Что такое личная карма человека. Что такое карма человека? Как узнать карму человека? Эффект резонанса и громовых разрядов

санскр.) - согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, "труд"; в широком смысле - сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной причинности создает предпосылки для нового, последующего существования определенного рода сущности и определенной судьбы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАРМА

санскр.), камма (пали;букв.-действие, обязанность, деятельность). Согласно тхераваде - любые моральные (кусала) и аморальные (акусала) волевые намерения. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления к-рого полностью осознал только Будда. В конструировании К. главная роль принадлежит мысли, т. к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Поэтому в абхидхармич. (см. Абхидхарма) лит-ре тхеравадинов осн. внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется на два вида: моральное и аморальное, к-рые в свою очередь делятся на 12 типов аморального сознания и 17 типов морального сознания. Эти 29 типов сознания называются К., т. к. их эффект проявлется автоматически, независимо от внешних обстоятельств. 17 типов морального сознания складываются из 8 типов сознания, присущего чувственному миру, 5 типов сознания, характерного для мира форм, 4 типов сознания, характерного для мира без форм. 8 типов неземного сознания (локуттара) не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены на искоренение ее. В этих типах сознания доминирует фактор мудрости (праджня), в то время как для мирского сознания характерно волевое желание (четаня). Однако все типы сознания обусловлены К.: первые 12 типов аморального сознания активно производят негативную К.; 17 последних типов улучшают позитивную сторону кармы, к-рая содействует достижению просветления.Согл. закону зависимого происхождения, причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей и явлений. Любые желания, порожденные «я», сконструированным из скандх, производят К., воздаяние к-рой проявляется как в этой жизни, так и в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы о перерождениях Будды и его учеников. Напр., хотя Будда полностью уничтожил свою К., он умер в результате отравления пищей. Согл. будд. традиции, Будда знал все, в т. ч. и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он не противился своей судьбе, или К., последнее действие к-рой должно было проявиться в его отравлении. Его ученик - Маудгальяна, достигший просветления, был избит до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием за его прошлые, пусть весьма отдаленные во времени, мысли и дела, порожденные его ложным «я». Все учения буддизма, в том числе тхеравада, акцентируют внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах деяний, ведущих к хорошим последствиям. К 10 темным деяниям, или к темной дхарме (учению), тхеравада относит три физич. поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством. Кармические последствия убийства: краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу утраты или потери достигнутого, постоянный страх. Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость от житейских обстоятельств. Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз с нежелательными женщинами и мужчинами, возрождение в качестве женщины или евнуха. Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия и т. п. Клевета ведет к утрате друзей. Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение у других. Недоброжелательность порождает уродства, многочисл.болезни.отвратительный характер; жадность карается тем, что в следующей жизни не исполнится ни одно из желаний. 10 светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются: великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы, распространение ее, следование правильному учению. Кармическое следствие великодушия - здоровье; нравственных поступков - рождение в благородной семье; медитация открывает путь в мир форм и мир без форм, помогает постигнуть высшую истину и достичь освобождения; почтительность принесет радость родителям; услуга обернется большой свитой; приписывание своей заслуги другому - гарантия изобилия в будущей жизни; умение радоваться успеху других приведет к собственной славе; слушание и распространение дхармы порождает мудрость;следование правильному учению обеспечит постоянное счастье. Как процесс формирования и проявления К. нельзя представить без идеи непрерывной цепи перерождений живых существ, так и идея перерождения оказывается несостоятельной без кармической концепции. Согласно учению тхеравады, действие закона зависимого происхождения распространяется на все уровни, куда существа попадают в зависимости от своей К. Ортодоксальность ранней тхеравады проявлялась в чисто формальном истолковании всех канонизированных положений учений, комментариев к ним, дисциплинарных правил, т. е. в слепом отношении к букве палийского канона (см. Типитака). Религ. концепция этого направления базировалась на представлениях о жизни Будды как о непрерывной цепи перерождений, на идее последоват. улучшения К. человеком, к-рый следует предписаниям палийского канона и ведет образ жизни, соответствующий срединному, или восьмеричному пути. В процессе своего развития эти представления перешли в идею накопления заслуг, на основе к-рой формировались взаимоотношения между сангхой и мирянами. В. И. Корнев

Отличное определение

Неполное определение ↓

0 Новички попадающие в интернет, и начинающие здесь свои первые шаги, обнаруживают множество терминов смысл которых им до конца не ясен. Подобное обстоятельство заставляет людей Гуглить в поисках нужной информации, в надежде расшифровать непонятное слово или фразу. На нашем сайте к счастью для вас вы сможете найти ответы на ваши вопросы, написанные в простой и доступной форме. Поэтому рекомендую добавить данный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы всегда "держать " нас под рукой. Сегодня речь пойдёт об довольно сложном понятии, это Карма, что значит вы сможете прочесть немного ниже.
Однако, перед тем, как вы продолжите, я бы хотел посоветовать вам ознакомиться с ещё парой полезных публикаций по тематике наука и образование. Например, что значит Ипостась , что такое Аспект , кратко о Кельтских богах , что означает Кощунство и т. п.
Итак, продолжим, Карма значение ? Этот термин был заимствован с санскрита कर्म, что можно перевести, как "труд", "дело", "действие ". Сегодня это понятие преимущественно используется в интернете на различных форумах и социальных сетях. Например, "плюс в карму"; "100+ к карме"; "1000+ в карму " и т. п.

