Синдром отличника. Как избавиться от перфекционизма. Комплекс отличницы

Синдром отличницы – это особый вид психического расстройства, при котором дети и многие взрослые преувеличивают и идеализируют свои возможности. В конечном итоге недуг может привести к неврозу, апатии и затяжным депрессиям.

Чаще всего синдром встречается в юном возрасте во время обучения ребенка в школе. Малыш старается получать одни «пятерки» и очень расстраивается, когда происходит иначе. Но если в детстве болезнь еще поддается лечению, то избавиться от нарушения у взрослых становится намного сложнее.

Причины появления синдрома отличника

Причины возникновения заболевания уходят глубоко в детство человека, поэтому выяснить, что все-таки повлияло на зарождение синдрома, с каждым годом становится сложнее. Чаще всего недуг появляется вследствие психологических травм ребенка, причинами которых могут стать:

  • Безразличие со стороны взрослых;
  • Частые конфликты с родителями;
  • Отсутствие кого-либо из членов семьи;
  • Неуверенность в себе или чувство одиночества у ребенка.

Со временем все это способно кардинально изменить личность человека. Синдром особенно опасен тем, что как у взрослого, так и у ребенка в любой момент может появиться психическое и эмоциональное истощение. Люди в таком состоянии не способны терпеть поражения или даже справляться с обычными повседневными трудностями. Они становятся замкнутыми и неуверенными в себе, появляется сильнейшая депрессия.

Симптомы заболевания

Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

  1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
  2. Завышенные требования к друзьям и родным;
  3. Неумение расставлять приоритеты;
  4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
  5. Неумение проигрывать.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть уже в детском возрасте. У ребенка появляется:

Все эти симптомы можно заметить и во взрослой жизни. Человек постоянно стремиться быть идеальным во всем: внешность, характер, карьера. Но зачастую все эти попытки остаются только лишь желаниями.

Диагностика синдрома

Чтобы установить или исключить синдром отличницы, следует в первую очередь обратиться за консультацией к психиатру. Именно он не только проведет устный опрос пациента, но и назначит дальнейшие исследования. Обычно больному рекомендуется дифференциальная диагностика болезни от обычного желания самореализоваться. Для этого специалисты используют специальный тест перфекционизма, включающий 45 или 24 вопроса. Во время ответа на пункты теста особенно важна честность пациента. В соответствие с набранными баллами и решается вопрос о психологическом состоянии больного.

Стоит ли лечить недуг?

Нужно ли лечить недуг? Может ли он ухудшить качество жизни? Что плохого в том, что ребенок или взрослый пытается добиться поставленных целей и сделать свою жизнь лучше? Именно это обычно волнуют больных с синдромом отличника. Ответить на вопросы однозначно сложно, но с уверенностью можно сказать, что патология способна подорвать эмоциональное состояние человека и привести к тяжелым психическим нарушениям.

Заболевание становится опасным даже в повседневной жизни. Например, у женщин с синдромом отличницы чаще всего возникают проблемы в личной жизни. Зачастую они остаются одинокими, так как в будущем муже ищут только идеал. Ежедневные придирки и скандалы также изведут любого, кто будет претендовать на это место.

Если не уделять должное внимание первым проявлениям недуга еще в детском возрасте, то во взрослой жизни можно ожидать следующие проблемы:

  1. Неумение наслаждаться каким-либо процессом, так как интересовать будет только лишь его результат;
  2. Зацикливание на каждой мелочи, которое приведет к неспособности мыслить абстрактно;
  3. Появление привычки «зазубривания», мешающей развитию творческого мышления;
  4. Отсутствие друзей и близких из-за тяжелого характера;
  5. Желание быть всегда первым, даже посредством нечестной борьбы;
  6. Эмоциональную нестабильность, раздраженность и апатию.

Парадокс заболевания заключается в том, что из-за сильного желания быть первым во всем, человек болезненно воспринимает все свои ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Лечение синдрома отличника

Так как зачастую причина возникновения и развития синдрома кроется в окружении ребенка, в первую очередь, следует провести психологическую работу именно с семьей. Родители не должны пытаться компенсировать собственные неудачи победами ребенка; им необходимо регулярно показывать малышу то, что он действительно нужен семье, что его любят и ценят.

