По уходу за беременными. Советы беременным. Осторожно: витамин А

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).

Биологические предпосылки агрессивности

Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.

В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.

Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.

Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».

Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.

Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.

Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.

Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.

Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.

Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.

В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.

Социальные предпосылки агрессивности

Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.

Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.

Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.

Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.

Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.

Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.

Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.

Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.

Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.

Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.

Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.

Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.

Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.

Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.

Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информации (в современном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.

Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.

Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.

Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!

Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.

Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.

Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.

Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.

Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.

Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.

Возрастные кризисы

Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?

Кризис 3 лет

У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».

Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.

Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.

Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.

Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.

При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.

Что делать?

Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.

Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.

Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.

Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.

Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.

Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.

По материалам книги Е. И. Шапиро

– вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

МКБ-10

R45.6 F91

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Патогенез

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.

Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.

Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида .

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения , правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру , психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии . Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • . Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия . Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь 26.11.2016 00:11:34,

Всего 2 сообщения .

Еще по теме "Агрессия у детей":

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные...

Агрессия ребенка в 2 года к животным. Добрый день, родители. Прошу у вас помощи, в такой нелегкой для меня темы, как агрессия у ребенка к животным и старшему брату.

Почему ребенок агрессивный? Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя агрессивно по в Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Агрессивное поведение приемного ребенка. Агрессия против себя самого: причины. - поколотить стол надувным молотком и т. д. Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей. 6 причин агрессивного поведения у детей ".

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей. Проблема агрессии у дочери. Дочке 9 лет, 3 класс. Очень агрессивна, с школе и во дворе других детей бьет только так. Её наказали за удар по лицу? Вы или воспитатель? агрессия 8 лет.

агрессия у малыша 2,5 лет. Детско -родительские отношения. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Я стала очень агрессивной и злой в. -- посиделки. Ребенок от рождения до года. Я стала очень агрессивной и злой в последнее время.Не устраивает меня все,хотя у меня есть то,что я хотела и хочу.Мне Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Дочке 6,5 лет. С год уже замечаю, что она сильно грубит. с папой и со мной. Когда говорю ей, что это обидно, неприятно, некрасиво, она обижается, и просит прощения со слезами. Но через час может начаться все снова. Не давно увидела, что в детском саду с подругами она может вести себя так же. как будто желает этим выделиться. так как по характеру она не "Первый зайчик" на утреннике.

Виды агрессии у детей. Как исправить поведение агрессивного ребенка. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. 6 причин агрессивного поведения у детей. Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям? Версия для печати.

Мамам гиперактивных и агрессивных детей. ...затрудняюсь выбрать раздел. Мамам гиперактивных и агрессивных детей. Совместное чтение книг, обязательное обсуждение прочитанного Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя Драться в том числе (возможно бывал бит, но ни разу не жаловался и всячески скрывал 6 причин агрессивного поведения у детей.

6 причин агрессивного поведения у детей. Стал агрессивным где-то после 1,5 лет. Часто бьет кота, родителей, детей. агрессии. 5. не воспринимает окружающих, как чувствующих людей - обращать внимание ребенка на любое проявление эмоций у него и у окружающих его людей.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал...

Сияющие глаза, упругая кожа и блестящие волосы выдают окружающим маленькую тайну женщины. Что касается выбора косметических средств, можем вас успокоить: большинство из них годится и для беременных.

Особенно мягкое действие на кожу оказывает такая косметическая продукция, как кремы, лосьоны, дезодоранты, не содержащая спирта, парабенов и других консервантов.

Женщину всегда волнует, как она выглядит, но во время беременности этот вопрос встает особенно остро. Фигура быстро меняется, а привычные процедуры, например, макияж или окрашивание волос, посещение солярия или эпиляция, могут привести к необычным последствиям или не рекомендованы врачом...

Ежедневный душ

Теплая струя воды (температурой примерно 37 °С) придает много сил и энергии, при этом щадяще действует на кровообращение. При таких условиях можно принимать душ сколь угодно часто. Но с мылом и гелями обходитесь экономно, чтобы не пересушить кожу. Средства для душа с нейтральным показателем кислотности ph, в состав которых входят смягчающие масла, стимулируют естественную защиту кожи. После водной процедуры рекомендуется нанести на тело крем, обладающий смягчающими, увлажняющими или защитными свойствами.

