Как делают пластический грим для проекта "Точь-в-точь". Как делают маски из силикона Маски из гигиеничного силикона своими руками

Поставлена предо мной задача, сделать Бабу Ягу из Толи. Что бы с новогодней ёлки дети уходили седыми и с ночным энурезом... Сроки-кратчайшие, времени для поломаться не оставили, между мною и моделью - 200 км. Обожаю такие заказы, особенно если ещё пять минут назад ничегошеньки про сценические, карнавальные, театральные и прочие грима понятия не имела. Максимум - как собственные брови подщипать, а тут нате вам - из красавца мужика беззубую старушку и обратно. Ну, раз надо - так надо...

Итак: "Бабу Ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своём коллективе" (с)

Что для этого понадобилось:

1) Алебастр строительный

2) Вазелин

3) Трубочки для коктейля (или термоусадочные, как в нашем случае)

4) Силикон строительный.

5) Акриловые краски

6) Сантехнический лён.

7) Стеки, зубочистки, кисточки и прочее..

8) Толя. Или любое другое лицо без боязни замкнутого пространства и насморка.
9) Клейстер крахмальный.

Ну, понеслась.

Вот тут, лицо подопытное, уже смачно смазано вазелином, в носу красуются термоусадочные трубки, причем каждая из них дополнительно обкручена фумлентой, это что бы трубочка в ноздре не болталась, не стремилась выпасть или впустить Толе в лёгкие алебастру. В этот момент мы обнаружили, что на умасленные брови фум плента не приклеивается вообще, а когда модель сидит и головой вертит - то колдовать над ней крайне неудобно, потому отправились в подвал, где Толе можно было принять положение горизонтальное, а мне почти безнаказанно пачкать и продолжили вершить начатое, чего бы оно не стоило.

Что бы алебастр не затекал в уши и не проникал в прическу, на голову натянули плавательную шапочку, а вкруг лица навязали обрывок простынки, на манер страждущего зубом или клиента катаверной, дабы челюсть не отвисала..

Вот тут я, на свежесваренный клейстер, старательно клею фум ленту. Была мысль довериться оракулам гримерного искусства, и просто погуще смазать Толину растительность вазелином, авось бы не приклеился совсем уж насмерть, но слава Богу, что мы пошли своим путём... и перебдели. Страшно подумать, как громко и многоэтажно стал бы выражаться интеллигентный Анатолий, попади он бровями в гипсовый капкан...

Когда модель уже лежит, через трубочки сопит, заводим алебастровую кашу. Все ведь помнят прописные постулаты этого действа? Соотношение примерно один к двум (одна часть воды, две гипса) алебастр в воду и никак не наоборот. Почему так - понятия не имею. Просто верю на слово.

И когда кашица удовлетворяет своей консистенцией жидкой сметаны - быстро, аккуратно и, главное, не слушая советов (а советовать рвутся буквально все присутствующие вплоть до самой модели, пока шматок алебастра на полуслове рот не закроет) наносим гипс на лицо, хорошенько прихлопывая, размазывая и придавливая во все впуклости, нанося на выпуклости и борясь с страстным желанием выдернуть трубочки, ибо колышутся и мешаются.

Ошибка номер раз. Свободное место в ноздре около трубочки нужно было заткнуть ватой. Тогда бы не так колыхалось, да и неизбежная растительность не перекочевала бы в гипс.

Но, что не сделано, то не сделано.

Гипс нанесён, модель лежит, размышляет о вечном, я мою ёмкости, стол, руки, и дико переживаю сразу о трёх вещах: 1) а ну как я плохо нанесла алебастру и слепок будет с раковинами? 2) а ну как, при снятии слепка гипс развалится 3) а не помер ли Толя, что то тихо лежит... Временами я подскакивала к испытуемому, вслушивалась в тихий свист из трубочек, когтями простукивала гипсовую нашлёпку и гадала: пора/не пора и как я пойму, что пора, когда ни разу до селе слепки не снимала?

Наконец ему надоело лежать, нам надоело переживать. Я, было, ухватилась руками за край гипса, но тут Толя издал некое урчание, означавшее: "Не лезь, я сам", обнял гипс ладонями и замер..мы возбуждённо клубились рядом, нервически предполагая о таинственных процессах, проходивших в это время за двумя сантиметрами алебастра, но видели только неподвижную фигуру у которой временами учащалось дыхание и сжимались в кулаки пальцы ног. Оказывается половина волос из ноздрей осталась в гипсе. И осталась не по своей воле. Покидать нос так рано они не планировали....

