Ребенок не хочет двигаться. Развитие малышей на первом году жизни. Ползание. Почему дети не хотят ползать

В последнее время педиатры стали отмечать такую тенденцию, что многие современные дети перепрыгивают период, когда они должны ползать. Врачи бьют тревогу, ведь он не только нужен, но и важен для ребенка.

  1. Осваивая этот процесс, малыш развивает . На запястьях и в области кисти связки постепенно растягиваются, идет дополнительное стимулирование нервных окончаний.
  2. В будущем это скажется на его способностях к восприятию речи.
  3. Укрепляется и позвоночник малыша, значительно уменьшается риск, что в будущем у него будет наблюдаться сутулость.

Это первые и очень хорошие тренировки плечевой области, заметны изменения в общей координации ребенка.

Когда ребенок начинает ползать

Врачи указывают, что основное время для ребенка, когда он предпринимает попытки поползти – 7 месяцев. Как говорилось ранее, некоторые дети этот период удачно перепрыгивают.

Впрочем, каждый ребенок индивидуален, определение того, во сколько ребенок ползает, условно, а вот когда точно он начнет осваивать мир, не знает никто. Некоторые обстоятельства могут затормозить этот процесс, другие наоборот ускорить.

К факторам, замедляющим наступление процесса, относится малыша. Ему сложно справляться с ним, поэтому и времени на обучение уходит больше. Чтобы ускорить развитие ребенка, его нужно чаще укладывать на живот, именно это будет для него хорошим стимулятором для начала действий, более того, малыш будет меньше мучиться от колик.

Что делать, если ребенок этот период пропустил

Конечно, нет ничего страшного в том, что малыш пропустил период ползанья и сразу решил ходить. До девяти лет он впитывает поступающую к нему отовсюду информацию, поэтому он быстро наверстает упущенное. Даже если он начал ползать в период от двух до пяти лет, ваша основная задача – не мешать. Он просто решил самостоятельно восстановить пробел в своих знаниях окружающего мира, и ничего страшного в этом нет.

Каждый ребенок создает свою, особенную систему развития. План, по которому он будет двигаться вперед, известен только ему, ведь он индивидуален и это необходимо помнить.

Причины, почему ребенок не хочет ползать

К сожалению, бывают и такие моменты, когда ребенок просто отказывается ползать. Педиатры выявили несколько основных причин, почему это может происходить:

  1. вызванная травмами, растяжением, ушибом. Ползанье вызывает у малыша неприятные ощущения, поэтому он предпочитает отказаться от него.
  2. Лишний вес — мышцы ребенка и кости еще слишком слабые, чтобы его выдержать, поэтому такие малыши делают все медленно, их развитие начинается позже, чем у других.
  3. Наличие в жизни ребенка длительного периода обездвиживания, связанного с болезнью или травмами. Те дети, которым пришлось в начале своей жизни долгое время находиться в больнице, отстают в развитии, но после того, как мышцы и весь организм в целом окрепнет, они быстро наверстывают упущенное.
  4. Вопреки мнению, что тугое пеленание – необходимо ребенку, врачи заявляют, что, если нет прямых показаний врача, не стоит на первых месяцах жизни малыша, ограничивать его движения. Нахождение в одежде помогает ему быстрее познакомиться со своим телом, научиться правильно координировать свои действия. Если без этого обойтись нельзя, то в течение дня чаще давайте ему полежать без пеленки, чтобы он набирался опыта в умении владеть собой.
  5. Недоразвитие мышц, которое связано с рахитом или проблемами с нервной системой. Это выясняется на осмотре врачом ребенка. Ему назначается ряд профилактических или лечебных мер, которые помогают избежать последствий. Под мерами предполагается медикаментозное лечение, . Игнорировать в этом случае показания врача нельзя, иначе ребенок может травмировать мышцы, связки, а это очень усугубит всю ситуацию в целом.
  6. Наследственность и простая лень, тоже вошли в этот перечень. Врачи давно установили, как развивались бабушки, мамы, папы, точно так же может развиваться и ребенок. Зачастую мальчики проходят тот же путь развития, что и отцы, а девочки растут как мамы. Что касается простой лени, то ребенку необходимо создавать стимулы. Это может быть игрушка или любой предмет, который вызывает у него интерес.
  7. Ходунки и манеж – еще одна причина, которая замедляет процесс ползанья. Эти предметы способствуют формированию у ребенка патологического представления об окружающем пространстве.