Ванна

Беременные могут спокойно наслаждаться расслабляющим действием ванны, однако не следует продолжать процедуру. Горячая, свыше 38 °С, ванна способствует повышению внутренней температуры тела матери, а вместе с ней и температуры плода. Чтобы не увеличить опасность возникновения патологии, особенно тщательно нужно соблюдать это правило в первые три месяца беременности.

Лицо

Из-за повышенного уровня эстрогена в тканях скапливается больше жидкости. Это становится заметно не только по вашему телу, но и по лицу. Морщинки исчезают, кожа выглядит более гладкой и розовой. Однако действие эстрогена не всегда оказывается таким благотворным. Будущие мамы могут чувствовать себя особенно, когда этот гормон вызывает усиленную работу сальных и потовых желез, провоцируя тем самым появление прыщей и угрей. Чаще всего на ухудшение состояния кожи жалуются женщины, и без того имеющие склонность к угревой сыпи.

Но стоит остерегаться косметических средств, содержащих фруктовые кислоты, витамин А или салициловую кислоту. Существует подозрение, что эти ингредиенты в высокой концентрации способны повредить ребенку или вызвать преждевременные роды.

Кожа

Многие женщины страдают от того, что кожа становится сухой и шелушащейся. Если еще до беременности у вас был легкий нейродермит, то сейчас состояние может ухудшиться. Облегчение принесут не только питательные кремы, лосьоны или масла для тела, но и обильное питье. Поэтому на протяжении всей беременности вы должны ежедневно выпивать как минимум 2,5 литра минеральной воды или разбавленных соков.

В особенном уходе нуждается теперь и ваш постоянно растущий живот. Ведь кожа в этом месте должна выдержать экстремальное растяжение: к родам объем живота увеличивается в среднем до 100 см.

Натуральные растительные средства (например, масло абрикосовых косточек или пшеничных зародышей, миндальное или кунжутное масло) защищают кожу, подвергающуюся чрезмерным нагрузкам. Целенаправленно применяя их наряду с ежедневным щипковым массажем, вы сможете предотвратить появление растяжек.

Кожа лица во время беременности, как правило, тоже выглядит лучше, чем раньше: склонность к жирности уменьшается, практически не появляются прыщи.

Однако, если ваша кожа сухая от природы, сейчас ей может потребоваться дополнительное увлажнение. Подберите мягкие средства для ухода, не пользуйтесь тониками и лосьонами, которые содержат спирт, и оберегайте ее от дополнительного пересушивания.

Пигментация

Нередко во время беременности у женщин, особенно брюнеток, появляются на лице пигментные пятна. Почти симметричные области потемнения, образование которых вызвано действием гормонов, появляются на лбу, щеках, висках и скулах в виде маски, которая носит название «хлоазма».

Обычно от этих пятен не остается и следа через 3-4 месяца послеродов, однако предотвратить их возникновение во время беременности практически невозможно.

Старайтесь не подставлять лицо под прямые солнечные лучи и пользуйтесь специальными защитными кремами. В случае появления пигментации вы можете использовать отбеливающую косметику, рекомендованную будущим мамам.

Также могут вам помочь и некоторые домашние средства - маски из смеси тертого яблока, яичного желтка, оливкового масла и меда или сок из свежих листьев календулы.

Усиление пигментации коснется и некоторых областей вашего тела - так, станут более темными околососковые кружки, могут потемнеть шрамы, более заметной станет вертикальная линия на животе. Вам не стоит переживать из-за этого - после родов все вернется в норму.

Растяжки

Большинство будущих мам беспокоит возможность появления на коже стрий - растяжек, которые могут превратиться в рубцы. Из возникновение вызвано тем, что в процессе неизбежного увеличения объема некоторых частей тела происходит микроповреждение волокон соединительной ткани. Однако предотвратить их образование в большинстве случаев вполне возможно.

