Ребенок не хочет спать в саду. Что делать, если ребенок не хочет спать в детском саду

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, про дневной сон. У нас в группе детки, которым еще не исполнилось 3 года и которым уже 4-ый. Мой ребенок спит дома не более 1.5 часов днем. В детском саду же на дневной сон отведено время 3 часа. Он просыпается, плачет, не хочет больше спать, его ругают и заставляют спать еще. Из-за этого он не хочет ходить в детский сад. Скажите, как поступить в этом случае.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ваш ребенок правильно не хочет. Где это видано, заставить человека спать? Это все равно, что заставить любить, заставить увидеть (а не смотреть), заставить понять. Не-ре-аль-но.

Странно другое: почему Вы хотите, чтобы эта пьеса продолжалась?

Ваш ребенок (как и каждый другой ребенок) никогда не будет «как все». Потому что понятие «как все» — пустое. Это просто словосочетание, на самом деле за ним не стоит никакой смысл. Используется данное выражение в речи потому, что им можно заставить человека повиноваться. Говоря проще – управлять человеком. Вот единственное назначение слов «как все».

Почему я должен это делать? – часто спрашивают дети. Когда у взрослых не хватает аргументов, они говорят: потому что все так делают. И что это доказывает? Когда дети вырастают, немногие из них сохраняют в себе божественную способность продолжать спрашивать: почему я должен это делать? – у других и у себя. Большинство идет по дорожке под названием «как все», понурив голову, проглотив все наставления, смирившись с тем, что они – по всем вопросам безнадежные должники, они всегда что-то должны. Даже выражение есть специальное «чувство долга». Что за чувство такое? И каким местом человек может его ощутить? От него спина ссутуливается, плечи опускаются, в теле появляется тяжесть, тянущая вниз, к земле. Гнетущее состояние.

Можно, конечно, сказать, что человек без чувства долга будет безответственным, легкомысленным, будет порхать, как бабочка, ничем не напрягаясь. Да, это так! И это прекрасное состояние. Творческое, светлое, дающее отличное настроение, прекрасное самочувствие, отменное здоровье и бьющую через край энергию – в общем, все, как у детей. Этого состояния некоторые люди боятся. Они придумывают, что человек без чувства долга перестанет заботиться о своих близких, не будет работать и т.п., но не говорят самого главного, что их так пугает – этот человек станет свободным и бесконтрольным. То есть, у него не будет кнопочек, на которые так любят нажимать манипуляторы, и рычажков, за которые они любят дергать. Управляемый человек очень удобен, он почти как биоробот, как механическая игрушка: надавил на жалость – получил подарок, надавил на чувство долга – получил еще. Таких кнопок и рычагов существует много разновидностей, и все они – чужеродный, искусственный элемент в человеческом теле, типа протеза или вживленного электрода. Одним словом – лишнее.

Вряд ли кто-то станет утверждать, что у кошки есть чувство долга. Но это никак не мешает ей быть прекрасной матерью, заботиться и нежно воспитывать своих малышей, защищать их от любой, реальной или мнимой, опасности, растить и учить. Любит ли она своих детей? Кто видел кошку с котятами, отлично знает ответ.

Человек в этом смысле мало чем от кошки отличается. Может ли чувство долга заставить его искренне и с любовью заботиться о ком-то? Может ли оно заставить полюбить? Восхищаться? Радоваться? Ответьте сами. Выдумки это все. Кнопки и рычаги.

Теперь посмотрим на еще один аспект Вашего вопроса. Много уже было писем, в которых родители из последних сил стараются приспособиться к тем обстоятельствам, в которые попали, хотя обстоятельства эти им совсем не нравятся. Одним не повезло, как они считают, с воспитателем, другим – с группой в саду, третьим не дает спокойно жить какой-нибудь один ребенок в садике. Этих родителей объединяет одно, на мой взгляд, странное свойство: они в своих письмах никогда не упоминают возможность сменить один сад на другой или вообще воспитывать ребенка вне садика .

Может быть, это тоже проявление феномена «как все»?

Не все дети ходят в сад. И может быть, именно вашему ребенку нужно, необходимо, обязательно много времени проводить наедине с собой или, скажем, с папой. У каждого свой путь, и этот факт можно только уважать и признавать, если хотите жить с радостью и удовольствием, а не в постоянной борьбе с обстоятельствами.

