Почему подростки плохо учатся. Как заставить хорошо учиться ребенка в школе. Чем это кончится

Многим родителям знакома ситуация, когда до 6-7 класса ребенок неплохо учился, потом вдруг ему стали неинтересны уроки и безразличны оценки. Он может часами сидеть за компьютером, лежать на диване, слушая музыку, или пропадать из дома. Каждый год эта «болезнь» заражает новых подростков.

Что делать? – вечный вопрос, которым задаются многие поколения взрослых.

Причины отсутствия заинтересованности в учебе

Психолого-педагогическая наука выделяет 2 группы факторов – физиологические и социальные.

Физиологические проблемы

Половое созревание и бурный физический рост, порождающий проблемы с сердцем, а также смена эмоционального фона ведут к тому, что подросток становится раздражительным. Он нервничает по незначительному поводу и не может успокоиться.

Рост мышечной массы не успевает за ростом костей, из-за чего ребенок переутомляется и испытывает постоянную усталость. Наблюдаются спазмы и боли в сердце, мозг не получает достаточно кислорода. Появляется рассеянность, затормаживаются психологические процессы, затрудняется восприятие и память. В таком состоянии усвоение учебного материала дается нелегко.

Социальные факторы

Физиологические проблемы порождают социальные. Невозможность контролировать эмоции ухудшает взаимоотношения со сверстниками и учителями. Неумение решать конфликты заставляет подростка избегать их, пропускать школу. Потребность в общении и желание быть понятым может привести его в плохую компанию.

Подростковый возраст – период переоценки ценностей. Если перед глазами пример того, как образованный человек не нашел своего места в жизни, а бывший двоечник стал успешным, то мотивация к учебе резко снижается.

На успеваемость школьника влияют проблемы в семье: отсутствие комфортных условий, рабочего места, принадлежностей, конфликты между родителями. Одинаково вреден как тотальный контроль, так и попустительство, когда родители не интересуются школьной жизнью ребенка.

Желание учиться пропадает из-за гиперактивности, чрезмерного увлечения гаджетами или из-за нагрузок, когда помимо школы ученик посещает разные кружки и секции.

Выявление причин – первый шаг к решению проблемы, от них зависит механизм конкретных действий родителей. Психологи рекомендуют начинать с простых и очевидных вещей.

Обустройте рабочее место

Создайте комфортные условия и правильно организуйте рабочее место для домашних заданий. У ребенка должно быть личное пространство, отдельная комната или хотя бы свой уголок.

Разнообразьте досуг

Наблюдайте за ребенком для определения его интересов, которые могут стать мостиком к заинтересованности учебным предметом. Он должен утолить возрастную жажду – познание себя. Подкиньте ему книжки о современных подростках, которые будут понятны и близки. Расскажите ему о собственном взрослении без прикрас. Ищите стимулы для обучения ребенка. Поощрением за успехи в четверти может быть посещение рок-концерта, поход на байдарках, поездка на конкурс или покупка компьютера.

Смените школу

Если причина нежелания учиться в конфликте с одноклассниками или учителем, который не разрешается, стоит подумать о смене классного коллектива или школы.

Наймите репетитора

При проблемах усвоения конкретного предмета нужно постараться ликвидировать пробелы, самостоятельно занимаясь с ребенком. Сейчас есть много обучающих онлайн программ. Если позволяют материальные возможности, наймите репетитора.

Больше общайтесь

Ежедневно беседуйте о школьной жизни подростка, проявляйте интерес и терпение, даже в ответ на дерзость. Приводите примеры плюсов обучения и перспектив: интересная и высокооплачиваемая профессия, работа за рубежом и карьерный рост.

Учитесь слушать и слышать ребенка, доверять ему, будьте откровенны, уважительно относитесь к его идеям, рассуждениям, хвалите и находите за что. Главное: любите своего сына или дочь таким, какой он есть, показывайте, что вы верите в него и всегда будете на его стороне.


Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах...

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил . Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

«Как заставить подростка учиться в школе» – один из самых распространенных вопросов, с которым обращаются родители к психологам. Действительно, трудно найти школьника подросткового возраста, который посещал бы учебное заведение с радостью. На это есть масса причин, и не только педагоги тому виной. Очень часто подросток не хочет учиться в силу других обстоятельств.

Чаше всего, когда ребенок приходит из школы, он слышит один и тот же вопрос: «Что ты получил?» Но учителя не всегда справедливы к детям: они тоже люди, «а люди могут обмануться».

