Психология полового воспитания девочек в семье. Воспитание в семье

Превращение маленькой принцессы в настоящую королеву , то есть воспитание девочки, – процесс очень сложный. Он должен учитывать как её психологические, так и индивидуальные особенности. Что именно должны знать родители, воспитывая дочь, какая роль в воспитании маленькой принцессы отводится каждому родителю и каковы особенности воспитания девочек, в ы узнаете на самом женском сайте «Красивая и Успешная».

Чем девочки отличаются от мальчиков?

Здесь речь пойдёт не о физиологических, а о психологических отличиях девочек.

Дело в том, что их психологические потребности немного отличаются от мальчишеских. Всем детям независимо от пола необходимо доверие, принятие, одобрение, но девочкам для нормального развития необходимо ощущать больше заботы со стороны родителей.

Мальчикам же наоборот хочется чувствовать себя более самостоятельными. Именно забота и помощь со стороны взрослых воспринимаются девочкой как проявление настоящей любви.

Итак, первая и главная особенность воспитания девочки в семье – это дать ей почувствовать, что родители о ней искренне заботятся и никогда не оставят её наедине с трудностями.

Поэтому как бы вам ни хотелось с ранних лет привить девочке самостоятельность, не спешите с этим. Если она будет расти с ощущением, что ей всё нужно делать самой, она не почувствует родительскую заботу и не научится никому доверять.

Вполне вероятно, что в будущем она сделает успешную карьеру, но в личной жизни она вряд ли будет счастлива. Не научившись доверию в детстве, во взрослой жизни она не будет способна строить близкие отношения.

Особенности воспитания девочек: личный пример важнее

Какими бы воспитательными приёмами ни пользовалась мама для того, чтобы вырастить из своей дочери настоящую женщину, все они не принесут пользы, если не будут подкреплены личным примером .

Именно мама является для дочери образцом женского поведения. То, как ведёт себя мама каждый день, и есть лучшее воспитание для девочки.

Отсюда вывод: если мама не чувствует себя женственной и привлекательной, то у неё просто не получится научить свою дочь быть настоящей женщиной!

Однако не стоит отчаиваться, просто всем мамам, которые растят дочерей, нужно постоянно работать над собой – это вторая, не менее важная особенность воспитания маленькой девочки. Выработав нужную модель поведения, у мамы получится , а у сайт на эту тему есть отдельная статья, которая и поможет ей справиться с этой задачей.

Только маме под силу…

Необходимость развивать в девочке чисто женские качества – отличительная особенность воспитания девочки, реализовать которую может только мама.

  • Воспитание аккуратной хозяйки

Девочка, во всём подражая маме, будет помогать ей во всех домашних хлопотах. Задача мамы не оттолкнуть её, а поощрять её хозяйственность. Однако не стоит взваливать на маленькие плечики слишком много обязанностей, иначе домашняя работа превратится в наказание.

  • Превращение девочки в помощницу

Пока девочка маленькая, важно не просто принимать от неё помощь, но ещё и создавать такие ситуации, в которых её помощь окажется вам необходимой. Важно учить девочку заботиться о тех, кто в этом нуждается, например, о младшем братике. С этой же целью можно завести небольшое домашнее животное (попугая, хомяка), главное – обязательно хвалить девочку, даже если помощь была не к месту. Впрочем, эта особенность воспитания девочки в семье в равной степени относится и к воспитанию мальчиков.

  • Формирование хорошего вкуса

Настоящая женщина должна обладать хорошим вкусом. Приобретая новую одежду для девочки, обязательно учитывайте её мнение. Даже детская одежда должна быть женственной и немного кокетливой, покажите маленькой моднице, как можно сочетать разные стили или играть цветом. Не стоит запрещать девочке пользоваться косметикой, наоборот, приобретите ей набор детской косметики. Девочка должна с детства уметь ухаживать за собой. Не стоит упускать из виду эту особенность воспитания девочки: неухоженная и безвкусно одетая, в будущем она не сможет претендовать на право называться настоящей женщиной.

