Влияние на развитие и характер ребенка разлуки с матерью в раннем возрасте

В первые годы жизни ребенка подстерегает нешуточное испытание: он учится на время расставаться с мамой и папой. Как помочь наименее болезненно переносить вынужденную разлуку? Познакомьтесь с советами психологов Шанталь Флери и Бернадетт Лемуйн.

Чувство безопасности

Для внутреннего ощущения безопасности малышу нужно знать, что вы любите его и что эта любовь времени не подвластна. Есть тысяча способов донести до ребенка эту мысль. Не бойтесь испортить его таким явным выражением чувств! Осознав, что любовь мамы и папы — чудесный дар, который не иссякает, как бы часто его ни тратили, малыш успокоится и постепенно научится выражать свою привязанность менее бурным способом.

Не воспринимайте слезы ребенка как трагедию. Для него это способ выразить свое огорчение

Точно так же важно всякий раз, уходя из дома, ясно дать понять малышу, что вы к нему вернетесь. Не забывайте, что ребенок воспринимает время иначе, чем мы с вами. По мнению некоторых психологов, 7-8 часов, которые ребенок проводит без родителей, для него то же, что для взрослого целая неделя. Поэтому совершенно необходимо, чтобы маленький был твердо уверен в том, что вы появитесь в назначенное время!

Почувствовав себя в безопасности, ребенок не только сможет расстаться с вами, но и будет открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Чем надежней связь, тем легче на время разлучиться. Когда малыш знает, что занимает прочное место в жизни своих родителей, он не станет возражать против (недолгого) плавания в открытом море, подобно лодочке, идущей на буксире рядом с большим кораблем. А расставшись с родителями, он сможет привязаться к другим людям. Это правило продолжает действовать и в более позднем возрасте. Если няня сумеет стать для малыша близким человеком, она, как и вы, поможет ему комфортно чувствовать себя среди новых лиц.

Подготовка к будущему

Расставания сменяются встречами, знакомые лица незнакомыми, общество людей — одиночеством. В этом вечном круговороте малыш приобретает бесценный опыт: он учится полагаться на собственные силы. "Чтобы ребенок сформировался как полноправная личность, ему необходимо научиться получать удовольствие как от общения, так и от одиночества", — подчеркивает Шанталь Флери. Этот процесс идет с переменным успехом и растягивается на годы. Даже в старшей группе детского сада малыши каждый день заново переживают разлуку с родителями. Если вы вместе с малышом изобретете собственные ритуалы расставания, если он будет уверен в вашей любви, то постепенно поймет, что эта разлука вовсе не отнимает у него родителей, а помогает повзрослеть.

Кроме того, оставляя малыша на попечение других взрослых, вы на деле демонстрируете, что доверяете ему, верите в его самостоятельность, в то, что ваше отсутствие не помешает ему чувствовать себя счастливым. А это уже немало! Разлука с вами означает всего-навсего, что жизнь не стоит на месте. Девять месяцев вы носили под сердцем ребенка. Теперь пришел его черед хранить в своем сердце ваш образ: помнить о вас, с радостью ждать встречи. Когда мамы нет рядом, ребенок часто думает о ней, и, можете не сомневаться, так будет продолжаться еще долгие годы!

От рождения до 3 месяцев

Что чувствует ребенок? Когда приходит время сна или заканчивается очередное кормление, малыш усваивает, что жизнь состоит из череды разлук и новых встреч. Мало-помалу ребенок накапливает жизненный опыт: если ты уснул, это не значит, что родители тебя покинули; если тебя отнимают от груди, это не значит, что ты совсем лишился мамы!

Младенец настроен на вашу волну: он хорошо знает ваш запах, голос, прикосновения. И тем не менее ему еще трудно сформировать целостный образ мамы. Когда вы после перерыва вновь появляетесь рядом, ему требуется приложить немало усилий, чтобы собрать все впечатления воедино.

