Алмазная форма лица. Прически для любой формы лица. Овальная, прямоугольная, вытянутая, квадратная, ромбовидная (алмаз), треугольная, круглая формы лица. Что категорически запрещается

Среди многообразия моделей, представленных мастерами парикмахерского искусства, девушкам с ромбовидным типом лица прекрасно подойдут прически, которые способны сгладить острые черты лица в области скул и в тоже время скрыть слишком узкие лоб и подбородок. Такое лицо наверняка украсит прическа с локонами, ниспадающими до плеч.

При выборе прически для ромбовидного лица можно остановить свой выбор на тех моделях, которые имеют такой элемент как челка, причем идеальным вариантом является челка до бровей, однако она не должна быть плоской. Чтобы избежать плоской челки, сделайте соответствующую укладку. В целом прически для ромбовидного лица должны быть легкими и объемными . Обладательницам такого типа лица не рекомендуется использовать в создании своего имиджа четкие линии, так как они способны лишь подчеркнуть угловатые черты лица в области щек и подбородка. Чтобы достичь легкости прически можно сделать филировку волос по всей их длине или только на челке.

Прически для ромбовидного лица должны создаваться таким образом, чтобы на макушке было срезано больше волос, а вот в височных областях следует оставлять пряди подлиннее. Важно придавать объем в верхней части головы. Пряди в области щек не должны быть кудрявыми, иначе это только придаст еще большей угловатости очертаниям лица. Если у вас вьющиеся от природы волосы, выровняйте их либо подберите пряди на висках и заколите их зажимом или ракушкой. Это сможет зрительно сузить форму лица в области щек.

Если гладкие пряди возле ушей остаются свободными, создавайте укладку таким образом, чтобы края были завернуты внутрь. При создании прически для ромбовидного лица следует воздержаться от классического прямого пробора по центру, гораздо лучше перенести его влево или вправо. Также можно делать зигзагообразный пробор. Он не только принесет взгляд от некоторых недостатков лица к его преимуществам, но и сможет придать изюминку вашему образу.

Обратите внимание, чем ярче выражены скулы, тем пышнее должна быть верхняя часть прически для ромбовидного лица. Нижняя часть прически при этом должна плавно сужаться к низу. Великолепно смотрится стрижка, которая доходит до середины шеи.

Девушкам с ромбовидным типом лица необходимо воздержаться от гладко зачесанных назад волос.

Форму лица можно разделить на шесть основных типов: овальная, вытянутая, прямоугольная, квадратная, круглая, треугольная. Существуют более подробные классификации, содержащие десять (как на приведенной картинке) и больше вариантов, но все они являются частными случаями основных. Есть лица в виде груши, ромба (алмаза), сердца и т.д. Рассмотрим самые распространенные формы и подберем для них прически.

1. Овальное лицо

Пропорции лица, повторяющего геометрию овала, по праву признаны идеальными. Очертания плавные, гармоничные, без угловатостей. Представителям всех остальных типов приходится использовать различные стилистические и парикмахерские приемы, чтобы визуально приблизиться к этой совершенной форме.

5. Круглое лицо

«Белолица, круглолица…». Миловидное круглое личико выглядит очень привлекательно. Трудно устоять перед очарованием Кэмерон Диаз, восхищает красота , Кирстен Данст, Николь Ричи, . Но нет предела совершенству. Стремление к идеалу, которым для формы лица является овал, не обошло и круглолицых.

Для этого типа характерны широко расставленные скулы, небольшой округлый подбородок, выпуклые щеки. Расстояние ото лба (линия роста волос) до подбородка соразмерно расстоянию между скулами. Корректировка такого лица заключается в зрительном его удлинении.

Обладательницам длинных волос это легко сделать с помощью ниспадающих волнистых прядей, частично скрывающих щеки. Очень уместна асимметрия, смещающая акценты. И, конечно, высокие прически, которые визуально вытягивают лицо. Если волосы кудрявы от природы, не обязательно их выпрямлять. Достаточно утяжелить длинные локоны муссом, не давая им превратиться в кучерявое облако, и пусть себе падают естественной волной.

Идеальным вариантом для средних волос является каре. Однако из обилия разновидностей популярной прически следует выбирать лишь те, что вытягивают лицо. В первую очередь, это каре, удлиняющееся к подбородку, или с направленными на щеки прядями. Очень современно и выигрышно смотрятся разнообразные асимметричные каре.