  • Выбор любимого занятия

Классическое воспитание девочки предполагает выбор ею традиционно женского занятия. Помогите ей определиться с таковым. Вязание, бисероплетение, бальные танцы – не важно, что это будет, главное, чтобы ей нравилось. Нельзя не признать тот факт, что девочки сегодня всё чаще выбирают далеко не женские занятия, и это вариант нормы. Чем бы она ни увлекалась, помните, главное для девочки – чувствовать мамину поддержку.

Особенности отцовского воспитания девочки

Не менее важна в воспитании дочери и роль отца. Папа – главный мужчина в жизни каждой девочки.

  • Для её эмоциональной жизни очень важно то, насколько внимательным, любящим и заботливым будет отец. Недостаток внимания со стороны папы может вылиться в проблемы с личной жизнью или неудачную карьеру.
  • Именно от папиного одобрения напрямую зависит то, будет ли его маленькая принцесса ощущать себя женственной. Папам стоит серьёзно отнестись к этой особенности воспитания девочки и уже с малых лет говорить своей малышке комплименты и всячески подчёркивать то, как она хороша.
  • От папы зависит и то, какой у дочери будет муж. Его она будет выбирать бессознательно, ориентируясь на то, какие отношения у неё были с отцом.
  • Не менее важно и отношения между родителями. Если отец тиран, а мать жертва, то во взрослой жизни девочка обязательно примерит на себя образ жертвы. И наоборот, если отношение отца к матери поистине королевское, то с большой долей вероятности личная жизнь у девочки сложится так же удачно, как и у её родителей.

Особенности «мужского» воспитания девочки предполагают обязательное присутствие рядом с ней членов семьи мужского пола. Если папы в семье нет, его могут заменить дедушка или дядя.

Что ещё нужно знать о воспитании девочки?

  • Девочки очень чувствительны, поэтому не стоит их ругать за проступки. За этим последует бурная эмоциональная реакция , из-за которой девочка так и не сможет понять, почему её ругали. Если девочка провинилась, постарайтесь спокойно указать на её проступок и объяснить, почему так нельзя делать. Так она быстрее поймёт, в чём была её ошибка, и постарается больше её не допускать. Учитывать эту особенность воспитания вашей девочки нужно, чтобы укреплять её самооценку.
  • Девочки от природы очень старательны и аккуратны. Всё, что ими начато, они стремятся довести до конца. Главное – не заглушить эти замечательные качества ещё в детстве, приветствуйте любые её начинания и задумки, пусть пробует, так ей будет легче определить своё место в жизни.
  • Так как для девочки очень важен пример для подражания, а таковым может оказаться не только мама, то следует следить за тем, с кем она общается, какие фильмы смотрит, какие книги читает.
  • Несмотря на то, что девочку нужно всячески оберегать, заботиться о ней и уделять ей «двойную порцию» внимания, сайт не рекомендует её излишне баловать. В противном случае она вырастет не нежной, ласковой и заботливой, а расчётливой и эгоистичной.

Вот, пожалуй, и все особенности воспитания девочек. «Красивая и Успешная» надеется, что они помогут вам воспитать из своей маленькой принцессы настоящую королеву, то есть жизнерадостную, счастливую и уверенную в себе женщину.

Копирование этой статьи запрещено!

Когда у меня появилась первая дочь, я обнаружила, что она совсем другая. Даже на ощупь. Мягкая и нежная. Едва научившись ползать, наша барышня уверенно направилась в сторону ящиков с одеждой. Выдвигала их и начинала, одну за другой, прикладывать кофточки, ползунки и носочки к своей лысой головке. «Примерив» одну деталь гардероба, тут же бралась за следующую . И ведь не забывала при этом бросать на окружающих кокетливый взгляд. Истолковать его неверно было очень сложно. Нашу малышку несомненно интересовал факт, все ли окружающие уже в восторге от ее неземной красоты или кто-то все еще остался равнодушным?

Я была на сто процентов уверена, что не учила ее ничему подобному. Как мама, я, конечно, была готова, что девочки в принципе другие. Но все равно искренне удивилась, что явное отличие проявилось насколько рано.

