Что должен ребенок после 1 года. Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста. месяца жизни: приветливость и доброжелательность

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня тема нашей беседы – развитие ребенка после 1 года. Какие особенности развития крохи в данном возрасте? Что малыш должен уметь и как помочь ему правильно развиваться? Порассуждаем вместе.

Итак, совсем недавно карапуз отметил первый день рождения (о навыках ребенка в год мы говорили ). Он подрос, и полон любопытства. Развитие ребенка, в том числе и психомоторное, напрямую зависит от ежедневного общения с мамой и другими членами семьи. Именно правильная, постепенно усложняющаяся коммуникация с чадом – это прекрасная основа для гармоничного развития его движений и психики. И наоборот, недостаток внимания, так называемая педагогическая запущенность в состоянии резко замедлить процесс изучения окружающего мира.

Конечно же, мамы хотят, чтобы их детишки развивались согласно возрастным нормам. Но не стоит паниковать, если кроха чуток «не дотягивает» до уровня своих ровесников. Ведь даже годовалый малыш – уже неповторимая личность! И нужно просто немного больше терпения и внимания к малышу.

Давайте подробнее рассмотрим нормы развития ребенка после года по месяцам.

Физическое развитие малыша после года

Большинство деток после года начинают ходить. Не стоит торопить кроху учиться ходить только из-за того, что его ровесники уже пошли. Ведь ходьба для карапуза – очень непростой навык. Но его природное любопытство и стремление к познанию непременно заставят кроху сделать первые шаги. И в этот момент ему очень нужны поддержка и одобрение родителей.

1 год – 1 год 3 мес.

В этот период карапуз может:

  1. Быстро ползать;
  2. Приседать, поворачиваться, наклоняться, останавливаться во время ходьбы;
  3. Во время ходьбы нести мячик в руках;
  4. Перелезать через бревно;
  5. Уверенно сидеть на своем стульчике;
  6. Залезать на диван и невысокие кресла;
  7. Пытаться катать мячик, пинать его ножкой;
  8. Влезать на лесенку в 1 м, спускаться с нее приставным шагом;
  9. Открывать и закрывать дверцы шкафчиков в зоне досягаемости.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

Сейчас карапуз может:

  1. Ходить достаточно хорошо, как прямо, так и огибая предметы, по кругу, перешагивать препятствия;
  2. Одной рукой бросать мячик на расстояние в полметра;
  3. Одной ручкой бросать маленькие мячики на расстояние 40 см в крупную цель;
  4. Не держась руками, подниматься на высоту 10 см, и спускаться с нее;
  5. Глядя под ноги, бегать;
  6. Держать игрушку при ходьбе;
  7. Вставать уверенно без опоры;
  8. Подниматься по лестнице с опорой, за руку взрослого или придерживаясь за перила;
  9. Садиться самостоятельно и сидеть на лавочке или стуле;
  10. Катать коляску перед собой;
  11. Тянуть игрушку на веревке за собой при ходьбе;
  12. Уверенно есть ложкой густую пищу;
  13. Пробует бросать мячик вверх, вперед и вниз;
  14. Пытается чертить, удерживая в руках карандаш.

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Малыш в этом возрасте умеет:

  1. Свободно и быстро бегать;
  2. Поднимать игрушки с пола, не падая при этом;
  3. С легкостью залезать на стул и диван, спускаться обратно;
  4. Подниматься и спускаться самостоятельно по наклонной поверхности;
  5. Бросать в цель маленькие мячики на расстоянии в полметра;
  6. Влезать на 1,5-метровую лесенку и слезать с нее;
  7. Учится пользоваться вилкой, сам ест любую пищу ложкой.


1 год 9 мес. – 2 года

Кроха в этом возрасте должен уметь:

  1. Ходить на цыпочках 3-5 шагов без поддержки;
  2. Подниматься и спускаться по лесенке самостоятельно;
  3. Руками играть в мячик;
  4. Уверенно держать карандаш в руках и чертить;
  5. При еде правильно держать ложку, есть самостоятельно из тарелки, пользоваться вилкой, пить из чашки;
  6. Преодолевать препятствия в виде ямки или камня;
  7. Пытается прыгать и хорошо бегает.

Речевое развитие ребенка после года

На втором году жизни начинается интенсивный этап развития речи малыша. Он пока не умеет говорить фразами, но уже вполне может объяснить свое желание в данный момент. Кроха активно накапливает словарный запас, запоминая все услышанное. Поэтому в данный период родителям очень важно как можно больше говорить с ребенком, не переворачивая слова и не сюсюкая. Ведь наша речь – это пример правильного общения для крошки.

1 год – 1 год 3 мес.

Карапуз умеет:

  1. Находить и приносить по просьбе мамы предмет или игрушку;
  2. Называть имена мамы и папы, родственников;
  3. Выполнять простые инструкции мамы: найди игрушку, иди кушить и т.п.;
  4. Знает названия некоторых предметов одежды, игрушек;
  5. Говорить целыми предложениями из неразборчивых слов;
  6. Проявлять свои эмоции с помощью слов и возгласов.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

В этом возрасте ребенок уже может:

  1. Выражать возбуждение, удовольствие и любовь звуками и жестами;
  2. Понимать несколько простых фраз;
  3. Говорить около 15 слов;
  4. Показывать на себе минимум 3 части тела по просьбе взрослого;
  5. Учится выполнять двухэтапные инструкции типа «иди в комнату и принеси зайку»;
  6. Использовать минимум 8-9 активных слов;
  7. В некоторых случаях – произносить первые фразы из двух слов;

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Ваш карапуз в этом возрасте может:

  1. Четко выполнять двухэтапные инструкции;
  2. Отличать понятия «маленький» и «большой»;
  3. Активно использовать в речи более 20 слов;
  4. Начинать выполнять трехэтапные поручения: пойди в комнату, возьми зайчика и положи его в коляску;
  5. Проситься на горшок, а также просить кушать и пить.

1 год 9 мес. – 2 года

На данном этапе Ваше чадо должно уметь:

  1. Называть несколько частей тела;
  2. Употреблять в речи слова «мы» и «ты»;
  3. Составлять предложения из трех слов самостоятельно;
  4. Говорить «я» о себе: «Я пошел», «Я сам»;
  5. Во время игры разговаривать с ровесниками;
  6. Понимать почти всю речь мамы и папы;
  7. На вопрос: «Как тебя зовут» называть свое имя;
  8. Активно спрашивать маму и папу: «Что это?», «Кто это?»;
  9. Иметь словарный запас не меньше 100 слов.


Психическое развитие малыша после 1 года

1 год – 1 год 3 мес.

