Как помочь ребёнку найти себя. Больше воздуха! Как помочь ребенку найти свое призвание. «Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Уже выросло целое поколение наших детей, не желающих работать. По разным причинам: страшно взрослеть, не прикольно, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии.

И вот их приводят ко мне на консультацию (с запросом «Куда пойти учиться?»), и мы начинаем разбираться.

Не доиграл
Среди мальчиков 14-17 лет пальму первенства держат «игроки».
Вариант первый. С младенчества таскали по всяким специальным развивалкам-обучалкам, потом спецшкола с дополнительным набором предметов после занятий, к 14 годам имеем развернутую картину морального выгорания, депрессию или субдепрессию. Я об этом многократно писала, но воз и ныне там.

Тревожные родители с сильным стремлением к внешнему успеху все равно запихивают своих вундеркиндов в крутые гимназии, всеми правдами и неправдами дотаскивают до 7 класса, и сталкиваются с невозможностью выбрать специализацию.

Ванечка, 11 лет, полупрозрачный отрок, дефицит веса и роста виден невооруженным глазом. Учится в 6 классе лучшей музыкальной школы страны. Сам ездит на метро в час пик, после школы спорт, на дом приходит репетитор по французскому. Старший из четверых детей. Привели родители, потому что Ваня стал отказываться ходить на занятия. Они думают, что у него проблемы с классом. И пора выбирать специализацию, а мальчик ничего не хочет.
На самом деле, у него проблемы с жизнью. Одиннадцатилетний парень истощен до такой степени, что у него нет сил даже реагировать. Психическое развитие показывает на уровне 8 лет. Желаний нет, мечты отсутствуют, все, что он хочет – спать.
Когда спрашиваю про школу, отвечает ровным бесцветным голосом: «Да, школа хорошая. Да, учителя отличные. Да, я хочу стать музыкантом». По щекам его в процессе монолога текут слезы, просто текут, он не рыдает, не горюет, не протестует. Смотреть на это жутковато. «Ванечка, а ты гуляешь? А играешь? А друзья у тебя есть?». Ванечка не гуляет, но иногда ему разрешают поваляться на ковре с машинками и лего.

Я строго-настрого велела срочно забрать его из этой супер-пупер школы и снять со всех занятий как минимум на полгода. «Ой, а может, нам на море уехать? У нас дача на Кипре, как вы думаете?». Конечно, я всеми конечностями была «за». Есть надежда, что Ванечка, посидев какое-то время без нагрузки, выспавшись и отъевшись, начнет как-то себя чувствовать и чего-то хотеть. Он не доиграл, его детство закончилось в 3 года, когда зашедший в гости сосед провозгласил: «да у него абсолютный слух, он талант, одаренный ребенок!». Типун ему на язык, заботливому такому. Родители, конечно, подхватились, нашли педагога, тут у Ваньки и отобрали все игрухи и вручили скрипку. Важнейшие этапы развития психики, которые должны быть пройдены в игре со сверстниками, остались неосвоенными. А ведь это наш главный ресурс!

Второй вариант, обратный первому: ребенок ТОЛЬКО играл.

То ли у родителей не было душевных сил отрывать его от компьютера, то ли они считали, что «лишь бы по улице не шастал». К 12 годам у мальчика полностью сформирована зависимость от игры.

Самое разрушительное в компьютерных играх, что делает их сравнимыми с наркоманией, — немедленное получение удовольствия без усилий . В норме, в живой игре, в отношениях мы должны сначала потрудиться, употеть, добежать, допрыгнуть, побороть, а уж тогда получить заслуженную награду в виде прилива гормонов удовольствия. Мозг запоминает это и в следующий раз весьма одобряет стремление к победе. Через нагрузку.
А когда ребенок играет в компьютерную игру, эйфория и экстаз возникают в ответ на … что? Точно не на усилия. И временного разрыва под девизом «как потопаешь – так и полопаешь» тоже нет. Вот и получается, что у нас на руках сейчас взрослые дядьки с усами, которые ни разу в жизни не напрягались ни по какому поводу. Обычно эти мальчики старательно избегают любого дискомфорта. У других мужиков они вызывают презрительные усмешки, иногда даже прямую агрессию, поэтому стараются отираться возле старших женщин, эти не прогонят, возьмут под крыло. И «большухи» не обманывают ожидания, терпят, подкармливают, прощают… До поры до времени.

Так что, эти мальчики не идут учиться, потому что вкалывать не хотят .

Смыслы
Или не видят смысла. Мы забываем, что еще в предыдущем поколении высшее образование было надежнейшим социальным лифтом. А теперь, когда оно поголовно у всех и ничего не значит, совершенно непонятно, зачем и для чего еще пять лет загорать за партой.

Я не говорю о тех молодых людях, которые отлично представляют себе свою будущую специальность, занимаются в разных «Школах юного », ездят в летние мастерские и лагеря. Я о тех детях, для которых эти 4 или 5 лет в вузе просто способ продлить детство . Легальная возможность не выходить на работу, не заморачиваться с квартирой, с добыванием средств.

Тогда мы видим картину «Все равно куда, да здравствует ЕГЭ, из 15 факультетов на один-то точно поступлю». По специальности потом идут работать единицы, 8-10% от выпуска. Остальные или пристраиваются «менеджерами», или перебиваются случайными заработками. Вы знаете, вот честно: иногда я жалею, что статью за тунеядство отменили. Все же, у нашего поколения даже в мыслях не было, что можно не работать.

Этих мотивируем жестко: снимаем с довольствия. Но для этого родители должны быть уверены, что труд – необходимое условие существования. Если вы дадите слабину и позволите совершеннолетнему человеку заниматься поисками себя за ваш счет, этот квест может затянуться на годы. То же самое касается к постоянным сменам вуза. Я бы ограничила варианты «попыткой номер 2». Если во втором университете все так же скучно и неинтересно – добро пожаловать в наш взрослый мир, где платят за конечный результат, а не за процесс. То есть, на работу, на охоту, дрова рубить, воду носить, кашу варить.

Недавно я опять наткнулась на публикацию результатов довольно страшненьких экспериментов над мышами. Вкратце суть его такова: когда огромной популяции млекопитающих были предоставлены абсолютно райские условия жизни (в избытке пища, самки, территория), они сначала начали драться «от скуки», потом среди самцов выделились группы «красивых» — тех, кто не участвовал в выращивании потомства, драках, а все свое время вылизывался, потом мыши перестали размножаться. И вымерли.

Так что, дорогие родители, чтобы ваше чадо было счастливо и здорово, у него должен быть дефицит, и довольно сильный, базовых благ : питания, одежды, игрушек. Только в условиях дефицита молодые особи оживают и начинают бодро бегать по окружающему миру.

Если им не ставить сложных жизненных задач, типа освоения целины, возрождения страны из пепла, как минимум – обеспечения достойной норки для потенциальной подруги, они хиреют, слабеют, начинают тосковать и переключаются на бессмысленное вылизывание шкурки и украшение себя бусинками.

