Обучение ребенка дошкольника. Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации фгос до и но с присвоением квалификации «педагог предшкольной подготовки» (340 ч.). Подготовительные занятия к школе

Дошкольное образование детей является начальным звеном непрерывного общего образования человека. Можно сказать, что данный период – наиболее важный, так как именно в возрасте от 1 до 6-7 лет происходит интенсивное развитие двигательной, интеллектуальной и чувственной сфер ребенка, его речи и основных психических процессов. Поэтому нужно, чтобы родители и воспитатели использовали все возможности данного возраста малыша для его подготовки к школе, а также социальной адаптации. Рассмотрим основные принципы и методы дошкольного образования детей.

Образование дошкольников

Принципы обучения детей менялись в разные периоды времени. В наше время можно выделить основные из них, которые рекомендуются современными педагогами и психологами:

  • Индивидуальный подход . В силу различных природных особенностей, разных условий жизни и воспитания, каждый ребенок особенный. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому малышу. Один ребенок более медлителен, другой – чрезвычайно подвижен, а третий – очень стеснительный. Взрослый должен учитывать все эти особенности для составления занятий детей.
  • Систематичность и последовательность . Важно проводить обучение, при котором каждая новая тема опирается на знания, полученные ранее.
  • Прочность усвоения знаний. Повторять и закреплять новый материал нужно до тех пор, пока ребенок не запомнит его хорошенько. Только после этого можно переходить к следующей теме.
  • Наглядность. Чем меньше возраст малыша, тем важнее для него увидеть то, что ему объясняют. Поэтому любой изучаемый материал должен сопровождаться наглядными материалами – картинками, слайдами, натуральными предметами.

В дошкольном образовании детей выделяют три основных вида методов обучения – словесные, наглядные и практические.

Наглядные методы особенно важны в младшей дошкольной группе. При этом наглядные пособия должны быть яркими и крупными, способными удерживать внимание малышей.

Словесные методы могут возбуждать чувства, вызывать определенное отношение к содержанию. В дошкольном обучении используют следующие словесные методы:

  • Беседа – диалог воспитателя и ребенка, в котором взрослый должен четко формировать вопросы.
  • Рассказ – монолог воспитателя, который содержит лаконичную учебную информацию.
  • Рассказ ребенка – метод, который совершенствует речевые умения воспитанника.
  • Чтение художественных произведений – важный метод, который позволяет решать многие задачи, в частности, расширяет и обогащает знания об окружающем мире, формирует способность ребенка воспринимать художественную литературу.

К практическим методам образования дошкольников можно отнести игры (подвижные, дидактические), упражнения (в устной и письменной форме), моделирование (касса слов или геометрических фигур).

Существует несколько форм дошкольного образования детей. Первая из них – индивидуальная, которая дает наибольшие возможности использовать особенности ребенка. Вторая форма – групповая, количество участников в которой не должно превышать шесть человек. И третья форма – фронтальная, при которой занятия проводятся со всей группой (более шести человек).

Экологическое образование детей дошкольного возраста

В период детства у человека формируется отношение к окружающему миру. Поэтому очень важным становится в это время экологическое образование детей дошкольного возраста.

Начинать нужно с ознакомления ребенка с природой, ее обитателями. В дошкольном возрасте детки активно интересуются растительным и животным миром. Большое значение приобретают прогулки с взрослыми в парк, лес, на речку. Такие прогулки и вылазки на природу можно использовать для экологического обучения. Самых маленьких деток нужно учить видеть красоту в распустившемся цветке, пожелтевшем листике или притаившейся белке. Дошкольников постарше необходимо привлекать к работе по уборке территории. Это может быть уборка места пикника либо расчистка берега речки от мусора.

Если есть такая возможность, нужно задействовать детей в высадке растений, ухаживании за ними.

По мере взросления ребенка можно использовать специальные научно-популярные программы для детей, книги на эту тематику, в частности, детские энциклопедии, которые очень любят дети.

Очень хорошо, если в доме или детском учреждении, где обучается ребенок, есть уголок живой природы. Благодаря ему, дети могут ближе ознакомиться с растениями и животными, научиться ухаживать за ними.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста

Современное дополнительное образование детей дошкольного возраста может осуществляться в дошкольных и школьных учреждениях, специальных группах или же индивидуально со специалистом. Можно выбрать для ребенка дополнительное образование по художественному, музыкальному, спортивному, эстетическому, психологическому или нравственному направлению. Существует много интересных авторских программ дополнительного образования дошкольников.