Как научить ребенка, если он ленится

Иногда нежелание ребенка ползать не ограничивается простой ленью, в некоторых случаях требуется помощь врача, в частности, если вы заметили, что:

  • Ребенок достиг восьмимесячного возраста, но не предпринимает попыток для движения телом, не поднимается на руки
  • Ребенок ползает, только отталкиваясь ногами, не задействуя руки, или использует только одну руку
  • Малыш ползает задом наперед
  • При обучении ребенка этому процессу, наблюдаются длительные задержки на каждом этапе

Подобные отклонения могут скрывать очень серьезные проблемы, поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Переживать, если ваш ребенок ползает не так, как другие дети не стоит, но иногда научить и помочь ему в этом просто необходимо. Чтобы направить своего малыша вам необходимо сначала найти предмет, который представляет для него большой интерес. Это будет стимулом для его развития.

Стоит на ровной и твердой поверхности. На первых этапах можно немного подталкивать малыша вперед, чтобы он освоил основные движения. Легкое нажатие на пяточку провоцирует ребенка двигаться вперед, это для него сигнал к действию. Самое главное в этот период – наблюдение за ребенком. Если есть тревожные признаки смело обращайтесь за консультацией к врачу, если нет, просто помогите ребенку быстрее освоить этот этап.

Смотрите на видео, когда и как кроха учится ползать:

  • Возраст, когда детки начинают ползать, помощь родителей, нормы…

Когда ребёнок не хочет двигаться или 12 способов увлечь ребёнка заниматься спортом

Не секрет, что современные дети предпочитают проводить всё свободное время за компьютером, планшетом, игровой приставкой, игнорируя подвижные игры и занятия спортом. Но для того, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, физически активным и успешным необходимо прививать ему любовь к физической культуре и спорту с раннего детства.

Регулярная и посильная физическая активность, начиная с раннего детского возраста, закладывает устойчивую привычку заниматься спортом на всю жизнь.

1. Выходим за пределы игровой площадки не всем детям нравятся или подходят по состоянию здоровья командные виды спорта, поэтому их можно легко заменить на спортивные, бальные или народные танцы, плавание, боевые искусства. Дайте ребёнку время выбрать то, что ему понравится.

2. Нужно заниматься вместе Больше времени проводите совместно с детьми. Для поощрения спортивных успехов полезны семейной поездки на велосипедах, пешие прогулки в лесу или в парке, лыжные эстафеты. На даче можно вместе поиграть в лапту, салки, бадминтон, настольный теннис, устроить соревнования по плаванию.

3. Телевизионное вето Медики отводят детям не более полутора часов в день для просмотра телевизора, поэтому родителям необходимо строго дозировать время, которое ребёнок тратит на компьютерные игры и общение в социальных сетях. В детской комнате запрещено устанавливать телевизор, компьютерную технику, так как это негативно сказывается на детском здоровье.

4. Спортивные родители - лучший пример для ребёнка Поведение родителей - важная ролевая модель для детей, поэтому необходимо целенаправленно формировать у ребёнка положительную мотивацию к занятиям спортом на собственном примере. Меньше лежите на диване – больше гуляйте всей семьёй, замените поездки на лифте пешими перемещениями по лестнице, а главное - сами регулярно и с большим удовольствием занимайтесь каким-либо видом спорта или просто физическими упражнениями.

5. Используйте пряник, а не кнут Дети, страдающие излишним весом малоподвижны, так как они стесняются проявлять свою физическую активность на людях, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Они панически боятся трудностей и неудач. Таким ребятам особенно остро нужна поддержка и одобрение со стороны родителей. Шуточки, негативные комментарии, злость или раздражение по поводу их слабых результатов в спорте могут привести к психологической травме, негативному отношению к физическим упражнениям, полному отказу от дальнейших спортивных занятий. Поэтому очень важно постоянно хвалить ребёнка за каждый малейший успех, подбадривать его, говорить о том, что Вы вместе, что Вы верите в его силы и успех, что в следующий раз его результаты будут намного лучше.

6. Один хорошо, а с другом лучше Спортивные занятия станут интереснее и веселее, если пригласить друзей покататься на роликах, погонять на велосипедах, сходить в бассейн, отправиться на лыжную прогулку. Одному скучно кататься на качелях, скользить по горке, лазать на снарядах, играть на спортивной площадке, конечно, лучше это делать вместе с товарищами. Не стоит отказывать, если Ваш ребёнок просит записать его в одну секцию с другом, даже, если Ваши планы на его спортивную карьеру были другими.