А сейчас давайте посмотрим, как проходит психическое развитие ребенка в этом возрасте, что он умеет:

  1. Обнимать и целовать любимых родных;
  2. Выражать свои эмоции и чувства открыто;
  3. Подражать разговору по телефону;
  4. Пытаться копировать манеру и поведение мамы и папы;
  5. Различать людей, которые ему хорошо знакомы;
  6. Учится понимать понятия «съедобное» и «несъедобное»;
  7. Строить башенку из двух кубиков;
  8. Часто использовать указательный жест;
  9. Рассматривать книжку с картинками самостоятельно или вместе с родителями.

1 год 3 мес. – 1 год 6 мес.

Малыш в этом возрасте может:

  1. Строить башенку из 3-4 кубиков;
  2. Самостоятельно действовать с игрушками;
  3. Собирать правильно пирамидку из 5 колец;
  4. Всячески подражать взрослым;
  5. Играть в игры со вкладышами;
  6. Отличать понятия «большой» и «маленький»;
  7. С интересом разглядывать картинки.

1 год 6 мес. – 1 год 9 мес.

Теперь карапуз уже может:

  1. Различать три формы: шар, куб, кирпичик;
  2. С радостью слушать детские стишки и песенки;
  3. Строить башенку из 4-5 кубиков;
  4. Копировать движения родителей во время игры;
  5. Вкладывать 2 геометрические фигурки при игре с вкладышами;
  6. Черкать карандашиком в пределах листа;
  7. Освоить целый длинный ряд действий в игре, а не просто туда-сюда катать машинку;
  8. Переворачивать странички в книге по одной.

1 год 9 мес. – 2 года

В данном возрасте карапуз уже может

  1. Собирать пирамидку из 6-8 колечек;
  2. Строить башенку из 7-8 кубиков;
  3. Играть, используя воображение;
  4. Много раз слушать любимые сказки;
  5. Играть простым конструктором;
  6. Различать 4-6 геометрических форм;
  7. Общаться с ровесниками, зачастую еще невербально;
  8. Активно исследует окружающий мир;
  9. С удовольствием разглядывает книжки с картинками, переворачивая странички по одной;
  10. Учится играть в ролевые игры.

Вот мы и рассмотрели основные нормы развития малышей после года по разным сферам развития. Радуйтесь всем успехам и достижениям Вашего ребенка, почаще с ним играйте, смотрите обучающие видео по развитию ребенка, в том числе советы доктора Комаровского, читайте книги и статьи специалистов. И все обязательно будет хорошо! Счастья Вам и Вашей крохе!

Если Вам нравится наша статья, не забудьте порекомендовать ее знакомым. И оставайтесь всегда с нами – Вас ждет еще много всего занимательного!

Вам также могут быть интересны другие статьи .

Развитие детей после года идет большими темпами: овладение ходьбой, речью, социально-бытовыми навыками. Ребенок уже не наблюдает из коляски, он принимает активное участие в жизни, изучает ее, экспериментирует. И к концу второго года из беспомощного малыша он превращается в настоящего следопыта.

Что должен уметь ребенок в 1 год – первый возрастной юбилей

К концу первого года жизни многие дети уже умеют ходить, говорят первые слова, у них появляется интерес к окружающему пространству.

Развитие ребенка после года таково, что каждый день малыш удивляет новым словом, поведением, проделкой. Мама с папой радуются успехам своего чада и никогда не знают, что в следующий раз он выдумает.

Физическое развитие и двигательные навыки

Рост ребенка после года будет увеличиваться на 6 см каждые полгода. После года значительно замедляются темпы роста. Таблица роста детей после года приводится ниже, находится в этой статье.

Любая таблица содержит примерные показатели физического развития детей. Нормы роста ребенка после года определяются его ростом при рождении и .
Вес и рост ребенка после года – таблица:

Возраст, мес.

Девочки

Мальчики

Вес, кг

Рост, см

Вес, кг

Рост, см

12 7,9-10,1 71,4-76,6 8,6-10,8 73,4-78,1
13 8,1-10,4 72,6-77,8 8,8-11,0 74,5-79,3
14 8,3-10,6 73,7-79,1 9,0-11,3 75,6-80,5
15 8,5-10,9 74,8-80,2 9,2-11,5 76,6-81,7
16 8,7-11,1 75,8-81,4 9,4-11,7 77,6-82,8
17 8,9-11,4 76,8-82,5 9,6-12,0 78,6-83,9
18 9,1-11,6 77,8-83,6 9,8-12,2 79,6-85,0
19 9,2-11,8 78,8-84,7 10,0-12,5 80,5-86,0
20 9,4-12,1 79,7-85,7 10,1-12,7 81,4-87,0
21 9,6-12,3 80,6-86,7 10,3-12,9 82,3-88,0
22 9,8-12,5 81,5-87,7 10,5-13,2 83,1-89,0
23 10,0-12,8 82,3-88,7 10,7-13,4 83,9-89,9
24 10,2-13,0 83,2-89,6 10,8-13,6 84,8-90,9

Отклонение от показателей нормы веса и роста детей после года – повод переживаний для родителей. Важно соотношение роста и веса. Если ваше чадо ест, регулярно ходит на горшок, у него светлая моча, он жизнерадостен и энергичен, то никаких проблем нет.

Как научить ребенка к 1 году ходить на горшок вы можете в этой . Надеемся, что советы, там изложенные, будут вам полезны.

Если малыши к началу второго года жизни учатся или уже умеют ходить, они самостоятельно садятся на стульчик или лавочку, строят башни из кубиков, собирают пирамидку. Почему ребенок ходит на носочках вы можете узнать

Развитие у ребенка после 1 года мелкой моторики проявляется в том, что малыш хватает предметы двумя пальчиками, в 1 руку он может поместить 2 маленькие игрушки, учится есть ложкой.

Психическое развитие

Динамика роста ребенка после года ниже, чем в 1-й год, от 1 года до 2-х по нормам ребенок должен набрать 12 см

Накапливая пассивный запас слов, ребенок все больше понимает родителей.

В общении используются слова, с которыми семья сталкивается каждый день.

Малыш понимает, что с мамой можно вести себя так, как хочется, чувствует твердость отца.

Годовалые дети тянутся к другим ребятишкам, могут играть рядом и даже конфликтовать.

Память в 1 год становится долговременной . Малыш запоминает вчерашние события и те, которые произошли несколько дней назад. Под музыку дети могут танцевать или подпевать, ловя ритм.

Особенности развития от 1 до 2 лет по месяцам

Окружающий мир в этом возрасте познается через игры. Все интересное пристально рассматривается, пробуется на зуб. В ход идут посуда, вещи, инструменты. Развитие ребенка после 1 года по месяцам подробно расписано ниже.

