Арт терапия со страхами упражнения. Устранения детских страхов с помощью арт-терапии. Магия музыки и хореографии

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев. Психологическая коррекция - "исправление" и оптимизация процесса психического развития личности, предполагает применение естественных движущих сил для психического и личностного развития .

Основными методами и средствами, способствующими преодолению страхов и тревожности старших дошкольников, являются игры, использование психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок, игр-драматизаций.

Использование данных направлений работы формирует такие умения детей, как произвольное направление внимания на испытываемые ощущения страха; умение дифференцировать различные эмоциональные состояния; умение направлять внимание и на экспрессивные движения и мышечные ощущения, сопровождающие собственные эмоции.

Посредством музыкальной деятельности дети обогащаются разнообразными слуховыми представлениями, осознают и распознают эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении.

Сказкотерапия является средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром, через сказку можно узнать об эмоциональных переживаниях детей, часто не осознаваемых ими. Метод способствует восстановлению эмоционального равновесия детей. Сказки помогают детям пережить положительные эмоции сравнения себя с героями. Разыгрывание сценок из сказок, музыкальное сопровождение сказок формирует у детей способности выражения эмоций и чувств .

Использование глины, музыки, рисования, песка - помогает детям избавляться от негативных эмоций. На занятиях арт-терапией создаются соответствующие условия для оптимизации положительного эмоционального фона у детей, снятия эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

Музыкотерапия благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние детей, порождать у них глубокие эмоциональные переживания, способна волновать и радовать ребенка, соответственно именно музыка служит одним из главных средств развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. В музыкотерапии часто применяются мелодические и ритмические импровизации, заключающиеся в эмоциональном напряжении и расслаблении, выражении положительных эмоций, что помогает избавиться от страхов.

Для коррекции страхов у дошкольников важна терапевтическая функция ролевой игры. Терапевтические функции игры рассматривались такими представителями психоаналитического подхода, как А. Фрейд и М. Кляйн, которые занимались изучением деятельности ребенка в игре. Интерпретация детских игр производилась в соответствии с трактовкой традиционных психоаналитических воззрений. Так, А. Фрейд использовала игру для выстраивания конструктивных взаимоотношений между терапевтом и ребенком; а М. Кляйн ориентировалась на игру как на средство самовыражения, и в соответствии с этим интерпретировала игровую деятельность детей .

В дальнейшем возникло направление недирективной игровой психотерапии, основанной на психологических воззрениях К. Роджерса, В. Экслайна, и Г. Л. Лэндрета. В ходе директивной игровой терапии (Д. Леви), представленной в виде спонтанной игры с соблюдением безопасных психотерапевтических условий, происходило развитие личностных ресурсов ребенка. Освобождающая терапия была направлена на придумывании сюжета, затрагивающего основную проблему ребенка. А. И. Захаровым подобная игровая терапия использовалась в качестве эффективного средства для устранения страхов, боязни, которые были спровоцированы предшествующим травмирующим опытом. Ребенку в готовом виде предлагались заранее продуманный план игры и приблизительное распределение ролей, что обеспечивало вариативность решения имеющихся проблем. В итоге отмечалось четкое осознание ребенком собственных внутренних конфликтов и противоречий, способствующих развитию тревожности .

А. И. Захаровым была разработана методика игровой психотерапии, которая доказала эффективность при работе с детскими страхами. При этом последовательность приема ребенка предполагала проведение беседы, затем спонтанной игры и направленной игры, и завершалась внушением.

Игровая психотерапия обладают терапевтической функцией, игры предоставляют ребенку возможность в условном (ослабленном) виде пережить травмирующие жизненные обстоятельства, соответственно происходит эмоциональное отреагирование - катарсис . Успех в игре предопределяет лучшую адаптацию в реальной жизни за счет эмоционального насыщения игрой, критического переосмысления ребенком в игре собственных неудач и страхов. Включаясь в игровую деятельность, ребенок преодолевает порог страха и застенчивости, учится соизмерять собственное поведение с требованиями окружающих. Подражание в игре любимым героям и персонажам способствуют преодолению страха и тревожности. Овладение навыками коллективной игры избавляет детей от излишнего беспокойства, а эмоциональная насыщенность игр обогащает эмоциональный мир ребенка. Таким образом, игры служат естественным формой нейтрализации детских страхов, позволяя воспроизводить в косвенной форме вызывающе страх жизненные ситуации.