7. Спорт как поощрение Сильное принуждение к физическим упражнениям со стороны родителей может вызвать у ребёнка негодование, сопротивление, протест. Мы этого не хотим, так как здоровый образ жизни должен быть не наказанием, а осознанной необходимостью. Ребёнок должен воспринимать физическую активность как награду, как поощрение. Например, пробежка в парке – это отдых после выполнения домашней работы.

8. Необходим план тренировок Регулярные занятия спортом должны занять прочное место в распорядке дня Вашего ребёнка. Они так же необходимы, как уроки в школе, домашние обязанности, посещение кружка, походы по магазинам, общение с друзьями. Так проще привить детям навыки здорового образа жизни. Обязательно продумайте и запланируйте активный семейный досуг в выходные.

9. Займите твёрдую позицию В первую очередь родители должны убеждать ребёнка в том, что систематическая физическая активность и занятия спортом полезны для здоровья, умственного развития, дальнейшей успешной жизни человека. Поэтому необходимо твёрдо отстаивать свою позицию, используя понятную ребёнку аргументацию.

10. Быть спортивным – это круто! Многие подростки стремятся походить на своих кумиров, быть крутыми, соответствовать моде, поэтому они часто выбирают современные (часто небезопасные виды спорта) – восточные единоборства, паркур, катание на скейтбордах и др.

11. Пусть ребёнок выберет сам Спортивные занятия «из-под палки» быстро разочаруют Вашего ребёнка. Лучше дайте ему возможность принять самостоятельное решение о том, чем он хочет заниматься в свободное от школы время, в выходные и на каникулах. Такая свобода выбора даст ребёнку ощущение самостоятельности, контроля над ситуацией, повысит положительную мотивацию и ответственность за принятое решение.

12. Движение – радость Уставшие от уроков школьники охотно поиграют во дворе в подвижные игры, найдут себе весёлые спортивные занятия по интересам.

Они сдались. Десятилетняя Трихна из Бангладеш, двенадцатилетняя Дженифер из Македонии, тринадцатилетняя Кармен из Азербайджана. Их около 150, детей в возрасте от 4 до 17 лет. Все они из семей беженцев. В основном, это девочки, половина - из стран, прежде входивших в состав Югославии и Советского Союза, остальные - из таких государств, как Иран, Сирия, Турция и Алжир.

Они лежат здесь, в Швеции, в состоянии апатии на больничной койке, некоторые уже несколько месяцев назад прекратили есть и говорить, полностью уйдя в себя. Шестнадцать из них обследовались или будут обследоваться в детской психиатрической клинике Стокгольма, остальные - в детских больницах и клиниках по всей стране. Персонал их принудительно кормит, меняет им памперсы, регулярно поворачивает их, чтобы избежать появления пролежней.

У их состояния нет названия. Его называют то "феноменом", то болезнью, иногда "отсутствием контактности" или "апатией беженцев". Врачи в большинстве случаев беспомощны, прежде всего тогда, когда это касается случаев, при которых подобное состояние сохраняется на протяжении более 40 недель.

До сих пор, по данным детской шведской гуманитарной организации Rädda Barnen, такое заболевание нигде и никогда не встречалось, в научной литературе оно не описано. Кроме того, похоже, оно почти что неизвестно вне Швеции. Больных детей, скорее всего, можно сравнить с жертвами войн и травматических переживаний, которые затем бессмысленно носились по округе, словно зомби. "Однако в отличие от детей здесь, в Швеции, такие дети просто не ложатся. Потому что они знают, что тогда они умрут", - говорит Гун Годани, психолог из Rädda Barnen.

Годани наблюдала этих апатичных детей беженцев и недавно на семинаре рассказала о некоторых из них. Тринадцатилетняя девочка из Чечни, которая лежит уже шесть месяцев в одной и той же позе на кровати - ее искусственно кормят, глаза у нее закрыты, на прикосновения она не реагирует. Если ее пытаются поставить на ноги, "она падает, как увядший цветок". В настоящее время ведомство по делам иностранцев ждет, когда ее вместе с семьей можно будет выдворить из страны.

Недавно такую же девочку в состоянии апатии выслали в Боснию. Теперь она живет в Баня-Луке. "Эти дети сдались. Они не знают, что с ними происходит. Их родители - нередко инвалиды, которые больше не имеют возможности заботиться о своих детях".

