Значение татуировок на зоне крест. За что становятся? Фото блатных татуировок

В этой статье хотелось бы рассказать о воровских татуировках. Они считаются отдельным пластом искусства украшения тела.

А знаете ли вы, что преступные татуировки — это отдельная субкультура? Она существует уже довольно давно и во многих странах. Причём отдельно из неё стоит выделить воровские татуировки — знаки, благодаря которым можно многое узнать об их владельце.

Рисунки и обозначение воровских татуировок

Жук в виде картинки либо в качестве аббревиатуры нередко наносится ворами. Аббревиатура расшифровывается как «Желаю Удачных Краж» — своеобразный талисман для нечистых на руку людей.

Что касается картинки, то жук всегда считался неплохим оберегом от различных проблем для своего обладателя. Ещё египтяне были уверены в том, что подобная картинка позволит человеку осуществить свои далеко идущие планы.

Не имеет значения, на каком именно месте воры располагают жука. Он может быть нанесён где угодно.

ВАЖНО: Чаще всего такая татуировка является признаком того, что её хозяином является вор-карманник.

Татуировка в виде креста , расположенная у женщины между грудей , является знаком отличия воровки. Впрочем, такое изображение может наноситься ещё и на висок либо палец.



Крест-тату на пальце — отличительная черта воровок

Знаменитые купола в основном расшифровываются как «Тюрьма для вора — дом родной». Впрочем, нередко это изображение означает, что преступник раскаивается в содеянном и хочет встать на путь исправления.

Стоит присмотреться к количеству куполов — они отображают количество ходок либо то количество лет, которое было проведено в тюрьме. При этом затемнённость является сигналом нахождения в одиночной камере за какие-либо проступки. О сроке может поведать даже количество окон церкви .



Купола-тату — воровское изображение, которое говорит о раскаянии либо информирует о сроке

Звёзды на колени любят наносить люди, причисляющие себя к воровским авторитетам. Посредством изображения человек говорит: «Я никогда не подчинюсь властям, не встану перед ними на колени».

ВАЖНО: Подобную татуировку необходимо заслужить посредством различных испытаний. Если же человек не смог подтвердить свой статус, его заставят избавиться от знака отличия.

К звёздам иногда добавляются дополнительные детали:

  • Крест — «Воруй и давай воровать другим»
  • Свастика — «Я родился свободным»
  • Женщина с младенцем — «Ворую с детского возраста», «Я выбрал свою судьбу сам»

Расположенные на плечах звёзды — частая символика воров в законе.



Звёзды-тату на плечах — признак вора в законе

Паук — нередко его наносят карманники . При этом насекомое располагается между указательным и большим пальцами.

ВАЖНО: Паутину изображать нет необходимости — в основном её рисуют наркоманы.



Карты — ещё один из признаков того, что владелец татуировки принадлежит к воровскому миру. Нередко карты являлись аллегорией греха . Скорее всего, человек с такой татуировкой ворует путём шулерства.

Пиковая масть является знаком вора в законе, а трефовая — вора, который пользуется большим авторитетом.

Летучая мышь — ассоциируется с хищением имущества ночью. Древние греки и римляне полагали, что это существо отлично видит в тёмное время суток, откуда и пошла ассоциация с проницательностью и бдительностью . В любом случае зверёк великолепно ориентируется в пространстве — такая способность ворам необходима.

ВАЖНО: Впрочем, летучая мышь нередко воспринималась как вестник смерти, что не очень хорошо подходит в качестве оберега.



Кот — в качестве аббревиатуры расшифровывается как «Коренной Обитатель Тюрьмы» . Что касается картинки, то её наносят квартирным грабителям , что неудивительно, если вспомнить, что кот привязан к дому. Ещё одна трактовка — преступник чувствует себя в чужих квартирах как у себя дома .

Нередко кот в воровской татуировке изображается с бантом и в шляпе. Первоначально бант пририсовывали так называемым «стукачам» — людям, которые сотрудничали с правоохранительными органами. Однако со временем это значение утратило свою актуальность, и бант просто стал атрибутикой воровской татуировки.

