Как сделать макет тундры своими руками. Углублять и конкретизировать представления о животном мире края (тундры). Задания для домашней работы

Продолжаем публиковать интересные наработки преподавателей, недавно мы получили мастер-класс по изготовлению макета тундры своими руками , который подготовила Амина Бахлул.

Мастер – класс по изготовлению диорамы «Тундра»

Изготавливаем диораму тундры.

Для этого нам нужно подготовить основу для нашей будущей диорамы. У меня будет основа изготовленная из фанеры, размер должен соответствовать тому месту, где она будет располагаться.

Для начала мы подготовим березки для нашей диорамы. Для этого я взяла две веточки березки, которые ближе по сходству к стволам дерева.

Берем белую акриловую краску (можно обычную гуашевую), и закрашиваем веточки.

С помощью черной краски наносим рисунок на наши веточки, и вот у нас получился ствол березки.

Для изготовления кроны березки я применила поролон (обычная губка для мытья посуды, у меня ушло 5 средних губок). Берем зеленую, желтую краску и наносим на наш поролон (для того, чтобы наша крона выглядела более реалистичной, наносим поочередно зеленую и желтую краску), обильно пропитывая. Затем крашеный поролон ставим высыхать, приблизительно на 3-4 часа (я сушила на батарее).

После высыхания, поролон станет твердым и его можно легко натереть на мелкой терке.
У нас получилась отличная основа для нашей березки.

Берем клей ПВА, наносим на готовые веточки (обильно).

Затем приклеиваем изготовленную крону. И у нас получилась красивая березка. Так нам нужно изготовить несколько березок. Оставшийся поролон не выбрасываем, оно нам пригодится для изготовления травы.

Приступаем к изготовлению земли . Для этого нам понадобится:

  • клей ПВА,
  • бумага или ткань,
  • песок,
  • гипс (я использовала гипсовые бинты, очень удобно),
  • вода.

Бумагу или ткань нужно намочить в воде и сформировать на основе рельеф.

Для закрепления нашего рельефа нам и понадобится гипсовый бинт. Отрезаем небольшой кусочек, замачиваем его в воде и прикладываем на изготовленный нами рельеф из бумаги. Постепенно покрываем наш рельеф. Через несколько минут наш рельеф подсохнет.


Когда все подсохнет, можно приступать к работе с песком. Наносим на нашу основу клей ПВА (обильно) и начинаем засыпать песком. Вот у нас и получилась рельефная основа.


Приступаем к изготовлению чума . Для этого нам понадобится 7-8 палочек (я взяла палочки для суши). Фиксируем наши палочки проволокой на верху и у нас получается каркас для нашего чума.

Берем бинт гипсовый, обмакиваем его в воде и прикладываем на наш каркас, формируя чум. После высыхания он станет твердым, и мы сможем его поставить на нашу диораму.

Закрепляем чум с помощью гипсового бинта (каждую палочку смоченным кусочком).

Таким же способом закрепляем наши березки.


Из оставшегося натертого поролона делаем травку. Наносим на выбранное место для травы клей ПВА и посыпаем наш поролон. И вот у нас получился фрагмент нашей диорамы.

Приступим к изготовлению речки . Для этого нам понадобится кусочек голубого полиэтилена, клей силиконовый. Полиэтилен приклеиваем на основу для речки силиконовым клеем. Затем заливаем нашу речку поверх полиэтилена клей силиконовый, он придаст нашей речке более реалистичный вид.

Для оживления нашей диорамы можно применить готовые игрушки животных севера .

Я уверена, что у вас все получится.
Желаю удачи!»

Большое спасибо Амине за подробный рассказ с пошаговыми фотографиями.

Если вы тоже делаете обучающие , присылайте нам, с удовольствием опубликуем.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Колокольчик с конфетами - подарок учителю на 1 сентября
До Дня знаний осталось совсем немного времени. Еще один вариант подарка учителю на 1 сентября - коло...