Гун Годани горько замечает: "Наши методы не помогают, мы не знаем, что нам делать. Эти дети нуждаются помощи, когда приезжают сюда. Но лечат их только тогда, когда их отправляют на освидетельствование".

Состояние этих детей, очевидно, прямо связано с процессом поиска убежища для семьи или причинами, подтолкнувшими их родственников к этому шагу. Родители двенадцатилетней Дженифер прибыли в Швецию на Рождество в 2001 году, они цыгане из Македонии. Дженифер с самого начала определяли в детские и подростковые психиатрические отделения различных больниц, однако серьезно ее стали обследовать, когда семье было отказано в праве на убежище и Дженифер вместе с родителями должны были выслать из страны. Вместо самолета, следующего в Македонию, она была помещена в Стокгольмскую детскую больницу им. Астрид Линдгрен. Теперь ее четырежды в день кормят через зонд.

Как долго это может продолжаться? Пока ребенок не умрет? "Возможно, - говорит Геран Борегард, главный врач подростковой психиатрической клиники Стокгольма. Уже три года он наблюдает это заболевание, но общество заговорило о нем всего несколько недель назад. Не в последнюю очередь потому, что ежедневная стокгольмская газета Svenska Dagbladet подхватила тему состояния апатии у детей беженцев и об этом стало известно всей стране.

Тем временем Бодегард опубликовал первую научную статью о том, что он называет "частичной потерей функций". В своем исследовании он описывает пятерых детей, все они младше десяти лет. Все попали в Швецию из бывших советских республик: девочка, которая становилась все более и более пассивной, пока не слегла, безмолвная и неконтактная; мальчик, которого с трудом удержали от прыжка с моста, после чего он прекратил есть и пить и стал совершенно неконтактным.

У двух из пяти детей были убиты родственники, у большинства из них матери были изнасилованы в их присутствии, или они сами подверглись угрозе изнасилования. Трое из них предпринимали попытки самоубийства. Когда они приехали в Швецию, у них развились депрессия и агрессия, возникли нарушения аппетита - явления, на смену которым пришла пассивность. К врачам они попали, скорее, случайно. Потому что обслуживающий персонал или родители рано или поздно понимали, что за соответствующими симптомами кроется не соматическое заболевание, а безнадежность.

"Самое страшное, что симптомы имеют психическую природу, но ключ к выздоровлению этих детей совсем в другом, - говорит психолог Андреас Тунстрем. - Семьи хотят безопасности, они хотят убежища. Того же хотят дети". Это не означает, что дети симулируют. "Ребенок не может месяцами находиться в состоянии апатии и вести себя так, будто он умирает, - отвергает это напрашивающееся возражение Бодегард. - Кто это утверждает, не видел этих детей".

Против этого тезиса говорит и то обстоятельство, что до сих пор у детей, которые прибыли в Швецию самостоятельно и искали здесь убежище, такие симптомы никогда не наблюдались. Всегда только у тех, у кого рядом семья. Причем, по опыту Бодегарда, решающую роль, очевидно, играют матери и их состояние.

Если семья получает убежище, дети в большинстве случаев возвращаются к нормальной жизни. Они снова начинают говорить, есть, играть. Часто через несколько недель. Однако положительное решение их проблемы некоторым не помогает, потому что часто бывает и так, что они заболевают до того, как возникают сложности с получением убежища.

Однако в большинстве случаев процесс выздоровления находится в непосредственной связи с тем, как дети воспринимают ситуацию, в которой находятся их матери. То есть решающим фактором является неспособность подавленной матери поддерживать у ребенка состояние жизнерадостности. "Очевидно в этой ситуации фрустрации мать оказывается ребенку ближе всех, - предполагает Бодегард. - Почему, об этом можно только гадать".

"Мы не можем сделать детей здоровыми, предоставив их семье вид на жительство, - возражает Ригмор Лангстрем из Migrationsverket, ведомства по делам иностранцев. - Даже если последствием такого заболевания часто становится предоставление семье убежища, оно не может быть для нас исходным пунктом".

В Migrationsverket сделали первые выводы и обучили несколько сотрудниц, как вести опросы детей, здесь хотят быть внимательнее к семьям, дети которых подвержены опасности заболевания. Лангстрем не упрекает детей в том, что они симулируют. "Дети не могут симулировать такие симптомы, - говорит Гун Годани, исходя из своего опыта. - Они действительно больны".