Как ему помочь? Побольше разговаривайте с ним. До трех месяцев младенец редко протестует, когда мама уходит. Однако малыш прекрасно знает, что ее нет рядом! Именно поэтому надо разговаривать с детьми с самого их рождения, успокаивать, объясняя, почему вы уходили и зачем вам предстоит отлучиться. Не понимая слов, малыш отлично разбирается в том, что хотят сказать взрослые. Если вы говорите от души, не сомневайтесь, он все поймет. Даже если вам нужно ненадолго оставить ребенка, пока он спит, постарайтесь тихонько предупредить его об этом.

Оставьте малышу напоминание о себе. Испытанные средства — футболка или шейный платок, которые хранят ваш запах. Некоторые женщины, уезжая в командировку, оставляют кассету с записью своего голоса.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Желательно, чтобы в первые три месяца жизни ребенка периоды вашего отсутствия не превышали нескольких часов.

От 3 до 8 месяцев

Что чувствует ребенок? Малыш теперь в состоянии отличать знакомые лица от незнакомых, а к шести месяцам уже способен узнать человека, которого видел две недели назад. Он очень любит "беседы" тет-а-тет с мамой. И просто в восторге от того, что сигналы, которые он вам подает, когда кричит, хмурится, улыбается, хватает за руку, могут вызвать отклик. Психологи называют эту новую связь, возникающую между вами, привязанностью. Однако и другие люди могут завоевать доверие ребенка, при условии, что "мамин заместитель", которого малыш к трем месяцам обычно узнает, подружится с ним по всем правилам игры.

Как ему помочь? Проведите основательную подготовку, если вам приходится отдавать ребенка в ясли. За неделю до намеченного дня начинайте приучать его к новому режиму: например, каждое утро чуть раньше будите.

Поддерживайте контакт с няней . Отведите с утра лишние 10 минут на то, чтобы рассказать ей о том, как ребенок вел себя накануне вечером или ночью (хорошо спал, температурил и т.д.). Эта беседа успокоит малыша и послужит своеобразной поддержкой: он слышит, что о нем говорят, понимает, что его не оставят на попечение няни как неодушевленный предмет.

Дайте малышу "точку опоры". Если вы "подкидываете" с утра ребенка бабушке или скооперировались с другой мамой и по очереди сидите с двумя младенцами, прихватите в другой дом любимые игрушки ребенка. Маленький кочевник будет рад обнаружить знакомые предметы.

Уделите особое внимание встречам после разлуки. Вечером дайте малышу (и себе) время на то, чтобы вновь друг к другу привыкнуть. Посидите рядом, пообщайтесь, только не набрасывайтесь на него с поцелуями, иначе он сделает вывод, что няня или бабушка — не самая лучшая для него компания. То же относится и к встрече после долгого отсутствия: с пониманием отнеситесь к тому, что малыш будет казаться равнодушным. Он не обижен, просто ему нужно заново к вам привыкнуть... Точно так же ведем себя и мы, взрослые, встречаясь со старыми друзьями после долгой разлуки.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? С учетом обычного режима можно оставлять его в яслях или под чьим либо присмотром на полдня, целый день и даже на выходные, если человек, с которым он остается, ему хорошо знаком.

От 8 до 12 месяцев

Что чувствует ребенок? Восемь месяцев — классический этап боязни "чужаков". Некоторые дети в один прекрасный день принимаются отчаянно плакать при виде незнакомого человека, другие в изумлении не сводят с него глаз или проявляют осторожное любопытство. Малыш осознает себя как отдельную от мамы личность и выстраивает шкалу собственных предпочтений. Исследования показали, что когда 10-месячный ребенок видит незнакомых людей в присутствии отца или матери, то немедленно поворачивается лицом к самому близкому человеку. Причем, если рядом находятся и мама, и папа, он в первую очередь смотрит на мать!