Короткие стрижки нужно подбирать с особой тщательностью, поскольку велика вероятность подчеркнуть округлость лица, а не скрыть его. Допустимы стрижки пикси, имеющие достаточный объем на макушке. И в очередной раз выручит всемогущая асимметрия, удачно маскирующая несовершенство черт.

Луноликим (следуя риторике восточных поэтов) необходимо избегать мелких кудряшек, образующих ореол вокруг лица, зачесанных назад и затянутых в Хвост волос, плоской макушки, объема в области щек, причесок с овальными контурами. Челки желательны косые, рваные, асимметричные, если длинные или до бровей, то обязательно прореженные.

6. Треугольное лицо

Еще одна геометрическая фигура, на которую похожи многие лица, – треугольник. Его основание – широкий лоб, вершина – узкий подбородок. Глядя на прекрасные лица Наоми Кэмпбелл, Натали Портман, или , проникаешься мыслью, что каждая форма лица, в т.ч. и треугольная, обладает собственным очарованием и притягательностью, а задача прически – подчеркнуть во внешности лучшее, завуалировав недостатки.

Чтобы лицо треугольной формы приблизить к овальному, требуется замаскировать лоб, визуально его уменьшив, и сгладить резкий переход к подбородку, которому необходимо добавить объема. Для достижения этой цели выбирают прически трапециевидного силуэта, расширяющиеся к низу.

Длинным, свободно свисающим волосам придают, начиная с ушей, объем и мягкую волнистость с помощью стайлера. Или их можно убрать за уши, а концы завить крупными пышными локонами, сосредоточенными в области подбородка и шеи. Для волос средней длины подойдет каре с загнутыми вверх кончиками. Пробор может быть боковым или центральным.

Стрижки предпочтительны женственные, плавные, без четких линий (резкости в лице и так хватает), не слишком короткие, объемные у подбородка. Концы волос лучше профилировать, что сделает их пышнее.

Не годятся для треугольной формы лица прически, гладко зачесанные у висков (подчеркнут выступающие скулы) или назад (откроют непропорциональный лоб). Короткие стрижки «под мальчика» нужно исключить, чтобы не усиливать мужскую составляющую. Не подходят пышные стрижки, заканчивающиеся возле ушей. Они зрительно увеличат и без того относительно крупную верхнюю часть.

Челки отлично смягчают контрасты, скрывая лоб и делая акцент на нижней части лица. Они должны быть длинными, прямыми или косыми, от коротких надо отказаться, также как и от пышных, завитых.

7. Ромбовидная форма лица

Среди знаменитостей с ромбовидной формой лица можно выделить Дженнифер Энистон, Лизу Куроу.

8. Форма лица сердце

С сердцевидной формой лица среди звезд , Кэти Холмс.

Сначала рассмотрим классическую коррекцию

синее - конутр (темный тон)
красное - светлый тон
зеленое - хайлайтер с нюансами
розовое - румяна. Тут две схемы на разных щеках.

К чему стремится макияж при ромбовидной форме? визуально сузить овал в средней части (скулы) и визуально расширить овал в верхней и нижней частях.

сужать будем темным тоном. Тут сразу всплывает нюанс с размытым контуром. Т.к. четкого перехода от линии нижней челюсти до шеи нет, тонировать нужно и лицо и шею, чтобы сгладить переход цвета и текстуры. Дело в том, что даже при идеально подобранном цвете основного тонального средства, проработанная кожа лица будет визуально отличаться от природной текстуры кожи шеи. Все-таки макияж визуально разглаживает и выравнивает все. если шею оставить нетронутой, будет заметно. НО! тонирование шеи - это же вы представляете, что такое? во-первых, объем работ, во-вторых воротники, в-третьих, до кель тонировать-то? В идеале до линии декольте, если честно. Другой вопрос, что такая плотная тонировка от линии роста волос до линии декольте на сааамом деле и по большому счету нужна для выходов и софитов. В повседневной жизни... ну не знаю... не отговариваю, но и не стану настаивать на целесообразности.

как быть? Вот такой например вариант - выбираем основной тон по цвету кожи шеи, он будет несколько высветлять лицо, конечно, т.е. должен быть до некоторой степени плотного покрытия. При проработке границ заходим на кожу шеи и хорошо растушевываем границы. Сверху такого тона берем прозрачную матовую пудру. Для шеи используем тонирование только пудрой. Под пудру выбираем выравнивающую основу под макияж и сверху все ту же пудру. Т.е. задача будет выглядеть так - затонировать лицо тональным кремом, затонировать часть шеи, очень хорошо растушевать нижнюю границу крема (которая будет уже на шее), и сверху все выровнять пудрой. Основа под макияж не дает цвета, будет только визуально разглаживать, но так же визуально такой проработки будет достаточно.
Ну либо идем классической схемой - берем тональный крем, выравниваем им и кожу и шею до линии декольте, припудриваем. На мой взгляд это более трудозатратно и менее удобно для повседневной жизни.