Как часто складывается ситуация: ребенка водят в сад, но ему там не нравится, он плачет, болеет, закатывает по утрам истерики. С другой стороны, воспитателям тоже мало радости от такого малыша: они тоже недовольны и жалуются родителям. Родители получают больше всего снарядов: с одной стороны, они в ужасе от того, что происходит с ребенком, с другой стороны им иногда хочется убить всех воспитателй вместе с нянечками за их вечные жалобы и недовольство (а за что же им деньги платят?). А если вдобавок ребенка отдают в сад, чтобы можно было ходить на нелюбимую работу, тогда жизнь вообще превращается в непонятно что. Всем плохо. Зачем это нужно?

Давайте, наконец, что-то поменяем. Давайте перестанем мучать друг друга и самих себя. Давайте перестанем терпеть и приспосабливаться. Давайте станем просто жить так, как нам нравится, как нам приятно и легко.

Вы имеете право не быть «как все». Вы можете позволить себе роскошь самим решать, куда водить своего ребенка, находить такие решения, при которых ваш ребенок, а главное, вы сами чувствуете себя превосходно! Просто – живете и получаете от этого удовольствие.

В вашем конкретном случае с дневным сном в садике я бы поговорила с воспитателями (двумя? или одним?). Объяснила бы им, спокойно, без нажима и патетики, что у моего ребенка нет потребности в сне на целых 3 часа, что ребенок сам отлично справляется с тем, сколько ему спать (кушать, ходить в туалет), а показатель этого – хорошее самочувствие и хорошее настроение, когда он встает. Посмотрите на их реакцию, послушайте, что они вам скажут. Вполне возможно, что вы легко найдете общий язык. А если нет – тоже не беда. Значит, это не ваш садик. Значит, для вашего малыша есть другая, очень хорошая возможность, которая ждет его – не дождется. Только представьте, сидит она, эта прекрасная возможность, в укромном местечке, и дожидается лично вас с лично вашим ребеночком, и от нетерпения пританцовывает на месте: ну когда же, когда же они меня наконец-то найдут? Когда им надоест цепляться за старое, неприятное? Скорей идите сюда, я здесь, я вот!

Если ваше дитя не хочет засыпать в группе, прежде всего, выясните причину этого. Детей, которые только начали ходить в дошкольное учреждение, в первые дни не стоит оставлять на сончас. Делать это нужно только тогда, когда ребенок привыкнет к тому, что он каждый день посещает детский сад.

Сделайте домашний режим приближенным к распорядку дня в детском саду. Даже в выходные дни и праздники старайтесь его придерживаться. Привыкнув к ежедневной моментов, ребенку будет легче засыпать в детском саду. Сон в середине дня не станет вызывать у него отрицательной реакции, а будет связан с отдыхом.

Причиной бодрствования ребенка во время тихого часа может быть его . В таком случае не нужно заставлять ребенка спать. Попросите воспитателя некоторое время сидеть с ним на кроватке и гладить по спине. Так малыш сможет быстрее успокоиться и, возможно, заснуть.

Чересчур активный малыш, набравшись впечатлений за первую половину дня, просто не может быстро успокоиться. Его мозг перерабатывает полученную информацию.

Ребенок не может заснуть во время сончаса из-за отвлекающих факторов. Такими могут являться шум за окном, жужжание насекомых или некомфортная температура в спальне. В беседе с педагогами группы укажите на эту индивидуальную особенность вашего ребенка.

Замена видов отдыха

Дети , в основном, живут по режиму. Однако, не все дети могут спать в строго установленное время. Внутренний цикл у всех свой. Поэтому воспитателям группы лучше учитывать это в первое время нахождения ребенка в детском саду.

При необходимости можно обратиться к психологу детского сада. В его кабинете созданы условия, позволяющие детям расслабиться. Использование специальных методик позволит специалисту выяснить причину бодрствования ребенка.

Сон в тихий час возможно заменить другим видом отдыха. Можно предложить ребенку просто спокойно полежать в кроватке. Даже если он полежит двадцать-тридцать минут, это даст ему возможность отдохнуть от активной деятельности.

Есть дети, которые категорически отказываются находиться в спальне и не дают другим детям спать. Причины этому могут быть разные. Замените сон тихими играми, например, настольными. Так малыш сможет переключиться на более спокойный вид деятельности и не мешать остальным ребятам.

Не все дети хорошо укладываются спать днем, очень многие уже в возрасте 1,5-2 лет могут отказываться от дневного отдыха. Нарушение это или норма развития - взгляды матерей и терапевтов расходятся.

