Минерал определение для младших школьников. Исследовательский проект "минералы". Просмотр содержимого документа «титульный лист»

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы ;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни , история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков , состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен , роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения, жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя , свой состав , и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых , это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило, а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

2.3. Сравнительный анализ минералов и горных пород.



КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

МЕЛ

ГЛИНА

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

ГРАНИТ

По цвету

черный

белый

Коричневая,серая, голубая, черная

Белая с блеском

Разноцветный – красный, серый

По внешнему виду, свойствам

Однородный, твердый

Однородный, мягкий,рыхлый, хорошо пишет на доске

В воде становится мягкой, высыхает становится твердой

Образует кристаллы, легко разрушается, и растворятся в воде

Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий

Где использ

В изготовлении пластмассовых игрушек , лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

В школе, в строительстве

В медицине, косметологии, изготовлении посуды, в строительстве

В повседневной жизни для готовки пищи

В строительстве

2.2. Выявление свойств камней.

Рассматривание камней. Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Рассматривание камней разного размера.

Вывод:

1. Поверхность у камней одинаковая или разная? Нахождение самого гладкого камня и самого шершавого на ощупь.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

2.Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспользуемся лупами.

Вывод

Держа камни в ладошках определяем самый тяжелый и самый легкий камень.


Вывод:

Опыт № 5: Определение температуры.

Камни холодные.

Вывод:

Опыт № 6. Плотность.

Берем в одну руку камень , в другую - губку и сильно сжимаем. Губка сжимается, а камень - нет.

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Плавучесть.

Берем банку с водой и осторожно кладем один камень в воду. Наблюдаем.

Вывод:

Заключение.

Проведя свое исследование, я установила, что:

Известно около 3500 видов минералов;

Процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;

На основе полученных мной данных можно сделать вывод , что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Список использованной литературы:


  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.

  2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.

  3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

  5. Планета Земля. Энциклопедия. – М.: Издательский дом «РОСМЭН», 1997.

  6. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

  7. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.

  8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

  9. Сеть Интернет.

Цель и задачи.

Методика проведения исследования.

Актуальность исследования.


  1. Основная часть.
1.1.Что такое камень?

1.2.История возникновения камня.

1.3.Разновидность камней.

1.4.Камни вокруг нас.

2. Практическая часть.

2.1.Начало коллекции.

2.2.Выявление свойств камней.

2.3. Сравнительный анализ минералов и горных пород.

Заключение.

Список использованной литературы.

Где можно

увидеть

камни

Камни в аквариуме



Камни на земле



Камни на речке, у моря


Как человек использует камни

Доклад для защиты работы

Тема моей исследовательской работы – «Путешествие в мир камней». Я выбрала эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Какими свойствами они обладают? А бывают ли съедобные камни?

Я предполагала, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи моей работы :


  • изучить литературу о камнях;

  • выяснить, как образовались камни на Земле;

  • сколько существует различных камней;

  • установить, где можно найти камни для коллекции;

  • провести опыты с камнями для выявления свойств камней.

Использовались следующие методы исследования:

1. изучение литературы,

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Иванова Полина

Руководитель проекта:

Подмогаева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ Школа № 145

В представленном исследовательском проекте по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" изучаются причины заболевания гриппом и простудой, а также что может повлиять на улучшение иммунитета и помочь скорейшему выздоровлению без прибегания к фармацевтике.

В процессе исследовательской работы по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" ученицей 2 класса была поставлена цель изучить, что является основной причиной заболевания школьников гриппом и ОРВИ.


В исследовательской работе по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" автор описывает теорию о причинах, протекании и последствиях простуды и гриппа, а также проводит опрос среди учеников школы, чтобы выяснить период в году, когда происходит рост распространения инфекции.

В предложенном проекте по окружающему миру (начальная школа) "Тайны минералов" автором предложено описание полезных для человеческого организма минералов, способствующих повышению уровня иммунитета.

Введение
1. Причины гриппа и ОРВИ.
2. Мои статистические исследования о гриппе.
3. Целебные тайны минералов.
Заключение

Введение

Всем хорошо известно, что с наступлением холодов люди начинают заболевать простудными заболеваниями такими, как грипп, бронхит, ларингит и т.д. Если раньше люди просто болели простудными заболеваниями, то теперь болезни приняли устрашающий вид, много людей получают осложнения, есть случаи и смертельного исхода.

У кого какой иммунитет тот так и переносит эти заболевания, начиная принимать всевозможные таблетки, биодобавки, витамины, антибиотики. Меня заинтересовал вопрос, как избежать заболевания гриппом, с помощью чего и возможно ли это.

Актуальность темы: Узнать, насколько серьезны простудные заболевания, как с этими проблемами справляются в современном мире, как самой не заболеть ими и что поможет победить болезнь.

Цели и задачи исследования: изучить особенности сопротивления гриппу, провести статистическое исследование в своем классе по заболеваемости простудными заболеваниями.

1. Причины гриппа и ОРВИ

Изучив литературу, просмотрев некоторые выпуски эфиров телепрограммы «Здоровье » я выяснила, что болезнь вызывается определенными вирусами. Оказывается, они находятся в нашем горле постоянно, но атакуют когда падает сопротивляемость нашего организма.

В повседневной жизни происходит обмен микробами между людьми. При одном рукопожатии передается 32 миллиона микробов! Поцелуй приводит к аналогичным результатам. Происходит взаимообмен полезных и вредных микробов, и если иммунитет слабый, то человек заболевает.

Простудные заболевания, легко передаются от человека к человеку, называются заразными. Они могут вызывать эпидемии, когда в определенной местности заболевает сразу много людей. Некоторые инфекционные заболевания, например свиной грипп, куриный грипп, передаются животными-переносчиками инфекции.

Человек заболевает не тогда, когда на него подул холодный ветер, а задолго до этого. Если неэффективно работают системы выделения, то в организме накапливаются шлаки и ослабляют его. Организму человека постоянно угрожают болезнетворные бактерии и вирусы. Достаточно надежную защиту от них обеспечивает иммунная система.

