Химическая сущность цвета. Факторы, вызывающие окраску химических веществ и влияющие на ее изменение. Почему Марс красный? Основные закономерности восприятия цвета

металл красного цвета

Альтернативные описания

Ковкий химический элемент красновато-желтого цвета

Химический элемент, металл красновато-жёлтого цвета

Мелкие разменные монеты

Наименование химического элемента

Тип минерала, относящийся к самородным элементам

. "Трубач выдувает..." (песен.)

Антимикробный металл

В таблице он перед цинком

Вслед за никелем в таблице

Грошовый металл

Двадцать девятый в менделеевском строю

Ж. в чистом, корольковом виде называется красною, а в сплаве с цинком желтою или зеленою. Медные деньги; медная посуда. Медь, в продаже, вообще бывает: штыковая, дощатая, листовая (или латунь), прутковая. Медь дороже серебра: серебро чертово ребро, а медь Богу служит и царю честь воздает (колокол). Медный и медяный, в сказках медяный, в народе медяной, из меди сделанный или медь в себе содержащий, на медь похожий. Медный шандал. Медная руда. Медный цвет. *Медный лоб, бесстыжий человек, наглец. Видена девка медяна, а невидена золотая. Медной посуды крест да пуговица; рогатой скотины таракан да жуколица (или: петух да курица). Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички. Он учился на медные деньги. Павлушка медный лоб. Только у молодца и серебреца, что медненький грошик. Медная зелень, водная углекислая медь, ярь. Медная лазурь, синь, углекислая же синяя медь. Медная пена, слюдка, мышьяковокислая медь. Медная чернь, чернедь, окись меди. Медный блеск, серистая медь, стекловатая медная руда. Медный изумруд, ашерит, диоптас, кремнекислая окись. колчедан, серистая медь с железом. Медный купорос, синий купорос, сернокислая окись меди; блеск, сернистая. Медный рубин, вид красной медной руды. Медные цветы, волокнистая красная руда. Медистый, на медь похожий; содержащий примесь меди. Медянистый, много меди в себе содержащий. Медноватый, медистый, в меньшей степени. Медник м. работающий медную посуду и др. вещи. Твер. арх. сиб. медный котел или горшок, в коем греют воду; он же медяник, медяник, медяк; а медник, в знач. ремесленика, также медяник. Медников, ему принадлежащий. Медничиха, жена медника. Меднический, относящийся к медникам; медничество ср. ремесло их. Медница, медяница ж. церк. медная монетка; медный сосуд. Медяница, медяница, медянка, два различные вида змей: одна полуящерка, маленькая, медянистого цвета, хрупкая и неядовита (Anguis fragilis), другая же побольше, голова шире тeла, ядовитая (Vipera chersea); вернее, первая медяница, вторая медянка. Слеп как медяница, ошибочн. поверье. Медянкой зовут и насекомое Buprestis, и ярь, зеленую углекислую медь, также медную литую бабку, биток, а в тaмб. хлебную меру, четверик. Медить, меднить? что, покрывать медью. Медиковач м. кующий что-либо (холодной ковкой) из меди. Медиковательный завод, выделывающий листовую медь;. медиплющильный прилаг. то же. Медеплавильный или медноплавильный завод, добывающий медь из руды. Медеплавильщик м. занятый медеплавленьем. Медноцветный, красный как медь

Идущий следом за никелем в таблиц

Компонент бронзы

Красный металл

Материал, из которого должен быть сделан подарок, преподнесенный к седьмой годовщине свадьбы

Между никелем и цинком

Менделеев ее назначил 29-м по счету

Металл для монет

Металл для проводов

Металл для пятаков

Металл номер семь

Металл электропроводов

Она помогает растениям расти и развиваться

Перед цинком

Предтеча цинка в таблице

Преемник никеля в таблице

Самоварное золото

Хим. элемент 29

Химический элемент, Cu

Химический элемент, металл

Химический элемент, металл красновато-желтого цвета, вязкий и ковкий

Что за химический элемент Cu

Препараты на основе солей этого металла применяются для опрыскивания винограда, например в составе бордосской жидкости

Музыкальный металл

Что выдувает трубач, когда оркестр гремит басами

Переведите с латинского слово "купрум"

Компонент латуни

Металл, из которого сделан пушкинский всадник

Металл Венеры

Перед цинком в таблице

29-я графа химических элементов

. «самоварное» золото

Что за химический элемент Cu?

