Поддерживать детей в стремлении каком и как. Самостоятельность ребенка. рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности. Общение малышей со сверстниками

Клуб Увлеченных Мам

Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка . Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить и заставлять нервничать и переживать. Что нужно знать родителям о развитии самостоятельности ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет , чтобы поддержать стремление малыша к самостоятельности, а не подавить ее? Давайте попробуем выяснить.

Под самостоятельностью в этот период мы будем подразумевать умение делать что-либо без помощи других людей, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности.

Самостоятельные умения и навыки в 2-3 года

В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.

В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.

К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.

Наличие собственной инициативы

Самый оптимальный вариант развития самостоятельности ребенка в раннем возрасте – это не подавлять его инициативу, а всячески поддерживать ее, и тогда вам не придется прикладывать усилий, чтобы научить чему-либо своего малыша. Стремление делать что-то самостоятельно довольно часто проявляется у малыша на втором-третьем году жизни. В этот период важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Родителям нужно всего лишь показать, как это сделать, или просто на словах рассказать о том, что нужно знать малышу, чтобы у него получилось выполнить то или иное действие. И конечно, самое главное в этом деле, дать малышу попробовать это сделать самостоятельно. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Постановка и достижение цели

Самостоятельность к концу второго года жизни существует пока еще на уровне целеполагания: ребенок уже ставит перед собой цели, но не всегда может сам до конца пройти путь для их достижения. Поэтому в этом возрасте ещё требуется помощь взрослого для удержания цели, выполнения определенной последовательности действий и оценки результата. Очень важно вовремя оказать дозированную помощь ребенку, иначе у него может просто пропасть желание действовать в случае постоянных неудачных попыток. Для дальнейшего развития самостоятельности важно, чтобы малыш, достигая цели, видел результат произведенных им самим и совместно со взрослым действий.

К концу третьего года жизни ребенок уже способен путем проб и ошибок организовывать собственную деятельность. Ребенок уже может сам удерживать в памяти поставленную цель, что позволяет достигать ее самостоятельно. Малыш ищет и использует собственные способы осуществления деятельности для достижения цели, становится усидчивым, внимательным. Важным в этот период является именно самостоятельность ребенка при организации деятельности, а не качество результата. А уже с помощью взрослых ребенок оценивает результаты своей деятельности, сравнивает с тем, что хотел получить вначале, что в дальнейшем будет являться основой для формирования еще одного компонента самостоятельности — самооценки.

Я сам

К трем годам происходит ещё одно важное событие в жизни малыша – он начинает осознавать себя как отдельная личность — «я», «мое», «я сам». В это время бурного кризиса ярко проявляются негативизм, своеволие, упрямство, протест, обесценивание того, что раньше было значимо. Для взрослых особенно сложен этот период, когда необходимо кардинально менять свое поведение с ребенком. Все это связано с возрастающей активностью и самостоятельностью ребенка , которые не укладываются в сформировавшиеся отношения со взрослыми. Потребность ребенка в реализации собственных намерений и замыслов является преобладающей в этом возрасте. Кризис «я сам» нельзя избежать или игнорировать, а также с ним не стоит бороться, потому что это важный этап развития личности ребенка. Этот период следует понять и пережить вместе с ребенком, находя опору в любви и принятии друг друга.

Таким образом, к трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность, при этом также владеет необходимыми навыками самообслуживания и опрятности. Задача взрослого на данном этапе развития малыша состоит в том, чтобы принять этот факт и построить на основе этих изменений соответствующие отношения со своим малышом. А как вы реагируете на активное проявление самостоятельности у вашего малыша?

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис.

Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

Осознание ребенком себя как «Я» может быть:

Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

¦он хочет быть таким, как взрослый;

¦он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;

¦он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1

Кризис 3 лет

Симптомы

Основные характеристики

1. Негативизм ярко выражен

Проявляется чаще:

В отношении не к предметной ситуации, а к человеку;

Не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;

Ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям

2. Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение

3. Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку

Симптомы

Основные характеристики

4. Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность

5. Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

Постоянные ссоры с людьми;

Очень агрессивное поведение

6. Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними

Деспотичное

подавление

окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

Ребенок требует постоянного внимания к себе

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку.

2Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

¦отношение к предметному миру;

¦отношение к другим людям;

¦отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

¦к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);

¦к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.

Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность,

уравновешенность и др.) ведет:

¦к предоставлению максимально возможной самостоятельности;

¦к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.

Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.

«1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и...»

Советы педагога-психолога

Памятка родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша

искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах,

серьезное отношение к его первым достижениям и возможным

трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его

нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился

в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.



8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти" Плутарх.

У вас Событие - ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек - неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами - так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Воспитание в младшем школьном возрасте С первого школьного дня главным занятием в жизни ребенка на долгие годы становится учеба. Требования на данный момент к младшим школьникам довольно велики, и с каждым днем планку поднимают все выше и выше.

Наряду с повысившимися требованиями к выдержке и дисциплине ребенка важно также развитие уже имеющихся знаний, прилежания и желания учится. Правила, существующие в современных школах, таковы, что их может выполнить любой нормальный ребенок. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны.

При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе.

Большое значение для сохранения той радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера, царящая в семье.

Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание. По чаще говорите своему ребенку, что вы его любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в учебе.

Имейте веру в вашего ребенка Иметь веру в детей не означает, что вы должны верить, что они всегда будут поступать правильно. Это означает принимать детей такими, какие они есть. Это значит, что они будут действовать соответственно своему возрасту в большинстве случаев - то есть что не всегда они будут готовить еду и стричь лужайку, как обещали. Вместо того чтобы расстраиваться по этому поводу и действовать неуважительно по отношению к ним, мы можем предвидеть это и использовать для мотиваций более приемлемые методы.

Вера в детей не означает, что они готовы к самостоятельности.

Им все еще необходимы ваша любовь, поддержка и помощь в обучении жизненным навыкам. Если мы верим, нам не нужно контролировать и наказывать их. Это дает нам терпение воспитывать их, применяя методы доверия, такие, как совместное решение проблемы, доведение дела до конца, семейные советы.

Задавая им вопросы “что, как и почему?”, мы помогаем детям учиться на своих ошибках. Наличие веры включает в себя прогнозирование предстоящей перспективы и знание того, что дети очень сильно меняются, что они не собираются остаться такими навсегда.

Вспомните все ошибки, которые вы совершили, будучи ребенком, включая те, о которых вы не хотели, чтобы узнали ваши родители. Разве вы не изменились к лучшему? Разве вы сейчас не ответственный и серьезный человек? Вера в детей означает, что с вашей любовью, поддержкой и жизненным опытом, который вы им передаете, они тоже вырастут ответственными людьми.

Особое время вместе

–  –  –

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.

б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо.

Пожалуйста, помните об этом.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

Родителям первоклассников: как помочь ребенку учиться "Помогать или помогать? Сидеть рядом или не сидеть?" - такие вопросы непременно задают учителю на родительских собраниях. В самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, усваивает необходимые навыки поведения, овладевает учебными умениями, он особенно нуждается в пристальном внимании, поддержке, ободрении, присутствии и контроле близких людей.

Чуть-чуть о самостоятельности Ни для кого не секрет - дети должны быть самостоятельными. Но, к сожалению, не все понимают, что такое самостоятельность. Конечно, это не бесцельное и бесконтрольное бегание по улицам, это не подготовка уроков, напрочь лишенная присмотра и заинтересованности взрослых.

А ведь в некоторых семьях обычным явлением бывает самоустранение родителей. "Проверяя" уроки, они молча берут протянутую ребенком тетрадь, молча просматривая написанное, словно не замечая старания или неаккуратности, ошибок и поправок, молча возвращают тетрадь обратно, не выразив ни ободрения, ни недовольства. А раз родители ничего не говорят, у ребенка создается впечатление благополучия, удовлетворенности взрослых его успехами.

Вдумчивое же и серьезное отношение родителей к школьным делам своего ребенка обязательно окупит себя. Взрослые быстро начинают распознавать, когда ребенок действительно может сам готовить уроки, когда он точно понимает задание и твердо знает, чего от него хотят.

Неизменной проверки требует на первых порах также и все, сделанное в группе продленного дня.