Работа по контуру имеет бОльшее значение в области скул, НО, если вы носите прическу, закрывающую скулы, и не имеете привычки убирать волосы от лица - это вполне может быть достаточно легкая проработка, ибо волосы выполняют ту же функцию.

еще момент - насколько целесообразно прорабатывать контур по нижней челюсти? Целесообразно. Потому что это сейчас без макияжа мы видим размытый контур. А вот после тонирования вполне возможно, что граница и вовсе сотрется. Значит ее надо нарисовать. Нет, не карандашом, и даже жирные текстуры в виде бронзер-крема или темного тонального крема я бы не стала использовать. Тут объективно лучше будет смотреться темная матовая пудра. Легкими штрихами в нужном направлении. растушевка по контуру. Видимости в зеркале не нужно добиваться. Легко переборщить и выглядеть нарисованно. Нам нужно слегка затенить. Слегка. Поэтому пудру будем вести от скул или от подбородка и в области волнистых кривоватых линий на моей схеме будет именно линия растушевки.

Разберемся с тонированием области вокруг глаз

не очень четкая фотография. Но вроде видно - под глазом мешок. Линия нанесения консилера - тень под мешком. Вот именно линия, где тень.


коротенькие тонкие линии - это направление растушевки

дополнительно затрагиваем консилером область верхнего неподвижного века

Пазл полного макияжа

БРОВИ

Оформленные, причесанные - отлично.
что есть по форме?

Меня смущает кончик - он смотрит вниз. Если сверху растут волоски, предлагаю немного выше оформлять кончик. Посмотрите по линии "верхняя точка брови- точка над козелком уха" Кончик должен быть на этой линии. Второй нюанс - при возрастных изменениях этот самый кончик поползет еще ниже.
третий нюанс - лицо с мягкими и округлыми чертами, я предложила бы сюда более энергичные брови.

я снова не претендую на художественную ценность - это схема.

делаем бровь у основания более четкой без закруглений. За счет проработки нижних волосков изменяем угол подъема. Верхние отращиваем, если есть из чего. Если нет, подрисоваываем - там буквально точку надо поставить и зачесать расческой немного вверх. Это визуализация. Для кончика брови немного изменяем угол и направление.

я повторю - на художественную ценность я не претендую, но новая бровь визуально расширяет лицо в верхней части. Мне кажется, это заметно даже на схеме. Четкие линии и угол собирают черты лица, ну и перетягивают взгляд в верхнюю часть лица. Что нам и нужно в общем-то.

Если нужно подрисовывать новую форму, то воспользоваться лучше карандашом. В прошлом посте я добавляла видео по работе с карандашом, расческой и кисточкой. Там девушка тоже кстати корректировала форму брови, но ставила точку значительно выше, чем будет ваша. Попробуйте обязательно.

И даже если по своим причинам вы не хотите заниматься рисованием бровей (я вполне допускаю), обязательно нужно подкрашивать брови (либо карандаш. тени, пудры, цветной гель для бровей, либо стойкая краска). Без макияжа они теряются по цвету.

__________________________

ГЛАЗА

Правильная минделвидная форма, правильная ориентация в пространстве. Но имеем нависающее веко и небольшое расстояние между глазом и бровью. С возрастом нависание усилится.

Вот бывает так -хорошие (в визажистком смысле) глаза по форме и содержанию, хошь то, хошь это. А бывает, что нужно как-то накрутить. Тем интереснее задача, но тем и ограничены решения.

все горизонтальные способы нанесения не подходят, ни смоки, ни типовая техника для нависающего века. Будем с вами формировать внешний угол, т.е. усиливать вашу природную миндалевидность только тенью.

Будем делать вот такую же картинку по внешнему углу (это схема только для внешнего угла!)

тушевать тоже будем веерх к брови, но обязательно заниматься подводкой нижнего века.

для примера, как это выглядит Гвинет Пэлтроу имеет сходную особенность глаз

практически голые глаза, легкая проработка (но проработка там есть), и почти обнаженка там акцент на глазах и нижнее веко насыщенным цветом проработано.