Карма в интернете - это аналог репутации, на некоторых форумах имеется своя система кармы, то есть комментарии можно плюсовать или минусовать, что прямым образом отражается на карме / престиже оставившего сообщение.


Люди настолько привыкли, что можно везде плюсануть комментарий, что на ресурсах, без поддержки этой системы, стали просто оставлять сообщения, например "+1 ", что означает одобрение или "+5 ", что показывает что пост очень сильно "зашёл".
Соответственно, карма в интернете предназначена для того, чтобы люди писали по настоящему толковые комментарии, которые должны понравится большинству. Однако, как показывает практика, даже небольшие и ироничные посты способны принести человеку огромный плюс в карму. Поэтому, чтобы вас не заминусовали, просто следите за "базаром", и старайтесь быть корректными и вежливыми.

Карма в науке и религии

Карма в философии - это некая сила, которая управляет всем, и прямо поддерживает закон причины и следствия либо нравственную причинность.


Карма в религии - это буддийское верование, которое заключается в том, что не только вся судьба, но и характер каждого человека есть следствие его действий, совершённых им в прошлой жизни.


Закон кармы контролирует реализацию последствий действий человека, как негативных, так и положительных, что должно сподвигнуть индивидуума стать более ответственным, за все удовольствия и боль, которые она ему приносит. Это важная часть многих религий, таких как индуизм и буддизм.

Считается, что теория кармы является продолжением третьего закона действия и реакции Ньютона, где каждое действие любого рода, включая слова, чувства, мысли, совокупность нашего бытия, в конечном итоге будет иметь ответную реакцию, тем же самым типом энергии, возвратившимся к тому, кто его вызвал. Это означает, что абсолютно ничего не существует, что не соответствует закону причины и следствия. В масштабах Вселенной это подразумевало бы абсолютный детерминизм всех действий, чувств, мыслей и событий в прошлом и в будущем, если бы текущее состояние Вселенной было бы известно полностью.

С точки зрения духовного развития, Карма - это все, что сделал, делает и будет делать человек. Карма не о наказании или награде, она заставляет человека отвечать за свою жизнь и то, как он относится к другим людям.

Теория кармы - это большая вера в индуизм, айяважи, сикхизм, буддизм и джайнизм. Все живые существа несут ответственность за свою карму, их действия и последствия этих действий.


Карма как действие и реакция: если мы проявим доброту, мы пожнём добро.
Карма - это универсальный принцип причины и следствия. Наши действия, как хорошие, так и плохие, возвращаются к нам в будущем, помогая нам учиться на уроках жизни и становиться лучшими людьми. В религиях, которые включают реинкарнацию, карма распространяется и через настоящую, а так же всю прошлую и будущую жизнь.

Карма - это в основном энергия. Один человек выбрасывает энергию через мысли, слова и действия, и она со временем возвращается, через других людей. Карма - лучший учитель, заставляющий людей сталкиваться с последствиями своих действий, и таким образом улучшать и совершенствовать своё поведение или страдать, если они этого не делают. Даже суровая карма, когда она встречается в мудрости, может стать величайшей причиной духовного роста. Покорение кармы заключается в умственном действии и неэмоциональном ответе.

Примеры кармы

Процесс действия и реакция на всех уровнях - физическая, ментальная и духовная - это карма. Нужно обратить внимание на мысли, потому что мысль может сделать карму - хорошей, плохой и смешанной.

"Я говорю вам добрые слова, и вы чувствуете себя мирно и счастливо. Я говорю вам грубые слова, и вы становитесь раздражёнными и расстроенными. Доброта и суровость вернутся ко мне, через других, в более позднее время. Я даю вам то, что вернётся ко мне позже".

«Архитектор мыслит творчески и продуктивно при составлении планов для нового здания. Но если бы его мысли были бы деструктивны и злы, он не смог бы быстро выполнить какую-либо положительную задачу, даже если бы он этого очень хотел».

Карма в индуизме

Индусы рассматривают время как круг, поскольку всё мироздание идёт по кругу. Карма - очень справедливый закон, который, как и гравитация, относится ко всем совершенно одинаково. Закон кармы ставит человека в центр ответственности за все, что он делает, и за все, что с ним твориться. Понимая, как работает карма, индусы пытаются жить добродетельной жизнью. Это называется дхармой.

В индуизме есть три типа кармы :

санчита карма, общая сумма прошлых, ещё не решённых карм;

Прарабдха карма - это та часть кармы санчиты, которая должна быть испытана в этой жизни;

Криямана карма - это карма, которую люди создают в настоящее время, и которая принесёт плоды в будущем.

Роль божественных сил


Карма считается одним из естественных законов ума, так же как гравитация - это закон материи. Подобно тому, как Бог создал гравитацию, чтобы навести порядок в физическом мире, он создал карму, как божественную систему правосудия, являющуюся самоуправляющейся и бесконечно справедливой. Она автоматически создаёт соответствующий будущий опыт в ответ на текущие действия.

В индуизме существует несколько разных взглядов на роль божественных существ. В этой религии многие видят, что божества или дэвы играют какую-то роль. Другие индуисты, такие как Мимамсаки, отвергают такие понятия и видят, что карма действует независимо, учитывая естественные законы причинности, достаточные для объяснения последствий кармы.

