Занятие по фэмп "путешествие по реке" в средней группе. Нод по познавательной деятельности фэмп в средней группе Познание фэмп в средней группе

Интегрированное занятие по образовательной области «Познание (фэмп)
в средней группе

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Познание (аппликация)», «Социализация», «Безопасность».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: закрепление знаний детей по образовательным областям: Познание, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Безопасность полученных в течении учебного года.

Задачи:
Упражнять в счёте до 10, в правильном и чётком произнесении звука -ж-; закрепить название геометрических фигур, название частей суток, правила пешехода.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитывать отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Планируемые результаты: дошкольник имеет элементарное представление о геометрических фигурах, счёте чисел до 10; старается правильно произносить звук - ж-; поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы

Материалы и оборудование: карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, цветы с вклеенными геометрическими фигурами разного размера и цвета в центре - цифра; клей, салфетка, набор геометрических фигур для каждого ребенка.

Воспитатель:
Дети, я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну знаний, в которой живут геометрические фигуры. В страну знаний можно попасть только по воздуху. На каком виде транспорта можно летать? Мы отправляемся на воздушном шаре. Займите места согласно купленным билетам.
Почему нас никто не встречает? Я не вижу ни одной геометрической фигуры.
(находим конверт с письмом)
«Здравствуйте ребята! Мы попали в беду, старуха Шапокляк нас заманила в ловушку. Помогите нам. Геометрические фигуры.»
Что же делать? Надо выручать друзей. Поможем геометрическим фигурам?
А где же их искать? (читаю продолжение письма « Ищите конверт №1»)

Задание №1.
Где можно переходить улицу?
Как называют людей идущих по улице?

Для чего нужен светофор?
Какие цвета на нем загораются?
Шапокляк испортила все светофоры, я предлагаю их отремонтировать.

Д/игра «Собери светофор»
(дети исправляют светофор и читают стихи)

Красный цвет - опасный цвет
Это значит, хода нет.
Желтый не спешите
И сигнала ждите.
Цвет зеленый горит, вот теперь вам путь открыт.

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили первое задание Шапокляк. Где же у нас второе задание (Дети ищут конверт № 2). На нем написано: « Отправляйтесь на полянку, отгадайте там загадку»
Воспитатель:
- Сколько грибов, я предлагаю девочкам собрать грибы в корзинку.
- Сколько грибов собрали? Какой цифрой обозначим?
- Что еще видите на полянке? Мальчики соберите шишки. Сколько шишек собрали? Какой цифрой обозначим?
Загадка:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке – летом.
Чем питается белка?
Где живет белка?
Воспитатель: вот мы справились и со вторым заданием Шапокляк. А где у нас конверт №3.(Дети находят конверт № 3). Там написано: «Поиграйте в игру «Внимательные жуки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие здесь интересные цветы, у них в середине разные геометрические фигуры, назовите их.

Запомните их, и давайте с вами превратимся в жуков и скажем: «Я жук, я жук, я здесь живу, жу, жу, жу, жу»

На команду: «Жуки на полянку!» Вы летите сюда и смотрите, какого цветка не стало?

Дети играют в игру 2-3 раза, угадывая исчезнувший цветок.
В какое время года, распускаются цветы?
А кто знает пословицы о весне?
Весна днем красна
Весна красна цветами
Весною слышно, как трава растет

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили все задания Шапокляк.
Следующий конверт №4. «Отгадайте загадку, покажите отгадку»
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик,
Все вокруг уснуть должны
Дети наши тоже.
Когда все спят?
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает?
Солнце в небе ярко светит,
На прогулку пошли дети.
Когда это бывает?

А как вы думаете, ребята, почему старуха Шапокляк такая вредная и злая?

Ответы детей (она вредная, потому что у неё нет друзей).