В случае, если ребенок принес плохую оценку из школы, его нельзя ругать или наказывать. Для начала следует поговорить с малышом и выяснить его чувства. Задумываться о правильности воспитания можно лишь, если ему все равно, и он не видит ничего страшного в плохой оценке.

Если у ребенка начинают проявляться первые признаки синдрома отличника, специалисты советуют:

  • Больше времени проводить с малышом: обнимать и целовать его без повода;
  • Интересоваться тем, что происходит в его жизни;
  • Поддерживать и помогать советом, когда это необходимо;
  • Не сравнивать малыша с другими детьми;
  • Предлагать отвлечься от занятий или пройтись с друзьями, когда он слишком много времени посвящает учебе.

Если выполнение данных советов не приносит заметного улучшения, следует обратиться за консультацией к квалифицированному и опытному специалисту.

Методы борьбы с патологией для взрослых

В этом случае самым важным условием успешной терапии является своевременное лечение. Сначала необходимо установить истинную причину появления синдрома, а после научиться расслабляться и отвлекаться от насущных проблем. Также специалисты советуют:

  1. Относиться к событиям с оптимизмом, искать в ситуациях положительные моменты.
  2. Найти себе любимое занятие, записаться в фитнес-зал или заняться экстремальным спортом. Человек должен отвлекаться от ежедневных забот и бороться со своими страхами. Все это помогает стать сильнее и упорнее.
  3. Хотя бы раз немного опоздать на работу. Таким образом начальник поймет, что человек – это не машина, которая не может ошибаться.
  4. Поэкспериментировать со своим стилем. Это помогает почувствовать свободу, перезагрузиться морально и привлечь новых друзей.
  5. Не воспринимать критику окружающих близко к сердцу. Чаще всего она, наоборот, помогает понять человеку свои ошибки и не совершать их впредь.
  6. Научиться прощать близких и врагов.
  7. Оставаться в любой ситуации человеком.

Многие врачи и ученые считают, что синдром отличницы возникает у детей из-за недостатка любви и внимания в семье. Получая наивысшие оценки, ребенок старается привлечь внимание взрослых и заслужить похвалу. Поэтому родителям очень важно регулярно показывать малышу свою любовь и заботу.

Если ребенок все свое свободное время тратит на уроки и школьные задания, следует предложить ему погулять, поиграть или пригласить друзей в гости. Также специалисты советуют записать малыша на творческие или спортивные кружки. При этом очень важно научить ребенка проявлять интерес не только к учебе, но и ко всему окружающему миру.

Профилактика

Лучшая профилактика данного недуга – это его отсутствие. Уже при первых симптомах заболевания родители должны проконсультироваться со специалистом и начать соответствующее адекватное лечение. Прежде всего стоит прислушаться к себе, оценить свое поведение и общение с ребенком, а также подумать о том, какие причины могли привести к развитию синдрома отличника.

Больным необходимо понять, что совсем не обязательно быть постоянно лидером. Жизнь прекрасна и без абсолютных побед во всех начинаниях. Нужно научиться расставлять приоритеты и принять то, что есть люди, которые могут делать что-то лучше. И это совершенно нормально.

Прогноз

Прогноз напрямую зависит от степени развития заболевания. Если синдром не переходит в сумасшедшую гонку за лидерством и маниакальное самосовершенствование во всех сферах, то в большинстве случаев недуг даже придает сил для масштабных достижений. Известно, что большинство знаменитых людей являются перфекционистами.

Но, если же синдром переходит все грани и превращается в серьезную проблему, прогноз становится крайне неблагоприятным. Такая форма болезни способна разрушить жизнь. Человек перестает замечать все то хорошее, что с ним происходит. Он ощущает себя беспомощным и никому не нужным. Чаще всего такие люди погружаются в глубокую и затяжную депрессию, а после — заканчивают жизнь самоубийством.

Видео: синдром отличника

Видео: психолог о синдроме отличницы

Успешный ученик, отличник, «всем ребятам пример» - завидная роль, но тяжелая ноша. Простившись со школой, бывшие отличники далеко не всегда способны сделать успешную карьеру и построить личное счастье. Психологи уверены, что дело здесь в некоторых важных компонентах успеха, которые не измеряются оценками в дневнике.