Особое внимание уделите своему телу, если ваша кожа имеет склонность к появлению таких светло-розовых или белых линий - они могли появиться у вас в подростковом возрасте, когда размеры тела быстро увеличивались, или же при быстром увеличении массы тела.

Нередко эта склонность является семейной чертой, поэтому, если у ваших ближайших родственниц во время беременности или при резком наборе веса появляются растяжки, вам следует сейчас принять все меры для их предупреждения у себя.

В первую очередь следите за своим весом: быстрое увеличение объемов, как во время беременности, так и в обычном состоянии, может стать причиной перерастяжения кожи.

Вы можете помочь своей коже сохранить эластичность, используя специальную косметику для беременных женщин. Средства для ухода за телом, содержащие эластин, миндальное молочко, масло зародышей пшеницы или жожоба, помогут вам в этом. Вы можете приготовить смесь масел и самостоятельно.

Налив масло или выдавив крем на ладонь, нанесите средство на чистую (лучше немного влажную) кожу живота, талии и бедер и мягко разотрите. Нежными круговыми движениями втирайте крем или смесь масел в кожу.

Если ваша матка находится в состоянии нормального тонуса, то вы можете растереть живот и бедра при помощи махрового полотенца или пощипать живот, пока кожа не станет розовой.

Регулярные упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, хорошая поддержка растущего животика и контрастный душ помогут вам сохранить тонус кожи на протяжении всей беременности.

Изменения груди

Как только ее размеры станут больше обычных, сразу же подберите более удобный бюстгальтер - хорошая поддержка убережет бюст от обвисания.

Упражнения, направленные на укрепление мышц, поддерживающих грудные железы, помогут вам сохранить их форму, а контрастный душ и втирание специальных кремов поддержит тонус кожи и предотвратит образование растяжек.

При отсутствии аллергии на ароматические масла вы можете использовать их для ежедневного ухода за своим бюстом. Наносите средство ладонью с вытянутыми пальцами на кожу груди около соска. После этого растирайте крем или масло легкими движениями по направлению от соска к плечу.

Депиляция

Если вы обычно избавляетесь от нежелательных волос на теле при помощи биоэпиляции горячим воском, вам следует учитывать тот факт, что при склонности к варикозному расширению вен дополнительный разогрев голеней вам сейчас может только повредить. А вот волосы на руках или лице удалять таким способом вполне допустимо и во время беременности.

Не прибегайте к электроэпиляции!

К использованию кремов для удаления волос у медиков отношение неоднозначное. Хотя их вредное воздействие на ребенка не доказано, все-таки постарайтесь не пользоваться ими слишком часто, особенно в области бикини. А вот обычное бритье для вас сейчас совершенно безопасно, не забывайте только о хорошем увлажнении кожи.

Пилинг: польза для кровообращения

Женщины, принимающие специальную ванну для пилинга всего тела, не только удаляют отжившие чешуйки эпидермиса, но и заботятся о хорошем кровоснабжении кожи. После этой замечательной косметической процедуры кожа особенно хорошо реагирует на ухаживающие лосьоны, кремы и масла. Она становится более эластичной и стойкой, что хорошо защищает вас от вредных воздействий окружающей среды.

Усиленное потоотделение - это совершенно нормально

С началом беременности деятельность потовых желез становится более интенсивной. Это может привести к повышенному потоотделению и усилению запаха тела. Наряду с мягким дезодорантом рекомендуется использовать пудру для тела, которая как губка впитывает в себя пот.

Солнцезащитные средства и средства для загара

Усиленная пигментация кожи во время беременности вызвана образованием большого количества МСГ (меланоцитстимулирующего гормона), который активизирует пигментные клетки кожи (меланоциты). Из-за избытка гормона вы получите не только более интенсивный загар, но и, как это ни печально, некрасивые коричневые пятна на коже. Особенно ярко они выступают на лице после того, как вы побыли на солнце. Вашими помощниками в решении этой проблемы могут стать солнцезащитные кремы с высоким коэффициентом защиты. Будьте внимательны: если вы загораете в своей родной климатической зоне, то вам вполне подойдет коэффициент защиты не менее 20-ти. А вот в том случае, если вы решили погреться под жарким южным солнышком, - не менее 50-ти. В любом случае солнцезащитные средства уберегут вас от ожогов и послужат для профилактики пигментных пятен. Если последние все-таки появятся, не расстраивайтесь: уже в первые дни после родов кожа в проблемных зонах снова побледнеет. В большинстве случаев, когда малышу исполняется 4-6 недель, пигментные пятна у мамы полностью исчезают.

