Цель программы радуга по фгос. Радуга программа дошкольного образования. Организация образовательной деятельности

"Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет - физическая культура : на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

В детском саду реализуется программа «Радуга» .

«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка , ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

всестороннее и своевременное психическое развитие;

формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;


оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из , развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой ;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности : определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора, исполнилось более 10 лет.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.

Она включает в себя:

развитие коммуникативных навыков,

развитие навыков самообслуживания,


развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами,

а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

сформировать у детей математические представления, в том числе через такие понятия, как размер, цвет, количество;

развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас и сформировать культуру речи ;

ознакомить детей с назначениями и функциями предметов, со связями между предметами и природными феноменами, дать представления о различных знаках и символах;

вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство.

Серия «Радуга» включает в себя ряд пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, нацеленных на формирование и развитие навыков говорения.

Развивающие книги «Познаю мир» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста знакомят ребенка с назначениями и функциями предметов вокруг нас, со связью между вещами и явлениями природы, со знаками и символами.

Ряд развивающих книг «Моя математика», завершающийся книгой для детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать представления о способах выражения количества через число путем счета и измерения, познакомить с арифметическими действиями.

Целый ряд учебно-наглядных пособий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста дают представление об изобразительном искусстве, народном искусстве и детском творчестве.

Дидактические альбомы «Сделаю сам» для занятий по ручному труду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включают в себя материал по конструированию и ручному труду. Игровые задания и забавные персонажи позволяют сделать занятия не только полезными, но и увлекательными.


Пособия-альбомы по художественному и ручному труду в детском саду и семье помогут развить фантазию и изобретательность детей. Малыши научатся работать с бумагой, заниматься конструированием, вышиванием, плетением и т. д. Основное внимание уделяется изготовлению игрушек, персонажей для настольного театра, подарков родным и друзьям. В книгу для воспитателей детского сада и родителей вошли рекомендации для организации увлекательных занятий по художественному и ручному труду с детьми в детском саду и семье.

Недавно вышло новое методическое пособие, посвященное проблемам работы с детьми в подготовительной группе “На пороге школы” авторов, и др.

Проходит время, но главные ценности, заложенные в программе “Радуга”, остаются актуальными: здоровые и радостные дети, любознательные, самостоятельные и открытые для общения со взрослыми и сверстниками

Издательство: Просвещение

Комплексной программе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”, созданной авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством профессора, исполнилось 10 лет.

Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

реализация поставленных в программе общих задач психического развития

реализация регионального компонента воспитания и образования

цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно. Она включает в себя развитие коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи детей, способности произвольно контролировать процессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе “Радуга” получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ.

В этом году вышло новое методическое пособие, посвященное проблемам работы с детьми в подготовительной группе “На пороге школы” авторов, и др.

Цель нового пособия – помочь воспитателям подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В нем идет речь, прежде всего, о развитии и воспитании детей. Большое внимание уделено становлению произвольности поведения и психических функций, подготовке к обучению чтению и письму, развитию монологической речи.

Для того чтобы педагоги могли наиболее успешно осуществлять эту работу, им предлагается система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми, даются подробные методические комментарии. Пособие может также использоваться при работе с детьми, находящимися дома и посещающими дошкольное образовательное учреждение только с целью подготовки к школе.

Пособие одобрено Министерством образования РФ.

В настоящее время комплект пособий доработан, готовятся к изданию сама программа, авторский коллектив планирует расширить круг методических книг и материалов для детей.

Проходит время, но главные ценности, заложенные в программе “Радуга”, остаются актуальными: здоровые и радостные дети, любознательные, самостоятельные и открытые для общения со взрослыми и сверстниками.

1. "Радуга" - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.

2. "Радуга" - апробированная на практике надежная программа, располагающая обширным многолетним опытом успешного достижения тех целей, которые определены федеральными государственными требованиями.

3. "Радуга" - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.

4. "Радуга" - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей спупени образования.

5. "Радуга" - программа, адресованная массовому детскому саду.

Программа направлена на достижение трех основных целей:

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Методологическая основа программы.

Программа является современной интегрированной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Программа:

    Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологиии и дошкольной педагогики;

    Соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достатосном материале, не допуская перегруженности детей;

    Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

Принцип комплексно- тематического построения образовательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника -игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Новизнапрограммы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций - познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте - формирования мотивации учения.

красный цвет - физическая культура : формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование : дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному языку происходит через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Результаты освоения программы.

По итогам освоения программы "Радуга" каждый ребенок:

    Достаточно физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими и двигательными навыками.

    Любознательный, активный. Имеет индивидуальные познавательные предпочтения и интересы.

    Эмоционально отзывчивый. Различает, откликается и адекватно реагирует на эмоциональные проявления окружающих людей. Проявляет бережное, созидательное отношение к объектам окружающего мира.

    Общительный, владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки необходимые для жизнедеятельности (культурно-гигиенические, двигательные, самообслуживания и пр.) и осуществления различных видов детской деятельности (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.).

Отличительные особенности выпускника "радужной" группы:

    Доброжелателен и спокоен;

    Дружелюбен к другим людям и живым существам;

    Умеет договариваться со сверстниками и взрослыми;

    Имеет сферу собственных познавательных интересов;

    Ведет себя в обществе в соответствии с принятыми культурными нормами;

    Психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;

    Хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;

    Инициативен в творчестве и игре;

    Имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других.

Программа "Радуга" рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Программа "Радуга" содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет - целенаправленная деятельность, от 4 до 5 - переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет - произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа "Радуга" задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
  • личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.

Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе - создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.

Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. Их цель - помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.

Одно из положений, на которых базируется программа, - личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы преследуют цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи:

  • создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
  • способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
  • приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы » является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.

Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.

Дикие растения - те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные - те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные к Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями.

Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные - те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.

Таким образом ребенка подводят к пониманию особой роли и места человека в природе:

  • человек не хозяин природы, а лишь ее часть;
  • обязан считаться со всеми живущими на Земле;
  • должен рационально использовать дары и богатства природы.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» - происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» - рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» - обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» - познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» - познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).

«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Предметно-развивающая среда

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Что еще почитать