Один ребенок в семье. Интервью с И.Я. Медведевой. Единственный ребенок в семье

Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толко­вании положительных и отрицательных последствий такого исклю­чительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обы­денной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития лич­ности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может одно­значного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единствен­ным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чер­тами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.

Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.

Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоя­тельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперниче­ством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему при­ходилось бы конкурировать.

Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприят­ные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и обра­зованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловаж­но в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большин­стве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высо­ким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.

Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). По­этому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.

Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребен­ке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуально­му труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребе­нок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.

Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.

За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обяза­тельств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновен­но превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всег­да стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контроли­ровали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.

Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исклю­чительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, суще­ствующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и при­хоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблужде­ние. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллек­туальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.

Единственный ребенок является только воспитуемым в родитель­ской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родствен­никами, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единствен­ного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.

Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотноше­ниях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами се­мейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любя­щих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцен­тризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При стол­кновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает пере­живать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.

Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка за­ключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, по­этому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.

Единственный ребенок - действительно сложная проблема вос­питания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до со­вершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.

Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охва­чены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамот­ной профессиональной ориентации и т.п.

Поскольку единственный ребенок не привык к близкому обще­нию с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспри­нимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единствен­ный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, един­ственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему вы­сокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Од­нако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отно­шений в детстве требует у единственного ребенка значительного време­ни, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.

Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.

В последнее время стала четко прослеживаться тенденция иметь в семье одного ребенка. Этому способствуют различные обстоятельства. И далеко не во всех случаях главной причиной является трудное материальное положение или нерешенный жилищный вопрос. Многие родители считают, что одному ребенку в семье более комфортно в психологическом плане, поскольку у него отсутствует повод для ревности, ему не надо будет делиться любимой игрушкой, лакомством, вниманием с братом или сестрой. Однако наличие единственного ребенка в семье кроме демографических проблем влечет за собой комплекс социально-психологических проблем, связанных с его индивидуальным воспитанием в семье. Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев, единственный ребенок, как правило, растет эгоистичным и капризным, особенно в обеспеченных семьях.

По мнению Титаренко В.Я., проблема единственных детей в семье начинается задолго до их рождения и, как правило, связана с той социальной средой, в которой выросли их родители. Социологи отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем меньше детей рождается в этих семьях. Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции. Таким образом, в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества, тем быстрее оно стареет и наоборот .

О единственных детях можно услышать мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

По мнению Азарова Ю.П., проблема материального обеспечения в семье, как правило, усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии. Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда их отношения складываются столь безоблачно. Материальный недостаток, как правило, сопровождается снижением внимания к ребенку, в связи с занятостью родителей на работе и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице .

Ситуация воспитания в семьях с несколькими детьми и с одним ребенком серьезно различается. Родители единственного ребенка сталкиваются с особенными трудностями и связанными с ними рисками, которые нужно учитывать родителям в воспитании. Гиперопека, ограничение взаимодействия со сверстниками, завышенные ожидания, принятие слишком многих решений за ребенка и т.д. – все это типичные ошибки в воспитании единственного ребенка.

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу, он общается преимущественно со взрослыми. Даже словарный запас такого малыша насыщен «недетскими» словами и терминами, он часто не понимает детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, такому ребенку бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве. Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Играя с родителями, ребенок не получает необходимой отдачи, он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок. Психолог Лепешова Е.М. характеризует такую ситуацию как «ребенок - маленький взрослый» .

Ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Данная ситуация может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой» либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Самому ребенку в такой ситуации очень непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте. В таких случаях психологи советую дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками. Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома .

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми. Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками.

Другая ситуация складывается в случае когда семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся Вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Эта ситуация усугубляется в том случае если ребенок поздний и долгожданный. Если детей в семье несколько, они, так или иначе, образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье, как минимум, постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение. Очевидна ситуация: ребенок - центр Вселенной.

Такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей поскольку родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге, малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. С другой стороны, если со взрослением ребенка, этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

Существует еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим, для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи. К тому же, при этом в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний - тошнота, боли в животе, головокружения - все это может стать поводом для привлечения столь привычной заботы и внимания. Поводом, конечно, неосознанным, просто реакция организма. Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так .

Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей, как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенок начинает капризничать, всевозможными способами привлекать к себе внимание, кричать. Таким образом он выказывает ревность. В итоге родители оказываются в затруднительной ситуации: они не могут заниматься своими делами, не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка. В таких ситуациях психологи предлагают децентрировать семейные отношения .

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что

между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не нужно держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе. Ну и рекомендация организовать общение ребенка в детском коллективе тоже остается актуальной.

Существует еще один риск наиболее типичных ошибок для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям. Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем. Конечно, это не худшая модель детско - родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во - первых, при такой ситуации, у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье. Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д. Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая.

Таким образом, воспитание единственного ребенка в семье гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Проблема семьи с одним ребенком, как правило, заключается в социальной среде, в которой он развивается и от уровня его воспитания. Не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять, не изменяя, и применять к своему ребенку. Однако нужно отметить, что главными основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни это чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка. Тайна семейного воспитания заключается в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно реализовать себя, относиться к нему с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Литература

    Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 400 с.

    Лепешова Е.М. Как избежать родительских ошибок. СПБ.: Изд-во «Речь». – 2010. -156 с.

    Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль – 1987. -356 с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Пуйлова Марина Алексеевна,

В наши дни никого не удивишь наличием всего одного ребенка. Все понимают, что помимо ответственности в воспитании, на родителей ложится финансовая защищенность ребенка – возможности не только кормить и одевать, но и обучать, развивать, дарить благополучное будущее. Именно это и является частой причиной отказа от рождения последующих детей.