Модельная студия "Вдохновение" Елены Стешенко
Дорогие читатели! Многие из вас уже знают постоянную участницу и неоднократную победительницу наших...

Прыжки через резиночку 🙂
Помнится, выкладывая тут ролик про игру в веревочку, я посетовала, что все позабыли прыжки через рез...

Мастер-класс «Открытка «День Победы»
Мастер-класс «Открытка «День Победы» Руководитель: Шестакова Ольга Фёдоровна, воспитатель МДОУ № 19...

Игрушка "Обезьянка на прищепке"
Яремчук Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, КГКУ "Детский дом 20", поселок Хур...

«Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»
Дорогие читатели! Многие из вас интересуются темой народных кукол, культуры, обычаев, традиций и миф...

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: рассматривать на рисунке растения и животных тундры, выявлять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать с зоной арктических пустынь, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны тундры

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Тундра — это холодная безлесная равнина. Природные условия тундры. Растительный и животный мир. Охрана природе тундры.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны тундры. Будем учиться давать характерис-тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зо-ной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тунд-ре, приготовься рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографию и представь себе тундру. Чем она отличается от арктической пус-тыни? Опиши тундру по фотографии

Найди тундру на карте природных зон. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать на карте эту природную зону.

Изучение нового материала

ХОЛОДНАЯ БЕЗЛЕСНАЯ РАВНИНА

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль бере-гов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток — холодная безлесная равнина...

Зима в тундре долгая (7—8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы при-мерно два месяца длится полярная ночь. Лето

короткое, прохладное. И хотя наступает поляр-ный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

За короткое лето поверхность тундры оттаива-ет на небольшую глубину. Ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не от-таивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой темпе-ратуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Почва тундры бедна перегноем

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения тундры. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре. Проверьте себя по тексту учебника

123

1. Моррошка 2. Капликовая берёза 3. Полярная ива

2.По рисунку учебника (с. 86 — 87) познакомь-тесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

1. Кречет. 2. Лебеди. 3. Северные олени. 4. Серые гуси. 5. Серые журавли. 6. По-лярная сова. 7. Песец. 8. Комар, его личин-ка (а) и куколка (б). 9. Кулик. 10. Поляр-ная ива. 11. Лемминг. 12. Белая куропатка (в летнем оперении). 13. Морошка. 14. Го-лубика. 15. Брусника.

ЖИЗНЬ В ТУНДРЕ

Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на ягель, или олений мох. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей
для северных оленей.

В тундре очень много и настоящих мхов. Кроме того, здесь растут морош-
ка, голубика, брусника.
Удивительны карликовая берёза и полярная ива. Растения
тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов
и ветров.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образо-вать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю

Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остат-ков растений).

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птен-цов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие

птицы — белая куропатка и белая сова — по-стоянно живут в тундре

Белая куропатка — растительноядная птица. Ле-том её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перь-ями до самых когтей. Это защищает их от хо-лода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая, или полярная, сова — птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плот-ное и хорошо защищает от ледяных ветров. На "брюхе и лапах очень густые длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а осо-бенно на грызунов — леммингов. Эти зверьки зимой не впадают в спячку

От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей — песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, по-томство у сов и песцов большое и всем малы-шам хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение

Замечательный обитатель тундры — дикий се-верный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Подумай, какое значение это имеет для жизни оленя в тундре. Проверь себя на «Страничках для самопроверки

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и да-же от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбивших-ся от стада животных.

ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие се-верных народов — оленеводство. Оленеводы раз-водят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещают-ся по тундре. Ездят л(Ъди на оленьих упряжках.

В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Рассмотрим эколо-гические проблемы, которые здесь возникли

Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы на-рушается, растения погибают. Для их восстанов-ления природе требуются годы. Необходимо за-щитить тундру от вредного действия транспорта.