Иммунная система обычно обнаруживает вирус и уничтожает их. Справиться с тяжелыми инфекциями помогают антибиотики.

Одним из важных способов борьбы с инфекциями является вакцинация. Благодаря вакцинации иммунная система приобретает способность быстро реагировать на определенный особо опасный вирус. Человеку вводят вакцину, содержащую этот вирус в очень ослабленной форме. Иммунная система вырабатывает к нему антитела. Если позже в организм проникнет такой же, но дееспособный вирус, то иммунная система ответит на него немедленно. Вакцинация заметно снизила уровень инфекционных заболеваний во всем мире. В 1975 г. была, например, полностью ликвидирована оспа.

Но самое интересное, борьба с простудными заболеваниями состоит не в том, чтобы полностью оградить себя от воздействия внешних факторов и контактов с микроорганизмами, а в том, чтобы быть сильнее их. И какой-то один путь оздоровления в обычных условиях не в состоянии уберечь от заболевания. Необходимо разнонаправленное воздействие на организм.

Для повышения устойчивости организма к инфекционным вирусам необходимо достаточное поступление жизненно необходимых витаминов и минералов. Но, к сожалению, современное питание, особенно при заболеваниях, а также в условиях повышенных умственных и физических нагрузок не может обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами.

В период инфекции желательны органические продукты, особенно яйца и куры. Пищевые добавки - витамины, минералы - необходимые каждый день даже абсолютно здоровым людям, жизненно необходимы для больных и выздоравливающих. В этой ситуации большое значение приобретают биологически активные добавки к пище (БАД), содержащие не только витамины, а и минералы.

2. Мои статистические исследования о гриппе

В нашем классе 25 человек и все они разные, некоторые ребята очень часто болеют. И с наступлением холодных периодов учащаются простудные заболевания. Я провела анализ листов здоровья ребят, и разделила их на три группы.

В первую группу входило восемь ребят, те, кто плохо питался, или вообще не ел в школе, не принимал в течение дня фруктов, витамины. Эти ребята заболели быстрее всех.

Вторая группа состояла из шести человек, мои одноклассники ходили с небольшим насморком, но они так же были активны.

А третья группа состояла из одиннадцати ребят не испытывала дискомфорта в здоровье.

Когда обострилась эпидемия гриппа, в нашем классе до карантина посещение состояло из одиннадцати человек. У ребят был насморк разной степени, остальные были на амбулаторном лечении.

Таким образом, я выяснила , первыми заболели, одноклассники со слабым иммунитетом (имея хронические заболевания). Вторыми заболели, ребята у кого иммунитет не справился, с приобретенным вирусом, а только развился. В третьей же группе начал развиваться насморк, но организм активно боролся.

Я составила диаграмму, чтобы было наглядно видно, как протекал грипп в нашем классе <Рисунок 1>.

3. Целебные тайны минералов


Не стоит без особых показаний прибегать к антибиотикам. Это будет не только неэффективно, но и вредно. Опыт народной медицины рекомендует применять при простуде горячее питье, растирание кожи, наружное применение горчицы, горячие ножные ванны. Но для более быстрого выздоровления и предотвращения осложнений рекомендуется сочетать с витаминно-минеральными и растительными комплексами, а также использовать биологически активные добавки с травами, обладающими, отхаркивающими, противомикробными, противовирусными и способствующими снижению воспалительного процесса свойствами.

Активные биологические добавки не только выполняют функции естественной защиты, но и стимулируют пищеварение.

Теперь я расскажу о витаминах и минералах и где они содержатся.

Витамины - это вещества, необходимые для поддерживания жизни. Ученым понадобилось 100 лет, чтобы открыть что свежие продукты содержат витамины (Приложение 1) . Поскольку ученные в то время не знали точную химическую природу витаминов, они не давали им мена, просто называли по алфавиту: А, В, С, Д.

Витамин - А всегда связан с жиром в животном организме. Он образуется в растениях и переходит к животным, питающимся этими растениями. Этот витамин помогает предупреждать инфекцию.

Витамин - В , или «В-комплекс », регулирует обмен веществ в организме, его отсутствие вызывает болезнь «авитаминоз ». Содержится в рисе, овощах, фасоли и т.д.

Другой важный витамин - С , повышает устойчивость организма к инфекциям, снижает воспалительные реакции, содержится в шиповнике, смородине, и т.д.

Больше минералов - меньше болезней в нашем здоровье. Минеральные вещества предотвращают и исцеляют многие заболевания! Большинство витаминов и минералов имеют сложную систему взаимодействий, большое количество одного из них способно вызвать нехватку другого. Именно по этой причине лучше всего принимать минералы не по отдельности, а в виде комплексных витаминных и минеральных добавок и различных продуктах. Нужно также помнить и о том, что любой минерал может стать токсичным, если принимать его слишком долго в слишком больших дозах.

Кальций участвует в формировании костной ткани, свертывании крови. Если классическими источниками кальция считаются молоко и сыры.

Фосфор вместе с кальцием, участвует в формировании костей и зубов, а также участвует в процессах энергетического обмена. Много фосфора и в рисовой крупе, в пшеничном хлебе с цельными зернами, в изюме, кураге. Фосфор в небольших количествах содержится во всех частях зеленых овощей, поэтому листового салата, щавелевый суп крайне полезны при недостатке фосфора.

Калий составляет основу деятельности нервных клеток, мышц, выделительной функции. При недостатке калия появляется раздражительность, невозможность сосредоточиться, нарушения сердечной деятельности. Калием богаты практически все растительные источники, но настоящие чемпионы - это картофель, томаты, капуста брокколи, абрикосы.

Магний это элемент - необходим для образования энергии в каждой клеточке нашего организма. В растениях магний входит в состав зеленого пигмента - при недостатке магния эффективны блюда с петрушкой, крапивой, листами одуванчика, салатом, цельными зернами пшеницы.