Некоторые интерпретации «Бхагавад-гиты » предлагают промежуточный взгляд, что карма является законом причины и следствия, но Бог может смягчить карму для своих преданных сторонников. В «Бхагавад-гите» говорится, что только карма, которая совершается с чувством диверсии и с привязанностью к самой карме, может вызвать, как положительную, так и негативную реакцию. Карма, которая совершается с чувством долга, и без привязанности к результатам, не создаст никакого эффекта и не приблизит её к Богу.

Другая точка зрения гласит, что Сатгуру, действуя от имени Бога, может смягчить или выработать некоторый негатив из кармы ученика.

Прочтя эту небольшую, но весьма познавательную статью, вы наконец выяснили, что значит Карма в интернете, философии и религии. Теперь вам будет гораздо проще, и вы даже сможете объяснить смысл данного понятия своим знакомым и родным.

Согласно другой точке зрения, компетентный гуру , действуя как представитель Бога, может по своему усмотрению частично освободить ученика от его кармы .

Индуизм

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавадгите », являющейся частью эпоса «Махабхарата ». Один из главных героев эпоса, Арджуна , готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна , играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах. Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра .

Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата , деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой - люди действуют в соответствии со свободой воли , создавая свою собственную судьбу. Согласно Ведам , если мы сеем добро - мы пожнём добро; если мы сеем зло - мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний .

Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы . Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции - карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.

Толкование кармы в разных философских школах индуизма

Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика ) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом - Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта - добродетельная и греховная карма определённых живых существ - не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, - это Бог.

В некоторых других системах - таких как санкхья и миманса - закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.

Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким - хорошим или плохим - результатам в жизни индивида. Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к получению определённых благ в следующей жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше . С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.

Буддизм

Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях :

  1. Плохие действия приносят плохой результат;
  2. Плохие действия приносят хороший результат;
  3. Хорошие действия приносят хороший результат;
  4. Хорошие действия приносят плохой результат.

Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерождений)», которые необходимо принимать во внимание . Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения .

В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни - с жестокостью, уродство - с гневом, а бедность - с завистью и жадностью .

Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях .

Гностицизм и христианство

Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.

Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы .

Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. В качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии .

Оккультизм

Тема освобождения от кармы - это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования. Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы «Божьей Воли». Буквальное «освобождение от кармы» невозможно в принципе, как невозможна в природе пустота .

См. также

Примечания

  1. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму . Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
  2. Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  3. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II , at 217-225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
  4. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
  5. Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi , Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
  6. Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple
  7. Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma Архивная копия от 22 апреля 2008 на Wayback Machine
  8. Sant Kirpal Singh GodMan - Богочеловек 1971
  9. Sant Kirpal Singh THE WHEEL OF LIFE - Колесо Жизни 1971
  10. Пьер Франко Марченаро, Путь Духовности 50,66 (Центр Человека, Кишинев, 2003) ISBN 9975-9663-8-1
  11. E.g. , Compare with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  12. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217-225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
  13. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1 .
  14. Goyandaka J, The Secret of Karmayoga , Gita Press, Gorakhpur
  15. , с. 362.
  16. , с. 363.
  17. , с. 361.
  18. , с. 364.
  19. J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
  20. Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments
  21. Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence), ISBN 0-911274-34-0 ,1909.
  22. Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question nº89: The Essence of Christianity), ISBN 0-911274-90-1 , www2
  23. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с. 798
  24. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.469
  25. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.802

Литература

На русском языке

  • Карма // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат , 1985. - С. 195-196. - 512 с. - 200 000 экз.
  • Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета . - Улан-Удэ: БГУ , 2010. - № 14 . - С. 5-10 . - ISSN 1994–0866 .
  • Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета . - Улан-Удэ: БГУ , 2011. - № 14 . - С. 210-215 . - ISSN 1994–0866 .
  • Кэрролл Р. Т. Карма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий . - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 672 с. -

Чем не является карма

Похоже, большинство людей считает, что карма - это судьба или жребий, но ничего более далеко от истины нельзя себе и представить. Согласно широко распространенному мнению, судьба или жребий - это неизменная предопределенность жизненных обстоятельств (обычно негативного характера). Естественно, многие отвергают такое зловещее предположение. Отвергаю его и я. С оккультной точки зрения карма изменчива и изменяема.

Многие думают, что вместе с верой в карму вы должны принять и идею реинкарнации . Это тоже неверно. Конечно, идея реинкарнации логически вытекает из представлений о карме. Но вам вовсе не обязательно верить в реинкарнацию для того, чтобы понять карму (в частности, вашу личную), или для того, чтобы это понимание оказалось полезным для решения различных проблем и для жизни здесь и сейчас. Мы вполне можем начать с применения идеи кармы к этой единственной жизни.

Что такое карма

Согласно оккультному и метафизическому определению карма означает "причину и следствие", в частности те из них, которые выстроены нашими мыслями и действиями. Иными словами, мы сами создаем свою жизнь . Это значит, что мы были, есть и всегда будем полностью ответственны за все, что происходит в нашей жизни.