Слепок снялся не очень удачно, края были тонковаты и в районе лба поломались. Что навело меня на мысль снять второй слепок, про запас. А ну как первый в неравном бою погибнет? И, ободрённая первым опытом с не совсем минусовым результатом, я расхрабрела и вторично закатала Толю в гипс чуть ли не до пупа. Ноздрями опять же не озаботилась....

И этот слепок в конце концов тоже благополучно снялся, но в него перешли остатки волос из носа, часть волос с груди и какая то часть с бакенбардов...

Тщательно упаковав хрупкие (потому что не высохшие), местами волосатые, гипсовые скорлупки Толиного лица в бумагу, тряпки, коробку, бечевой крест-накрест и в багажник, мы отправились домой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

" Люблю смотреть как он колдует. Либо убьется, либо покалечится" (с)

Итак. Оба слепка, по приезду домой, перекочевали в духовку, где под горячим обдувом сохли до звонкости звучания. Потом я густенько промазала все впуклости слепков жидкостью для мытья посуды, и помолясь всем Богам, мы с мужем стали лить гипс в гипс. Знаете, как страшно? Очень страшно... Тысячи "А вдруг негатив от пизитива не отклеится, что тогда?!" буквально с ума сводили. Но всё вышло опять таки почти удачно. Стамеска, киянка, хруст и что-то маленькое покатилось по полу. Это отпал нос.

Вообще, это походило на волшебство. Когда с Толиного лица сняли слепки, они, если честно, никакого впечатления не произвели, и смахивали больше на корявые миски с дырками, чем на благородный человеческий профиль. Но когда скорлупки сковырнули с отливок, оба ахнули. Лежит себе Толя на столе в двойном экземпляре, один даже улыбается безмятежно. Это который первый. Тогда мужик ещё не подозревал, какого оно будет и, не чуя подвоха, тихо радовался жизни. А вот второй Толь сосредоточенный... Тут он уже доподлинно знает почем фунт лиха и где Hund begraben. Здесь ему не до лукавых улыбок в гипс.

Ну и вот, взяв самую улыбчивую (и самую легкую по весу) морду-лица, начинаем расплавленным пластилином замазывать неровности, и наляпав пластилин на сам фейс, вооружившись стеками, зубными ковырялками, феном опять таки, корябаем пластилин и тут и там, рождая бабу Ягу.

Хоть приблизительно по прототипу.

А выкарябалось у нас вот ЭТО. Так как прототип худенький и злобненький, а оригинал полнощёк и улыбчив, получился симбиоз злобного и пухлого.

И! Ошибка номер два. Немного истории.

Слепила милашку из того, что было. И теперь нужно получить негатив. Оно всё проходило, как в первом этапе, только без трубочек и нервов. Только для того, что б вытащить негатив из позитива, обе тяжелые чушки с пластилином посредине пришлось на полчаса затолкать в духовку. Потом, с криком: "КиииийА!" рывком выдернуть одно из другого, с отвращением проводив глазами укатывающийся под мойку нос.

Ну, нос поймала (видит Бог, не в первый и совершенно не в последний раз. Его, бедного, и из собачьей пасти вытаскивали, и веничком в мусор пытались замести, и под лозунгом: "Кто найдёт дяди Толин причиндал - тот посуду сегодня не моет", искали по всему дому, тогда как искомое ныкалось в складках дивандека...) а в негатив пошла намазывать силикон, совершая ошибку номер два.

Конечно, дело всё в недостатке практики (вернее в отсутствие таковой) и избытке теории. На сайте гримеров, гуру, мастер, сенсей, учитель и просто талантливый гример Денис, подробно и в картинках рассказывал общественности создание маски из латекса. И там вот именно что латекс наливался в негатив, да несколькими слоями, армировался кусками марли, сушился феном и прочее. Но у меня же не латекс! Где бы взять подобное чудо... у меня силикон. Строительный. Тоже совершенно замечательный, но имеющий ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. А учитывать и бродить по граблям, наколачивая шишки опыта, было совершенно некогда! Так как на 19 число назначена ёлка, где Яга в образе быть должна. И точка.

