Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме. Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи Почему необходимо научить ребенка одеваться и раздеваться к трем годам

Как научить ребенка одевать колготки

Нашла на одном сайте интересную статью, возможно кому-то пригодиться. Мне понравилась идея сделать смайлики на обувь, чтобы не путать левый ботинок с правым. Автор Лена Чарлин.

Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

Если ребенку еще не исполнилось трех лет , скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям;

Достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле . Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол;

С толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава;

Выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку;

На однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером;

У любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина;

Покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо;

Разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке , можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава;

Покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки .

Колготки и носки

Растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается;

Научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов;

Многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами;

Выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.

Брюки и юбки

Маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати);

Сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу;

До 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.

Пуговицы, кнопки и молнии

Проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой;

На язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок;

Особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли;

Если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.

Шапки, варежки, перчатки

В первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца;

Лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания;

Заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки .

Обувь

До 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки;

Проще всего учиться обуваться летом , когда ребенок носит легкую обувь;

Удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле;

Научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»;

Учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок;

Покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.

Шарфы и шнурки

Сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф . А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик;

Для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;

Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.

Хвалите!

Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом .

Выбирайте простые вещи для повседневной носки . Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок.

Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды . Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи.

Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался . Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке , надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Учим ребенка

самостоятельно одеваться.

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. Именно этот период детские психологи называют «Я сам!». В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы - родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

Когда вы приступили к процессу обучения нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка - без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей - без приказов.
  • Никаких угроз!!! Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2. Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться . Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо - практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место . Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия , просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом , чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку, разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

Вот какие есть игры-ОДЕВАЛКИ:

«Паровозики едут в туннели» пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

«Одень куклу (мягкую игрушку)» Скажите малышу, кукла собралась в гости, но её нужно одеть.

Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

«Ныряй!» Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

Стишки - ОДЕВАЛКИ

Одеваться сам умею (О. Иванова)

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко.

Щекотало солнышко

Щечку у Сережки:

Пора подниматься,

Пора одеваться!

Он уже умеет сам

Одеваться по утрам.

И носочки, и трусишки

Надевает сам мальчишка.

Вот надета и рубашка.

Ну, Сережка, молодец!

Стал натягивать колготки –

Сам управился, малец.

Синие штанишки

Вмиг надел мальчишка,

Башмачки на ножках

Застегнул Сережка.

Ну, а ты дружочек,

Сам одеться хочешь?

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ… (В. Зайцев)

Мне уже четыре года.

Я одеться сам могу.

Если тёплая погода –

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

Одевая малыша на прогулку приговаривать:

Мы наденем сапожки

На маленькие ножки,

Мы наденем курточку

Нашему крошке.

Мы наденем шапочку,

Шарфик на шейку.

И пойдем на улицу,

Где солнышко светит.

Одеваемся на прогулку:

Надеваем мы штаны – раз, два, три!

Надеваем курточку – раз, два, три!

Застегнем мы кнопочки – раз, два, три!

А теперь ботиночки – раз, два, три!

… (и т.д. все, что надеваете)

Мы готовы – посмотри!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда,

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

И еще один милый стишок:

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

Ботинок

Попросила мама сына:

Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два - вправо,

Раз-два - влево!

Он не хочет шнуроваться, -

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два - справа,

Раз-два - слева.

Вот! Мешают узелочки

Мне продергивать шнурочки!

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Голубые варежки

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом,

А где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

Поединок со шнурком

Ко мне братишка привязывается,

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать…

Шнурки

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Крепко-накрепко.

Вот так!

М. Пластов

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать обувь

Купите обувь на молнии или липучках, чтобы она хорошо раскрывались, и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что надевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как надеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Продемонстрируйте, как правильно надевать штаны – сидя на кровати или полу, вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанов.

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.

Как научить ребенка обуваться?

Если не хочешь вызвать у ребенка отвращение к процессу обувания, покупай обувь на пол размера больше.

Перед надеванием максимально расстегни и раскрой обувь, чтобы нога легко прошла внутрь.

