Зачем украшать елку на новый год. Откуда пришла традиция наряжать елку на Новый год . Новогодняя елка в России

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почему на Новый год принято наряжать елку? В зимнюю пору мы отмечаем наибольшее количество праздников. Как все начинается с декабря месяца, так где-то до февраля и не утихает.

Разнообразие праздников величайшее, но наиболее долгожданными и любимыми остаются рождественские и новогодние. Это целый цикл праздников, который радует как взрослых, так и детишек, и дарит им множество положительных и незабываемых эмоций.

Люди по всему миру тщательно подготавливают почву к новогодним праздникам. При этом они убираются в доме, покупают новые наряды, готовят всякие вкусности для праздничного стола, запасаются подарками для родных и близких. Но самым главным атрибутом праздника во многих странах и уже не одну сотню лет остается елка .

Именно это дерево – главный символ Нового года, без которого тот теряет свою таинственность. Ведь так приятно, когда дом наполняет аромат еловых иголок. Тогда все вокруг как будто дышит загадочностью.

Наряжать елку к Новому году это целый обряд . Во многих семьях к этому относятся с особой трепетностью. Ведь этот процесс создан не только исключительно для милования глаз.

В семьях, где есть меленькие детки, под деревом ищут подарки, которые там должен был оставить некто Дед Мороз в новогоднюю ночь. Поэтому, украшая елку, наибольшую радость испытывают дети и все те, кто еще верит в этого персонажа.

Существует несколько легенд, которые открывают тайну украшения как раз елки, а не другого дерева.

Так как наши давние предки верили в жизнь не только человеческую, но и природную, обожествляли деревья, животных, многие растения и другую окружающую живность, поклонялись многим из них, то и отождествляли их с собой.

Согласно одной из легенд , именно Иисус Христос выбрал ель , как божественной дерево . А было все так. Когда над Вифлеемом засияла звезда и весь мир облетела весть о том, что на свет родился Сын Божий, то поздравлять Деву Марию потянулись люди со многих стран мира.

Но кроме людей, с поздравлениями спешили животные и деревья. Все заходили в пещеру к новорожденному и кроме поздравлений дарили что-то младенцу и его матери.

Со многими к пещере поспешила и Ель. Но приблизившись ко входу, она не стала входить, а осталась в сторонке. Остальные деревья выходили из пещеры и нарадоваться не могли от увиденного.

Некоторые из деревьев подошли к Еле и спросили, почему же она не идет одаривать Сына Божьего. На что Ель им дала ответ, что боится задеть младенца своими острыми иголками или же напугать.

Тогда все деревья наградили это хвойное своими гостинцами – яблоками, вишнями, сливами, орехами, цветами. Нарядившись прелестными украшениями, Ель поспешила внутрь пещеры.

Когда она вошла, то Иисус Христос проснулся и удивился такой красоте этого дерева. После чего Вифлеемская звезда зажглась как раз над елью , что в одночасье сделало ее символом Нового года .

Другая легенда гласит о том, что Ель не пустили в пещеру к новорожденному Божьему Сыну гордые Пальма и Маслина. Они только стали насмехаться с колючек и липкой смолы дерева.

Но разговор деревьев подслушал один из ангелов. Сжалившись над Елью, он нарядил ее множеством маленьких ярко сияющих звездочек.

И в тот же миг Ель засияла на весь Вифлеем. Когда же она зашла в пещеру, то Иисус Христос протянул к ней свои маленькие ручки.

После этого случая именно елка стала божественным деревом и главным атрибутом рождественских и новогодних праздников.

Кроме божественных пересказов и легенд существует и более приземленная. Жители европейских стран утверждают, что обычай наряжать елку ввел Мартин Лютер . Согласно рассказу в Рождественскую ночь он спешил домой через лес.

Чтобы порадовать свою семью, принес домой елку. Родные с радостью украсили дерево ленточками, свечками, бантиками. Традицию ввиду этого случая переняли многие, и так она разлетелась по всему миру.

