С какими словами нужно бить вербой. Верба-хлест, бьет без слез. При воспалении полости рта и горла отвары используются для полосканий

Вербное воскресенье начали отмечать с 10 века. В этом году это 28 апреля. На самом деле в последнее воскресение перед Пасхой празднуется Вход Господен в Иерусалим. Когда Иисус входил в город, многие жители вышли к воротом, встречать его. У всех в руках были пальмовые ветви.
Поскольку в России пальмы большая редкость, а вербы и ивы навалом, да и еще это первое дерево, которое по весне распускает удивительные красивые пушистики, взяли веточки вербы.
Так и порешили праздновать Вход Господен в Иерусалим с веточками вербы. Люди несли веточки в храм, батюшка их освещал и довольная паства уносила ценность с собой в дом.

Вербное воскресенье - большой светлый праздник. За ним следует самая строгая неделя Великого поста. С Вербным связаны народные приметы и обряды.

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год.

Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Родители обязательно в шутку "стегали" вербными ветками своих детей.
Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.


Съешь почку вербы - решится важное дело.

Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая святой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет.

Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым.

Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами.
Дождик, даже небольшой, на Вербное воскресенье - к хорошему урожаю.

Если вы не заготовили заранее веточки и не освятили их в церкви, но вам очень хочется иметь освященную вербу, не отчаивайтесь.
Есть два способа:
1. Сходить утром в любой Храм, и приобрести веточки там.
2. Если вы все проспали, смело идите гулять и ищите кусты с бордовыми ветками и пушистиками на них.
Если не найдете с бордовыми, а увидите дерево, с серыми ветками и желтенькими пушистиками - это ива. Тоже хорошо. Так как на самом деле не суть важно: верба или ива, считайте что это одно и тоже.
Принесите веточки в дом и пусть у вас все будет благополучно!

С Вербным Воскресеньем связаны многие народные приметы и поверья.

В этот день стараются прикоснуться к человеку принесенной из храма веткой вербы, чтобы наделить его здоровьем и красотой. Считается, что освященная верба обладает особой целительной силой и ее нужно хранить доследующего Вербного Воскресенья.

В этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными ветками, приговаривая: <Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет.> Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют, поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба. Верба красна, бьет не напрасно!

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. * Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым

* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.

* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

ЗАГОВОРЫ в этот день:
. Под Вербное воскресение заговаривают головные боли. Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду. Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите: «Вода, иди в землю вместе с головной болью».
. В Вербное воскресенье делают приворот на вербу. Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!
. Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!
. Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья. Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого. Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.
. Сегодня вeрба сильна.
. Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами. Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают. Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, а вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.
. Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.
. Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным — исцелятся.
. ВСЕМ, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить, пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой. Потом сказать: «Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял. Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда, что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь». Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

В этот день украсьте свой дом веточками вербы и дарите своим близким букетики ранних весенних цветов.

Предпоследняя неделя перед праздником Пасхи является предпоследней неделей Великого поста. Она носит название Вербной, или «Вербницы». Именно на эту неделю приходится Вербное воскресенье и Лазарева суббота. Многих интересует, что можно делать в Вербную субботу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день?

Что такое Вербная неделя?

Как и во многих других христианских праздниках, корни надо искать в библейских текстах.

Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями - ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы). В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!».


Память этого события - Вход Господень в Иерусалим - чтит весь христианский мир. В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название - неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы). Потому и носит у нас на Руси предпоследняя неделя поста название «вербной» (а также «цветной», или «цветоносной»). Имя «вербное» получило и воскресенье на этой неделе.

Еще одно событие вспоминается в этот день христианами - чудо воскрешения Христом Лазаря в Вифании близ Иерусалима. Памяти этого события посвящается Вербная или Лазарева суббота - канун.

Верба-хлест, бьет без слез

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную. Вокруг вербы строятся все обряды этого дня.

♦ В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» - особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки.