Воспитатель:
А давайте, ребята, мы будем друзьями Шапокляк, и сделаем для неё что-нибудь приятное. Я знаю, что она очень модная старушка и любит носить различные бусы. Мы можем сделать их для неё в подарок. Может быть, тогда она отпустит к нам наших друзей геометрические фигуры.

Художественное творчество (аппликация)
Изготовляем бусы для Шапокляк.
(пока дети выполняют работу, воспитатель незаметно достает конверт с геометрическими фигурами).
Воспитатель.
- Какие красивые бусы у нас получились! А что это такое? Шапокляк вернула нам геометрические фигуры.

На этом наше путешествие в страну знаний закончилось, пора возвращаться в детский сад. Всем спасибо.

Конспект занятия в средней группе.

Познание (формирование элементарных математических представлений)

Тема: «Поможем другу».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество (конструирование), физическая культура.

Цели: Учить сравнивать предметы по высоте и длине, упражнять в нахождении и определении геометрических фигур, в счете до 5, в аккуратном закрашивании, развивать логическое мышление, внимание в дидактических играх «Что лишнее?», «Чего не хватает?», развивать ловкость и быстроту.

Материал: изображения геометрических фигур, картинки предметов, схожих по форме с геометрическим фигурами, индивидуальные рисунки «дорог» для закрашивания, фломастеры, чулан – коробка, игрушка Буратино, физкультурные маты, рисунки к дидактическим играм, кукла Сказочника би-ба-бо, ширма, палочки Кьюзенера, плоские «камушки» (картон).

Организация детей: дети стоят полукругом около мольберта.

НОД::

Педагог: Дети сегодня я получила письмо - рисунок от Буратино, ведь он не умеет писать. Как вы думаете, что с ним случилось? (Педагог показывает рисунок, где, изображен Буратино в чулане, окошко в решетках ).

Педагог: Да, дети, он попал в беду и просит о помощи, надо его освободить. Поможем Буратино?

Дети : Да!

Педагог: Но прежде чем отправиться в сказку, ведь нас там ждут разные препятствия, я хочу проверить, все ли из вас готовы отправиться в опасное путешествие.

Назовите геометрические фигуры, которые здесь изображены (дети называют).

А теперь назовите предметы, которые похожи на квадрат, треугольник, прямоугольник

(педагог показывает картинки детям, дети определяют). Молодцы! Вижу - все готовы, тогда отправляемся.

Дети идут по кругу: 1,2,3,4,5.

Кто шагает дружно в ряд?

Это смелый наш отряд.

Дружно, весело шагаем,

Ноги выше поднимаем.

В сказку скоро мы придем,

Друга нашего спасем.

Педагог: Дети, а вы знаете, как попасть в сказку? Позовем-ка мы сказочника, он уж наверняка знает туда дорогу.

Педагог : Сказочник! Сказочник! (появляется из-за ширмы кукла Би-ба-бо).

Педагог: Здравствуй, сказочник! Помоги нам, пожалуйста, попасть в сказку, нам друга нужно спасти.

Сказочник : Здравствуйте, конечно, помогу. Только и вы могите мне найти правильный ответ. Какой квадрат подойдет в пустую клетку? (ответы детей). Молодцы!

Сказочник : А теперь, дети, найдите лишние предметы и объясните, почему он лишний (дети выполняют задание ).

Сказочник: Молодцы, дети! Быстро справились с заданием. А длинная дорожка приведет вас в сказку и к вашему другу (уходит за ширму).

Педагог: Спасибо, сказочник! Дети, смотрите перед нами много дорог (на полу разложены полоски разной длины, такие же у детей на столах на листочках). Давайте сосчитаем, сколько их. Но только длинная дорога приведет нас к Буратино. Какая по счету длинная дорога? Закрасьте ее красным фломастером. А какая по счету короткая дорога? Закрасьте ее зеленым цветом (работа детей за столом).