Как реагировать на все проявления женского «я»?

Задача родителей в раннем возрасте - дать ребенку ощущение того, что ему рады, что он ценен для вас такой, какой он есть. А в доподростковый период стоит проявить терпение и позволить всем экспериментам, соответствующим возрасту, проявляться и быть. Пройдя этап нелепых нарядов, девочка учится доверять своему мнению, приобретает уверенность в себе и начинает подготовку к подростковой сепарации от родителей. Личный стиль - прекрасный полигон для того, чтобы обнаружить разногласия со взрослыми и разрешить их мирным способом. Ведь до 12 лет ребенок настроен на тесный контакт, и, если сильно не давить, велики шансы, что гормонально-подростковые бури пройдут с наименьшими потерями. В подростковом возрасте воспитывать уже поздно , необходимо поддерживать там, где необходимо и смиряться с тем, что изменить невозможно. Поэтому пусть красится в фиолетовый в крапинку!

Гендерные особенности воспитания девочек

Следующим маркером гендерного различия стали колготки. Помню, как натягивала их своим парням чуть ли не до трех лет. Дочь же охотно одевалась сама уже в полтора года .

И только я обрадовалась, что проблем с одеванием у нас не будет, как наша принцесса решила, что родители безнадежно отстали от жизни. И пора ей самой заняться проработкой своего неповторимого стиля. Ей было примерно два с половиной года .

Дочь первая собиралась на прогулку, принарядившись в пышную юбку поверх потертых джинсов и резиновых сапог. Образ дополняли яркие крупные бусы. Примерно пять штук сразу, - ведь они все такие красивые! Пройдя через ужас, стыд и отчаяние, осознав полное бессилие каких бы то ни было словесных доводов, я научилась с невозмутимым видом выходить на улицу в компании вот такого чудовища и приветливо улыбаться мамам нарядных малышек.

Зато, пройдя это испытание, я оказалась готова к появлению в нашей семье еще двух девочек.

И всем, кто считает, что с мальчиками намного сложнее , я бы рассказала как эти милые создания:

  • надевают мамины туфли на каблуках и прыгают в них с высоченной табуретки;
  • везде ходят в любимой шляпке: на улице, дома, в гостях, за столом, категорически отказываются заменить шляпку на шапку в мороз;
  • спят тоже в шляпке;
  • отбирают вещи старших братьев (на пять размеров больше) и ни за что их не снимут;
  • отказываются носить чудесное льняное платьице, предпочитая ему ужасающее атласное в рюшах, как торт с кремом;
  • в этом же платье-торте играют в футбол и баскетбол;
  • в самый неподходящий момент похищают мамины колготки, расческу, сумку;
    про испорченные помады и лаки молчу, ибо банально.

Подростковая мода

Я быстро поняла, что тягаться с подростковой модой бесполезно. Рваные джинсы? Хорошо. Кеды? Пусть будут. Практика показала, что любой поход с дочкой-подростком в магазин должен заканчиваться покупкой , иначе и заходить не стоит. Каждый раз она успевала до потери пульса влюбиться в очередные футболку, платье, джинсы, и дальнейшее существование без них теряло смысл. Она не упрашивала, не скандалила. Просто становилась ко всему равнодушной. Спасибо, нет. Все хорошо. Фильм? Без меня. Спасти принцессу можно было одним способом : вспомнить, что там, в магазине ей так полюбилось. И купить. Но пережив все этапы, могу сказать, что терпение бывает вознаграждено. Со временем расстановка сил меняется. На выходе разумная мама получает личного стилиста. Красивая стильная дочь, чувствующая веяния времени, способна дать маме совет. Все мои лучшие платья куплены вместе с ней.