Как это делается? расскажу на словах, видео-уроков от бьюти-блоггеров не нашла, к сожалению.

на затонированную кожу верхнего века наносим тени телесного оттенка. Без блеска и перламутра

(тут точка внизу, это картинка такая, ничего не значит)

По линии межресничного роста наносим основу для растушевки вот так примерно

я показала тут разными цветами, что это разные линии, а цвет макияжа один.
основа для растушевки на ваш выбор - это может быть и мягкий карандаш для глаз, могут быть рассыпчатые тени, а могут быть и запеченые. Чем удобнее пользоваться. (тени любые наносить кистью со скошенным краем)

Важно! прокрашивать межресничное пространство - белых точек там быть не должно!

Растушевываем границы

нам нужно добиться, чтобы границы от середины глаза растушевались в тонкую линию и легенькую дымку вдоль линии роста ресниц, поэтому от середины глаза будет растушевывать к носу. А линии у внешнего угла глаза затеняли бы угол и визуально вытягивали бы его к брови. При этом кисти дли растушевки в местах проработки сами собой размоют границы нанесения, придерживаемся направления тушевки, максимально стираем границы

Повторю - тут использовано два цвета - одна область нанесения теней выделена желтым цветом, вторая коричневым разных оттенков для того. чтобы было понятно на схеме. Для макияжа глаз используется всего два разных цвета. не три.

Лицо мягкое, острых линий стрелок тут не нужно.

Я бы предложила отказаться от использования любого перламутра и блеска при работе с верхним веком. Он, конечно, визуально высветляет, поднимает и расширяет. Но есть еще и обратный эффект, делает выпуклое еще более выпуклым. Т.е еще больше подчеркнет нависающее веко.

Дополнительная проработка глаз отмечена у меня хайлайтером

поясню.
внешний угол глаза после проработки темной дымки по контуру глаза можно дополнительно визуально поднять с помощью хайлайтера в угол. Тут можно использовать светлый карандаш для глаз с блеском и растушевать. Можно тени легонько кисточкой для теней.

угол брови. Хайлайтер тут условность. ЧТобы визуально его приподнять можно в самом конце легонько хайлайтером мазнуть (это проще всего сделать), ну а можно по верхнему краю проработать область светлым тоном (консилером). Выбор тут исключительно личный. что быстрее, что удобнее, и какие средства есть в наличии.

________________________

ГУБЫ

У героини волшебные губы. Это правда. Чудесная форма, объем, их даже испортить ничем нельзя. Можно еще более выпуклыми сделать, можно изменить границы. что угодно! Вообще в повседневном макияже предложила бы сделать акцент именно на губы. Во-первых, они позволяют с ними вообще не заморачиваться, а во-вторых, визуально они будут притягивать к себе внимание на нижнюю часть лица (а для ромбов это важно). Т.е. если вы проработаете тонирование, выделите и немного скорректируете форму бровей, останется добавить губы и визуально мы компенсировали ромбовидную форму лица.

Единственный нюанс - обратите внимание на контур по бокам верхней губы. Это либо особенность фотографии, либо он немного размыт.

__________________________

ЩЕКИ-СКУЛЫ

При ромбовидной форме скулы выделены анатомически и являются зачастую самой широкой частью лица. Всеми силами в макияже мы пытаемся отвлечь от них взгляд, и такая логика должна подсказать всем обладательнцам ромбовидного лица - в подавляющем большинстве случаев (по крайней мере из моего опыта) специально подчеркивать скулы ничем не нужно. И я сейчас имею ввиду именно скульптуризацию скул, выделение области под скулой темным тоном.

Давайте еще раз на схему посмотрим, у меня дополнительно есть фото в улыбке, чтоб было понятнее, почему область румян именно там

Самое интересное тут - возможности для нанесения румян.

Во-первых имеет место быть диагональное нанесение, чтобы сузить лицо. немного заходим на скуловую кость. Это имеет еще такую цель: румяна - это всегда хоть капелька блеска, рассеянно нанесем капельку блеска на ту часть скулы, которая ближе к центру лица, и автоматом оставшаяся часть скулы останется в тени. Это на щеке справа от нас.

Во-вторых, имеем возможность для визуального расширения лица в нижней части с помощью румян. Щека слева от нас - треугольник с центром в яблочках. Растушевываем по зигзагу сверху вниз, с заходом на яблочки щек. (расширение тут уместно для компенсации ромба)

В-третьих, есть у нас и еще одна схема.