Педагог: Молодцы, справились с заданием. Но перед нами новое препятствие – две горы, чтобы попасть к Буратино, нам надо перейти через высокую гору (выставляются маты и мягкие снаряды, дети определяют, какая гора выше и переходят ее).

Какие вы смелые и ловкие! Справились с заданием.

Педагог: А вот и чулан! Только он закрыт. Необходимо сделать ключ. Сделаем?

(Дети выкладывают из палочек Кьюзенера ключ. Работа в паре за столом.)

Педагог: А вот и Буратино!(освобождают Буратино.)

Буратино: Спасибо вам, дети.

Педагог: Чем мы сегодня занимались? Понравилось путешествие в сказку?

Педагог: Ну, а теперь можно и поиграть. Подвижная игра «Гуси, гуси, га-га-га!»

Программные задачи:

  • Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу.
  • Продолжать закреплять части суток, формируя понятия о времени.
  • Продолжать закреплять умения выкладывания фигуры по образцу из счетных палочек.
  • Закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти.
  • Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой.
  • Закреплять названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал) умение их различать.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  • Развивать мышление, память, речь, сообразительность, внимание.
  • Воспитывать интерес к занятиям математики, взаимопомощь, умение и желание отвечать.

Оборудование: Четвертинки круга разного цвета (желтый, красный, синий, фиолетовый) на каждого ребенка, Изображение лодочки из счетных палочек (образец), счетные палочки на каждого ребенка, изображение гусыни, изображения гусят с цифрами от 1 до 5, листы с изображением групп предметов и цифр от 1 до 5 на каждого ребенка, рыбки – мамы разного цвета и разной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, овал) четыре штуки, рыбки-мальки разного цвета и формы (количество на усмотрение воспитателя).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (да)

А хотите мы сегодня отправимся в путешествие (да, хотим.)

Ну что ж, для этого нужно хорошо себя вести и быть очень внимательными Согласны? (да)

Ребята скажите мне, пожалуйста, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток? Сейчас какое время суток? (утро). Молодцы ребята, верно.

Если дети затрудняются. Я помогу вам, послушайте загадку:

Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Когда это бывает? (утром)

Правильно, конечно утром.

Ребята, а какие части суток еще бывают? (ответы детей) Скажите мне пожалуйста, какими цветами мы обозначаем части суток? Карточка утро – какого цвета? (желтого), верно, еще каким цветом мы обозначаем части суток? Ответы детей. Красным (день), синим (вечер), фиолетовым (ночь). Правильно ребята. Ребята, а вы не боитесь, что нам придется путешествовать целые сутки? (нет). Предлагаю поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Согласны. Будьте внимательны!

Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
Ну-ка, детки, просыпайтесь,
Подымайтесь, умывайтесь (желтый – утро)

А за утром день бежит,
Нам пословица гласит:
Долог день до вечера,
когда делать нечего (красный-день)

Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам – вкусный ужин (синий – вечер)

Дети показывают карточки. Воспитатель проверяет ответы.

Ночью на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели? (фиолетовый – ночь)

Дети показывают карточки. Воспитатель проверяет ответы

Ребята, сколько частей суток мы знаем (четыре) правильно.

Детям предлагается убрать пособие в сторону.

Молодцы ребята, можем отправляться в путь. Предлагаю отправиться в путешествие по реке. Хотите! (да) А на чем можно путешествовать по реке, может быть на машине? (нет)

А на чем? (на лодке, на корабле, на катере, на плоту) Молодцы. Я предлагаю на лодочке. И у каждого будет своя собственная лодочка. А для этого вы должны внимательно посмотреть на картинку и из палочек построить свою лодочку.

Воспитатель вывешивает на доске картинку-образец лодочки из счетных палочек.

Вместе с детьми разбирают последовательность выкладывания лодочки.

Готовы? Приступайте к заданию!

Воспитатель помогает детям выполнять задание на местах.

Молодцы хорошие лодочки получились. Теперь в путь. Ребята, во время путешествия обязательно можно кого-нибудь повстречать. А кого же мы встретим? Послушайте загадку. Слушайте внимательно.