В качестве основных задач, направленных на преодоление страхов детьми в сюжетно-ролевой игре, являются следующие:

Осознание ребенком безопасным игровым способом собственных эмоций и страхов;

Переоценка отношения к травмирующим событиям и нейтрализация болезненного эмоционального эффекта;

Преодоление страхов, скованности при угрозе попадания в новую неожиданную ситуацию;

Конструктивное разрешение тревожных переживаний посредством осознания позитивных моделей поведения;

Формирование у ребенка новых форм переживаний;

Десенсибилизация страхов, достижение эмоциональной децентрации для снятия коммуникативных барьеров.

Преимуществами арт-терапии в коррекции детских страхов являются следующие:

Арт-терапия выступает средством невербального общения;

ИЗО -деятельность является своеобразным "мостом" между психологом и ребенком; рисунок позволяет выразить ребенку собственные страхи;

Арт-терапия служит средством свободного самовыражения и самопознания, обладает "инсайт-ориентированным" характером;

Арт-терапия способствует преодолению страхов у детей и формированию активной жизненной позиции;

Применение арт-терапии эффективно в случаях эмоциональных нарушений - страхов, тревожности;

Арт-терапия опосредована общим творческим процессом, что позволяет облегчить процесс коллективной коммуникации .

М. Б. Дороховым обозначена эффективность коррекции детских невротических расстройств средствами игровой изотерапии, при которой психотерапевт способствует переоценке ребенком содержания сюжетов. По мнению А. И. Захарова, изучение детских рисунков помогает выявлению детских страхов и фобий . Арт-терапия при работе с детскими страхами оперирует такими методами, как наведение, индукция, акцентирующих комфортность и выявляющих болезненные переживания, образы воображения. При этом наряду с эмоциональной работой возникает расслабленная установка, проявляющаяся в мышечном расслаблении.

Игровая психокоррекция представлена, наоборот, мобилизующей активной игрой, направленной на обеспечение двигательной активности, при которой внешнее напряжение сочетается с нарастающим внутренним, переходящим в отреагирование. Арт-терапия направлена на реализацию перехода к углубленному самосознанию ребенка посредством символического изменения отношения ребенка к ситуации. При арт-терапии обеспечивается самоконтроль и саморегуляция при концентрации внимания ребенка на образе страха. Соответственно происходит трансформация неосознанного страха в осознанный, что содействует его пониманию, позволяет управлять им . По мнению Л. А. Золотарева, арт-терапия позволяет ребенку избавляться от напряжения и внутренних конфликтов.

Куклотерапия как метод арт-терапии основан на идентификации ребенка с любимым сказочным героем, ребенок в процессе куклотерапии проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Ребенок в ходе реализации страха в виде куклы постепенно начинает владеть ситуацией, а материализовавшийся в кукле страх теряет пугающую составляющую, и помогает избавиться от эмоционального напряжения .

Помимо художественных приемов (рисования, лепки, музыки и т.д.), используемых для психологической коррекции страхов, широко применяются драмтерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, и т.д. Разработанный Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой метод "сказкотерапевтической психокоррекции" предназначен и для борьбы с детскими страхами . В волшебных сказках дети посредством приобретения эмоционального опыта учатся справляться с психотравмирующими ситуациями. Терапия пластическими движениями позволяет отслеживать состояние ребенка, внутреннее равновесие, психосоматическое напряжение. В танцах снимаются психомышечные зажимы, выявляются причины эмоциональной напряженности и способы борьбы с ними .

По мнению Л. А. Золотаревой, коррекционная работа по преодолению детских страхов методами арт-терапии способствует избавлению ребенком от излишнего напряжения и внутренних конфликтов. О. И. Качурина полагает, что "Я" ребенка отражается в процессе создания художественных образов абсолютно спонтанно, поскольку ребенок в процессе арт-терапии не задумывается о продукте творчества, отражающем все неосознаваемые страхи. Словесное описание страхов может вызвать у ребенка затруднения, соответственно невербальные средства арт - терапии будут являться единственно возможными для выражения сильных переживаний .