Положительное влияние такой формы обучения заключается в следующем:

  • развитие индивидуальных способностей малыша;
  • оздоровление ребенка;
  • развитие эстетического, художественного, культурного, музыкального, спортивного воспитания;
  • коррекционная помощь дошкольникам.

Однако психологи предупреждают родителей об опасности перегруженности маленького ребенка. Не стоит загружать малыша образовательными и развивающими программами. Маленький ребенок быстро устает, его растущему организму необходима частая смена деятельности и, самое главное, – правильный режим обучения и отдыха.

Дошкольное образование детей – своеобразный фундамент будущего школьного обучения. И не столь важно научить ребенка к моменту поступления в школу читать, считать и писать. Большое значение имеет его психологическая подготовка к умственной нагрузке, умение сосредотачиваться, развитие усидчивости и логического мышления. Все эти задачи может выполнить правильное образование дошкольников.

В наш век особенно важно стало заниматься развитием детей, и поэтому мы предлагаем услугу обучения детей дошкольного возраста по системе монтессори. Будущее нестабильно, конкуренция в мире нарастает, учебные заведения предъявляют всё более высокие требования к своим будущим воспитанникам... Поэтому инвестиции в развитие потенциала и воспитание необходимых личностных качеств становятся особенно оправданными. Конечно же, речь идёт не только о финансовых инвестициях, но и вложениях времени и сил со стороны родителей. И здесь очень важно не ошибиться с выбором специалистов, которые действительно смогут реализовать желаемые цели в развитии Вашего ребёнка. Мы с 2005 года успешно занимаемся развитием детей с самого раннего возраста, делаем свою работу честно и качественно, и приглашаем Вас познакомиться с нашими детскими клубами. Кстати, пробное занятие у нас - бесплатно! Также у нас Вы найдёте:

  • ОТЛИЧНЫЙ ВЫБОР для детей от 9 месяцев до 6 лет
  • ЛУЧШИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ + любовь и уважение к каждому ребенку
  • БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО для комфортного развития в развлекательной форме
  • ВОЛШЕБНАЯ МЕТОДИКА развития и воспитания дошкольников Марии Монтессори
  • ЗНАНИЯ - больше, чем необходимо
  • ВОСПИТАНИЕ ответственной, образованной, счастливой личности
  • КАЧЕСТВО - главный приоритет

Дополнительное образование ребенка - важный аспект формирования полноценной и разносторонней личности

Каждый родитель мечтает воспитать из своего малыша яркую и неординарную личность. На сегодняшний день уже многие родители понимают, что дошкольный возраст в этом вопросе - период определяющий. Именно в это время закладываются основы поведения, мироощущения, характера, а также предпосылки к дальнейшей реализации потенциала Вашего малыша. Именно в это время стоит с большим вниманием и заботой относиться к потребностям крохи, малейшим проявлениям ее способностей, а также процессу .

К сожалению, при всей важности и значимости домашнего , стоит понимать, что далеко не каждый даже самый любящий родитель, обладающий определенными знаниями и навыками в области психологии и педагогики, способен раскрыть в ребенке его таланты, а также грамотно преподать все необходимые знания и предметы. Конечно, в процессе всестороннего развития ребенка дошкольного возраста без участия родителей не обойтись. Да этого собственно и не нужно. Воспитание малыша - это, прежде всего, задача семьи, а уже потом воспитателей, педагогов, психологов и т.д. Однако куда правильнее в вопросах дополнительного образования ребенка заручиться поддержкой специалистов, которым Вы с уверенностью сможете доверить процесс формирования полноценной и разносторонней личности своего крохи.

Обучение детей дошкольного возраста - первый шаг на пути великих свершений

Как только мы начинаем говорить о развитии ребенка дошкольного возраста , мы тут же понимаем, что одним из основополагающих моментов здесь является правильное и своевременное обучение ребенка всем необходимым знаниями и навыкам, которые смогут пригодиться малышу в его дальнейшей, взрослой жизни. К таким навыками, бесспорно, относятся и умение строить коммуникации, и способность доводить начатое до конца, а также принимать самостоятельно решения и делать выбор и многие другие навыки, которые наряду с основополагающими знаниями преподают малышу хорошие педагоги и воспитатели хороших детских развивающих центров.