Врачи-терапевты советуют родителям придерживаться режима дня в обращении с малышом. В нормах сна для маленьких детей сказано, что от рождения до года ребенок спит не менее 3 раз в день, с года до 1,5 лет количество дневного сна может уменьшиться до 2 раз в течение дня, с 1,5 до 4-5 лет дети спят только 1 раз - после обеда, а после 6 лет могут спать . Причин отказа от дневного отдыха у ребенка может быть множество: он поздно встает, спокойно играет, не утомляется, а может, его психика за день не перегружается и малыш вполне нормально выдерживает и без дневного сна, увеличивая время на отдых ночью. Прежде чем волноваться и обращаться к врачу, родителям стоит выяснить причину нежелания малыша укладываться в кровать. Нужно помнить и о том, что у некоторых детей просто нет потребности в дневном отдыхе, и это абсолютно нормально.

Придерживайтесь режима дня

Лучшим способом справиться с капризами ребенка и приучить его к распорядку будет установка четкого режима дня и постоянное его выполнение. Конечно же, когда ребенок еще не ходит в садик и ему не нужно подниматься утром в одно и то же время, порядок установить достаточно сложно. То малыш , то не может накануне, время для подъема всегда сбивается, ребенок может встать как в 7 утра, так и 9 или 10 часов. Поэтому привычки ложиться и вставать в одно и то же время не вырабатывается. Маме в этом случае нужно кардинально поменять подход: установить четкие часы для подъема и отхода ко сну, тогда через некоторое время ребенок и сам привыкнет вставать рано, утром заниматься активными играми, к обеду утомляться и ложиться спать, а вечером находить более спокойные дела и снова без проблем укладываться, не перевозбуждаясь при этом. Когда малыш точно будет знать, как распланирован день, его организм будет подстраиваться под режим и ребенку станет проще контролировать свои желания.

Есть еще несколько правил, которые облегчат укладывание малыша. Старайтесь, чтобы он всегда спал в одном месте, тогда оно будет ассоциироваться со сном и спокойствием. Перед сном прекратите веселые и подвижные игры. Полезно будет придумать некий ритуал отхода ко сну и всегда его придерживаться: переодеть в пижаму, прочесть сказку, спеть колыбельную, пожелать доброй ночи.

Уложите ребенка спать пораньше, если видите, что он уже устал и засыпает на ходу. Не ждите, когда он доест и дорисует, иначе потом малыш может перевозбудиться, заплакать, закатить истерику. Важно уметь различить признаки усталости у ребенка: он может теперь глаза, хныкать, капризничать, застывать на время.

Дайте ребенку возможность заснуть самому, без пустышки, кормления или укачивания. Уже в возрасте 3 месяцев малыш это сделать в состоянии, что уж говорить о более взрослых детях. Когда ребенок приучится успокаиваться самостоятельно, он будет спать гораздо лучше, а маме не придется часами сидеть над его колыбелькой или кроваткой.

Проведите опрос среди родителей старшей или подготовительной группы, и вы узнаете от большинства них, что дома дети уже давно не спят днем. Спросите детей, почему они не любят ходить в садик, и вы услышите, что одна из главных причин - дневной сон. А если организовать садик без сна? Это возможно сделать как силами семьи, так и в дошкольном учреждении.

Когда дочке было примерно четыре с половиной года, у нас начались проблемы с дневным сном. Укладывать ее было все сложнее, часто сам процесс укладывания занимал больше двух часов. В итоге засыпала она часам к четырем пополудни, просыпалась к шести, а укладывание на ночь происходило далеко за полночь. Посовещавшись с мужем, мы решились на эксперимент: не укладывать вообще. В итоге к девяти часам вечера ребенок сам еле доползал до кровати и крепко спал до утра, а родители вечером получали несколько часов времени на себя. В таком режиме мы прожили все лето, но когда пришла пора возвращаться осенью в садик, проблема снова замаячила на горизонте. Марта - очень послушная девочка, а в садике «за компанию» спят даже не очень послушные дети, поэтому она, как и положено, отдыхала два часа и возвращалась вечером домой. После этого вечером начинался сущий ад: ребенок скакал по диванам и по головам родителей до глубокой ночи, а утром, не выспавшись, никак не желал вставать в половине восьмого утра. Родители утешали себя тем, что ребенок выспится в садике, но жизнь в режиме «не можем улечься, а потом не можем встать» напрягала всю семью. Ко всему прочему, я была беременна, поэтому поздние отбои и недостаток сна ощущались особенно остро.