Это значит, что не стоит говорить, будто "с нами что-то случилось", мы сами сделали так, что это произошло. А если создается впечатление, будто что-то случается с нами, значит, мы сами, сознательно или бессознательно, решили относиться к своей жизни таким образом. Обычно этот выбор бессознателен. Мы просто согласились с общепринятой точкой зрения на происходящие в мире процессы. Согласно этой точке зрения все, что "случается" с людьми, обусловлено действием некоей внешней силы - Бога, обстоятельств, везения, случая и т. д. Наш выбор - жить в соответствии с этой точкой зрения. Такая жизнь препятствует осознанию того факта, что мы сами эту точку зрения выбрали , хотя и подсознательно. Такая жизнь мешает нам осознать, что все может быть иначе.

Если мы сами однажды выбрали точку зрения, согласно которой мы живем, то мы можем так же легко эту точку зрения изменить. Но на этот раз наш выбор должен быть сознательным . При желании, мы можем поверить даже в то, что сами решили родиться и прожить эту жизнь. Вы можете принять этот абсолютно новый подход к жизни либо как абсолютную истину, либо как одну из гипотез, и все равно это вам поможет в жизни . В любом случае, новый выбор обозначает сдвиг восприятия.

С точки зрения кармы, случайностей и совпадений не бывает . Никто нам ничего не делает, если мы ему этого не позволяем (или не поощряем). Люди не приходят в нашу жизнь случайно. Мы притягиваем их к себе, приглашаем в свою жизнь либо прямо ("Давай пообедаем вместе", "Не будем терять друг друга из виду", "Выходи за меня замуж"), либо косвенно, создавая условия, которые стимулируют и питают привычные нам взаимоотношения, складывающиеся у нас с другими людьми. Но, безусловно, у людей, которые встречаются нам в жизни, тоже есть своя карма, и если люди решают нас покинуть, мы не можем их остановить, а если они решают остаться, то тем самым делают свой вклад в кармическое взаимодействие. Если карма двух людей "переплетается", то их взаимоотношения складываются довольно быстро.

Некоторые события могут казаться случайными, но при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что сами подготовили для них почву. Мы либо сами создаем каждый случай, либо притягиваем его к себе, либо участвуем в его подготовке. Совпадения тоже никогда не бывают случайными. Как говорит Юнг, они "значимы" (т. е за каждым совпадением стоит некий глубинный смысл).

Пасовать перед ситуацией - значит добровольно решить сохранить ее навсегда, даже если это решение подсознательно (а часто именно так и бывает). Иногда это добровольно обретенная вера в то, что другого выбора нет. А концепция кармы подразумевает, что у вас есть очень широкий выбор, - возможно, более широкий, чем вы в состоянии себе представить (во всяком случае на первых порах). Никто, кроме вас, не создает вашу карму. Если вы предпочитаете верить во что-то другое, значит, такова ваша карма . По определению кармы, вы сами выбрали свою точку зрения.

Ваш выбор - причина. Следствие - результат этого выбора. Выбор в данном случае - это синоним слов "причина" или "создание". Карма по своей природе аккумулятивная , в том смысле, что причины и следствия накапливаются и действуют совокупно. Вы уже накопили много кармы, и этим определяется доступный для вас выбор. Конечно, когда вы работаете с кармой сознательно, вы можете просто выйти за пределы наиболее доступных вариантов выбора. Для того, чтобы преодолеть и трансформировать карму в более значительных масштабах, нужно понять концепцию реинкарнации.

Многие пословицы и поговорки представляют собой именно жемчужины кармической мудрости: "Что посеешь, то и пожнешь", "Не плюй в колодец - пригодится", "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет" и т. д.

Карма не подразумевает пассивности. Следуя кармической философии, следует признать, что: "Я сам создал все в своей жизни. В чем-то я участвовал, что-то выбрал, что-то привлек к себе, что-то сохранил. " Так как карма подразумевает активность, то следует далее признать: "Своим выбором, участием, созиданием я могу сейчас же что угодно изменить в своей жизни, в своей карме". Иными словами, у вас есть возможность создавать в своей жизни новые причины и получать новые результаты.

Если вы не отдаете себе отчета в том, что вы подсознательно создаете все в своей жизни, то ваша точка зрения - это очередная причина. А следствие в этом случае состоит в том, что вам кажется, будто все события происходят независимо от вас, что в них виноваты другие.

Карма и вина несовместимы

Если в том, что происходит в вашей жизни, вы вините кого-то другого, то таким образом отрицаете свою ответственность за собственную карму. На каком-то уровне вы участвуете во всем, даже если вы всего лишь поддаетесь чьему-то негативному влиянию на вашу жизнь. Или, может быть, вы продолжаете слишком сильно ощущать отрицательные результаты чьего-то влияния, хотя само влияние уже закончилось. Такое часто случается в результате негативных установок со стороны родителей, учителей и др. Но, не менее важно, принимая на себя ответственность, ни в чем себя не винить . Ответственность не синонимична вине, вина тормозит все жизненные процессы.

Для работы с кармой особенно важно:

  • Понимать, что вы сами создали и продолжаете создавать свою жизнь.
  • Понимать, что у вас есть возможность изменить ее к лучшему.

КАРМА — (санскрит — деяние). В широком смысле — общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.

Концепция кармы связана с представлением о реинкарнации, в соответствии с которой мысли и действия прошлой жизни оказывают влияние на настоящее. Так, некоторые философии полагают, что наша судьба есть следствие работы кармы. Действие кармы в восточной традиции осуществляется вселенной. В западной традиции грех наказывается Богом, то есть, получается аналогичная схема — причина/следствие.