Этот вопрос родителей дает понять подростку, что их интересуют не его знания, а только его оценки. Взрослые часто идут на подмену, замещая потребность в познании умением заставить учителя поставить нужные отметки.

Несколько советов по поводу того, что делать, если подросток не хочет учиться, вы найдете в этом материале.

Как изменить отношение ребенка к учебе

Вам знакомы темы, которые проходит ваш ребенок по разным предметам? Если они не интересны вам, почему они должно быть интересны ему?

Конечно, вы можете сказать, что ваши родители никогда вас не спрашивали о том, что вы узнали, и все же вырастили вас человеком. Но если у вас все хорошо, то зачем вы тогда читаете эту книгу? Нам ведь только кажется, что у наших родителей не было с нами проблем. Кроме того, не стоит забывать, что наши родители жили в иные времена и при другой системе образования.

Известна масса примеров, когда в случае плохой учебы рядом с ребенком садился кто-то из родителей и объяснял трудный материал. Затем, почувствовав, что проблема решена, школьник осваивал и другие дисциплины.

Если подросток не хочет учиться в школе, а вместо уроков предпочитает смотреть телевизор или играть на компьютере, пока вас нет дома, значит, вы тоже любите именно эти занятия.

Известно, что телевизор излучает электромагнитные волны. Когда семья, собираясь вечером вместе, включает телевизор, у ребенка вырабатывается условный рефлекс: излучение от экрана (вне зависимости от типа передач) начинает у него ассоциироваться с домашним уютом и состоянием безопасности. Оставаясь один, он включает телевизор, чтобы вернуть себе это ощущение, но при этом еще и смотрит его.

Как же заставить подростка учиться, пока его дневник не стал полностью красным от «двоек»? От телевизора можно полностью отказаться или ограничить время его просмотра. За обеденным столом необходимо общение, поэтому во время приема пищи телевизор должен быть выключен. Со временем подросток научится жить без телепередач.

Если ребенок понимает материал, который проходят в школе, он самостоятельно выполнит домашнее задание, а потом будет отдыхать. Если он не понимает новую тему или задание для него слишком сложное, то, скорее всего, он начнет с игры, увлечется и забудет обо всем. Это естественная особенность данного возраста.

Чтобы изменить отношение к учебе у самого подростка, нужно либо изменение в поведении его отца, который является идеальным образцом для сына, либо некий испуг в отношении своего будущего.

Если подросток не хочет учиться, а вы не знаете, что с этим делать, просто помогите ему осознать, что есть будущее и что в этом будущем он будет либо человеком, который вызывает уважение, либо тем, кого отказываются выслушать даже близкие. Почему нужен именно испуг, а не рациональное объяснение того, что за свое будущее он отвечает сам? Дело в том, что у большинства подростков за плечами жизнь, в которой родители постоянно подчеркивали, что именно они несут за него ответственность. Этим они объясняли ребенку свое право решать, в какой детский сад он будет ходить, какие дополнительные занятия посещать и какой язык изучать в начальной школе. Именно родители решали, какому репетитору платить. Хотя, возможно, ребенку не раз говорили, что за свое будущее он отвечает сам, это будущее еще не наступило. Потом, когда-нибудь, он, конечно, возьмет ответственность на себя, но пока за все по-прежнему отвечают родители. Нужно показать, что это «когда-нибудь» уже здесь и что прямо сейчас подросток сам строит свое будущее.

Если ваш ребенок-подросток не хочет учиться, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Родитель должен понимать ценность образования (а не говорить ребенку, что он должен учиться потому, что без учебы он попадет в армию), а также интересоваться содержанием учебы.
  2. Не следует демонстрировать подростку, что отдых - это просмотр телевизора или компьютерные игры. Необходимо показать, что это смена деятельности.
  3. Стоит интересоваться не оценками ребенка, а содержанием заданий.
  4. При посещении школы необходимо показать подростку, что вы находитесь на его стороне, а не на стороне учителей.
  5. Встречайтесь с учителями в школе без ребенка, чтобы иметь возможность люфта в поведении.
  6. Всем своим поведением показывайте подростку, что он важен для вас как личность. Если возникают проблемы в учебе, старайтесь их решать самостоятельно и только в случае крайней необходимости нанимайте репетиторов.

Статья прочитана 932 раз(a).

Что еще почитать