Итак, силикон. Силикон, он... он хитрый. И все его технические характеристики, прописанные на упаковке, можете смело забывать после прочтения, если не собираетесь пользовать его по регламентированному производителем назначению. Вряд ли производитель учитывал, что в его силикон я буду вмешивать акриловую краску, тональный крем, чернила из гелевых ручек, пудру бронзянку, серебрянку, нашпигую сантехническим льном и в принципе стану небывало издеваться. По этой объективной причине я понятия не имела сколько силикон+краска+кальция хлорид из ампулы будут вулканизироваться в бабу Ягу, поэтому вышеупомянутую смесь нанесла тонким слоем, ну, только в нос натолкала пощедрее, что бы если силикон откажется застывать - замазку можно было отскоблить не умерев от жадности. А если по уму делать - то надо было силикона крашенного набулькать в маску от души, по бокам сделать каналы для вывода излишков и придавить всю эту красоту позитивным Толей отскобленным от пластилина. Но! Но... это теперь я такая умная и много что узнала, к примеру, что силикону и гипсу прослоечка из жидкости для мытья посуды - и не прослоечка вовсе. Они её не заметили. И подружились почти навек. Теперь я знаю, что в качестве разделителя нужно использовать силиконовый крем для рук (эт для бедных, для бохАтых - спец силиконовый разделитель зашибисьпоцене), а тогда я развлекалась в диком цейтноте, в жесточайших условиях ремонта, где слева стены сносятся, справа возводятся, и чудо чудесное, что баба Яга таки народилась не совсем уродом.

Без мейкапа

На брови и волосы пошел сантехнический лён. Никогда продавец в магазине стройматериалов не наблюдал у покупательницы такой искренней радости при виде моточка льна, ещё бы, такой благородной седины я и у живых бабушек давненько не встречала.

Как сделать маску своими руками?

Без маски не обходится ни один карнавал. Приветствуется подобный аксессуар и на различных тематических вечеринках, торжествах по случаю Нового года, Хэллоуина. Чтобы удивить своих друзей, приготовьте реалистичную маску из силикона или полиуретана. Далее мы расскажем о том, как это сделать.

Подготовка к работе

Чтобы сделать маску своими руками, вам нужно будет найти в своем городе магазин, в котором продается силикон для hand-made изделий или двухкомпонентный жидкий полиуретан. Как вариант это может быть художественная лавка с товарами для творчества или же интернет-магазин. Стоят эти материалы не очень дешево, но ведь вы создадите вещь не на один раз, а для многократного использования. Так почему бы не позволить себе покупку? Перед заказом обязательно поясните продавцу, для чего именно вам нужен продукт - он поможет подобрать именно то, что вам нужно. Также вам понадобится пластилин на основе глины.

Возьмите несколько листов пластилина и прогрейте их в течение 15-20 минут в духовке при температуре от 65 до 90 градусов, но не более - листы должны стать очень гибкими и теплыми, но не горячими. Не позволяйте глине расплавиться.

Голову манекена установите на дощечку или иную поверхность и зафиксируйте скотчем либо другими подручными средствами, иначе работать будет неудобно.

Лепка базы


Создание маски


Оформление маски

Если описанная методика покажется вам сложной, то вы всегда можете обратиться и к более простым способам изготовления масок.

Что это дает:

  • значительную экономию дорогого материала - силикона
  • вы промазываете все потаенные углубления, что позволяет избежать дефектов в форме из-за пузырьков воздуха
  • отсутствие усадки формы благодаря послойному нанесению
  • увеличение прочности формы опять таки благодаря послойному нанесению

Этапы работы:

  1. Лепка изделия из скульптурного пластилина. Используем макет головы, а сверху наносим скульптурный пластилин.
  2. Модель обмазывается силиконом для нанесения кистью Копипаста -
    (в нем есть специальная добавка, позволяющая не стекать силикону с вертикальных поверхностей, и еще он очень быстро застывает).
  3. Затем делается жесткий каркас, который поддерживает эту тонкую силиконовую форму и предотвращает распирание. Жесткий каркас чаще всего делается из 1) гипса с бинтами или 2) строительной пены из баллончика. Между силиконом и каркасом прокладывается стретч-пленка для облегчения выемки!
  4. Заливается отмеренный по соотношению , совершаются круговые движения для его распределения по стенкам, в течение двух минут происходит застывание. Выдерживаем еще минут 30 в форме до полного остывания и застывания, при необходимости шлифуем, грунтуем, красим, делаем мягкую подложку для лица.

Важные моменты!

Силикон для намазывания Копипаста очень густой. Для его разжижения (что в видео, кстати, не сделано!) нужно часть А силикон интенсивно помешать в течение 10 минут до смешения с отвердителем и затем дать отстояться для выхода воздуха. Тогда силикон становится текучим! потом уже добавлять отвердитель. Замешивать по чуть-чуть, ровно на слой, так как быстро застывает!

Жидкий пластик этой серии смешивать можно по объему 1:1. Это очень удобно. Время застывания 2 минуты. В форме надо выдерживать до полного застывания, чтобы не было деформации маски. Пока теплое легко гнется и может менять форму!

