Пирамида логических. О ломке и диссонансах. В чём же заключаются эти роли

ПИРАМИДА ДИЛТСА: РАЗЛОЖИМ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Если на работе сплошные проблемы, затянулась «черная полоса», в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит, срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по другому - пирамида Дилтса.

Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и в целом разобраться в себе, навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать и отдельно взятый человек, и целая компания, и общество. Модель состоит из шести уровней. Уровни этой системы (пирамиды) можно сравнить с полочками, на которых «разложен» наш внутренний мир.

Давайте остановимся на каждом уровне пирамиды Дилтса и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

НЕМНОГО ТЕОРИИ...

Каждая «полочка» обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем - окружением.

На двух нижних уровнях - окружения и поведения - и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, - здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?».

Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, - балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос - «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

...И ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий»:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с N.

Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные - тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, - плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, - асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на остальные наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом?

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая - это банальное получение удовольствия. Вторая - это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

О ЛОМКЕ И ДИССОНАНСАХ

Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, мы помним, что на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания - начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн

После того как вы определились с подходящим решением, «пройдитесь» с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть, найденное решение попадает в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое либо скорректируйте выбранное.

Таким образом, пирамида логических уровней - это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего «Я», помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

Сергей Дубовик , бизнес-тренер

Пирамида Дилтса(Модель логических уровней, Нейро-логические уровни, Логические уровни)

Великолепная, простая, работающая вещь.

Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Здесь постараюсь как можно более кратко и просто изложить эту модель.

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях. В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних.

Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему):

  • окружение - уровень реакции
  • поведение - уровень действия
  • способности - уровень источников и направления
  • убеждения и ценности - уровень дозволения и мотивации
  • идентичность - какую социальную «роль» я играю, кто я?
  • миссия - видение, смыслы, духовный уровень
    Описание уровней

Каждая "полочка" пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение - условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение - всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос "Что делает?" и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) - это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень - окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. В конечном счете, на этих двух уровнях - поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос "Как?". Способности обуславливают выбор поведения, своего рода - внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности - э то то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность - с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете - шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь - «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями?Ради чего играется та или иная роль?

Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения… Этот уровень относится к тому, что может являться видением или "духом" личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: "Зачем? Ради чего? В чем смысл?".

Какая польза от Пирамиды Дилтса.

1. Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла.

А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Примеры:

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше - Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности - развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности - в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я - супер пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях - распространенное дело, то на трех верхних - редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания.

2. Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам - вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] Петиколлен Кристель

Пирамида логических уровней

Пирамида логических уровней

Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное окружение. Так возникла пирамида логических уровней. Чтобы вам было понятно, можно вновь обратиться к примеру воскресного отдыха на пляже: Кристель всего одна, а вот пляжей – много.

Пирамида логических уровней

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ТЕОРИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ По нашему мнению, наиболее эксплицитная и совершенная модель человеческой коммуникации и психотерапии описана в работах Грегори Бейтсона и его коллег. Являясь широкообразованным исследователем, наделенным к тому же острым умом, Бейтсон

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Стратегии гениев (Аристотель Шерлок Холмс Уолт Дисней Вольфганг Амадей Моцарт) автора Дилтс Роберт

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите. Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Примеры логических уровней Логические уровни отдельного человека Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».Другими

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Убеждения на логических уровнях Вопрос: Может ли система убеждений или последовательность убеждений быть ограничена или вызвана неким предшествующим убеждением?Ответ: Да.Вопрос: В этом случае убеждение относилось к очень юному возрасту и заключалось в следующем: «У

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Пирамида любви Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

О логических связях В рассудочные ассоциации следы связываются нами по внутренней логической необходимости: как причина и следствие, как средство и цель, как целое и необходимая его часть, как положение и вывод и т. д.Всякая механическая ассоциация может быть превращена

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Из книги автора

Теория логических типов В попытке найти решение проблем, основанных на парадоксах внутренней референции и «зацикленности», философ и математик Бертран Рассел создал «теорию логических типов». Согласно Грегори Бейтсону (Steps to an Ecology of Mind, c. 202), «центральным положением

Из книги автора

Изменение логических уровней Одна из наиболее распространенных и эффективных тактик «Фокусов языка» заключается в том, чтобы сменить категорию некой характеристики или переживания, переводя их с одного логического уровня на другой (например, отделяя идентификацию

ПОДЕЛИЛОСЬ

Пирамида Дилтса — модель логических уровней. Нейро-логические уровни, логические уровни. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Великолепная, простая, работающая структура

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях.

В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему)

  1. окружение – уровень реакции
  2. поведение – уровень действия
  3. способности – уровень источников и направления
  4. убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации
  5. идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?
  6. миссия — видение, смыслы, духовный уровень

Описание уровней

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?

Миссия — это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Какая польза от Пирамиды Дилтса

Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек. Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – супер-пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях – распространенное дело, то на трех верхних – редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания

Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам – вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Таблица проработки целей

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Понравилась статья?

Что еще почитать