1 год 1 месяц

  • Уверенная ходьба или вождение за ручку;
  • Малый запас слов, но достаточный, чтобы понимать родителей;
  • Важно ощущение маминой заботы и тепла. Объятия и ласка избавляют ребенка от тревог.

Стренина Елена Федоровна, педиатр в “Центре детской медицины”, г. Нижний Новгород

После года наступает интересное время детства. Дети пытаются изучать мир доступными им способами. Возрастает выносливость и активность. Ребенок любит, когда у него что-то получается, он рад похвале.

Я прошу мам, чтобы они окружали своих малышей теплом и заботой, тогда новые подвиги не заставят себя долго ждать.

1 год 2 месяца

  • Внимание на одном предмете не задерживается надолго;
  • Нескольких минут достаточно, чтобы изучить игрушки и бежать дальше познавать мир;
  • Ощущение самостоятельности, умение говорить “нет”.

1 год 3 месяца

После года маме стоит пересмотреть старые игрушки и приобрести новые, которые будут способствовать умственному и творческому развитию малыша
  • Детки пробуют спускаться и подниматься по лестницам, интересуются играми в песочнице;
  • Игра помогает познавать законы мира: высокая башня из кубиков всегда падает, чашка, ударившись о пол, разбивается. Другие игры на логику для девочек можно посмотреть Играя, малыши подражают взрослым: крутят руль, как папа; расчесываются, как мама; разговаривают по телефону, кормят игрушки;
  • Чтение развивает любознательность, воображение и любовь к языку;
  • Ребенок способен выполнять простые поручения: “Принеси мяч”, “Открой книжку”, “Иди к папе”.

1 год 4 месяца

  • Ближе к 1,5 годам меняется пристрастие к пище. Кроха отвергает любимую ранее кашу, но с удовольствием ест нелюбимый суп. Это нормально;
  • Малыш учится играть в игрушки, как взрослый: пытается делать уборку, ухаживает за игрушечными животными и куклами, готовит еду.

Стебенькова Галина Николаевна, врач – неонатолог, Детская городская клиническая больница №1, г. Астрахань

От года до 2 малыш ждет от родителей внимания, хочет, чтоб ему уделяли много времени. И это на самом деле так.

Играя с детьми, мы учим их жизни, разыгрываем бытовые сценки. Активные игры на свежем воздухе тоже очень полезны.

1 год 5 месяцев

  • Высокая подвижность малыша, его желание залезать на мебель снова и снова помогают развивать физические способности и координацию;
  • Привязанность к определенной игрушке, нежелание расставаться с ней ни на минуту;
  • Ранние методики развития стимулируют мозговую активность. Но и простые занятия приносят пользу: прогулки, музыка, чтение, фантазирование. Прямое общение намного важнее, чем просмотр телевизора.

1 год 6 месяцев

  • Малыш умеет строить башню из нескольких кубиков, бросает мяч, возит машинку за веревочку, открывает двери за ручку, листает страницы книги;
  • Ребенок проводит время за таким занятием, как вытаскивание и складывание вещей в коробки, начинает пользоваться ложкой, поильником, рисует каракули;
  • Нежелание делиться игрушками, грубое поведение (толкается, дерется), крохи учатся отстаивать собственные интересы;
  • Ежеминутное “что это?”, повторение слов и звуков стимулирует прирост запаса разговорной речи.

В 1,5 года ребенок становится более самостоятельным, он уверенно ходит, всем интересуется. Полноценное развитие детей после года заключается в любви и заботе.

1 год 7 месяцев

  • Дневной сон остается в режиме как необходимость отдыха и спокойствия;
  • Ограниченный в словесном выражении чувств и эмоций, ребенок способен на истерики и капризы;
  • Малыш участвует в домашних делах, выражает готовность помочь.

1 год 8 месяцев

Занятия с пластилином можно начинать в самом раннем возрасте, с 1 года до 2-х – это будет пока знакомство с консистенцией материала и его возможностями, но в это время уже будут развиваться творческие способности, воображение и мелкая моторика
  • могут обходиться без сна в обед. Спокойная музыка, зашторенные окна, сказки помогут перевести дух и немного отдохнуть;
  • Все запреты встречаются бурными протестами, криками, злобой, слезами;
  • Помощь по дому, которую предлагает малыш, можно превратить в игру: например, собирать носки одного цвета, относить вещи на свои места.

1 год 9 месяцев

  • Знакомые предметы открываются с новых сторон. Интересует, что съедобно, что нет, как пахнет выпечка, как по рельсам стучит трамвай;
  • Эгоцентричность натуры, попытки доказать правоту выливаются в укусы, щипания, дергание за волосы. На этом этапе родителям надо научить ребенка решать вопросы через общение;
  • Все действия происходят “сейчас”. Не следует обозначать конкретное время: “через минуту”, “после 2 часов”. Позже малыш научится различать понятия “скоро” и “потом”.

1 год 10 месяцев

  • Избавление от одежды – новая забава крохи. Все, что легко снять, снимается в считанные секунды – шапочки, трусики, носки.
  • Появляются требования по цвету тарелок, виду одежды, чтению одной и той же сказки. Для детей это стабильность, уверенность и ощущение счастья;
  • Постоянный просмотр определенного мультфильма, чтение книжки способствует быстрому запоминанию информации. Позже малыш сам перескажет сказку, споет песню, заговорит фразами из мультика. Общение с ребенком на этом этапе помогает наращивать словарный запас.

1 год 11 месяцев

2 года

  • Пользуется столовыми приборами, старается одеваться. В почете – кубики, пирамидки, конструктор;
  • Внимание еще рассеянно, настроение часто меняется. Надо прислушиваться к маленькому человечку, давать задания, подходящие под его эмоциональное состояние;
  • Воображение и память развиты, может выражать свои мысли словами. Понимает, за что его хвалят или ругают.

Важно помнить, что развитие ребенка после года по месяцам носит условный характер.

Требовать от малыша в 1,3 года умений 1,9-годовалых детей бессмысленно. Если в 1,5 года дети чего-то не умеют, они обязательно наверстают позже.

Развитие ребенка после 2 лет происходит посредством речи и общения. Развивается мышление, а вместе с ним способность анализировать ситуацию и совершать поступки в соответствии с ней. Особое внимание нужно уделить обучению ребенка говорить в 2 года.

Отклонения в развитии к 2 годам: будьте готовы к таким проблемам

Каждый ребенок индивидуален, и требовать от всех детей одного и того же неправильно. Не существует жестких рамок, по которым определяется их развитие. То, что один делает с легкостью, для другого не всегда под силу.