Среди методов арт-терапии наиболее привычными для детей считаются сказокотерапия, куклотерапия и игровая терапия. Психотерапевтические функции игры известны еще со времен А. Фрейда и М. Кляйна, исследовавших деятельность ребенка в игре, в результате чего психоаналитиками производилась интерпретация игры как средства самовыражения ребенка. В процессе недирективной терапии (В. Экслайн, Г. Л. Лэндрет) выявлялись личностные ресурсы ребенка с учетом создания безопасных психотерапевтических условий. Д. Леви была представлена директивная игровая терапия, основанная на составлении сюжета, способствующего выявлению основной проблемы ребенка. А. И. Захаровым отмечалось, что метод игровой терапии является высокоэффективным при нейтрализации страхов ребенка, вызванных негативным предшествующим опытом .

Сюжетно-ролевая игра в игровой деятельности старших дошкольников, испытывающих разного рода страхи, является эффективным арт -терапевтическим средством, позволяющим моделировать и воссоздавать положительные и отрицательные образы для преодоления страхов. А.И. Захаровым разработана методика игровой психотерапии, эффективной при отработке детских страхов. Данная методика представлена комплексом воздействий на ребенка, в том числе и семейной терапии.

Таким образом, арт - терапия является психотерапевтическим методом коррекции детских страхов, основана на использовании творчества и художественных приемов. Разные виды арт - терапии представлены драмтерапией, музыкотерапией, танцевальной терапией, куклотерапией, библиотерапией, психогимнастикой, и т.д.

В совокупности рассмотренных концепций и подходов страх можно охарактеризовать как базовую эмоциональную реакцию, возникающую вследствие опредмечивания тревожности под воздействием реальной, воображаемой либо внушенной опасности, угрозы социальному или биологическому существованию.

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, определяемых жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, основана на использовании визуальной и пластической экспрессии.

Арттерапия способствует нормализации эмоционального состояния ребенка, нейтрализации тревожности, психотерапевтическим методом коррекции детских страхов.

В соответствии с характером и продуктом творческой деятельности существуют такие виды арттерапии, как рисуночная терапия, изотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, сочинение рассказов, куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, хореотерапия, драмтерапия, песочная и игровая терапия, психогимнастика и т.д.


Москва
(Фото автора)

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности , “туннельного восприятия” , но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии, так как в дошкольном возрасте “ведущим видом деятельности является игра” , а важнейшей продуктивной деятельностью - рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия - такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности . В случае трудностей общения - замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности - арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой , “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Мы заметили, что у многих ребят на этапе индивидуальной работы в рисунке преобладала сильная штриховка, маленький размер изображения, что предположительно свидетельствует о неблагоприятном физическом или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. На этапе коллективной работы многие из этих ребят рисовали предметы уже больших размеров, применяли яркие цветовые оттенки, что расценивается как индикатор хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления. Коллективная работа создает ситуации позитивного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям неприметные ранее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид, форму. Атмосфера взаимной симпатии и “заражения” положительными эмоциями способствует более быстрому преодолению социальных и экзистенциальных страхов.

Опишем контрсуггестивные приемы, способствующие коррекции внушенного страха в процессе арт-терапевтической работы.

Упражнения на втором этапе занятий были направлены на обучение приемам самоконтроля и саморегуляции психических состояний, активизацию и развитие мышления, чувств, что определяется Б.Ф. Поршневым, как “генеральная линия контрсуггестии” .

Третий этап - “актуализация ощущений, эмоций” - предполагал активизацию чувств (эмотивных реакций) в процессе арт-терапевтических упражнений с песком, где ребенок в воображении отвлекался от травмирующей его ситуации, представляя себя в новом, бесстрашном образе. На данном этапе использовались следующие контрсуггестивные приемы: диалог, разговор с образом для выяснения психологического содержания; мысленное действие с образом, адекватно разрешающим проблему; созерцание, предполагающее сосредоточение внимания на том или ином отрицательном качестве образа.