Железо увеличивает уровень гемоглобина (влияет на образование красных кровяных телец и поступление кислорода в ткани). Железо способствует гармоничной работе иммунной системы. Содержится в овощах, молоке и молочных продуктах, мясе, яйцах.

Заключение

Таким образом, изучив литературу, поставленную задачу я выяснила. Можно очень много перечислять разновидности витамин и минералов, но нельзя не признать, что каждый из них полезен по-своему. Так же я узнала, много полезного о своем здоровье и как защитить себя от гриппа.

Грипп мутирует с каждым годом и лекарство от него делать все сложнее. Но я все-таки думаю, что люди в дальнейшем найдут способ, как изобрести хорошую и качественную вакцину. А пока что бы меньше болеть простудой мы должны соблюдать правила гигиены, принимать витамины необходимые организму минералы.

Наименование проекта
Минералы РФ
Авторы проекта
Учебные предметы
Типы проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Актуальность темы
Гура Павел
Поздняков Александр
Таратынцев Роман
География, геология
Монопредметный, групповой,
среднесрочный, исследовательский
Получить общее представление о
минералах, узнать их наиболее
важные свойства, познакомиться с
коллекцией минералов.
Изучить особенности минералов;
создать коллекцию минералов;
Пополнение знаний об окружающих
нас минералах
Продукт проекта
Презентация, кристалл из соли.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронежский учебно­воспитательный комплекс им. А.П.Киселева»
Предмет проектная деятельность
Проект на тему:
Минералы Российской Федерации
Выполнили: ученики 6 «Б» класса
Гура Павел
Поздняков Александр
Таратынцев Роман

Воронеж 2014г.
Цель: получить общее представление о минералах, узнать их наиболее
важные свойства, познакомиться с коллекцией минералов.
Содержание проекта:
Введение
1. Что такое минералы. Их происхождение.
2. Типы минералов.
3. Форма минералов.
4. Свойства минералов.
5. Презентация
6. Выводы
Литература

Введение
З
емная кора состоит в основном из минералов ­ от редких и чрезвычайно ценных
алмазов до различных руд.
Минералы – это однородные по составу и строению части горных пород и
руд. Они представляют собой природные химические соединения, возникшие в
результате различных геологических процессов.
Минералов в природе великое множество. Для изучения и поиска их
объединяют в однородные группы по химическому составу и физическим
свойствам.
Большинство минералов встречается в земной коре в твердом состоянии.
Однако есть жидкие (самородная ртуть) и даже газообразные минералы (углекислый
газ, сероводород).
Поразительно разнообразны внешние признаки, по которым минералы
отличаются друг от друга. Одни из них прозрачны, другие мутны, полупрозрачны
или совершенно не пропускают свет.
Важной особенностью многих минералов является их окраска. Так, малахит
ярко­зеленый, а по металлически­золотистому цвету легко узнаются кубические
кристаллики пирита.
Очень важный внешний признак минералов - их форма. Чаще она
кристаллическая, но для одних это форма куба (пирит), для других -
шестигранной призмы (берилл), для третьих - многогранника (гранат) и т. д.
Одни минералы тверды настолько, что легко оставляют царапины на стекле
(кварц, полевые шпаты, гранат). Другие сами царапаются обломками стекла или
острием ножа (кальцит). Третьи мягки, и на них можно прочертить след ногтем
(графит).
Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности.
В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом, в сложных
научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды,
при просмотре салютов и игре на компьютере.
И знания о том, что минералы собой представляют, как оказались там, где мы
их нашли и умение отличить их друг от друга необходимы людям для поиска и
освоения новых месторождений. Территория России славится своими
минеральными богатствами, здесь можно найти почти все виды минералов.

В Минерал определяют как природное твёрдое тело с определённым
се земные породы состоят из минералов. И почти всё, что нас окружает
состоит из минералов и их агрегатов.
химическим составом и характерной внутрикристаллической структурой.
Каждый минерал образовался в результате синтеза, произошедшего в
соответствии со строгими законами физики и химии.
Каждая порода и минерал в руках геолога и минералога являются
ключом к познанию истории Земли, т.к. их свойства зависят от того, где и как
они сформировались.
Подавляющее большинство минералов, слагающих земную кору
представляют собой соединения химических элементов и только немногие
состоят из одного элемента. Во множестве минералов отдельные элементы
сочетаются в виде сложных комплексов.
Сейчас в природе известно более 4000 минералов и открытие новых
продолжается. Но лишь малая их часть, а это 40­50 видов сравнительно
обычна, это кварц, полевые шпаты, слюды, оливин, пироксены, амфиболы. Эти
минералы составляют основную часть многих горных пород в следствии чего
они называются породообразующими.
2. Основой классификации минералов является их химический состав, а
также симметрия их кристаллической решётки. В настоящее время все
минералы подразделяют на девять классов это:
1) Самородные элементы ­ в эту группу входят около 20 минералов.
Основные самородные металлы – это золото, серебро, медь, платина.
2) Сульфиды ­ состоят из серы в соединении с металлом или с
металловидным веществом. К ним относятся такие металлические руды, как
галенит, халькопирит, киноварь.
3) Галогениды­ минералы, образующиеся в результате соединения
металлов с галоидными элементами, такими как хлор, бром, фтор, иод.
Представители этой группы – галит (поваренная соль), флюорит.
4) Оксиды и гидрооксиды – это соединения металлов с кислородом.
Они являются наиболее разнообразной по физическим характеристикам
группой. Здесь и тусклые земли (боксит) и ювелирные камни (сапфиры,
рубины).
5) Карбонаты­ минералы, образующиеся при соединении металлов с
карбонатной группой (углерод и кислород). Самым распространённым
представителем этого класса является кальцит.
6) Сульфаты ­ минералы, образующиеся в результате соединения
металлов с сульфатной группой (сера и кислород). Широко распространены
гипс, ангидрит, барит.