Но есть минимальный набор навыков, которыми должен обладать двухгодовалый малыш. Рассмотрим их подробнее.

Физические навыки

Маленький егоза не сидит на месте, он может прыгать на месте, перепрыгивать через предметы, удерживать равновесие при ходьбе по бордюру. Любит танцевать, рисует линии и овалы, листает страницы книги.

Речевое развитие

Совместные игры мамы и ребенка способствуют не только умственному развитию малыша, но и сближению мамы и крохи

Развитие речи у детей после года заметно ускоряется. Малыши произносят слова правильно, повторяют за родителями, задают много вопросов. Знают имена близких людей и свое имя. Ближе к 2 годам составляют рассказ о прошедшем дне. вы можете прочитать здесь.

Если у вашего ребенка речь смазана, а произношение звуков явно нарушено, следует обратиться к врачу, возможно у малыша

Эмоциональное развитие

Маленький человек склонен радоваться своим удачам, он плачет, если отказывают в его просьбе. Выражает эмоции при общении с родными, показывает интерес к другим детям.

Бытовые умения

Ежедневные дела учат ребенка пользоваться ложкой, мыть руки, проситься на горшок, надевать шапку и варежки.

Мышление

К 2 годам малыш умеет правильно собирать пирамидку, матрешек, пазлы из 4 элементов. Называет 8 цветов, собирает предметы по форме, цвету, размеру. Знает круг, квадрат, треугольник.

Бабко Светлана Вячеславовна, педиатр, заведующая Центром охраны здоровья детей Медицинского центра ДВФУ, г. Владивосток

Ребенок развивается благодаря совокупности многих факторов. Задача родителей – создать гармоничные условия для развития своим детям.

Маленькие детки нуждаются в любви и ласке. Поиграть с малышом, рассказать ему о том, что ему интересно, почитать или спеть песенку вместе, несложно.

Дети этого возраста способны запоминать большие объемы информации, повторяют все, что видят, понимают, когда им объясняют.

Если есть тревога по вопросам развития своего малыша, надо обратиться к неврологу. Осмотр покажет отклонения, и врач назначит лечение и даст рекомендации. Обязательна консультация врача, если имеет место быть после года.

Главные принципы развития ребенка от 1 года до 2 лет

Что происходит морфологически? Рост головного мозга и коры, образование связей. Процесс накопления информации. При воспитании ребенка необходимо вписаться в генетическую линию развития.

Очень развиты исследовательский интерес и познавательное поведение.

1.Основы культуры. Все вещи окружающей среды, как работают, из чего состоят, как ломаются.

2. Узнает иерархию группы, взаимоотношения между родственниками, свой-свой, свой – чужой.

3. Небо? Что там? Земля? Что на ней?
Вот «оно» есть и какое «оно»? – его принцип изучения. Изучает предмет или явление до тех пор, пока в голове не сложится представление о нем, потом переходит к следующему. Хорошо усваивает ботанику, названия животных, все то, что вокруг него, там, где он живет.
Интересуют атмосферные явления, как то, в чем мы живем. Информация не нужная ребенку не воспринимается. Позиция изучения – где я живу и чем я буду пользоваться.
Родной язык – привязка к месту.

4. Развивается сердечно-сосудистая система и формируется сосудистая сеть. Качество развития зависит от двигательной активности ребенка, чем больше движений, тем лучше.
Прыгает, бегает, лазает.

5. Поддерживающее окружение – должно быть полное впечатление о надежности мамы и окружающего мира. Это необходимо для нормального встраивания в социум.
Необходимо поддерживать веру в то, что ребенок самый хороший, лучший, замечательный. До 3 лет ребенок все делает замечательно! Ругать ребенка нельзя! Запреты и т.п. после 3-3,5 лет. Не ругаем! Не наказываем! Смысл наказания не доступен! То, что нельзя, должно быть недостижимо физически!.

6. Развитие стоп и ладоней. “Дополнительные глаза”.

1 год 1 месяц

Моторное развитие.

Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь. Не нужна опора. Редко балансирует. Сокращаются перемещения на четвереньках. Улучшаются мелкие движения пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы. Тычет пальцем. Расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой – активно развивается вестибулярный аппарат.

Освоение пространства.

Второй уровень квартиры – поверхности 50-60 см от пола (стулья, столы, кресла, диваны). Когда их освоит, начинает использовать как подставки. Может добраться до третьего уровня, но не может спуститься. Сразу снимать, как только просит.
“ Маленькое бедствие” – все делает очень быстро, огорчается, когда нельзя восстановить разбитое и разломанное.

“Прячет спину “при опасности (поворачивается спиной к стене, пятится назад, прижимается спиной к маме).

Познавательное поведение. Все ощупывают, пробуют и бросают на пол. Бросают и смотрят, что будет. Предметы должны быть разные. Интересуется содержимым всех шкафов и ящиков. То, что нельзя трогать и доставать должно быть физически не достижимо.
Освоение пространства, как мира.
Важно находиться в одном и том же месте (дом, дача, квартира бабушки у которой бывает часто, не более трех мест). Формирование представления о реальности пространства задерживается, если ребенок часто ездит в гости, переезжает. Каждый раз при пробуждении у ребенка происходит идентификация себя и окружающего пространства. Если просыпается в другом месте, рядом должна быть мама обязательно. При необходимости переезда нельзя выносить из дома спящего ребенка, он должен уснуть в дороге. Длинную дорогу переносят тяжело, необходимо множество занятий.
Речевое развитие.
+1 – 2 слова, есть активный и пассивный словарь. Активный – говорит и называет, м.б. условные звуки, жестовая речь. Пассивный – понятия которыми пользуется, не называя их. Как понимает речь? Ребенок понимает все бытовые понятия, все, о чем говорят. Просьбы понимает и выполняет. “Покажи коровку” – покажет зайчика, но не потому, что не знает, что такое коровка, а по тому, что зайчик ему больше нравиться. Такая логика ответов примерно до 1,5 лет. “Нет “ и “да “ не означают согласие или не согласие.
Интеллектуальное развитие.
Знает понятия – горячо, холодно, мягкое, твердое, колючее, сухое, мокрое. Знает число, которое состоит из числа членов его семьи и умеет считать в пределах этого числа (обычно от 10 до 100-120). В семью входят родственники и домашние животные. Делит семью на множества, знает общее число, число множеств, множества складываются и вычитаются, сложение и вычитание в пределах множества. Знает иерархию между множествами и в пределах множества. Функции между родственниками должны быть четко распределены. Каждый должен делать какое-нибудь только свое дело.
Психоэмоциональное развитие.
Стериотипы поведения взрослых перенимают, как штампы, как форму поведения. Не понимает боль другого человека и другого существа. Нет сочувствия, оно формируется постепенно, как форма поведения, при наблюдении за поведением окружающих. (Полностью формируется к 12 годам). То, что направлено на ребенка, не воспринимается им, как форма поведения. Ребенок должен быть свидетелем, когда жалеют кого-то. Чувства вины у ребенка нет. Если он кого-то укусил, надо жалеть укушенного, не говорить ребенку, что он плохой.
Полноценность и самодостаточность.
Ребенок должен быть уверен, что он очень хороший, очень красивый, все его действия замечательны и достойны восхищения.