Если вы видели хоть один голливудский фильм про жизнь студентов колледжа, то вам, несомненно, знаком этот типаж: красавец, отличник, капитан футбольной сборной, председатель дискуссионного клуба и король выпускного бала. А потом... потом камера отъезжает в сторону, и мы полтора часа следим за душевными метаниями школьного аутсайдера, а лучший из лучших так и остается второстепенным персонажем, который нужен режиссеру, только чтобы оттенять проблемы главного героя.

Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия - он просто молодец, и у него все хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. Что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка?

Отметки в обмен на любовь

Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, - уверена психолог Анна Петровская, специалист по детско-родительским взаимоотношениям. - Причем, поскольку девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, так что справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника».

На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку - никто не будет тебя любить и уважать.

«Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе - характерная проблема многих успешных детей и подростков, - подтверждает Анна Петровская. - Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие».

Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия. В частности, при построении личных отношений. Пытаясь следовать стереотипу хорошей жены (вкусный обед, чистота в квартире, выглаженные рубашки) или мужа (высокий заработок, помощь по дому, воскресные прогулки с детьми), бывшие отличники и отличницы ждут эмоционального отклика - нежности, восхищения. И если партнер не готов на эмоциональную оценку или принимает все как должное, то возникает почва для конфликта. Особенно когда «трудовые подвиги» ради соответствия неким стереотипам, так же как и «гранит науки» в школьные годы, не приносят им самим никакого удовольствия.

Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки. Во взрослой жизни отличникам бывает очень сложно осознать, что их выбрали и полюбили не за соответствие стереотипу «идеального супруга», а за их личные неповторимые достоинства, которых они зачастую не признают и не ценят.

Проблема: заниженная самооценка.

Что делать: постарайтесь сместить акцент с отметок на сам процесс учебы. Спрашивайте не о том, какие оценки сегодня он получил, а что нового узнал, что его удивило или порадовало.

Совет психолога: «Обсуждая очередную пятерку, хвалите ребенка не за саму отметку, - советует Анна Петровская, - а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь им самим и его работой, а не тем, как оценивают его окружающие».

Правило черной королевы

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» - сообщила Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Как ни удивительно, но отличникам похвалы достаются гораздо реже, чем менее удачливым сверстникам. Ведь их успехи воспринимаются как должное, зато редкие провалы становятся центром всеобщего внимания, в то время как с завзятыми троечниками все обстоит как раз наоборот. Паническая боязнь ошибиться, стремление во что бы то ни стало быть лучшим во всем может довести до настоящего невроза.

«Можно выделить два принципиальных момента, которые подводят очень способных ребят, - рассказывает Александр Овсянников, специалист центра по работе с одаренными детьми. - Это неспособность выделить приоритеты и неумение проигрывать. Ребенок (с помощью родителей) должен выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное и сосредоточить на этом направлении свои усилия. Разумеется, увлечения подростка могут со временем меняться, но их не должно быть бесконечно много! Однако на практике, стремясь завоевать внимание и одобрение родителей, он покоряет все новые и новые вершины, добиваясь зачастую обратного результата - интерес к его успехам падает».

Во взрослой жизни этот аспект «синдрома отличника» становится настоящим стрессовым фактором, особенно для женщин. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение - все должно быть сделано идеально! Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем сном, затем общением с близкими.

Проблема: неумение выделить приоритеты.

На что обратить внимание: ваш ребенок взял приз на певческом конкурсе, выиграл олимпиаду по математике, стал чемпионом по плаванию, а теперь еще и сообщил, что записался на курсы японского языка? Если он коллекционирует награды и медали во всем подряд - подумайте, может, это послание «я хороший», предназначенное для вас?

Что делать: говорите с ребенком о перспективах, связанных с его увлечениями, постарайтесь помочь ему выбрать наиболее значимые из них.

Совет психолога: «Идеально, если вы разделите интересы с сыном или дочерью, разумеется, на доступном для вас уровне, - советует психолог Анна Петровская. - Если он увлекается спортом - ходите с ним на соревнования, где принимают участие его кумиры, если рисует - на выставки, музицирует - на концерты».