7) Фосфаты ­ образуются при соединении металлов с фосфатной
группой (фосфор и кислород). В основном фосфаты являются вторичными
минералами, часто имеющие яркий,цвет (бирюза).
8) Силикаты ­ металлы соединённые с силикатной группой (кремний и
кислород), это самые рапространённые минералы в природе (поти треть всех
минералов – силикаты). Представители этого класса – кварц, полевые шпаты.
9) Органические соединения ­ в эту группу входят твёрдые тела,
встречающиеся в природе и возникшие благодаря жизни и деятельности
живых организмов. Из­за этого их не всегда относят к минералам.
Представлена группа такими минералами, как янтарь, гагат, жемчуг,
вевеллит.
Различают минералы первичные (выделившиеся непосредственно из
магмы при её застывании) и вторичные (появившиеся в результате
видоизменений уже сформировавшихся минералов, например окисления или
восстановления при низких температурах и давлении вблизи земной
поверхности).
Первичные минералы по способу и условиям формирования разделяют
на группы:
­ магматические – минералы, кристаллизовавшиеся непосредственно из
расплава, застывшего на большой глубине, или из лавы, излившейся на
поверхность земли.
­ осадочные – минералы этой группы делятся на две категории:
минералы, кристаллизующиеся непосредственно из воды, в которой они
находятся в растворённом виде, и минералы, образовавшиеся в результате
эрозии других ранее существовавших горных пород, перенесённых речными
потоками и осаждённых по течению рек, в озёрах и морях.
­ метаморфические – минералы, подверженные преобразованию в
твёрдом состоянии при воздействии различных значениях температур и
давления.
Вторичные минералы делятся на группы:
­ минералы зоны окисления образуются в результате окисления
(выветривания) первичных минералов руд и горных пород.
­ минералы зоны цементации образуются в результате восстановления
первичных минералов. Например, образование самородной меди и
самородного серебра.
3.
Минералы имеют определённую форму,
обусловленную
объективными законами. Основная часть минералов образует кристаллы, в
которых различают плоскости граней, вершины и углы. Внешний облик
кристаллов зависит от их атомной структуры: они состоят из атомов,
расположенных в определённом порядке.

Однако не все минералы обладают совершенной геометрической
формой; расположение атомов и расстояние между ними у них не
соответствует никакой структуре. В этом случае мы имеем дело с аморфными
минералами.
Структура кристалла определяется составляющими его ионами,
атомами и молекулами, которые расположены в геометрическом порядке,
образуя кристаллическую решётку.
Существует большое количество типов решётки, определяющимися
расположением основных компонентов. Наиболее простой тип, который
характерен для многих минералов
галита
– решётка

Другие решётки имеют более сложное строение.
Расположение атомов в кристаллической решётке минерала определяет
внешний облик его кристаллов.
В природе кристаллы, как правило, не имеют идеальной формы. Это
связано с условиями роста, на который влияет химический состав среды
кристаллизации, а также температура, давление, скорость кристаллизации и т.
д.
4. Каждый минерал имеет набор характеристик, который отличает его
от других минералов и помогает в его диагностике.
Важное значение при определении минералов имеют:
­ их физические характеристики, такие как, плотность;
­ механические свойства: твёрдость, спайность, поверхность скола,
прочность;
­ оптические свойства;
­ теплопроводность;
­ магнетизм;
­ химические свойства.
6. Выводы
В природе существует так много минералов, что пришлось выработать
целую систему их определения, основанную на физических и химических
свойствах.
По запасам минерального сырья Россия занимает первое место в мире и

Описание исследования (опыта).
Для этого опыта нам потребуется:
А) Стеклянная банка (лучше всего – 0,5 л.).
Б) Нитка мулине и какой­нибудь небольшой грузик.
В) Соль 0,25 кг.
Сначала налейте в банку тёплой воды из ­ под крана. Когда воды
налилось достаточно, то начинайте главное действо. В воду надо добавить
соли. Это очень монотонная работа: добавляйте и размешивайте соль до того
момента, как она перестанет растворяться. После этого досыпьте ещё одну
ложку соли.
Тем временем к нитке мулине привяжите свой заготовленный груз. Эту
конструкцию в свою очередь подвязать к карандашу или ручке. Всё это надо
положить на банку таким образом, чтобы груз не лежал на дне.
Поставить банку с солью на солнечное место, чтобы медленнее остывал.
Чтобы увидеть результат, подождите две – три недели.

Примечание – для опыта мы выбрал соль, но вы можете выбрать сахар,
так –как сахар даёт более быстрый результат. Однако стоить помнить ­
кристалл из сахара будет прозрачный и не всякий груз будет выглядеть
красиво.

МОУ «Катайская средняя образовательная школа № 1»

Исследовательская работа

Окружающий мир Минералы

Ученик 4 «б» класса

Панов Максим

Учитель:

Галунчикова Елена

Николаевна

г. Катайск 2010 г

1. Введение

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

2.2. Происхождение минералов

2.2. Минералы вокруг нас

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

3.2. Минералы Урала

4. Заключение

5. Список использованной литературы

1. Введение

Тема моей исследовательской работы – «Минералы».

Я выбрал эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я был маленький, я набирал их полные карманы и носил домой. Я складывал их в коробочки, подолгу рассматривал, играл с ними. В песке, у реки или на дороге, я все время искал красивые и необычные камни. Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думал, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Цель моего исследования – узнать ответы на возникшие вопросы.

Задачи работы:

· изучить литературу о минералах;

· выяснить, как образовались минералы на Земле;

· сколько существует различных минералов;

· установить, где можно найти минералы для коллекции.

Методы исследования :

Опрос других людей,

Изучение литературы,

Обращение к компьютеру,

Посещение музеев,

Наблюдение,

Исследование образцов из коллекции.

2. Минералы

2.1. Многообразие минералов

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые «поделочные» и драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы.

По определению, минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп. Сам термин "минерал", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".

Сегодня известно около 3500 видов минералов, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.

Гранат Сапфир

2.2. Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами. Например, гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. На нашей планете насчитывается несколько тысяч горных пород. По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы . Это - гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы (при извержениях вулканов) и также застывают.

Гранит Базальт

Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы . Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.

Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы - метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор.

Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение - камни. Этот процесс скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.