Роли мамы и папы.

Мама- функция защиты, держит мир, к маме бежит спасаться (и к бабушке тоже), функция судьи в домашних разборках, только мама принимает решения. Папа дома должен подчиняться решению мамы. Наказывать может только мама (представление ребенка о роли мама-папа).
Папа – решения за пределами дома. Приносит в дом. Регулирует отношения свой-чужой. (Справедливость между своими восстанавливает только мама!). Мама в любые конфликты вне дома вступать не должна.
Бабушка – функция защиты, как у мамы.
Дедушка – функция защиты, как у папы, вне дома, задача – поделки, вместе строить – функция создателя.

Запреты – от мамы исходить не должны. Если запрет необходим, то это должно быть физически невозможно сделать (достать Луну). Папа должен спасать, не должен запрещать и “качать права”.

Наказания – ругать и наказывать нельзя, т.к. нет состава преступления. Если мама наказывает или ругает ребенка, то в его представлении рушится мир, поведение мамы почему-то изменилось. Причины этого изменения для понимания ребенка не доступны.

Основные меры воспитания – уговоры и переключение внимания. Если поведение ребенка легализовано, то это хорошо получается. Необходима изобретательность. Нравится прислушиваться, тишина, негромкие звуки, на это лучше откликается, чем на что-то громкое. (Искать мышку под диваном).

Игры и игрушки . Посуда, кухонная утварь, книжки, компьютеры, телефон и другие предметы взрослых. Играют в догонялки и прятки. Любят играть со старшими детьми. Любят, когда подкидывают в воздух, ладушки, поехали-поехали, бодаться, купаться (может заниматься самозакаливанием – открывает кран с холодной водой).

Сон. Уже делятся на жаворонков и совят (засыпают на ночь с 20 до 22 часов или с 22 до 1 часа соответственно). Ночной сон 9-11 часов. Ночные высаживания 2 раза: 1 раз через 1-2 часа после засыпания, 2 раз в 3-4 утра (редко в 5 утра).
Утром встают жаворонки в 6-9 часов утра, совы в 10-12.
Сон связан с фазами Луны, впечатлениями дня, переживаемыми сновидениями, состоянием здоровья, обилием питья и качеством пищи, присутствием мамы рядом. 1 раз в месяц может спать очень долго, 13-14 часов.
Дневной сон 1-2 раза, должен просыпаться в хорошем настроении, если капризничает, приложить еще на чуть-чуть. Продолжительность дневного сна 1,5-2 часа, если спит 1 раз, а если два раза, то первый раз 1,5-2 часа, а второй не более 50 минут.
Суммарный сон за сутки 12 часов.
Если очень продолжительный дневной сон – собрался заболеть.
Существует ритуал пробуждения – любят поваляться, потом делают обход и т.д. Очень консервативен, не надо торопить. Ритуал отхода ко сну. Будить не нужно!

Питание. После года грудные кормления в основном ночью с 4 до 8 утра (может быть почти непрерывное сосание или с перерывами на глубокий сон). Днем может прикладываться мало, чисто символически, для чувства уверенности или комфорта, для кормления 1 –2 раза. Для ребенка сосание груди и еда со стола разные вещи. Еда со стола – копирует взрослых, пытается наедаться.
Организация еды:
Стремится сидеть за столом, как взрослые, на таком же стуле, с теми же приборами. Во время еды всё разбрасывают, пытаются есть ложкой, вилкой, берут рукой, кладут в ложку, насаживают на вилку, едят руками.
Может наедаться сам. Если не наедается, устает бороться с едой, тогда можно докормить. Важна самостоятельность малыша, нельзя замещать его действия своими. Для малыша должен быть интересен процесс поглощения еды. Не отвлекать его игрушками, книжками, телевизором и прочим!

Во время еды должны двигаться. Малыш подбегает к маме, съедает кусочек или ложку чего-нибудь, отбегает и возвращается за следующей.

Естественные отправления.
Все, что связано с естественными отправлениями, связано с развитием сексуального поведения. Учится контролировать. Для ребенка важно выяснить, как это происходит. Хочет все делать сам и там, где считает нужным. Важно не мешать, не ругать.
Ночные мочеиспускания контролируемые. Мочеиспускание может быть случайное в зависимости от фазы Луны (один раз в месяц), и других атмосферных явлений. [Полный контроль за функцией к 3 годам, даже когда болен]. В чужих местах не писает, терпит до дома, до подхода к дому (места уже свои), может терпеть 6 –10 часов. Какать может стоя (1г.1м.).

1 год 2 месяца

Моторное развитие. Все тоже маленькое бедствие. Хорошо подтягивается на руках, взбирается на все. Возрастает темп ходьбы. Осваивает спуск со стула. Иногда зависает на краю стула – надо показать ножке, где пол.

Освоение пространства. Знает название и расположение всех комнат и мебели в квартире, доме (во дворе – всех построек) и все предметы, которые могут лежать там. Очень хорошо знает, где расположены области неисследованного пространства, и старается обязательно выяснить, что там. (Если эти области должны остаться неисследованными, то малыша необходимо переключать, сделать области физически недоступными.) Необходимо оберегать в тех местах, где проявление познавательского интереса может плохо закончиться. Изучает свойства предметов, подвижность предметов. Изучает свойства воды – жидкость, течет, можно бултыхаться, булькать, купаться.

Психоэмоциональное развитие и интеллект . Перестает сосать руки, тащить в рот предметы, лизать. Проявляет настойчивость, ругается, если что-то делают по его мнению неправильно. Перестает ощупывать лица взрослых. Целуется, проявляет нежность.

Речевое развитие . Порывается что-то сказать, сообщить впечатления, большое желание что-то сказать. В этом возрасте может прибавить 10 слов к активному запасу или может сказать первое слово. Если ребенок молчит, но у него нормальный пассивный словарь, он может заговорить в три года и это тоже норма. Не понимает смысла распространенных предложений. Простую речь понимает очень хорошо. Просьбы выражает криком, т.к. не способен регулировать громкость речи. Очень выразительны жесты, их трудно не понять.