Во время добычи нефти окружающая мест-ность нередко подвергается сильному загрязне-нию. Очень важно не допускать загрязнения тундры.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоня-ют с одного пастбища на другое. В результате ценнейшие пастбища нередко погибают. Оленьи пастбища в тундре нуждаются в охране

Большой вред животному миру тундры нано-сит и незаконная охота — браконьерство. Необ-ходимо защитить животный мир тундры, не до-пускать его обеднения.

Как же охраняют природу тундры? Движение вездеходов и тракторов во многих местах за-прещено.

Для перемещения по тундре надо использо-вать транспорт на особых шинах (их называют шинами сверхнизкого давления). Они почти не оставляют следов. На нефтепромыслах внедряют новые технологии, безопасные для окружающей среды


Под особую охрану взяты редкие животные, например птицы белый журавль, или стерх (1); малый, или тундровый, лебедь (2); красно- зобая казарка (3); кречет (4). Они внесены в Красную книгу России. Замечено, что в по-следние годы благодаря охране численность малого лебедя начала восстанавливаться.

В тундре созданы заповедники, например Тай-мырский

Природа тундры сурова, но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

2.Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это при-водит? Что нужно сделать, чтобы этого не до-пускать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону тундры. 2. Дай крат-кую характеристику зоны тундры по плану, при-ведённому на с. 71.

Вывод

Тундра — это холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Поэтому здесь богаче растительный и животный мир. К природе тундры люди должны относиться очень бережно!

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе тунд-ру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры

2.В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объ-единены под этим названием? Какие экологи-ческие связи раскрыты в этом рассказе? Объяс-ни их с помощью текста рассказа

3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабо-чей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном

ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

«Что такое тундра?»

Подготовительная группа

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь – октябрь 2014г.

Проблема: В чём особенности климатической зоны «тундра»?

Цель проекта: Систематизация и конкретизация знаний детей о живой и неживой природе, установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей.

Задачи: Способствовать расширению представлений детей об особенностях природных условий тундры

Создавать условия для ориентировочно - исследовательской деятельности

Активизировать познавательный интерес

Воспитывать гуманное отношение ребёнка к природе.

Предполагаемые результаты

  • Будут созданы условия для ознакомления детей с климатической зоной «тундра»: разработаны конспекты занятий и проектно-исследовательской деятельности, подобран наглядный и практический материал, создана мультимедиа-презентация.
  • Активизируется интерес детей к изучению природных особенностей тундровой зоны, возрастет их самостоятельность в решении познавательно-исследовательских задач, повысится уровень экологических представлений, знаний, умений, навыков.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный:

  • подобрать дидактический материал (иллюстрации, картины, фотографии)
  • подобрать художественную литературу для чтения детям,
    - подготовить материал для изобразительной деятельности, ручного труда;
  • информирование родителей:
    - оформить ширму-консультацию «Как сохранить природу Севера»

2 этап. Содержательный

Образовательная

Ответственные

1.Познания

1.Занятия:

«Путешествие по карте»,

«Кольский край осенью»,

«Растения Севера»,

«Дикие животные Кольского полуострова»,

«Что такое тундра?»

2.Беседа «Как зимуют животные Севера»

3.Викторины:

«Что ты знаешь о своём крае?»,

«Знаешь ли ты Север»

4.Рассматривание фотоальбома «Природа северного края»

5.Исследовательская деятельность:

«Какой вкус у ягод»,

«Свойства мёрзлой земли (вечная мерзлота)»

Сентябрь-

Воспитатель,

2.Чтение художественной литературы

В.Богорозов «Олени»

Н.Сладков «В тундре»

В.Степанов «Атлас животного мира»

А.Тихонов «Вокруг света»

Сентябрь-

Воспитатель,

родители,

3.Социализация

1.Дидактические игры:

«Что такое тундра?»,

Тундра цветёт»,

«Тундра - мой дом»

«Мы тебе поможем»,

«Где я живу?»,

«Я живу на Севере»

Сентябрь-

Воспитатель, дети

4. Художественное творчество

1.Рисование «Осень в тундре»