Что выдувает трубач, когда оркестр гремит басами?

Переведите с латинского слово «купрум»

. «трубач выдувает...» (песен.)

В этом году я немного меняю формат консультации по линиям (про нее расскажу позже) и по цвету, и пока в переходный период, камни и металлы у меня остались "неприкаянными"=) Хочу восполнить это статьей, где объясню общие принципы того, как подходит тот или иной металл в украшениях.

Многие считают, что если подходит серебро, цветотип холодный, если золото - теплый.

Насколько я наблюдаю по опыту, это опять же скорее полуправда, которую надо еще понять, чтобы она "работала". Золото и серебро бывают разные. В кавычках приведу описательные названия, это не термины.

Это серебро (яркое довольно-таки)

И это тоже ("состаренное")

и это тоже ("черненое")

Может на глаз разница и не большая, но в ней-то и кроются разного рода интересности.

То же самое с золотом. ("обычное")

и это золото ("яркое желтое")

и это ("красное", "российское")

и это ("розовое")

Так что с серебром и золотом как раз много заморочек, когда люди пытаются определить свобю теплохолодность этими металлами.

Яркое начищенное серебро действительно холодное. Соответственно подходит холодным и нейтрально-холодным цветотипам.

А вот состаренное и черненое серебро нейтральные. Это желтовато-серый цвет и темно-серый. Он прекрасно ложится в палитру даже теплых цветотипов (да-да, я не ошиблась - выраженно теплых). Так что чем более тускловатое и "состаренное" серебро, тем оно универсальнее.

Золото "обычное" - действительно теплое и смягченное, идет нейтрально - теплым и теплым цветотипам. Однако теплым с сильной яркостью может быть лучше яркое желтое золото.

"Яркое желтое" золото - яркое нейтрально - теплое. Все теплые, у кого хоть где-то есть характеристика "мягкий", его не могут носить - оно смотрится истошно - желтым. Зато яркая зима нередко хорошо выдерживает яркость этого металла.

"Красное" золото - нейтрально-теплое и слегка смягченное. Подходит нейтрально - теплым и теплым. нейтрально-холодные смягченные цветотипы (чаще мягкое лето и темная зима) в общем-то тоже его нормально носят.

"Розовое" золото вообще лучше ложится на плохладные цветотипы. Оно почти попадает в розово - бежевые оттенки мягкого лета. Соответственно, чем ближе человек к мягкому лету, тем лучше оно смотрится.

Кроме золота и серебра есть и другие металлы.
Платина, сталь, белое золото - холодные металлы, идут холодным и нейтрально-холодным цветотипам.


Алюминий - он визуально бывает похож на серебро. Чем ярче - тем холоднее, чем желтее- тем нейтральнее.

Хром и вольфрам - очень холодные и довольно яркие, блестящие ("кран на кухне"). Лучше всего подходят холодной зиме и яркой зиме. Иногда яркому светлому лету и холодному лету, близкому к зиме.

Бронза и латунь - нейтрально теплые мягкие металлы. Идеальное попадание для мягкой и темной осени. Хорошо также их носят теплая осень (и реже теплая весна), мягкое лето (хотя серебро на нем лучше).

Медь - теплый металл. Идеальное попадание для теплой осени. Неплохо его носят теплая весна, темная осень и мягкая осень. (Для последних двоих, правда, латунь и бронза лучше, хотя в случае, если переход именно в теплую осень - то одинаково хорошо)

Вот такие разнообразные металлы=) кажется, что все сложно и запутанно, но на самом деле все очень просто. Как и любая вещь в природе, металл обладает характеристиками цвета. Не надо запоминать названия и распределять их, стоит только посмотреть на металл и подумать, какими характеристиками цвета он обладает. Яркий или мягкий, теплый, холодный или нейтральный, светлый или темный, и соотнести с характеристиками своего цветотипа. Чем ближе металл, тем лучше попадание.