Наука проигрывать

Зачастую отличник так боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть, что это превращается в настоящую фобию. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок, с одной стороны, тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, с другой - боится отойти от заданного учителем шаблона. Но в старших классах (или на университетской скамье) он действительно может оказаться в худшем из своих кошмаров - быть поверженным бывшим троечником, который берется за ум и начинает буквально фонтанировать блистательными идеями и оригинальными решениями нестандартных задач. Вспомните свое детство - если в первом классе в отличницах ходили исключительно девочки, то на выпускном вечере зачастую оказывалось, что гордостью класса и победителями всевозможных олимпиад стали их одноклассники-мальчики.

«Поражение - не менее важный обучающий фактор, чем победа, - уверен педагог Александр Овсянников. - Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков - оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть - фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение зачастую мешает при построении карьеры. Существует распространенное мнение, что собственный бизнес открывают троечники, не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.

Проблема: неумение проигрывать.

На что обратить внимание: если ребенок перед состязанием или экзаменом по хорошо знакомому предмету излишне нервничает, не может спать, доводит себя зубрежкой несправедливых судей и нечестных соперников - возможно, он просто не умеет проигрывать.

Что делать: помните, что любой экзамен - это стресс, хвалите и поддерживайте ребенка вне зависимости от того, насколько успешно он выдержал испытание. Не акцентируйте внимание на поражении, смотрите в будущее: когда эмоции улягутся, обязательно обсудите с ребенком, что нужно сделать в следующий раз, чтобы сдать экзамен.

Совет психолога: «Малышу полезны всевозможные игры с элементом случайности: с подбрасыванием кубика и подсчетом очков, лото, детское домино, - советует психолог Анна Петровская, - выигрывать и проигрывать нужно учиться с детства».

Если друг оказался вдруг...

Если ребенок не только хорошо учится, но и преуспевает в музыке, спорте или участвует в театральных постановках, то он обычно довольно популярен среди сверстников. Однако многих привлекает не столько дружба с конкретным человеком, сколько сам статус лидера. Рядом с таким одноклассником более слабый сверстник чувствует себя сильным, успешным и защищенным. Однако у самих лидеров популярность вызывает смешанные чувства.

«Находиться на вершине общественного признания приятно, - поясняет Анна Петровская. - Страх утратить привлекательную позицию и самому оказаться зависимым от чужого расположения бывает очень велик: ребенку кажется, что без своих успехов и побед он будет не интересен и не важен сверстникам. Это порождает ложную социальную установку: вместо того, чтобы искать друзей, с которыми объединяют общие интересы, устанавливать с ними эмоциональную связь, приобретать опыт сотрудничества, он ищет способы укрепить свой авторитет, зафиксировать превосходство».

С другой стороны, сам ребенок зачастую осознает ущербность такой дружбы. Он воспринимает происходящее как потребительское отношение к себе, но не видит выхода из сложившейся ситуации. Подростка с тонкой душевной организацией это может привести к настоящей депрессии.

У взрослых «отличников» часто сохраняется неумение организовать партнерские взаимоотношения. Они нуждаются в начальстве, которое бы хвалило и одобряло их действия (вместо учителей и родителей), они могут мобилизовать подчиненных, используя имеющиеся лидерские навыки, но у них нет опыта эффективной работы в команде.

Проблема: ребенку дискомфортно среди сверстников.

На что обратить внимание: слишком много или слишком мало друзей. Уже в младшем школьном возрасте в детском коллективе формируются стабильные отношения, и если у ребенка каждую неделю появляется новый лучший друг, а на день рождения к нему стремится попасть весь класс - это говорит о том, что он запутался в своих чувствах.

Что делать: поощряйте отношения с теми из приятелей, с кем его связывает совместная деятельность - члены спортивной команды, актеры театральной студии, участники научного кружка. Командная работа, в которой ребенок становится то ведущим, то ведомым, позволит ребенку освоить различные социальные роли и подарит настоящих друзей.

Совет психолога: «Возможности родителей в этом плане не очень велики: нельзя достать для ребенка друга из кармана и во многом приходится полагаться на естественный ход событий, - рассуждает Анна Петровская. - С другой стороны, семья может практически все: если дома ровная, доброжелательная, уважительная атмосфера, если к голосу каждого члена семьи прислушиваются, а мнение учитывается, то у ребенка сформируется правильное представление о семейных и дружеских взаимоотношениях, которое он пронесет через всю жизнь».

Впрочем, в такой семье у ребенка вряд ли возникнет «синдром отличника». Ведь несчастными всеобщих любимцев делает только недостаток нашей безусловной родительской любви. Так что просто любите их еще чуть-чуть больше.