2.Аппликация «Царство диких зверей»

3. Лепка «Заяц»

4. Ручной труд «Оленье стадо»

Сентябрь-

Воспитатель, дети

5.Здоровье

Составление и рассматривание альбома «Лекарственные растения севера

Воспитатель, родители, дети

6.Физическая культура

1. Подвижные игры:

«Волк и зайцы»

«Стой, олень!»,

«Два оленя»

2. Спортивный праздник «Прогулка в тундру»

Сентябрь-

Воспитатель, физкультурный руководитель, дети

1. Посадка деревьев, кустарников и цветов на участке детского сада

Сентябрь

Воспитатель, родители, дети

Разучивание хороводов:

«Берёзка»

«Что такое тундра»

Сентябрь-

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

3 этап. Итоговый

Презентация

- «Что такое тундра?» (итоговое занятие)

Выставка рисунков и поделок детей «На краю земли» (животный и растительный мир тундры)

Мастер–класс по изготовлению макета «Арктика».

Иванова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» г.Иваново
Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, заботливым родителям.
Макет «Арктика» представляет собой коробку с материалами. Все составляющие макета мобильны. Дети по своему желанию наполняют его содержимым. Игра с ним способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайнера.
Назначение: оформление природного центра (образовательная область - познавательное развитие), использование в качестве наглядного и дидактического пособия, для самостоятельных игр.
Цель:
Изготовление макета «Арктика»
Задачи:
- расширять представление детей о различных материках;
- формировать интерес к животному миру и особенностям климатических условий Арктики;
- создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

Арктика (от греч. - «медведица», «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.
Арктика - место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь, песец и волк. Полярный медведь является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. В холодных регионах водятся многие виды птиц и морских обитателей. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. (Из интернета)

Материалы для работы:
Крышка от коробки из-под бумаги для ксерокса, остатки рельефных обоев светло – голубого цвета, цветная бумага, картон, 2 картинки с изображением природы Арктики, 2 файла, ножницы, клей, карандаш простой, линейка, скотч двусторонний, белый поролон, фигурки животных.



Техника безопасности при работе с ножницами:

1) Работайте с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2) Ножницы кладите кольцами к себе, а сомкнутыми лезвиями от себя.
3) Не оставляйте режущие инструменты раскрытыми.
4) Не оставляйте инструменты на краю стола.
5) Следите за движениями лезвий во время резания, берегите пальцы левой руки.
6) Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед;
7) Не играйте режущими инструментами, не подносите к лицу.
8) Работайте ножницами только за столом.

Процесс работы:

1. Отмерить полоски обоев, равной боковым сторонам крышки по ширине, длине, высоте. Вырезать прямоугольник, равный дну коробки.


2. Обклеить боковые стороны коробки, наклеить прямоугольник на дно.


3. Вырезать по трафарету буквы А, Р, К, Т, И. (Трафарет больше формата А4, пришлось сканировать 2 раза, иначе края не входили).



4. Обвести по контуру на синей бумаге, вырезать.


5. Наклеить буквы на коробку там, где будет передняя часть. Можно украсить картинкой или наклейкой по теме.


6. Распечатать картинки или фотографии с пейзажами Арктики. Я предлагаю эти:



7. Уплотнить их картоном, вложить в файл для сохранения внешнего вида. Если есть возможность, можно заламинировать.


8. С двух сторон по длине и ширине наклеить кусочки двустороннего скотча.


9. Приклеить картинки по этим сторонам.


10. Из поролона отрезать два кусочка произвольного размера и формы. «Общипать» их ножницами для рельефности. Это будут льдины и льдинки.


11. Выложить их в коробке в произвольной форме.


12. Поселить животных.




Дети с большим удовольствием играют с подобными макетами, рассматривают животных, рисуют и лепят новых «жителей». А если в ходе игры возникают вопросы, ищем ответы в энциклопедиях.