В этом возрасте малыш делает еще одно важное открытие: у него появляется способность удаляться от вас по собственному желанию. Научившись ползать или топать по полу, держась за мебель, он чувствует вкус к независимости, которую обеспечивает ему эта подвижность. Ему не терпится испытать свои силы, но... не покидая пределов маминого поля зрения.

В возрасте 8-9 месяцев ребенок испытывает сильную тревогу при расставании с матерью. Поэтому следует проявлять удвоенное внимание, оставляя малыша с незнакомым человеком.

Как ему помочь? Не ставьте малыша перед свершившимся фактом. По возможности старайтесь избегать неожиданностей: дети любопытны от природы, но терпеть не могут перемен. Если малыша должен забрать из яслей кто-то другой, если вы собираетесь оставить его под присмотром соседки, если на выходные к вам приезжают родственники, сообщите малышу об этом заранее!

Играйте в прятки! Ребенок уже знает, что спрятанная вещь продолжает существовать, хотя он ее не видит, поэтому прятки — отличный способ связать в его сознании такие понятия, как исчезновение и новое появление.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? В 8-9 месяцев, а иногда и чуть позже не стоит лишний раз подвергать малыша испытанию разлукой с родителями. Однако некоторые дети и в 9 месяцев прекрасно переносят расставание с мамой на денек-другой!

От года до трех

Что чувствует ребенок? Малыш говорит всего несколько слов, но уже все лучше понимает причины вашего отсутствия. У него хорошо развита способность мысленно представлять себе объекты, которых в данный момент нет поблизости (психологи называют эту способность "символическим представлением"). Именно она служит залогом усвоения языка: что может быть более символическим, чем слово, заменяющее своим звучанием материальный объект?

Ребенок уже умеет предвидеть события: раз вы взялись за сумочку — разлуки не миновать. Он также учится справляться со страхом перед незнакомыми людьми, особенно если вы радуетесь при появлении гостя.

Как ему помочь? Проявляйте твердость. Он в ярости, оттого что вы уходите? Такое поведение свойственно этому возрасту: малыш начинает осознавать, что вы не принадлежите ему целиком. Не стоит слишком тревожиться. Ваша непреклонность поможет избежать цепной реакции . Вы не в силах уйти, когда он плачет? Успокойтесь, эти слезы не лишены пользы: они помогают малышу выплеснуть горе. Вместе с тем не пропустите тревожных симптомов (см. врезку "Повод для беспокойства").

Дайте ему поиграть с альбомом фотографий. К полутора годам ребенок радостно узнает на фотографиях и показывает пальчиком маму, папу, старшего братика и кошку. Если вы оставляете его под присмотром няни или бабушки, такой альбом пригодится им, чтобы поговорить о вас в ваше отсутствие.

Считайтесь с "запасом прочности" малыша. Просидев с ребенком год, а то и больше, вы почувствовали законное желание чуть передохнуть, побыть одной или вдвоем с мужем. Планируя отлучки, учитывайте запас терпения малыша: если, проведя четыре дня с бабушкой и дедушкой, он внезапно становится грустным или начинает вести себя из рук вон плохо, вывод очевиден: четыре дня — еще куда ни шло, но пять — слишком долго!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? На неделю, при условии, что с ним будет человек, которого он знает и любит.

От трех до пяти

Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.

Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.

Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.

Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.

Повод для беспокойства
У ребенка есть в запасе целый арсенал способов, чтобы выразить свое недовольство:

  • он отказывается от еды;
  • плохо спит;
  • спит слишком много (некоторые малыши "бойкотируют" незнакомое место, находя убежище во сне);
  • не проявляет интереса к тому, что его окружает: не играет, с трудом вступает в контакт с людьми.
  • без конца болеет;
  • постоянно капризничает и не дает себя утешать.
Если хотя бы один из этих симптомов приобретает хронический характер, значит, малыш нуждается в помощи. Посоветуйтесь с врачом или детским психологом.