Если сравнив, вы увидели, что сын или дочь в школе занимается лучше, чем дома, знайте - это сигнал опасности - усердия ребенка хватит только на младшие классы. Насколько бы самостоятельным он ни был, как только осознает, что его работа никого не интересует, а достижения оставляют домочадцев равнодушными, он станет равнодушным и сам - так спокойнее.

Безусловно, в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, он особенно нуждается в пристальном внимании, ободрении, присутствии и контроле близких людей.

Возможные варианты Обычно любящие родители стараются приурочить к началу учебного года отпуск. Мама берет его в сентябре, папа - в октябре, глядишь и четверть закончилась, а там можно подумать и о продленке.

Иной раз в доме к этому моменту появляется братик или сестренка. Считается, что так мама сможет больше времени уделять своему первокласснику. Тоже вариант. Но он таит в себе много неожиданностей, сложностей, неизбежных волнений и хлопот. Сумеет ли женщина справиться? Не почувствует ли первенец себя одиноким, отверженным и забытым.

Всякая семья поступает по-своему. Главное - принять верное решение и действовать разумно, чтобы не оставить ребенка без внимания, но и избежать мелочной опеки.

Утро вечера мудренее Каждое утро пестрые вереницы детей стекаются к дверям школы. Среди этого говорливого потока особенно выделяются пары: большой и маленький. Чаще всего взрослые провожают учеников начальных классов. Замечательный обычай, доставляющий огромное удовольствие детям. Не отказывайтесь от него даже в том случае, если не надо переходить улицу. Несколько минут рядом с отцом или матерью - и ребенок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре ребенок поймет, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня.

Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребенка желанным. Поднимите настроение малыша, если он "встал не с той ноги", ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня.

Если подсчитать, сколько драгоценных минут родители ежедневно тратят на нотации, указания, то окажется, что это ощутимая, если не основная, часть их соприкосновения с ребенком. На содержательные беседы, истинное общение времени не остается. А детская душа жадно требует именно этого.

Встреча встрече рознь Вспомните слова, которые произносятся чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы. Конечно, вы угадали: "Какие сегодня оценки?" А вы попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: "Что сегодня на уроках было интересного?

Что тебе понравилось, а что огорчило?" Какой необъятный внутренний мир, неизведанный пласт жизни собственного ребенка вы обнаружите. Как трепетно и доверчиво раскроется перед вами его сердце.

Это дорогого стоит.

Дети любят похвалу, всегда стараются доставить радость родителям, но они должны быть уверены: их дела волнуют взрослых, заставляют близких беспокоиться и переживать. Вот и найдите повод похвалить ребенка. Пусть он почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха.

Таким образом, конкретная помощь первокласснику складывается из нескольких вещей:

Непосредственного присутствия рядом с ними родителей;

Заинтересованности взрослых в учебном труде ребенка;

Постоянного контроля за его деятельностью.

От контроля к ответственности и самостоятельности В первые школьные дни лучше всего сесть за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!" Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше.

Он все еще следит за каждым действием малыша, стараясь направлять и поправлять его, но уже не протягивает руку, а останавливает словом:

"Подожди, подумай".

Через пару недель, если все идет благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Для этого бывает достаточно произнести фразу: "Мне нужно прочитать статью, а ты пока напиши строчку и позови меня, я посмотрю". Или: "Реши четыре примера и дай проверить". Контроль чуточку отстранен, но ребенок настроен на добросовестную работу и знает, что должен ответить за ее качество. И если задание будет выполнено прилежно и аккуратно, это лучшее свидетельство появившихся у него новых качеств: старательности и ответственности.

Вы можете предложить ребенку написать половину упражнения или вычислить все примеры и внезапно выйти из комнаты, предоставить его самому себе. Ваше неожиданное отсутствие усилит степень ответственности школьника. Возможно, результаты подчас даже ухудшатся, не смущайтесь и не огорчайтесь. Если подобное и случится, беда невелика, просто придется на время вернуться к предыдущему этапу. Постепенно ребенок обязательно привыкнет к самостоятельной работе, и ваше присутствие вообще перестанет быть необходимым.

Однако следует иметь в виду, что слишком часто желания детей расходятся с их реальными возможностями и умениями. Поэтому поначалу родителям понадобится ежедневно все проверять, следить за записями в дневнике, мгновенно откликаясь на замечания, если конечно, таковые будут. И, безусловно, неуклонно стремиться к тому, чтобы подготовка к школе стала обязательной составной частью режима дня.