Интегрированное занятие

« Необычная экспедиция к животным Северного края»

(педагог дополнительного образования по экологии Хайруллина Лилия Ульфатовна)

Задачи:

Образовательные:

Углублять и конкретизировать представления о животном мире края (тундры). Продолжать знакомить с дикими животными , их повадками, способностью приспосабливаться к среде обитания.

Совершенствовать речь детей, развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, посредствам знакомства с окружающим миром.

Продолжать учить детей рассуждать, размышлять, искать и находить решения проблемных вопросов, используя свой жизненный опыт и знания полученные ранее.

Закрепить правила поведения детей при преодолении трудностей.

Развивающие:

Развивать способности поисковой деятельности, умение решать задачи, формировать познавательный интерес к окружающей среде.

Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и эмоционально-положительное отношение к окружающей природе родного края. Умение действовать коллективно, поддерживать интерес к деятельности сверстников.
Методы и приемы:


  • Вступительная беседа, вхождение в тему с использованием приема «Модель 3-х вопросов»

  • Использование проблемных вопросов и ситуаций

  • Преодоление препятствий

  • Использование ТСО (фонограмма «Птицы России» (голоса птиц), фонограмма «Звуки природы», видеопроектор для теневого театра, музыкальный центр)

  • Теневой театр (экран, силуэты животных (лиса, волк, медведь, куропатка, сова, заяц)

  • Дидактическая игра «Узнай, чей след»

  • Дидактическая игра «Узнай животных тундры и помоги им» (использование макета тундры)
    Использование художественного слова (стихотворение поэта Е. Евтушенко «Берегите эти земли»)

  • Физминутки: «Сборы в поход» и «Преодолеваем болото»

  • Продуктивная деятельность (складывание фигурки белого медведя способом оригами)

  • Опытно-экспериментальная деятельность (опыт «Как образуются болота?»

  • Индивидуальная работа и дифференцированный подход

  • Акция «Защитим животных»

  • Итог занятия
Словарная работа:

А) Знакомство со значением слов: экспедиция, лемминг.

Б) Закрепить значение слов: зоолог, тундра, вечная мерзлота , маскирующий цвет, северное сияние.
Предварительная работа:


  • Беседы о животном мире Ямала.

  • Знакомство с климатом и погодными условиями родного края.

  • Занятия по оригами (фигурки животных и птиц)

  • Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе родного края.

  • Изучение материалов детской энциклопедии

  • Рассматривание фотоальбома, картинок о тундре, фрагментов познавательных фильмов о животном мире.

  • Опытно - экспериментальная работа (как окрас животных помогает им маскироваться, эксперимент с водой и льдом и др.)

  • Знакомство со словом «зоолог», «тундра» и значениями выражений «вечная мерзлота», «северное сияние»

  • Подготовка макета «Тундра», плоскостные изображения животных тундры.
Материал и оборудование:

  • Галстуки зеленого цвета (символ зоолога)

  • Костюм Хозяйки Ямала

  • Изображение следов животных (медведь, олень, заяц, куропатка, лиса)

  • Музыкальный центр

  • Прибор динамической заливки света

  • Теневой театр (экран, видеопроектор, силуэты животных: олень, волк, куропатка, лиса, полярная сова, медведь, заяц)

  • Предметные картинки с изображением животных: олень, медведь, волк, куропатка, лиса, песец, полярная сова, заяц, белка, лемминг.
    Макет тундры

  • Модуль «мостик»

  • Обруч малый - «кочки»

  • Материал для проведения опыта: стол, два горшка с почвой (в одном на глубине 2 см от поверхности по диаметру горшка находится стекло), два стакана с водой, влажные салфетки, тканевая салфетка, мешочек для мусора)

  • Фигурки (незаконченные) белого медведя, ножницы, простые карандаши и листы белой бумаги для дополнительной работы – дифференцированный подход

  • Два столика и стульчики для продуктивной работы

  • Пакет для мусора
Музыкальный ряд:

  1. Фонограмма «Птицы России» (голоса птиц)

  2. Фонограмма «Звуки природы»

  3. Звуковое письмо «Письмо из грустной тундры»
Литературный ряд:

Стихотворение поэта Е Евтушенко «Берегите эти земли»
Ход занятия.