Также нередко слышу такие слова:

«Всю любовь ему одному. Будут двое – будут ссориться, соперничать. А один всегда знает, что весь мир для него!»

В этом есть логика. Но тут же от опытных, многодетных и «поживших» товарищей посыплются угрозы. Мол, единственный ребенок – эгоист! Не приспособлен к жизни! Не умеет находить общий язык! У родителей всю жизнь на шее сидит! И т.д. Дополните, если слышали еще что-то.

Я была единственным ребенком в семье. И мне на такие слова сразу хочется «скривить мордочку» и отправить подальше. Что за стереотипы!

Самое интересное, что и психологи нам говорили о «неправильности» воспитывать лишь одного (советский и несколько лет постсоветского периодов). Современная наука пошла дальше. Она научилась разграничивать понятия «эгоизм» и «здоровая самооценка», «быть слабым» и «уметь просить помощь», «умение лаконично высказываться» и «замкнутость».

Страхи о воспитании одного ребенка не более, чем мифы. Однако и они могут подтверждаться, если родители сами будут этому способствовать.

  • Вырастет эгоистом . Пожалуй, самый распространенный вариант страшилок. «Не умеет делиться, только о себе думает, о своей выгоде, «пуп земли», которого никто не любит». Нежелание делиться – является нормой, как для единственного ребенка, так и для любого другого .

За что его упрекать? Быть монополистом какой-то особо важной вещи – значит показывать всем ее ценность. Вы же не поделитесь мужем с сестрой или подругой?

Думает только о себе – такое может быть в случае, если родители сами привили ему чувство, что ЕГО желания ценнее, например, родительских. Выполняют любые капризы, ориентируются на ребенкино поведение, не могут сказать «нет». В семьях, где учат понимать чувства и желания других людей, таких проблем не бывает. Особенно, если мама и папа на своем примере показывают, как это.

  • Будет ленивым и беспомощным . Когда за ребенка выполняются все задания, поручения и обязательства. Гиперопека и гиперзабота не дает малышу стать самостоятельным. Это действительно так. Лучшее, что могут сделать родители – поверить, что у ребенка все получится и не мешать.

Несамостоятельным может стать любой ребенок в семье (чаще младшие), которому отказывают в праве иметь личную территорию и делать так, как он посчитает сам.

  • Не умеет общаться со сверстниками . Самый настоящий миф! Он обусловлен тем, что у ребенка нет равномаленьких братьев и сестер, а значит, его общение ограничено родителями.

Такое возможно лишь в одной крайности – когда ребенок все свое время проводит дома. Те дети, что гуляют на улицах, ходят в сады, развивающие клубы, спортивные секции и прочее – не имеют проблем с общительностью. Наоборот, «изголодавшись» по дружбе, дети скорее и легче обзаводятся товарищами, чем их сверстники с братьями/сестрами.

  • Тянет ношу быть «идеальным» . Такое есть. Родители уделяют внимание одному ребенку, и пытаются сделать из него «образцово-показательного» человека.

С ним много занимаются, поддерживают его таланты, возлагают большие надежды. Тяжело сказать – хорошо это или плохо. Ведь многие справляются, и становятся, действительно, успешными людьми. Однако есть и те, кто не может избавиться от перфекционизма, стремится к высоким показателям, несмотря ни на что, и сам себя «наказывает», если не добивается желаемого.

  • «Волк-одиночка» . Да, это человек, которому комфортно с самим собой. Но это не значит, что он никогда не создаст семью или оставит друга в беде.

Единственные дети легко переносят одиночество, умеют себя развлечь. Некоторые признаются, что именно разговоры с самим собой – помогают обрести покой. Восстанавливаются и легко преодолевают сложности.

Это самые распространенные мнения о воспитании единственных детей. Стоит также оговорить существенные плюсы:

  1. Они не ревнивые. В их детстве нет ситуаций, где бы им пришлось видеть, как мама или папа «выбирают» брата/сестру, чтобы взять на руки/пожалеть/поцеловать.
  2. Обладают высоким уровнем самооценки.
  3. Легко могут просить помощь у других.
  4. Стремятся стать лидерами.
  5. Ответственны (полагаются только на себя).

Уже в старшем возрасте я узнала, что ДОЛЖНА БЫТЬ безалаберной эгоисткой. До того момента, я даже термина такого не знала. И понимаете, начала вести себя соответствующе. Меня же считают такой! Зачем людей разочаровывать! Мама, конечно, быстро поставила мне «мозги» на место :) Была не та ситуация, чтобы думать только о себе. Когда школьные психологи давали мне характеристику, было очень обидно. Внутренняя Я сопротивлялась. Но сейчас я им благодарна. Потому что мне стала интересна психология, как некая «обидчица», которой стоит доказать обратное. Здесь я и узнала о шаблонах и формах, даваемых людям, не разбираясь глубоко с их ситуацией. Это сподвигло меня изучать отношения дальше.

Не стоит думать, что дети, выросшие без сестер и братьев, имеют исключительные преимущества, и это панацея для воспитания успешных людей. Конечно, нет. Встречаются и ленивые, и зависимые, и «маменькины сынки», и неуравновешенные, и прочие люди. Как и любые по счету рожденные дети . Очень многое зависит от атмосферы, в которой вырос ребенок, от отношения родителей к нему и друг другу, а также от тех впечатлений, эмоций и переживаний, которые с ним произошли в детстве.

Каждый малыш уникален. Не нужно ставить «крест» и поддаваться стереотипам, мол, «ааа, раз ты один ребенок был, то все понятно». Ничего не понятно! Смотрите на человека в целом, а не на отдельные кусочки его жизни!

Что еще почитать