Помимо этого, желательна помощь родителей при организации рабочего места, планировании действий, продумывании их порядка и содержания.

Действенная помощь Ну вот, наконец, дети усвоили основные навыки поведения в школе, привыкли к новому образу жизни, приобрели первые знания и умения. Деятельность ребенка постоянно усложняется, а вместе с тем приходит необходимость предпринять очередной шаг в формировании мотивов учения. Теперь уже нельзя ограничиться контролем и поощрением, требуется действенная помощь родителей.

Помощь эта надобна первокласснику прежде всего для того, чтобы научиться работать именно так, как рекомендует учитель или учебник.

Посудите сами. Например, в учебнике ребенок прочитал такое весьма распространенное указание:

"Списать текст, вставить пропущенные слова и подчеркнуть мягкие согласные". На первый взгляд, обозначены три действия: списать, вставить, подчеркнуть. Если же присмотреться внимательнее, то увидишь, что за тремя названными действиями стоят и неназванные.

В действительности школьнику понадобиться проделать следующее:

2 - правильно устно разместить пропущенные слова;

3 - переписать упражнение, вставляя эти слова в текст;

4 - вспомнить, какие согласные называются мягкими;

5 - найти их в каждом слове;

6 - подчеркнуть.

Фактически ребенку предстоит распределить свое внимание между шестью разными действиями и правильно наметить их последовательность. Если эта очередность не ясна ему с самого начала, появляются ошибки, придется возвращаться назад, а то и переделывать задание. Время, затраченное на выполнение работы, существенно увеличится, в тетради появятся помарки, накопиться усталость, настроение испортиться.

Как помочь первокласснику?

Если вы замечаете, что ему трудно удержать в поле внимания все компоненты задания, действия ребенка нужно разбить на этапы.

Сначала спросите: "Подумай, с чего начнешь?" И пусть ребенок выполняет основную часть инструкции: переписывает текст, вставляя пропущенные слова.

Затем перейдите ко второму этапу, подсказав, что и здесь есть несколько шагов: надо вспомнить, какие согласные называются мягкими, найти слова, в которых они имеются, и подчеркнуть их.

Дайте ребенку возможность самостоятельно определить нужную последовательность действий и попытайтесь обосновать ее целесообразность. Позвольте ему самому решить, как удобнее: сначала найти слова с мягкими согласными, а затем подчеркнуть их или же находить и сразу подчеркивать.

На первых порах следите, чтобы ученик в процессе работы обязательно сопоставлял выполненные пункты с требованиями задания, а, закончив упражнение, еще раз проверил себя. Впоследствии такая очередность в действиях станет для него привычным делом.

Очень скоро вы с удовольствием убедитесь в благотворности подобной работы. Она не только скажется на самостоятельности и правильности подготовки уроков, поможет ребенку избежать обидных промахов, но и продвинет его в умственном развитии. Прибавьте к этому удовлетворение и гордость первоклассника, который сам спланировал необходимые действия, и сам проконтролировал их.

Как видите, без помощи взрослых первокласснику не обойтись.

Терпение, такт, выдержка и мудрость родителей помогут начинающему школьнику поверить в свои возможности, почувствовать радость первых завоеванных трудом успехов.

Похожие работы:

«Заика Виктор Михайлович ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Монография Краснодар УДК 37.037 ББК 74.4 З 17 Рецензенты Бисалиев Р.В., д-р мед. наук, Астраханский государственный технический университет Бекузарова Н.В., канд. пед. наук, Сибирский федеральный университет Заика Виктор Михайлович Технология формирования соревновательной надежности З 17 в процессе психолого-педагогической подготовки / В.М. Заика – Краснодар, 2014. – 174 с....»

«Отечественный и зарубежный опыт Деловые люди «третьего сектора», или как привлекают средства некоммерческие организации Опыт показывает, что существенные положительные сдвиги в социальной сфере чаще всего происходят благодаря инициативам «снизу», исходящим либо от людей, нуждающихся в поддержке, либо от специалистов, которые имеют желание и профессиональную подготовку для оказания адекватной помощи. Проводниками подобных инициатив не только на Западе, но с 90-х гг. прошлого столетия и в России...»