2.3. Минералы вокруг нас

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Без остальных минералов жить кое-как можно; хотя что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов - драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей. Один из самых распространенных минералов - кварц. Именно из него в основном состоит песок на пляже и в карьере.

3. Интересное о минералах

3.1. Начало коллекции

Когда я был маленький, у меня появился первый минерал - агат. Это было так: мы с дедушкой ездили в село Боровое. Знакомый моего дедушки подарил мне агат. Он сказал мне: «Этот камень называется агат. Я подарю тебе его, он защищает от болезней». Этот камень всегда лежит у меня на столе. Он мне очень нравится. Он имеет неповторимый красивый рисунок и цвет. С одной стороны он отшлифован.


Мой агат

Минерал агат - красивый поделочный камень, он считается полудрагоценным. Агат бывает голубовато-серым, темно-серым, белым и коричневым. Месторождение агатов есть в Катайском районе. Агат находят у реки Синара около села Зырянское. Здесь находится Зырянский карьер. Летом я был там и наблюдал за работой техники в карьере. Мой папа рассказал мне, что здесь добывают минерал – гранит. Его дробят и получают щебень, который используют при строительстве дорог. Летом я хочу поехать к реке Синара, и возможно, найти минералы для своей коллекции.


Зырянский карьер

Я собираю камни для коллекции у реки, озера, в горах, в лесу и просто на дороге. Сейчас издательством «Де Агостини» выпускается журнал «Минералы- сокровища Земли». Он интересен тем, что с каждым номером журнала я получаю образец какого-либо минерала для коллекции.

Ещё мне нравится минерал Арагонит. Он мне интересен формой.

Арагонит из моей коллекции

После кальцита арагонит – самый известный карбонат кальция. Он образуется при низких температурах, например, в пещерах. Визитная карточка арагонита- шестигранные призматические тройники, то есть срастаются три кристалла. Встречается арагонит в Испании, Марокко, а также в России на Урале.

3.2. Минералы Урала

Я узнал из сети Интернета, что Урал - район с которого началась минералогическая слава России. Сегодня в этом район находят множество интересных минералов для коллекций. На Урале находят практически все известные минералы, золото, платина, топаз, гематит, изумруд, пирит, хризолит и другие. Пожалуй, ни одна страна, ни один уголок нашей планеты не может сравниться с нашим седым Уралом по богатству и разнообразию минеральных ресурсов.

Особенно много различных минералов встречается в Ильменских горах, на территории Челябинской области, недалеко от города Чебаркуль. Там находится знаменитый Ильменский заповедник. Я побывал в этом заповеднике. В музее представлены образцы горных пород и минералов Ильменских гор. Там, представлены 764 минеральных вида и их разновидностей. Также я был на выставке минералов в Краеведческом музее города Челябинска. Мне очень понравилось на этих выставках. Там я увидел множество камней, различных минералов, очень красивых и разнообразных. Я узнал, что некоторые камни, найденные мной, являются минералами, например, горный хрусталь.
Горный хрусталь встречается на Урале почти повсеместно. Цветные разновидности горного хрусталя имеют свои названия. Горный хрусталь, кристаллический кварц, относится к наиболее распространенным минералам на земле.

Доклад на тему МИНЕРАЛЫ

Я бы хотел рассказать Вам про минералы. В течение многих тысячелетий они волнуют умы человечества. Благодаря изучению образования минералов ученые узнают о процессах, происходящих в земной коре. Постоянное изучение свойств раскрывает все более широкий спектр применения данных пород. Это прекраснейшие сокровища Земли, которые играют огромную роль во многих областях науки и техники.

Целью моего доклада является общее представление о расположении, строении и применении различных минералов, изучение их разновидностей.

Золото, один из самых дорогих минералов, добывают в виде песка, пластин и самородков. Часто золотодобывающие шахты уходят на много километров под землю.

А знаете ли Вы, что...

Одной из крупнейших жемчужин следует считать «Жемчужину Аллаха », добытую в 1934 году в Южно-Китайском море. Она напоминала по форме голову человека в чалме, имея в длину 24 см, а вес - более 6 кг.

Алмаз – это разновидность чистого угля и по химическому составу не отличается от мягкого минерала графита, знакомого нам по карандашам.

Самые богатые месторождения алмазов

Самый крупный алмаз « Куллинан» . Куллинан » был распилен на 105 бриллиантов. В настоящее время Малая Звезда Африки является украшением британской короны. Большая Звезда Африки украшает королевский скипетр.

Знаменитый бриллиант «Голубое сердце» был найден в южноафриканской шахте Премьер. Этот бриллиант был огранен в Париже в 1909 году. С тех пор его многократно перепродавали. В данный момент Голубое сердце находится в США в бриллиантовой коллекции одного из музеев.

Самые хорошие красные кораллы

белые кораллы Белые кораллы

Аметист - это кварц всех оттенков фиолетового – от светлого до почти черного. Цвет аметиста нежного розово-фиолетового оттенка в ювелирном деле имеет название «Французская роза». Под длительным действием солнечного света темный аметист бледнеет.

Кварц наиболее часто встречается в недрах земли. Этот камень занимает важнейшее место в жизни нашей планеты. Именно с этим минералом ученые связывают развитие жизни на Земле.

Итак, можно сделать вывод, что минералы - это природные химические соединения или отдельные химические элементы, представляющие собой обособления с кристаллической структурой.

Среди свойств минералов можно выделить основные:

    Механические (твёрдость, спайность)

    Оптические (цвет, прозрачность, блеск)

    Физические (форма, структура кристаллов)

    Химические.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


«Минералы»

Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Тема работы - «Минералы».

Бабушкин Андрей

г. Тольятти, школа № 58, 3 «Б» класс.

Научный руководитель – классный руководитель Гамзова Н.П.

Актуальность темы.

В течение многих тысячелетий минералы волнуют умы человечества. Благодаря изучению образования минералов ученые узнают о процессах, происходящих в земной коре. Постоянное изучение свойств раскрывает все более широкий спектр применения данных пород. Это прекраснейшие сокровища Земли, которые играют огромную роль во многих областях науки и техники.