Поставь ботиночки рядом: левый слева, правый справа - это «ботиночки дружат», а если надеть их не на ту ногу, то «они поссорились». Покажи, как выглядит когда они «поссорились» и смотрят носами в разные стороны.

Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?

К 3-м годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Придется запастись терпением и отводить на сборы по - больше времени.

Ему хочется пойти гулять или в гости? Конечно, но если сам оденется. Но не надо сразу ставить ультиматум. Поначалу довольствуйся малыми победами: пусть сам наденет носки, трусы или даже только шапку. Ненавязчиво увеличивай процент его самостоятельных действий.

Предоставь право выбора одежды. Но предлагай не более двух предметов каждого вида, так ребенку легче определиться.

Преврати одевание в игру: пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Самое время проявить фантазию по максимуму!

Не настаивай на самостоятельном одевании, когда ребенок не выспался, устал или болен. Услышав: «Я сам!» не гаси инициативу, помогай только, когда тебя об этом просят. Хвали за успехи и все у вас получится.


Уважаемые родители, для вас ваш ребенок всегда кажется маленьким и беспомощным существом, которое вы должны оберегать от всякой опасности, а также следить за тем, чтобы ему всегда было хорошо.

Однако многие родители, лелея и оберегая своего малыша, совершенно забывают приучить его к самостоятельности, в итоге создавая проблемы и себе, и своему чаду. Часто утром можно увидеть следующую картину. Мать с отцом спешат, кричат, бегают, суетятся, нервничают. А причина просто смешная – нужно успеть одеть малого в . Причем сам он совершенно против этого и всячески сопротивляется. Согласитесь, картина «адская», но, увы, для некоторых хорошо знакомая.

Уверены, что многим родителям доводилось решать подобную проблему – как приучить ребенка одеваться и обуваться самостоятельно. И чем раньше вы возьметесь за решение подобной задачи, тем лучше. Ведь если затянуть процесс, ребенок не научится приводить себя в порядок даже будучи уже школьником. В результате он будет всегда выглядеть неряшливо и некрасиво, невыгодно выделяясь на фоне более аккуратных одноклассников.

Если не научить ребенка обслуживать себя самостоятельно, это чревато возникновением следующих проблем:

  • Неопрятный внешний вид всегда будет портить отношения ребенка со сверстниками и учителями;
  • Если дети не обучаются навыкам самообслуживания, в дальнейшем их очень сложно будет приучить к труду;
  • Постоянные конфликты, связанные с нерадивостью своего чада, будут портить отношения между ним и родителями;
  • Отсутствие умения обслуживать себя самостоятельно приведет к формированию потребительского склада характера у ребенка, который будет думать, что все ему что-то должны, и к обыкновенной лени.

Так ли сложно научить детей самостоятельно одеваться, как кажется на первый взгляд? Дело в том, что навыки «общения» с собственной одеждой и малыши должны усваивать постепенно.

Видео как научить ребенка одеваться самостоятельно

В каком возрасте можно учить детей одеваться самостоятельно?

Для ответа на этот вопрос достаточно воспользоваться стандартами и требованиями образования – ФГОС. Там четко прописаны все навыки, которым следует учить ребенка.

Итак, согласно образовательной программе, составленной для дошкольного возраста, ребенок должен уметь:

  • В – с помощью родителей снимать и одевать шапку, юбку, брюки и шорты без сложных застежек, на резинке, а также обувь, которую расстегнул кто-то из старших;
  • В – под контролем взрослых одевать и снимать одежду, расстегивая и застегивая молнии, пуговицы и липучки в определенном порядке, уметь складывать вещи на стульчик и соблюдать опрятный внешний вид в течение дня;
  • В – самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая последовательность, складывать, а также вешать одежду, уметь устранять неопрятности в одежде, старшие могут только помочь расстегнуть шнурки;
  • В – снимать и одевать одежду и обувь самостоятельно, включая шнуровку, научиться первым навыкам ухода за одеждой, следить за порядком в шкафу и на полках, взрослые на этом этапе могут ограничиться лишь словесной помощью;
  • В – без помощи взрослых полностью одеваться и раздеваться, причем делать это достаточно быстро, уметь следить за внешним видом, соблюдать порядок в хранении одежды и обуви.