Считалось, что престижнее всего наколоть кота на предплечье или плечо — этой чести удостаивались авторитеты. Обычные домушники довольствовались картинкой на животе. А вот ногу облюбовали частые ходоки на зону, причём преимущественно специализирующиеся на разбойных нападениях. Реже всего можно встретить картинку на спине .



Женщина с крыльями — считалась амулетом . Эта татуировка, как полагали, должна притягивать невероятное везение. Счастливый случай в таком случае должен покровительствовать грабителям.



Парусник — знак вора-гастролёра . Гастролёр — человек, который шёл на кражи в чужих городах для того, чтобы спутать свои следы. Парусник всегда ассоциировался со странниками, бродягами. Причём желательно, чтобы паруса были белыми . Чаще всего наносился на бедро или грудь, но это необязательное условие.

ВАЖНО: Стоит обратить внимание на количество мачт — не исключено, что по нему можно узнать, сколько судимостей было у владельца татуировки.

Воровские татуировки-перстни



Подборка перстней-татуировок

1. Показатель того, что человек побывал в местах не столь отдалённых.

2. Татуировка, рассказывающая о загубленной юности своего владельца.

3 . Значит, что арестант отбыл наказание, как говорится, от звонка до звонка . Иными словами, он полностью отсидел положенный срок без применения досрочного освобождения.

4. Представляет собой змею, обвившуюся вокруг кинжала. Говорит о том, что человек довольно агрессивен . Наказание он несёт за убийство, совершённое умышленно . Или же, как вариант, мог нанести тяжкие телесные повреждения .

5. «Перстень готика» — атрибут осуждённых, которых приговорили к наказанию за грабёж.

6. Владелец этого перстня тоже имеет отношение к грабежу , но, кроме этого, может быть причастным к созданию преступных группировок .

Трефовая масть расшифровывается буквально следующим образом — «День для учёных, а ночь — для воров». Скорее всего, этот человек украл чьё-то личное имущество . Перстень вполне может быть носим женщинами.

7 . Ещё называется «перстнем баклана» . Наносится хулиганам, которые не подлежат перевоспитанию.

ВАЖНО: Может наноситься на мочку уха.

8. «Вафлёр» — человеку с таким перстнем не позавидуешь, ведь он относится к самой низшей касте тюремного мира. Причём ранг этот является пожизненным — такому человеку вряд ли подадут руку, заговорят с ним или сядут за один стол. Как правило, «вафлёром» может стать молодой, но слабо развитый физически человек, который подвергся изнасилованию, не уплатил карточный долг или не выдержал «прописки».

Впрочем, такой перстень на свободе нередко сводят либо переделывают. Чаще всего, под перстень №3.

9. «Шестёрка» — ещё одни представители морально надломленных людей. Правда, до уровня «вафлёров» они ещё не опустились, и всячески стараются этого избежать. А избежать такого унижения можно лишь путём прислуживания авторитетам.

10. «ЗЛО» — расшифровывается аббревиатура как «Заветы Любимого Отца». Собственно, расшифровка прекрасно всё объясняет — вы имеете дело с потомственным вором. Воровские династии тоже встречаются. Либо, как вариант, перстень может стать знаком памяти в честь любимого отца с уголовным прошлым.

11. Этот перстень встречается редко. Наносят его за изнасилование.

12. «Перстень парашника» — его владелец, как и «вафлёр», относится к категории «обиженных». Носителем такого «украшения» чаще всего являются карточные должники . Естественно, наносится преимущественно в принудительном порядке. Хоть и презираем сокамерниками, но всё же не настолько опущен в иерархии, как «вафлёр».

ВАЖНО: Нередко после выхода на свободу невезучие владельцы этого перстня сводят его либо перекрашивают под №3, говорящий об отбывании полного срока.

13. Таким перстнем помечают человека, которого осудили за развратные действия по отношению к лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста.

14 . То же самое значение, что и в предыдущем случае — изнасилование несовершеннолетнего лица. Татуировка наносится в принудительном порядке.

