Ребенок медлительный во всем советы психолога. Как помочь медлительному ребёнку? Особенности медлительных детей

Родители и учителя пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи чаще говорят о гиподинамическом синдроме.

Итак, ребенок «медлительный». Что это значит и как помочь ему учиться?

  • Не следит за временем, делает все медленно
  • Часто дети и родители жалуются на плохую память, что не запоминает материал с урока
  • Очень долго делает уроки
  • Необходимо несколько раз повторять, для того, чтобы ребенок понял тему
  • Делает задания дольше всех в школе, часто не успевает на контрольных, хотя все знает
  • Не успевает сделать задания и поэтому получает «2» (хотя знает, как их решать)

Что можно сделать родителям?

В зоне особого внимания родителей медлителных детей должны быть — память и восприятие.

Для запоминания информации используйте мнемотехники, например технику «Репка».

Благодаря этому запоминать ребенок информацию будет в несколько раз быстрее. Ведь за процесс запоминания с помощью образов и воображения отвечает правое полушарие головного мозга. Посмотрите как работает «Репка» на примере запоминания списка покупок. Кстати, именно так можно в быту тренировать память, играя и запоминания!

Применяйте специальную двуполушарную пальчиковую гимнастику, чтобы быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой.

Использование такой «Зарядки для мозга», позволят ускорить процесс включения ребенка в работу

Медлительных деток важно обучать опираясь не только на ведущий вид восприятия, а интегрируя в процесс обучения и визуальную опору, и кинестетику и логику. Посмотрите, как легко можно обучить медлительного ребенка определять род существительных.

Ребенок не просто работает с текстом, а раскладывает «слова» по коробочкам нужного рода.

В такой игре сразу задействуются разные типы восприятия и материал ребенок усваивает сам, с первого раза.
Медлительному ребенку поможет подход, при котором материал ребенку не объясняется отдельно («Сейчас я тебе покажу как надо»), а ребенок сам находит решение проблемы. Важно правильно, по силам поставить перед ребенком задачу и помогать ему пройти ее от начало до конца.

Именно на этом построен принцип понимания детьми уравнений. Посмотрите сами, как кружка ела числа и догадайтесь, а как загадку решить?

Научите ребенка задавать вопрос «А сколько времени мне не жалко?»
И конечно, по-возможности, не навязывайте ребенку роль «Сколько можно ждать, ты снова дольше всех»

Ведь самая главная потребность человека, соответствовать своему мнению о себе. И если родитель постоянно указывает, что ребенок «тормозит», он и будет продолжать так делать.

Да, к медлительным детям нужен свой особенный подход, а главное — терпение.

Техники эффективного обучения позволяют получить и то и другое. Особенные способы обучения заинтересовывают ребенка, а их применение сокращает время на учебу детей.

Техники эффективного обучения мы будем разбирать со следующей недели в программе Умный ребенок 12.

Если Вы еще не в тренинге и хотите стать настоящим волшебником для своего ребенка, уметь в нужное время доставать нужные козыри — самое время это сделать, ведь благодаря этой программе Вы сможете:

  • Сэкономить на репетиторах
  • Повысить средний балл
  • Сократить время на домашние задания
  • Делегировать ребенку ответственность за уроки
  • Эффективно подготовиться к ЕГЭ и ГИА
  • Дать ребенку базу для легкого обучения детей в школе
  • Освободить собственное время

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
- Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
- Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
- Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
- А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
- Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: "На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло".

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

"Обгонять школу" можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

3. Соревнуемся

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

1. Мотивация

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

2. Упражнения

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребенок переспрашивает, надо ответить "Делай, как понял". Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки...

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Комментировать статью "Медлительный ребенок"

Ещё начиталась про медлительных детей тут недавно тема была и задумалась вдруг я не права пуская все на Медлительность - особенность темперамента школьника или проблема?

Причины медлительности детей. Рекомендации родителям медлительных детей. У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других - с органическими изменениями структуры мозга, полученными, например, в результате родовой...

Медлительный. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Потому что физиологически медлительный человек быстрее от понуканий не станет, но будет очень нервничать и вообще забудет что делал.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Делает все очень медленно. Сегодня весь класс ждал, пока переоденется на физкультуру. темперамент? дома тоже так медленно все делает?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. За советом. Дочке 9 лет. Ооооочень медлительная, просто.. какой-то. Во всем! Вчера делала 1! упражнение по русскому целый час.

медлительный ребенок и школа. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Раздел: Развитие, обучение (Здравствуйте! Есть ли среди вас мамы медлительных детей?)