У меня 2 погодок и спали они с рождения всегда с нами. Младший (1.8 года) спит до сих пор (в силу грудного вскармливания). Старшая перебралась в свою кроватку, когда появился младший. Любит засыпать рядом с папой или перебираться ко мне утром, когда папа уйдет на работу, но ночью спит одна. Специально не приучали, просто купили новую кровать и объяснили, что это специально для нее.

25.11.2004 11:36:18, Елена

Re:Предлагаю тему. Что делать если ребенок спит с родителями и как его приучить к собственной кроватке. С увжением Лена
Румянцева Елена 8.2.2002

Наверно, проблема у вас уже рассосалась сама собою, но скажу то, что знаю на собственном читательском и жизненном опыте. Моей жочери 2 года 5 месяцев, и она до сих пор спит с нами. Сначала - в 3 месяца - я стала практиковать такой подход потому что банально уставала как собака, чтобы еще и ночью спосонок вскакивать и бежать наощупь к ее кроватке, рискуя и самой упасть, и ребенка ушибить. Потом мне дали почитаь книгу У.и М.Серз "Ваш ребенок от рождения до двух лет", где двое педиатров и многодетная пара (они родители 8 детей!) описывала "стиль сближения", который предусматривает совместный сон. Потом, говорят они, ребенок сам захочет самостоятельности - так что не форсируйте события: это негативно сказывается на психике ребенка до 2 лет!
Действительно, мало-помалу дочка стала спокойно относиться к томц, что у бабаушек ее кладут спать в отдельную кроватку. Дома ее еще просто нет! - кровать-манеж мы отдали за ненадобностью (дочка наотрез отказывалась в нем сидеть либо лежать на протяжении всей своей жизни), а детский диванчик я пока покупать боюсь: свалится, маленькая еще. Так что, уверена: к трем годам и моя Оля будет спать на своем отдельном уютном "островке", и я, наконец, буду спать свободно, не подвигаясь во сне, чтобы не придавить маленькую ручку или ножку. Но вообще метод себя оправдывает, и я очень рада, что у меня была возможность (и психологическая склонность) им воспользоваться. Сейчас мой ребенок - очень нежная дочь и у нас взаимная трепетная любовь - как со мною, матерью. так и с отцом, выдержавшим все это... :)

Лариса Назаренко

История создания фильма «Джон» и его роль в социальной политике Англии.

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи - молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс - доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое - киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они - сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору - на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка.

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность - поиск и поддержание контакта со значимыми другими - базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому - наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности - внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности - матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание - разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает в себя три стадии.

Первая - стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается. В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть «личность, лишенная любви» - человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» - человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх - страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других - социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами. Проявления позитивной рабочей модели - инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку - пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им. Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может - травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Выберите, пожалуйста, верные для Вас ответы

Если Вы выбрали ответ "да" хотя бы на один из вопросов, Вам нужно обязательно перед приёмом ребенка обратиться к психологу. Особенно, если Вы выбрали ответ "да" на 2-й вопрос.

Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:

  • Потери, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни.
  • Потери, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на три типа:

  • Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
  • Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
  • Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль

Необходимо помнить . Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

Боль от потери может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Необходимо помнить . Принимая ребенка, Вы должны предвидеть, что его прошлый опыт будет влиять на его жизнь в вашей семье. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. Если вы видите зло, ищите боль.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. Это просто другой путь, который они выбрали, чтобы справиться с болью . Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

Стадии переживания травмы

Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:

  • шок, отрицание или протест
  • печаль и депрессия;
  • страх/"торговля" с богом
  • упорство

1. Отрицание случившегося/ шок

  • Временный уход от реальности - "Этого на самом деле не произошло.
  • Стремление "спрятать голову в песок".
  • "Я проснусь и обнаружу, что все в порядке".

2. Гнев.

  • Ворчливость, раздражительность.
  • Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3. Печаль и депрессия.