Садик без сна: организация силами семьи

Прожив так около недели и поняв, что долго в таком режиме не протяну, я начала искать решение в интернете. И первое, что я поняла: я не одна такая. Потому что очень немногим детям в 5-6 лет на самом деле еще нужен дневной сон. Каждая мама решала проблемы с садиковским сном по-своему, но в целом было несколько вариантов:

Забрать ребенка из садика, а вместо этого водить на разные секции.
Забирать ребенка после обеда, то есть до дневного сна. Во второй половине дня опять-таки водить на кружки.
Забирать ребенка после обеда, а затем приводить обратно после сна.

Очевидно, что первый вариант подходит мамам, которые вообще не работают, и могут полностью посвящать себя ребенку. Второй - тем мамам, которые работают на полставки или дома. Третий - тем же мамам, но при условии, что садик находится рядом с домом (иначе вряд ли захочется кататься туда-сюда по четыре раза в день).

Я - мама-фрилансер, и садик у нас в пяти минутах ходьбы, поэтому третий вариант показался мне самым удачным. В нашем садике во второй половине дня часто проходят разные занятия: хореография, английский язык, и если забирать дочку после обеда, то она пропускала бы их. Во-вторых, дополнительные два часа для работы ежедневно для меня были очень важны.

В режиме «забираем после обеда и приводим обратно после сна» мы прожили целый учебный год, и вот какие преимущества это дало нашей семье:

Маме:
Ушли проблемы с укладыванием на ночной сон - дочка засыпает около 21 часа и крепко спит 10 часов;
Утром дочка просыпается без будильника в половине восьмого и говорит: «Мама, вставай, пора идти в садик!»;
Снова появилось время на вечернее общение с мужем или же на дополнительные пару часов сна;
После того, как рабочий день поделился на три части: работа (9-12), дневное общение с дочкой (12.30-15), снова работа (15.30-18), стало легче планировать день, я стала больше успевать.

Дочке:
Марта очень привязана к маме и папе, и оставаться одной на целый день даже в пять лет для нее все еще было тяжело. Возможность побыть с родителями несколько часов среди дня снизило психологическую нагрузку, садик стал восприниматься более позитивно.
Если не было сильного ветра и дождя, почти все время садиковского сна мы проводили на улице. Для здоровья это во сто крат полезнее, чем лежать в душном помещении спальни вместе с двадцатью детьми.

Первые месяцы посещения детского сада не всем детям даются просто. Расставание с мамой, смена домашней обстановки на незнакомое помещение детсада, новые лица, новая пища и отличный от домашнего приводят ребенка в состояние смятения и растерянности. Малышу приходится подчиниться распорядку и правилам, принятым в выбранном детском саду. На фоне общего стресса нередко возникает и проблема с дневным сном. Воспитатели жалуются, что ребенок не спит в детском саду и мешает другим детям, а родители просто не знают, что делать в этой непростой ситуации.

Почему малыш не спит в садике

Новорожденный спит до 20 часов в сутки, к 2−3 годам продолжительность сна постепенно уменьшается до 12−13 часов. Причем это время произвольно может дробиться в зависимости от индивидуальных особенностей психики, активности ребенка и влияния окружающей обстановки. Дневной сон в трехлетнем возрасте, как правило, составляет 2−3 часа. И он просто необходим для отдыха и восстановления работоспособности развивающейся нервной системы ребенка. Отсутствие дневного сна может привести к капризному и возбужденному поведению, понижению интереса к играм и обучению, и даже к заболеваниям нервной системы.

Проблемы со сном в детском саду могут быть вызваны различными причинами:

  • ребенок или в обществе малознакомых сверстников;
  • малыш не привык к установленному в садике режиму;
  • дошкольник испытывает стресс из-за посещения детсада и расставания с родителями.

Чаще всего проблемы со сном решаются сами собой и уже в течение месяца у ребенка вырабатывается привычка спать днем — накапливается усталость, детский сад перестает быть чем-то пугающим и чуждым, организм привыкает к четкому режиму дня. Если же ребенок никак не может привыкнуть, плачет и просит забрать его пораньше, лишь бы не спать в саду, родителям нужно будет помочь ему адаптироваться.

Как приучить ребенка спать в детском саду

Дневной сон способствует снятию нервного напряжения ребенка, на долю которого выпадает усвоение огромного количества новых знаний. Поэтому заранее к детсадовскому режиму дня, можно существенно снизить уровень стресса от первых посещений дошкольного учреждения.