15. «КОТ» — «Коренной Обитатель Тюрьмы». Как мы писали выше, кот является общепризнанным символом грабежей . Такой перстень наносится теми, кто часто попадает в тюрьму либо долго там находится . Как ни парадоксально, но этот знак считают и амулетом в тюремной среде.

Человек также пытается подобным образом рассказать о своей гордости . Перстень может встречаться и у гопников .

16. «Вторая ходка» — наносят как мужчины, так и женщины. Как несложно догадаться, количество полос символизирует количество ходок. Может даже быть добавлена ещё одна полоса.

17. «Грехи юности» — по этому перстню становится ясно, что приобщаться к заключению под стражей человек начал ещё с юных лет в воспитательно-трудовой колонии.

Как ни странно, но в тюремном мире, который признаёт не все авторитеты, имеется своя строгая и чёткая иерархия, свои правила. И татуировки могут нам, простым обывателям, пролить свет на этот мир. Ведь как знать: возможно, среди ваших знакомых имеется человек, которому не стоит доверять?

Аркадий Бронников считается ведущим экспертом в России по изучению тюремных татуировок. Более тридцати лет он был старшим специалистом в отделе криминалистики при Министерстве внутренних дел СССР.

В рамках служебных обязанностей Бронников побывал во многих исправительных учреждениях Урала и Сибири, где брал интервью и фотографировал тысячи осуждённых. Эксперт-криминалист не раз помогал раскрывать уголовные дела по всей России, используя свою уникальную коллекцию татуировок, идентифицируя преступников и неопознанные трупы.

Криминальные татуировки

Мы представляем вашему вниманию отрывки из книги Аркадия Бронникова «Татуировки и их криминалистическое значение ».

Как только обычные заключённые входят в массовое население «зоны» (тюрьмы или лагеря), они понимают, что воры несут особую авторитетность и ответственность. ЗК копируют воровские татуировки и манеры в попытке поднять свой статус. Для самозащиты заключённый должен показать себя исключительным, опытным, смелым и закаленным человеком. Помимо страха, уважения и послушания друзей, ЗК татуировки призваны продемонстрировать стремление к самоутверждению и завоевание авторитета в криминальной среде.

Татуировки на теле этого заключённого описывают самые авторитетные символы: зк тату показывают, что носитель принял на себя «судьбу вора». Тем не менее, на нём нет «звезд вора», значит человек не является «вором в законе» и, следовательно, не имеет никакой реальной власти среди воров.

Эта татуировка является вариацией на тему мифа о Прометее, который после обмана Зевса был навечно прикован к скале в наказание. Корабль с белыми парусами означает, что носитель зк-тату не участвует в нормальной работе, он – бродяга-вор и склонен к побегу.

Надпись на костяшках пальцев – татуировка женского имени Надя. «Перстень» на указательном пальце означает: «Не верь никому, кроме себя», «Пацан» — одна из самых привилегированных криминальных тату среди заключенных ИТК. На среднем пальце татуировка карманников – «крест воров». Безымянный палец: «Отсидел в полной мере», «От начала до конца», «Сидел без права на УДО»: заключенный отбывал в колонии полный срок, без перехода на вольное поселение по условно-досрочному освобождению. Татуировка мизинце: «Темная жизнь» говорит о том, что носитель провел много времени в карцере. Череп и скрещенные кости, пистолет, нож и буква «K» (Иллер — прим.ред.) обозначают убийцу.

  • Подробнее о расшифровке ЗК-татуировок на пальцах читайте в материале

На правой ноге заключённого набита аббревиатура «СЛОН»: С малых Л ет О дни Н есчастья, что подразумевает сложную и тяжелую жизнь с самого детства. Надпись ниже гласит: «Вот то, что» (убивает нас — прим.ред.). Кинжал, карты и деньги являются разновидностью популярной татуировки «Вещи, которые убивают нас». Надпись в верхней части левой ноги гласит: «Мало пройдено дорог» – воровской путь еще не окончен. Текст на колене: «Любовь». На голени татуировка: «Эта нога ходит вокруг зоны» – все действия в жизни имеют криминальный характер. Театральные маски на правой ноге представляют счастье (до тюрьмы) и печаль (после тюрьмы).