Целью моего доклада является общее представление о расположении, строении и применении различных минералов, изучение их разновидностей.

Для составления доклада я использовал не только книги, брошюры, журналы, но и интернет-сайты, из которых узнал много нового про свойства и разные особенности данной группы богатств Земли.

Введение.

Земная кора состоит в основном из веществ, называемых минералами - от редких и чрезвычайно ценных алмазов до различных руд, из которых получают металлы для наших повседневных нужд.

Минералы сыграли важнейшую роль в развитии человека и создании цивилизации. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек освоил способ получения меди из руды, а с изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый.

С начала железного века 3300 лет назад, человек осваивал все больше и больше способов использования полезных ископаемых добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли. Знания о том, что они собой представляют, как оказались там, где мы их нашли и умение отличить их друг от друга необходимы при поиске новых залежей.

1. При застывании магмы образуются магматические породы, а также минералы. Кристаллические минералы, например, кварц, полевой шпат и пириты, встречаются в пустотах породы. 2. Аллювиальные отложения рек привлекают геологов потому, что в этих местах скапливаются драгоценные камни и металлы из-за выветривания и эрозии различных пород. 3. Известняк, измененный под воздействием температуры и магматических газов, является источником руд некоторых металлов, например, меди. 4. Там, где глинистый сланец подвергся воздействию высоких температур, появляется гранат. 5. В гидротермических жилах добывают золото и серебро. 6. Отложения песка, гравия и галечника эродировали из известняка и песчаника. 7. Метаморфическая порода, подвергшаяся огромному давлению и претерпевшая большие изменения, таит в себе бирюзу, а иногда и изумруды. 8. Осадочные напластования часто содержат доломит.

Ученые насчитывают около 3000 видов минералов, но только 100 из них достаточно широко распространены. Минералы относятся к неорганическому (неживому) миру. Чаще всего они являются твердыми веществами. Исключение составляет ртуть.

Золото, один из самых дорогих минералов, добывают в виде песка, пластин и самородков. Часто золотодобывающие шахты уходят на много километров под землю. Золоту часто сопутствует уран.

Органические и неорганические вещества

Многие называют минералами все, что добывают из земли. Они относят к этому разряду также ископаемое топливо, например, уголь. Однако, минералоги - люди, которые профессионально изучают минералы - считают, что уголь, нефть и природный газ - органические субстанции, поскольку образовались из остатков когда-то живых растений и животных, а потому минералами не являются.

У минералов определенный химический состав. Они всегда однородны, другими словами, все части минерала одинаковы. Этим они отличаются oт горных пород, состоящих из нескольких минералов.

Минералы состоят из химических элементов, т. е. веществ, которые уже нельзя разложить на другие вещества химическим путем. Из 107 известных науке элементов 90 встречаются в естественном виде в земной коре. Некоторые, их называют самородными элементами, пребывают в земной коре в чистом или почти чистом виде. Существует 22 самородных элемента, среди них - золото, серебро и алмазы (одна из форм углерода).

Земная кора

Два элемента, кислород и кремний, составляют 74 % массы земной коры. Другие шесть элементов (алюминий, железо, кальций, натрий, калий и магний) - еще 24,27 %. Все вместе они формируют почти 99 % земной коры.

Самые распространенные минералы - это силикаты, химическое соединение кислорода и кремния, часто с примесью одного или более из остальных шести элементов. Чаще всего встречаются такие силикаты, как кварц, слюда и полевые шпаты. Все три в разных пропорциях являются основными компонентами разных типов гранита. Кварц, эродированный из гранита, часто накапливается на побережье и образует песчаные пляжи.

Определение минералов

Часто встречающиеся минералы, такие как полевые шпаты, кварц и слюда, называются породообразующими. Это отличает их от минералов, которые находят только в небольших количествах. Кальцит - еще один породообразующий минерал. Он формирует известняковые породы.

В природе существует так много минералов, что минералогам пришлось выработать целую систему их определения, основанную на физических и химических свойствах. Иногда распознать минерал помогают очень простые свойства, например, цвет или твердость, а порой для этого требуются сложные тесты в лабораторных условиях с применением реагентов.

Некоторые минералы, такие как лазурит (синий) и малахит (зеленый), можно распознать по цвету. Но цвет часто обманчив, потому что у многих минералов он довольно широко варьируется. Различия в цвете зависят от примесей, температуры, освещения, радиации и эрозии.

Черта минерала и твердость

Если поскрести минерал, у нас получится порошок, называемый чертой минерала. Черта является важной характерной особенностью; она иногда отличается от цвета минерала в образце и обычно постоянна для одного и того же минерала.

Система кристаллической симметрии (сингония)

Оси симметрии кристаллов,

Специфические для каждой системы примеры кристаллизации минералов в каждой системе

Пирит относится к Кубической сингонии. У него 12 или 6 граней. Еще один пример этой системы - алмаз.

Вульфенит относится к тетрагональной сингонии у него красивые желто-оранжевые кристаллы. Минерал находят в местах отложении свинца. Блеск варьируется

Топаз относится к ромбическим кристаллам. Этот красивый драгоценный камень, обычно желтого цвета, иногда может быть бесцветным небесно голубым и даже розовым, если подвергся воздействию высокой температуры.

Ортоклаз - это моносимметричный кристалл. Он бывает белым розовым, желтым или коричневым. Важный компонент магматической породы.

Бирюза - хороший пример триклинной сингонии, хотя правильные кристаллы образует редко. Обычно ее находят в виде аморфного минерала.

Из берилла получится изумруд, если он окрашен примесью хрома. Виды кварца, рубин и сапфир могут кристаллизоваться как гексагональные минералы.

Высокотемпературный кварц (слева) относится к тригональным кристаллам типа драгоценных камней. Встречается как в тригональной, так и в гексагональной сингониях Доломит тоже может иметь любую из этих сингонии.