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А, Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М, Шевелева Современная парадигма исследования профессиональных представлений Ростов-на-Дону Фонд науки и образования ББК Ю94я432 УДК 152.9 Р – 46 Научный редактор Доктор педагогических наук, профессор Е.И. Рогов Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В, Жолудева, М.В, Науменко, И.А. Панкратова, Е.Е, Рогова, Н.Е. Скрынник, А.М,...»

«399 УДК -313.2.091’06 Л. Б. Лавринович (Луцк, Украина) ВРЕМЯ В АНТИУТОПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале украинской и русской прозы конца ХХ – начала ХХІ веков) В статье речь идет о художественном времени русской и украинской антиутопии конца ХХ – начала ХХІ веков. На примере романов В. Лобова «Дом, который сумасшедший», Д. Глуховского «Будущее», Т. Антиповича «Хронос», Т. Толстой «Кысь» М. и С. Дяченко «Армагед-дом», А. Ирванца «Ривнэ / Ровно / Стена. Якобы роман» и В....»

«Микляева А.В.ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВОЗРАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СПб, 2014 УДК 159.9 ББК 88.5 М 59 Монография рекомендована к печати кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Рецензенты: Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Посохова С.Т., доктор психологических наук, профессор, первый проректор, проректор по научной...»

«ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Джамалудинова Зульфия 3к 2гр ФПП ДГПУ г.Махачкала Ибрагимова Л.А., к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ STUDY OF FEATURES OF SPIRITUAL VALUES IN TEENAGERS Dzhamaludinova Zulfiyya rd 3 year student, 2 group, DGPU Makhachkala Ibragimova L.A., PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and educational psychology DSPU Говоря о подростковом возрасте, В.А. Сухомлинский отмечает характерные для него...»

«УДД 372.4 ББК 74.100.54 Чекашова Анастасия Андреевна соискатель кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Chekashova Anastasia Andreevna Applicant for a Degree Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Особенности мышления детей 3–4 лет с учетом индивидуальноличностного аспекта оздоровления средствами физического воспитания 3-4-Year-Old Children’s Thinking Specific Features...»

« Т. В. ГАЛКИНА (ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РАН, МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) Статья посвящена осмыслению новых и крайне актуальных проблем современного об щества, связанных с безопасностью психологического здоровья. Выделяются и описыва ются характерные особенности психологического здоровья человека и его связь с пове денческими...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

1. Задайте себе вопрос. Начните с простого – почему вы хотите, чтобы ребенок занимался спортом? Умом мы все понимаем, что это полезно и необходимо. Только ли заботой продиктовано ваше стремление записать ребенка в секцию и нет ли в нем ваших собственных нереализованных амбиций, стремления быть как все или чего-то похожего? Можете ли вы быть уверены, что ребенок хочет того же, чего и вы?

2. Посмотрите на себя. Каждый ребенок хочет быть «как мама» или «как папа», но далеко не все мы можем быть примером в регулярных занятиях спортом. Давайте согласимся с тем, что мы себя-то не всегда можем заставить заниматься. Если сложно изменить себя, почему вы ждете, что ваш ребенок окажется сильнее вас?

3. Расскажите и покажите. Выбирая секцию или тренера для ребенка, не забудьте спросить его самого. Я не согласна с тем, что в 4-5 лет ребенок не может выбрать себе занятие. Может, если вы его с ним познакомите, если вы покажете мальчику, как красиво играют в теннис профессионалы или сводите девочку на балет. Чем больше разных занятий вы таким образом «покажем», тем осознаннее будет выбор ребенка.

4. Выберите вместе. В поисках занятия не пытайтесь навешивать ярлыки сразу – «он не командный игрок, ему подойдут только индивидуальные виды спорта». Нет, это путь поиска, полный сюрпризов. В пользу командных видов спорта отдельно замечу, что по опыту моего сына в команде (а не в школе) находятся лучшие друзья, практически единомышленники.