Кроме того, важность обучения ребенка дошкольного возраста заключается еще и в том, что крохе постепенно прививается трудолюбие, формируется усидчивость, сила воли и дисциплина - крайне необходимые для поступления в школу и успешного в ней обучения качества.

Развитие ребенка дошкольного возраста. Как найти педагогов?

Вполне очевидно, что развитие ребенка дошкольного возраста - это, так сказать, "коллективное творчество" людей обеспокоенных дальнейшей судьбой маленького человечка. А потому к выбору педагогов и тех, кто будет сопровождать Вашего малыша по дороге жизни к их первым свершениям, стоит относиться серьезно.

Конечно, в первую очередь нас всегда интересует профессионализм и стаж педагога, потом система, по которой проходит обучение детей в том или ином центре, потом атмосфера как в педагогическом коллективе, так и группе воспитанников, близлежайшее расположение места обучения ребенка и т.д.

При этом, если детский развивающий центр действительно способен дать ребенку все то, что он декларирует в рекламных проспектах, то увидеть все собственными глазами и понять, насколько это подходит именно Вашему ребенку, Вы сможете всегда, придя в центр на пробное занятие. Обычно в серьезных организациях оно проводится бесплатно.

Обучение ребенка дошкольного возраста по системе Монтессори

Обучение детей дошкольного возраста по системе Монтессори - это прекрасная возможность получить впоследствии уверенного в себе маленького человечка, яркую и незаурядную личность, способную хорошо и с удовольствием учиться, легко общаться с детьми и взрослыми разных возрастов, не бояться высказывать свою точку зрения и проявлять свои способности. А также обучение детей в группах Монтессори - это еще и внутренняя мотивация, самостоятельность, сознательное послушание, высокое чувство ответственности и стремление к самосовершенствованию, это успех не только в детстве, но и во взрослой жизни. А разве не такого малыша каждый из родителей старается воспитать всеми возможными для него способами?

Мария Монтессори - известный итальянский педагог, создавшая поистине уникальную методику воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Метод, основанный на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, легко усваивается малышами и вовлекает в интересную для них деятельность, становясь все более и более популярным с каждым днем во всем мире.

Основное отличие обучение ребенка по системе Монтессори - это отношение к малышу как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития и сроками освоения окружающего мира. В группах сети детских развивающих Монтессори-центров "Созвездие" никто не станет загонять Вашего ребенка в установленные кем-то ранее рамки, навязывать занятия, которые ему не интересны. Здесь все создано во благо Вашего малыша и на его пользу! Именно поэтому в наших Монтессори-центрах позволяет сформировать по истине развитую, ответственную, счастливую и образованную личность.

Кроме того, дополнительное образование ребенка в сети детских развивающих Монтессори-центров "Созвездие" - это еще и целая программа дополнительных занятий, включающих в себя: комплексное музыкальное развитие, английский язык, фитнесс для малышей и у-шу, а также занятия с логопедом и психологом. В общем, все то, что так необходимо Вашему крохе для того, чтобы чувствовать себя уверенным в дальнейшей жизни!

Пусть Ваш малыш станет лучшим!
Приходите на бесплатное пробное занятие в ближайший к Вам центр нашей сети!

марина лескина
Особенности обучения детей дошкольного возраста

1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений

2. Общая характеристика учебной деятельности

а. Структура учебной деятельности

б. Становление элементов учебной деятельности; условия необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

3. Формы организации обучения , используемые в дошкольном образовательном учреждении

4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Тема : Особенности обучения детей дошкольного возраста

Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений.

Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением .

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего ) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних .

Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений , результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.

Трудовые умения, умения пользовательной деятельности, умения умственной деятельности умения учебной деятельности, умения речевой деятельности, умения в художественной деятельности, умения общения и поведения человека.

Владение динамичической системой умений – составная часть образования. Умения образуются на основе знаний и включает ранее приобретённые навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности , накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

В течении дошкольного детства ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников . Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности , творческое начало.