Секретный педикюр

Резкий запах разбудил меня среди ночи. В комнате девочек при свете ночника четырехлетняя дочь красила ногти на ногах, достав лак из тайника старшей сестры. И ведь какие препятствия малышка преодолела на пути к красоте! Сначала нужно было выследить, где сестра хранит вожделенные сокровища. Потом дождаться, пока все уснут. Тихонько залезть практически в логово дракона: разбуженная старшая сестра была бы даже более свирепой. Ничего не остановило. «Что ж ты не сказала, что ты хочешь? Давай я тебе помогу», - мы красили маленькие ноготочки, чувствуя себя заговорщиками. Потом вернули лак на место. Но чтобы одна девушка не заметила накрашенные ногти другой?! Так не бывает. Утром тайна раскрылась, скандал состоялся, однако ногти гордо сияли неделю.

Как мальчик?

Хорошие отношения с нашими детьми - это огромная ценность. И выбор одежды или эксперименты с прической не являются теми областями, где с ребенком нужно биться . Но если внешний облик принимает пугающий характер, задумайтесь, что показывает вам ребенок именно таким способом. Вся одежда черная - это заигрывания с темой смерти или подступающая депрессия? Дочь выбирает только мужскую одежду - что происходит в отношениях мамы с папой? Зачем ребенку становиться в этой семье мужской фигурой, вместо кого? Если сложно найти ответы на вопросы самостоятельно, обратитесь к психологу!

Особенности воспитания девочки в семье

1. Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Традиционное отношение евреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражает нормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласно библейскому предписанию, деторождение -- основная цель брака...

Дети растущие в неполных семьях

Исследование образа родителей в воспитании дошкольников

Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины...

Методы и приемы воспитания в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова - это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания...

Особенности воспитания девочки в семье

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно...

Особенности родительских установок в семье, имеющей новорожденного ребенка

Особенности детско-родительских отношений, стили семейного воспитания изучаются в русле различных наук: педагогики, психологии, социологии. Необходимость изучения проблем...

Особенности семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье

тревожность дошкольный неполный семья 2.1 Методики, этапы и база исследования Целью эмпирического исследования является изучение влияния воспитания в неполной семье на уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста...

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности. Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н. э...

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье...

Психология младших и старших детей в семье

Анализ результатов исследования; - обоснование и разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду...

Формирование аддиктивного поведения у подростков как следствие нарушения воспитания в семье

Роль семьи в осуществлении социального контроля над поведением и адаптацией подростка является чрезвычайно важной. Неспособность семьи справиться с этой задачей может привести подростка в тяжелую ситуацию социальной дезадаптации...

Введение

Роль матери в воспитании девочки

Роль отца в воспитании девочки

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек - все это служит интересам такого развития.

Роль матери в воспитании девочки

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними - особенно в раннем возрасте ребенка - обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу - большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности - добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей - установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение - девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5-6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой - знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути - весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей - естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Заключение

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Статья поможет родителям разобраться, как воспитывать девочку и не допускать серьезных ошибок в воспитании.

Чтобы воспитать дочку хорошей девочкой, родителям нужно прилагать усилия и подходить к процессу воспитанию грамотно.

Особенности воспитания девочек

Воспитание девочки с рождения

  • Девочки с рождения до года еще могут не осознавать значения всех маминых слов. Но малышка ощущает мамины объятия и поцелуи
  • Поэтому уже с младенчества жалейте, целуйте, обнимайте вашу малышку почаще
  • Не кричите на нее, когда она не хочет спать или плохо кушает
  • Крики и критика в адрес ребенка уже в раннем возрасте могут повлиять на психику малышки

Воспитание девочки в год

  • После года девочка начинает быть ласковой: может поцеловать, обнять маму сама. Обязательно отвечайте ей тем же, чтобы малышка не подумала, что вы ее не любите
  • Это возраст, когда девочки начинают интересоваться расческами, мамиными бусами, помадами. Это подходящий момент для того, чтобы прививать ребенку необходимость быть красивой. Рассказывайте ей, для чего нужны все эти интересные штучки
  • Расскажите, что это красиво, когда девочка одевает бусы, когда делает красивую прическу. Объясняйте, что волосы нужно обязательно расчесывать расческой несколько раз в день
  • Если вы начнете пытаться объяснить это дочке только к 7 годам, может быть уже поздно: девочка уже имеет свои привычки и ей будет сложно привыкнуть к тому же расчесыванию волос, к примеру