Человек может подняться над законами кармы. Путём работы над собой человек может стать Буддой, т.е. стать освещённым (осведомленным/тренированным) — свободным. Буддисты молятся не человеку-Будде, а концепции «освещения». Будда для них — это освещение, просветление.

Вселенная даёт человеку всё необходимое (душу, жизнь, тело, пищу). Она же осуществляет контроль за исполнением ею задуманного. Представьте себе такую картину. Человеческий зародыш развивается в матке матери. Подходит срок родов, но он осознает, что, родившись, он должен заботиться о себе сам. Ему нужна пища, кров, одежда, защита, забота, и т. п. Получит ли он это в «том мире» ? Порассуждав так, маленький человек решает остаться жить в ней дальше. Его страшит тот, другой мир, в котором нужно заботится о себе самому. Так живет он на полном обеспечении, пребывая в неге, спокойствие и ласке. А тем временем организм матери старится, и она умирает. Естественно, погибает и ребенок в её чреве. Никакой процесс не может длиться бесконечно.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности в организме человека протекают большие и маленькие физиологические процессы.

Точно так же и во всей Вселенной действуют различные Силы, осуществляя контроль. Существует специальный надзор, который, подобно иммунной системе, следит за соблюдением целостности, гармонии и правильного направления развития. Силами, которые осуществляют контроль за порядком на планете и за деятельностью человека, управляют владыки кармы. Любая деятельность каждого человека записывается на «тонких» структурах космического пространства. Владыки кармы корректируют эволюцию каждого конкретного человека. Многим эти коррекции кажутся слишком суровыми, но на самом деле все они делаются только во благо.

Здоровье, общение и судьба

Всё, что касается здоровья человека, сконцентрировано в физическом теле и в 60 см вокруг него. Это личное, интимное пространство человека. Сфера общения простирается от человека примерно на 60 м. Её качество определяет черты характера. Область, в которой вершится судьба человека, может охватывать значительную часть общечеловеческого поля. Судьба некоторых людей вершится в разных частях света, среди иных народов и может затрагивать интересы огромных масс людей.

Направляющие усилия кармы, в первую очередь, пытаются затронуть поле, ответственное за здоровье человека, чтобы болезнь заставила человека задуматься, одуматься и измениться в правильную сторону.

Душу человека защищают малой бедой – ухудшением здоровья и возникновением болезней. Если человек игнорирует эти сигналы и продолжает порочную жизнь, то разрушаются структуры души и идёт более серьёзное наказание по линии общения и судьбы. И здесь важно подчеркнуть такую особенность. Некто «вылечил» человека, но если человек сам не осознал причин своих недугов и болезней, не пожелал их устранить и измениться, то информация болезней, вытесненная с линии (структуры) здоровья, будет перенесена на линию (структуру) судьбы. Человек начнет страдать по судьбе: болезнь всего лишь перенесена в будущее, перешла на полевые структуры родственников и детей.

Строение человека. Место кармы в организме

Человек имеет две составляющие: физическое тело и сознание. Как физическое тело, так и сознание имеют очень сложное, но гармонично сбалансированное строение. Обычное сознание – это жизненный опыт, приобретённый за одну человеческую жизнь, плюс обычная умственная деятельность человека в общении и труде. Надсознание – это жизненный опыт, приобретённый за все предыдущие жизни человека, плюс особая умственная деятельность. У обычного человека оно заблокировано и проявляет себя во снах и некоторых других, особых, состояниях.

С подсознанием дело обстоит несколько сложнее. Это сумма информационно-энергетических программ, которые были сформированы либо самим человеком в его обычном сознании, либо другими людьми, и забытыми, неосознанными «осели» в структурах полевой формы жизни. Обычное сознание их не воспринимает, но они тем не менее оказывают влияние на него. В подсознание «проваливаются» сильные эмоциональные переживания, откладываются программы, сформированные родителями.

Отсюда они могут обратно подниматься в сознание и мешать его работе. Они активизируются похожими мыслями, эмоциями, настроением, подталкивая человека к дурным поступкам.

Эффект резонанса и громовых разрядов

Вибрации и мыслеформы обладают свойством усиления от объединения с подобным им (эффект резонанса). Они резонируют с подобными «записями» в причинном теле человека, подталкивают его к совершению действия и вспоминаются через это действие в трёхмерном, физическом мире. Так осуществляется их разрядка. Зачастую получается так, что конкретная мысль реализуется в определённое действие не через того человека, который её произвел, а через другого, у которого от подобных мыслей «переполнилась чаша». Важно понять, что сами по себе вибрации и мыслеформы не могут осуществляться – им нужен проводник. И этим проводником в физический мир может быть только человек.

Для упрочения своего превосходства, защиты материальных интересов люди создают всё более мощную технику. Они зарабатывают себе на жизнь, кормят свои семьи. Всё вроде бы хорошо. Но, с другой стороны, идёт наработка кармы, которая со временем реализуется в соответствующие события. Всё оборачивается против создателей и производителей. Убийства. Террористические акты, аварии на промышленных предприятиях, несчастные случаи с “ни в чём не повинными” людьми – плоды ранее “посеянных” причин. Человечество не понимает скрытой пагубности научно- технического прогресса, поэтому урок повторяется во всё более ужасной и массовой форме.