Чтобы бы там не гласили легенды, но очевидное не спрячешь. Как раз ель выступает центральным персонажем празднования Нового года. Зафиксирована также и историческая дата, когда елка впервые была украшена как символ наступления нового года.

Вначале ХІХ века в Германии многие люди в канун праздников приносили домой елку и наряжали ее цветами (живыми и бумажными), конфетами, яблоками, вафлями, лентами. После чего такой обычай подхватили жители соседних стран. Позже наряжать елку стало всемирной традицией.

В Россию обычай наряжать елку пришел несколько позже. Первое письменное подтверждение зафиксировано в литературе. Оно гласит, что елку стали украшать , начиная с указа Николая І . Как раз в этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года.

Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку. В первой половине ХХ века в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету. Лишь в середине ХХ века, с отменой закона, традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день.

Легенды повествуют многое , но неотъемлемым остается одно елка символ Нового Года . Она наполняет дом незабываемым аромат, волшебством, сказочностью. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду.

По поводу серпантина и мишуры тоже существует легенда . Одна бедная семья принесла в дом на праздники елку, но кроме орехов ее не было чем украсить. За ночь пауки заплели дерево паутиной. Глядя на такое убожество, Иисус Христос сжалился над бедной семьей и превратил паутину в красивые ленточки и мишуру.

Наутро удивлению родни не было предела, они веселились и радовались такому волшебству. Так и стали украшать елку серпантином и разноцветными ленточками.

Новогодние хлопоты – одни из самых приятных. Они собирают всю семью, приносят в дом веселье и праздничный шум. Все радуются, обмениваются подарками, поздравляют друг друга. А в центре всего этого торжествует елка – дерево жизни .

Любопытно, что изначально ель в России считалась деревом погребальным и никак не могла сопровождать праздники. Полтора столетия прошло со дня издания Петром I указа о переносе Нового года на 1 января и особом украшении домов, прежде чем русские люди отважились внести в горницу первую елку.

История новогодней ели тесно связана с Рождеством, да и называют ее в Европе именно рождественской. И сама строгость этого дерева, и украшения, и навершие в виде звезды – все связано с новозаветной историей прихода в наш мир Спасителя. Евангелие ничего не говорит о ели, да это и понятно: не растут такие деревья в жарком и сухом Израиле. Даже в наше время в земле обетованной на Новый год покупают кипарис или араукарию. Поэтому за рождественской историей нашей лесной красавицы обратимся к преданиям.

Совет. Приобретите живую ель в кадушке и поставьте ее в спальне. Вам будут гарантированы здоровый сон, насыщенный фитонцидами воздух и новогоднее настроение.

Она пришла с севера за Вифлеемской звездой

Согласно основной европейской легенде, выразить свою радость Младенцу и его Матери пришли не только волхвы, но даже звери, птицы и растения. Прослышала о чудесном рождении и могучая гиперборейская ель. Однако, придя к вертепу, где Богоматерь кормила Сына, ель застеснялась и осталась в сторонке. Прочие деревья стали спрашивать ее, почему не подходит она ближе. Ель взглянула на их богатые плоды и пышную листву и ответила, что боится напугать сидящих внутри людей.

Поняли деревья, что гостья смущается своей простоты и мрачности, и стали одаривать ее цветами, яблоками, инжиром, орехами, брызнули соком на ее шишки, отчего те стали золотыми. И стала скромная ель сиять и переливаться, и вошла в пещеру. Увидел ее Сын Божий, заулыбался и замахал приветственно ручками. Больше всех понравилась ему нарядная северная ель.

В этот красивой истории веками отточены все детали:

  • сладкие и фруктовые украшения символизируют дары, которые волхвы несли Младенцу;
  • звезда на верхушке – та самая Вифлеемская провозвестница, указавшая путь к вертепу;
  • – это сплетенная пауками для очень бедных людей паутина, которую сам Иисус превращает в сверкающие нити.

Совет. Ежегодно проверяйте качество гирлянд, которыми собираетесь иллюминировать праздник: они часто служат причинами пожаров.