Хороший вариант: перебирает возможности

То, о чем меня, собственно спрашивали: хорошие дети, с высокой познавательной активностью, которые меняют направление своего развития (неожиданно для предков).
Уважаемые предки! Расслабьтесь! Когда ребенок, о котором вы всю жизнь думали, как об одаренном математике, внезапно заявляет, что он собирается поступать в театральный – это ХОРОШО. Это просто прекрасно. Это означает, что подросток ищет себя вовремя, как раз тогда, когда это заложено природой, что он полон энергии и энтузиазма. А лишних знаний не бывает, и если вы уже потратили небольшое состояние на репетиторов по математике, это в любом случае пригодится, не сейчас, так позже.

Давайте я расскажу вам, как сложились карьеры моих первых учеников, которым в этом году исполнилось 30 лет.

Моя любимица Туська окончила геологический факультет МГУ (как её родители и дедушки-бабушки), какое-то время поработала в конторе, дико затосковала, пыталась делать свой бизнес «Проводим праздники и свадьбы», в результате уехала заграницу и работает снова по специальности. Только теперь ей это интересно.

Дрю, медленный и задумчивый художник, за каким-то бесом поперся в авиационный, посередине плюнул и перешел на компьютерный дизайн. Ваяет сайты то из Тайланда, то на Тибете, иногда заезжает на родину. Кажется, счастлив.

Совершенно невозможный Сашка-без тормозов, настоящий, 100% СДВгшник, не поступил никуда, работает на киностудии каким-то техническим специалистом, пузырится рассказами о съемках, может не спать по трое суток, его жизнь расписана как минимум до конца пятилетки.

Старательные девочки-отличницы, с которыми не было никаких проблем в школе, старательно отучились в своих экономических вузах, родили и засели по домам. Заваливают меня фотографиями «Я и дети на фоне нашей виллы в Каннах» (вариант: «Я и дети, мужа нет, валяю из войлока на заказ»). Не работают.

Звезда класса, золотая медалистка, выпускница МГИМО с красным дипломом, Настя постоянно учится, работает вице-президентом американской компании из Топ-10 в мире, не замужем, детей нет, время от времени звонит мне порыдать на эту тему. Чем ей помочь – не знаю.

Видите? Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го . Совсем ничего. 14-17 лет – совсем не то время, когда можно сказать нечто определенное о будущем этого человека. Мы даже не можем понять, гуманитарий он или технарь. Я вам больше скажу, об его интеллектуальном уровне в этом возрасте можно судить только в общем виде, потому что подростковая депрессия и гормональная перестройка сильно снижают когнитивные способности ребенка, при должном лечении (или просто, когда перерастает) тот, кого считали почти дурачком, может всех удивить, только не сейчас, а после 20 лет.

  • Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;
  • Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;
  • Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;
  • Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными. Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.
  • Если прям вот никак не можете выбрать направление – приходите на консультацию в центры профориентации, тесты есть, простые, доступные, тревогу снимают на раз.
  • Добавить в избранное 5

5 комментариев

  • Invesga

    Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять.

  • Сергей Иванов

    Сыну 29 лет,я с его Мамой давно в разводе,но я постоянно дарю ему тепло….живёт в тепличных условиях вдвоем с Мамой,сменил 7 мест работы техника-оператора ПК,но заработок везде маленький,компьютер и смартфон дорогие купил ему сразу,но он только играет и общается по играм Вконтакте,с девушками и парнями не встречается и попросил купить еще более дорогой компьютер и я купил, а когда я сказал что лишу его тепличых условий, так как он не строит свою жизнь, он стал шантажировать что не будет со мной встречаться….как помочь парню избавиться от инфантильности? Какой комплекс у привлекательного и высокого парня?

    • Orla Colgan

      «He строит свою жизнь» — Если Вы о создании семьи, возможно Ваш сын просто боится строить свою жизнь? Потому что боится, что ему тоже придется развестись, как пришлось Вам? И он ждет девушку, которой мог бы довериться до конца жизни, что его не выгонят из семьи, что она его не бросит сама, как Земфира бросила Алеко у Пушкина? Но не уверен ни в ком, в том числе и в себе самом? Или не уверен, что способен обеспечить своей семье достойную жизнь? И ждет условий, как Гуго Карлович Пекторалис у Лескова?
      Попытайтесь с ним поговорить, но очень деликатно и только после того, когда Ваша угроза «лишу его тепличых условий» забудется. Иначе он замкнется и не примет Вашу помощь.

      Если Вы о низком заработке — это его выбор. Если только он не учится и действительно только играет и ни о чем не думает. Тогда просто не надо его финансировать, пусть сам зарабатывает.

  • lena

    Ochen odnostoronie vidi, u kazhdogo individualniy podhod i nelzya vseh pod odnu gribenku, hotya primeri ochen poleznie, i delitsya svoim mneniem polezno

  • Orla Colgan

    Статья непонятно о ком. Уже в 7 лет понятно — пойдет ребенок по гумманитарной или по технической специальности.
    Что ей/ему интереснее — математика, литература или природоведение?
    А что ребенку труднее — написать сочинение или решить задачу?
    Видно же по приготовлению уроков!

    К 7 годам я знала, что писателем и спортсменoм мне не быть. К 9 — что доктором как мама тоже не буду. Но хочу заниматься математикой и электроникой. В 10 пересекли Стикс планы на карьеру музыканта. И с 11 серьезно занялась электроникой (компьютеры стали доступны только в институте, до этого их не видела (были 70-е годы)). И продолжаю заниматься любимой профессией последние 38 лет — электроника, программирование, математика.

    Kак можно дожить до 14-17 лет и не знать хотя бы направления своей профессии — не могу представить!
    Если только ребенка не «последовательно ограничивали» в базовых потребностях — тогда, да, у ребенка просто не было возможности найти любимое дело и остается ему только быть лоботрясом — других возможностей его лишили.
    Поэтому, если ребенок хочет быть ученым или инженером — создайте вместе с ним лабораторию.
    И лаборатория будет расти вместе с ребенком.
    Вплоть до того, если ребенок серьезно хочет быть космонавтом — обеспечьте ему космический корабль. Хотя бы симулятор. Постройте его вместе с ребенком — компьютеры и комплектующие теперь доступны.

    Но не держите ребенка в бедности «последовательно ограничивая» его блага! Покупайте хотя бы книги, детали, инструменты, реактивы, химическую посудy.
    Ужас детства, когда приходилось месяц копить на операционный усилитель или тиристор и подбирать разбитые телевизоры на помойках, чтобы выпаять из них детали помню до сих пор. И не хочу, чтобы это повторилось для любого другого человека.

    > «страшно взрослеть, не прикольно» — а когда бьют в школьном коридоре — не страшно? или, может быть, не иметь возможностей, как у взрослого — это прикольно?
    Страшно быть ребенком, потому что никогда такой агрессии и нищеты, как в детстве — во взрослой жизни не бывает. И взрослые годы на 100% подтвердили эту надежду.
    Но до взрослого возраста, хотя бы до окончания школы надо еще дожить.