  • Синдром "кома в горле".
  • Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.
  • Одиночество - "Никто не в силах меня понять".
  • Чувство вины - "должно быть, я что-то сделал не так".

4. Страх/"торговля" с богом.

  • Масса тревог и сомнений в своих действиях: "Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива", "Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи", "Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось".
  • Масса сомнений и недоверия: "Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?"
  • Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.
  • Мысли вроде "Если бы только…": "Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)" и т. д.
  • Молитвы-"сделки": "Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…"

5. Упорство.

  • Нежелание уйти от печали и чувства потери.
  • Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).
  • Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

Примирение с утратой

  • Ребёнок уже может спокойно строить отношения с новой семьёй - горечь утраты ещё остается, но не мешает ему жить дальше.
  • Снова появляется душевный покой.
  • Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребёнок вспоминает о пережитом.

Нужно помнить . Процесс скорби:

  • Это нормальная часть человеческой жизни;
  • Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.

Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:

· Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное насилие или отсутствие заботы;

· Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;

· Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.

По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

Работа с таблицей. Внимательно прочтите материал в таблице "Последствия разлуки и потери для детей различного возраста, помощь детям".

Возраст

Задачи развития

Последствия разлучения или потери

Помощь в минимизации травмы

Младенчество

Младенцы развивают чувство защищённости и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребёнка ощущение стабильности и безопасности.

Дети, только начинающие ходить и говорить

Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Чётко следовать режиму. Это позволяет создать у ребёнка ощущение стабильности и безопасности.

Дошкольники

Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

От 6 до 10 лет

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своём прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учёбе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Подростки

Учёба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обострённое чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.

Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Перемещение/потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребёнком и новой семьёй.

Нужно помнить . Если в детском доме ребёнок, защищаясь от душевной боли, как бы "забывает" многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать "наводнение" своими травматическими воспоминаниями.

Ребёнок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребёнку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и "превратятся" в страхи, с которыми ребёнку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребёнка, время от времени сочувственно кивая, но, не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребёнка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

Нужно помнить . Для приёмного ребёнка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

  • их чувства и эмоции очень важны;
  • о них будут заботиться;
  • их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
  • замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

Домашнее задание:

Работа с таблицей. Реакция на травму у детей и первая помощь со стороны замещающих родителей. Внимательно прочитайте памятку для родителей "Правильная реакция родителей на травматическое поведение ребенка".

ВОЗРАСТ РЕБЁНКА 3-7 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Появляется поведение, соответствующее более раннему возрасту (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребёнка)

  • Относиться как к естественному проявлению травмы.
  • Соблюдать чёткий режим дня. Увеличить количество телесных контактов (обнимание, совместное ритмическое раскачивание под песню, которую напевает мама, под ее любые ритмические фразы).
  • Обеспечение поддержкой, отдыхом, комфортной мягкой одеждой.
  • Обеспечение привычной пищей, введение перекусов, возможно временное увеличение количества сладкого.

Беспомощность, которая может проявляться в истериках, упрямстве, в разрушительном поведении.

  • Лишить ребёнка зрителей, дать возможность успокоиться (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребёнок по предварительной договоренности будет считать таковым).
  • Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребёнок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьёзным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребёнок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребёнок так и сделает.
  • Если поведение не угрожает безопасности ребёнка, то можно встать в проёме двери и подождать пока он успокоится.
  • После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно поговорить с ребёнком о том, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать, что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ему необходимо научиться контролировать свое поведение.
  • Очень ценным является совместное проведение времени, совместные игры, совместное рисование с ребёнком.

У ребенка много страхов

  • Новым родителям необходимо повторять ребёнку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации.

Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)

  • Терпеливо повторять ребёнку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий.

Трудности распознавания собственных беспокойств

  • Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю.

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)

  • Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребёнка одного, оставлять включенным ночник.

Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта

  • Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть

  • Объяснения физической реальности смерти.

