Всё об этикете. Правила поведения для детей

Задачи:

  1. Повторить и закрепить знания детей об этикете.
  2. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.
  3. Воспитывать культуру общения и культуру поведения.
  4. Вспомнить правила поведения в детском саду.

Пособия: Кружки: красные и зелёные по количеству детей, ромашка, веера, перчатки, атрибуты для приветствий.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей.

Поздоровайтесь с ними.

Ребёнок.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Воспитатель: Что мы говорим этим словом?

Дети: Желаем здоровья, веселья, счастья.

Ребёнок.

Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
_ Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие – это одно из самых важных правил этикета.

А что же такое «Этикет» и откуда он пошёл нам расскажут Начтя, Владик, Марина и Илья.

  1. Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
  2. В русском языке есть слово «Вежливость». Вежливым называют человека знающего правила поведения и главное – выполняющего эти правила.
  3. Этикет – это французское слово.
    На одном из пышных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.
  4. На французском языке карточка называется «этикетка» - отсюда и пошло слово «Этикет». Со временем правила поведения изменились, но многие неизменны с глубокой древности.

Воспитатель. Мы с вами тоже посылали нашим гостям этикетки - пригласительные билеты. Показать. Что мы писали в них?

Дети. Адрес, время, дату и кому адресовано приглашение.

Воспитатель. Мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Давайте соберём эти правила в один цветок. (В детском саду, в транспорте, дома, в гостях, в театре, на улице, в поликлинике, в музее, в школе, на природе, в магазине).

Воспитатель. Молодцы. Вы справились с заданием. Наш этикет собрал все свои правила.

Сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

Вставайте в круг. Наше солнышко хочет с нами поиграть. Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторяться.

По утрам просыпайся вовремя, в детском саду не плачь о маме, во всём слушайся воспитателя, сначала подумай, потом сделай, если что-то болит, скажи воспитателю, не прячься от воспитателя, береги игрушки, на прогулке не пачкайся, не ходи в мокрой одежде, старайся выглядеть опрятно, перед едой мой руки с мылом. Учись пользоваться столовыми приборами, умей есть аккуратно, не привередничай, ешь всё что дают, помогай нянечке накрывать и убирать посуду, умей играть самостоятельно, не стесняйся участвовать в мероприятиях. Ни кого не обижай, после туалета обязательно помой руки, учись ладить с ребятами. Сам убирай свою постель, спи во время тихого часа, выспался – полежи спокойно, собираясь на прогулку, одевайся побыстрее, не бери в рот грязные предметы. Если промочил обувь, поставь её сушить, не пачкайся на прогулке.

О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

  1. Не уходи из детского сада один,
  2. Уходя домой, отпросись у воспитателя,
  3. Не уходи с незнакомцами.

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Кирилл Росляков, Кристина Нестерова.

Зайчик мамы не дождался
И домой засобирался:
- Мне совсем недалеко,
Добегу один легко!

Тётя утка не пускает,
Зайцу строго объясняет:
- Никогда, прошу, друг мой,
Не ходи один домой!

Лучше маму подожди,
Только с мамой уходи!

Уходя домой, отпросись у воспитателя.

Полина Елисеева.

Вот и вечер на подходе.
За зверюшками приходят
Мамы, папы, дяди, тёти,
Вы сейчас домой пойдёте.

Воспитатель должен знать:
Вас пришли уже забрать?
Сообщили? Хорошо.
До свиданья! День прошёл.

Не уходи из детского сада с незнакомцем.

Вика Батова, Иван Оралов.

Случай такой был у нас, говорят:
Волк за Козлёнком пришёл в детский сад.
Козлика вызвал, сказал: - Не грусти,
Мама просила тебя привести.
Ну не задерживай, Козлик, пойдём
К братьям козлятам
В ваш маленький дом.

Но не случилась большая беда,
Козлик ему не поверил тогда.
Взрослых позвал на подмогу скорей,
Сразу сбежал из детсада злодей!

Нельзя уходить из детсада с чужими!
Лишь со знакомыми, лишь со своими!

Музыкальная пауза.

Воспитатель: Вы сегодня назвали много разных правил этикета. Но об одном забыли. Выходит девочка в бальном платье, читает стихотворение:

Пропали перчатки.
И веер пропал!
Ну, как же теперь
Мне явиться на бал?
Ведь я нарушать этикет не могу!