Змея вокруг шеи является статусным символом наркомана. Звезды на ключицах и погоны на плечах показывают, что этот заключённый является криминальным авторитетом. Мадонна с младенцем является одним из самых популярных сюжетов татуировок и может иметь несколько значений. Один из символов – верность преступной группировке, другой символ – носящий считает, что Матерь Божья сможет отогнать от него зло или в некоторых областях такая татуировка указывает на то, что владелец был за решеткой с раннего возраста.

Звёзды на плечах показывают, что этот заключенный является криминальным авторитетом. Георгиевские кресты – награды, существовавшие до революции 17-го года, являются признаками антагонизма и неповиновения по отношению к советскому режиму.

Глаза на животе обозначают активного гомосексуалиста (половой член формирует нос виртуального лица).

Этот человек является мусульманином, его татуировки также указывают, что он не русский: на его животе (слева) — мечеть с полумесяцем. Он не является авторитетным вором, но пытался подражать с помощью тату, чтобы улучшить свое положение в тюрьме: Маяк на правой руке означает стремление к свободе. Оковы на каждом запястье указывают на срок более пяти лет в тюрьме.

Этот ЗК является жертвой сифилиса и страдет от тяжелых рубцов на лице. В тюрьмах и колониях мужчины или женщины-заключённые, страдающие от венерических заболеваний, известны как «букетники» – носители «букета» венерических заболеваний. Они также носят прозвища военных званий, в зависимости от того, насколько продвинулись их состояние; например, заключенный, страдающий от второй стадии сифилиса известен как «полковник».

Есть случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом, гепатитом или столбняком во время нанесения татуировки из-за антисанитарных условий содержания в тюрьмах. Татуаж запрещен в тюрьмах и лагерях, за это существует судебное преследование и суровое наказание со стороны властей. Нарушающий эти правила приобретает больше статуса, так как он «уходит в подполье». Татуировки тигров на плечах этого ЗК символизируют особую свирепость хозяина.

Черти на плечах этого ЗК символизирует ненависть к власти и тюремной структуре. Этот тип криминальной татуировки известен как «Оскал» – обнажение зубов по отношению к системе правосудия. Такие тату иногда сопровождаются антисоветскими или античеловеческими текстами.

Надпись на руках: «Спасибо дорогая Родина за юность разрушенную нашу». Кинжал через шею показывает, что преступник совершил убийство в тюрьме и он доступен для следующих убийств. Капли крови могут означать число совершенных убийств. Татуировки с портретами Ленина и Сталина на груди ЗК считались в СССР защитой от пули чекистов, поскольку те не станут стрелять в изображение вождей.

Текст на груди гласит: «Кто не со мною, тот против меня». Свастика и нацистские символы могут означать что, владелец имеет симпатии к фашистским тенденциям, хотя чаще всего свастики делаются как протест и проявление агрессии по отношению к тюремной или лагерной администрации. В советский период власти часто удаляли эти татуировки с помощью силы: либо хирургическим путем, либо с помощью вытравливания. Татуировка русалки может указывать на срок за изнасилование несовершеннолетнего, или растление малолетних. На тюремном жаргоне прозвище для человека, который совершает такого рода преступления звучит как «Амурик»(смысл «амура»), «мохнатый» или «Земля — круглая»(неминуемость возмездия). Таких людей воровское сообщество сильно «опускает» в статусе.

Старший эксперт-криминалист в Министерстве внутренних дел СССР по имени Аркадий Бронников за 30 лет своей службы собрал огромную коллекцию фотографий тюремных татуировок. Далее вы увидите расшифровку и описание тюремной символики, которую заключенные набивают на кожу в виде тату.

На фото: обвивающая шею змея – знак того, что обладатель татуировки употребляет наркотики. Большинство заключенных – или алкоголики, или наркозависимые. Многие преступления они совершали в состоянии интоксикации. Звезды на ключицах и эполеты на плечах говорят о том, что перед нами авторитет. Штаны на заключенном – часть формы колонии особого режима, самого строгого режима заключения в Советском Союзе. Заключенные таких колоний называются особо опасными рецидивистами, на их счету могут быть такие тяжкие преступления, как педофилия. Они приговорены к более строгому содержанию под стражей, чем другие заключенные, и не могут быть освобождены условно-досрочно.