Две линии румян с растушевкой к губам. Причем допустимо сделать их чуть ниже (справа от нас) и чуть выше (слева от нас). Основная мысль именно этой схемы - визуально худеем щеками.
Почему разные по высоте линии? потому что это возможности Вашего контура и некоторая зависимость от прически. если вы прической немного скрываете контур и визуально его уменьшаете по бокам и в нижней части (волосы заходят на эти линии), то лучше будет использовать правильную в макияжном смысле более высокую линию нанесения. Просто верхняя линия тут задевает область скул, которую мы договорились уже не трогать. Но одно дело - мы смотрим на чистое лицо без волос и на имеющийся "голый контур", а второй вопрос, если контуром мы позанимались и волосами вокруг лица еще больше скорректировали.

Почему допустимы нижние линии? (щека справа от нас) потому что по пропорциям лица сейчас, т.е. с размытым контуром, мы имеем возможность визуально скорректировать пропорции лица с помощью верхней тут линии. Хотя, скажу честно, схема эта сложная, тут надо четко подобрать длину линий растушевки. нижняя должна быть немного короче, есть вероятность потерять скулы и скорректировать пропорции вообще не в ту сторону. Но схему все-таки оставлю, потому что смысла она не лишена на мой взгляд.

В общем, у Вас есть целых 4 объективно оправданных возможности поиграть с румянами, скулами и щеками в зависимости от ваших возможностей в конкретной ситуации проработать лицо, в зависимости от случая (выход, повседнев), прически.

резонный вопрос - какой из способов нанесения и растушевки более универсальный? я бы выбрала второй - т.е. зигзагом. НО не я же вас крашу, а Вы сама будете. Может что-то не получИться сразу, тогда есть шанс превратиться в матрешку. Экспериментируйте с румянами, ищите удобный для вас способ растушевки, удобную текстуру. Про цвет скажу еще.

________________________

ЛОБ-НОС-ПОДБОРОДОК.

нос идеальный. Лоб тоже. Они выделены привычно светлым тоном. В данном случае это хайлайтер. Кисточкой в завершающим штрихом любого макияжа.

Про подбородок разговор такой. Если хотите - можно его больше заострять, выделяя светлым и прорабатывая контур темным. Но только в таком сочетании. Если просто ставить блик без темного контура, то подбородок просто расплывется.

__________________________

ПРО ЦВЕТА И СРЕДСТВА

По фото, конечно, не очень хорошо видно, и тем не менее предположу холодные цвета внешности. Назовем среднеконтрастной, потому что фото темное и разглядеть толком сложно. А использовать будем холодную палитру цветов.

очень важный этап - правильный подбор тонального средства. Подойдут те цвета, которые я называю "серые" (в посте философия тона" показывала, почему серые). Думаю, что подойдут светлые фарфоровые оттенки, но это очень субъективно, от производителя зависит, да и фото все-таки непоказательно. Про плотность уже рассказала в зависимости от тонирования кожи шеи. Добавлю вот еще какой момент - цвет кожи неровный. Полупрозрачные средства, которые призваны больше выравнивать текстуру скорее всего не справятся.
Вполне возможно, что неровный цвет обусловлен например тем, что перед фото вы вышли из ванны, или это сезонная аллергия или вообще временное. И тем не менее - глядя на фото, вижу места явных покраснений, думаю, вызванных скорее чувствительностью кожи, чем чем-то еще. Для таких покраснений нужен плотный цвет тонального крема.
и я бы не рекомендовала пользоваться тональными средствами со светоотражателями. По меньше мере без тестирования на себе, т.е. без полного пробника. Дело в том, что такие средства могут дать для вашего лица эффект круглого шарика. У вас выпуклые, мягкие черты, светоотражатели для полного тона дадут еще больше выпуклости всему, сравняют все, ну и может быть шарик. Не факт, что будет, от средства зависит, но быть может. Имейте это ввиду.

Точечные и более яркие покраснения нужно будет замаскировать зеленым консилером-корректором. Это может быть корректор-карандаш или кремовое средство. Последовательность нанесения макияжа - основа под макияж на лицо и шею, зеленый корректор (консилер) точечно и максимальное размытие границ нанесения зеленого, тональное средство на лицо с растушевкой границ для шеи. Телесный консилер на линию мешков под глазами. Потом все остальное (темный для контура, в нашем случае лучше будет рассыпчатое матовое, пудра и весь остальной макияж).