Если в домашних условиях за правило будет введен «тихий час», то вопрос, как научить ребенка спать в детском саду, может и вовсе не возникнуть. Если уже дома вы видите, что засыпание малыша днем происходит тяжело, постарайтесь перед сном занять его чтением книг или спокойными играми. Например, предложите почувствовать себя шпионом, которому нужно бесшумно лежать в кроватке, чтобы не привлечь внимание «врагов». Или попросите про себя почитать стихи или придумать сказку. Можно также прилечь вместе с ребенком, поглаживая его спинку или голову, напевая колыбельную. Главное, чтобы перед сном он смог успокоиться и расслабиться — тогда его отдых будет естественным и приятным.

При отсутствии проблемы с засыпанием родителям нужно просто синхронизировать время дневного сна дома с установленным в детсаду режимом. Сначала ребенок с трудом будет засыпать в обозначенное время, и его нужно будет просить просто полежать спокойно. Но буквально через пару недель вы заметите, что ему уже не составляет труда уснуть в установленный час.

Нередки случаи, когда дети просто отказываются спать в саду, хотя дома проблем с дневным сном не наблюдается. Связано это, как правило, с тем, что ребенок не может к новым условиям — волнуется и переживает, испытывает дискомфорт. В такой ситуации важно пообщаться с дошкольником, узнать, что именно его тревожит. Здесь необходимо оказать психологическую поддержку, настроить ребенка на позитивные эмоции и помочь преодолеть страх временного расставания с родителями. Не исключено, что ребенок еще и не кушает в детском саду по причине все того же стресса. Чем быстрее вы установите причину детского волнения, тем быстрее пройдет адаптация к новым условиям.

В пользу послеобеденного сна говорит и тот факт, что дети, спящие днем, обычно более спокойны, менее возбудимы, меньше устают и даже болеют реже своих сверстников. Умение спать днем нормализует психику ребенка, учит его управлять своими эмоциями.

Были ли у вашего ребенка проблемы с дневным сном в детском саду? Как вам удалось их разрешить? Поделитесь своим опытом с другими родителями в комментариях к статье.

Дома сын спал днем через день, а в садике он вообще отказался от дневного сна. Чем это плохо? Оказывается, именно дневной сон позволяет вывести из детского организма кортизол, гормон стресса.

Поэтому детки, которые не спят днем, к вечеру особенно возбудимые и уставшие.

Парадокс! Чем больше устает малыш, тем труднее ему уснуть.

Что делать, если ребенок плохо спит в садике или вообще отказывается от послеобеденного отдыха? У нас есть несколько советов!

Совет 1: если ребенок не хочет спать, может, он уже перерос дневной сон

В 3 года почти все дети спят днем. К 4м годам только половина малышей укладывается на дневной сон. В 5 лет нуждаются в регулярном дневном отдыхе лишь 25% деток.

Если ребенок плохо спит или вообще отказывается от отдыха, может, у него нет потребности во сне днем. Попробуй договориться с воспитателем, чтобы кроха просто лежал с закрытыми глазами.

Когда мой сын отказывался ложиться в старшей группе, воспитательница пошла навстречу. Ребенок не хочет спать? Хорошо, пусть тихо собирает пазлы или рисует.

Совет 2: ребенок не хочет спать в садике? Попрощайся с ритуалами дома

Из-за непривычной обстановки малыши поначалу нервничают и не могут расслабиться в садике. Ребенок не хочет спать, потому что рядом нет любимого мишки, маминой колыбельной и теплого одеяла.

В садике? Попробуй свести домашние ритуалы укладывания к минимуму. Пусть малыш учится засыпать без укачиваний, песен и бутылки с компотом. Тогда и в садике все получится!

Совет 3: ребенок плохо спит в садике? Признай его чувства

Когда мой сын говорил, что не может уснуть, я, признаюсь, не сразу стала его поддерживать. Я думала о том, что у других детей же как-то получается уложиться на дневной сон!

На самом деле, малыш переживает серьезный кризис разделения с мамой. Говори почаще с ним об этом: что воспитательница позаботится о нем, что вечером вы вместе пойдете на любимые качели… Если ребенок не хочет спать, он обычно тревожится. Вдруг мама вообще не заберет! Так что уделяй карапузу побольше внимания и объясняй, что ты обязательно за ним придешь.

Что еще почитать