Попытка Билла Гейтса продолжить семейную традицию и стать адвокатом закончилась отчислением из Гарварда за неуспеваемость и прогулы. Хотя в школе Билл вошел в десятку лучших учеников США, набрав на выпускных экзаменах фантастически высокое количество баллов (1590 из 1600), разработал собственный курс основ программирования и даже преподавал его сверстникам в привилегированной частной школе «Лейксайд». Трудно представить, как выглядели бы сегодня наши компьютеры, если бы у Гейтса оказался «синдром отличника» и он бы принялся за изучение юриспруденции с тем же рвением, что и за программирование. Но Гейтс не побоялся отказаться от блестящей карьеры в пользу новаторского бизнеса и, между прочим, был поддержан семьей.

Классические примеры «гениальных троечников» - это Альберт Эйнштейн, который с грехом пополам едва окончил Цюрихское высшее техническое училище, и Томас Эдисон с четырьмя классами образования, которого школьный учитель называл «безмозглым». Два выдающихся гения были не замечены и не оценены во время обучения, потому что категорически не умели «играть по правилам». Эдисон на старости лет часто повторял: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы что-нибудь, если бы ходил в школу!»

Текст: Ирина Ильина

Прыгнуть выше головы, сделать работу еще лучше, чем в прошлый раз, получить максимальный результат и признание. Если вы узнаете в этом описании себя – значит, у вас синдром отличника. Еще его называют перфекционизмом.

Пожизненные отличники уверены, что у них нет права на ошибку и на посредственный результат. Только на самый лучший. Если не получается – перфекционист тут же начинает заниматься самобичеванием, жесткой самокритикой и может впадать в депрессию. Стремясь к придуманному идеалу, такие люди зацикливаются на результатах, тяжело переживают неудачи, критику и несовершенство других. Перфекционисты часто достигают успеха, но этот успех обходится им слишком дорого.

Что делать? Помогла разобраться в причинах синдрома отличника и рассказала, как с ним бороться, наш эксперт – психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко .

Откуда ноги растут

По словам нашего эксперта, самых главных источников синдрома – два.

Первый – семейные причины. Если родители с самого детства говорят своему ребенку, что он должен быть лучшим, постоянно приносить только самые высокие оценки, чтобы им гордились, и обесценивают просто хорошие результаты – это прямой путь к синдрому отличника.

Второй источник перфекционизма – личностные причины. На формирование синдрома отличника влияет не только семья, но и окружение ребенка вне семьи. Так, в возрасте 7-12 лет он пытается установить баланс между тем, чтобы быть лучшим и что при этом оставаться членом определенной группы, например, класса. И если, к примеру, классный руководитель чересчур выделяет достижения отличников, обесценивает результаты других школьников и в классе есть аутсайдеры, к которым тоже сознательно формируется негативное отношение, – в таком классе будет развиваться нездоровая конкуренция и нездоровое отношение к достижениям.

Отличники полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд.

Также многое зависит и от тех детей, которые являются лидерами определенной группы. То, как они реагируют на конкурентов (спокойно, начинают их «давить» или же предлагают им свою помощь), – тоже во многом определяет, как будут развиваться другие дети в их окружении. Например, будет ли стремление к результату затмевать у них ценности, отношения и т.д.

Как с этим бороться?

Следуйте нашим советам, и вы точно сможете постепенно ослабить влияние синдрома отличника на свою работу и жизнь.

1. Замечайте внутреннего врага

Если вы хотите избавиться от перфекционизма, то один из первых и главных советов – начать замечать (!), когда ваш внутренний отличник вмешивается в вашу работу и жизнь и начинает мешать вам. Начните пристально следить за ним. Можете даже придумать ему имя, например, Ботан, Делательник, Результативщик и т.д.

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» (к примеру, когда вы вдруг начинаете считать, что сделали все плохо, хотя объективно это не так), делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

Каждый раз, когда вы будете видеть, что отличник «включился» делайте паузу и проговаривайте про себя: «Сейчас я стал Ботаном. Пора останавливаться».