Следы на песке и спящий бумеранг

Кармическая информация хорошо “оседает” и передаётся через предметы и вещи. И неизвестно, примет ли нового хозяина вещь или нет. Если примет, или человек переделает её под себя, – всё хорошо. Если нет, то можно ждать беды. Ношеные вещи, принадлежавшие ранее другому, могут передать новому хозяину болезненное состояние и судьбу старого. Подобным же свойством обладает мебель, помещения, строения, местности, и особенно произведения культуры и искусства. Животные и растения также включаются в круговорот кармы их хозяев. Если внутренний мир человека нам не виден, то внешнее его отображение можно увидеть и по нему судить о человеке, и даже о его судьбе.

Индивидуальная карма складывается из приобретённой в прошлых жизнях и наработанной в текущей жизни. Приобретённая в прошлых жизнях карма “лежит” и “дремлет” в полевой форме жизни, поджидая “свою” кармическую ситуацию, которая активизирует и приведет её в действие. Наработанная в текущей жизни карма образуется из одного источника – сознания человека, и зависит от черт его характера. Проявляя в той или иной кармической, бытовой, семейной и прочих ситуациях свои черты характера, человек либо гасит, либо нарабатывает карму в текущей жизни.

Человек совершил по отношению к Пространству проступок, но в дальнейшем своими благими делами вызвал благостное отношение к себе, и произошло ослабление кармического ответа за этот проступок. Такой вид кармы называется “ослабленным”. Наиболее типичный вариант кармического ответа, когда человек после совершения проступка через какое-то время ощущает на себе его обратное действие в виде невезения, ухудшения здоровья и т.п. Такой вид кармы называется «полностью развёрнутым”. И, наконец, существует вариант кармического ответа, когда процесс обратного воздействия откладывается из–за сложившихся (кармических) обстоятельств. Такой вид кармы называют “прерванным”.

Эстафета добра и зла по родовому каналу

Как карма может передаваться по родовой линии? Древние источники, а также “Агни–йога” утверждают, что жизненный опыт, накопленный человеком в течении жизни, после смерти человека никуда не исчезает. В посмертном существовании (в промежутке между смертью и новым рождением) душа обрабатывает его в целях своего духовного роста. В зависимости от качества накопленного опыта Владыки Кармы подготавливают поле деятельности для души с тем, чтобы она полнее могла его реализовать, раскрыть, отработать. Поэтому должны учитываться очень многие составляющие: эпоха, страна, окружающие люди, семья, и т. п.

Процесс родов – необычайно сильное переживание как для матери, так и для ребенка. Они должны проводится очень корректно, по возможности естественно и без насилия. Не должно быть никакой тревоги у принимающих роды, не надо пугать роженицу: всё это заложит патологические программы в подсознании ребенка. Заявления будущей мамы вроде: “ У меня ничего не получится! Мне страшно! Как мне тяжело Что будем делать!” и т. п. – проявят себя у ребенка, а то и у взрослого человека немотивированными страхами, неспособностью достичь поставленной цели, одержать бытовую победу, неуверенностью в себе, пасованием перед трудностями и многими другими “психологическими вещами”, расстройствами и болезнями.

Как нам известно, в силу кармической предопределённости человек рождается у тех родителей, карма которых соответствует его собственной. Родители, через которых мы появляемся, являются “местом выхода”, продолжающимся в последующих поколениях. Это понятие рода. Раньше род велся по материнской линии, ибо материнское лоно и есть “место выхода” каждого человека. Главное здесь — непрерывная цепочка преемственности: ребёнок, взрослый человек, старик. Старик умирает, взрослый становится стариком, ребёнок —взрослым, у которого рождаются дети, и т.д. Так вот, “место выхода” “помнит” информацию о семи поколениях людей. И если кто-то нарушил нравственные законы, то информация об этом по цепочке преемственности будет передаваться последующим поколениям.

Девочка имела очень суровую карму, рано осталась сиротой. Вышла замуж, возненавидела своего мужа (здесь сыграла роль заложенная в ней кармическая программа зла), но родила от него десять детей! Ни одного аборта. Мужа запилила так, что он наложил на себя руки. Один ребёнок умер в детстве. У всех остальных детей плохая судьба: мужчины спиваются, семейная жизнь не складывается. Продолжительность их жизни невелика и, как правило, жизнь трагически заканчивается. Страдают внуки – девочки как бы вскользь, а в мальчиков (достигших половой зрелости) “попадает” напрямую. Болеют непонятной, редкой болезнью. Зато сама бабушка, хоть и всеми позабытая и в плохих условиях, но живет девятый десяток лет! Она всё сбросила на детей!

Изменение кармы — ежесекундное исцеление Именем

Выбор имени для человека во многом повлияет на его судьбу. Когда родители выбирают имя ребенку, оно в виде определенной программы (своеобразного кода) закрепляется в полевой форме жизни человека. Имя может подходить и благоприятствовать человеку по жизни, оно может быть нейтральным, а может не соответствовать и коверкать судьбу человека. Особенно осторожно надо давать имя ребёнку в честь кого–либо (родственника, друга и т. п.). Называя ребёнка в чью–либо честь, вы делаете два дела: кармически связываете своего ребенка с тем человеком, в честь которого он назван, и подключаете его к эгрегору данного имени. Лучше всего называть ребёнка в честь святых, проявивших себя в данный день календаря.