    > «Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го.»
    — Ничего, кроме счастья самого ребенка.
    И успеха в профессии. И судьбы таланта. А в остальном и правда, ну совсем ничего.
    И не нужно ждать 20 лет, чтобы другие перестали считать ребенка «почти дурачком». Достаточно в 16-17 вырваться из школы и поступить в институт — на первом же семестре все будет ясно. Труднее перестать считать дурой и сумасшедшей саму себя — это займет несколько лет после школы.
    И поэтому так важен выбор ВУЗа и специальности.

    > «Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;»
    Депрессия зависит не столько от состояния здоровья, сколько от школы. Если на уроках внушают, что ты сволочь и дура, а на переменах бьют — депрессия или социофобия развивается и при нормальном здоровье. До конца избавиться от этого не удалось и за 30 лет после школы. И это — первая причина вредности следующего пункта:

    > «Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;»
    Кроме вышесказаннного, обычная школа ориентирует не на поступление в институт, а на учебу в ПТУ и работу на заводе.
    От поступления в ВУЗ отговаривают — «тебе не поступить — у тебя нет способностей», «ты со странностями, где тебе поступить в ВУЗ», «не умничай».
    Я благодарю Бога, что в моей жизни нашелся человек, который сказал, что не надо поступать в техникум, а надо идти в 9 класс и в институт — вопреки тому, что говорят учителя!
    Но если бы его не было, школа загнала бы меня в техникум, а в институт я бы поступать побоялась.
    Поэтому — вкладывайте все, какие только возможно, средства в образование Вашего ребенка!
    Обеспечьте домашнее обучение или в крайнем случае очень хорошую школу со строгим отбором учащихся. Школу, где нет насилия. Если такая существует. И школу, где не считают, что 60 баллов на ЕГЭ — вполне достаточно.

    > Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;

    Единственный пункт, с которым согласна.

    > Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными.
    > Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.

    Нет! Пожалуйста, нет! Наоборот — сделайте все доступным — дайте ребенку ВОЗМОЖНОСТь заработать!
    Хорошими отметками или помощью по дому — зависит от семьи.
    Но если ребенок живет в условиях дефицита благ, как мы жили при СССР, и не имеет возможности их заработать —
    не удивляйтесь, что ребенок ничего не хочет и ни к чему не стремится. Ему просто отбили желания.
    И не удивляйтесь, если ребенок приносит с помойки вещи, собирает бутылки, моет на перекрестке стекла машин или попрошайничает — это единственная для него возможность получить то, что ему нужно, но чего не дают родители; а на работу не берут по возрасту.

    Хорошо, в случае еды и одежды — сшить с мамой платье, сначала для куклы, а затем и на себя или приготовить обед с бабушкой — это высшее удовольствие в 10 лет!
    Осциллограф себе построила тоже сама. Но есть вещи, которые можно только купить — детали, инструмент, химреактивы, книги. И тут уже полная зависимость от родителей.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Как укрепить взаимоотношения со своим ребенком-подростком, помочь ему определиться в жизни и подтолкнуть к принятию правильных решений? О том, как стать лайф-коучем для собственных детей, в интервью «Летидору» рассказала основательница Академии Семейного Коучинга , автор книги «Родители Коучи», Дайана Стерлинг.

Книга о подростках

– Дайана, что такое родительский коучинг? Чем он отличается от других подходов?

– Родительский коучинг является производной от лайф-коучинга. В его основе лежит онтологический подход, то есть учение о человеческом бытии, а не о поведении, как в психологии. Лайф-коучинг, в свою очередь, базируется на определении и раскрытии потенциала клиента: коуч всегда смотрит на клиента в положительном свете, как на способного и креативного человека. Мы помогаем людям добиться поставленных целей, используя свои способности и таланты. Родительский коучинг является частью лайф-коучинга: используя те же принципы и приемы, мы помогаем родителям выстроить желаемые отношения в семье, учим их как быть коучем для собственных детей.

Мы не ставим диагнозы и не говорим, что делать, мы учим находить собственные решения – это очень важное отличие от многих других подходов. Этот метод подходит для тех людей, которые готовы и хотят сделать определенные изменения в своей жизни и в своей семье. Когда родители приходят ко мне за помощью, то во время первой консультации я прошу их обозначить, что именно им бы хотелось изменить во взаимоотношениях в своей семье и назвать три основные цели, над достижением которых они хотят работать.

Потом мы обсуждаем, что они могут изменить в себе и в своем отношении, и как это могло бы повлиять на поведение ребенка. Мы устраиваем мозговой штурм и приходим к каким-то идеям, которые родители могут и готовы применить на практике. Через неделю мы встречаемся снова и обсуждаем, привели ли эти изменения к каким-либо результатам.

Мы ищем новые подходы к общению, образу мыслей и поведению со стороны родителей, которые помогут им изменить ситуацию, наладить отношения с ребенком и помочь ему найти свой путь в жизни. Не существует универсального рецепта, иначе мы бы не сталкивались с таким количеством потерянных подростков и родителей. Поэтому для меня родительский коучинг заключается в том, чтобы найти совершенно новый подход к проблеме.

– Что подтолкнуло вас к идее родительского коучинга?

– 15 лет назад я была кинопродюсером и одинокой мамой. Моему сыну тогда было 14 лет, а мне 40. Мой сын страдал синдромом дефицита внимания и рядом других расстройств, связанных с обучением. Поэтому мне нужна была новая работа, преимущественно дома, чтобы я могла уделять ему больше времени. И тогда я заинтересовалась лайф-коучингом. Я прошла годовую программу подготовки коучей, и у меня появилась идея попробовать работать с подростками. Тем более, у меня был сын-подросток, который испытывал множество трудностей, в том числе и в общении со мной. Таким образом, я решила попробовать применить полученные знания в собственной семье, изменив свой воспитательный подход и, по сути, став лайф-коучем для собственного сына. И это оказалось невероятно эффективно.

– Подходит ли этот подход для более маленьких детей?

– Я работаю как с родителями подростков, так и с родителями еще совсем маленьких детей, которые хотят предотвратить возможные проблемы и создать здоровую среду для развития ребенка.

Потребность в уважении, понимании и поддержке формируется у детей в гораздо раннем возрасте, но мы часто обращаем на это внимание только тогда, когда они становятся подростками и начинают выражать ее более громко.

– Каковы основные инструменты родительского коучинга? Каким навыкам вы обучаете родителей?

– В ходе 15 лет работы, мы опросили сотни подростков относительно того, в чем они видят проблему взаимоотношений с родителями, и в итоге разработали семь основных принципов родителя-коуча: уважать, слушать, понимать, ценить, поддерживать, поощрять ответственность, чтить независимость. В книге мы изложили эти принципы в виде небольшого послания от детей-подростков к родителям:

Если вы уважаете меня, я буду вас слушать.
Если вы слушаете меня, я чувствую, что вы меня понимаете.
Если вы понимаете меня, я чувствую, что вы меня цените.
Если вы цените меня, я почувствую вашу поддержку.
Если вы поддержите меня, когда я столкнусь с чем-то новым для себя, я стану ответственным.
Почувствовав ответственность, я стану стремиться к независимости.
Став независимым, я буду уважать и любить вас всю свою жизнь.