Книги и чтение. Некоторых не интересуют вообще. Интересно уже не рвать, а рассматривать. С удовольствием слушают 4х строчные стишки.

Подражательное поведение. Учится вытирать после себя лужицы. С пристрастием следит, если что-то сделали за него, надо все вернуть и сделать правильно ему самому. Участвует в уборке, вытирает пыль, стирает в ручную и в стиральной машине. Сознательно подражает действиям взрослых. Жестовые стереотипы. Набирает форму поведения из поведения взрослых. Очень консервативны. Если сохраняет нежелательную форму поведения – с ней придется бороться много лет. Поэтому, если ребенок впервые демонстрирует нежелательную форму поведения, на нее не надо отвечать, должно быть ясно, что такие действия к результату не приводят.

Самодостаточность и место в иерархии. Самодостаточное и целостное существо. Отстаивает себя как личность.

Питание . Дробные приемы пищи по чуть-чуть! Способен жевать почти постоянно! Режима питания быть не должно! На 4 разовое питание выходят к 3 годам. В 1год 1 месяц можно выделить 4 основных приема пищи, когда ест немножко большие порции, чем обычно: завтрак через 30минут – 1 час после пробуждения, перед дневным сном полдник, после сна - обед, ужин – перед сном. Голодным спать не должен и не будет.

МАМА – ПАПА РЕБЕНОК (отдельно)
РЕБЕНОК(вместе с мамой)

Бабушка – грандмама (подчиненная, менее динамичная, функция защиты)

Дети (до 12 лет) – подчиненные: в этой группе малыш может вести себя как мама, распоряжаться, наводить справедливость, с его точки зрения. В этом случае старшие дети должны звать маму или отнести малыша к маме. Последнее слово только за мамой.

Подростки – отдельная группа, с точки зрения малыша, находиться в доме не должны, относится к ним с опаской, при необходимости от них спасает папа (т.к. его функция – защита вне дома).

Когда делает что-то впервые – оценивает реакцию взрослых. Делает что-то, чтобы вызвать реакцию. Необходимо для выработки ориентиров. Если реакция понравилась действие будет повторено. Реакция должна быть нейтральной! Без оценки личности! Если поколебать самоуверенность, будет что-то предпринимать, чтобы его похвалили, вернули уверенность. К этому возрасту знает все запреты. Добытый предмет прячет за спину и пятится. Чтобы не приходилось отбирать, не должно быть запретов и должна быть физическая недостижимость.
Способен выполнять просьбы и поручения. Кладут вещи на место. Приносят – уносят. Необходимый предмет приносит с третьей попытки не потому, что бестолковый, а потому, что первые два предмета больше нравятся. Выполняет просьбы не обращенные лично к нему. Демонстрируют нужность. Хохочут, когда что-то получилось.

Ковыряют пальцем в носу, перестанут, когда наковыряются. Не должно быть неадекватной реакции!

Физиологические явления и уход . Может отказаться от молочных продуктов. Вообще избирательно относится к продуктам, может быть категорический отказ от некоторых. Если настаивать, то не будут есть никогда. Пристрастие к сладостям, в этом возрасте необходимо для развития ЦНС (повышенная потребность в глюкозе). После сладкого спокойно едят другую пищу. Любят мясные продукты, копчености (лучше домашнего копчения). Любят острое (чеснок, лук, пряности), могут есть соль, лимон.
Мочеиспускание и дефекация. Показывает, где сделал лужицу или кучку. Если спросить, пойдет и покажет.

1 год 3 месяца.

Моторное развитие – бегают по кругу, кружатся (развитие вестибулярного анализатора), необходимо прикрывать углы.

. Начинает рисовать, проверяет, что как пишет. Удобнее всего – большой лист на полу, чтобы мог сесть на лист. Краски – пищевые красители, т.к. пробуют на вкус. Можно давать кисточку, в начале рисует кисточкой, потом откладывает, рисует руками и ногами. Давать один цвет, краски менять, постепенно выберет любимые цвета.
Появляется оправдательное поведение (если застают за тем, что делать нельзя, делает вид, что он тут не при чем).
Быстрая ориентация после пробуждения.

Продолжают совершать запрещенные действия для проверки поведения окружающих, такие проверки носят более упорядоченный характер.

Познавательное поведение. Вода булькает, набирают и выпускают, выливают. Пьют воду из ванны, сосут губку, щетку. Малыш делиться своими открытиями, его радость необходимо поддерживать.

Речевое развитие. Активно исследует рот, щупает руками (подготовка к произнесению слов). Общение – зовет с собой, ведет, взявшись за юбку, брючину. Перестают намеренно рвать книжки.
Поведение исследования: следует за мамой, осознанно и деловито, играет рядом с мамой. Бегает с мамой в туалет.

Мочеиспускание и дефекация . Если хочет покакать, то позволяет себя высадить на горшок. Писает самостоятельно, предпочитает на мягкое, писает и смотрит, как.

1 год 4 месяца.

Моторное развитие. Продолжает кружиться вокруг своей оси, ходит на пальчиках.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Вытирают руки, если испачкаются, моют руки. Любовь к порядку, возмущаются, если что-то не на месте. Требуют, чтобы подняли высоко для обзора. Формы поведения перенимают те, которые не видели раньше. Выполняют 70% просьб взрослых. Очень правильные.

Уход и питание
Перестает есть все подряд вместе с мамой. Отказывается пробовать новое. Если видит, как это ест мама, то может попробовать, дня через три. Может захотеть попробовать, если что-то новое ест ребенок чуть старший и пытается спрятаться.

Начинает пить много воды. Запивает еду водой. Едят что-то одно, пока не наедаются.
Мочеиспускание – случаются единичные непроизвольные мочеиспускания во время сна (зависят от фазы Луны, изменения атмосферного давления, а также, когда заболевает, много выпьет перед сном.). Начинают бить рукой наотмашь. Не допускать неадекватной реакции! Надо уворачиваться, снимать с рук, говорить – “мне больно”.

1 год 5 месяцев.

Моторное развитие. Осваивает ступеньки, носит за собой подставку для доставания выключателей, полочек и т.п. Двигает стулья. Кружится, вертит головой, ходит на цыпочках.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. В этом возрасте может быть взрыв речевого развития. Прибавляет по 5-10 слов в неделю. Смешно и картинно обижается. Выбирает способ демонстрации обиды (обычно, как мама) и обижается и ждет ответную реакцию. Бьют по лицу и щипаются. Спустить с рук. Опасается страшилок, появляется страх.

Уход. Может самостоятельно сесть на горшок, чтобы пописать или покакать (бывает редко).

1 год 6 месяцев.