Воспитателям работающим с детьми дошкольного возраста , важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения , а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов . При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения . Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности , действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

Общая характеристика учебной деятельности

Центральным, основным компонентом обучения является учение-учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника . Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Основная задача обучения представлена в его образовательной функции : обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.

Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность : цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения – освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения – представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно – познавательных задач.

Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.) ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции обучающихся в процессе обучения .

Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений. При этом он выполняет ряд функций : информационную – выступает как источник знаний; организационную – организует познавательную деятельность учащихся; контрольно – диагностическую – определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения ; воспитательную – формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребёнка : образовательную, развивающую, воспитывающую (Г. И. Щукина) .

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно – концентрически и осуществляется различными методами.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся , направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности обучающего , направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося , так и способ , вид деятельности обучающегося , стимулированный деятельностью взрослого.

Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных) .каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической, что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения .

В процессе обучения используются самые разнообразные методы – рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры , разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д. необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами : многообразием содержания обучения , уровнем сформированности учебно – познавательной деятельности обучающихся , структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и.

Формы организации обучения , используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся , протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся , характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности) , способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу – по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно – воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения .

Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения . Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.

На первых этапах обучения дошкольников мл . гр. для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.

На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно – познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно – познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.

Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно – познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.

В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения . Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной неучебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей . Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями. При этом решаются две дидактические задачи : предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях. В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения , которая охватывает небольшое количество детей . Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения , более конкретный учёт уровня развития учебно-познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии . Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста , занятия приобретают форму дидактической игры.

Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков :

1. на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения , предусмотренному программой.

2. занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы , с постоянным составом детей .

3. занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний , умений и навыков (А. П. Усова)

На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения . Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребёнка в окружающем : в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов) ; в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и т. д. Ребёнок овладевает основными видами деятельности : предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д.

В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей , разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения .

Литература

Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968г.

Бабанский Ю. К. оптимизация процесса обучения . – М., 1977г.

Дошкольная педагогика . Учеб. Пособие для студентов пед . Ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В. И. Логинова, П. Г. саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. саморуковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1988г. – 270 с.

Лернер И. Я. дидактические основы методов обучения . – М., 1981г.

Основы дошкольной педагогики/ Под ред . А. В. запорожца, Т. А. Марковой. – М.,

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980г.

Усова А. П. Обучение в детском саду . – М., 1981г.

На чтение 16 мин.

Обучение детей дошкольного возраста и весь образовательный процесс в рамках дошкольных учреждений рассматривается подробно Н.В. Абрамовских, Е.Н. Степановой, Л.В. Поздняк и другими учеными. Они воспринимают обучение детей дошкольного возраста и целостной системой воспитания, которая содержит в себе формирование личности детей, их развитие, воспитательный и учебный процессы. Сюда же входят различные методики преподавания, формы и условия.

Для педагогики существенным шагом является то, что процаесс образования и обучение детей дошкольного возраста признаны системой, состоящей из множества элементов.

Обучение детей дошкольного возраста в ДОУ

Существуют следующие принципы организации процесса образования в детских садах:

  1. Обучение детей дошкольного возраста требует учета особенностей каждого ребенка, связанные с его возрастом и индивидуальным личностным развитием. Также нужно учитывать интересы детей.
  2. Образовательные и воспитательные задачи нужно решать совместно друг с другом.
  3. Нужно учитывать, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является игра. Также необходимо чередовать деятельность детей.
  4. Педагог обязан таким образом строить свое взаимодействие с каждым ребенком, чтобы это отражало его уважение к нему.
  5. Нужно создавать условия, которые положительно влияют на процесс формирования разных способностей у детей.
  6. Нужно обеспечить педагогов ДОУ всеми условиями для формирования их компетентности и уровня мастерства.
  7. Нужно стимулировать всех участников образовательного процесса к выполнению принципов из декларации прав детей.

И.П. Подлаская считает, что необходимо четко выделять отдельные элементы системы. Это позволит проанализировать существующие в ней связи и проследить за отношениями между ними. А это позволит усовершенствовать практику процесса образования.