Мы также называем эти принципы как семь отчаянных просьб. И если это то, что нужно нашим детям, то почему мы бы не дать им это? Мы начинаем с того, что обучаем родителей, как построить мост для общения с ребенком, как создать такую среду, чтобы ребенок захотел поговорить с ними. На каждые 100 подростков, с которыми мне приходится работать, 80 утверждают, что не чувствуют уважения со стороны родителей. Это трагедия. И не удивительно, что они с ними не разговаривают. Не чувствуя уважения в семье, они пытаются найти его где-то еще, чаще всего, среди сверстников.

Поэтому в основе наших занятий с родителями – объяснить им, что сложившуюся в их семье ситуацию необходимо перевернуть вверх ногами, и вместо того, чтобы требовать уважения от ребенка, надо самим научиться проявлять уважение к нему. Кроме того, мы обращаем внимание на привычные и распространенные способы общения с детьми в семье, и находим новые слова, которые были бы более влиятельны и способствовали бы повышению самооценки и самоуважения у ребенка.

Например, такая очень популярная фраза, как «Я так горжусь тобой!» в корне неправильна, потому что интуитивно говорит ребенку: «Я проделал хорошую работу, вырастив тебя таким способным». Ребенок не чувствует того, что его действительно оценили, напротив, ему кажется, что родители получают всю славу за его успехи. Поэтому, вместо «Я горжусь тобой», следует говорить «Я уважаю тебя за..». При этом акцент надо делать на тех качествах, которые проявил ребенок при достижении результата, а не на результате как таковом. Так например можно сказать: «Я горжусь тем, какие у тебя хорошие оценки в школе», а можно: «Я уважаю тебя за то, что ты приложил столько усилий и добился таких хороших оценок». Видите разницу? Это называется «языковой обмен». Таким образом, самый главный обмен, который необходимо сделать родителю-коучу – это поменять гордость на уважение, и перевести фокус с достижений на качества.

Необходимо понять, что нужно вашему ребенку и найти способ дать ему это. Например, если вы видите, что ребенок не чувствует, что его уважают, то первое что вы должны сделать – это спросить себя: «Что я должен сделать, чтобы дать ему это чувство?». Когда вы найдете ответ на этот вопрос, то у ребенка появится чувство самоуважения, он станет увереннее в себе и гораздо более открытым с вами. Этот прием работает очень хорошо, и практически немедленно. Я применяла его на собственном сыне. Как только я дала ему понять, что я его уважаю, он начал относиться ко мне по-другому сразу же. Это создает основу для дальнейшей коммуникации. До тех пор, пока ребенок не чувствует того, что его уважают и понимают, он не откроется.

Наша задача, как родителей – овладеть новым воспитательным подходом, отличным от того, как воспитывали нас самих. Это позволит обеспечить прочную связь с ребенком, которая будет длиться всю жизнь в положительном, здоровом ключе. Для того, чтобы сделать это, важно постоянно работать над собой. Необходимо научиться говорить, слушать, быть последовательными в своих действиях, нацеленными на результат и открытыми для перемен.

проблемы с подростком

– Будет ли этот подход работать с трудными подростками, например, в случае с агрессией, или проблемами с алкоголем, наркотиками?

– Да. Мы работаем с подростками с биполярным расстройством, со склонностями и попытками к суициду, с сексуальными расстройствами, а также имеющими проблемы с алкоголем и наркотиками, жестокостью. Самое главное, что должен понять родитель-коуч – это как и когда предложить такому ребенку другой источник помощи. Если я вижу, что случай более терапевтический и выходит за рамки моей практики, то я предлагаю родителям другие варианты. Иногда мы можем работать совместно с психологом и другими специалистами, а иногда необходимо прервать программу и вернуться к ней позже, потому что коучи и психологи используют разные инструменты воздействия.

– Все ли родители могут освоить этот подход и стать лайф-коучами для собственного ребенка? Вы когда-нибудь сталкивались с неудачными примерами?

– Когда к нам приходят родители на консультацию, то мы оцениваем то, получится ли у них достичь поставленных целей. Мы смотрим, готовы ли они работать над собой, учиться и брать на себя ответственность за будущие изменения в своей семье. Бывает, что родители твердо убеждены, что все делают правильно и не хотят менять свой подход, они хотят, чтобы мы поработали с ребенком и убедили его в том, что родители правы. В этом случае, ничего не получится.

Недавно я начала работать с новым клиентом, мамой двух мальчиков-подростков. Я спросила, каковы три ее основные цели от наших занятий. Она сказала, что, во-первых, хочет улучшить взаимоотношения с отцом своих детей. Во-вторых, она хочет быть максимально хорошей матерью, чтобы помочь детям улучшить оценки и хорошо закончить школу. В третьих, она сказала, что хочет улучшить семейное расписание, чтобы более эффективно проводить время с детьми. То есть, ее желания направлены на то, чтобы улучшить ситуацию в семье, изменив что-то в своем поведении и в своем отношении, но она не знает, что именно и как менять. Конечно же я буду работать с ней, потому что вижу, что она готова взять на себя ответственность.

Иногда родители не видят и не понимают того, что сами поступают неправильно. Они считают, что проблема только в ребенке. В таких случаях я пытаюсь помочь им посмотреть на ситуацию под другим углом, объяснить и показать, в каких именно ситуациях все зависит именно от них. Как правило, родители понимают и меняют свою точку зрения. После этого мы можем начать работать. Но если родители хотят позвонить в полицию и попросить, чтобы их ребенка забрали в исправительный лагерь на полгода так, чтобы не заниматься им самим, то я вряд ли смогу им помочь.

Начинать серьезно размышлять о будущей профессии лучше всего примерно с 13 лет, и помочь ребенку в трудный период можем мы сами. Стоит лишь внимательнее прислушаться к близкому человеку: он почти взрослый, и в нем уже «сидит» какой-то интерес. Главное - помочь ему вытащить этот интерес наружу и начать превращать его в профессию, в дело жизни.

Многие, к сожалению, идут по легкому пути, выбирая ВУЗ по степени престижности и не глядя глубже оценок в аттестате. Часто востребованность профессии ставят выше интереса самого ребенка, не думая о том, что через 4-6 лет ситуация на рынке труда может измениться, а любовь к делу вряд ли проснется. С другой стороны, сейчас студенты имеют возможность бесплатно «скорректировать» свою специальность, поступив в магистратуру. Но для кардинальной смены профессии магистратура – не вариант. Тут нужно думать о втором высшем образовании, которое часто оказывается эффективным, но всегда – платное. Если бы второе высшее было доступнее, вероятно, оно приобрело бы огромную популярность: ведь около 60% россиян работают не по специальности (среди них много историков, филологов, химиков; у экономистов и программистов ситуация лучше, но все равно по специальности трудятся меньше половины).