Сказ о том, как ель языческие символы победила

В зарубежной Европе ель распространена нешироко: Скандинавия, Альпы и восток Германии. Неудивительно, что именно в этих местах родилась традиция украшать Рождество душистым хвойным деревом. Но еще раньше ель стала объектом поклонения у древних кельтов, открывая год согласно их растительному гороскопу.

Кельтские жрецы – друиды – в конце декабря выбирали самую высокую и мощную ель в окрестностях и наряжали ее дарами для лесных духов. Это происходило во время праздника Йоль, двенадцатая ночь которого соответствует нашей Новогодней.

Ветви дерева богато увешивали лампадами с горящим жиром – символами света, а также орехами, печеньем, а порой и внутренностями животных, которые предназначались добрым духам. От друидских обрядов происходят многие символы Рождества:

  • венок, который обязательно вешают на дверь – это бывший еловый венок Йоля, символ слияния конца и начала года;
  • лакомство «Рождественское полено» – превращенное в сладость йольское бревно, которое горело, не переставая, все 12 дней праздника;
  • непременные свечи на столе – способ призвать в дом добрых духов.

Однако все это языческие приметы, как же они проникли в христианство? А все благодаря елке. В VIII веке н.э. в германских лесах бродили священники-миссионеры, пытаясь обратить язычников на путь истины. Среди них был и святой Бонифаций, не боявшийся ни дремучих северных чащоб, ни друидских жертвоприношений.

Бонифаций призвал друидов к их священному дереву, Дубу Тора, и провозгласил, что срубит его с помощью своего христианского бога. Усмехнулись друиды и продолжили смотреть, как сподвижники монаха рубят дуб. И рухнуло могучее дерево, и поняли язычники, что неведомый бог играючи подчинил себе Тора. А на месте поверженного дуба выросла красавица-елочка, на которую указал Бонифаций друидам со словами: «Вот оно, христианское дерево».

И как славно, что древний обычай встречать новый год с сияющим в углу гостиной, загадочным и подмигивающим гирляндами хвойным чудом сохранился до наших дней!

Почему наряжают елку: видео

Новогодняя елка в древности

Елка в средневековой Европе

Наряжать елку всей семьей - добрая предновогодняя традиция, которая раз за разом переносит нас в детство и погружает в атмосферу настоящей зимней сказки. Но задумывались ли вы, откуда пришел к нам этот обычай? Предлагаем вам несколько версий, которых придерживаются в Европе и России.

Читайте также

5 неожиданных идей «вкусных» новогодних подарков

Новогодняя елка в древности

В Европе принято считать, что традиция украшать елку зародилась у кельтов еще до возникновения христианства. В те времена люди верили в существование духов леса, при этом особенно почитались именно хвойные деревья, которые оставались зелеными даже с наступлением морозов. В самую долгую зимнюю ночь кельты отправлялись в лес, где выбирали дерево - ель или сосну - и наряжали его разнообразными лакомствами, чтобы задобрить духов. С течением времени этот обычай распространился по всей Европе, и елку наряжали уже не только для того, чтобы порадовать лесных обитателей, но и с целью получить богатый урожай ближайшей осенью.

Елка в средневековой Европе

Многие жители европейских стран уверены, что традиция наряжать елку на Рождество появилась благодаря христианскому богослову из Саксонии Мартину Лютеру . По легенде, именно он, возвращаясь домой через лес, впервые принес домой ель и украсил ее разноцветными лентами и свечами.

Кстати, в Германии до сих пор бытует и легенда, связанная с именем архиепископа-реформатора Бонифация. Для того чтобы показать язычникам бессилие их богов, он якобы срубил священный дуб Одина и заявил, что «на корнях срубленного дуба язычества» вскоре вырастет «пихта христианства». Так и случилось, и из пня старого дуба появилось молодое хвойное деревце. Кстати, этот случай действительно описан в житии Святого Бонифация.