Применение кремов для загара не вызывает у врачей никаких возражений. И во время беременности вы можете добывать себе красивый загар из тюбика. Ведь активные вещества таких средств воздействуют исключительно на поверхностный слой кожи, глубокого проникновения в организм не происходит. Вот только помните, что кремы для загара не способны бороться с пигментными пятнами, наоборот, они еще больше усиливают их.

Осторожно: витамин А

Откажитесь от приема препаратов витамина А (ретинола), «способствующих загару». В период беременности повышенное количество этого витамина (свыше 10 000 ME 1 в день) может повредить ребенку и стать причиной различных дефектов в его развитии. При сбалансированном питании предел нормы не превышается, поэтому дополнительно принимать витамин А не следует.

Волосы

Под действием гормонов, вырабатывающихся при беременности, у большинства будущих мам волосы начинают выглядеть просто великолепно. Они гораздо меньше выпадают, приобретают сильный блеск, а прическа становится более пышной. Однако и они сейчас будут требовать к себе особого внимания.

Если у вас длинные волосы с секущимися кончиками, после тщательного мытья шампунем наносите на них специальный увлажняющий бальзам.

Обладательницам сухих волос для их дополнительного укрепления можно посоветовать втирать в кожу головы за час до принятия ванны оливковое масло.

Старайтесь дополнительно не пересушивать волосы.

Что касается шампуней, ополаскивателей, питающих или укрепляющих волосы масок, они безопасны. Вы можете и впредь спокойно пользоваться своими любимыми средствами. Нужно исходить из того, что если вы хорошо переносили их раньше, то они и сейчас не вызовут у вас аллергии или кожного раздражения. Однако иногда появляется необходимость в смене привычной косметики для волос. Это связано с усиленной выработкой во время беременности гормона эстрогена, который непосредственно влияет на волосы. Они могут стать либо более густыми, пышными и блестящими, либо, наоборот, утратить блеск, поредеть и выглядеть сальными. По окончании беременности вместе с понижением уровня эстрогена наступает непродолжительный период усиленного выпадения волос - это пройдет через несколько недель.

Окрашиванию и перманентной завивке волос тоже дается зеленый свет. Только используйте при этом химикаты, которые считаются неопасными для вашего ребенка. Но если вы хотите получить стопроцентные гарантии, то лучше откажитесь от окрашивания в первые три недели беременности. В конце концов, можно обойтись и без химии: ее вполне способны заменить щипцы, бигуди, растительная краска или в крайнем случае тональный шампунь.

Окрашивание волос

Если вы обычно окрашиваете свои волосы при помощи химических красителей, то ваш врач посоветует вам отказаться от этого до конца беременности.

Хотя каких-либо исследований в этой области не проводилось, все-таки будущей маме лучше воздержаться от этого, тем более что сейчас у вас повышен риск развития аллергических реакций даже на те вещества, которые спокойно переносились до беременности. Подсушивающее действие краски также может негативно сказаться на состоянии ваших волос, которые и так стали более сухими, чем раньше.

Многие врачи в наши дни советуют женщинам вообще воздерживаться от окраски волос или использовать стойкие краски как можно реже.

Так, американские и шведские исследователи выявили повышение риска онкологических заболеваний, в частности - рака мочевого пузыря, у женщин, регулярно красящих волосы на протяжении пяти лет. А их британские коллеги предупреждают о повышении риска цирроза печени.

Под удар попадают также парикмахеры, специализирующиеся на окраске и химической завивке волос.