Мой медлительный ребенок.. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями...

Как помочь медлительному ребенку?. Нужна консультация психолога. Детская психология. ЧТо делать - я не знаю. Из-за этих контрольных у него уже развивается психоз - он начинает Родители могут помочь детям натренировать то, что я называю мышцей внимания, играя в...

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Спасибо за совет! сходили на консультацию, сделали снимок кисти, костный возраст - на 11 Вот именно, без исследований подождать! Я не могу ничего не делать! поликлинника - ДМС...

Ребенок медленно пишет. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные И долго делает домашку.В чем дело, не понимаю. Она совсем не медлительный ребенок.

Мой ребенок, мальчик 3,5 года очень медлителен. К примеру, кушает медленно очень, отвлекается, просто сидит смотрит, может час и больше сидеть над тарелкой. В саду самый последний ест и дома тоже, если кормлю сама, быстрее получается. но все равно ест...

Медлительный ребенок. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и...

Медлительный ребенок. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Медленно он ест в двух случаях - если не голоден ("Ну пойди еще поуграй, через полчасика Ага, те родители, у которых ребенок ест сам, сейчас скажут: "А мы приучили!

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Что делать? Гормон роста. Если ребенок растет слишком медленно или совсем не растет, врач назначает тщательное обследование.

Раздел: Застенчивый ребенок (У меня девочка двух с небольшим лет, довольно медлительная). Медлительный ребенок (Элла, пожалуйста!)

Для любого родителя его ребенок самый умный, самый красивый, самый талантливый, самый…. продолжать можно очень долго. В принципе, это нормально, когда родители так думают, но. Бывает, что за таким обожанием и любовью родители не видят недостатков своих чад, а если не видят, значит, и не помогут ребенку избавиться от чего-то негативного в его характере. В нашей статье речь пойдет о медлительных детях.

Многие ученые утверждают, что темп жизнедеятельности каждого человека уникален и индивидуален. А медлительность – врожденная особенность, которую практически невозможно изменить . Не знаю, как вы, а я не согласна с данным утверждением и рискну все-таки поспорить с учеными мужами. Из личной практики знаю не один пример того, как из медлительного человека получался очень даже активный. Поэтому, на месте родителей такого ребенка, я бы попыталась добавить скорости своему чаду. Легче всего сказать: это врожденное, ничего не поделаешь. А побороться, попытаться изменить ситуацию? Помочь, в конце концов, своему сыну или дочери не отставать от сверстников в активности и в развитии.

Медлительные дети часто раздражают взрослых и слышат в свой адрес разные обидные высказывания: «Давай быстрее, капуша » или «В кого ты такой медлительный? Шевелись, давай, опаздываем ».

Согласитесь, что слыша регулярно в свой адрес подобные реплики, вряд ли ребенок вырастет уверенным в себе и самодостаточным . А ведь такие высказывания он слышит не только дома, но и в школе от одноклассников и даже от педагогов. Последние, конечно, меня всегда изумляли нелестными, а порой и неприличными, комментариями в адрес детей с особенностями характера или развития.

Не понимаю, как педагог, может позволять себе подобное поведение и отношение к детям?! Ну, педагоги – это совсем другая история. Вернемся к заданной теме. Итак, почему некоторые дети столь медленно все делают? В чем причина такого поведения и как можно ее решить?

Причины детской медлительности

Надо сказать, что мнения педиатров и психологов по поводу причин такого поведения у детей разделились.

Педиатры основными причинами считают следующие:

  1. во время беременности.
  2. Кислородное голодание ребенка во время внутриутробного развития.
  3. Различные инфекционные заболевания, перенесенные мамой в период беременности.
  4. Нарушения во время беременности работы органов кроветворной и выделительной систем.
  5. Воздействия на организм в период беременности различных вредных факторов: никотин, алкоголь, сильнодействующие лекарственные препараты, лакокрасочные вещества, пищевые отравления и отравления ядами.
  6. Физическое воздействие на организм мамы: вибрация, тряска в транспорте и пр.
  7. Различные родовые травмы у ребенка: длительные либо стремительные роды, задержка дыхания и другие.

Психологи же считают медлительность – врожденной чертой характера . И часто задают родителям такой вопрос: вы же не станете менять ребенку цвет глаз или цвет волос, если он вас не устраивает? С темпо — ритмом ребенка тоже самое.