Это значит, что чтобы управлять процессом образования, необходимо иметь системный подход.

Для этого нужно глубоко теоретически анализировать процесс образования в детском саду и обучение детей дошкольного возраста, как структуру, в которой есть определенные закономерности.

Во время образовательного процесса педагог целенаправленно обучает детей, развивает их личностные качества, воспитывает их, помогает детям учиться самообразованию.

Организованный педагогический и воспитательный процесс в детском саду – это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель — обучение детей дошкольного возраста, воспитание каждого ребенка как полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.

Значение образовательного процесса

Значение образовательного процесса заключается в том, чтобы создать условия, максимально подходящие для своевременного запуска программы формирования личности. Как процесс обучение детей дошкольного возраста должно быть направлен на достижение конкретных целей и задач. Он должен быть постепенным и проходить разные этапы. Также нужно помочь ребенку приобрести опыт в разных видах деятельности.

Процесс образования в детском саду имеет те же принципы, что и образовательный процесс в общем. У него та же структура. Также логика его построения не отличается. Однако есть и некоторые специфические особенности, характерные для обучения детей в детском саду. Эти особенности связаны с возрастом детей, закономерностью их развития в дошкольный период.

Более того, в каждом учреждении обучение детей дошкольного возраста чем-то уникально. Даже в пределах одной группы в одном учреждении к каждому ребенку существует свой подход. В проектировании образовательного процесса в любом учреждении принимают участие несколько сторон. Свою роль вкладывает государство. Очень многое зависит от родителей детей, самих дошкольников. Но ключевая роль, конечно же, лежит на воспитателе.

Основные модели образовательного процесса

Чтобы определить, какая модель образовательного процесса будет наиболее оптимальна в детском учреждении, нужно изучить основные модели, которые сегодня существуют в детских садах и успешно практикуются:

1. Учебная.

Сегодня эта модель является одной из самых распространенных в детских образовательных учреждениях. Принцип этой модели заключается в том, чтобы разделить разные учебные методики и каждую отдельную методику выстраивать на собственной логике.

Взрослый в этой модели играет роль учителя. Он полностью проявляет инициативу в том, что и как будут делать дети. Он направляет их деятельность практически все время их нахождения в пределах детского сада.

Для осуществления этой модели заранее жестко программируется обучение детей дошкольного возраста и образовательная среда с помощью различных методик. Сам процесс образования основан на дисциплине. Он во много напоминает урочную школьную форму.

Предметная среду в группе организована так, чтобы поддерживать проводимые занятия. Поэтому каждый предмет играет роль учебного пособия. Учебная модель привлекательна тем, что она высоко технологична, педагог может ее легко понять и применить.

Также у учителей есть множество конспектов, выпущенных методистами и практиками. Поэтому он может легко найти материал для занятий.

2. Комплексная тематическая

Эта модель несколько отличается от предыдущей. Она основана на том, что основой содержания является тема. Эта тема преподносится детям в эмоциональной форме и сообщается в виде знаний. Причем дети не просто получают готовые знания, они как бы получают их во время своей собственной деятельности, переживают ее.

Педагог уже играет роль не учителя, а партнера для детей, чем становится на планку ближе к ним психологически.

Педагог, действующий в рамках этой модели, более свободен в своих подходах. Он может проявлять творческие методики.

Сам воспитатель определяет, какие темы нужно внедрить в занятия. Также он сам организует систематичность образовательного процесса. Обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, чтобы не просто развивать личность ребенка, а расширять его представления об окружающем мире.

Эта модель особенно популярна у детских логопедов. Так как отбирать темы и творчески реализовывать их во время занятий, нужно иметь большой педагогический и творческий потенциал.

3. Предметная средовая.

Образовательный процесс строится на принципах проецирования на предметной среде. Педагог организует предметную среду в группе. Он подбирает развивающие материалы, побуждает детей пробовать с ними взаимодействовать.

Хорошо раскрывает суть этой модели – модель Монтессори.

Этот подход делает ставку на саморазвитие дошкольника, ограничивая его образование предметной средой. Поэтому в образовательном процессе отсутствует систематичность. Кругозор ребенка резко сужается. При этом педагог не нуждается в том, чтобы творчески организовывать процесс воспитания.