Вы можете придавать своим волосам желаемый оттенок, пользуясь природными красителями - хной и басмой, настоем цветков ромашки, шалфея или красного дуба, а так же масками, в состав которых входит крепкий кофе. Эти же средства помогут скрыть седину.

Также не противопоказано вам мелирование и колорирование, при котором волосы не будут окрашены от самых корней.

Стрижка

Одно из распространенных народных поверий запрещает будущим мамам стричься.

Стричься вам сейчас не только можно, но и нужно, ведь ухоженные волосы всегда позволяют женщине чувствовать себя на высоте.

Тем более что после рождения ребенка многие мамы отказываются от длинных волос, требующих особого ухода, и сложных причесок, предпочитая простые стрижки, поэтому, возможно, стоит начать поиск нового образа уже сейчас.

Эпиляция

Следует соблюдать осторожность в применении кремов-эпиляторов: отдельные компоненты, входящие в их состав, способны проникать через кожу и оказывать негативное влияние на развитие ребенка. В качестве альтернативы используйте кремы из чистых натуральных продуктов или воск, который во время беременности может оставлять на коже синяки. Против бритья стерильными лезвиями, в принципе, не существует никаких возражений, если только вы не поранитесь. В этом случае, во-первых, возникнет опасность инфекции, следствием которой может стать необходимость принимать антибиотики, а во-вторых, кровотечение будет очень обильным, так как во время беременности кровеносные сосуды расширяются.

Поскольку на сегодняшний день нет никаких научных данных о том, какое воздействие оказывает на плод лазерная эпиляция, в профилактических целях от нее лучше отказаться. Любой вид электроэпиляции: электролиз, термолиз, диатермия, блэнд-метод и пр. - временно остается под запретом.

Лак для ногтей и губная помада

Ваши губы и ногти могут сохранить привычный цвет: применение лака для ногтей и губной помады во время беременности не вызывает опасений. Хотя лаки и средства для их удаления и содержат ядовитые вещества, но их количество настолько незначительно, что возможность их негативного воздействия на здоровье оценивается как маловероятная. Когда вы красите ногти или удаляете лак, вам достаточно открыть окно и держать руки подальше от лица, чтобы предотвратить вдыхание испарений и запахов в повышенной концентрации. Если вы хотите нарастить ногти, то дерзайте! Только обратите внимание, достаточная ли вентиляция в вашем салоне? Помещение должно хорошо проветриваться, чтобы вы не могли там надышаться вредными испарениями. Существует и еще один нюанс: есть вероятность, что вследствие гормональной перестройки вашего организма наращенные ногти будут не очень хорошо держаться.

На роды - без лака

Перед родами лак для ногтей и искусственные ногти необходимо удалить. Это обезопасит вас в случае возникновения осложнений. Медики нажимают на ногтевую пластину. В течение 2 секунд кровоснабжение должно восстановиться, а кожа под ногтем снова зарозоветь. Если этого не произойдет, медики распознают низкое артериальное давление и связанные с ним сердечно-сосудистые проблемы.

Украшение тела

Пирсинг и татуировки не принесут вам вреда, если они были сделаны еще до наступления беременности. Но сережка в пупке к концу беременности будет торчать наружу и начнет вам просто мешать, поскольку животик станет очень выпуклым. Поэтому украшение с пупка придется своевременно удалить, так же, как и с сосков.

Если возникнет необходимость в кесаревом сечении, то металлические украшения, где бы они ни находились, нужно снять. И это не только требование гигиены. Дело в том, что при наркозе с использованием дыхательного шланга вам может навредить пирсинг во рту. Однако опасность таят и все остальные украшения. В том случае если разрез тканей или запаивание сосудов будет осуществляться при помощи электричества, металлические предметы вам явно навредят. Ваше тело - хороший проводник. Электричество легко достигнет украшения, что вызовет ожог окружающего участка кожи.

Вы скажете: «Раз нужно удалить пирсинг, придется навсегда с ним попрощаться. Ведь проколы зарастут!» Не переживайте, не все так катастрофично. Вот вам один совет: снимите сережку и вставьте в освободившееся отверстие пластиковую трубочку. Обрежьте ее до нужного диаметра и носите до того момента, когда вновь можно будет вернуть любимое украшение на его привычное место.