А вот по мнению ученых, немецкая рождественская ель олицетворяла райское дерево во время мистерии - праздника в память об Адаме и Еве, который западные христиане отмечали 24 декабря. Неслучайно елка в немецкой традиции называлась христовым деревом и даже райским садом. При этом обычай украшать ель плодами и цветами знатоки связывают с легендами о цветении и плодоношении деревьев в ночь на Рождество.

Елка в России

Празднование Нового года в Российском государстве ввел своим указом Петр I, и случилось это в 1669 году. А вот в ночь на 1 января праздник стали отмечать лишь в 1700 году. Обычай ставить хвойные деревья у ворот домов государь привез из Германии, однако елки в то время еще не наряжали - такая традиция появилась спустя несколько десятилетий - в 1830 году, при Александре Федоровне, супруге Николая I. Однако украсить новогоднее дерево мог позволить себе не каждый.

Спустя 12 лет после Октябрьской революции, в 1929 году обряд был запрещен по решению участников партийной конференции большевиков, которые посчитали, что наряженная новогодняя елка являет собой символ буржуазного строя и поповщины. Вместе с елью под запрет попал и Дед Мороз, а Рождество стало рабочим днем. Перед праздником на улицах появлялись добровольческие патрули, которые заглядывали в окна и проверяли, нет ли в домах елок. Поэтому люди, во что бы то ни стало желающие устроить праздник для своих детей, были вынуждены делать это тайно - ели тайком рубили в лесу и ставили подальше от окон.

А 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка с подписью кандидата в члены политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева. В ней автор заявил, что дети рабочих не должны лишаться удовольствия веселиться на празднике, как делали это ранее в буржуазных семьях. Благодаря этому традиция устраивать детские елки вернулась, а современный вид новогодний праздник приобрел только в 60-х годах прошлого века.

Ранее в Роскачестве рассказали, как выбрать елку к Новому году.

По материалам lyubovm.ru.

Фото: livejournal.com, podrobnosti.ua, culture.ru

Украшать дома ветками растений, которые никогда не сбрасывают свое «одеяние», начали еще до распространения христианства на территории Северной Европы. Считалось, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь. Кроме того, считалось, что Солнце особенно благоволило вечнозеленым деревьям. Поэтому, встречая день зимнего солнцестояния, древние германцы украшали жилища ветвями ели.

Фото: www.globallookpress.com

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого Бонифация (7-8 век). Считается, что проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. И святой Бонифаций назвал ель «деревом Младенца Христа». По-видимому, сначала ёлки устанавливались в праздник Рождества без украшений. А собственно обычай наряжать ель установился после Реформации в протестантских странах. Согласно самой известной из легенд, начало традиции украшать елку положил Мартин Лютер в 1513 году. Согласно преданию, именно немецкий реформатор в Рождественский Сочельник украсил верхушку ёлки звездой в память о Вифлеемской звезде.

В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I . Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».

Однако в ту пору традиция наряжать ёлку не прижилась - возможно, связано это с тем, что на Руси еловыми ветками принято было выстилать путь покойного на погост, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось с праздничным весельем.

Считается, что возродила традицию княгиня Александра Федоровна (немка по происхождению), ставшая женой русского царя Николая I. В 1818 году в Сочельник она повелела поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами. После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции, а уже с конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, и повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия.

В советское время изначально ёлка не приветствовалась, так как «напоминала» о религии и Рождестве. Так, с началом гонений на православие в немилость попала и рождественская ель: ставить её в доме стало даже опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года: были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились ёлочные украшения. Так рождественская ёлка трансформировалась в новогоднюю (на её макушку в СССР надевали вместо Вифлеемской - пятиконечную звезду).

Сегодня хвойное дерево является неотъемлемым символом Нового года для большинства семей и неизменно ассоциируется с праздничным весельем, Дедом Морозом и подарками. Вместе с тем в рамках церковной символики зеленые красавицы являются одним из атрибутов праздничного украшения храмов к Рождеству.

Фото: www.globallookpress.com

Что еще почитать