Модель строится на технологичных решениях.

На чем строится обучение детей дошкольного возраста в рамках детского сада?

Выделим две группы:

  • формы работы с дошкольниками, адекватные их возрастным способностям. Сосредоточенность на развитии всех типов деятельности ребенка, особенно на игре, так как именно она является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
  • обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, что они взаимодействуют со взрослыми. Они играют вместе, читают вместе, общаются, выполняют различные физические упражнения, занимаются музыкой, проводят исследования, узнают что-нибудь новое.

Образовательная программа

Обучение детей дошкольного возраста в пределах детского сада основывается на принятой в учреждении образовательной программе. Она разрабатывается самостоятельно, но при этом основана на требованиях, изложенных в государственном стандарте.

ДОУ придерживается политики, диктуемой государством, старательно выполняя законодательство в сфере образования.

Программа, принятая в рамках образовательного учреждения направляет содержание процесса, его организацию в определенное русло. Дети должны развиваться культурно, должны повышать собственную физическую культуру, интеллектуально развиваться, расти в личных качествах.

Также нужно создавать предпосылки для учебной деятельности, нужно обеспечивать детям социальный рост, помогать их сохранять свое здоровье, как физическое, так и психическое.

Также образовательная программа предусматривает, какие планируются промежуточные и итоговые результаты деятельности детей в рамках ДОУ, как осуществляется мониторинг достижений дошкольниками этих результатов, как часто нужно проводить этот мониторинг и каким образом.

Детский сад реализует программу образования как во время общеразвивающих занятий, так и во время компенсирующих занятий.

Образовательный процесс управляется в диалектическом единстве со стилем отношений между субъектами. При этом считается, что наиболее динамичен в этом отношении стиль, ведь он определяется каждым участником процесса индивидуально.

Таким образом, образовательный процесс — это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель воспитать в нем полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.

В результате ребенок развивается разносторонне. Он совершенствуется в физическом отношении, улучшается его эстетическое и художественное восприятие, познавательная активность. У него формируется социальная и личностная позиция.

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес.

Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.


Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе.

Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения.

Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.


С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип научности

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания.

Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.

Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой.

Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу.

Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы.

Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Принцип наглядности

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики.

Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда.

Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности.

Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности - ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире.

Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Принцип доступности

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию.

Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала.

Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе.

Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление.

Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа - усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.

Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной.

В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному.

Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению.

Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях.

Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности.

Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

Обучение чтению по Зайцеву

Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.

Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.

Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях.

При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями.

Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития у дошкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное.

Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул.

Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Программа разработана для повышения квалификации педагогов, ведущих занятия с детьми в группах предшкольной подготовки, методистов и преподавателей начальных классов.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Узнать, как организован процесс предшкольной подготовки, какое методическое обеспечение применяется.
  • Научиться определять готовность ребёнка к школе.
  • Понять, как научить дошкольника читать, писать, считать.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 12 недель (340 часов).

Вы узнаете и научитесь

Программа предполагает освоение следующих тем:

  • Подготовка к школе в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Виды готовности дошкольника к следующему этапу обучения.
  • Обучение простейшим математическим понятиям, буквам и чтению по слогам, подготовка к письму.
  • Развитие речи и коммуникативных навыков воспитанника.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы к проведению занятий по предшкольной подготовке с учетом требований ФГОС. Знаете, как поддержать интерес детей к познанию, имеете представление преемственности дошкольного и начального образования.
  • Вы умеете применять технологии обучения детей чтению, письму и простым математическим действиям. Способны провести первичную диагностику психологической готовности ребёнка к школе.
  • Вы понимаете важность предшкольной подготовки. Представляете трудности перехода к урочной форме обучения и знаете, как подготовить дошкольника к новому этапу в его жизни.

Применение результатов обучения

Родители придают большое значение уровню предшкольной подготовки. Вариативность предполагает широкий выбор как государственных, так и частных образовательных услуг. Поэтому очень важен высокий профессионализм педагога, проводящего занятие по всем видам подготовки.

На курсе профпереподготовки вы получите необходимые навыки по работе с дошкольниками с использованием современных педагогических технологий. Специалисты предшкольной подготовки востребованы в ДОО, образовательных учреждениях, центрах развития ребёнка.

Что еще почитать