Связь образования с профессиональной деятельностью потеряна – это факт. Разочарование и растерянность – вот что чувствуют многие студенты уже на первых курсах. Неопределенность – зачем я учусь? на кого? куда я пойду работать? - рождает неуверенность в себе и заставляет принимать импульсивные решения. Заранее начать думать о будущей профессии – значит избежать возможных проблем во взрослом возрасте.

«Ничего не интересно»

Распознать интерес

Интересы (неосознанные, зарождающиеся) есть у каждого человека без исключения, и первоначальная задача - выявить его. Часто бывает, к примеру, что у подростка еще не было шанса проявить свои лидерские качества, но (возможно, втайне от самого себя) ему хочется попробовать. Признаться в своем желании себе и другим - первый и важнейший шаг. Именно на интересе, а не на престиже или заработке, делают акцент современные психологи: ведь предполагается, что человек выбирает себе дело на всю жизнь, и только заинтересованный сможет достичь успеха.

Бывает, что ярко выраженный интерес «тормозится» недостаточными способностями. Это нормально: гораздо легче развивать способности, чем пытаться «взрастить» интерес на пустом месте (особенно если речь идет о школьниках). Очень часто такая ситуация встречается у девочек, которые мечтают о творческих, гуманитарных профессиях: интерес есть, а общая эрудиция (которая важна для такой деятельности) оставляет желать лучшего. В таком случае мы советуем: обращайте внимание на все, что происходит вокруг, читайте, смотрите, расширяйте кругозор.

Иногда, чтобы чуть больше узнать о своем ребенке, стоит просто взглянуть новым взглядом на его комнату: что за книжки лежат у кровати, какие постеры на стенах… Психолог Дарья Алекберова рассказывает, что как-то приехала консультировать школьницу к ней домой и увидела на стене у той в комнате оригинальное, со вкусом сделанное панно … из фантиков от конфет. «С боем вешала, - поделилась девочка, - мама говорит, как не стыдно ерунду такую на видном месте держать».

« Разве это важно?..»

Оценить навыки и способности

Бывает, что человек успешно проявляет себя как лидер, но не осознает, что в этом его «фишка», возможно, его талант. Одна девочка говорит: «Когда мы идем с друзьями в кино, только я знаю: во сколько начало, кто идет, где встречаемся… А разве это важно?» Она выступает организатором и делает это инстинктивно, с удовольствием. Надо объяснить, что своими навыками нужно пользоваться - в том числе при выборе профессии.

Случается и по-другому: есть способности, но нет интереса. В таком случае среди множества сфер, где эти способности могут пригодиться, нужно все-таки обязательно найти то, что заинтересует. Хорошо идет математика? Она пригодится и программисту, и архитектору, и кинооператору. Умеешь рисовать? Есть графический, ландшафтный, интерьерный дизайн, костюмерное дело. Любишь химию, но пятерка только по русскому языку? Можно попробовать себя в научной журналистике.

«А вдруг не получится?»

Помочь поверить в себя

Этот важный этап, к сожалению, часто пропускают. Между тем, подростки часто не доверяют себе, сомневаются. На стадии выбора подростку очень важна поддержка родителей, друзей. Иногда достаточно сказать: ты можешь, у тебя это есть, - и человек пойдет по этому пути. Кроме того, стать уверенней в себе, раскрыться, помогут курсы ораторского мастерства или тренинги по самопрезентации - они полезны всем.

«Только не с классом»

Найти место, где проявить свои способности

Обязательно нужно найти возможность проявить себя на практике. Что касается организаторских способностей, самое простое - устроить какое-нибудь мероприятие в школе. Но не всегда отношения в классе складываются подходящим образом. Иногда стоит сменить школу, а, возможно, достаточно будет пойти на курсы по интересам, записаться в какой-нибудь кружок. Это шанс попасть в новую среду, лучше узнать себя, расширить круг общения.

«Все врачи равнодушные, а журналисты – продажные»

Окунуться в профессиональную сферу

При многих институтах есть не только подготовительные курсы для одиннадцатиклассников, но и занятия для средних школьников (например, Малые факультеты).

Полезно хотя бы просто походить по Дням открытых дверей, почувствовать «дух» в том или ином ВУЗе. Замечательно, если есть возможность пообщаться с представителем выбранной профессии, чтобы осознать весь спектр возможных «вариаций». Допустим, журналистом могут называть репортера, литературного критика, редактора, оператора, фотографа… Неформальное общение поможет и разрушить смешные и глупые мифы, которые витают вокруг каждой профессии. Например, некоторые считают, что парфюмер всегда должен ходить с ваткой в носу, чтобы не вдыхать посторонние запахи.

«Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Поддерживать ребенка в его выборе

Иногда перед проблемой выбора оказываются студенты (особенно часто - 2-3 курсов), которые вынуждены признать, что оказались не на своем месте. Сложно отказаться от собственных амбиций и ожиданий, но порой стоит признать, что отказ будет сделан в пользу ребенка. Переход в другой ВУЗ (даже с потерей 1-2 лет) – совсем не трагедия. Годы обучения все равно не потеряны: ведь появились новые знакомые, какие-то знания и опыт. Более того, окончательное решение об уходе часто приходится принимать самому подростку. Человек, который берет на себя ответственность за собственные действия, достоитн уважения: даже если он меняет драгоценное место в «крутом» ВУЗе на учебу в колледже.

Посмотрим правде в глаза: наличие «корочки» сегодня не гарантирует ни высокую зарплату, ни интересную работу. С другой стороны, экспертность ценится в любой области, а не только среди «модных» экономистов и юристов. Кстати, юристом 1 категории можно стать уже через два года после школы, закончив среднее специальное образование. Иногда не стоит пропускать эту ступень: в ВУЗ при желании можно будет поступить и спустя два года. Ведь, в конце концов, главное - получить профессию, а не корочку.

Профориентация - это помощь в выборе профессии; консультация, которая включает в себя диагностику интересов и способностей. На пересечении получается перечень профессий, сфер, где человек может быть успешен. Профориентационных центров много, у каждого - свой подход. Кто-то концентрируется только на интересах, кто-то - только на способностях; есть даже какие-то эзотерические методики: якобы по дате рождения скажут, кем тебе быть. Важен комплексный подход, учитывающий и интересы, и способности; индивидуальная, а не групповая работа.

Кто хочет — тот ищет способ.

Кто не хочет — тот ищет причину.

Статья посвящается родителям.

Сейчас, чтобы выбрать профессию, подростки не задумываются о своих способностях, не прислушиваются к своим чувствам, а просматривают сухую статистику востребованных профессий и средний заработок по ней.

Поэтому сейчас так много развлечений, людей с пагубными привычками, увлечённых компьютерными играми и т.д. Всё человечество скучает, потому что человек, которому следовало бы быть мистиком — математик; тот, кому следовало бы быть математиком — политик; тот, кому следовало бы быть поэтом — бизнесмен. Каждый является кем-то другим, все не на своём месте. А удовольствия, даже удовлетворения, хочется. Если его нет на работе, значит, человек его будет искать в развлечениях.

"Жизнь должна быть не просто старением. Она должна быть вырастанием". (Ошо).