Дети входят в центр краеведения , к ним навстречу идет Хозяйка Ямала (звучит фонограмма «Птицы России» (голоса птиц)
Хозяйка Ямала: Ребята, что вы знаете о нашем Северном крае?
(Выслушивает ответы детей, в ответах дети используют знания, полученные ранее на занятиях, из бесед с родителями, наблюдений, просмотров познавательных телевизионных фильмов о родном крае)
Хозяйка Ямала: А откуда вы все это знаете?

Дети: (предполагаемые ответы) Нам в детском саду об этом говорили... мне папа рассказывал... мы читали в книге... я это узнал, когда был в музее и т.д.

Хозяйка Ямала: Чтобы вы еще хотели узнать о нашем прекрасном Севере?

(дети высказывают свои пожелания)

Хозяйка Ямала: Я очень рада, что вы такие любознательные, что вас так много интересует.
(в это время зазвонил сотовый телефон)
Хозяйка Ямала: Алло! Да. Я вас слушаю. Да, да я включу громкость. (детям)

Ребята, это звонок из тундры, от зверей и птиц.
(включается магнитофон с записью «Письмо из грустной тундры»)

- «Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнали, что вы очень любите природу, поэтому решили попросить вас о помощи. Мы радовались жизни, а потом пришли люди и начались наши беды. В тундре строят нефтяные вышки, заводы и фабрики. Стало шумно и грязно. Птицы перестали прилетать сюда. Гулять страшно. Стоит сейчас наша тундра грустная. Ребята, помогите нам наладить жизнь в нашей тундре!»

Хозяйка Ямала: Что же случилось с обитателями тундры? (ответы детей) Как мы сможем им помочь?

(даю возможность детям подумать, потом высказать свои предложения)
Хозяйка Ямала: Я согласна с вами, надо выручить обитателей тундры. Для этого мы отправимся в необычную экспедицию. Ребята, а вы знаете, что означает слово «экспедиция»?
(после рассуждения детей воспитатель дает достоверное определение слову «экспедиция»; «Экспедиция» - это организованный поход с целью изучения вулканов , жизни бабочек, растений. (закрепляет слово «экспедиция» со всеми и с детьми, и индивидуально с теми, которые затрудняются в произношении слова).
Хозяйка Ямала: А вы знаете, как называют людей, которые изучают природу?
(дети отвечают, используя слово «зоологи»)
Хозяйка Ямала: Тогда и мы станем зоологами. Давайте наденем специальную одежду для экспедиции. Сначала обуваем удобную обувь, завязываем шнурки, надеваем куртку, застегиваем молнию, надеваем шапку. А теперь возьмем рюкзаки со снаряжением. Молодцы! Попрыгаем, проверим, ничего ли не мешает и не звенит в рюкзаке? (Дети имитируют все движения) Накидываем на плечи зеленые галстуки – это символ зоологов. Кем мы стали?

Дети: Мы - зоологи.

Хозяйка Ямала: В пути мы можем встретить трудности, поэтому будьте внимательными. А вот и первое препятствие. Перед нами волшебные ворота. Чтобы оказаться в тундре надо пройти через волшебные ворота.

(впереди на полу стоит модуль-мостик, это - «волшебные ворота», дети должны через него пролезть.)

Хозяйка Ямала: Ребята, вот мы и оказались в холодной тундре! А вы знаете, что такое «тундра»?

ети объясняют, используя жизненный опыт)
Дети: Тундра - это суша. Она находится на севере Ямала. Зима в тундре очень долгая и холодная.