С помощью данной информации многие родители могут определить, насколько их чадо самостоятельно, а также увидеть свои недочеты в воспитании.

Почему иногда не получается обучить ребенка одеваться самому?

Уважаемые родители, позвольте объявить вам, что в том, что ваши достаточно взрослые дети не могут самостоятельно обслуживать себя, виноваты исключительно вы!

И не нужно никаких оправданий, типа:

  • Не успеваю, нет времени;
  • Спешка по утрам в детский сад, поэтому лучше, если все сделает мама или папа;
  • Я одену его быстрее и аккуратнее;
  • , его так просто не научишь;
  • Устраивает и капризничает, не хочет одеваться сам.

Несмотря на такое богатство оправданий, причина у них, на самом деле, простая – элементарная расхлябанность и лень. Причем вы, прежде всего, нетребовательны к самим себе.

К примеру, родители, чьи дети не успевают одеться в детский сад, скорее всего, сами любят поспать и поздно встают, а поэтому не успевают. Также они ленятся много своего времени отдавать обучению детей одеваться и обуваться самостоятельно, ведь это достаточно хлопотное занятие. И еще, они сами не очень-то привыкли следить за собственной одеждой.

Уважаемые родители, на самом деле научить детей самим одеваться и обуваться не так уж и сложно, важно соблюдать следующие советы.

Начинать обучение лучше в раннем возрасте. При этом старайтесь не раздражаться, не подгонять свое чадо, оставайтесь спокойными и терпеливыми. Никогда не повышайте на малыша голос, не ругайте его, а наоборот, хвалите за каждую маленькую «победу».

Старайтесь не приобретать для маленького одежду и обувь сложного фасона, со множеством застежек и креплений. Покупать нужно максимально простые модели, так ему будет легче. Лучше брать изделия с веселыми аппликациями или вышивками, это упростит усвоение понятий «переда» и «зада», лицевой стороны и изнанки.

А лучше одевайтесь вместе. Это очень весело, плюс так вы быстрее научите малыша на собственном примере. А главное помните, что все зависит от вас. Удачи!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет . Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.

Если упрямится, капризничает, будьте гибче, умейте найти компромисс. Если он требует, чтобы ему надели 2 пары носков, наденьте. Согласитесь на ту одежду, которую выбирает . Просто заранее подготовьте ему на выбор несколько вариантов, тогда и вам будет проще согласиться с его выбором.

Подсказывайте ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди , так ребенку будет легче ориентироваться.

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать ботинки

Первое время от ботинок на шнурках и сандалий с застежками лучше отказаться. Малыш не сможет сам расшнуровать ботинок перед тем, как надеть его, а после зашнуровать. Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того как ступни появились из под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как одеть футболку

Чтобы научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и одежка свободно проходила через голову. Иначе не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Старайтесь спокойно и без раздражения объяснять ребенку, что в горловину кофты нужно залезать макушкой, а не лицом, которое может застрять в горловине. Это вам придется повторить не единожды, а много много раз, имейте терпение.

Возможно, чтобы научить ребенка одеваться самому, вам придется пересмотреть его гардероб. Не исключено, что от каких-то вещей на время надо отказаться. И прежде чем покупать новую одежду, мысленно представляйте, сможет ли надеть обновку сам.

Что же делать, если в четыре года ребёнок до сих пор не умеет одеваться самостоятельно? Учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежды от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы их удобней было надевать и т.д.

В три-четыре года шки, так или иначе, уже умеют одеваться, но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется как раз в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им очень этого хотелось. Теперь Вам придётся проявить большую настойчивость и потратить гораздо больше времени на то, чтобы ребёнок всё-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики «мягкой непреклонности»: не ругать и не стыдить ребёнка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его «работу».

Между прочим, многие маленькие упрямцы очень реагируют на «слабо». Часто бывает достаточно сказать: «Да уж, конечно, тебе с этой футболкой точно не справиться - дело-то сложное, взрослое!». Но, имейте в виду, этот метод можно использовать только в том случае, когда ребёнок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте оказать эмоциональную поддержку и похвалить его за то, что он оделся.