Моторное развитие. Развивается мелкая моторика, открывает краны, дверки, бутылки – свинчивает крышечки. Уверенно действует ложкой, вилкой. Больше не разливает содержимое, когда пьет из чашки.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие . Опять пристрастие к дырочкам, особенно к розеткам, любят вставлять заглушки.
Любят рассыпать крупы, соль, муку. Необходимо предоставить для него баночки с крупами, отсыпать в личное пользование.
Начинают опасаться темноты и понимать смысл страшилок. Считают, что громкие шумы и стуки производит какое-то существо. Нуждается в страхах и опасениях.
Знает все части тела и показывает. Знает по именам всех членов семьи. С удовольствием показывает предметы и картинки. Теперь показывает не то, что ему нравится, а то, что просят. Охотно выполняют поручения. Показывают, где предметы, которые потеряли. Пытаются подключиться к беседе, жестикулируют.

Уход и питание Стремится есть самостоятельно, полностью без взрослых, можно помочь доесть, но не начинать кормить! Горшок – в основном продолжает играть (надевает на голову и т.п.). Горшок должен быть обязательной частью интерьера!

1 год 6-8 месяцев.

Моторное развитие. Начинают плеваться со звуком тр-р-р. Издают шумные звуки, выдувая воздух через губы (подготовка к произнесению слов).

Психоэмоциональное развитие. Хорошо знают границу между запрещенным и дозволенным. Если очень хочется, найдут момент и влезут. Перед папой и мамой – демонстрация послушания. Может попросить маму отвернуться, чтобы пошалить, а она этого не видела.
Строгий голос – подвергается сомнению замечательность ребенка, залезает на руки и требует доказательств любви.
Мама может пообижаться. Затягивать игру в обиду нельзя.

Уход. Писает в теплом мягком месте, ”ставит метки” по квартире. Не настаивать на горшке!!! (насилие в приучении к горшку девочек – затруднение с раскрытием шейки матки в родах).

Могут прыгать со стола (5-10 раз и только с безопасной для себя высоты.)

1 год 9-10 месяцев.

Моторное развитие. Начинает меняться внешне, вытягивается, становится стройнее. Становится не “кругленьким”, а “длинненьким”. Тренируются в беге, должна быть возможность побегать.

Чтение. Любит книжки, самые любимые рвет и затирает. Поэтому, если стало ясно, что данная книжка – любимая, надо купить еще три штуки.

Психоэмоциональное развитие. Возрастают волевые качества,

способен выслушивать объяснения, если плачет, и даже может прекратить плач, после нуждается в тихом утешении. Ревностное слежение за порядком в доме.
Желания выходят за пределы возможного (примерно 1 месяц) – обилие каприз, обид, требований, хулиганства – договорится не получается, но нужно стараться.
Безсознательные страхи. Ребенок боится пушистых шариков, меха, пушистых вещей. Страхи не связаны с внешними событиями, а связаны с воспроизведением воспоминаний внутриутробного периода и родов. Страх можно победить, устранив его физически (выбросить, надежно спрятать и т.п.). Любимая вещь может стать страшной, т.к. в воображении ребенок ее оживляет и когда она оживает, становится страшной. Страх от вида акул, дельфинов на картинках, раскрытой рыбьей пасти.

Рисование. Активно развивает художественные способности – наскальная живопись и татуировка. Необходимо выделить кусок стены, заклеить белой бумагой, обоями наоборот, можно ограничить орнаментом. Для рисования на себе дать что-нибудь легко смывающееся, не ядовитое.

Уход. Жевание пальцев (чешутся задние зубы). Садится на горшок и сидит долго, с удовольствием, приносит с собой игрушки, книжки. Не надо сгонять!

1год 10-11 месяцев.

Физиологическое развитие. Засовывает руку в рот до рвотного рефлекса (примерно 1 месяц). Не заострять внимание!

Психоэмоциональное развитие. Начинает скучать по маме и папа, понимает, что уходят, переживает, что не взяли с собой. Уходить и приходить необходимо потихоньку (даже раздеться при возвращении лучше потихоньку т.к. ребенок увидев маму наконец, сразу хочет приложиться к груди).

Игры, игрушки. Нравится баловство, возня. Начинают играть с мячом, подражая взрослым. Играют вещами взрослых, могут начать играть игрушками (нужна безликая кукла).

Ухо и питание. Ест 4-5 раз (основные приемы пищи), со всеми за компанию, 5 раз дополнительно что-нибудь по чуть-чуть. Любит сладкое. Естественные отправления. Самостоятельно садится на горшок какать, перестает писать в укромных уголках и мягких местах. Можно сдать в чистку ковры и заказать чистку мягкой мебели.
Сон совместный, надо присыпать, может послушать сказку.

Бытовые навыки. Вечерний туалет каждый день, любит мыться, с мылом можно 1-2 раза в неделю. Начинает одеваться самостоятельно. Любят ходить на прогулку, во время прогулки переходят от одного объекта к другому, у каждого возятся, исследуют.

2 года.

Моторное развитие. Начинают прыгать на двух ногах, спрыгивать со стола, стульев. Бегают вприпрыжку. Спрыгивает сам или привлекает взрослых, делает многочисленные попытки.

Психоэмоциональное развитие. Если уже говорит – повторяет все, что слышит, слова, фразы. Повторяет жестикуляцию. Стремится к самостоятельности, все сам. Пересчитывает всех членов семьи. Если на прогулку пошли несколько человек, то малыш следит, чтобы никто не отстал, не ушел вперед, все должны идти кучно. Нельзя провожать с ребенком, все кто вышел из дома, должны вернуться (может быть сильное беспокойство, плач). В понимании малыша стая не должна разбиваться.

Уход. Чистит зубы, ест зубную пасту, чистит долго, с удовольствием (один тюбик на три чистки). Кладет все на место.

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Для малышей раннего возраста очень важно отстраненное внимание взрослых. Родители должны понимать желания малыша, но не мешать ему играть, поднимать вещи с пола, делать свои первые попытки кушать ложкой. В этом возрасте у детей развито желание подражать, поэтому от родителей требуется самодисциплина и самоконтроль.

Физическое развитие деток от 1 года до 2 лет

Ребенок на втором году жизни проявляет желание играть с разными игрушками. Так у малыша с раннего возраста развивается сенсорное восприятие, он может узнать свойства разных материалов и игрушек. Крайне важно, чтобы у детей раннего возраста были разные игрушки, такие как пирамиды, кубики, матрешки, дощечки с вкладышами, а также крупный конструктор с большими ячейками.