Обида представляет собой мыслительную и эмоциональную деятельность в обычном сознании человека, которая образует определенный пакет программ. Пакет программ обиды может передаваться по линии рода. Сила обиды определяется энергетическим уровнем обижающегося человека. Чем он выше, тем сильнее мысли и эмоции “сворачивают” жизненную энергию полевой формы жизни в программу обиды. Не рекомендуется допускать мысли и эмоции обиды во время эмоционального подъёма: дня рождения, свадебного торжества и т. п. В этом состоянии обычное сознание образует самые сильные (а значит, вредные для здоровья, характера и судьбы) программы обиды.

Если человек, будучи в браке, до рождения ребёнка обижается на супруга, а тем более ненавидит его, то формируется программа на разлуку. Далее супруги могут помириться и забыть о размолвках, но программа остается и передается их детям. Дети становятся взрослыми, создают свои семьи. И вот здесь проявляется интересная закономерность. Если создается подходящая жизненная ситуация, либо имеются соответствующие черты характера, которые могут “зацепить” и активизировать программу разлуки, — семья распадается. Если их нет, то “дремлющая” программа переходит далее и далее, пока на ком-то не сработает. Это справедливо по отношению к любой другой программе. Одни дети её минуют, а другие попадают в неё.

Ненависть является сознательным и целенаправленным мыслительно–эмоциональным процессом, призванным нанести вред и уничтожить конкретный объект (человека и прочие). Этот процесс образует в полевой форме наиболее мощные программы уничтожения, которые распространяются по родовому древу на несколько поколений вперёд. Если супруга испытывает ненависть к мужу, мысленно и в словах желает ему зла, то в её полевой форме жизни сформируется программа на уничтожение. Эта программа за счёт привязки начинает разрушать того, против кого она создана. Одновременно она начинает разрушать и структуры полевой формы жизни самого создателя, если он не защищён или не может защититься.

Программа ненависти работает вяло, незаметно. Внешне проявляет себя в безрадостном отношении к жизни. Она является причиной пристрастия к алкоголю и наркотикам, делает блеклой семейную жизнь. Человек, имеющий в подсознании программу ненависти, уничтожения, неосознанно и немотивированно подталкивается ею к совершению опасного для себя поступка (например, драка, поножовщина на бытовой почве), не ценит свою жизнь и жизнь других людей. Он может нанести вред большому количеству людей, особенно тем, которые от него зависят. В конце концов, его самого может поразить какое–нибудь заболевание, связанное с упадком энергии, атрофией, стягиванием сухожилий.

Мысли о самоубийстве создают в полевой форме жизни программу самоуничтожения, к формированию которой могут приводить и мысли о нежелании иметь детей. “Осев” в подсознании, она подрывает здоровье и судьбу многих поколений. Подсознательная программа самоуничтожения внешне прорывается в провоцирующих её ситуациях и ведет к немотивированным преступлениям, убийствам и самоубийствам. Эта программа не только сохраняется в поле рода, но и набирает силу, подпитываясь энергией мыслей о самоубийстве детей и внуков. Зачастую случается так, что в роду один за другим люди уходят из жизни по собственной воле из–за проблемы, которая легко разрешима.

Мысли о самоубийстве чаще всего посещают человека в молодом возрасте из-за обид на любовной почве. Девушки – подростки и молодые женщины, как более чувственные и эмоциональные натуры, страдают от этого больше всего. Они вспыхивают, формируют программу самоуничтожения, а потом отходят и живут дальше. Но программа остаётся и деформирует полевые структуры в области головы или низа живота. Так женщина сама формирует себе будущие головные боли и гинекологические заболевания. Программа самоуничтожения будет “тлеть” до тех пор, пока женщина новым аналогичным процессом её не подпитает. Это может проявиться в нормальной семье после обиды на мужа, прерывания нежелательной беременности.

Закодирован на [не]счастье

Сейчас весьма широко применяются различное кодирование для избавления человека от пристрастия к алкоголю, от наркотической зависимости, курения, переедания. Стали применять обучение под гипнозом, вводить программы для похудения, и т.п.

В чем заключается вред подобного вмешательства? Любая информация должна вводиться через обычное сознание и в виде памяти находиться на своем месте. Если информацию вносят, впихивают, загоняют, минуя обычное сознание, она деформирует структуры полевой формы жизни, искажает общую циркуляцию энергии в ней. У человека через определенное время может расстроиться здоровье, а потом появиться заболевание.

Главная ошибка человека заключается в том, что он отождествляет себя с желанием и чувством. Дух, душа – это одно, а чувства и желания совсем другое. Чтобы обслужить желание, нужно дать ему жизненную энергию, впустить в своё сознание, позволить “пройти” по телу. Если всё это делается бессознательно, то программа желания, чувственного удовольствия становится настолько мощной, что человек только тем и занимается, что её обслуживает: он делается её рабом. Если душа человека достаточно развита и возвышена, человек владеет своими желаниями, чувствами и вещами, но не наоборот.

Бессознательная программа обиды на ранее любимое лицо (подруга на подругу, друг на друга), переданная по наследству, может привести к лесбиянству или гомосексуализму. Подсознание пытается подавить программу обиды тем, что повышает степень привязанности женщины к женщине, мужчины к мужчине. Гомосексуализм может возникать и как попытка восполнения умирающего чувства любви и привязанности одного человека к другому. По большому счету, человек должен любить весь окружающий его мир, всех людей, не делая никакого особого различия между ними, Чувство интимной близости составляет очень малую часть этой большой любви. Если притупляется или угасает подсознательное чувство всеобщей Большой любви, то как попытка её компенсации может возникнуть однополая любовь.