Воспитатель. Приходить дамам на бал без перчаток и веера, считалось верхом неприличия.

Выходит мальчик.

Не плачь. Я тебе помогу.
Вот веер, а вот и перчатки подстать.
И можно теперь нам
Пойти танцевать.

Кавалеры приглашайте дам на танец.

Воспитатель: Продолжаем наше занятие.

Вы все давно ходите в детский сад. У каждого из вас есть друзья с которыми вы дружите. А у дружбы тоже есть правила, которые надо знать и выполнять.

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

  1. Никогда не делись игрушкой с другом.
  2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
  3. Не старайся всегда быть первым.
  4. Злись и завидуй, когда проигрываешь.
  5. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
  6. Никогда не уступай, спорь по пустякам.
  7. Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
  8. Умей принять помощь, совет и замечание друга.
  9. Если друг попал в беду, не помогай ему.
  10. Решай споры словами, а не кулаками.

Вы справились с заданием. И поэтому я думаю что вы умеете дружить.

Воспитатель. Мы поговорили о многих правилах этикета. А сейчас давайте вспомним, как приветствуют друг друга в разных странах мира.

  1. Китаец в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.
  2. Латиноамериканцы обнимаются.
  3. Французы целуют друг друга в щёку.
  4. Поляк при встрече обязательно поцелует руку даме.
  5. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.
  6. Самоанцы обнюхивают друг друга.
  7. Японец, здороваясь, соединит ладони рук и поклонится.
  8. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
  9. В старину великосветские дамы приседали в глубоком реверансе – это знак смирения.
  10. Мушкетёры при встрече помахивали шляпами
  11. Военные поднимают руку к головному убору.

Приветствовать друг друга можно по разному, но что самое главное в приветствии? – улыбка. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт в доме счастье, порождает атмосферу доброжелательности. Улыбайтесь друг другу чаще!

Воспитатель. Сегодня мы узнали много интересного.

И хочется закончить наше занятие вот таким стихотворением.

Люби детский сад – твой второй дом.

Детки в садике живут,
Здесь играют и поют.
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят,

Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад – второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нём!

Вы его любите, дети.
Самый добрый дом на свете.

Воспитатель. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми, культурными и воспитанными.

Воспитанный человек умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово.

Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда ваши родители и мы будем вами гордиться.

Конспект занятия по этикету "Волшебная сила слов"

Сидорова Марина Ивановна,педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии своих детей.

Конспект занятия по предмету «Этикет»

Тема: "Волшебная сила слов"
Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими.
Задачи:
образовательные:
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- совершенствовать умение уместного употребления речевых этикетных формул.
развивающие:
- развивать умение говорить друг другу хорошее;
- улучшать общую моторику и координацию движений.
воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт первоначальное формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими. Для дальнейшего применения данного понятия в обычной жизни предусмотрено использование дидактических игр, обсуждение литературных произведений, мультфильмов.
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через дидактическую игру, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Оборудование занятия: свеча, спички, накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка и сюрпризы в ней.
Демонстрационный материал:
- презентация;
- иллюстративный материал для анализа конфликтных ситуаций;
- поезд с вагончиками;
- цветик - семицветик.
Раздаточный материал:
- волшебные дощечки и канцелярские резинки;
- смайлики.
Оформление доски происходит в ходе занятия.
Цветик – семицветик.
Изображение поезда с вагончиками.
«Весёлое личико».

План занятия.
1. Организационный этап – 1 мин.
2. Введение в тему. Постановка целей – 3 мин.
3. Основной этап – 19 мин.
4. Этап подведения итогов занятия - 5 мин.
5. Рефлексия – 2 мин.
Ход занятия
1.Организационный этап
Слайд 1.
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры”.
2 Введение в тему. Постановка целей.
Педагог: Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит(«добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого(«спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Педагог: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. Д.?
Дети: Вежливые слова.
Педагог: Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они волшебные?
Дети: ……………..
Педагог: Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Дети: ……………….
Педагог: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"
Слайд 2.
Педагог: А давайте попробуем определить цель нашего занятия. Как вы думаете, что мы будем делать с этими словами?
Дети: ……………
Педагог: цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
3 Основной этап
Педагог: Молодцы, правильно определили и тему занятия и цель! Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
Добрая фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.