На четвертом этапе экспрессивный рисунок помогал ребенку не только выразить чувство, но и осознать его, а следовательно, найти адекватные формы переживания аффекта с помощью трансформации своих фантазий в художественные образы. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишался эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Контрсуггестивные приемы на данном этапе: передача ответственности, выражение чувств, контролируемый процесс высвобождения подавленного чувства (управляемый катарсис), инсайт, свободное фантазирование.

Пятый этап предполагал драматизацию, ситуацию публичного проживания. Выделим основные приемы, применяемые на данном этапе: прослеживание судьбы образа; нахождение позитивного в негативном образе; выражение нового позитивного решения в отношении своего образа; мысленное взвешивание негативного и позитивного в образе (взаимодействие противоположностей).

Шестой этап - коллективная работа, совместное творчество. Здесь использовались упражнения, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (ребята совместно придумывали разные способы преодоления того или иного страха, например таблетки бесстрашия), а также осуществлялись приемы саморегуляции и самоконтроля.

Рефлексия, осуществляемая на седьмом этапе, подразумевала вербализацию мыслей, ощущений и чувств. Основными приемами данного этапа стали: установление новых отношений между частями личности, принятие ранее отвергавшейся части личности через ее образ и установление новых отношений с нею.

Наша коррекционная работа над страхами носила фронтальный характер, но имела в качестве важного этапа индивидуально-личностное самопознание в процессе художественно-продуктивной деятельности. Поэтому ее можно считать более свободной, имеющей недирективный характер, ограниченной только определенной темой задания и условиями проведения обсуждения. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей. В центре таких занятий - самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам и тревожности.

В качестве примера приведем арт-терапевтическое занятие по преодолению боязни сказочных персонажей.

Добрая Баба-яга

Цель: содействие в преодолении страха сказочных персонажей, развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств.

Материалы: прямоугольные подносы размером 50x70x7, карандаши цветные, бумага (белого цвета), различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника, резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки.

1. Подготовительный настрой

Рисование под музыку

Ведущий. Возьмите карандаш, закройте глаза и попробуйте нарисовать на листе бумаги круги и квадраты любого размера.

Рассмотрите свой рисунок, дорисуйте фигуры. Что у вас получилось?

Теперь возьмите другой лист бумаги, а также карандаш того цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте круги и квадраты, только теперь с открытыми глазами. Обменяйтесь рисунком со своим другом и дорисуйте его изображение до узнаваемого предмета.

Расскажите, что теперь у вас получилось.

2. Разогрев

Дыхательное упражнение

“Веселые плакальщики”: имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 секунд) .

3. Актуализация ощущений, эмоций

Арт-терапевтические упражнения с песком

Ведущий. У каждого на столе находится песочный поднос - это песочная страна. Давайте “осветим песочную страну” (игра со свечкой) .

Проникновение в толщу песка.

Какой песок на ощупь? Он теплый, ты чувствуешь?

А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте историю про Бабу-ягу. Вам страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.

Прослушивание с закрытыми глазами “страшной истории” о Бабе-яге (описание ее внешности).

Дети делятся впечатлениями о том, что они представили, какие эмоции и чувства вызывает данный персонаж.

Ведущий. Разгладьте руками поверхность песка, чтобы она стала ровной.

Рис.1. Песочная основа

Упражнения на разглаженной поверхности песка - “Автографы” .

Ведущий. Поставь свою метку на этой территории. Теперь ты ничего не боишься! Можно приступать к заданию.

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка)

Ведущий. Сейчас мы с вами сделаем куклу (персонаж - Баба-яга).

Как вы думаете, какое выражение лица у данного персонажа?

Какой он - добрый, злой, трусливый?..

Раздаются готовые шаблоны, в которых рисуется выражение лица и характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее лицо для вашего персонажа.

Подберите вашему персонажу подходящий наряд (у каждого на столе различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника ).

Расскажите, какая у вас получилась Баба-яга?

Рис. 2. Детские работы “Злая Баба-яга”

А вы знаете, ребята, что плохой человек - это несчастный человек? Свои неудачи несчастные люди стараются не показывать, а проявляют отрицательные черты характера по отношению к окружающим. Баба-яга - это пожилая женщина, у которой нет семьи, поэтому она и злая. Ее не надо бояться. Мы должны посочувствовать ей и как-то помочь стать добрее.