Хозяйка Ямала: (дополняет ответы, если необходимо) Например: зимой - полярная ночь , летом – белые ночи. Лето короткое и нежаркое. В тундре вечная мерзлота. А вы знаете, что такое «вечная мерзлота»?
(Дети дают понятие слову «мерзлота», используя знания, полученные ранее, воспитатель уточняет и добавляет некоторую информацию)
Хозяйка Ямала: Правильно, ребята, лето очень короткое. Земля не успевает прогреться и в глубине остается замороженной всегда. Это и называется «вечная мерзлота». Хотите узнать, как влияет вечная мерзлота на окружающий мир тундры?
(опыт «Как образуется вечная мерзлота»)

Материалы:

(На столе две одинаковые емкости (могут быть цветочные горшки) с почвой; в одной из них под почвой (2см) лежит стекло по размеру диаметра горшка, либо плотная фольга; два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды; влажные салфетки по количеству детей; ведерко для мусора; тканевая салфетка)
Хозяйка Ямала: Посмотрите, в одном горшке обычная почва, а в другом мерзлая земля из тундры. Давайте нальем воду в горшки.
(дети наливают воду в горшки, при этом воспитатель обращает внимание, что горшки, стаканы и количество воды в них одинаковые )
- Представьте, пошел дождь. Что произошло?

Дети: В одном горшке вода ушла вглубь, а в другом – осталась на поверхности.

Хозяйка Ямала: Как вы думаете, почему?

Дети: (размышления детей , воспитатель принимает все ответы)

Хозяйка Ямала: (уточняет ) Да, действительно , в горшке, где почва теплая, вода вся просочилась до дна. А так как лето в тундре короткое и земля не успевает прогреться, земля холодная, почти вся вода осталась на поверхности. Вы правильно сказали, что вода не ушла в глубь, потому что земля только на поверхности подтаяла, а в глубине мерзлая, там лед. Давайте проверим и убедимся.

(дети лопаточкой разрывают почву, а там – твердая поверхность - стекло, которое подразумевает лед)
Лед не пропускает воду, она остается на поверхности земли и образует болота. Вот почему в тундре так много болот.

(дети вытирают руки салфеткой, наводят порядок на столе )
А теперь дальше, в путь!

(на полу наклеены следы медведя, зайца, оленя,

лисы и куропатки.)
Хозяйка Ямала: Смотрите, какие - то следы. Давайте, вместе определим, чьи они?
(дети определяют , чьи следы: медвежьи следы, оленьи следы, лисьи, заячьи и т.д., проводится индивидуальная работа)
- А, как вы догадались, что это следы медведя… А, докажите, пожалуйста, что это следы куропатки и т.д.
(по следам животных дети проходят в сенсорную комнату, где работает прибор динамической заливки света.)
Хозяйка Ямала: Ребята, настала северная полярная ночь, посмотрите, какая красота! Что это так сверкает на небе?

(дети высказывают свои предположения.)
Хозяйка Ямала: Да, это северное сияние. Такое явление в природе можно встретить только на Севере. Я предлагаю сделать привал. Снимите свои рюкзаки и располагайтесь на отдых.
(дети садятся на ковер. Звучат голоса обитателей тундры. На фоне подсветки появляются поочередно силуэты животных – теневой театр, при этом звучит фонограмма «Звуки природы»)
Хозяйка Ямала: (При появлении первого силуэта Хозяйка Ямала акцентирует внимание детей) - Ребята, посмотрите, вдали какие-то животные... Кто это? А что вы знаете об этом животном? (ответы детей)

Следы, каких животных мы не увидели на тропе?
(ответы детей: на снегу нет следов полярной совы и волка.)
- Молодцы! Вы очень внимательные. А вот и наступило утро. Отправляемся дальше в путь. Ребята, осторожно, перед нами болото. Вспомните, как правильно переходить болото.

(дети вспоминают правила поведения на болоте: надо идти друг за другом, след в след, а если есть кочки, прыгать с кочки на кочку, стараться не толкать друг друга.)