Гонит в воду мать скорей
Непослушных малышей:
Что? Боитесь? Вы не трусы!
Га-га-га! Ведь вы же …(гуси)

Правильно ребята.

Гордо по реке плывет – мама, словно пароход.

А за ней плывут ребята это мамины …(гусята)

На доске воспитатель выкладывает картинки с изображением гусыни и гусят. На каждом гусенке цифра от 1 до 5.

Правильно ребята это гусыня с гусятами. Гусята, как и вы, очень любят поиграть. Поиграем? (да) Сначала, ребята нам нужно посчитать всех гусят.

Дети считают и вместе с воспитателем сверяют ответы.

Сколько всего гусят вышли погулять с мамой гусыней? (всего пять гусят) Правильно ребята, молодцы.

Посмотрите, у каждого гусенка есть своя цифра, нужно помочь гусятам построиться по порядку за мамой гусыней.

Какого гусенка поставим первым (верно с цифрой 1),а вторым (конечно с цифрой 2) затем гусенок (с цифрой 3) правильно, следующий (с цифрой 4) хорошо, и последний гусенок с цифрой 5. Молодцы! Еще раз повторим вместе, называем слева направо: первый, второй, третий, четвертый, пятый. Отлично поиграли с гусятами и маме гусыне помогли.

А я ребята вижу впереди волшебный мост. И чтобы наши лодочки смогли под ним проплыть, нужно правильно выполнить задание. Перед вами лежат листы, на которых изображены группы предметов, вам надо каждую группу предметов соединить с нужной цифрой. Сначала нужно сосчитать предметы и затем линией соединить с той цифрой, которая обозначает количество предметов. Возьмите в правую руку карандаш и принимайтесь за дело. Задание сложное, но вы обязательно справитесь.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает детям, которые затрудняются.

Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием! И я думаю сейчас пришло самое время спуститься к реке и искупаться (разминка)

К речке быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Что руками делать нужно?
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег
И отправились домой!

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом.

Ну что ж ребята, а наше путешествие продолжается? Вижу я, что кому то нужна наша помощь. Да это же мамы-рыбки вышли погулять со своими детками-мальками, а они такие шалунишки, потерялись и не могут найти своих мам.

Воспитатель вывешивает на доске четыре геометрические фигуры разного цвета в виде рыб. Это мамы-рыбки (квадрат, треугольник, круг, овал)

Поможем малькам вернуться домой к своим мамам-рыбкам?

На столе лежат рыбки-мальки разного цвета и разной геометрической формы.

Посмотрите ребята, все рыбки разной геометрической формы…

Какой формы тело этой рыбки? Где её мама? Правильно, а эта рыбка какой формы? Каждому мальку нужно помочь отыскать свою маму.

Можно спросить детей, что у всех рыбок одинакового, общего? (хвосты в виде треугольника) Чем рыбки еще (кроме формы) отличаются друг от друга? (цветом)

Молодцы ребята, помогли рыбкам, выручили их из беды.

Вот и закончилось наше путешествие по реке. Какое задание было самым трудным? Какое задание самым легким? Какое самое интересное? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, эти знания обязательно пригодятся вам не только на занятиях, но и в жизни.

Ребята, речке очень понравилось, что она повстречала таких добрых, умных, сообразительных и отзывчивых ребят, как вы. И она решила сделать вам небольшой сюрприз! Подарить каждому из вас свою частицу-маленькую капельку!

Воспитатель вручает каждому ребенку воздушный шарик (шарики предварительно оставлены за небольшой ширмой).