Если же ребенок стал медлительным в последнее время, а ранее проявлял активность, то причинами появления медлительности психологи называют:

  1. Ссоры, скандалы внутри семьи (особенно, если в присутствии ребенка) наносят неустойчивой детской психике серьезный урон и замедляют процессы работы всего организма.
  2. Состояние здоровья ребенка после перенесенного заболевания и во время болезни.
  3. Переезд, смена коллектива в детском саду или в школе.
  4. Смена климата .
  5. Погодные изменения .

Психологи настоятельно рекомендуют , не обвинять и не критиковать ребенка, а разобраться в причинах такого его состояния и поведения и помочь ему справиться с возникшей проблемой. Если у родителей не получается сделать это самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к специалисту.

Некоторые ученые утверждают, что скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от особенностей биохимии мозга человека, а точнее от особого вещества – ацетилхолинэстеразы. Те же ученые, уверяют, что уровень подвижности нервных процессов от нас мало зависит, и передается нам по наследству, в основном по материнской линии .

Медлительность таких детей проявляется не только в движениях, у них также замедлена и умственная деятельность: они медленнее сверстников думают, говорят. Им труднее приспосабливаться в школьном коллективе, взрослых они раздражают, сверстники не особо хотят играть с медлительными детьми. Но самое главное, они не обманывают, им действительно тяжело учиться, они просто не успевают воспринимать всю получаемую информацию.

Хочу заметить, что медлительные дети совершенно не глупые, как могут подумать некоторые. Просто им, в отличие от активных сверстников, нужно больше времени, чтобы разобраться с новым материалом. Чтобы такой ребенок не отставал по школьной программе, родителям нужно часть учебного процесса проходить дома .

Кстати, совершенно не обязательно, что медлительный ребенок будет в классе в числе отстающих учеников. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Если родители возьмут все под свой контроль, то ребенок вполне будет за всем успевать . Чаще всего он хорошо знает школьную программу, просто ему нужно собраться с мыслями.

Что делать?

На первый взгляд ответ на этот вопрос кажется абсолютно простым и логичным: подгонять, торопить, приводить в пример более активных детей. Но все не так просто.

Торопить такого ребенка (речь идет о врожденной медлительности, а не о временной) не только бесполезно, но даже вредно . Любая попытка ускорить его действия даст обратный эффект: вызовет торможение реакций и как следствие еще более медленный темп. Если такого ребенка подгонять постоянно, то он будет постоянно находиться в стрессовом состоянии, а это прямой путь к неврозу.

Согласитесь, даже у взрослого человека, работающего в условиях ограниченного времени, нарушается работа нервной системы: человек становится более раздражительным, учащается сердцебиение, случается бессонница. Что уж говорить о медлительных детях? Они гораздо быстрее устают, перенапряжение сказывается острее.

Кроме всех перечисленных негативных процессов, происходящих с медлительными детьми, есть еще один: их уровень активности, точнее, замедленности, сказывается и на характере. Такие дети часто не имеют друзей, необщительны, замкнуты, обращены в себя. Попросту говоря – интроверты .

Так что делать? Как помочь своему ребенку? Возможно ли, хоть немного повысить уровень активности или же нужно смириться? Выход есть.

Самое первое, что должны сделать родители медлительного ребенка – составить четкий распорядок дня и осуществлять постоянный контроль за его соблюдением

Чем чаще ребенок будет выполнять одно и то же действие регулярно, тем выше шанс на повышение скорости его действий.

Второе, что поможет медлительному ребенку — используйте «принцип упрощения»

Объясню на конкретном примере. Ребенок долго готовится делать домашнее задание: долго достает тетрадь, ручку, дневник, книги и т.п. Разложите ситуацию на простые действия, и донесите до ребенка, что и как нужно сделать. Только спокойно и не повышая голоса. Например, вы говорите «Достань дневник из портфеля » и поясняете: это значит, что тебе нужно открыть портфель, засунуть в него руку, найти дневник, вытащить его, положить на стол. Попросите ребенка сделать так, как вы пояснили.

Если получилось все с первого раза (бывает, ребенок волнуется и путается), попросите сделать еще раз только быстрее. Тренируйтесь по несколько раз в день до тех пор, пока у него не будет получаться это легко и естественно. Преподнесите тренировки в виде игры. Скажите: «Давай поиграем в тренировку. Итак, раз, два, три, достань книгу по математике из портфеля »… Если что-то не получается, попробуйте выявить причину. К примеру, ребенок не может нормально и быстро достать книгу из портфеля, потому что не до конца расстегнул молнию. Проговорите опять все его действия, упомянув и о необходимости расстегивать молнию до конца.

