущего. Например, «Волшебные деревья», «Деревья в детском саду», «Осенний парк» ребенок изображает деревья, передавая его строение, но вместе с тем меняется задача.

Отмечается большая эффективность проведения занятий рисование песком, можно сделать вывод:

  • при усложнении упражнений на развитие мелкой моторики дети становятся более «ловкими» и аккуратными в манипулировании мелкими предметами;
  • повышается качество рисунков; быстрее и дольше ребенок удерживает внимание на других занятиях; отмечается прогресс в развитии речевых функций.

Используемая литература:

  1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство / В. Абраменкова // Учительская газета. – 2000. - № 20.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие, - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.
  3. Волкова, О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования [Текст] / О.В. Волкова // Амурский научный вестник. – 2016. – № 1. – С. 44–52.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СП.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004.
  5. Гребнев, А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.И. Гребнев // Вестник науки и образования. – 2016. – № 4 (16). – С. 61–63.
  6. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013:
  7. Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. – СПб, 2003г.
  8. Зейц Мариелла - Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница, М.,2010
  9. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг / Г. Любина, О. Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 5. – с. 31 – 34
  10. Оглоблина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И.Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. –2005.-№6.
  11. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. -176с.
  12. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера 2001.
  13. Прищепа, С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С.Р. Прищепа, Т.И. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 65–70.

14. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. - 2001. - №11.


Что еще почитать