В таком достаточно простом упражнении есть несколько плюсов. Во-первых, так вы начнете отделять внутреннего отличника от вашей личности, показываете самому себе, что хотите измениться. Во-вторых, определенный комизм таких внутренних диалогов заставит вас задуматься над тем, что вы действительно перегибаете палку и со стороны можете выглядеть в чем-то смешно. И, в-третьих, вовремя остановив себя и не поддавшись влиянию отличника, вы хотя бы будете стараться каждый раз объективно оценивать ситуацию.

2. Результат – это не весь вы

Одна из самых больших проблем отличников – они полностью отождествляют себя с тем или иным результатом своей работы. Результат, как вода, заполняет таких людей до краев, словно сосуд. Отличники забывают, что конкретное достижение или неудача – это только маленькая часть их личности, всего лишь одна грань.

В борьбе с синдромом отличника очень важно изменить собственные психологические установки, поэтому поначалу вам придется регулярно вести диалоги с собой. Каждый раз, когда вы будете начинать то или иное задание, у вас появится страх не выполнить его идеально, или же вы уже не справились – говорите себе, что результат – это не весь вы.

Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни.

Промежуточный результат не стоит того, чтобы перечеркивать все остальные свои достижения, положительные качества, навыки и любые достойные проявления в других сферах вашей жизни, кроме работы. Работайте над собой и своим состоянием: оглядывайтесь назад, выписывайте на листе бумаги, что хорошего вы сделали в своей жизни. Так вы сможете прийти в себя в сложные моменты.

3. Станьте идеальным бездельником

У всех отличников – чересчур завышенные требования к себе. Более того, они свято уверены, что другие ожидают от них именно того же.

Например, перфекционисты могут весь день ничего не есть и даже не выходить из офиса, якобы потому что успеют выполнить больше задач, если не будут отвлекаться на такие «пустяки». Если же они дают слабину, например, отвлекаются и болтают с коллегой 20 минут, – они могут еще долго винить себя за это.

Важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

Приучить отличника чередовать работу и отдых – будет очень сложно. Но не нужно сразу ждать от себя слишком многого. Начните хотя бы с 5 минут в день. Сознательно отвлекитесь и постарайтесь не делать ничего в течение пяти минут. Обязательно понаблюдайте за другими людьми. Например, посмотрите на своего начальника и коллег. Они смотрят на вас с упреком? Нет. Пять минут отдыха действительно так сильно вредят вашей работе? Нет. Другие коллеги тоже иногда отвлекаются, но все равно со всем справляются? Да. Тогда что вам мешает делать так же?

Делайте похожие вещи и в других сферах жизни. В этом деле важно начать разрешать себе быть неидеальным – неидеальным сотрудником, неидеальным другом, неидеальным родителем.

4. Полюбите процесс

Отличники – это люди, которые зациклены на результате, а процесс считают неважным. Чтобы снизить важность результата, советуем перфекционистам чаще находить и обращать внимание на те «кусочки» процесса, которые доставляют удовольствие(как в работе, так и в личной жизни).

Просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Например, вашу работу, по вашему мнению, недостаточно убедительно похвалили. Но вам ведь было интересно выполнять определенные задачи? Более того, вы справились с ними. Тогда радуйтесь этому и получайте удовольствие. Или, к примеру, пробежка. Если только вы не спортсмен, то вам, скорее всего, все равно, за какое время вы пробежите то или иное количество километров. Поэтому просто бегите и чувствуйте, как вы отталкиваетесь от земли, сколько силы ваших ногах и как ветер щекочет вам лицо. Даже если пробежка заняла больше времени, чем вы рассчитывали, – это почти неважно, так вы уже получили невероятное удовольствие.

Как мы уже сказали, перфекционисты живут результатом, ставя его во главу угла. При этом для них важен каждый результат, независимо от того, идет речь о составлении рядового документа или же о презентации проекта.

Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером.

Именно поэтому отличникам так важно видеть картинку целиком (например, свою жизнь на год или на три-пять лет вперед), понимать, что идет дальше за определенным результатом, за очередной достигнутой целью. Для этого визуализируйте свои желания, рисуйте схемы, пишите планы, ведите дневник – в общем, все, что угодно, только чтобы не упускать из виду общую картинку. Постоянные напоминания позволят видеть задачи и цели поважнее и не дадут вам зацикливаться на чем-то одном.