Делать стильное тату или новый прокол во время беременности запрещается категорически. Через повреждения кожи в организм могут попасть возбудители болезней, вызывающие бактериальные инфекции и инфекционные заболевания (в том числе гепатит С или СПИД). При нанесении татуировки нельзя исключать возможность аллергических реакций на краски и чернила. Нередко это проявляется в развитии нарушений кровообращения: пульс и дыхание учащаются, давление падает, начинаются головокружение, тошнота, возможна потеря сознания. Все это крайне отрицательно скажется на ребенке, поскольку будет нарушено снабжение его кислородом.

В том случае если ваша татуировка украшает спину приблизительно на уровне бедер, могут возникнуть проблемы с эпидуральной анестезией (ПДА), которую сейчас нередко делают во время родов для уменьшения болей. Как раз в этом месте анестезиолог должен ввести между позвонками пункционную иглу, чтобы обеспечить поступление обезболивающего средства. Аллергенные или ядовитые красящие пигменты с татуировки вместе с иглой могут проникнуть в чувствительную полость позвоночника. В таких случаях возможны токсические реакции и неврологические осложнения.

Из осторожности многие анестезиологи отказываются делать ПДА, если на том месте, где нужно сделать укол, есть татуировка.

Очки - тоже украшение

Женщины, которые носят контактные линзы, должны во время беременности несколько изменить свое отношение к ним и вспомнить про старое проверенное средство - очки. Повышенное скопление жидкости в организме часто влияет на толщину и форму роговицы, отчего нарушается правильная посадка линз. А к концу беременности нередко появляется сухость глаз, что может вызвать ощущение дискомфорта. Выйти из положения можно с помощью очков -носить вы их будете недолго, только до родов. Волее подробные сведения вы получите у окулиста, который должен будет проверить и ваше зрение, и посадку линз. Он же еще раз проверит и ваши очки. Ношение контактных линз до самых родов может привести к осложнениям: например, во время сильных потуг в глазах могут полопаться сосудики.

>>> правильный уход

Для того чтобы обеспечить нормальное протекание беременности, нужно осуществлять постоянный контроль и уход за ее развитием. Беременная женщина и развивающийся в ее утробе плод, чрезвычайно чувствительны к воздействию разного рода неблагоприятных факторов.

Уход за беременностью включает несколько основных моментов: гигиена, питание, физические упражнения, наблюдение у врача специалиста.

Соблюдение норм по уходу за беременностью помогает предотвратить различные осложнения и сохранить здоровье матери и ребенка.

Гигиена во время беременности
Во время беременности особое значение нужно уделить гигиене. Тщательное соблюдение чистоты тела предотвращает развитие многих инфекционных заболеваний и помогает сохранить нормальную микрофлору тела матери, которая после родов передается ребенку.

Секрет, выделяемый сальными и потовыми железами, является благоприятной средой для развития различных микроорганизмов, поэтому, во время беременности нужно тщательно следить за чистотой кожи. По утрам рекомендуется мыть руки, шею и лицо теплой водой с мылом. Туловище и грудь обтирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают жестким полотенцем. Для поддержания чистоты тела во время беременности рекомендуется принимать непродолжительный теплый душ. Частое принятие ванны нежелательно – во время принятия ванны во влагалище женщины поступает некоторое количество воды и микробов, которые могут вызвать воспаление. Категорически запрещается париться в бане, так как это может вызвать преждевременное прерывание беременности.

Уход за молочными железами
Молочные железы во время беременности интенсивно развиваются, готовясь к предстоящей лактации. Уход за молочными железами подразумевает в первую очередь регулярное обмывание груди кипяченой водой комнатной температуры с мягким мылом. После обмывания молочные железы просушивают и растирают жестким полотенцем. Для закаливания сосков можно положить в чашечки бюстгальтера по кусочку чистого холста.