Не стоит упускать из вида ещё одну причину отказа от самостоятельного одевания. Возможно, ребёнку просто не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли одеть ребёнку ту вещи, которые Вы ему предлагаете? Нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников? Некоторые обладают повышенной тактильной чувствительностью: свитер, который, на Ваш взгляд, очень нарядный и тёпленький, для них может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои определённые вкусы и пристрастия в одежде, не стоит этим пренебрегать.

Основные тезисы:

1.Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.

2.Если пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.

3.Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.

4.Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.

5.Придумайте хитрые способы и для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.

В книге http://www.fictionbook.ru/author/adler_bill/perehitrim_maliysha/adler_perehitrim_maliysha.html я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.

Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.

Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.

6.Если оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.

7.Начинайте и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.

8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие , которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия- -шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда , без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.

9.Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.

10.Даже если вам кажется, что уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.

11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.

12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша - ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

При покупке одежды обращайте внимание на то, чтобы ребёнок мог надеть её самостоятельно. Используйте штаны и юбки на резинке, широкие футболки и платья, легко одевающуюся обувь на липучке.

Однако по мере взросления ребёнка вы можете покупать вещи на застёжках. Делайте это, когда вы видите, что ребёнок освоил такой тип застёжки и ему нужна дополнительная тренировка.

  1. Организация шкафа.

Выделите для детской одежды нижние полочки, до которых ребёнок может сам легко дотянуться, или сделайте перекладину, на которой могла бы висеть одежда на уровне роста ребёнка.

  1. Выбор одежды ребёнком.

Дети должны сами выбирать, что они хотят надеть. Но для маленьких детей может быть сложным выбор из большого количества одежды. Поэтому давайте ребёнку выбор всего из несколько вариантов: выберите сами 2-3 пары брюк, футболок или другой одежды, подходящей по погоде, и разложите на детских полочках. Вы можете прокомментировать варианты: «ты хочешь надеть юбку или брюки? Красную или синюю футболку?».

  1. Выбираем одежду заранее.

Если ребёнку нужно быстро собираться утром (например, в сад), вы можете подготовить вместе с малышом одежду уже вечером и положить её в коробку или корзинку. Вы можете ещё раз проговорить выбор ребёнка утром: «Вчера ты положил в корзинку синие джинсы, белую майку…».

  1. Учим одеваться.

Показывайте, как надевать вещи. Иногда что-то, кажущееся родителям таким простым и очевидным, может вызвать у ребёнка большие трудности. Поэтому показывайте медленно, как надеть тот или иной предмет одежды, как бы дробя свои действия. Когда ребёнок попробует одеться самостоятельно, не торопите и не поправляйте его.

Если ваш малыш просит о помощи или заметно нервничает и не справляется, обязательно помогите ему.

  1. Выбор верхней одежды и аксессуаров по погоде.

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

  1. Учим надевать куртку.

В Монтессори-группах часто можно увидеть такой трюк, который очень облегчает процесс одевания детям и удивляет незнакомых с ним людей. Так, ребёнок может надеть куртку уже начиная с полутора лет.

Ребёнок кладет куртку на пол, капюшоном к себе, вставляет руки в рукава и перебрасывает через голову. Так куртка надета без помощи взрослых!

  1. Учимся надевать обувь.

Так же, как и одежду, выбирайте простую обувь. Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке. Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. Надо заметить, что в Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

  1. Взаимопомощь при одевании.

Дети в Монтессори-группе обычно помогают друг другу во время одевания. Поэтому, если у вас несколько детей, предлагайте старшим помочь малышам. Как ни удивительно, дети часто лучше понимают объяснения старших детей, чем родителей.

  1. Самостоятельный уход за одеждой и обувью.

После прогулки предложите ребёнку осмотреть одежду и обувь. Обувь при необходимости нужно почистить или помыть. Возможные пятна на верхней одежде – тоже. Предоставьте ребёнку возможность сделать это самостоятельно. Учите ребёнка осматривать вечером одежду и класть грязную в корзину для стирки, а чистую – убирать обратно в шкаф.

Что еще почитать