Звезды на плечах говорят о том, что этот заключенный – криминальный «авторитет». Медали – дореволюционные награды, поэтому их изображение становится знаком неповиновения советскому режиму. Глаза на животе указывают на гомосексуальность их обладателя (пенис становится «носом» на изображенном лице).

Изображения монастырей, церквей, соборов, Девы Марии, святых и ангелов, обычно на груди и спине, означают принадлежность к воровскому миру и его «понятиям». Татуировки в виде черепов, в некоторых местах сопровождаемые изображением улетающего ангела, говорят о том, что заключенный был осужден за убийство. Гроб – еще один знак убийства, в нем хоронят убитого.

Форма эполетов, вытатуированных на плечах, заимствована или из дореволюционной формы, или из существующей советской, оба варианта говорят о негативном отношении их обладателя к системе. Эти татуировки встречаются у криминальных авторитетов, носящих такие клички, как «майор» или «полковник». Эполеты с тремя маленькими звездами или черепами можно расшифровать так: «Я не раб лагерей, никто не в силах заставить меня работать», «Я узник, но рожденный свободным», «Я полковник в зоне – не буду пачкать руки о тачку», «Сильные побеждают – слабые умирают», «От работы лошади дохнут».

На руке написано «Помни меня, не забывай» и «15 лет я ждал тебя».
Этот человек – мусульманин. На животе слева – культовое здание с полумесяцем, черты его лица также указывают на то, что он не русский. Он не авторитет воровского мира, но пытался притвориться им с помощью татуировок, которые должны были повысить его положение в тюремной иерархии. Маяк на правой руке обозначает стремление к свободе. Наручники на каждом запястье говорят о том, что он приговорен больше, чем к пяти годам заключения.

Мадонна с младенцем – талисман воров, защищающий от несчастий и бед. Он также указывает на то, что обладатель был вором с раннего возраста: «Тюрьма – мой дом», «Дитя тюрьмы».

Восьмиконечные звезды – эмблемы вора-авторитета, живущего по «воровским понятиям». Существует много вариантов «воровских» звезд. Линии внутри концов звезды означают, что обладатель татуировки нес военную службу, но бросил ее и ушел в криминал, буквально татуировки таких заключенных означают «Я презираю армию».

Этот заключенный – жертва сифилиса, болезнь оставила его лице, глазах и рту глубокие шрамы. В тюрьмах и колониях заключенные, и мужчины, и женщины, страдающие от венерических заболеваний (таких, как сифилис) называются «букетниками». Их также награждают армейскими чинами в зависимости от того, насколько тяжело состояние болезни. Например, «Колька таскался по бабам и не парился, вчера мне врач сказал, что он уже "лейтенант"» (заключенного, страдающего от сифилиса второй стадии, называют «полковником», третьей – «генералом»). Были случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом и столбняком, когда им делали татуировки в антисанитарных тюремных условиях. Нанесение татуировок запрещено в тюрьмах и лагерях. Статус этой процедуры рос по мере того, как она становилась все более тайной из-за запретов и суровых наказаний со стороны администрации.

«Демоны» на плечах этого заключенного символизируют ненависть к авторитетам и тюремной иерархии. Этот тип татуировки известен как «оскал» – ее обладатель «показывает зубы» системе. Иногда «оскалы» сопровождают антисоветские подписи.

На руках написано: «Спасибо, дорогая Родина, за юность загубленную нашу».
Изображение кинжала на горле говорит о том, что заключенный совершил убийство в тюрьме, и его можно нанять для того, чтобы он совершил еще одно. Капли крови могут означать количество убитых им людей.
Многими криминалами Ленин воспринимается как «пахан» (главарь) Компартии. Буквы ВОР, которые иногда можно увидеть под его изображением, несут двойной смысл. Это акроним для фразы «Вождь октябрьской революции», но также и просто русское слово «вор».