В Индии есть практика, когда детей с 5 лет на время отдают на обучение мудрецам. Мудрец, наблюдая за ребёнком, разговаривая с ним, определяет способности ребёнка, обсуждает с родителями возможности развития этих способностей. В дальнейшем, подбирается школа: гуманитарных наук, технических или др.

В нашей стране, да и во многих других, роль мудреца играют родители, точнее — мамы. Главной задачей родителей является — увидеть, раскрыть и развить талант ребёнка, дать человечку раскрыться, будто он цветочек, чтобы в будущем мы могли наблюдать счастливого, удовлетворённого, уверенного в своих силах человека. Успешное развитие понимается, как счастливое состояние человека от дела, которым он занимается и от результатов, которых он добивается в этом деле. Конечно, достичь успеха предстоит во многих сферах жизни, но большую часть осознанного времени мы проводим за обучением и работой. Значит, профессию стоит выбирать согласно своей природе, чтобы потом не скучать и не мучиться от неудовлетворённости в жизни. Когда человек в полной мере раскрывает свои таланты, то у него не будет стоять вопроса, как и куда их применять, как с их помощью зарабатывать деньги, и с чего вообще начать.

Буквально за месяц до начала ЕГЭ ко мне на консультации стали записываться мамы со своими детьми-выпускниками. У мам был один запрос: "Помогите определиться с предназначением ребёнка, а то мой бездарь не знает чего хочет". А где же вы были все эти 17 лет?

В целом, нынешняя среда воспитания, которая воспроизводит людей, настроенных "поесть", "заиметь" и "оторваться", но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа, требует пересмотра и изменений.

Итак, проблема ясна. Теперь по существу.

Что такое предназначение?

Предназначение — это жизненный путь, назначенный человеку ещё до его рождения.

Раньше предназначение понималось просто и однозначно: родился в семье короля — быть тебе королём, родился в семье ремесленника — быть тебе ремесленником, кого родители выбрали девушке в мужья — тот и будет мужем.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, и дети с младых лет могут принимать активное участие в определении своего предназначения. Если у ребёнка развиты художественные способности, то он идёт в художественную школу, если математические и т.д.

Ещё одна особенность, свойственная нашему времени — это поиск мистического Предназначения, которое определено каждому человеку некой Высшей силой.

Предназначение в этой статье понимается, как раскрытие таланта, природных задатков человека. Считаю это более разумным и естественным. Именно талант, с которым приходит каждый человек на Землю, и является Вселенским даром.

Кто должен распознать, выявить таланты человека?

Как говорилось выше, сначала — это родители, потом учителя. И только потом, достигнув лет 14, ребёнок сам начинает осознавать, что владеет уникальными, свойственными только ему качествами, талантами, способностями. С этого возраста человек вправе принимать самостоятельные решения по поводу своей дальнейшей судьбы и занятий. Но чтобы к этому возрасту человек мог сам взять ответственность за развитие своих талантов — такой результат требует большой подготовки, знаний и внимания родителей.

До 14 лет — это золотое время, чтобы увидеть, распознать ту самую искру, которая вдохновляет человека, и разжечь её. Научить ребёнка правильно обращаться со своими талантами, поддерживать его в периоды огорчения, трудностей, быть с ним рядом, быть с ним заодно, — это трудная, большая работа, требующая знаний, терпения, вашего времени, дорогие родители.

Сейчас рождается много детей — это прекрасно. Но большинство мамочек, да и бабушек тоже, из простого, но пагубного эгоизма не меняют свой ритм жизни, который был заложен до зачатия ребёнка. Они также продолжают работать, постоянно отвечать на телефонные звонки, просиживать в интернете часами в поисках новых клиентов, где угодно, только не быть вместе с ребёнком. Моя подруга недавно потратила 5 часов, чтобы заказать "правильную" обувь через интернет. Ребёнка она развлекала айпадами, сладостями и мультиками. 5 часов!!! По-моему, мы стали много времени тратить не туда.

Как распознать предназначение ребёнка?

Для того, чтобы увидеть в ребёнке его талант, необходимо обладать знаниями.

Какие знания нужны:

  • О принципах позитивного родительства.
  1. Р. Нарушевич "Мамам и папам детей с небес",
  2. Ш. Амонашвили "Как любить ребёнка",
  3. М. Монтессори "Впитывающий разум ребёнка",
  4. Джон Грей "Дети с небес" — очень хорошая книга о воспитании детей, принципах позитивного родительства.
  • Знать этапы развития ребёнка; типы детей; типы интеллекта детей.
  • По возможности, сделать натальную карту ребёнка с расшифровкой.
  • Знать, как воспитывать мальчика, а как девочку.
  1. Уилльям Поллак "Настоящие мальчишки" — лучшая книга для мам мальчиков. И жён. И мужчин. Помогает увидеть, как именно мужчины становятся такими, что жить с ними потом трудно — молчаливыми, неэмоциональными, раздражительными.
  2. Януш Корчак "Как любить ребёнка" — в книге говорится о том, что что родители толком и не любят своих детей, они переполнены эгоизмом. О том, что ребёнок с рождения — уже личность и никому не принадлежит.
  • Понимать различия в конституции тела, чтобы у ребёнка не возникали комплексы.
  • Читать книги, которые вдохновляют на позитивное родительство:
  1. Гордон Ньюферд, Габор Матэ "Не упустите своих детей!" — уникальная книга о привязанности, как основе здоровых отношений с детьми. Помогает понять многое — и в себе, и в близких, и в детях;
  2. Франсуаза Дольто "На стороне ребёнка" — уже классика в психологии, но очень полезна для родителей — посмотреть на ребёнка иначе. Будучи с ним на одной стороне баррикад. Есть аналогичная книга про подростков;
  3. Хелен Анделин "Всё о детях" — очень полезное пособие от мамы 8 детей.

Тест на предрасположенность человека к сфере труда

Изучив все перечисленные выше темы, вы без труда сможете определить призвание вашего малыша. А для начала, можете провести тест на предрасположенность к сфере труда ребёнка: положите на пол книгу, орудие труда (скалка, молоток, ножницы или другое), оружие (пистолет или нож), деньги. Постарайтесь подобрать предметы неярких тонов, чтобы все примерно были одного размера (деньги пусть остаются в неизменном виде). Предметы можно взять по вашему усмотрению, главное, чтобы они отражали природу своего использования. Осторожно, спокойно предложите ребёнку выбрать понравившийся предмет. Этот тест можно проводить как с младенцами, так и с детьми сознательного возраста. В младенчестве выбор делается на интуитивном уровне, что понравилось больше. Детки постарше делают уже осознанный выбор.