Делаем маску из модельного пластика EasyFlo

Каждый на этом празднике старается показать с помощью костюма, на что он способен. Но образ не будет полным без маски. Латексные рожицы можно купить в ближайшем магазине для розыгрышей или сделать самостоятельно дома.

Что понадобится?

Для создания маски из латекса вам понадобятся специальные материалы, которые можно купить в тематическом магазине или заказать через Интернет с доставкой на дом либо до почтового отделения. К сожалению, не во всех городах легко найти некоторые приспособления для работы с таким необычным материалом. Итак, чтобы сделать маски, латексные накладки и другие атрибуты для образа, вам понадобится:

  • Высококачественный жидкий латекс.
  • Специальные формы для масок.
  • Манекен головы.
  • Кисти разных размеров.
  • Поролоновые спонжи.
  • Чистая марля или бинт.
  • Ножницы.
  • Акриловые краски.
  • Клей ПВА.

Ну и, конечно, пригодится некоторая сноровка. С первого раза латексная реалистичная маска может не получиться, поэтому советуем попрактиковаться на небольших формах животных или фруктов.

Отдельно хочется акцентировать внимание на временных затратах. Дело в том, что латекс довольно долго сохнет, а наносить его придется в несколько слоев. Поэтому планируйте заранее изготовление маски. Латексные смотрятся намного реалистичнее и они комфортнее в использовании, нежели пластиковые. Но и сделать их сложнее.

Как сделать?

  • Приготовьте из гипса или полимерной глины форму. Если у вас есть готовый манекен для маски, расположите его на ровной поверхности и закрепите, чтобы избежать повреждений.
  • Нарежьте бинт или марлю и приклейте их с помощью клея ПВА на те участки, которые нуждаются в поддержке. Обычно это так называемая Т-зона лица и область скул и щек. Это необходимо, чтобы готовая маска держала форму и не расползалась.
  • После того как клей высохнет, осторожно с помощью спонжа нанесите первый слой жидкого латекса на форму. Не делайте его слишком толстым. Во-первых, так он будет дольше застывать, а во-вторых, может потечь и испортить всю работу.
  • После того как латекс высохнет, с помощью кисти аккуратно нанесите второй слой и также дождитесь полного застывания. Всего таких слоев нужно создать 10 штук, поочередно добавляя бинт в нужные места.
  • Когда маска полностью готова, обильно посыпьте ее тальком или детской присыпкой, чтобы не слипалась.
  • Аккуратно подденьте готовое изделие и извлеките из формы.
  • Теперь можно приступать к раскрашиванию получившейся маски. Латексная работа требует тщательной очистки поверхности перед нанесением красок.
  • Добавьте небольшое количество акриловых красок в и с помощью кистей разрисуйте маску.
  • Дайте материалу хорошо застыть.

Ваша маска готова. Осталось лишь примерить ее и придумать крепление, если, конечно, вы не делали ее сплошную.

Следующие несложные советы помогут вам надолго сохранить внешний вид маски. Латексные изделия привередливы в хранении и обработке.

  • Не жалейте талька. Он нужен, чтобы латексное изделие не прилипало к форме и рабочим поверхностям.
  • Чтобы ускорить процесс застывания, можно сушить слои с помощью фена.
  • По возможности вместо акриловых красок приобретите касторовый грим.
  • Чтобы маска прослужила долго, храните ее, набив тканью или бумагой.
  • Обязательно хорошо промывайте изделие с мылом и сушите, прежде чем убрать на хранение.

Идеи масок

Самые популярные на сегодняшний день маски - это всевозможные монстры, вампиры, супергерои и воители. Например, Джокер - излюбленный персонаж всех фанатов комиксов.

Существуют и женские латексные маски. Девушек могут преобразить супер-герл или различные фантазийные персонажи. Скажем, женщина-кошка никогда не теряет популярности. Впрочем, выбор зависит от вашего вкуса и фантазии!