Надпись на груди: «Кто не со мной, тот против меня».
Свастика и нацистские символы могут означать, что их обладатель симпатизирует фашизму, хотя чаще их делают для того, чтобы показать враждебное отношение заключенного к тюремной или лагерной администрации. В советский период администрация часто удаляла такие татуировки насильно – или хирургическим путем, или с помощью чернил. Изображение русалки может означать приговор за изнасилование ребенка или растление малолетнего. В тюремном жаргоне для обозначения совершившего такое преступление есть слова «амурик», «лохматый» и «универсал». Они становятся «опущенными» в тюремной иерархии после того, как их насилуют другие заключенные, иногда группами.

Надпись над крестом: «О Боже! Спаси и сохрани раба своего... Виктора», под крестом – «Боже, суди меня не по делам моим, а по милосердию своему». Надпись над талией «*** нужду и горе...» [Равнодушен к нужде и горю].
Череп и кости указывают на то, что заключенный отбывает пожизненное наказание. Одна восьмиконечная звезда означает, что он полуавторитет среди воров. Девочка, цепляющая платье удочкой, на левом предплечье, – татуировка хулиганов и насильников. Змея, свернувшаяся вокруг человеческих останков (на сгибе каждой руки) – вариант старой воровской татуировки. Змея – символ искушения, здесь же голову змеи заменила женская голова искусительницы. На правой стороне живота – версия «Юдифи» Джорджоне 1504 года: символ лукавой обольстительницы, предающей благородного человека.

Долларовые купюры, небоскребы и автомат с аббревиатурой US говорят о люби заключенного к образу жизни американской мафии. Глаза означают «Я слежу за тобой» (за другими заключенными в тюрьме или лагере).

На руке под изображением черепа написана фраза на латыни Memento Mori, что означает «Помни, что ты прах».
Двуглавый орел – символ русской государственности, уходящий корнями в XV век и использовавшийся Петром Великим. После падения коммунизма в 1993 году он заменил серп и молот на гербе Российской Федерации. Фотография сделана в советский период, тогда татуировка в виде этой эмблемы была знаком ненависти к СССР. Его также можно трактовать как «Россия для русских» или «За Россию без жидов, хачей и марксистов-ленинистов». Статуя Свободы указывает тоску по свободе, а темный персонаж с ружьем говорит о том, что этот заключенный готов к насилию и убийствам. Глаза на груди означают «Я вижу все» и «Я слежу», это знаменитая татуировка заключенного, принадлежащего к касте «смотрящего». Восьмиконечная звезда на плечах означает, что ее обладатель – вор-авторитет.

Надпись на правой руке: «Любовь береги и свободу». На правой руке: «Грешник». Надпись на груди: «Каждому – свое». Надпись под черепами: «Бог против всех, все против бога». На запястье написано Mein Gott, «Мой Бог» по-немецки.
Ковбой с ружьем указывает на то, что этот вор готов рисковать и не упустит ни одного вызова. Голубка, несущая ветвь (на левом плече) – символ хороших вестей и избавления от страданий.

Звезды на плечах отмечают вора-авторитета. Роза на груди означает, что свое восемнадцатилетие он встретил в тюрьме. Для аббревиатуры SOS на правом предплечье есть несколько вариантов расшифровки: «Спасите от суда», «Спасаюсь от сук», «Спасаюсь от сифилиса», «Спаси, отец, сына», «Суки отняли свободу».

Надпись на груди: «Спаси и сохрани». С каждой стороны креста написано «ХВ» («Христос воскрес»).
Восьмиконечная звезда на ключице указывает на высокое положение в воровской иерархии. Галстук-бабочка на шее часто встречается в колониях строгого режима. Изначально это изображение было позорящей татуировкой. Такие татуировки насильно делали ворам-карманникам, нарушившим «воровские понятия» и начавшим работать на администрацию, их помещали под изображениями кошек на ключицах. Однако впоследствии связь этого символа с позорными метками исчезла. Знак доллара на бабочке показывает, что его обладатель – или «медвежатник», или занимался отмыванием денег, или был осужден за кражу государственного имущества.

Эта татуировка – вариация мифа о Прометее, обманувшем Зевса и прикованном за это к скале на вечное наказание. Корабль с белыми парусами означает, что заключенный не занимается обычной работой, он вор-гастролер и склонен к побегам.