Конечно, прочитав об этом методе, вы можете усмехнуться и подумать, что это примитивно до абсурда. Но не торопитесь с выводами и не забывайте, что перед вами маленький человек, который воспринимает все пока гораздо проще, чем мы взрослые. И такие объяснения его действий ему проще запоминать. Учитывайте его медленные процессы, в том числе и мыслительные .

А метод, кстати, здорово работает и в нем заложен глубокий смысл:

  • Во-первых, ребенку становится невыгодно делать эти упражнения медленно . Он начинает понимать, что если делать медленно, то приходится тренироваться и по несколько раз повторять одно и то же. А если сделать быстро, то и самому приятно, и мама хвалит. И у него в голове сами собой появляются мысли «могу, хочу, нравится и получается » вместо «не могу, не выходит… ».
  • Во-вторых, мама (папа) не ругает, а помогает . То есть спокойно и доброжелательно помогает ребенку играя научиться сложным, а если не получается, простым, а если не получается, то элементарным заданиям. Так вы наладите контакт с ребенком, а значит и отношения улучшаться.
  • В-третьих, все происходит весело и забавно . Таким образом, ребенок начинает испытывать радость и получать удовольствие от быстрого выполнения задания. В таком духе любая медлительность со временем исчезнет. Пусть не полностью и не совсем, но поверьте, результаты будут, и они вас удивят. Но положительные результаты возможно только в случае, если мама с папой единодушно и терпеливо к этому отнесутся. Никакого стресса у ребенка быть не должно.
  • Проводите с ребенком любые несложные физические упражнения . Можно начать с пальчиковой гимнастики.

Важно! Начинайте делать медленно, потом чуть быстрее, и заканчивайте всегда медленно: у ребенка должно остаться ощущение удовольствия от проделанного упражнения. А удовольствие он может испытывать только, если успевает за вами.

  • Все то, что ребенок в зависимости от возраста должен уметь делать, делайте вместе с ним, пока он не научится делать это хорошо и в нормальном темпе.
  • Делая с ребенком уроки, не торопите и не подгоняйте его . Задав вопрос, дайте ему время подумать. Ни в коем случае не обвиняйте «Опять не выучил», не дождавшись ответа.
  • Делайте перерывы между учебными занятиями каждые 15-20 мину т. Перерывы используйте разумно: поприседайте или поиграйте в мяч, или сделайте пальчиковую гимнастику.
  • Учите ребенка точности и четкости, а не скорости . Чаще делайте что-то вместе и следите, чтобы он делал все правильно. Пусть ребенок и выполняет все медленно, но зато правильно и четко. Запомните, он может быть медленным, но не копушей!

Если ваш ребенок временно замедлился, выявив и устранив по возможности причину, используйте те же рекомендации для ускорения его активности, что и для врожденных медлительных детей.

Главное : если вы увидели, что ребенок сознательно становится медлительным и делает так на зло, не ругайте и не обвиняйте в обмане, вы все равно не сможете ему этого доказать. Запаситесь терпением и «начинайте учить» заново.

Пару слов напоследок

Самое главное, что хочу вам сказать: вам понадобится очень много терпения, чтобы добиться заметных результатов . Запаситесь им и никогда не показывайте ребенку свою раздражительность, вы и ему навредите, и результатов не добьетесь. Не начинайте заниматься с ребенком, если у вас сейчас ограничено время – вы непроизвольно будете его подгонять. Лучше попросите о помощи папу или бабушку.

И запомните, медлительность – это не приговор! Ребенка можно научить думать, действовать и двигаться быстро и энергично. Все в маминых любящих и заботливых руках! Потому что только мамы ради своих детей способны совершить невозможное. Так что, ускоряемся?

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Тучи начинают сгущаться в школе

В первые годы своей жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением тревоги у взрослых. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый. Вот разве что в песочнице всегда пасует перед более шустрыми сверстниками. Да в детском саду воспитательница ворчит: «Все уже давно гуляют, а этот только первый ботинок зашнуровывает». Но пока это лишь мелкие неудобства.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся, и то, что раньше было незначительной особенностью, может послужить причиной серьезных неприятностей. Первые несколько месяцев могут пройти без особых нареканий — ребенок тихий, не конфликтный, а невысокие учебные успехи списываются на трудности адаптации.