Слайд 3.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).
Педагог (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея.
Слайд 4.
Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видели?
(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется Фея зла.)
Слайд 5.
Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Педагог (фея) : Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей)
- Давайте покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разго¬варивать!
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но прежде нам нужно найти цветок с заданиями.
Педагог (фея) : У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой!
Слайд 6.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит наш зимний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой)
Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз)
По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)
И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)
Посмотрите (педагог открывает занавес на мольберте и дети видят цветок)
Слайд 7.
Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3,4, 5. (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком злая волшебница приготовила задание.
………. подай мне, пожалуйста, желтый лепесток:
1 задание-игра: Игра «Антонимы».
Слайд 8.
Игра «Антонимы». Цель игры - подготовка к предстоящему тренингу: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
Педагог: Злая волшебница подготовила вам неприятные слова и она уверена, что вы не сможете превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Дети: ……………….
Педагог: Злой - добрый, жадный - щедрый, грубый - нежный, нена-вижу - люблю, глупый - умный, страшный - красивый, гряз¬ный - чистый, враг - друг, жёсткий - мягкий, обман - чест¬ность, побить - пожалеть, война - мир, ложь - правда...
Педагог:Итак, друзья, вы прошли испытание Злой волшебницы.
Педагог: ……….. принеси, пожалуйста, зелёный лепесток
2 задание- тренинг «Свечечка»
Слайд 9.
Педагог: Для следующего задания нам пригодится свеча. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее. А поможет нам в этом свечечка! Она - как доброе солнышко в нашем сердце: от неё исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой), она подскажет вам нужные слова.
Но прежде давайте вспомним правила безопасности при использовании свечи.
1 Не подносить близко к лицу.
2 Не бросать свечу.
3 Передавать аккуратно из рук в руки.
4 Не делать резких движений.
Тренинг «Свечечка». Дети передают свечу по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг...)
Педагог:
- Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще перестанет делать плохие поступки.
Физкультминутка
Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - оборотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)
3 задание - Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
Слайд 10.
Педагог: ………………. принеси красный лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить третье задание.
Дидактическая игра «Хорошо ли, плохо ли»
(Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей)
Звучит песня «Дорогою добра»
Слайд 11.
Всем ребятам раздаются картинки, изображающие плохие и хорошие поступки детей. Они должны разложить их на 2 папки: на красную – плохие, на зелёную – добрые.
Затем объяснить, почему распределили именно так, а не иначе.
4 задание – «Ласковое словечко»
Педагог: …………. принеси оранжевый лепесток.
Педагог (фея) : Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
Педагог (фея) : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Педагог (фея) : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Педагог (фея) : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Педагог (фея) : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Педагог (фея) : Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Педагог(фея) : Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям ребята справились!
5 задание – «Волшебная дощечка»
Слайд 12.
Педагог (фея) : Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. …….. подай мне, пожалуйста, синий лепесток.
Педагог: Злая волшебница уверена, что мы не сможем разгадать символ доброты и сделать его на волшебной дощечке.
-Что же это символ?
Дети: Сердечко.
Педагог: Да, верно. Попробуйте сделать его на нашей волшебной дощечке, чтобы окончательно победить Злую волшебницу.
Работа на «Волшебной дощечке»
Педагог (фея) : С этим заданием вы тоже справились, молодцы.
(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злой волшебницы.)
Слайд 13.
Злая Волшебница:
Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая!
Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!
Педагог (фея): Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая волшебница стала доброй!
1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из-под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и вернула шкатулку с сюрпризом. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в Центр «Семицветик», а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Добрая фея нам помоги,
В «Созвездие» нас перенеси,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В это время педагог быстро снимает накидку.)
Слайд 14.

4 Этап подведения итогов занятия
Педагог:

Ребята, ну вот мы снова оказались в нашем кабинете, вам наше путешествие понравилось?
- Как вы думаете в чём же волшебная сила слов?
- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?
- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?
5 Рефлексия
Слайд 15.
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который соответсвует итогу всего занятия:
Зелёный - дело прошло полезно, плодотворно;
Жёлтый – довольно неплохо;
Красный – не совсем удовлетворён занятием.
Педагог: А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.
Слайд 16.
Спасибо за работу!

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п.Тяжинский. Кемеровская область

Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие:

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; « Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите.(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль ; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости .

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка « Встреча двух друзей

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй»! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

« Добрый день», иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю».

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1 .Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).

3 . Назовите только слова извинения ( извините, простите, жаль, сожалею).

4 .Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).

В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».

Слайды:

ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1.Привычка очень громко разговаривать.

2.Неряшливость в одежде.

3.Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4.Внимательное, вежливое общение с людьми.

5.Приветствовать знакомых, при встрече.

6.Оскорбление окружающих людей.

7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8.Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

- Друзья познаются в беде.

-Дружбу помни, а зло забывай.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

-Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь ,

В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка: Магнит .

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6.Лепесток синий - это лепесток «внешний ви д».

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:

1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.

2.Опрятной. 5.Разорванной.

3.Модной. 6.Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

Стихи: 1. Что такое этикет?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным).

Задачи: развивать у старших дошкольников потребность в познании социальной действительности; познакомить с понятием «этикет»; формировать представления о навыках социально одобряемого поведения на основе художественных произведений; формировать умения размышлять о музыке, её характере, моделировать музыкальный образ с помощью средств художественной выразительности (слово, изобразительное искусство); воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, аккуратность, честность, вежливость.

Предварительная работа: чтение художественных произведений с последующим обсуждением, просмотр иллюстраций к ним; дидактические игры: «Оцени поступок», «Герои сказок», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя»; речевые игры: «Сочини сказку», «Придумай своё завершение», «Представь, что ты герой сказки…»; проведение нравственно-этических бесед; слушание музыки; установление правил поведения в группе; подготовка презентации «Сказки учат».

Материал: мультимедийная установка; презентационный, тематический материал; льдинки на плоской ёмкости; репродукции картин; белый лист бумаги, цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки).

Ход интегрированного занятия

Воспитатель (В.). Ребята, поздоровайтесь, пожелайте друг другу здоровья.

А ещё поздороваемся с нашим большим экраном, который будет нам помогать, показывать и подсказывать.

Послушайте, что я вам расскажу. За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке в сказочной избушке живёт Волшебник по имени ЭТИКЕТ. Как вы думаете, кто это, что это за слово «этикет»? (Ответы детей.)

Этикет - это установленный порядок поведения человека в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, на улице, в гостях.

Волшебник Этикет очень любит сказки, особенно те, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся. Посмотрите на экран, как эти сказки можно охарактеризовать? (Добрые, весёлые, разноцветные, хорошие.)

Но среди сказок и рассказов есть такие, где герои совершают плохие поступки, они проказничают, обманывают, обижают. Посмотрите, экран показывает, что эти сказки какие? (Грустные, серые, скучные, бесцветные.)

Как вы думаете, когда волшебник Этикет читал такие серые сказки, что с ним происходило? (Он переживал, расстраивался и даже плакал.) Смотрите на экран, он плакал, и его слёзы превращались в маленькие льдинки. Потрогайте их, какие они? (Холодные, колючие, мокрые, твёрдые, серые.) Мы с вами попробуем развеселить волшебника, растопим льдинки.

Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, какие же сказки расстроили волшебника. Герои из какой сказки сейчас на экране? (Три медведя.)

Как вы думаете, что не понравилось волшебнику в поступках героя? (Ответы детей.)

Правильно, так поступать нельзя. Посмотрите, какие правила нам предлагает экран? («Не бери чужого», «Спрашивай разрешения»). Какое правило мы возьмём с собой в группу? (Ответы детей.)Молодцы, я думаю, что после ваших ответов льдинки начинают таять.

Есть ещё один рассказ, в котором поведение мальчика не понравилось волшебнику. Послушайте маленький отрывок. «К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, сразу понял, что никуда я с мамой не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа, а на шляпе - наша каша».

Помните название этого рассказа? (Ответы детей.) Это рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Как можно объяснить это выражение? Что мальчик сделал плохо? Как вы думаете, как можно было поступить в таком случае? (Ответы детей.) Давайте прочитаем правила на экране и запомним их. («Не обманывай», «Говори правду».)

Посмотрите на льдинки, как вы думаете, что с ними происходит? Почему? (Ответы детей.)

Волшебник немного успокоился и предлагает нам отдохнуть, понаблюдать за бабочкой глазами.