для бровей - в зависимости от того, как вы решите их скорректировать, либо расческа и цвет (гель-фиксатор, тени, пудра для бровей кисть), либо расческа, цвет и карандаш для коррекции формы. Гель для фиксации желателен, но не обязателен, если нет привычки прикладываться в течение дня. По цвету надо поискать темно-русый цвет, светлее волос на полтона, тон. Может быть формат темно-коричневого, может формат зелено-коричневого. Черные и серые цвета будут грубо смотреться.

Для глаз - черная тушь, тени телесные для тонирования века от линии роста ресниц до линии роста бровей и темный для формирования угла и дымки. Темный в данном случае предлагаю присмотреть из коричневых, причем от коричневого вида кофе с молоком до горького шоколада. Теплые коричневые (все, которые хочется добавить золотистым) думаю сделают вам болезненный взгляд.

Для румян холодные розовые оттенки, холодные ягодные, либо оттенки с градиентом от теплого до холодного (они дают холодный блеск)

ДЛя губ. О, тут простор для творчества. И цветные блески и бесцветные и помады всех цветов. Естессно, для повседнева я предложила бы использовать матовую помаду, близкую к натуральному оттенку, что-то из ягодных палитр, возможно розово-ягодных. Лишь бы матовое. Потому что худшее, что вы можете сделать со своими губами - испохабить все перламутровой помадкой. Ищите матовые средства. У вас просто обязана быть шикарная по цвету и текстуре помада, хотя бы одна. Обратите внимание на тинт для губ вместо помад или блесков.

Хайлайтер - да, Пригодится и лишним не будет.

Акценты - в очередной раз, и тем не менее - везде и всюду предлагаю использовать акцент на губы, они очень просят, чтобы их акцентировали, пользуйтесь этим. Дополнительно к губам пользуйтесь выделением бровей - и то и другое будет перетягивать на себя внимание в верхней и нижней частях лица.

Давайте прикинем размер вашей косметички .
я много-много всяких нюансов написала, я сейчас предложу на мой взгляд оптимально-минимальный набор и последовательность действий

1. основа под макияж на лицо и шею
2. зеленый консилер на точечные покраснения
3. относительно полтный тон на лицо и растушевка границ с шеей
4. консилер на область вокруг глаз и при желании над бровью
5. пудра матовая прозрачная
6. при желании проработка контура темным пудровым средством
7. проработка бровей расческой и цветом (при желании гель-фиксатор, он тоже может быть с цветом)
8. глаза-ресницы (тени или любой формат подводки для растушевки и тушь, при желании светлый блик на нижнее веко внешнего угла глаза)
9. румяна (если будете тонировать лицо, румяна используйте обязательно, иначе будет блинчик-шарик вместо лица)
10. хайлайтер на лоб-нос, линию от внутреннего угла глаза на щеку
11. губы

Задача номер один для вашего макияжа - серьезно отнестись к подбору тонального средства. Задача номер два - подумать над бровями. Все остальное наложится именно на эти два пункта.

И тут мне пора бы уже и откланяться, но я все-таки запущу свои ручонки в прическу.
При ромбовидном типе лица есть две особенности - желательно прикрывать скулы в прическе и желательно не носить густые низкие челки. Скулы понятно почему прикрываем - они визуально скорректируют выступающие части. Почему такая нелюбовь к челкам? потому что низкая челка дает визуально горизонтальную линию, под ней узкая полоска глаз и сразу щеки. Так вот густе низкие прямые челки дают эффект того, что щеки практически подпирают челку.

я так понимаю, что Вы носите челку (только не знаю какую) судя по линии роста волос. Выберете косую, ассиметричную.
Дополнительно к конкретным чертам героини я предложила бы отказаться от любых намеков на волны или завитки. В прическе хочется бОльшей жесткости и энергичности. Вырубленные края, холодный блеск.

ну и для иллюстрации вот такой формат челки, с заходом на скулы вполне подойдет

ну а таких вот жестких вырубок и асимметрии очень хочется, но я понимаю, что это может показаться слишком смелым

фух, ну и все на этом.

снова не теряю надежды, что мой подробный разбор будет полезен не только героине, но и всем обладательницам ромбовидных лиц и/или некоторых особенностей.

Другое, более приятное на слух название ромбовидная форма лица получила за счет схожести с бриллиантом. Такой тип лица называют алмазным.

Согласитесь, намного приятней осознавать, что ваше лицо алмаз, нежели какой-то ромб. И все же алмазная форма не является идеальной, когда гармонично воспринимается все лицо целиком.

К совершенной форме, по мнению многих визажистов, относится овальный тип лица.