Как вести себя с дочкой в год:

  • Проявляйте нежность и ласку. Девочка должна чувствовать, что мама ее любит и ни за что не даст обидеть
  • Приучайте к гигиене: мыть руки, чистить зубы
  • Расчесывайте волосы и заплетайте прически, если длина волос позволяет
  • Не допускайте, чтобы дочка ходила неопрятной или грязной
  • Приучайте складывать игрушки по местам после игр
  • Наряжайте малышку и показывайте ее в зеркало. Дайте ребенку понять, что нужно красиво одеваться и следить за собой
  • Хвалите дочку за все ее достижения: за собранную пирамидку, за умение выбрасывать мусор в мусорное ведро. Каждая мелочь должна быть замечена вами. Тогда ребенок захочет все чаще и чаще совершать подобные поступки и стремиться к ним
  • Если девочка хочет повторить за вами манипуляции с веником — не говорите «нельзя». Дайте ей самой подмести пол, просто потом вымойте руки

ВАЖНО: Чтобы воспитать дочку настоящей красоткой, хозяйкой и просто доброй девочкой, нужно прививать соответствующие привычки уже с малого возраста


Воспитание девочки от 2 лет до 5 лет

Во-первых, все правила и советы из предыдущего раздела продолжают быть актуальными.

Во-вторых , добавляется много новых моментов:

  • В этот период ваша дочь будет переживать кризис 2-3 летнего возраста. Ваша дочка будет казаться иногда неуправляемой и через чур самостоятельной. В этот период вы все чаще будете слышать «Я сама». Давайте дочке возможность делать что-то самостоятельно. Даже если у нее не очень хорошо получится — вы лучше переделайте это
  • Но смысл в том, чтобы не задавить в ребенке желание что-то делать. А когда малышка будет устраивать истерики безосновательные, то не кричите на нее. Вы можете повысить голос и сказать, что так нельзя. А если возможно — то найдите компромисс


  • В этот период ребенок будет все чаще лезть туда, куда ему нельзя. В таком возрасте девочка уже вполне может понять то, что объясняет ей мама. Объясните медленно и понятно, почему это нельзя: опасно, вредно
  • Прививайте любовь к чистоте. Чтобы дочь была хорошей хозяйкой в будущем начинать нужно уже в таком возрасте. Пусть поможет вам приготовить обед. После еды попросите помочь вам помыть посуду: пусть принесет вам тарелку со стола. Учите складывать вещи по полкам. У нее еще может не получаться делать это аккуратно. Но тут важна сама суть, чтобы девочка знала: это необходимо делать


  • Не перебарщивайте с опекой. Вам может казаться, что если у вас дочка, то ей нельзя лезть туда, куда можно было бы мальчику. Но это не так. Позволяйте ей залезть туда, куда ей хочется, но объясните, что можно это делать только тогда, когда вы рядом
  • Следите за взаимоотношениями с мужем. Скандалы плохо повлияют на психику вашей дочки. Она станет зажатой и неуверенной в себе
  • Зажатость и неуверенность в себе появится и вследствие недоласканности. Не жалейте приятных слов и поцелуев для дочки
  • Повторяйте дочке, что она красивая. Но не говорите, что остальные девочки некрасивые. Иначе вы получите через несколько лет через чур самоуверенную и даже высокомерную особу


ВАЖНО: Этот сложный возраст нужно перетерпеть с достоинством маме и папе. В этом возрасте вы увидите характер своей маленькой леди. Помогайте ей в начинаниях и принимайте ее иногда упертое поведение, как сложившуюся черту характера

Воспитание девочки 6 лет – 9 лет

В этот период вам нужно закрепить в дочке те навыки и знания, которые вы ей привили в возрасте до 6 лет.

Продолжайте учить девочку чистоте, уходу за собой, доброте.