Второе полугодие может стать временем неприятных открытий. Весь класс так или иначе приспособился к единому ритму, и только один копуша катастрофически его разрушает — ему постоянно требуются или дополнительное время, или индивидуальные задания. Неописуемый кошмар в его тетрадях — тоже из-за выпадения из общего ритма. Самая трудная для первоклассника работа — освоение письма. Учительница просит найти в прописи определенную точку, и: «Пишем овал, ведем черточку вниз, закругляем петельку…». Все успевают, а медлительный ребенок безнадежно отстает уже в первые секунды. Голос учительницы ему теперь не помогает, как остальным, а мешает, сбивает, ведь она руководит уже написанием третьей буквы, а он в одиночку сражается еще с первой.

Чтение тоже становится испытанием. Во многих школах и по сей день учитель должен предъявить в качестве результата своей работы быстро читающих детей. Вот и торопит ребенка: «Читай быстрей! Что ты застрял на одном слове?», а тот начинает суетиться, вытягивать голову, читать громче… но никак не быстрее.

Когда такого ребенка вызывают к доске, он теряется, сбивается и замолкает, даже если хорошо знает материал. Контрольные работы, как и всякие тестовые задания, вызывающие повышенную нервозность, тоже дают плачевный результат. Над головой несчастного медлительного ученика начинают сгущаться тучи. Учитель жалуется родителям на плохую успеваемость, на невнимательность, безразличие к учебе.

Но если протестировать такого ребенка в спокойной обстановке, скорей всего окажется, что интеллект у него в норме, и со всеми учебными заданиями он справляется хорошо.
Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Чтобы не доводить дело до таких неприятностей, можно своевременно принять некоторые профилактические меры. Прежде всего внимательно присмотритесь к своему медлительному ребенку. (Кстати, медлительными можно считать только тех детей, которые все делают с черепашьей скоростью — ходят, едят, разговаривают, — а не время от времени тянут время, отлынивая от нелюбимых занятий.)

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.

Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.

Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.

Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.
Не спорьте с природой своего ребенка!

Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.

А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.
Не подгонять, а помогать

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.

Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.
Акценты - на достоинствах

В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог

Если вы привыкли выполнять все быстро, не откладывая, помните о каждом своем деле и выполняете его в срок, медлительные люди могут вас раздражать.

Тем более, когда медлит собственный ребенок, от которого ожидаешь чего-то определенного, даже не задумываясь об этом. Конечно, мы ждем от детей успехов, удач, понимания. И, порой, они кажутся нам старше, чем есть на самом деле, и мы требуем от них непосильного.

Но что делать, если в вашей семье родился медлительный ребенок и это стало камнем преткновения для всех, а иногда и причиной для криков и ссор?

Причины детской медлительности

Если вы столкнулись с проблемой, что ребенок очень медлительный, что делать надо, а чего точно не стоит?

Не стоит сразу тревожиться, что ребенок «какой-то не такой». Возможно, он даже и не медлительный, просто еще маленький для некоторых действий или у вас с ним разные темпераменты – что для вас медленно, для него нормально.

Если ребенок очень медлительный, подумайте, почему:

  • Флегматики – очень спокойные люди, медлительные и основательные. Они не раздражаются по пустякам, не спешат;

Присмотритесь, возможно, ваш кроха имеет такой характер. Переубеждать и переучивать тут бесполезно, надо привыкнуть и принять ребенка таким, какой он есть. Иначе могут возникнуть уже неврологические проблемы и разлад в ваших отношениях.

  • Малыши до 3 лет еще не такие уж шустрые, они только учатся сами одеваться и, уж конечно, у них нет пока чувства ответственности;

Они не понимают, почему плохо опаздывать и как понять, что уже прошли данные на какое-то дело, отведенные 10-15 минут. Да и пальчики еще плохо слушаются.

  • Есть такие дети, особенно часто - мальчики, которые не могут делать два дела одновременно;

И пока вы кричите на ребенка, что он долго собирается, он не может ничего делать – он слушает вас.

Чтобы он сосредоточился на одном деле, надо убрать все внешние раздражители, не включать телевизор, радио, не разговаривать с ним. Только тогда он сможет спокойно выполнять уроки или одеваться на прогулку.

  • Привлечение внимания – еще одна «неболезненная» причина медлительности.;

Подумайте, достаточно ли вы внимательны к чаду, всегда ли выслушиваете, что он хочет сказать, достаточно ли общаетесь.

Знайте! Удивительно, но очень часто дети пользуются уловками для привлечения негативного внимания, чтобы хоть как-то получить отклик от родителей или других детей.