Годани тоже видит причину заболеваний в описанной Бодегардом жизненной ситуации у детей: в травматических переживаниях на родине, в том, с чем они столкнулись в поисках убежища. Разочарованные, подавленные и беспомощные родители, которые больше не могут выполнять свои обязанности, не могут дать детям надежду на лучшее или вообще какое-нибудь будущее. На это еще наслаивается долгое ожидание решения о предоставлении убежища.

Данный процесс в Швеции не более и не менее гуманен, чем в других странах Западной Европы, он вполне сравним с немецким. Почему тогда состояние апатии у детей беженцев наблюдается преимущественно в Швеции, это вопрос, на который до сих пор нет ответа.

Шведский профессор психиатрии Стен Левандер вместе с детским психиатром Хансом Адлером общался с коллегами из многих других стран и выяснил, что там такой феномен частичной потери функций у детей совершенно неизвестен. Поэтому Левандер считает, что в заболевании виноваты особые шведские причины. Среди них: "Мы порождаем психические заболевания, которые не можем вылечить".

Однако детский психиатр Бодегард с этим не согласен. Он предполагает, что таких детей тысячи по всей Европе: "Возможно, это хорошо, что в других странах подобные случае не так часты". Его мнение разделяет психолог Андреас Тунстрем: "Возможно, проблема стала очевидной именно теперь, поскольку о ней заговорили и дали ей название". Ведь в Швеции, в отличие от большинства других стран, психиатрическая помощь оказывается беженцам и детям иностранцев, проживающих в стране нелегально.

Прививайте любовь к спорту

Конечно же, не все дети должны быть спортсменами, но попробовать привить ребенку любовь к спорту все же необходимо. Пусть он попробует самые разные виды спортивных занятий, может быть, ему понравится заниматься командными видами спорта, а может быть, это будет гимнастика или плаванье. Если же он не хочет заниматься в секции, попробуйте заинтересовать ребенка совместными прогулками, туристическими походами или же просто занятиями на спортивной площадке вместе с родителями.


Позанимайтесь вместе

Практически все дети любят проводить время вместе с родителями. Поэтому вы сами предложите ребенку прогулку на велосипедах или же игру в футбол. Берите мяч и выходите вместе на спортивную площадку, ребенок со временем привыкнет к подвижным играм и сам будет предлагать выйти поиграть в футбол или баскетбол. Когда он начнет проявлять интерес к подвижным играм, никогда не отказывайтесь выйти погонять вместе мяч или поиграть в бадминтон, так как в следующий раз, когда вы предложите это ребенку, он может отказаться и опять прилипнет к телеэкрану


Выключите телевизор

Уже давно специалисты всего мира бьют тревогу по поводу вреда, который наносит здоровью детей длительный просмотр телевизора. Такое времяпрепровождение провоцирует не только малоподвижный образ жизни, но и способствует набору лишнего веса у детей, ведь, просматривая очередную передачу, дети поглощают не контролированное количество вредной пищи, такой как чипсы, сухарики, кока-кола, и другой не менее вредной. Поэтому, даже если ребенок не склонен к подвижному времяпрепровождению, выключите телевизор и пригласите его на совместную прогулку с собакой или на детскую площадку.


Личный пример родителей

Не забывайте, что ребенок поверит вам только в том случае, если будет видеть, что мама и папа также проводят свой отдых активно, а не перед телевизором или компьютером.


Главная мотивация для ребенка – это пример родителей, если они ежедневно занимаются зарядкой, выходят на прогулки, пробежки, ребенок также будет стараться подражать им.


Если ребенок стесняется бегать и прыгать из-за того, что имеет избыточный вес, не насмехайтесь над ним, а поощряйте за любое проявление активности. Предложите ему совместные пробежки в укромном уголке парка. А как только он почувствует, что может быть таким же подвижным, как и его родители, он постепенно привыкнет и начнет выходить играть в подвижные игры во двор с другими детьми. К тому же регулярные физические нагрузки приведут к потере лишнего веса и улучшению общего здоровья малыша.


Двигаться – это весело!

Дети очень любят веселые игры. Поэтому если вы будете сопровождать подвижные игры забавными комментариями, это не только поспособствует двигательной активности ребенка, но принесет ему удовольствие и веселье. Предложите ему потянуться, как кошка, попрыгать, как зайка, побегать, как жеребенок. Малыш с удовольствием примет ваше предложение, особенно если вы это будете делать вместе. Если же ваши занятия будут сопровождаться веселой музыкой, он поймет, что движение – это же весело!