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Гузелия Ахметгареева
Конспект НОД «Познание. ФЭМП» в средней группе тема: Поможем Машеньке»

Конспект НОД

Образовательная область

«Познание . Формирование элементарных математических представлений » в средней группе

Тема : Поможем Машеньке

Образовательная область

«Познание . Формирование элементарных математических представлений »

Интеграция образовательных областей :

Коммуникация»

Социализация

Безопасность

Физическая культура

Чтение художественной литературы

Цель :

Активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей. посредством включения воспитанников в разнообразные виды деятельности в условиях интеграции образовательных областей «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» , Безопасность», «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» .

Задачи :

Образовательная

Правильно отвечать на вопросы сколько?

Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.

Упражнять детей в различении геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.

Закреплять понятия «длинный» , «короткий» .

Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Упражнять в умении рисовать по точкам, название геометрических фигур.

Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен и перешагивание через предметы.

Развивающая

Развивать познавательный интерес , активность, фантазию, творческое начало.

Развивать мышление и внимание

Воспитательная

Приучать выслушивать задание педагога, действовать в точном соответствии с ним.

Воспитывать готовность приходить на помощь к тому , кто в ней нуждается, отзывчивость, доброту.

Пособия,оборудование, раздаточный материал :

Картинка «Яблоня» , «Печка» , «Речка» , медведь, заяц, волк, лиса

корзинка с грибами, ягодами.

Таблица «Длинный - короткий» , круги разного диаметра (на каждого ребёнка) .

Таблица «Закончи картинку» , набор геометрических фигур (на каждого ребёнка) .

Таблица «Что нарисовано?» (на каждого ребёнка) .

Простые карандаши на каждого ребенка, пособие для дыхательного упражнения «пушинка» .

Практические

Наглядные

Словесные

Приёмы :

Игровая мотивация

Показ и рассматривание иллюстраций.

Художественное слово- загадки

Логические задания и упражнения

Рисование по точкам

Активизация словаря :

Длинная, короткая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник

СТРУКТУРА НОД :

1. Сообщение темы и организация детей

2. Рассказ сказки

3. Задание с корзинкой

4. Дыхательное упражнение «Ветерок»

5. Встреча с Яблоней- упражнение «Длинный - короткий» ,

6. Встреча с Печкой- упражнение «Что нарисовано?»

7. Встреча с Речкой- упражнение «Закончи картинку» ,

8. Встреча с Бабой-ягой Игра «Загадки и отгадки»

9. Рефлексия Подведение итогов, анализ.

Формы организации совместной деятельности :

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Ходьба с высоким подниманием колен и перешагивание через пред-меты.

Игровая Игровая ситуация

Познавательно -исследовательская Создание и решение проблемных ситуаций, решение логических задач

Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы

Чтение художественной литературы Чтение загадок

Организация занятия. Дети стоят полукругом.

Воспитатель : Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (ЗДРАВСТВУЙТЕ,

Воспитатель : А теперь улыбнитесь гостям и друг другу, у нас сегодня прекрасное настроение, я рада видеть всех вас.

Воспитатель : Ребята, а хотите послушать интересную сказку? (звучит мелодия)

В одной деревне жила-была семья : мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня.

Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама ушла с подружками гулять в лес.

В лесу она набрала полную корзинку грибов и ягод.

Показываю корзинку (корзинка с грибами, ягодами) .

Ребята, давайте посчитаем, сколько грибов и ягод собрала Маша.

Вынимаю из корзинки отдельно грибы, отдельно ягоды.

Ребята, сколько грибов собрала Маша? (МАША СОБРАЛА ТРИ ГРИБА)

Сколько ягод собрала Маша? (МАША СОБРАЛА ДВЕ ЯГОДЫ)

Чего Маша собрала больше? (МАША СОБРАЛА БОЛЬШЕ ГРИБОВ) .

На сколько грибов больше чем ягод? (ГРИБОВ БОЛЬШЕ ЧЕМ ЯГОД НА ОДИН)

Сколько всего грибов и ягод вместе? (ВСЕГО МАША СОБРАЛА ГРИБОВ И ЯГОД ПЯТЬ. _

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Встаньте ребятки (раздаю «пушинки» для выполнения упражнения)

В руках «пушинки» , ноги слегка расставлены, вдох носом, выдох ртом на «пушинку» .