5. Относитесь позитивно. Наше отношение к занятиям ребенка должно быть исключительно положительным, даже если нам не очень нравится выбранный им вид спорта. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не услышал (даже если это правда), насколько тяжело возить его три раза в неделю на занятия, потом ждать там, чтобы отвезти обратно. Иначе это не поддержка, такие разговоры рождают только чувство вины. А для ребенка это станет лишним аргументом, чтобы бросить занятия.

6. Интересуйтесь искренне. Вы должны по-настоящему интересоваться тем, чем занимается ребенок. Или хотя бы выучить пару правильных жаргонных слов или имена главных спортивных кумиров ребенка, чтобы поддержать беседу.

7. Уловите перемену настроения. Все, абсолютно все сталкиваются с неожиданным желанием ребенка бросить занятия. Причем у одних детей оно возникает довольно быстро, но с ребенка еще можно переубедить, а у других такое желание приходит позже, но уже без вариантов. Используйте все доступные вам способы убеждения – от историй из личного опыта до завлекательных рассказов о чемпионах. Основная задача состоит в том, чтобы как можно раньше уловить малейшее изменение отношения к занятиям и проговорить его с ребенком.

8. Разберитесь с причиной. Как правило, бросить занятия ребенок хочет только потому, что что-то не получается. И это не важно – не получается только у него или у всех, не получается вовсе, или не так хорошо, как он хотел. Обсудите с ним ситуацию, попробуйте догадаться в чем причина и постарайтесь помочь. Не хочу вас пугать, но иногда помочь можно, отправив ребенка еще на одни занятия. Моей дочери очень нравится балетная школа, но никаких склонностей к балету у нее нет. И я вынуждена была найти для нее тренера по детскому пилатесу, чтобы он помог ей с растяжкой и шпагатами.

9. Поддержите интерес. Используйте любые симпатичные мелочи, которыми ребенок захочет похвастаться на занятиях. Для девочек это может быть новая сумочка, в которой она носит форму и обувь на занятия, или новая резинка для волос. Для мальчишек могут сработать даже носки, как у профессионалов, не говоря уже о новых кроссовках. Тут как раз начинаешь радоваться, что дети растут и необходимость обновлять форму и экипировку часто работает в нашу пользу. Поэтому интересуйтесь сами, изучайте адреса и ассортимент специализированных магазинов, советуйтесь с другими родителями.

10. Скорректируйте свои ожидания. Кроме тех ситуаций, когда вы действительно растите олимпийского чемпиона, не ждите от ребенка великих достижений, медалей и кубков. Возможно, что они важны вам, а ребенку нравится сам процесс освоения чего-то нового и приобретения навыка. Кроме того, наблюдая за своим ребенком в спорте, у вас появляется шанс понять его мотивацию – важно ли для него быть первым, хочет ли он соревноваться вообще. На будущее понимание того, что его мотивирует, крайне полезно.

Самое главное не забывать, что заботливый родитель всегда интересуется успехами и неудачами юного спортсмена. Конечно же, он ждет от вас поддержки, но не относитесь к его увлечению слишком серьезно. Помните, что это его увлечение, а не ваше.

Галина Яковлева
Консультация «Детская инициатива»

Приоритетная сфера инициативы в младшем дошкольном возрасте это в продуктивная деятельность. Младшая группа. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим : как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить. Младшие дошкольники - это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах : в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).

Для этого воспитатель в детском саду должен :

Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка

Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

Всемирно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу

Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей

Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости

В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям : выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.

Приоритетная сфера инициативы в среднем дошкольном возрасте – это познание окружающего мира. Средняя группа Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?» , «Зачем?» , «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой -укрепляет доверие дошкольников к взрослому. В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это - центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу , активность, совместно найти правильное решение проблемы. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает. У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы : чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам : «Помоги другу» , «Поделись с другими» , «Нашим животным с нами хорошо» , «Мы - помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей -в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада . Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр -примерно 1 раз в 2 месяца) . Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше. В средней группе активно развивается детская самостоятельность . Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу , активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Для поддержки инициативы воспитатель должен :

Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду

Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться

Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку

Создать в группе возможность, использую мебель и ткани, строить «дома» , укрытия для игр

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы

Недопустимо диктовать детям, как и во что должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий : дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие, сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог, характер исполнения роли также определяется детьми

Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения

Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая их мнения взрослых

Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

Что еще почитать