Но в таком возрасте перед мамой добавляется еще несколько задач :

  • В этом возрасте ваша дочь пойдет в школу. Там она может встретить вредных и невоспитанных детей. Подготовьте ее к этому. Объясните, что такие дети не должны быть примером для вашей дочки
  • В этот период мама часто чрезмерно опекает дочь. Не следует этого делать, так как при первой возможности ваша дочь вырвется из-под вашей опеки и может даже начать обманывать, чтобы сделать то, что вы ей не позволяете
  • У вашей дочки будут появляться в школе подруги. Иногда они будут ругаться. Помогайте дочке разбираться в причинах ссоры. И если не права ваша дочь — скажите ей об этом, объяснив причину. Так вы научите вашу дочь, что она не может быть всегда права. Если этого не сделать в этом возрасте, то девочке будет сложно общаться и дружить в будущем. Самоуверенность — хорошая черта тогда, когда она оправдана


  • Склоняйте вашу дочь к участию в различных конкурсах и соревнованиях. Закаляйте в ней соревновательные качества. Поощряйте победы и поддерживайте при проигрышах
  • Если дочь категорически отказывается от участия — не заставляйте. Возможно, впереди еще будет конкурс, в котором дочь захочет поучаствовать сама
  • Показывайте пример своей дочери. Ведь именно мама для девочки — это пример для подражания


ВАЖНО: В этом возрасте самым ложным может быть научить дочку справляться с конфликтными ситуациями в школе

Воспитание девочек без отца

Воспитание девочек отцом

Отец обязательно должен участвовать в воспитании дочери.

Такие слова, что отец должен воспитывать сына, а мать- дочку — абсолютно неоправданны и неверны. Это неправильно сложившийся стереотип в обществе.

Роль отца в воспитании дочки:

  • Отец должен быть опорой. Дочка должна доверять отцу, уважать его. Отец должен интересоваться, почему дочь в плохом настроении и помогать ей справляться со сложной ситуацией своим советом
  • Отец ни в коем случае не должен быть устрашающим субъектом в ее жизни. Не говорите ребенку, что придет папа, узнает обо всем и накажет так, что мало не покажется. Не запугивайте ребенка
  • Цель отца — получить доверие дочери. Тогда она сможет рассказать о своей проблеме. А вы поможете ей решить ее своим мужским советом


  • Проводите с дочкой время: играйте в догонялки, катайте на импровизированной лошадке, подбрасывайте


  • От участия отца в воспитании дочки будут зависеть ее отношения с мужчинами в будущем. Она бессознательно будет искать мужчину, соответствующему стереотипу, сложившемуся из детства

ВАЖНО: Часто именно отец может помочь дочери справиться с проблемой, так как мама слишком сильно опекает дочь и может не показывать всех реалей жизни

Воспитание двух девочек

В воспитании двух дочерей нужно придерживаться тех же правил, что и в воспитании одной дочки (читайте выше) с некоторыми особенностями:

  • Уделяйте одинаковое количество внимания обеим дочерям
  • Не говорите одной дочери, что вторая в чем-то лучше
  • Учите их дружить между собой. Не поощряйте ссоры. Учите прощать друг друга и извиняться, если кто-то неправ


Неправильное воспитание девочек

Основные варианты неправильного воспитания дочки:

  • Чрезмерная опека. Родители могут не давать дочке ступить шагу в сторону, опекать каждую минуту, контролировать все аспекты жизни ребенка. Такое поведение может привести к тому, что дочка либо будет зажатой и нерешительной в будущем; либо, наоборот, выбравшись из-под контроля родителей, будет делать непозволительные вещи, что приведет к аморальному поведению
  • Недостаточное внимание ребенку. Если ребенок растет сам по себе, то он становится агрессивным, закрытым. В старшем возрасте такие дети часто уходят из дома и связываются с плохими компаниями
  • Безнаказанность. Дети, чьи родители не наказывают их за плохие поступки и разрешают делать все подряд, вырастают неготовыми к взрослой жизни. В будущем им никто не будет прощать их безответственного поведения: в университете могут отчислить за пропуски занятий, а на работе могут уволить за опоздания и невыполнение обязанностей
  • Приоритет другого ребенка. Родители, которые хвалят только второго ребенка, рискуют тем, что дочь вырастет зажатой и неуверенной в себе
  • Слишком жесткое воспитание. Ребенок, которого в детстве били ремнем или постоянно ругали, вырастет угрюмым, боязливым. А самое страшное последствие такого воспитания — гнев, который может проявить себя в старшем возрасте и привести даже к преступлениям