Чтобы развитие ребенка раннего возраста шло нормально, мама и папа должны направлять его. Показывайте малышу, как пользоваться совочком, как катать машинку, или же как бить молоточком. Под таким руководством у детей 2 лет лучше происходит сенсорное развитие. Малыш учиться распознавать предметы по цветам, формам и величинам.

Около двух лет у карапуза формируются первые бытовые навыки. Родители должны приучить детей умываться, раздеваться, приносить чашку и тарелку в мойку. Проследите, чтобы малыш приучатся к самостоятельности и порядку. Постарайтесь, чтобы в этом процессе участвовало и познавательное и физическое развитие. Стимулируйте ребенка к исследованию его вещей, квартиры. Пусть малыш открывает доступные для него ящики, разрешите ему там копаться.

Физическое развитие малышей к 12-18 месяцам уже удовлетворительное и к этому монету ребенок должен уметь:

  1. Проситься на горшок.
  2. Ходить и вставать сам.
  3. Пить из чашки и делать первые попытки кушать самостоятельно.
  4. Понимать, что требуют родители.
  5. Пытаться играть мячиком ножками.
  6. Копировать других детей и родителей.
  7. По просьбе родителей давать игрушку.
  8. Открывать ящики.

Если физическое развитие идет своим чередом, родители должны обратить внимание еще и на стимулирование моторики рук. Существует связь моторики с нервной системой, речью, памятью. Также в этой цепочке задействовано и сенсорное восприятие. Существуют простые и приятные игры, которые задействуют и сенсорное восприятие и производят стимуляцию моторики у крохи от года до двух лет.

Игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» научат малышей от года до двух лет сжимать пальчики, распрямлять из, хлопать в ладошки и при этом изучать тактильные ощущения от прикосновений взрослых.

Также для малышей раннего возраста будет интересна такая простая игра как разрывание бумаги. Тут обостриться сенсорное и познавательное восприятие, малыш будет крутить бумагу в руках, мять ее и рвать. Это будет дополнительная стимуляция мелкой моторики пальчиков, которая просто необходима для двенадцатого-шестнадцатого месяца.

Когда такие игры исчерпают себя, вы можете переключить на более интересные, но такие же полезные игры. Малышам в двадцать четыре месяца уже можно давать под присмотром мамы играть с крупными бусинками, нанизанными на нитку. Кроха будет перебирать бусы и будет происходить стимуляция моторики. В процессе игры также будет развиваться познавательное и сенсорное восприятие.

Малыш будет узнавать форму, цвет, гладкость или шершавость бусин, будет пытаться их перебирать или даже снять с ниточки. Такая простая игрушка сможет стимулировать сразу и центры, отвечающие за стимуляцию моторики, а также сенсорное и познавательное восприятие, что не может не повлиять положительно на физическое развитие вашего крохи.

Также в двадцать четыре месяца очень полезно давать карапузу играть с песком и крупами. Но для такого раннего возраста такие игры могут быть опасны, если оставить карапуза в одиночестве. Не оставляйте малыша с песком и крупами одного, тогда стимуляция моторики пройдет интересно и безопасно.

Психическое развитие детей от года до двух

У детей раннего возраста начинает развиваться память. Это проявляется в том, что у ребенка появляются воспоминания, например, он может начинать искать свои вещи, если мама расскажем ему, что будет прогулка по парку. Поощряйте такое развитие детей, чтобы малыш учится самостоятельности.

У детей раннего возраста уже должно быть немного развито логическое мышление. Мама может способствовать этому, предлагая ребенку от года до двух лет складывать домик или башню из кубиков. Также для развития моторики рук важно, чтобы малыш уже умел разбирать на части или ломать тот или иной предмет. Это проявление желание исследовать что-либо и это абсолютно нормально, если ребенку исполнился год.

Мышление малышей в год-два продолжает развиваться и теперь кроха раннего возраста учиться перемещать предметы, играть сразу с несколькими игрушками, изучает из свойства и скрытые возможности. Более того, в двадцать четыре месяца карапуз уже умеет обобщать по существенному признаку группы предметов. Также могут детки в двадцать четыре месяца иногда могут обобщить предметы ее и функциональному признаку.

Представляйте такие упражнения, где надо из представленных предметов выбрать все шарики в форме игры. В двадцать четыре месяца малышам доставляет удовольствие играть в такую игру, выбирая яблоко, мячик и воздушный шарик из ряда, где были еще кубик, треугольничек и зайчик. Для раннего возраста это хорошая и милая забава, которой можно увлечь карапуза.

В год-два у малыша могут быть свои особенности физического и психического характера. Родителям не стоит беспокоиться, так как это абсолютно нормально. Ребенок должен расти в спокойно обстановке, у него должно быть нормальное питание, он должен чувствовать любовь родителей. Тогда любые особенности сойдут на нет, если малыш отстает от сверстников от года до двух лет, то он быстро из догонит.

Развитие речи у малышей

У детей в год-два уже происходит становление и нормальное развитие речи. Малыш полутора-двух лет уже должен уметь говорить простые слова и знать по имени всех членов своей семьи. Также существуют неплохие игры для детей от года до двух лет, которые помогают в развитие речи.

К примеру, родители могут учить ребенка подражанию звуков. Рассказывать ему как говорят животные и просить повторить. Если же развитие речи идет быстро и нормально, то можно учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетания. Этот вариант игры можно сделать не только полезным, но и веселым.

Конечно же, научно доказано, что стимуляции речи способствует пальчиковая гимнастика, которая способствует также стимуляции мелкой моторики. Но если малыш не хочет заниматься ничем из вышеперечисленного, то можно попробовать просто много с ним разговаривать. Так мама будет вести диалоги с ребенком и стимулировать развитие его речи. Очень полезно для речи деток от года до двух лет просить малышей, чтобы они изъявляли свои желания словами. Не предугадывайте желания карапуза, он должен стимулировать свой речевой аппарат, так развитие речи будет идти намного быстрее.

Разучивание и рассказывание стихов очень полезно для речи деток в двадцать четыре месяца. Постарайтесь выбирать коротенькие стихотворения и рассказывать их с интонациями и с выражениями. Это полезно и это поможет обретению красивой и правильной речи в будущем. Представьте эти уроки в форме игры, и ваш ребенок будет играть в нее с удовольствием.

В двадцать четыре месяца у малышей уже больше возможностей познавать мир. Кроху очень трудно удержать на месте, ему интересно абсолютно все. Если вашему крохе год-два, то постарайтесь помогать ему познавать мир. Обеспечьте ему нормальное питание, играйте с ним, общайтесь, старайтесь развивать его физически и психически. Этот период до двух лет быстро пройдет, и от месяца к месяцу вы будете замечать изменения в карапузе. Не упустите ни одного месяца из жизни вашего крохи.

Что еще почитать