Например, мой цветотип мягкий темный нейтрально-теплый. Самые выигрышные металлы для меня бронза, латунь, черненое серебро, красное золото. Чуть хуже, но возможны медь, желтое золото, состаренное серебро.

Волна цвета — определяет спектр, видимый глазу, который отражается от предметов, тем самым задавая ему цвет. Именно эта физическая величина количественно улавливается глазом и преображается в цветовые ощущения.

Физика цвета изучает природу явления: расщепление света на спектры и их значения; отражение волн от предметов и их свойства.

Как такового цвета в природе не существует. Он продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.

Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный (с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (меньше 400 н/м).
В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.

Спектр часто сокращают до , от которых можно построить все остальные оттенки.
Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную спектр можно либо длиной, либо частотой колебаний.
Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый свет. Тем самым доказав:

1 Белый — состоит из всех цветов.
2 Для цветовых волн действует принцип сложения
3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.
4 Черный – это полное отсутствие оттенков.
В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.
(Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синий спектр блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синий)
Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные тона можно получить из комбинации основных цветов, то получите не белый (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный тон, так как в данном случае действует принцип вычитания.
Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.
Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина которого меньше длины красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный оттенок – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.
Этим свойством объясняется маркость белого. Белый – отражение всех цветовых спектров, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.

Если вы замечали, то от любого цвета у нас меняется настроение — от жёлтого приходит оптимизм, зелёный успокаивает и т.д. Но мало кто знает, что цвета также имеют непосредственную связь с днями недели в нашей жизни. И научившись применять эти бесценные знания можно откорректировать своё самочувствие и настроение в лучшую сторону. =)

Энергетика цветов недели

Естественно, для более гармоничного взаимодействия с энергетикой каждого дня, лучше потреблять продукты соответствующих цветов и делать акцент на соответствующей цветовой гамме в одежде.

Понедельник – белый, фиолетовый;
планета – Луна

Белый – цвет чистоты и хорош для примирения, несет мир и покой. В магии белый цвет символизирует свет, жизненную силу и ясность.
Фиолетовый – образован слиянием активного красного и успокаивающего синего. В психологии его считают «гармонией противоречий», поэтому в этом день люди более склоны к печали, раздражительности и внушению.
Но магическое значение фиолетового цвета позволяет понимать законы Мироздания, создавать свою философию. Поэтому понедельник хорош для планирования и разрешения конфликтов.
По возможности старайтесь носить в одежде меньше черного цвета. Предпочтение лучше отдать одежде белого, светло-серого и серебристого цвета.
Металл понедельника – серебро,
камни – аквамарин, берилл, жемчуг и селенит.

Вторник – красный;
планета – Марс

Красный цвет это цвет активности, рабочей амбициозности, быть может, даже агрессивности.
Хотя Марс – планета воинственная и в этом день желательно не затевать ссор, все же вторник считается легким днем. Этот день хорош для решения дел, дороги, строительства.

В этот день недели хорошо носить одежду красного, малинового и черного цвета. Если вы не хотите вызвать отчуждение людей постарайтесь во вторник поменьше носить одежду синего цвета.

Металл – сталь, железо и золото.
Камни – рубин, алмаз, яшма, кровавик и гранат.

Среда – желтая;
планета – Меркурий (бог письма и торговли).

Желтый – цвет менталитета. Активирует умственные способности и несет радость общения с окружающими.

Среда по традиции постный день, еще его называют пустым. Поэтому в этот день нежелательно начинать новое дело и переезжать на новое место. Этот день способствует учению, писательству и торговле.
Еще в этом дне есть счастливая минутка и если ее «поймать», то исполнится самое заветное желание.