  • Постоянные упреки. Если родители упрекают ребенка за каждый неверный поступок — такой ребенок будет закомплексованным и нерешительным


Половое воспитание девочек

Половое воспитание девочек начинается примерно с возраста 10-12 лет. Все зависит от вашей дочки. Иногда девочки и в 12 лет играют в куклы и думать не думают о мальчиках. А кто-то уже в 10 лет хочет нравится мальчикам и привлекать их внимание.

Как бы неловко вам было, объясните дочке, как вести себя с мальчиками: расскажите, когда можно целоваться, а когда нельзя; расскажите, откуда берутся дети и как не допустить их появления в раннем возрасте.

ВАЖНО: Причиной беременностей в возрасте 10-14 лет — является чаще всего именно неинформированность ребенка. Девочка часто даже не осознает, какой поступок она совершает.


Дочке-подростку уже стоит рассказать о контрацепции.

А если дочка сама задает вам такие вопросы, то вы должны обязательно дать ей на них ответ. Не уходите от ответа лишь потому, что вам неловко. Отвечать нужно четко и уверенно. Не дайте ребенку почувствовать ваше стеснение.

Строгое воспитание девочек

Проблема очень строгого воспитания частично затронуто в разделе выше «Неправильное воспитание девочек».

Строгое воспитание дочки должно быть в меру: не позволяйте дочке совершать плохие поступки, иногда наказывайте по делу, не применяйте ремень в воспитании девочки по каждому случаю непослушания.


Физическое воспитание девочек

Физическое воспитание девочек также важно, как и мальчиков. Это закаливает характер, приучает к порядку и чуткости действий.

Физическое воспитание в зависимости от возраста может включать:

  • Одевание по погоде
  • Выработка режима
  • Закаливание
  • Гигиенические процедуры
  • Зарядка по утрам
  • Тренировки в специальной секции
  • Тренировки с родителями: бег, езда на велосипеде, катание на роликах

Лучше определить девочку в какую-либо секцию для физического воспитания: гимнастика, танцы, карате, волейбол. Выбор стоит за вами и вашим ребенком.

Если дочка не желает ходить на танцы после нескольких занятий — выясните причину. Возможно, причина не в танцах, как таковых, а в непонравившемся тренере.

Если ребенок не хочет посещать именно выбранный вид занятий — выберите другой. Пока дочка не достигла подросткового возраста — пробуйте разные направления, пока не найдете подходящее.

ВАЖНО: Не заставляйте дочку заниматься карате, если она хочет быть гимнасткой. Прислушивайтесь к своей девочке


Проблемы воспитания девочек

Проблемы воспитания девочек возникают тогда, когда родители пренебрегают правилами воспитания и воспитывают дочь неправильно (подробнее читайте выше)

Различия в воспитании мальчиков и девочек

А вот наиболее важные короткие, но понятные советы:

  • Любите вашу дочку такой, какая она есть
  • Жалейте, обнимайте, целуйте
  • Говорите приятные слова
  • Учите быть хозяйкой, учите быть женственной с самого раннего возраста
  • Уделяйте внимание дочке
  • Не наказывайте по каждому случаю


  • Помогайте разобраться с проблемами не как строгий родитель, а как подруга или друг
  • Не избаловывайте свою дочку
  • Не преувеличивайте всегда ее достоинства перед остальными. Иначе получите высокомерную девицу


Не пускайте воспитание дочери на самотек, не ленитесь, занимайтесь ей и тогда ваша дочь вырастет хорошим и успешным человеком.

Видео: Воспитание девочек, особенности и практические советы психолога

Что еще почитать