  • Дети, склонные к размышлениям, мечтам, раздумьям, очень творческие и задумчивые могут забывать о том, где они находятся и что делают. Они «витают в облаках», придумывая собственные миры и фантастические изобретения.

Постарайтесь направить это в нужное русло, ну а подгонять все равно придется.

Медлительность, как физиологическая проблема

Бывает, что ребенок все делает медленно и из-за нарушений со здоровьем.

  1. Если у ребенка есть врожденное или приобретенное хроническое заболевание, оно может влиять на нервную систему и выливаться в заторможенность действий. Т. е. медлительность – результат слабости и отсутствия сил, усталости;
  2. Тяжелые роды, беременность с осложнениями, врожденная гипоксия. Это тоже влияет. Такие дети обязательно должны наблюдаться у невролога;

Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, подначивать, ругать. Иначе проблема может только усугубиться, есть риск возникновения нервных тиков и заикания.

  1. Левши делают все наоборот, пользуясь предметами не так, как правши, что замедляет их. Подберите ножницы и ручку для левши, а главное – не переучивайте! Это может спровоцировать еще большую медлительность;
  2. Если вы недавно переехали, перевели кроху в другой садик, в семье родился еще один ребенок – любое сильное изменение влияет на психику и, как следствие, мы получаем замедление действий. Постарайтесь отнести с пониманием и терпением, подбадривайте;
  3. Слишком жесткие требования к ребенку могут породить медлительность – малыш делает все с осторожностью, чтобы не ошибиться и не вызвать родительское неодобрение.

Что делать

Как помочь медлительному ребенку, если его неторопливость не связана с заболеваниями:

  • Объясняйте пошагово каждое действие: лучше однажды «разжевать», чем каждый раз раздражаться из-за детского непонимания;

Возможно, какой-то пункт трудно дается малышу, а вы нервничаете, потому что это кажется вам слишком простым. Просто представьте, что для маленького сложно абсолютно все – ведь он только учится, а это - всегда процесс сложный.

  • Не бросайтесь помогать каждый раз, когда вам кажется, что ребенок делает что-то слишком медленно – дайте ему время сначала самому попробовать;

Руководите процессом, подбадривайте, советуйте при необходимости, хвалите, когда получается. Бывает и так, что слишком нетерпеливая мама просто не дает ребенку выполнить что-то самостоятельно и он специально медлит, ожидая, пока она вмешается.

  • Не торопите и не ругайте – малыш теряет веру в себя, ему начинает казаться, что он ни на что не способен сам. Просто некоторых детей надо контролировать, как они выполняют ваши поручения, потому что иначе они отвлекаются;
  • Если вы куда-то собираетесь, предложите ребенку заранее приготовить нужные вещи;

Пусть достанет и повесит на стульчик одежду, в которой он пойдет, все проверит, а школьникам - обязательно собирать рюкзак и готовить школьную форму с вечера. Так вам не придется торопить детей.

  • А если вы, к тому же, заранее расскажете крохе, что вы собираетесь делать вместе, куда пойдете или какое задание ему дадите, то у него в голове сложится хотя бы какой-то план.

Это поможет избежать медлительности и разногласий, если вы заранее обговорите грядущие действия.

Советы для родителей деток с неврологическими проблемами

  1. Помните, что малыш не назло вам «тормозит», пусть вас это не злит и не раздражает;

Ведь дети чувствуют наш настрой и будут ощущать себя обузой, предметом маминого расстройства и гнева. Да и, если вы начнете кричать, это точно не подстегнет малыша, он только еще больше замедлится, потому что испугается, что он неправильный и плохой.

  1. Приучитесь к режиму. Пусть каждое действие будет в одно и то же время ежедневно. Тут уже сам организм привыкает;
  2. Ритуалы – отличное средство. Дети запоминают их, как стишок, им проще, если все повторяется точь-в-точь каждый день;
  1. Если ребенок медленно говорит, ни в коем случае не договаривайте за него слова, не пытайтесь догадаться, что он хочет сказать, не высмеивайте. Научитесь терпению – и малыш научится нужной скорости;
  2. Тренируйте скорость при помощи игр, заданий.

Не заставляйте торопиться, а именно постепенно ускоряйте, следя за тем, чтобы ребенок успевал. Пусть, например, будет какая-то последовательность движений, которые ребенок будет повторять за вами. Сначала очень медленно, потом, с каждым разом, чуть быстрее.

Наберитесь терпения. Все люди - разные и рано или поздно вы с малышом обязательно найдете общий язык!

Что еще почитать