Хозяйка Ямала: Молодцы. Вставайте друг за другом, перейдем болото.
(дети прыгают с кочки на кочку , преодолевают препятствие)
- Вот мы и перешли болото (дети оказываются в зимнем саду )
(воспитатель подводит детей к макету с изображением зимней тундры, обращает внимание детей на то, что тундра без обитателей. На панно - мусор» разного характера, оставленный людьми:, заброшенная техника, старые нефтяные вышки, бутылки, бумага и т.д.)
Хозяйка Ямала: Ребята, это тундра зимой. Посмотрите, здесь нет ни зверей, ни птиц. Как вы думаете, почему?

(ответы детей: много мусора…)
Хозяйка Ямала: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы животные тундры не прятались?

Дети: Давайте расчистим тундру.
(дети убирают мусор с макета)
Хозяйка Ямала: А теперь давайте поищем животных и поможем им, пусть гуляют по всей тундре, им теперь ничего не угрожает и не мешает.
(дети находят животного и определяют , где он находится, например, заяц за сугробом, куропатка в снегу, песец под корягой и т. д.; проводится индивидуальная работа с детьми , имеющими затруднения в развитии речи )
- А как ты догадался, что за сугробом именно заяц?

Дети: У зайца уши длинные… у медведя лапа короткая, мохнатая и т.д. (дети говорят, как определили, по каким признакам)

Хозяйка Ямала: Обратите внимание, какой окрас у этих животных?

Дети: Окрас белый или много белых пятен.

Хозяйка Ямала: Как вы думаете, почему шерсть животных и оперенье птиц преимущественно светлых тонов?
(ответы детей: белый цвет - маскировочный, доказывают, что так легче спрятаться в снегу.)

Хозяйка Ямала: Правильно, ребята. Для обитателей тундры белый цвет или цвет светлых тонов является маскирующим. То есть им легко прятаться в заснеженной белой тундре.

Ребята, обратите внимание, здесь есть еще один зверек. На кого похож этот зверек?
(дети сравнивают с мышкой и сусликом)
-Этот зверек называется лемминг. Это маленькое животное играет немалую роль в жизни тундры. От того, как много леммингов в тундре зависит жизнь лис, песцов и других хищников. Подробнее с этим животным мы познакомимся на следующем занятии. Вы запомнили, как называется этот маленький зверек?
(закрепляется слово лемминг индивидуально и хором)
- Ребята, а вы помните, в телефонном разговоре животные тундры просили нас о помощи. Мы им помогли?

(ответы детей)

Да, мы должны заботиться о них, и охранять всегда. Я предлагаю провести акцию по защите животных. Для этого мы сделаем эмблему Ямала - фигурку белого медведя , и будем агитировать людей о защите животных. На прошлом занятии мы способом оригами сделали силуэт белого медведя, сегодня мы завершим нашу работу. Кто быстро справится с заданием, может сделать еще одного медведя или медвежонка.
(дети подходят к столу и складывают фигурку белого медведя , воспитатель предусматривает дифференцированный подход; звучит фонограмма «Звуки природы»)
Хозяйка Ямала: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Дети: Мы были в экспедиции.

Хозяйка Ямала: Понравилась ли вам наша экспедиция? Что интересного было в экспедиции? Что вы узнали нового?

(ответы детей)

А с каким зверьком мы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с леммингом.

Хозяйка Ямала: Ну вот, и завершилась наша необыкновенная экспедиция. Нам пора возвращаться. Надевайте свои рюкзаки. Всем, кого мы встретим по пути, подарим эмблему Ямала - белого медведя и призовем к сохранению животного мира тундры и всей нашей планеты. Я призываю и вас, дорогие, ребята, и всех детей и взрослых быть милосердными, отзывчивыми, беречь все, что нас окружает. Вспомните, как об этом говорил в своем стихотворении поэт Евгений Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы –

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(дети отправляются в группу, всем, кто встретится на пути, раздают эмблему белого медведя и призывают их к сохранению исчезающих животных).

Что еще почитать