Ключ к тесту:

  1. Книга. Эти люди принадлежат к категории учёных (юристы, психологи, астрологи, адвокаты, учителя, врачи). Для таких детей важно познание всего нового, они наблюдательны, и это качество стоит развивать в них. Такие дети могут отстранять от игры. Здесь главная ошибка всех родителей — это всеми силами стараться вовлечь ребёнка в игру, в общение с детьми. Этого делать не стоит. Из наблюдения за остальными они возьмут всё необходимое. Идите за ребёнком туда, куда он вас тянет или зовёт. Слушайте его язык тела. Дети этой категории хорошо воспринимают введение в семье правил, законов, семейных традиций.
    • главное качество здесь — это честность, правдивость. Согласитесь, что в перечисленных профессиях, относящиеся к данной категории людей, честность является важным и определяющим качеством. Во-вторых, умение прощать. И умение правильно передавать свои мысли. Для этого рекомендуется с такими детьми читать и пересказывать рассказы, учить стихи и приучать правильно их рассказывать. Необходимо развивать ораторское мастерство.
  2. Оружие. Эти люди принадлежат к категории защитников (лидеры, руководители, управленцы, военные, полицейские, президенты, администраторы). Предназначение кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Такой ребёнок любит общение. Больше сам создаёт поводы для общения, собирает детей ради идеи поиграть во что-то. Кшатриям прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга — защиты.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: благочестие, благонравие, заботу о других, силу, выносливость.
  3. Деньги. Эти люди принадлежат к категории управленцев (предприниматели, бизнесмены, банкиры, торговцы, все те, кто извлекают прибыль). Такой ребёнок любит всё коллекционировать. Он тащит домой камни, собирает открытки, любит обмениваться игрушками. Такой ребёнок очень активен, любит организовывать детей в игры и извлекать из этого выгоду. Очень расчётливый. Может убраться в комнате за подарок или деньги.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, этого ребёнка надо научить всех прощать, т.к. в бизнесе часто обманывают и, чтобы для него это не было очередным ударом, он должен учиться прощать. Во-вторых, такого ребёнка стоит учить щедрости. Но щедрость должна быть в правильном направлении. Например, отдать машинку своему соседу, потому что она больше не интересна ребёнку — это не щедрость. А вот собрать свои игрушки, которыми ребёнок больше не играет, и передать их вместе с родителями в малообеспеченные семьи — это щедрость. Щедрость должна быть осознанной. Это качество важно в бизнесе, т.к. в бизнесе надо уметь вкладывать, и вкладывать деньги осознанно, а не по наитию, чтобы потом не остаться ни с чем.
  4. Орудие труда. Эти люди принадлежат к категории рабочие (все виды искусства, певцы, сельское хозяйство, бухгалтера, служащие, менеджеры, секретари, рабочие и др.). Такие детки любят собирать конструкторы, рисовать, разукрашивать, лепить. Они любят работать.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, это уважение к старшим. Плох тот работник, который не уважает своего начальника. Поэтому, чтобы ребёнок был удовлетворён в будущем, ему необходимо научиться принимать авторитет старшего уже с малых лет. Конечно, это качество годится для всех категорий людей, но для этой категории людей это особенно важно. Во-вторых, такие люди чаще всех свой творческий труд ставят выше денег, заработка. Поэтому, некоторым родителям придётся принять тот факт, что ребёнок будет зарабатывать себе на жизнь не всегда стабильно, но с удовольствием рисуя портреты.

Этот тест показывает, к какой сфере труда предрасположена природа человека. Исходя из своего опыта, могу сказать, что я проводила этот тест со своими детками несколько раз (в разные возраста). За всю историю попыток мой сын брал два предмета: книгу и деньги. До трёх лет ребёнок и вправду, не любил общение в песочнице с другими детьми, уходил разглядывать букашек, когда остальные лепили куличики. А после 3-х он стал сам организовывать ребятишек. То в семью играть, то в такси. И так может быть. Сейчас стараюсь развивать в ребёнке качества характера, согласно этим двух группам. Согласитесь, и врачи бывают разные: есть те, кто открывают свои клиники, есть врач, который только лечит, а есть медсёстры.

Здесь главное для родителей постоянное самосовершенствование в вопросе раскрытия таланта своего ребёнка и постоянное сдерживание мыслей и действий в направлении: "Сейчас я сделаю из тебя хорошего человека". Я знаю, о чём говорю, я тоже являюсь мамой двоих ребятишек, и иногда меня захватывают желания "причинить добро ребёнку". Главное — вовремя остановиться и просто наблюдать за ребёнком, идти в ту сторону, в которую он идёт, а не тащить лодку против течения.

Если мальчик неоднократно просит подарить ему гитару или пианино, а не ружье и PlayStation , то купите гитару или пианино, запишите его в музыкальную школу и начните сами развиваться в этом направлении. Когда родители и дети заодно — обучение и развитие происходит легко и быстро.

Пример из жизни: знакомые, родители девочки, как и полагается, записали в 4 года девчушку на танцы. После пары уроков, она наотрез отказалась туда ходить. В 5 лет, после просмотра ряда спортивных передач с папой, она заявила, что хочет заниматься дзюдо. Сейчас ей 6,5, и она с радостью бежит на занятия по дзюдо. Природу не скрыть.

Бывают плаксивые дети, их ещё называют "нытики", которые хнычут по поводу и без. Таких, если особенно, мальчик, называют плаксами, "девчонками", вечно подбадривают фразами: "да ничего страшного", "всё хорошо", "да всё уже нормально", "не реви, ты ж мужик". И мало кому в голову приходило набраться терпения, сопереживать ребёнку по его необходимости, быть с ним заодно. Ведь именно такие дети при правильной поддержке в детстве вырастают и становятся отличными психологами, врачами, учителями, способными чувствовать других, сопереживать. Именно такие люди имеют успех в переговорах любой сложности, потому что такие люди способны слышать других.

Зачем всё это надо? Или к чему такие сложности с предназначением?

Оглянитесь вокруг: случаев детской жестокости становится всё больше, возраст людей впервые попробовавших закурить или алкоголь становится всё меньше. Когда я была беременна первым ребёнком, то со мной на УЗИ в очереди сидела девочка 12 лет, у неё двойня, она пошла на аборт. Почему это случается с нашими детьми? Да потому, что взрослые вовремя не разглядели талант ребёнка, не увлекли его тем делом, которым он будет заниматься с удовольствием. Где ваш ребёнок черпает вдохновение? Он психически спокоен? Или наоборот, капризен и пребывает в унынии?

"Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты!" (Элеонора Рузвельт).

Жизненное предназначение дарит человеку видение и стратегию его жизни, визуализированный образ его будущего, которое ведёт его к устойчивому успеху и самореализации. Такой человек знает, куда, к чему и зачем он идёт! Разве не такого человека хочет видеть каждый родитель в своих детях?

"Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою". (В.Г. Белинский).

Причём успех будто сам приходит к тем, кто живёт согласно своему предназначению. Когда дело доставляет удовольствие, человек с радостью решает даже самые сложные задачи и ставит перед собой всё новые цели. При этом ощущение своей востребованности, ощущение удовлетворения от работы вырабатывает новую энергию, и человек не чувствует усталости. Мы с радостью возвращаемся к любимому делу, мы ищем новые возможности и эффективно достигаем цели. Найдя своё предназначение в жизни, человек даже не замечает, как меняется сама жизнь.

Важно!