Давайте сделаем из другого лоскутка ткани добрую старушку.

Каждому участнику группы предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце, а также нарисовать на шаблоне лицо “доброй Бабы-яги”.

Рис. 3. Детские работы “Добрая Баба-яга”

5. Ритуальная драматизация “Спонтанный театр”

Ведущий. Придумайте историю, составьте рассказ от лица новой, доброй старушки, у которой, например, было два внука. Жила она не в избушке на курьих ножках, а в деревне…

Беседа о переживаниях детей.

Ребята, какие страхи вы бы отдали доброй Бабе-яге, а какие злой?

Нарисуйте свои страхи на листах бумаги (4–5 минут ), теперь сомните их и закопайте в песке.

Пересыпая песок из одной руки в другую, повторяйте за мной: “Я смелый, я сильный, теперь я не боюсь…” (перечислите свои страхи).

Рис. 4. Задание “Перечисление страхов”

6. Коллективная работа

Упражнение на развитие воображения: “Поможем Бабе-яге стать лучше…”

Ведущий. Ребята, Бабе-яге надоело быть злой, она хочет помогать людям. Но вот беда - ей нечего надеть, а в лохмотьях она не хочет появляться.

Детям предлагается, как добрым волшебникам, помочь Бабе-яге. Девочкам надо сделать красивое платье для нее, а мальчикам - хрустальные туфельки, раскрасив карандашами, фломастерами по выбору, а потом придумать продолжение сказки.

7. Заключительный этап

Рефлексивный анализ

Ведущий. Итак, ребята, занятие подходит к завершению.

– Что вы чувствовали, когда создавали персонаж страшную Бабу-ягу?

– Какая она?

– Как вы помогли ей стать лучше?

– Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Рис. 5. Детские работы: платье для Бабы-Яги

Библиография

1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2004.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2002.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном и Д.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003.

8. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). - М.: Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006.

9. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. - М.: Мысль. 1972.

10. Штейнгардт Л . Юганская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

СШ села Ушконур

Педагог-психолог Умурбекова А.А.

Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов

Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.

Необходимое время : 2 ч 20 м.

Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Разогрев

Игра «Сурдоперевод»

Цель : активизировать группу.

Время : 10 м.

Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.

Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Основная деятельность

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Время : 40 м.

Материалы

Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.

Вопросы:


Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

    Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

    Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?

    Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?

    Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?

    Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?

Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)

Цель : снижение психоэмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура : Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

    Представьте свой амулет другим.

    Как действует ваш амулет?

    Какими свойствами он обладает?

    Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?

    Почему были выбраны именно эти материалы?

Завершение

Вопросы для итогового обсуждения.

    Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?

    Как Вы теперь относитесь к своим страхам?

    Что помогло преодолеть Ваш страх?

    Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?

    Какие выводы вы сделали для себя?

    Источники

    Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.

    Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.

    Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 340 с.

    Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Татьяна Павлова
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Хочу предложить вашему вниманию тренинг , который я проводила с коллегами : педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.

Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами . Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх , тревожность)

Цель : преодоление страхов с помощью арт-терапии .

Задачи :

Повышение уверенности в себе;

Формирование положительной Я –концепции;

Преодоление негативных переживаний;

Снижение эмоционального напряжения.

Предполагаемый результат : Участники тренинга , научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов .

Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Формы работы : арт-терапия

Количество участников :

Основная часть.

Введение. (Мини-лекция)

Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи , чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека .

Сразу мы оговорим правила, которых будем придерживаться на протяжении всего занятия :

открытое общение

активность

безоценочные суждения

добровольное участие

здесь и сейчас

Знакомство (сбор ожидания) :

Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга .

Упражнение «Наши ожидания»

Цель : выявление ожиданий участников. Корректировка запроса .

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала» .

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных : в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.

Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение 2. «Нарисуй свой страх »

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха , снижение эмоционального напряжения.

Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх . А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.

1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

2. Что вы чувствовали во время рисования?

Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх ) ; превратить страшное в смешное , дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы :

1. Какой способ избавления от страха вы выбрали ?

2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления» ?

3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь ?

Заключение.

Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

Что еще почитать