В день Меркурия желательно носить пастельные тона в одежде: серый, кремовый, лимонный, бежевый.
Металл — золото и ртуть.
Камни – топаз, хризолит, берилл и изумруд.

Четверг – пурпурный;
планета – Юпитер

Пурпурный цвет сочетает в себе горячий красный и холодный синий, что присуще властности и рассудительности. Это день деловых людей, поэтому хорош для коммерции, для поездок. По возможности старайтесь в четверг избегать конфликтов.

В четверт лучше предпочесть темно-синие, темно-зеленые, а также фиолетовые цвета в одежде.
Камни четверга такие же строгие, как он сам – сапфир, лазурит, опал и агат.
Металлы – платина и цинк.

Пятница – синий, голубой;
планета – Венера

Синие тона способствует взаимопониманию, уничтожают злые силы, сглаз и колдовство. Еще это цвет индиго – он включает в действие высокую интуиции и способствует прозрению. Голубой цвет является оптимальным для защиты ауры астрального тела, для заключения любовных союзов и примирения.
Пятница – постный день и поэтому также, как и в среду нежелательно начинать важных деловых встреч и переездов.
Так как Венера отвечает за красоту в этом день хорошо уделить внимание своей внешности: покупать одежду, делать прически, посетить косметолога.

Если вы хотите умиловствовать судьбу и обрести любовь – носите одежду розового, голубого и красного цвета. Чтобы не привлекать неприятности – старайтесь избегать желтого цвета в одежде.
Металл этого дня – золото и медь.
Камни – гранат, рубин, коралл и голубой топаз.

Суббота – зеленый;
планета – Сатурн

Зеленый цвет снимает стресс и укрепляет здоровье, особенно у людей с сердечными и эмоциональными проблемами. Он расслабляет и наполняет гармонией.
Зелёный цвет свойственен интеллектуальному размышлению, умению подвести итог и сделать выводы из того, что произошло в течение недели. В магии зеленый символизирует тайну, уединение, самопознание.

Этот день хорош для дальних поездок и для добычи материальных благ. Именно в субботу знахари рекомендуют «выгрести» в доме все углы и пройти дом с зажженной церковной свечой. Также они советуют менять постельное белье только по субботам – для семейного благополучия. На субботнюю вечеринку лучше являться в блестяще-темных одеждах. Это избавит вас от завистников и сглаза.
В субботу желательно носить все цвета темных оттенков, но не коричневого цвета. Этим вы вызовите только презрение к себе – ведь издавна коричневый цвет считался цветом переселенцев, отшельников и беженцев.
Металл – свинец.
Камни такие же мрачные и темные, как и сам повелитель дня. Это – оникс, черный агат, опал и синий сапфир.

Воскресенье – оранжевый;
планета – Солнца

День света и день отдыха. Он способствует активному проявлению человека в окружающем мире, целительству, магнетизму
Оранжевый цвет, как солнце, дарит здоровье, мир и покой окружающим. Являет собой генератор жизненных сил. Помогает лечить депрессию, сопротивляется несправедливости и разочарованиям.

Работать в воскресенье грешно, а до 12 часов дня желательно не есть. В этот день не вяжут и не шью, а также не обрезают волосы и ногти. Лучше всего воскресенье посвятить общению с природой для улучшения здоровья.

В день Солнца желательно носить его цвета – желтый, оранжевый, белый, ярко – красный и малиновый. Постарайтесь избегать в одежде зеленого цвета.
Металл этого дня – золото.
Камни – алмаз, рубин, янтарь и желтый топаз.

Будьте здоровы и счастливы!

Применяя несложную химическую, электрохимическую и/или термическую обработку, можно получить на поверхности металлов практически любой цвет. В этой статье мы рассмотрим химическое окрашивание нескольких широко употребимых металлов и сплавов.

* Статья, предположительно, из старого журнала "Юный техник". Мы внесли небольшие коррективы. За работоспособность всех рецептов ручаться не можем.