Повторить 3-4 раза.

Стала Машеньке прохладно , забежала она в дом, и увидела, что брата дома нет. Она стала его искать и добрые люди сказали Маше , что её брата унесли гуси-лебеди к Бабе-Яге. Маше ничего не оставалось, как идти искать брата.

Воспитатель : Долго шла Маша, пока не увидела яблоню.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди унесли моего братца?

Были у меня шарики, да отвязались и улетели. Одни верёвочки остались. К длинным верёвочкам были привязаны большие шарики, а к коротким – маленькие. Привяжите, пожалуйста, шарики каждый к своей верёвочке. Ребятки, поможем Машеньке выполнить задание ? (ПОМОЖЕМ ) .

Давайте подойдем к столам, и посмотрим на задание. Будьте внимательны, какие шарики нужно привязать к длинной веревочке (БОЛЬШИЕ, а маленький шарик нужно привязать к какой верёвочке (К КОРОТКОЙ) (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

У детей на столах листы бумаги с нарисованными верёвочками и круги разного диаметра.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание и яблоня сказала, что гуси-лебеди полетели в сторону поля.

Печка, печка, подскажи, куда гуси-лебеди моего братца понесли?

Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.

Ребята, переверните листочки и скажите что там изображено? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

А чтобы точно узнать, вы должны соединить все точки друг с другом. (дети выполняют упражнение)

У каждого из вас получилась какая-то геометрическая фигура, скажите, какие фигуры у вас получились. (КВАДРАТ, КРУГ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬ-НИК)

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Печка сказала, что гуси-лебеди полетели в сторону реки.

Воспитатель : Маша побежала к речке.

Речка, речка, подскажи, куда гуси-лебеди моего братца понесли?

Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.

На столе у детей листы бумаги для индивидуальной работы и тарелочки с геометрическими фигурами

Задание : у вас на листочках нарисованы фигуры. Из тарелочки необходимо выбрать фигуру и приложить её к нарисованной так, чтобы получился другой предмет.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Дом Бабы-Яги находится на другом моём берегу

Воспитатель : Ребятки, а вот и мостик через речку, давайте перейдём на другой берег,

Пройти нужно по мостику с высоким подниманием колен и перешагивание через кубики, чтобы их не задеть.

Не забывайте, мостик старенький, нужно идти тихонько, не толкаясь, друг за другом. Ну вот и все перешли мостик, молодцы.

Воспитатель : Пришла Маша к дому Бабы-Яги.

Баба-Яга! Отдай моего братца.

Хорошо, но сначала выполни моё задание.

Отгадай мои загадки

Игра «Загадки и отгадки»

-«Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос» (МЕДВЕДЬ)

-«Серый, зубастый, по лесам рыщет. Кого съесть ищет.» (ВОЛК)

-«Не барашек и не кот, носит шубку круглый год, Шубка серая -для лета, для зимы -другого цвета» (ЗАЯЦ)

-«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт» (ЛИСА)

(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку)

А как можно назвать всех этих животных одним словом? (ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ)

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Баба-яга отдала Маше брата , и Маша с Ваней вернулись домой. Больше Маша никогда не оставляла братика одного дома.

Воспитатель : Где мы с вами ребята были? В сказке? (ДА)

Кому мы помогали ? (ДЕВОЧКЕ МАШЕНЬКЕ )

Как мы помогали Машеньке ? (ВЫПОЛНЯЛИ ЗАДАНИЕ- обобщить ответы детей)

Мы помогли Маше справится с заданиями? (ДА, ПОМОГЛИ ,

А какое задание было самым трудным (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,

А какое задание было самым легким (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) .

Молодцы! Я рада, что вы добрые и отзывчивые ребята. Наша сказка закончилась!

Что еще почитать