Еще минералы различаются по твердости, оцениваемой по шкале Мооса (по имени австрийского минералога) от 1 до 10. Мягкий минерал тальк на ней соответствует 1, а алмаз, самый твердый из природных материалов, - 10.

Удельный вес

Удельный вес, или плотность, - это соотношение между весом вещества и одинакового количества воды. Это довольно важная для определения величина. Если мы примем удельный вес воды за 1, то у большинства минералов он варьируется от 2,2 до 3,2. У некоторых минералов (таких немного) очень высокий или очень низкий удельный вес. Например, у графита он равен 1,9, а у золота от 15 до 20, в зависимости от чистоты.

Еще одним показателем для определения минералов является кливаж, т. е. то, как минерал распадается на части при ударе. Можно получить информацию о минерале и поднеся его к свету. Прозрачные минералы так легко пропускают свет, что сквозь них все видно Полупрозрачные тоже пропускают свет, но сквозь них уже ничего не видно Непрозрачные минералы вовсе не пропускают свеч, а, наоборот, поглощают его или отражают. Эти свойства также используются в процессе определения. Часто у минералов бывает металлический или радужный блеск. Например, у галена (свинцовая руда) - металлический блеск, он блестит почти как металл, а у большинства силикатов - стекловидный, они напоминают блестящее стекло. Существуют и другие виды блеска - адамантовый (как у алмаза), жемчужный, шелковистый (или атласный), землистый (тусклый). У некоторых минералов может быть несколько видов блеска. Так, блеск кальцитов варьируется от стекловидного до землистого.

У многих минералов есть специфические свойства, по которым их легко узнать. Например, скородит и самородный элемент мышьяк при нагревании пахнут чесноком, а тальк - мыльный на ощупь.

Некоторые минералы флюоресцируют (светятся или меняют цвет) в ультрафиолетовых или рентгеновских лучах. Другие электрически заряжаются при нагревании или под давлением

А есть минералы, распознать которые можно только посредством специальных тестов в лаборатории Одни растворяются только в горячих кислотах, а в холодных - нет, другие - только в концентрированных, но не в разведенных.

Шкала твердости Мооса.

Твердость

Ортоклаз

Можно поцарапать ногтем

Можно поцарапать острой сталью

Легко царапает стекло

Царапает любой другой материал

Кристаллы

Минералы имеют определенный состав и свою химическую формулу. Так как у каждого минерала определенный и постоянный состав, атомы его элементов выстраивают правильную трехмерную решетку специфической для него структуры Эти кристаллические решетки являются геометрическими фигурами, плоские грани которых располагаются симметрично. Если вы на какое-то время оставите в плоской посуде немного соленой воды, она испарится, и на дне образуются кристаллы соли. В увеличительное стекло видно, что они представляют собой правильные кубы.

Изучение кристаллов важно для определения минералов, т. к. кристаллы большинства минералов имеют определенную форму. Существует семь основных кристаллографических, или изометрических, систем, называемых сингониями. Алмаз, например, принадлежит к кубической системе, рубин - к гексагональной, бирюза - к триклинной. Каждую систему можно описать в соответствии со спецификой ее симметрии - свойства, которое при вращении кристалла вокруг оси позволяет ему появляться в тождественном виде два или больше раз за один полный оборот. Кристалл можно определить по количеству осей симметрии.

Драгоценные минералы

Еще в каменном веке люди делали украшения из золота, в бронзовом веке - из серебра. Сегодня в распоряжении ювелиров множество минералов. Самые дорогие драгоценные камни - это алмаз (особенно бесцветный), а также изумруд, рубин и сапфир, которые ценятся в первую очередь за цвет. Эти камни настолько дорогие, что их вес измеряют в каратах. Один карат равен 200 миллиграммам.

Алмазы формируются под огромным давлением в структурах магматической породы в форме трубы, кимберлитах. Они зарождаются глубоко в мантии Земли. Алмаз - это разновидность химически чистого угля и по химическому составу не отличается от обыкновенного мягкого минерала графита, знакомого нам по карандашам. Алмаз ценят за твердость и блеск, приобретаемый при огранке и шлифовке.

Причина такого отличия алмаза от графита в том, что у них по-разному расположены атомы, а значит, они имеют разную внутреннюю структуру Способность вещества существовать в двух и более формах при одинаковом химическом составе называется полиморфизмом.

Так, например, изумруд - это редкая и зеленая разновидность берилла. Самые красивые экземпляры находят в Колумбии (Южная Америка). А самые известные в мире рубины (разновидность твердого минерала корунда) - в Мьянме (бывшая Бирма). Прекрасные сапфиры (голубые корунды) добывают также в Азии - на Шри-Ланке и в Таиланде.

Интересные факты о некоторых минералах.

А знаете ли Вы, что...

Главный химический элемент драгоценных камней – кислород.

Жемчуг образуется таким образом - песчинка попадает в ракушку, которая пытается изолировать инородное тело от себя, обволакивая перламутром. Именно так и появляется жемчуг.

Одной из крупнейших жемчужин следует считать «Жемчужину Аллаха », добытую в 1934 году у Филиппинского острова Палаван в Южно-Китайском море. Она напоминала по форме голову человека в чалме, имея в длину 24 см, а вес - более 6 кг.

Очень редко две или более жемчужины срастаются. Самым примечательным примером такого явления служит жемчужина «Большой Южный Крест». Когда ловцы открыли раковину, они обнаружили что внутри в виде креста срослись целых девять жемчужин.

Наиболее высоко ценится жемчуг, имеющий идеально круглую форму.

Предполагается, что рост жемчуга происходит слоями, подобно годовым кольцам деревьев. Скорость отложения перламутра со временем уменьшается, поначалу составляя около 2 мм в год.

Алмаз это минерал, выкопанный из породы в первозданной форме и виде, а бриллиант это тот же камень, но уже прошедший искусную огранку.

Шлифовать и пилить алмаз можно только алмазом.

Самые богатые месторождения алмазов находятся в Африке. В России ими славится Якутия.