♦ В воронежских деревнях в день «Лазарева воскресения» пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

♦ На Руси считалось, если проглотить девять вербных сережек (с веточки, освященной в храме), то можно защититься от лихорадки, да и вообще согнать с себя любую болезнь.

♦ Если женщина не могла забеременеть, ей опять же советовали употреблять в пищу шишечки освященной вербы - они считались вернейшим средством от бесплодия.

По народным убеждениям, расцветающее дерево передает свое здоровье и силу человеку или животному, который к ней прикоснется (или съест). Вот и в Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы - для здоровья. При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Вербахлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог:

«Верба, верба.
Верба красна,
Верба хлест,
Бьет напрасно,
Верба хлест,
Верба бела,
Бьет до слез,
Бьет за дело,
Верба синя,
Верба хлест -
Бьет несильно.
Бьет до слез
Не я бью, верба бьет!».

Значение православных праздников. Под знаком вербы

Помимо чествования христианского праздника наши предки славили эту неделю как начало весны. Верба, первое весеннее деревце, зацветало у этому времени красивыми золотистыми и пушистыми шишечками. Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек.

Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий - жилище от пожаров, человека - от болезней, а крестьянское хозяйство - от неурожаев и падежа скота. Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

♦ Хозяева скармливали веточку освященной вербы домашней скотине, считая, что это убережет ее от мора. В отдельных местностях для этих же целей домашних животных кормили хлебом с запеченными в нем вербными почками.

♦ Чтобы скотина не потерялась и не пала, под крышу хлева втыкали несколько вербных веток.

♦ Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

♦ Ветки вербы разбрасывали на поле - для урожайности, или втыкали в нивы - для сбережения посевов.

♦ Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя). С днем Вербного воскресенья связано множество примет:

♦ Наши предки верили, что все посаженное в землю на Вербной неделе, вырастет таким же «лыковатым», как и сама верба. Считалось, что все высаженное в этот день вырастет горьким (даже то, что должно быть сладким или кислым). Чтобы всего этого не случилось, всю Вербную неделю посевными и посадочными работами не занимались.

♦ Если верба хорошо цветет - посевные работы будут удачны.

♦ Мороз (или холодные утренники) на Вербной неделе к богатым хлебам.

♦ С рек сходит последний лед.

♦ В эти сроки обычно сеют горох.

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями — ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы). В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Память этого события — Вход Господень в Иерусалим — чтит весь христианский мир. В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название — неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы).

Верба — первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. В народе она имеет много названий: верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал, тальник, белотал, ломашник, чернотал, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз, таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник, чернотал, вербовник, синетал, ломашник, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.

Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек. Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий — жилище от пожаров, человека — от болезней, а крестьянское хозяйство — от неурожаев и падежа скота. Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную.

Вокруг вербы строятся все обряды этого дня. В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» — особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки. В воронежских деревнях в день пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

В Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы. При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Верб охлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог: «Верба, верба. Верба красна, Верба хлест, Бьет напрасно, Верба хлест, Верба бела, Бьет до слез, Бьет за дело, Верба синя, Верба хлест — Бьет несильно. Бьет до слез Не я бью, верба бьет!» , или:

Верба свята! Верба свята!

Верба-хлёст бит до слез,

Верба бела бьет за дело!

Верба красна бьет не напрасно!

Не я бью, верба бьет, через неделю велик день

Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!

Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья!

Верба-хлёст, бей до слез!

Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя).

Верба считалась хорошим лекарством от головной боли — ее нужно было носить под платком или шапкой, к больному место прикладывали ее при боли в суставах и артрите.

Исследование корней вербохлеста приводит в древние времена. После крещения Киевской Руси церковь христианизировала языческое вербохлест, связанный с культом плодородия, оплодотворения.

Наши предки-язычники справедливо считали, что чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. В этот день они совершали обряд «вербохлест» — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а те радостно визжали.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и ритуалах других славянских народов. Сербы заплетали из Вербывенки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками вербыи кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба».

Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, „чтобы прибывало молоко“.

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, чтобы она рассеялась.

Что еще почитать