Первые шаги малыша – очень важный этап не только для самого ребенка, но и для его родителей. Мама и папа зачастую так ждут этого, что готовы ускорить его наступление или впадают в панику, если оно долго не начинается. Анатолий Васильевич Черняев, травматолог-ортопед, вертебролог сети медицинских клиник «Семейная» рассказывает читателям Летидора, почему не надо торопиться.

Рано или поздно

Самое главное, что должны запомнить все родители – точного единого срока, когда ребенок должен пойти, не существует. Каждый малыш делает это индивидуально. В среднем дети начинают ходить в год, однако приблизительной нормой считается промежуток от 9 месяцев до 1,5 лет.

На то, как быстро пойдет ребенок, могут повлиять несколько факторов. Во-первых, его телосложение. Более крупные детки, как правило, делают первые шаги позже, чем худенькие. Многое зависит и от темперамента малыша. Есть дети спокойные, менее любознательные, им комфортно развиваться в более спокойном темпе, чем активным и очень подвижным.

Если ребенок не торопится ходить, родителям можно узнать, во сколько они сами сделали первые шаги. Если это произошло не очень рано, то ваш малыш, возможно, унаследовал это генетически.

Если малыш не пошел и в 18 месяцев, этого можно не пугаться. Когда ребенок физически здоров, ортопед и невролог не видят в нем никаких патологий, при этом он весел и активен, то нет повода переживать. Постепенно его двигательная активность придет в норму, и он пойдет.

К слову, если малыш пошел слишком рано, до 9 месяцев, особо радоваться тоже не нужно. Его позвоночник и мышцы ног еще не окрепли, и ходьба может стать слишком большой нагрузкой на них. Это может привести к проблемам с костно-мышечной системой в будущем (искривлению позвоночника и стоп, плоскостопию). То же самое может произойти, если родители начнут самостоятельно раньше времени активно ставить ребенка на ноги.

Когда ваш ребенок делает первые шаги, важно быть внимательнее к нему – некоторые признаки требуют обращения к ортопеду:

  • если ребенок опирается не на всю стопу, а на носочки. Это означает, что его мышечный тонус нарушен, что может повлечь за собой проблемы с осанкой и походкой;
  • если ноги малыша выгнуты буквой «О». Такой признак может проявиться из-за нехватки витамина D (от этого кости становятся менее крепкими), слабых мышц или недоразвитых связок;
  • если его ноги сильно повернуты носками внутрь или же наоборот разведены наружу;
  • если стопы заваливаются вовнутрь, а колени сомкнуты. Причиной такого искривления (вальгусного) могут стать рахит, лишний вес, различные травмы.

Все эти признаки требуют наблюдения у врача и лечения – от специальной гимнастики до массажа и ношения ортопедической обуви.

Хождение – естественный процесс, и все дети рано или поздно осваивают его самостоятельно. Но многим родителям не терпится его ускорить, и они покупают различные предметы, способствующие этому, такие как ходунки и прыгунки. Как показывает практика, в этих предметах больше вреда, чем пользы.

Так, ни в ходунках, ни в прыгунках ребенок практически не прикладывает усилий для самостоятельной ходьбы, что лишь замедляет его развитие. К тому же, в них положение его тела и ног отличается от естественного, что может привести к неправильному формированию стопы и искривлению позвоночника. При раннем использовании этих предметов малыш не учится ползать – а ведь это важный период для формирования и укрепления костно-мышечного аппарата, развития мышц не только ног, но и рук.

Если вы все-таки хотите приобрести ходунки или прыгунки, делать это можно не раньше, чем с 7-8 месяцев, когда мышцы ребенка достаточно окрепли, а лучше тогда, когда малыш уже сам начал ходить. Используйте их как дополнительную возможность подвигаться и как веселое развлечение.

На самом деле и без ходунков и прыгунков можно помочь малышу в развитии мышц ножек и скорейшем обучении ходьбе. Для этого достаточно делать массаж и лечебную гимнастику с акцентом на ноги, а также лучше организовать пространство для ходьбы. Так, сидящий в манеже ребенок пойдет гораздо позже, чем тот, который может двигаться по всей комнате. Расположите в ней устойчивые предметы, на которые будет удобно опираться в процессе ходьбы, а также разложите любимые игрушки ребенка, чтобы у малыша была цель для передвижения. Со временем увеличивайте расстояние от одной до другой игрушки.

Что еще почитать