Самый крупный алмаз был обнаружен в Южной Африке в 1905 г. Имя егоКуллинан . Вес его составлял 3106 каратов. «Куллинан » был распилен; получилось 105 бриллиантов; два самых крупных украсили королевский скипетр и императорскую корону Великобритании. В настоящее время Малая Звезда Африки является украшением британской короны. Большая Звезда Африки украшает королевский королевский скипетр.

Знаменитый бриллиант Голубое сердце, который носила Кейт Уинслет в фильме Титаник. Он был найден в южноафриканской шахте Премьер. Этот бриллинт весит 30,82 карат и был огранен в Париже в 1909 году. С тех пор его многократно перепродавали. Он был во владении ювелирного дома Картье и многих других ценителей. В данный момент Голубое сердце находится в США в бриллиантовой коллекции одного из музеев. Надеемся наша статья помогла вам узнать что-то новое и интересное про алмазы и бриллианты нашей земли.

Самые хорошие красные кораллы с давних времен находят в Средиземном море.

Японские и американские врачи пришли к выводу, что обработанныебелые кораллы могут с успехом применяться в хирургии. Белые кораллы срастаются с костями человеческого скелета почти без швов.

Аметист - это кварц всех оттенков сине-фиолетового и пурпурно-фиолетового цвета, от темно-фиолетового, иногда до почти чёрного, до чуть заметного лилового, розово-сиреневого или лавандового. Цвет аметиста нежного розово-фиолетового оттенка в ювелирном деле имеет название «Французская роза». Под длительным действием солнечного света темный аметист бледнеет.

В древней мифологии аметист считался амулетом от ядов, от бурь и града, а также нашествия насекомых.

Кварц - это один из наиболее часто встречающихся минералов в недрах. Этот камень занимает важнейшее место в жизни нашей планеты. Именно с этим минералом ученые связывают развитие жизни на Земле.

На Востоке розовый кварц был весьма популярным - там его называли "камнем сердца", считая, что своим нежным розовым оттенком он воздействует на сердце созерцающего его человека и наполняет его любовью.

Янтарь – это окаменевшая смола вековых деревьев.

Янтарь может быть не только белым, желтым, оранжевым, красным, но даже зеленым и голубым. Разнообразие окраски объяснено происхождением смолы. Зеленый и голубой янтарь получается из смолы рожкового дерева, а желтый и его оттенки – из смолы хвойных пород. Янтарь голубого цвета встречается только в Центральной Америке.

Очень часто внутри застывшего янтаря можно встретить насекомых и пресмыкающихся. Самые известные находки – это десяти сантиметровая ящерица, целая лягушка и семисантиметровый хамелеон. Такие находки стоят более 10 тысяч долларов. Однако, недавно был найден кусок янтаря, внутри которого находился четырехсантиметровый паук. Ученые определили возраст паука – более 120 миллионов лет.

Заключение.

Знания о минералах, условиях их нахождения и представления об их происхождении накапливались человеком с древних времен. Его орудия труда, строительные материалы, гончарное дело, рождение металлургии, соляной промысел, краски, скульптурный камень, украшения, врачевание, – все это связано с использованием минералов и давало человеку первые знания о камнях, рудах и их составных частях – минералах. Минералогия – это наука, изучающая минералы, способы их отыскания и использования. Без применения минералов не обходится даже атомная энергетика и самолетостроение.

Список используемой литературы.

Коллекция журналов «Минералы сокровища Земли»

Ф. Рабиза "Опыты без приборов" и "Космос у тебя дома"; Л.А. Горев "Занимательные опыты по физике"

П. Корбел «Минералы. Иллюстрированная энциклопедия»

Д. Стоун «Все о драгоценных камнях»

А.Е. Ферсман «Занимательная минералогия»

http://www.ecosystema.ru/08nature/min/index.htm

http://museion.ru/material/data1/2.1/mineral.html

http://wiki.web.ru/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2

http://geo.web.ru/druza/a-Sletov.htm

http://class-fizika.spb.ru/index.php/opit/613-op-agreg1

www . livemaster . ru / topic /203771- interesnye - fakty - o - kamnyah - i - minerelah

http :// www . youtube . com / watch ? v = iLoHx 0 XjuNo

Опыт по выращиванию кристаллов.

Очень красивый опыт можно сделать с кристаллами сульфат магния. Это вещество продается в аптеке под названием «английская соль», или «горькая соль». Для нашего опыта понадобится такой соли 300-350 г.

Вскипятим в чистой кастрюле три четверти стакана воды. Затем, не снимая кастрюлю с огня, понемногу всыпем в нее сульфат магния, все время помешивая. Когда соль начнет, не растворяясь, оседать на одно, медленно, осторожно заполним горячим раствором большой флакон и тут же плотно закупорим его.

Остудив раствор, можно показывать опыт.

Откроем флакон и бросим в него один кристаллик горькой соли. Можно увидеть, как жидкость на глазах превратится в сплошную массу кристаллов.

Просмотр содержимого документа
«Содержание»

Просмотр содержимого презентации
«Минералы»

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Минералы

Бабушкин Андрей

4 «Б» класс

школа № 58

г.о. Тольятти


Цель нашей работы заключается в изучении многообразия минералов, их свойств и применения в жизни человека.


Задачи исследования:

  • Повысить уровень знаний о минералах.
  • Собрать материалы с различных источников о минералах (научные журналы, книги, Интернет, музеи).
  • Изучить некоторые факты их развития и применения.




Жемчуг

Жемчуг в раковине

Разнообразие жемчуга


Жемчуг

Жемчужина «Большой Южный крест»

Жемчужина «Аллаха»


Алмаз

Алмаз «Куллинан» - Малая звезда Африки


Алмаз

Алмаз «Голубое сердце»





Капля смолы

Разновидность янтаря



Минералы - это природные химические соединения или отдельные химические элементы, представляющие собой обособления с кристаллической структурой.


  • Механические (твёрдость, спайность)
  • Оптические (цвет, прозрачность, блеск)
  • Физические (форма, морфология кристаллов)
  • Химические.



Что еще почитать