6. Не сравнивайте себя с другими

Это еще одна проблема отличников – сравнивать себя с другими и впадать в депрессию из-за того, что кто-то достиг большего. Как с этим бороться? Тот же принцип, что и в предыдущих советах. Как только заметили, что скатываетесь в негатив и начинаете заниматься самобичеванием, – тут же меняйте фокус и концентрируйтесь на себе. Сравните себя прошлого и настоящего: где вы были год назад, и где сейчас, чего не умели раньше, и что умеете сейчас и т.д. Мы уверены, вам есть, чем гордиться.

7. Больше работайте в группе

Перфекционисты – не самые лучшие командные игроки. Как мы уже сказали, они достаточно нетерпимо относятся к недостаткам других. К тому же, они уверены, что лучше, чем они, работу не сделает никто, поэтому мнение других можно особо не учитывать («никто, кроме меня, не предусмотрит все детали!»).

Командные спортивные игры, танцевальные кружки – отличнику подойдут все активности, где результат зависит не только от его усилий.

Именно поэтому отличникам так важно развивать в себе навык группового взаимодействия. Для этого чаще участвуйте в коллективных обсуждениях, учитесь слушать и слышать других. Еще лучше – если вы «забросите» себя в совершенно новую среду. Туда, где вы будете новичком, а не лидером, и не сможете не учитывать мнение других, так сами мало во всем разбираетесь. Командные спортивные игры, танцевальные кружки – в общем, вам подойдут все активности, где результат зависит не только от ваших усилий.

8. Развивайте гибкость

Перфекционисты достаточно категоричны и видят многое в черно-белом цвете: что-то либо правильно, либо – нет. Чтобы развить в себе гибкость, нужно больше работать в группе (см. совет выше), а также начать выполнять соответствующие физические упражнения. То, что происходит с нашим телом, напрямую влияет и на наш внутренний мир.

Отличники - это неизменно отрада родителей, пример для подражания, гордость класса и школы...

Замечательно, если пятерки для ребенка не самоцель, и он спокойно принимает поражения, но есть другая категория отличников, где бы они не учились: в школе, в институте, их преследует страх упасть с высоты, на которую они поднялись, они болезненно воспринимают даже самые незначительные неудачи, ценой собственного здоровья добиваются того, чтобы всё было на "отлично", ставят себе заведомо высокие цели, на пути достижения которых зарабатывают нервные расстройства, бессонницу, потерю аппетита, остро реагируют на малейшие замечания и обижаются, если их не выделяют, не хвалят.

В данном случае ребенок зацикливается на школьных оценках и почти полностью отказывается от и развлечений, что порождает отсутствие умения общаться со сверстниками.

Но в жизни не бывает, чтобы успех сопутствовал всегда. Когда-то случаются и неудачи. Часто синдром отличника, как еще называют перфекционизм, проявляется потом и во взрослой жизни как неудовлетворенность своими достижениями, работой, начальником, окружающими. Эти люди настроены на успех, на успех любой ценой. Перфекционисты болезненно относятся к критике и склонны предавать большое значение своим ошибкам, рассматривают собственную ценность в терминах достижений и продуктивности, их кредо "всё или ничего".

Синдром отличника может быть следствием:

  • Родители хотят, чтобы ребенок добился успеха там, в чем они сами потерпели неудачи. Успех сына или дочери - это возможность взять реванш за собственные неудачи и подтверждение социального успеха самих родителей.
  • Часто дети стараются оценками заслужить родительскую любовь.
  • Зачастую желание во всем быть первым, как ни странно, возникает из-за низкой самооценки ребенка.

Но уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.

Как избавиться от перфекционизма.

Необходимо объяснить ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Самоцелью является уверенность в себе и полное раскрытие природных задатков; оценки - только сопутствующее звено. Если они "вредят" самооценке и уверенности в себе - значит это неверный ориентир, необходимо поискать другой, тот который укреплял бы уверенность в себе, самооценку.


Убедите своего ребенка, что вы цените и любите его таким какой он есть, независимо от его учебных успехов, пятерок которые он получил или нет. Когда ребёнок уверен, что его любят просто так, ему легче учиться и жить, стать успешным . Обязательно хвалите за достижения. Дайте ребенку осознать, что хорошо учиться - в его интересах, но не давите на него.

Нередко в ситуации, когда учеба "любой ценой", все время расписано на кружки, курсы, развитие разносторонних способностей, у ребенка не остается времени просто побыть ребенком, а детство больше не никогда не повторится. А неудовлетворенная потребность в нем может сохраниться на всю жизнь.