Дети стоят перед экраном. Проводятся упражнение на снятие зрительного утомления.

В. Ребята, смотрите, на экране герой сказки, который не угодил волшебнику. Из какой он сказки? (Ответы детей.) Да, эта сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Чем же поведение мальчика не понравилось Волшебнику? А вы не расстраиваете свои мам? Вы всегда аккуратные и чистые? (Ответы детей.) Сейчас проверим. Если вы считаете, что утверждение верно, поднимайте руки вверх и говорите «да», если нет - махайте рукой и говорите слово «нет». Готовы?

Утром умываемся и делаем зарядку.

Чистим зубы по вечерам.

Надо гулять и ходить пешком.

За стол садимся с немытыми руками.

Носовой платок и расчёску никому не даём.

Обувь надо чистить каждый день.

Вещи нужно содержать в порядке.

Грязные вещи складываем в шкаф.

Чистота - залог здоровья!

Молодцы, внимательные! Уверена, что вы всегда аккуратные!

Пожалуй, экран с вами согласен, вы, любите чистоту и порядок. А мальчик из сказки не любил, поэтому и все вещи от него убежали. Давайте покажем, как.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в - печку!

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

Дети передают движения.

Что же нам говорит экран, какие правила предложит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Посмотрим, правы ли вы. («Не будь грязнулей», «Будь аккуратен».)

Давайте подойдём к льдинкам и посмотрим, как они уменьшаются. Мы обязательно их растопим и развеселим волшебника Этикета.

А сейчас посмотрим видеосюжет.

В. Из какого рассказа этот мальчик? (Ответы детей.) Да, это рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Что же мальчик делал не так? Почему ему никто ничего не давал? Чему его научил мудрый старичок? (Ответы детей.) Правильно, он научил его говорить слово «пожалуйста», говорить: тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Давайте станем парами, возьмёмся за руки и, глядя в глаза друг другу, скажем тихо «пожалуйста». Е:щё раз скажем громче и улыбнёмся. Если вы всегда будете так говорить, у вас будет много хороших друзей.

Попробуйте вспомнить другие волшебные слова, которые нужны нам каждый день. (Дети называют, на экране появляются такие же вежливые слова.)

На мой взгляд, вы очень вежливые, знаете правила этикета, уважаете друг друга. А сейчас посмотрим правила. («Не груби», «Будь вежлив».) Надо обязательно их запомнить и не нарушать.

Ребята, разные ситуации, которые происходят в жизни, заставляют нас думать о том, как надо поступить и что сказать. Люди, которые знают правила этикета, добрые, они любят читать книги, любоваться природой, слушать стихи и хорошую музыку. Давайте мы с вами присядем и послушаем музыку, а вы подумаете, о чём она рассказывает.

Звучит произведение Э. Грига «Утро». Дети, прослушав музыку, подходят к столам. Музыка в тихом звучании включается второй раз. Одна подгруппа детей выбирает из предложенных репродукций картины, которые соответствуют музыке, вторая - выбирает и выкладывает на белый лист бумаги предложенные цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки). После выполнения заданий, подгруппы обмениваются мнениями.

В. Присядьте на ковёр в круг, и мы посмотрим на льдинки, удалось ли нам их растопить. Почему они не все растаяли? Как вы думаете? Что надо делать, помнить, выполнять, понимать? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами превратим их в яркие звёздочки, хотите?

Дети берут льдинку на ладошку и говорят слова: «Льдинки-слезинки растопитесь и в звёздочки превратитесь». На экране появляются звёздочки.

В. Получилось! Слезинок больше не будет, будут улыбки, смех, дружба.

Мы с вами сделали много хорошего, помогли волшебнику Этикету. Смотрите, он нас благодарит, радуется, что вы подарили ему звёздочки. Скажите ему до свидания, до новой встречи.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста подготовила Капкович Е.

Цель: Формировать у детей представление об этикете. Формировать у детей навыки вежливости. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета. Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.

Задачи: Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации,викторины)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

Необходимо повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ожидаемый результат:

Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.

Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

I этап – подготовительный

Беседа «Что такое этикет и зачем он нужен?» - дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседы: «История этикета», «Человек в коллективе», «Посмотрим на себя со стороны»,«Вас пригласили в гости».