Достали уже разговоры о том, что западные политики и все остальное «прогрессивное человечество» собираются бойкотировать сочинскую Олимпиаду из-за притеснений гомосексуалистов в России. И происходит это, разумеется, под бурные аплодисменты и восторги российской оппозиции.

Я же не смог найти ни одного примера, так называемых, притеснений в отношении спортсменов или болельщиков, представляющих сексуальные меньшинства. Разве что только новый закон, запрещающий им заниматься сексом или устраивать гей-парады вблизи школ и детских садиков. Так и натуралам это тоже не рекомендуется законом. И неужели олимпийцы нетрадиционной сексуальной ориентации участвуют в Олимпийских играх только с целью заняться сексом возле детских садов или провести там же агитацию за голубую жизнь? Если нет, то к чему столь громкая истерика и кому мешает закон, запрещающий это?

И почему борцов за права секс-меньшинств так зацепила именно сочинская Олимпиада, а не, скажем, лагеря строгого режима? Да потому, что «борьба» за права ЛГБТ в связке с олимпийскими играми - это чистой воды пиар и большие деньги. Обратите внимание на то, что «всемирных правозащитников» якобы попранных в России прав секс-меньшинств интересуют только глобальные моменты, несущие достойное финансирование и массовое внимание. Такие, как Олимпиада, гастроли первых лиц российской классической музыки, визиты глав государств и т.д. И никак не меньше.

Знаю, что сейчас защитники гомосексуалистов (включая западных борцов-идеологов, некоторых российских блогеров и активистов ЛГБТ), разразятся очередными воплями о том, что я, мол, оскорбляю лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией и призываю игнорировать нарушение их прав.

Ау, ребята! Проснитесь! Все гораздо проще. Почему вы защищаете только там, где вам интересно и выгодно это делать? Если я не прав, то почему бы вам, как истинным борцам за права ЛГБТ и прочих секс-меньшинств, не начать защищать, скажем, «обиженных петухов» на зонах или в тюрьмах?

Не знаете таких? Тогда расскажу. И мои слова подтвердят все, кто волею судьбы побывал в местах лишения свободы.

«Петухи», «обиженные», «опущенные», «петушиная масть», «чушкари», «дырявые» - это лишь малая часть официальных тюремно-лагерных наименований лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. По сути, все эти названия являются синонимами. Разве что, есть небольшой нюанс между «опущенным» и «обиженным», который сейчас уже, практически, смысловую нагрузку не несет. Опущенный - это открытый пассивный гомосексуалист, имевший гомосексуальные контакты, а обиженный - тот, кто «зашкварился», то есть поздоровался за руку с петухом, или поел из одной тарелки, или воспользовался его ложкой, или вошел в какой-либо иной плотный контакт.

В каждом следственном изоляторе, тюрьме и исправительной колонии имеются специальные хаты (камеры, секции), так называемые «обиженки», где отдельно от всех живут «петухи». В больших лагерных бараках, это специальный «петушиный угол». Во многих зонах и тюрьмах у «обиженных» есть свой смотрящий, из таких же. Он именуется «главпетух». Каждого вновь прибывшего зека обязательно ставят в известность о местонахождении «обиженки» , чтобы новичок случайно не «зашкварился». Сейчас, «обиженные» составляют порядка 1 - 1,5 % от общего количества российских заключенных. А это почти 15 тысяч зеков.

У «петухов» в обязательном порядке имеется свое постельное белье, которое стирается отдельно, а также своя посуда, которая также храниться строго отдельно. Чтобы, ни дай бог, не перепуталось с посудой и бельем «порядочных арестантов». Иначе будут большие проблемы. У всех. Даже на проверке в строю «обиженка» строиться отдельно.