Чтобы ребенок не вырос неуверенным, закомплексованным, неудовлетворенным собой человеком, страшащимся риска, ошибок, неудач, воспитывайте в нем независимость от чужих оценок.

История из детства известного изобретателя лампочки Т. Эдисона, также знаменитого своей фразой "Я нашел 1000 способов, как нельзя сделать лампочку."

Томас Эдисон вспоминал: "Я слышал, как учитель с казал посетившему школу инспектору, что из меня толку не будет, и нет больше смысла держать меня в школе. Я был так огорчен его словами, что разрыдался и бросился домой жаловаться матери." Мать Эдисона привела сына обратно в класс и сказала учителю что у Томаса мозгов больше, чем у него. Она забрала ребенка из школы и стала учить его дома. Будущий великий изобретатель провел в школе всего три месяца.

Многие сталкивались с человеком, страдающим синдромом отличника, а кто-то и сам является таковым, просто никогда об этом не задумывался. Такие люди чувствуют постоянную неудовлетворенность как от несовершенства этого мира в целом, так и абсолютных мелочей в частности. Причем они не удовлетворены как самими собой, так и окружающими их людьми, предметами, обстановкой. Любая работа, выполненная даже с малейшим изъяном, вызывает у них раздражение и стремление довести ее до абсолюта или раскритиковать в пух и прах. С такими людьми сложно найти общий язык, поскольку для них не существует компромиссов, это своего рода максималисты, которым нужен или идеал, или ничего.

Откуда берется синдром отличника?


Корни данной проблемы нужно искать в далеком детстве. В большинстве случаев виноваты родители, которые слишком много требовали от своего чада и при этом недостаточно много хвалили и не уделяли должного внимания.
Кто из нас не боялся принести домой тройку или двойку в ожидании порицания со стороны взрослых? Получить не самую высокую оценку для некоторых детей – это признать собственную неполноценность в глазах родителей. И с каждым годом по мере взросления этот комплекс развивается все больше и больше, зачастую мучая своего обладателя всю оставшуюся жизнь.

«Отличник» на работе


Люди с синдромом перфекционизма , как еще называют синдром отличника, отдают себя работе, выкладываясь на все сто процентов. Это хорошие исполнители, стремящиеся любой ценой сделать работу превосходно, чего бы им это ни стоило. У таких людей чувство ответственности за все, что они делают настолько велико, что часто играет против них самих.
Даже во взрослой жизни перфекционисты жаждут похвалы со стороны вышестоящих людей, начальников, руководителей, без этого они не чувствуют удовлетворения от выполненной задачи.
Гораздо более сложный вариант – это когда «отличник» занимает кресло руководящего сотрудника. Угодить ему практически невозможно, если его подчиненный не страдает таким же комплексом. Постоянные придирки и замечания с его стороны смогут вытерпеть лишь избранные, зато сработавшись с таким человеком, можно смело считать, что он никогда не подведет и всегда будет хорошей опорой и надежным плечом.

Люди-перфекционисты и личная жизнь


Как и в работе, в личной жизни у «отличника» должна быть идеальная вторая половина. Перфекционист постоянно сравнивает свои отношения с другими, стремясь опередить всех и в этом направлении. Однако стремление преуспеть во всем и сразу не всегда осуществимо, и на семью попросту не остается времени и сил.
Друзей у человека с синдромом отличника не так много, поскольку они, как и все прочее, должны соответствовать высоким требованиям. Перфекционист стремится к общению с более успешными людьми и может жестоко подавлять тех, кто слабее его в чем-либо.

Как избавиться от синдрома отличника?


Мучая окружающих своими высокими планками, сам «отличник» страдает не меньше. Важно, чтобы человек сам понял, нужно что-то менять:
– первое, что нужно научиться делать, – отдыхать;
– начать делать что-то для себя, а не ради чужой оценки или мнения;
– попытаться не так строго судить поступки и дела других людей;
– понять, что лучшее – враг хорошего.
Осознав эти простые вещи, можно взглянуть на мир по-новому, и тогда жизнь расцветет совершенно другими красками. Проще и свободнее станет в первую очередь самому «отличнику», а вслед за ним и его окружению.

Что еще почитать