Прежде чем приступать к практике, хорошо продумайте и соблюдайте меры предосторожности. Многие химикаты представляют опасность при неправильном обращении . Держите их в закрытых емкостях, вдали от огня и пищевых продуктов.
Серу храните отдельно от других химикатов – ее пары горючи и взрывоопасны.
Химическую обработку металла лучше производить в вытяжном шкафу или летом на открытом воздухе.
Обязательно надевайте защитные очки и перчатки. Очень опасно попадание щелочи в глаза!
Для составления растворов и для самого процесса применяйте фарфоровую, стеклянную или пластмассовую посуду. Удобны пластмассовые кюветы и ванночки, применяемые в фотоделе, и контейнеры для пищевых продуктов.
При смешивании кислот с водой или другими жидкостями кислоту нужно вливать небольшими порциями в воду, но не наоборот! Если кислота попадёт на кожу, сразу промойте это место струей воды из-под крана, а затем смочите раствором питьевой соды.

Каким бы способом ни окрашивали металл, его предварительно чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Жир удаляйте тряпкой, смоченной бензином или спиртом, небольшие загрязнений достаточно жидкого средства для мытья посуды. "Отбеливание", то есть очистка металло от окислов, производится в 10%-ном растворе какой-либо кислоты. Светлеет металл очень быстро, за минуту. Отбеленный металл промойте чистой водой. Сушите металл на воздухе или в опилках лиственных деревьев.

Теперь о самом процессе окрашивания. Небольшое изделие погружайте в раствор целиком, а более крупное патинируйте кистью или тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Многие растворы непрозрачны, поэтому опущенное в них изделие нужно время от времени вынимать и осматривать. Добившись нужного цвета, промойте в чистой воде и высушите.

Справочная таблица примерных цветов , получаемых на поверхности металлов при различных способах обработки.

На поверхности стали :
1 – гипосульфитом с уксуснокислым свинцом (синий);
2 – хлористым железом с железным купоросом и азотной кислотой (черно-коричневый);
3 – двухромовокислым калием (черно-синий);
4 – закаливанием с охлаждением в масле (черный).

На поверхности меди :
5 – серной печенью (черный);
6 – серной печенью с хлористым натрием (серый);
7, 8 – медным купоросом с хлористым цинком (красно-коричневый).

На поверхности латуни :
9 – гипосульфитом с кислотами (черный и коричневый);
10 – хлор-окисью меди с нашатырем (оливковый, коричневый, черный);
11 – сернистым калием (оранжево-красный);
12 – серной печенью (черный и серый).

На поверхности алюминия :
13 – пигментами (любой цвет).
Для стойкого цвета необходимо электрохимическое оксидирование.
Чистый алюминий и сплавы ведут себя по-разному;
14 – копчением (черный);
15–натуральной олифой с прокаливанием (коричневый);
16 – скипидаром с прокаливанием (оливковый).

Некоторые пленки держатся на металле довольно слабо, на других появляется белесый налет. Для закрепления пленки и удаления налета изделие после сушки протирают натуральной олифой, машинным или растительным маслом. Чтобы зрительно усилить рельеф патинированной чеканной работы, протрите ее влажной тряпкой с мелким абразивным порошком. Или отшлифуйте выступающие части рельефа пастой ГОИ, нанесенной на войлок или фетр, смоченный бензином. Выпуклые части чеканки (или любого рельефного изображения на металле) высветляются, на самых высоких точках обнажается естественный цвет металла. Протирать нужно очень осторожно, добиваясь плавного перехода от самого светлого участка к самому темному. Промытую и высушенную чеканку протрите маслом или покройте тонким слоем прозрачного лака.

Чтобы заранее представлять, какой примерно цвет получится на металле при обработке различными растворами, заготовьте справочную таблицу. Вырежьте из листовой стали, меди, латуни и алюминия одинаковые прямоугольники. Обработайте их в окрашивающих растворах, сделайте свою таблицу с реальными образцами.

* В этой статье слово "патина" употребляется в широком смысле: любая химически окрашенная пленка на любом металле.