Если соски втянуты, то рекомендуется массировать их на протяжении двух последних месяцев беременности. Массаж сосков осуществляется следующим образом: сосок захватывается и немного оттягивается большим и указательным пальцами, смазанными вазелином или кремом. Массаж длится 3-4 минуты для каждого соска и повторяется 2-3 раза в день.

Одежда во время беременности
Основным требование к одежде во время беременности является то, что она должна быть свободной, не сковывать движений женщины и не сдавливать живот, к тому же, зимняя одежда одновременно должна быть достаточно теплой.

Обувь должна быть удобной, не невысоком, широком каблуке. Начиная с 5 месяца беременности для предотвращения образования «растяжек» и сохранения формы живота рекомендуется носить бандаж. При этом нужно следить за тем, чтобы бандаж не оказывал сильного давления на живот, а только поддерживал его. Форму грудей поможет сохранить специально адаптированный для беременности бюстгальтер.

Физические нагрузки и сон во время беременности
Беременной женщине категорически противопоказаны чрезмерные физические нагрузки и утомительный физический труд. При этом непродолжительные занятия физкультурой (зарядка) оказывают благоприятное влияние на развитие беременности. Беременным женщинам нельзя совершать резких движений, поднимать тяжести. Также не рекомендуется шить на ножной швейной машине и кататься на велосипеде. Полезны спокойные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух оказывает успокаивающее действие на нервную систему и улучшает снабжение плода кислородом. Кроме того, умеренные физические нагрузки во время беременности помогают установить правильное положение плода в матке, которое осуществляется на последних месяцах беременности.

Купание в бассейне и море разрешается только при неосложненном протекании беременности.

Длительность сна во время беременности должна быть не менее 8 часов в сутки. Особенно важен нормальный ночной сон, хорошо восстанавливающий силы организма.

Питание во время беременности
Сбалансированное питание является залогом нормального протекания беременности.

Рекомендуется есть 4 раза в день. Пища должна содержать достаточное количество белков (60% необходимости в белках, покрывается за счет белков животного происхождения). При этом рацион должен на 25% состоять из рыбы или нежирного мяса, 25% молочных продуктов, небольшого количество яиц. Из растительных продуктов рекомендуется употреблять овощи (картофель, капусту, бобовые, крупы). Потребность в углеводах покрывается за счет небольших количеств сахара, хлеба и фруктов. Чрезмерно употребление сладостей во время беременности нежелательно. Рекомендуется ограничить потребление специй и копченых продуктов. Потребляемые жиры должны быть в основном растительного происхождения (животное сало во время беременности запрещено).

Количество потребляемой поваренной соли не должно превышать 6 граммов в день. Для предотвращения чрезмерного накапливания воды в организме во второй половине беременности количество жидкости потребляемой в сутки не должно превышать 1-1,2 литра. Во время беременности и кормления грудью нужно воздерживаться от потребления газированных напитков.

Во время беременности потребность организма женщины в витаминах значительно возрастает. Сбалансированное питание не всегда способно компенсировать эту потребность. Поэтому, с самого начала беременности (или за некоторое время до зачатия), рекомендуется принимать поливитаминные и минеральные препараты. Прием этих препаратов должен быть согласован с врачом, наблюдающим беременность.

С 28 недели развития осуществляют контроль позиции плода. При необходимости назначают специальные физические упражнения, для придания плоду правильного положения в матке.

С 36 недели проводят повторный контроль половых органов женщины. При необходимости назначают дополнительные методы исследования плода и матери.

В предродовой период консультация врача осуществляется по специальным показаниям.

Обычно, параллельно с осмотром беременной женщины, врач беседует с ней, отвечая на различные вопросы, возникшие у будущей матери. Желательно чтобы на разъяснительных беседах присутствовали оба родителя. Психологическая подготовка во время беременности важна для поддержания в семье нормальных теплых отношений и подготавливает родителей к предстоящим родам и появлению ребенка.

Библиография :

  • Михайлов В.В.Будущим мамам / Л., 1990
  • Беременность и роды: Справ.будущей мамы, Олма-Пресс, 2002
  • Бурков С.Г. Беременность и здоровье М. : Фитон+, 2000

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что еще почитать