Игра «Приятного аппетита» Занятие «Путешествие в страну этикета» Игра «Волшебные слова»

Чтение книги:Галина Шалаева "Урок вежливости", Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»,а так же: "Этикет для маленьких леди и джентльменов","Азбука хорошего поведения в стихах"А.Усачёва,"Что делать,если...",В.Дмитриева "1000 уроков этикета",Н.Мигунова "Правила поведения для малышей", "Правила поведения для воспитанных детей",Г.Шалаева "Школа вежливости для маленьких хозяев",Хрестоматия"Что такое хорошо и что такое плохо",Детская энциклопедия серии "Я познаю мир" "Этикет во все времена".

Беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение пословиц о дружбе, честности.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях»,«Театр», «В общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. Дидактические игры: - «Кто знает больше вежливых слов», - «Телефонный разговор». Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали»

Беседы: «Какое доброе дело я сделал? », «В мире вежливых слов», «Мы идем в гости», «Правила поведения в общественном транспорте», «За столом», «Мы любим делиться».

Рисование « Нарисуй настроение», - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Пение песни «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра»

Игра приветствие «Нам здороваться не лень»

III этап заключительный:

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Дидактические игры: «Телефонный разговор», « Невоспитанный человек», «Поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Консультации для родителей « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте», «Культура поведения на природе»

Итоговое: досуг «О добре и этикете"

Литература: «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская «Детский этикет» О.В.Корчинова. «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова. «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева. «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Это Вам родители» А.О.Пинт «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Загадки про этикет

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова... (прощания)

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно - извиненье,

Нужно - поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Правила этикета в детском саду в стихах

По утрам просыпайся вовремя,чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

В детском саду не плачь о маме.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться.

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай

И в обиду не давай!

Береги игрушки.

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным –

можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки,

грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме,

чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед едой мой руки с мылом.

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Не балуйся за столом.

«Когда я ем – я глух и нем» -

запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай,

оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, -

должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять.

Свободен ты, довольна няня…

Не стесняйся участвовать в мероприятиях.

Будь активным и веселым –

это пригодится в школе.

Постарайся не бояться,

не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе

к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель.

После сна заправь постель,

даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся,

сам заправить попытайся.

Покажи пример другим,

помоги сложить и им!

Спи во время тихого часа.

Нужно всем ребятам знать,

что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым,

будешь сильным и здоровым!

Выспался – спокойно жди подъема.

Если спать не хочешь ты –

лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать

другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Никогда не уходи из детсадика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

Заветные слова

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете -

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: - С добрым утром!

Говорят кому-то либо:

Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав – Простите!

Вдруг толкнул – Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

Если кто-то что-то дарит

Говори: - Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси

: - Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

Как вести себя в гостях

Мама Кенга крошку Ру,

Из семейства кенгуру,

Отправляет в гости к тете,

С ней коллеги по работе.

А у тети кенгуренок

Ещё маленький ребёнок.

Учит сына этикету: -

Помни, Ру, что часто дети

Любят хвастать и болтать,

Ум другим свой показать.

Не забудь, что ты в гостях,

Это, вроде бы, пустяк.

Но у тети есть ребенок,

Только вышел из пелёнок.

Все, что скажешь, в тот же час

Он научится от нас.

Вот поэтому следи

Ты за речью.

Не спеши,

И не бегай, не кричи,

И не лезь куда не надо,

Если нет там взрослых рядом.

С малышом в углу играй,

Взрослых с ним не обсуждай.

Расскажи ребёнку сказку,

Порисуйте с ним раскраску,

И стишки с ним сочини,

Любят игры малыши.

Поиграйте пол - часа,

А потом за стол пора.

Тётя станет угощать,

И за стол вас приглашать.

Не забудь, перед едой

Лапки моют под водой.

Ты возьми и малыша

И умойтесь не спеша.

Лапки на стол не кладите,

И тихонечко сидите.

Замолчите, надо знать

За едой нельзя болтать.

Правой лапкой нож берите,

Левой – вилку, не спешите.

И не чавкай, не сопи,

За собой всегда следи.

Перебил советы Ру:

Больше слушать не могу,

Я устал от наставлений.

Неужели во Вселенной

Все ведут себя вот так.

Сбегать в гости – фу, пустяк!

Быстро к тете он собрался,

Прыг да скок и вот добрался

Он до тети.