«Петух», он же «гомосек», он же «обиженный» или «дырявый», не имеет права :

Сесть за общий стол в камере или лагерной столовой (для них есть отдельные места приема пищи с отдельной посудой и местами хранения продуктов);
- дотронуться до продуктов, предназначенных для обычных заключенных;
- взять из пачки сигарету,дотронувшись до других сигарет, либо подкурить от одной спички перед «порядочным арестантом»;
- поздороваться за руку с кем бы то ни было, кроме таких же опущенных;
- обратиться с какой либо претензией с обычному заключенному, так как не является равным ему существом. Вместо ответа на претензию он вполне может получить удар;

«Петух», он же «гомосек», он же «обиженный» или «дырявый», обязан:

Выполнять, практически, любые требования других заключенных;
- производить всю грязную работу в камере, бараке, секции. А именно, мыть полы, выносить мусорные баки, убирать дальняк (парашу, отхожее место и т.д.). При этом, в отрядах все дальняки распределены за «петухами», которые отвечают за их чистоту;
- проживать только в помещениях «обиженки», обычные хаты, секции и бараки не для них;
- впервые заходя в камеру (секцию, барак), сразу же сообщить всей хате «я - обиженный» и скромно устроиться возле тормозов (дверей) или дальняка (туалета), где и ждать дальнейшего решения своей судьбы. Если «петух» скрыл то, что он обиженный и повел себя, как обычный зек (поздоровался за руки, выпил со всеми чифирь из общей кружки, сел за общий стол), а потом выяснилось, что он гомосексуалист, то вполне могут забить до смерти. Так как «зафоршмачил» (запачкал, заразил) всю «людскую хату».
- пользоваться только отдельной посудой, полотенцем, бельем и другими предметами быта и личной гигиены.
- четко осознавать свое самое низшее место в тюремно-лагерной иерархии и понимать, что даже всевозможные «крысы», «стукачи» и «ссученные» находятся выше и никогда не будут приравнены к «петухам». Разве, что их «опустят», но это самая крайняя мера, которая уже почти не применяется.

На этапе в столыпинском вагоне «петухи» располагаются на полу под нижней «шконкой» (полкой), либо (если повезет) в отдельном «купе».

Расскажу, как поступают с теми, кто впрыгнув в «столыпин», в надежде на общую дорожную суету, не сообщает остальным зекам о том, что является «обиженным». Зимой 2011 года довелось мне побывать на этапе Мурманск - Вологда - Москва. Один из этапников во время вывода в туалет заглянул в соседнее «купе» и, проходя, успел крикнуть о том, что один из сидящих там зеков «петух», мол, узнал его по мурманскому централу. После тяжелого разговора мурманчанин признался, что является гомосексуалистом и в мурманском СИЗО проживал в «обиженке», но решил скрыть свою сексуальную ориентацию. Его били долго и жестоко (в соседней «купешке» находилось не менее 10 осужденных). Потом пинками загнали под нижнюю полку, где он провел остаток дальнего пути. Да, и еще. Опытный конвой демонстративно не обращал на ситуацию никакого внимания. Только потом несколько раз забирал «обиженного» для уборки общих туалетов и коридора в «столыпине».

Еще недавно «обиженным» принудительно делали специальные «портаки» (наколки, татуировки), сообщающие об их ориентации. Вот лишь некоторые:


1.Обозначение: гомосексуалист - "маргаритка", "машка", "петух", "гребень", "голубой", "чушок". Место расположения - спина.
2.Имеет название "Король всех мастей". Обозначение - гомосексуалист, способный на все формы секса. Место расположения - спина.
3.Татуировка авторитета в среде гомосексуалистов, так называемого, «главпетуха».
4. Перстень «опущенного»

Сейчас такую наколку могут сделать насильно только тем, кто уже был замечен в попытках скрыть свою «петушиную масть».

Вот вкратце о «правах и обязанностях» представителей сексуальных меньшинств в местах лишения свободы.

Предлагаю активистам ЛГБТ, политикам и журналистам, паразитирующим на теме защиты (не понятно от чего) секс-меньшинств, закончить вопли про Олимпиаду и стоны о запрете гей-парадов вокруг школ и детсадов, и начать защиту прав гомосексуалистов в зонах и тюрьмах. Конечно, за это не платят, нет пиара, да и лезть в бараки и хаты как-то страшновато… Но вы попробуйте. А?

Что еще почитать