Некоторые хитрости в макияже, прическе и аксессуарах, способны приблизить ромбовидное лицо к идеальному.

Пристальное разглядывание и оценка ваших черт поможет легко понять относится ли форма вашего лица к данному типу.

Отличительные черты алмазного лица, на что обратить внимание

Легче всего определить форму на фотоснимке, когда волосы убраны в хвост или зачесаны назад.

Достаточно широкие скулы, узкий лоб, впадины в области виска и под скулами – вот те характерные черты, которые можно разглядеть на фото ромбовидного лица.

Нижняя челюсть немного сжата в уголках, линия роста волос нечеткая.

Макияж для ромбовидного лица: секреты нанесения

Чтобы придать совершенный вид ромбовидному лицу, необходимо прибегнуть к коррекции и здесь без макияжа не обойтись. Сделать лицо овальным поможет макияж, который визуально способен сузить скулы, а подбородок расширить.

Несовершенства корректируются более темной пудрой или тоном на внешней стороне скул. Это поможет зрительно уменьшить лицо в нужном месте.

Основные коррективы следует накладывать, двигаясь от центральной части скул до верхней линии ушей. На подбородок и лоб наносим тон светлее, чтобы визуально увеличить ширину в этих местах.

Красавице с алмазным типом лица не обойтись без румян. Чтобы фотосессия прошла удачно, следует сделать хороший макияж. Проведя легкой линей по скулам до средней линии ушей, не забывая сгладить линии нанесенного тона, мы можем скорректировать ромбовидный тип лица, фото будет удачное, а лицо идеальным.

Если добавить акцент на губы или глаза, то внимание окружающих не будет концентрироваться на невыгодных для вас частях лица. Прибегая к светлым оттенкам для губ, необходимо визуально их расширить. Глаза подчеркиваем стрелкой на верхнем веке.

Форма бровей играет очень важную роль в придании правильных черт лицу. И ромбовидная форма лица не исключение.

Самым удачным вариантом будут брови с изломом или брови в виде изогнутой пики. Такие брови отвлекут внимание от угловатости лица, к чему следует стремиться корректируя ромбовидное лицо.

Те, кто носит круглую форму бровей, ничуть не уменьшают достоинства своего лица. Такие брови сглаживают ромбовидное лицо фото демонстрирует более милые черты, убирая тяжесть с лица.

Для алмазного типа совершенно не подходят прямые брови. Они укорачивают лицо, а широкая его часть визуально становиться еще больше. Поэтому женщине с таким лицом необходимо избегать прямых бровей.

Какая прическа подойдет ромбовидному лицу

Многие модницы знают секреты и особенности своих волос. Благодаря некоторым хитростям, легко сглаживается ромбовидная форма лица, в частности широкие скулы. И здесь фантазии нет придела.

Но нужно помнить, что лицо можно сделать более грубым, если отрастить прямые волосы и заправлять локоны за уши, раскрывая тем самым скулы.

Следует так же избегать пробора по центру. Ромбовидное лицо можно выгодно подчеркнуть косым пробором.

Пышная прическа до плеч, закрывая щеки, создаст романтичный образ и привлечет внимание.

Выгодно подчеркнет лицо стрижка, предполагающая объем на уровне верхней линии ушей или подбородке, расширяя их.

Обладательницам алмазного лица не следует делать объем на уровне скул, выделяя и расширяя их.

Для фотосессии прекрасно подойдет прическа с локонами средней длины, расширяющаяся к низу. Косой пробор и кудри на уровне подбородка исправят ромбовидное лицо и фото получится идеальным.

Короткая стрижка красавицы, также сможет сделать алмазный образ привлекательным, если остричь челку и предать ей округлую форму.

Стрижка с такой челкой добавит лбу объема и сделает лицо пропорциональным. Но челка должна быть пышная, иначе не будет желаемого эффекта. Прекрасным вариантом будет прическа боб объемная, с челкой до подбородка.

Ромбовидное лицо: выбираем правильные аксессуары

Ромбовидная форма лица любительницам украшений задает непростую задачу. Женщинам с таким лицом, необходимо тщательно подбирать аксессуары. Следует отдать предпочтение украшениям, которые плотно сидят на шее, а так же изделиям округлой формы.

Надевая такое украшение, мы зрительно округляем и смягчаем лицо. V-образные формы колье или подвесок не подходят, они ромбовидное лицо зрительно делают меньше в подбородке.