ПАТИНИРОВАНИЕ ЛАТУНИ

Коричневый и черный цвета. Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г гипосульфита (натрий серноватистокислый, тиосульфат натрия). Раньше гипосульфит был известен как нейтральный фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. В осадок выпадает мелкодисперсная сера. Водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.

Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее .

Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.

Промытые водой пластинки после сушки протрите маслом.

Оливковый, коричневый и черный цвета. Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой. Он приобретет густой темно-синий цвет.
Латунный предмет, опущенный в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует – пленка и без того имеет красивый металлический блеск.

Оранжево-красный цвет. В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). Опущенный в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.

Серый и черный цвета. Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени.

Чтобы приготовить серную печень , нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало старинное название «печень» – от слова «печь», «спекать».)

Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

ПАТИНИРОВАНИЕ МЕДИ

Черный и серый цвета. Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2–3 г серной печени и 2–3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.

Красно-коричневый цвет. Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.

ДЕКОРИРОВАНИЕ СТАЛИ

Синий цвет. Окрасить сталь в синий цвет легко в водном растворе гипосульфита и уксуснокислого свинца. На один литр воды нужно взять 150 г гипосульфита и 40–50 г уксуснокислого свинца. Погруженная в раствор сталь довольно медленно окрашивается в приглушенный синий цвет. Но если раствор нагреть до кипения, окрашивание ускорится. После промывки и просушки протрите металл маслом.

Воронение стали. Из множества известных рецептов воронения стали предлагаем вам наиболее простые, но дающие красивые и прочные покрытия. В литре воды последовательно разведите 15 г хлористого железа, 30 г железного купороса и 10 г азотной кислоты. Когда вы опустите в раствор изделие, на металле появится ржавый налет. Снимите его щеткой и снова опустите изделие в раствор. Через некоторое время на металле снова появится ржавый налет, который тоже надо удалить. Если процесс воронения идет правильно, то коричневый цвет на поверхности стали станет гуще. А чтобы получить густой черно-коричневый, почти черный цвет, этот процесс нужно повторить несколько раз. После промывки и сушки протрите сталь маслом.

Цвета побежалости на стали, возникающие при различной температуре нагрева.

Воронение и черно-синий цвет. Чаще всего под воронением понимают получение стали черного цвета с легким синеватым отливом, как вороново крыло. Чтобы получить такой цвет, разведите в литре воды 100 г двухромовокис-лого калия, в быту больше известного как хромпик. Опустив изделие в раствор, подержите его там минут двадцать. Вынув из раствора, высушите при высокой температуре, например, над электроплиткой или над раскаленными углями. Металл приобретет серо-бурый цвет. Эту же операцию проделайте несколько раз, пока не будет достигнут глубокий черный цвет с синеватым отливом. Металл необходимо протереть маслом.

Кристаллы и цвета побежалости на вольфраме.
Фото из Википедии.

Цвета побежалости . Кроме химического, есть другой довольно простой способ декорировения стали – термический. Этим же способом можно получить различные цвета на большинстве металлов и сплавов. Если нагревать металл в муфельной печи или газовой горелкой, на нем быстро начнут последовательно сменяться цвета побежалости – от соломенно-желтого до сине-черного. Металл резко прекращают нагревать в тот момент, когда на нем будет получен нужный цвет. Нагревая работу газовой горелкой или паяльной лампой, перемещая пламя, можно добиться различной окраски отдельных участков, плавного перехода одного цвета в другой.

Воронение с закаливанием. Раскалите металлический предмет докрасна и опустите в машинное масло. Он сразу же приобретет глубокий черный цвет. Так можно декорировать небольшие предметы. Соблюдайте технику безопасности!


Образцы комбинированной окраски: термическая + серная печень .
С сайта hollygage.com /pages/techniques_liverofsulfur.html
Там есть много тонкостей по работе с полимерной глиной, приятный дизайн украшений и такая экзотика, как как титан в самодельных украшениях.

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

Что еще почитать