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ:
Итак. Для начала нам потребуется лицо человека, на которого эта маска будет делаться, человек укладывается на пол (или на стол). На лицо ему кладем ткань, полиэтилен или т.п. (не забудьте сделать дырочки для его носа, чтоб он не задохнулся). Теперь берем обыкновенный пластилин (или лучше глину) и облепляем лицо, так чтобы получился нормальный слепок с его лица. Аккуратно нужно будет действовать в области глаз, носа и рта, дабы не повредить человека…
Теперь очень аккуратно отлепляем от человека все это изделие. У нас получилась некая формочка. В эту форму нужно залить воск, причем не просто залить – а залить целиком (как вы чай в кружку до краев наливаете). Далее ждем несколько часов пока воск застынет (можно отложить на следующий день). Аккуратно отделяем застывший воск от формочки. Вот и все – у нас получился слепок нашего лица, теперь мы можем сформировать любую маску (а можно и несколько разных).
Для формирования маски нужно использовать строительный силикон. Он продается на строительных рынках в баллончиках. С помощью этого состава обмазываем слепок – для формирования нижнего слоя. (Силикон быстро сохнет – поэтому работать будем слоями) Далее делаем все выступающие элементы – такие как подбородок, брови, нос – в общем, формируем черновой вариант бедующего лица. Далее – последний слой – формируем поверхность лица – для этого тонким слоем наносим силикон и в некоторых местах прилепляем бородавки (капелька силикона капнутая на застывшую поверхность), порезы (думаю – тут вы сами разберетесь можно гвоздем сделать хорошую рваную рану…), морщины, и т.п.
После того как лицо сформировано окончательно, кое где ненужные куски подрезаем ножичком, кое где можно декорировать «кожу» потерев ее (совсем немного) наждачной бумагой… Теперь нужно покрасить все это дело так, чтобы было как можно более реалистично – а лучше доверить это дело человеку – который умеет пользоваться красками, ибо этот процесс весьма сложный и муторный. Вырисовывать каждую морщинку и бородавку – это весьма сложно.
Главное не забудте потом сделать тканевую подкладку для маски и прорези для носа и рта (ах, ну да – еще для глаз). Крепить маску можно с помощью резинки или с помощью театральных средств (типа клей и т.п.)


МАСКА. «МОЯ РЕДАКЦИЯ»:
слепок лица делался из глины... Тут есть сложность! Если глину сильно напитать влагой, то она легко мнётся и слепок можно сделать достаточно чётким, однако тогда очень трудно этот слепок с лица снять, не испортив, - мягкий очень и сохнет долго (если кто решит снять после того как засохнет). Поэтому, лучше пусть глина будет не очень податливой, но будет достаточно быстро сохнуть.
покупать глину "для детского творчества" в детском магазине... Не смортя на то, что рабочий слепок (да, их два!) был сделан из слабоувлажненной глины и довольно быстро высыхал, малость подразъехался - будто морда лица у меня шире раза в полтора. Но это мелочи.
Ещё вместо глины можно использовать специальную массу для лепки или пластилин.
Перед тем как заливать в полученный слепок воск, не забудьте залепить отверстия, которые оставлялись для дыхания. Кроме того, очень полезно положить слой чего-то термостойкого и податливого, например, фольга. Особенно здорово получится, если прослойка будет цельная, т.е. без щелей. Тогда вынуть полученную восковую форму из слепка будет легко.
Перед тем, как заливать непосредственно воск, прокапайте им все щели прослойки. А расплавленному воску дайте немного остыть, чтобы совсем уж жидким не был. А то он, будучи ещё тяжёлым и горячим расплавит капли и протечет. Ещё стоит заливать воск порциями не большими, особенно в начале.
Вместо всего этого геморроя можно ещё попробовать сделать форму просто вручную. Слепить из пластилина, глины, чего-то ещё.
Перед нанесение силикона, на форму стоит положить слой чего-нибудь непромокаемого, например, целлофан, чтобы создать прослойку и не допустить слипания.
Наносить силикон лучше сразу, укладывая полоски плотно друг к другу. Естественно, что толщина слоя силикона прямопропорционально влияет на время высыхания. Но есть ещё момент: «внутренняя» сторона, которая непосредственно контактирует с прослойкой, не будет сохнуть, пока не окажется открыта для воздуха, т.е. пока что-то буде


КРЕПЕЖ:
Крепление к голове сделано по принципу «бандана». Сделана двухслойная подкладка с большим запасом. Форма – треугольник – располагается так, чтобы две «боковые» вершины можно было сзади связать тугим узлом, прижав «верхнюю» вершину к голове. Один слой на силикон приклеивается к внутренней стороне маски. А второй, ложась поверх первого, когда силикон засохнет, препятствует контакту кожи с силиконом, «промочившим» первый слой.
Ткань для создания банданы-крепежа лучше использовать сразу нужного цвета. Хорошим материалом для банаданы служит лён.
При необходимости, можно сделать потом вырезы под свои уши. Узел можно покрасить в цвет «под волосы», но краска, высохнув, может сделать ткань жёстковатой. Возможным исключением являются акварельные краски.

Что еще почитать