Папа — это берега, мама — это река, а дети — это маленькие ручейки. И если берега слабые — речка убегает. Если мама не удовлетворена, если она постоянно раздражена, много работает на нелюбимой работе, устаёт, то и ручейки её не будут счастливы. Конечно, в идеале, всем взять и оказаться на своих местах, на своих любимых работах. Но мы взрослые люди и понимаем, что изменить всё в один раз не получится, а время идёт, а дети питаются от нас.

Вместо того, чтобы сетовать, что вы сами не на своём месте, бросаться искать единственное дело своей жизни, вы забываете о том, что дома у вас уже растут дети. Начинайте учиться новому, и работать на старой работе как следует, а не тоскливо. Лучше делать хоть что-то, чем сидеть, ждать и не делать ничего. Найдите любимое хобби, которое будет вас вдохновлять. Здесь важно отзываться о деле, которым вы занимаетесь, с уважением, с пониманием, и тем более, надо перестать при детях обсуждать своих коллег и боссов. Дети чаще слышат то, что говорят не им.

Взрослые, не надейтесь, что вашу душевную неустроенность, растерянность и тоску решит поиск Предназначения. Наводить порядок в душе — это отдельная работа, рекомендую для начала сходить на консультацию к психологу. Говорят, что "лучше плакать у психолога, чем потом смеяться у психиатра".

Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенно, нёс себя по жизни достойно, развивался согласно своей природе, — родители, сами будьте счастливыми, наполняйтесь хорошими впечатлениями, чтобы дарить любовь, ласку и время своим детям, постоянно самосовершенствуйтесь по пути истины, добра, красоты и любви.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Быть родителем очень ответственно. Ребенок смотри на вас, берет пример, слушает ваши советы, воспринимает мир вашими глазами. Наладить хорошие отношения со своим чадом очень важный процесс. Но не менее важный вопрос - как помочь сыну найти себя в жизни. В этом деле очень важно не переусердствовать, не сходить с ума от излишней опеки и предоставить своему ребенку достаточную свободу.

Медвежья услуга

В своей заботе о сыне, главное, не перегибать палку. Одна моя знакомая мамочка в своей усердной заботе о сынишке делала практически все вместе него. Ведь она знает как лучше, да и помощь неоценимая.

Она завязывала шнурки, заправляла постель, убиралась, иногда даже домашнее задание было выполнено мамой. Как вы сами понимаете, итог был печален. Парень совершенно несамостоятельный, не знает как себя обслужить, не может находиться один, потому что не умеет делать элементарных вещей.

Другая сторона этой медали - завышенные требования.

Родители порой требуют и ждут от своих детей невыполнимых или противоречивых вещей. Мама одного моего знакомого хотела, чтобы он построил крепкую семью и всегда был рядом с ней. Совершенно противоположные требования. Как парень мог построить отношения, находясь поблизости от мамочки?

Часто беспокойство родителей играет против них же. В своей сумасшедшей заботе они не видят реальных границ. Подруга моей мамы усердно старалась пристроить своего младшего в университет на юридический факультет и у нее это вышло. Только вот спустя пару лет оказалось, что парень всю жизнь мечтал стать инженером. Благо, он вовремя это понял и поменял место учебы.

Беспокойство может быть здоровым, но оно будет сопровождать родителей всю жизнь. Ведь они чувствуют ответственность на себе за свое чадо. Предлагаю вашему вниманию статью, которая поможет вам взглянуть на свою тревогу под новым углом: « ».

Опыт, сын ошибок трудных

Магия опыта заключается в том, что именно он взращивает мудрость в человеке. Без ошибок и потерь мы бы не учились, не развивались и не стремились становиться лучше. Многие родители стараются избавить своего ребенка от ошибок, от неправильных поступков и этим самым делают только хуже.

Конечно, зачем изобретать колесо, когда оно уже создано. Есть вещи, в которых ваш опыт, несомненно, пригодиться следующему поколению. Но многие ситуации дети должны проживать самостоятельно, без вмешательства взрослых. Как иначе они научатся правилам игры в жизнь?

Подростку необходимо пережить первую любовь, ссору с другом, возможно, предательство. Все это делает человека сильнее, он учится как действовать в подобных ситуациях дальше.

Вы можете попробовать объяснить своему взрослому сыну, что работать надо, что это хорошо, что только так можно себя прокормить. А можете перекрыть денежные поступления со своей стороны и оставить его на «произвол судьбы». Сейчас не хочет работать, зато посидев месяц на хлебе и воде, поймет, что только он сам может себя обеспечить и заработать на еду.

Это не значит, что вы вообще перестанете помогать ему. Просто помощь должна быть своевременной.

Один мой клиент в свои тридцать лет удобно расположился на шее матери. Он периодически ищет себе работу официанта, его увольняют, потом бармена, но его снова увольняют. А мама все это время из другого города высылает ему приличную сумму для проживания. Как вы думаете, как скоро парень найдет хорошую работу и станет помогать матери?

Уверена, что вы найдете много полезной информации в статье « ».

А вы нашли себя в жизни?

Если у вас все хорошо с этим и вы занимаете то самое место в жизни, которое суждено именно вам, тогда предлагаю вам вспомнить, что помогало, а что мешало вам на пути собственного становления. Как вы в своем время относились к советам и приказаниям родителей?

Если же вы не уверены насчет себя, то как вы можете что-то говорить своему ребенку? Согласитесь, полезным и эффективным совет будет от человека, который является специалистом или имеет неоспоримый опыт на данном поприще. Вы же не обращаетесь с зубной болью к тете Нюре, которая занимается самолечением.

Уверена, сейчас вы думаете: но ведь я прошла такой долгий жизненный путь, у меня столько опыта, я могу помочь своему ребенку не наделать кучу ошибок. Все верно, у вас огромный опыт и своя житейская мудрость. Только вот и сын ваш должен эту мудрость вырастить в себе.

Возможности родителей

Все это не означает, что ребенка совсем нужно оставить на произвол судьбы и пусть он сам карабкается, как может. Нет, ваши советы и опыт будут крайне полезны, только в своем время.

Как быть и что делать?

Во-вторых, ваше предложение помощи не должно звучать, как приказ. Старайтесь спрашивать ненавязчиво, аккуратно и спокойно. Если получили отказ, ничего страшного. Смотрите пункт «во-первых». Главное, ребенок должен знать, что он всегда может обратиться к вам. А когда это сделать - пусть решает сам.

В-третьих, старайтесь избегать подобных фраз: я же говорила, а я тебя предупреждала, я знала, что так и случится. Вы, конечно, в силу своего опыта и знаний многие жизненные ситуации видите наперед. Пусть и ваше чадо учится этому навыку.

Прочитайте книгу «Отпустить, чтобы вернуть » Фостера Клайна и Джина Фэй. Наверняка вы найдете много полезных советов, которые помогут добиться гармонии в общении с ребенком.

Расскажите свою историю. Почему вам кажется, что ребенок не нашел свое место в жизни? Что он делает неправильно? Как вы можете ему помочь кроме советов?

Любите своих детей и доверяйте им!

Что еще почитать