ВОЗРАСТ 8-11 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Возможные шаги помощи со стороны родителей

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребёнок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребёнка.

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Ребёнок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь.

Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие

Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребёнку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).

Нарушения концентрации, трудности обучения

Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребёнка.

Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании.

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")

Страх и чувство изменённости, вызванные собственными реакциями на ситуацию

Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребёнок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребёнка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Поведение

Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать

Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости

Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированом поведении, воровстве и т. д.

Обращение к психологу

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы

Обращение к психологу

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом

Для ребёнка любого возраста можно сделать "шкатулку потерь": самодельную коробочку, в которую помещаются вещи, символизирующие потерю. Это даёт возможность организовать ритуал прощания, и в то же время пересмотреть то важное, что он вынес из этих отношений.

Если у ребёнка наблюдается синдром годовщины, т.е. переживания горя и утраты возвращаются к ребёнку примерно в тоже время (месяц), когда произошло травмирующее событие (ребёнок вдруг опять впадает в ярость или тоску), то можно придумать семейные ритуалы, отдающие должное чувствам ребёнка (дополнительная свечка на торте в день рождения - благопожелания от "той" семьи), некоторым детям важно услышать, что "те родители тоже думают о тебе в этот день".

Практическое задание 2 Кузнецовой О.Г.

Задание 1.
Цель: закрепить представления о важности развития базовых потребностей детей в младенческом возрасте

1.Объясните, с точки зрения теории Дж. Боулби, какой психологический феномен послужил причиной такого поведения главного героя фильма «Джон».
Когда ребенок, у которого была сформирована привязанность, неожиданнорасстается с близким человеком и остается с незнакомыми людьми, то происходит разрушение привязанности ребенка.

2. Какие стадии разлуки переживает ребенок.
Начальная стадия: протест - ребенок плачет, зовет родителей и пресекает попытки отвлечь его.
Вторая стадия: уход в себя - ребенок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и малоиграет.
Конечная стадия: отчужденность - похоже, что ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. Продолжая оставаться в учреждении, зачастую, ребенок мало озабочен переживаниями окружающих и может сам стать поверхностным и эгоцентричным.

3. Какие последствия могут быть после подобной пережитой ситуации, (как с главным героем фильма Джон) в социальной,личностной, интеллектуальной и эмоциональной сферах?
- Ребенок становится подавленными, ухудшается его ситуация учения.
- Становиться угрюмым и несговорчивым, проявляет капризность.
- Происходит разрушение жизненных стереотипов.
- Нарушаются детско-родительские отношения.
- Проявляются психосоматические заболевания.
- Упадок социальных сценариев ребенка.

Задание 2.
Цель: формирование практических навыков приработе с кризисами детских возрастов.

1.Какой кризис описан в задании, какие еще характеристики присутствуют на данном этапе развития.
«Маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным. Это качество меньше огорчало бы родителей, если бы дети этого возраста более реально оценивали свои возможности и брались только за "детские" дела, но, увы, большинствоиз них хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах».
Описан кризис трех лет, который характеризуется проявлением:
-негативизма;
-упрямства;
-строптивости;
-своеволия;
-протест-бунта;
-обесценивания;
-деспотизма.

2. Какие функции несет в себе проживание данного кризиса.
Кризис трех лет – это критическийвозраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии - переход из раннего детства в дошкольное. Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием,становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

3. Какие новообразования приобретаются личностью в период описанного кризиса.
Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие вречи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

4.Составьте рекомендации для родителей детей, переживающих кризисэтого возраста.
1.Прежде всего - надо для себя уяснить, понять и принять: все, происходящее сейчас с вами и вашим ребенком - совершенно нормально. Это - неизбежный этап его личностного становления. И в большой степени от вас зависит, как будет прожит малышом этот этап. Не застрянете ли вы на нем, не обрастете ли конфликтами, не испортите ли ваши взаимоотношения?...

Что еще почитать