Отречение от родившегося ребёнка, мысленное нежелание иметь ребёнка и быть беременной, а также прерывание беременности, особенно на больших сроках; побуждение к прерыванию беременности не только в поступках, словах, но даже и в мыслях – отягощает карму. Это одинаково относится как к женщинам, так и к мужчинам, независимо от их возраста. Например, у женщины после аборта (либо после совета его сделать) может возникнуть киста яичника. Мужчина, который настаивает на аборте, получает “слабость” в области поясницы. “Слабость” выражается в поясничных болях, а может и в ранней импотенции, простатите или аденоме. Словесное, эмоциональное, мысленное желание уничтожить будущего человека – это нарушение главного закона жизни, за которое человек расплачивается своим здоровьем и судьбой.

Тайны «слабых» мест

Зная “слабину” человека – заложенную в нем программу зла, жизнь будет создавать такие ситуации, чтобы эта программа смогла проявить себя, “раскрыться” и была либо изжита, либо ещё более усугублена. Если человек сумеет принять, устоять, выдержать и не поддаться – карма снимется, испытания закончатся, урок проработан. Проблема снята, наступает очередь другого кармического урока. Какой он будет, знают только Владыки Кармы, но его надо будет смиренно принять, осмыслить и проработать. Далее наступит очередь других уроков, и всё повторится сначала. Только тогда, когда не останется в вашей полевой форме жизни никаких кармических узелков — вы созрели для Царства Небесного, сможете пройти “сквозь игольное ушко”, воплотившись в сознательное поле, дом которого вся Вселенная.

Что значит раскаяться, покаяться? Многие люди путают значение слова “раскаяться” с такими словами, как “угрызение совести”, “самобичевание”, “сожаление” о прошлом и им подобными. Если человек о чём-то долго сожалеет, переживает, корит себя, это означает одно – он мысленно создаёт вредную программу и своими переживаниями, эмоциями её питает, и она в дальнейшем будет мешать жить ему самому и перейдёт на его потомков.

Раскаяние означает процесс осознания вредности прошлых поступков и желания их загладить, исправить. Раскаявшийся человек перестаёт совершать вредные поступки, живет по-иному. К тому же, он стремится возместить ранее причинённый ущерб и своим трудом исправляет нанесённый кому-то или чему-то вред.

Запишите все свои слабые стороны и проблемы на бумаге и начинайте неторопливо работать. Первое – определитесь с основным вопросом: чего вы желаете, чего ждёте от жизни? Начните менять привычки. В первую очередь, избавьтесь от разрушительных и дурных привычек. Далее, надо начинать прорабатывать общение путем изменения отношения к окружающим людям, природе, событиям. Будьте терпимее, мягче, понятливее и сообразительнее. Развивайте в себе любовь к близким людям, постарайтесь оправдать и простить своих врагов. А главное, постарайтесь постоянно ощущать себя окруженными жизнью, любовью большого организма – Космоса. Отвечайте ему тем же. Во всем устраивайте Единство жизни и справедливости. Ощущайте физически эту любовь и отвечайте на неё тем же чувством.

Любовь, ответственность, спокойствие и труд все перетрут

В первую очередь, надо повысить самосознание и ответственность за собственное здоровье. Принять то состояние здоровья, которое вы имеете, без всякого ропота. Так как большая часть проблем (примерно 90%) со здоровьем возникает от особенностей образа жизни, проанализируйте его в первую очередь. Начните с самого простого: имеете ли вы дурные привычки, какое у вас мышление, распорядок дня, как, чем и когда вы питаетесь. Проведя подобный анализ и найдя ошибки, устраните их. Весьма желательно почистить свой организм. Если и дальше правильно придерживаться “технологии здоровья”, то большинство болезней и проблем со здоровьем исчезают, ибо они были порождены нездоровым образом жизни.

Спокойствие и невозмутимость человеческого сознания ценились во все времена. Это качество позволяло человеку осмысленно и разумно ориентироваться в любой окружающей обстановке и действовать с наибольшей эффективностью. Информационное действие органов чувств, логическое действие ума и памяти без подключения эмоций не позволяют образовывать разрушительные программы и вводить их в подсознание. Это прекрасная профилактика от дурной кармы. Человек может и должен вмешиваться в ход событий, сопротивляться им, исходя из своих личных интересов, но только без подключения эмоций. Анализируйте события, ищите пути разрешения, способы преодоления препятствий. Но только не подключайте эмоции. Действуйте спокойно в любой обстановке.

Работа с кармой требует осознания себя как духовного существа и принятия на себя ответственности за себя

За свои мысли и поступки. Принятие жизни и жизненных ситуаций такими, какие они есть. Размышление над жизнью, жизненной ситуацией и принятие решений на позитивную работу. Осознанная, целенаправленная работа.
Оценка проделанной работы и необходимые изменения. Далее последний процесс повторяется до получения результата.

>Если вы отрицаете судьбу и противитесь её ударам и сложившимся неприятным ситуациям, тем самым вы отрицаете Божию справедливость, посланную вам на благо.

>Если вы не осознаете себя как духовное существо и не возьмёте ответственности, то ни о какой кармической работе не может быть и речи.

Что еще почитать