В дом стучит

И с порога всем кричит:

О, привет, а вот и я,

Приглашали вы меня?

Приглашали, проходите,

Осторожно, не спешите.

Наш малыш вон там – в углу,

Проходите, крошка Ру.

Непослушный кенгуренок,

Словно маленький ребёнок,

Позабыл все наставленья

И устроил представленье:

С малышом он стал скакать,

Петь, и прыгать, и плясать.

Вопрошает тихо тетя:

А вам кушать неохота?

Что ж, пора и пообедать,

Мы устали вместе бегать.

Подбежал малыш к столу:

Я от голода умру.

Стали детки все съедать,

Этикета - не видать.

Тетя хмурится:

Вы не свиньи – кенгурята.

Стыдно так вот поступать,

Этикет пора уж знать.

Стыдно стало кенгуренку,

Непослушному ребёнку.

Вспомнил мамины советы:

Извините, тетя.Дети

Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.

Отвечайте-ка, ребята,

В чем виновны кенгурята?

Настоящая дружба

Белобрысый Анатолий

Подружился с Таней в школе.

Толик думает:

Вот диво:

Дружелюбна, справедлива,

И с мальчишками дружна,

И девчонкам всем нужна.

Толик стал к себе построже:

Быть неряхой мне негоже,

Гири надо мне достать,

Чтобы мышцы накачать.

И с прической не в порядке,

Не забыть бы про зарядку.

В общем, надо повзрослеть,

И в учебе преуспеть.

Слово дал – его держи,

И не дрейфь, и не дрожи!

Перед трудностью любой -

Закаляй характер свой!

Вот ещё одна задача:

Есть дружок у Толи – Саша.

Не осудит? Все поймет,

И к другому не уйдет? -

Если Санька верный друг,

То поймет, что без подруг

Сложно в этом мире жить,

И общаться, и дружить.

Каждым утром Анатолий

Собирался раньше в школу,

Чтоб друзей своих встречать,

По дороге не скучать.

Стали верными друзьями

Толик, Саша и Татьяна.

Дружба с девочкой мальчишек

Избавляла от излишек:

Стали вежливей, не дрались,

Быть серьезнее старались.

Спортом стали заниматься,

Перестали вдруг ругаться,

Сквернословить и кричать,

Младших в школе обижать.

Защитить готовы Таню

От любого хулигана,

Пронести её портфель

И открыть при входе дверь.

Только несколько ребят

В дружбу верить не хотят:

Как с девчонками дружить?

Как такое может быть?

Поясняет им учитель:

Если в мире жить хотите,

То запомните – всегда

Дружба лучше, чем вражда.

В настоящей дружбе только

Другом может стать девчонка.

Но девчонкам надо помнить -

Друг не будет многословным.

Предавать друзей нельзя,

Это помните, друзья!

И не важно, ты мальчишка,

Взрослый, девушка, парнишка,

В дружбе верной все равны:

Папа, мама, я и ты.

Надо только быть добрей

И уметь искать друзей.

Выбирать их по уму,

А не так – кого хочу.

И теперь пример троих

Заразил ребят других.

Подружилась детвора…

Да и нам с тобой пора!

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Непослушных ребетят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Учителей на «вы» зовут.

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Приутихли малыши,

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок Пролетел.

Звенит звонок,

Суетится детвора –

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры

На всякое чиханье не наздравствуешься.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.

Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этикет для детей дошкольного возраста

Сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”

Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.

Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.

“Путешествие в город этикета”

Цель:

Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Задачи:

1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

Вбегает грязный Степка-Растрепка.

В: А ты кто такой?

С: Я Степка-Растрепка.

В: И почему себя так ведешь?

С: Я так всегда себя веду.

В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.

С: Ну здрасте.

В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?

С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?

В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.

С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.

В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.

(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”)

В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

С: Спасибо!

В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.

А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках.

А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

В автобусе Степа безобразничает.

В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.

Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.

В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.

В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам. Парк «Вежливых слов» .

В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

Какие Степа вежливые слова ты знаешь?

С: Спасибо, и много…..

В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты? (стихи)

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.

В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»

Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.

Работа детей подведение итогов

Мы заработали ещё один шарик.

В: У нас осталось последнее задание.

Мультфильм

В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).

Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.

(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места.

Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)


Что еще почитать