В Красноярске, где я живу, у очень многих людей тип лица Алмаз или смешанный с Алмазом (у меня, например - чистый Алмаз). После прихода казаков на берега Енисея местные татарские (и хакасские) племена ассимилировались и растворились в переселенцах, влив в генофонд изрядную долю монголоидной крови. Наверное это и оказалось причиной такого распространения у нас выраженных скул на совершенно европейских лицах.

Если вы не знаете какой у вас тип лица, или оставьте коментарий с фотографией .

Итак, самая широкая часть лица типа Алмаз — скулы. Скулы либо просто самые широкие на лице, либо шире, чем 2/3 высоты лица. Линия лица ломанная, часто лицо имеет монголоидные признаки. Лоб как правило квадратный, линия роста волос - прямая. Челюсть слабо выражена.

Определять лицо, конечно, нужно с убранными волосами и глядя прямо, не наклоняя голову, но таких фотографий знаменитостей крайне мало, поэтому будем довольствоваться немного другими ракурсами.


У типа лица Алмаз могут встречаться небольшие вертикальный диспропорции. У Анджелики Хьюстон, например, длинный нос, у Виктории Бэкхем высокий лоб. У Кирстен Данст и Софи Лорен лицо лирокое и шире высоты 2/3 лица, а у Билана и Ким Кардашьян лицо примерно в пределах 2/3 высоты лица, просто скулы — самая широкая часть лица. Линия роста волос может быть прямой как у Билана, или с мысом, как у Мишель Йео. Объединяет все эти лица то, что скулы — самая широкая часть лица, и линия лица не мягкая и округлая, какую мы увидим у Овала, а ломанная. По этой линии мы можем увидеть углы лба, углы скул и углы челюсти.

Коррекция лица.

Условно идеальным лицом считается овальное лицо. Когда мы говорим о коррекции лица, мы подразумеваем, что прической, украшениями и прочим мы будем визуально создавать иллюзию овального лица.

У Алмаза, в отличие от Овала, боковая линия лица ломаная, и выступают скулы. Если вертикальные пропорции не нарушены, Алмаз корректирвоать до Овала достаточно легко, нужно просто визуально сгладить линию лица и прикрыть скулы (рис. 1), а если лицо широкое и линия роста волос прямая, в лице начинают преобладать горизонатльные линии и помимо прикрытых скул и выравнивания линии лица, нужно будет увеличивать вертикали, прической или сережками (рис. 2). Оранжевым на картинке выделен Овал, зеленым Алмаз.

Практические рекомендации по коррекции следующие. Прядями волос или косой челкой прикрываются "углы" лба и линия роста волос. Прядями прикрываются скулы. Прямые волосы около лица и высокие прически с объемом именно на макушке визуально вытягивают лицо.

Например:

Комбинаций стрижек и причесок с объемом в верхней части головы и прядями вдоль лица можно придумать массу. Как основные, можно выделить для длинных волос: просто длинные прямые волосы, свободно свисающие вдоль лица. Для коротких: удлиненное спереди каре и боб. Если нужно убирать волосы в повседневной жизни, лучше зачесывать их вверх и делать хвост или шишку на макушке, а пушком на лбу (если он у вас есть) прикрыть углы лба.


  • Не стоит носить убранные волосы с прямым пробором. От прямого пробора волосы лежат горизонтально и усиливают горизонтали, созданные скулами и прямой линией роста волос. Лицо будет выглядеть "деревенским".

  • Не стоит носить прямую челку, особенно с прямой линией роста челки. Новые горизонтали будут усиливать существующие.

  • Не стоит носить прически с объеом около уха.

Схематически весь набор неподходящих элементов можно посмотреть на этой схеме. Ну и есть люди, которые ходят с подобными прическами, увы.

Выгодные ракурсы для типа лица Алмаз

Анфас, это когда лицо смотрит прямо, как на паспорте, для такого типа лица один из самых невыгодных ракурсов. Самый интересный ракурс - в 3/4. Когда лицо в полоборота повернуто к зрителю/фотографу и абрис лица идет ближе к щеке.

На моей фотографии это вот так

На первой фотографии из этой подборки я бы рыжей женщине еще чуть-чуть развернула лицо, чтобы почти не было видно полоску кожи за глазом. Если у вас не такое широкое лицо как у меня, а например ближе к лицу Кардашьян, вам повезло, вы и анфас будете смотреться вполне прилично))

Надеюсь информацию донесла понятно и примеров достаточно.

Если вам понравился пост - расскажите о нем друзьям!

Что еще почитать